FantLab ru

Андрей Кокоулин «Мастер осенних листьев»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

Мастер осенних листьев

Роман, год (год написания: 2018)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Роман взросления. Роман мастерства. Когда в местечко Подонье Саморского надела прибывают мастера, чтобы набрать учеников, жизнь тринадцатилетней Эльги Галкавы меняется безвозвратно. Неожиданно для себя она становится ученицей Униссы Мару, мастера листьев. Теперь ее жизнь — это дороги, уроки, усталость, боль в пальцах. И листья, листья, листья. Огромный сак с листьями. В то же время где-то на западе начинает свой поход еще один мастер. Мастер смерти. Встреча их, видимо, неизбежна.

Примечание:

Опубликовано в сети в 2018 году.


Лингвистический анализ текста:


Ожидает расчёта (~5 мин)...


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2022 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мастер осенних листьев
2021 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, знаете, такое ощущение, когда обложка книги настраивает на какой-то умиротворяющий лад, обещая уютную, добрую, лиричную историю. Обложка авторства Татьяны Веряйской к роману Андрея Кокоулина «Мастер осенних листьев», вся будто пронизанная последними тёплыми лучами осеннего солнца, — именно этот случай. И поначалу роман оказался именно таким, как я ожидал — тёплое, уютное повествование о молодой девчонке Эльге Галкаве, которая пошла в ученицы к Мастеру листьев Униссе Мару, постепенно перерастающее в историю взросления, становления и обретения мастерства. Магию для своего мира Кокоулин придумал воистину уникальную, никогда ранее не встречал подобного. В этом мире есть Мастера. К примеру, Мастера боя, или Мастера-лекари, но с ними-то всё понятно. А есть — Мастера листьев, чьё искусство заключается в способности составлять особые картины из листьев, называемые букетами, которые могут служить различным целям. К примеру, могут заставить человека стать счастливее, или напоминать ему о родных, или даже исправить что-то в его судьбе, подарив возможность решиться на какой-то шаг, отпустить прошлое, а то и вовсе обрести самого себя, найти цель своего существования. Мастерство это пользуется огромным уважением жителей Края, но вот идти в Мастера листьев люди не спешат. Всё дело в том, что разновидность любого мастерства поглощает Мастера полностью, не оставляя времени на обычную жизнь, потому что все его существо требует делать то, что он умеет — лечить, совершенствовать боевые навыки или же набивать, набивать, набивать один за одним букеты, забывая порой о времени, сне и еде...

Однако, при всей своей фантастичности, роман совершенно не похож на традиционное фэнтези. География мира описана скупыми мазками — есть процветающий, благополучный Край, в котором, благодаря именам и топонимам чувствуется что-то неуловимо родное, восточноевропейское, на севере раскинулись вполне себе узнаваемые тундра и тайга, на юге — жаркие страны и калифы, на западе — тангарийские степи, где время от времени вспыхивают военные действия. Никакой особой истории мира, уходящей в прошлое хотя бы на столетия тоже не наблюдается. Даже зверушек никаких фантастических нету!

Какие-то яркие приключения в романе тоже отсутствуют, потому что в центре повествования становление Мастера, перед которой ставятся всё более и более сложные задачи, но она раз за разом находит в себе силы принять правильные решения и исправить ситуацию, на собственной шкуре испытывая при этом, как бы банально это не звучало, радость побед и горечь разочарований. Авторский слог — великолепен, повествование медленное, размеренное, наполненное многочисленными яркими описаниями окружающей природы, в чём-то медитативное даже, но при этом читающееся с неослабевающим интересом. Одним словом, практически идеальный роман взросления о девочке, у которой, пусть и с трудностями, но всё получается!

И так продолжается почти четыре сотни страниц из пятисот, пока повзрослевшей Эльге, набравшейся за неполный год странствий мастерства, не приходится встретится лицом к лицу с таинственным Мастером смерти...

Финальная часть романа — беспросветный мрак и ужас, которому позавидовали бы иные мастера тёмного фэнтези и гримдарка. Причём, не только в плане общей кровавости происходящих событий, но и в плане психологии персонажей. Говорю это на полном серьёзе. Мастер смерти удался автору на славу... Человек, который внезапно осознал, что если у всего в мире есть Мастера, то отчего бы не постичь мастерство смерти? И здесь я вынужден напомнить, что любое мастерство постепенно поглощает человека всё больше и больше, требуя от него беспрестанно творить то, что он умеет, и не важно, что человек избрал мастерство смерти. Рассказывать хоть что-то о последней части романа — бессовестно спойлерить, поэтому просто намекну, что Мастер смерти довольно быстро понял, что не обязательно убивать человека сразу, целиком, и что смерти подвержены не только люди, но и вещи, и какие-либо душевные качества, и много чего ещё...

Роману — 10 баллов не раздумывая. Практически подростковый роман взросления, превращающийся буквально за десяток страниц в беспросветный мрачняк — такое нечасто встретишь. Дочитывал его глубоко за полночь, пока не перевернул последнюю страницу, а это о чём-то, да говорит. К финалу тоже претензий никаких — возможно, под каким-то определённым углом его и можно назвать счастливым, но вряд ли для кого-то из героев и дальнейшего существования всего описываемого мира его можно считать таковым. Действительно мощная вещь. Рекомендую.

P.S. Спасибо Вам, Андрей Алексеевич за отличную книгу! Вы смогли меня удивить! Очень хочется верить, что роман найдёт своего читателя, а я пока буду робко надеяться, что продажи книги издательство устроят, и мы увидим в серии «Дети Великого Шторма» переиздание романа «Северный удел» — один покупатель у книги уже точно есть.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маленькая Эльга спешит к постоялому двору, где собрались приехавшие в местечко мастера, и еще не знает, что судьба уже выбрала ее, настигла и поглотила без остатка. Судьба по имени «мастерство», не знающая ни жалости, ни пощады, ни покоя.

Кокоулин создал диковинный мир с необычной магией мастерства, сделав особый акцент на волшебстве, которое рождают мастера листьев. Листья... сорванные и сложенные в сак — дорожный мешок — листья шевелятся, шуршат и шепчут, ожидая, когда мастер использует их в букете и вдохнет новую жизнь. Одни букеты поднимают настроение, другие приносят мир в дом, третьи защищают от беды. Лучшие портреты способны повлиять на человека, отразить его душу и подтолкнуть к изменению своей жизни — вытаскивают из омута отчаяния, пробуждают волю к жизни, дают силы на смелое решение. Уникальные букеты и вовсе совершают чудо — примиряют враждующие селения, спасают от засухи целые города. Но мастерство берет с обладателя дорогую плату...

История начинается, как почти эталонное подростковое фэнтези со всеми обязательными атрибутами ученичества. Затем переходит в полноценное становление и взросление, где героиня учится брать на себя ответственность, обнаруживает, что не бывает идеального решения, делает первые шаги на пути к грандалю — вершине мастерства, когда человек приближается по могуществу к богу. И в последних частях история перетекает в мрачную психологическую прозу, из которой в финале проступает философская притча.

Итог: атмосферное фэнтези с взрослением и обучением героини, оставляющее горьковатое послевкусие.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга Андрея (после «Северного удела») и вторая «десятка», хотя книги абсолютно разные. Пожалуй, единственное, что похоже в книгах — необычное описание необычной магии. В этой книге магия кроется в листьях, а Магами оказываются люди, собирающие из них букеты. И эта магия работает не только в тексте, она захватывает и читателя, причем, плавно, аккуратно, но держит накрепко.

Книга, если можно так сказать, «теплая и ламповая». Что-то кроется во всей этой неспешной круговерти листьев, событий и взросления главной героини, переживающей за небольшой промежуток времени просто огромные жизненные изменения. Рассказывать только спойлерить, читается текст изумительно атмосферно и неспешно, заглянуть сразу в конец абсолютно никакого желания. Как на Олимпиаде — участие важнее победы.

Концовка может показаться жестковатой, но там и само противостояние каково — напротив Мастера Листьев Эльги Галкавы стоит сам Мастер Смерти, у которого смерть — обычное мастерство, которое есть суть самой жизни мастера. Там иначе и быть не могло.

В этой книге есть то, чего нет в большинстве современных романов хоть фэнтези, хоть чего еще — там есть жизнь и душа.

Крайне рекомендую, хотя, думается, книга «зайдет» не всем. Но уж кому «зайдет», тому сразу на «золотую полку».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная и необычная книга.

Пожалуй, начало может кого-то разочаровать: оно плавное, неторопливое, в нем нет особого волшебства, нет захватывающей динамики, насыщенных приключений... Просто растет и созревает молодой художник, потихоньку превращаясь из восторженной девочки в почти гения, практически полностью принадлежащего своему мастерству.

Это, в общем-то, реалистичное произведение, интересное в первую очередь своим точным психологизмом, эмоциональной насыщенностью и тонкой эстетикой. Я читала книгу кусочками перед сном — она успокаивала и умиротворяла. Но потихоньку от вялого любопытства я переходила все к большему погружению в судьбу этой девочки-подростка, тем более что жизнь ставила перед ней все более сложные и амбициозные задачи, а где-то вдалеке, словно надвигающаяся буря, зрела смертельная угроза всему этому незатейливому миру...

И созрела.

И мягкий, чуть приукрашенный магией реализм превратился в историю, насыщенную мрачной, тяжелой и кровавой фантазией. И одновременно все ближе к реальности подошли сюжетные повороты. К той реальности, где главные герои оказываются не героями и погибают не драматично, а сиюминутно, не то чтобы не совершив финального подвига — даже не получив ни шанса на попытку... Где чудо оказывается чудом не для этого мира и героине, по сути, приходится делать выбор — между всемогуществом и долгом. Где победа — это не триумф доброго волшебства и не яркий подвиг, а просто шаг из последних сил, награда за который — забвение.

Нет, это не сказка. Милая и красивая не-сказка вначале, жестокая и реалистичная не-сказка в конце. Не знаю, понравится она вам, нет? Но создал ее в высшей степени неоднозначный автор, пожалуй, один из интереснейших писателей, с которыми я познакомилась в последние годы.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большая часть книги действительно очень светлая и жизнеутверждающая, позволяющая с достаточным интересом наблюдать за тем, как, используя всего лишь силу листьев, девочка-подросток сместила равновесие мира на сторону добра. Овладевая секретами волшебного мастерства, Эльга достигла таких высот в своем творчестве, что менее чем за год получила статус мастера и пустилась в самостоятельное плавание по совсем неизвестному, сложному и одновременно хрупкому миру. А этот мир, лишившийся равновесия, сначала практически незаметно, а потом все более настойчиво слал сообщения о зарождающейся силе зла. И с этого момента встреча мастера осенних листьев и мастера смерти была предопределена всеобъемлющим желанием сил зла взять реванш за все доброе и светлое, что совершила Эльга. Две трети повествования представляют собой детское и подростковое фэнтези, так как силы зла в лице мастера смерти находятся где-то далеко в Серых Землях, а два крестьянских рода, которые примирила Эльга, в своей вражде ограничивались обидными словами и выкриками. Финал повествования меня откровенно разочаровал тем, что силы зла все же одержали кровавую победу, хотя и основной персонаж темной стороны был повержен. Оправдано ли то, что прожив год если не взрослой, то вполне осознанной жизни, Эльге всего лишь за две ночи пришлось отдать все свои будущие годы во имя спасения людей, которые при первом удобном случае очень быстро переметнутся на сторону зла? К прочтению книга обязательна хотя бы за огромное разнообразие эпитетов, которые автор подарил осенним листьям.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга. Удивляюсь, почему нет отзывов? Красивый язык, интересная, необычная история. Живые герои и удивительный мир. Слог мне напоминает ранних Дяченок, невозможно оторваться от чтения.

Рекомендую также обратить внимание и на другие книги автора, плохих работ у него нет.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор пережестил концовку. 90% книги годится на возраст 5 лет, финал 18+. Понятно, «художник так видит» и всякое такое, но...

Язык отменный, но еще одно «НО». Сложилось впечатление, что Северный удел писал другой человек.

Обе книги безусловно интересны. Почему не читают Листья — понятно, а почему не стал культовым Северный удел — загадка, бо книга покруче некоторых произведений П.Корнева.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волшебная история. Произведение о котором вспоминаешь всю жизнь.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающая книга, причем без лихо закрученного сюжета. Почему-то, вызвала ассоциации со « Спокойным достоинством безмолвия» Ротфусса. Мастерски написана.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх