FantLab ru

Александр Кацура, Валерий Генкин «Лекарство для Люс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.41
Голосов:
97
Моя оценка:
-

подробнее

,

Лекарство для Люс

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Люс больна. Ее отец отправляется в будущее за лекарством, но попадает в прошлое, как ему сперва показалось.

Входит в:



Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

 Сборник научной фантастики. Выпуск 28
1984 г.
Похищение
1991 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень нравятся произведения-«матрешки», т.е. такие в которых присутствуют не просто острые сюжетные повороты, но в определенный момент сюжет кардинально меняет своё русло и читатель понимает, что до этого автор умело его мистифицировал, и окружающая реальность на деле выглядит совершенно иначе. В качество примера можно привести многое из творчества Ф.К. Дика, а также довольно известный рассказ Ф. Пола «Туннель под миром». Может быть просто мне так «везет» в последнее время, но что-то перестали попадаться на глаза подобные сюжеты, поэтому когда я понял, что повесть А. Кацуры и В. Генкина «Лекарство для Люс» относится к этой категории, то читал с большими надеждами и воодушевлением. Не все ожидания оправдались, к сожалению, да, в целом повесть хороша, однако имеется пара моментов, подпортивших удовольствие.

При характеристике повести к напрашивающемуся ярлыку «хроноопера» я бы без сомнений добавил эпитет «постмодернистская» — здесь очень много интертекста, неожиданных аллюзий, «историй в истории». Литературная игра — дело довольно тонкое, подобные приемы можно только приветствовать, правда, в данном случае у меня сложилось мнение, что отдельные компоненты недостаточно хорошо прошли притирку друг к другу, очевидна нехватка цельности, общей атмосферы, которая должна скреплять подобное «лоскутное одеяло» воедино. Подобно опытным каталам авторы сначала дают возможность «клиенту», то бишь читателю, почувствовать, что он уже разгадал суть замысла, но когда внимание ослабевает, тут уже дураку понятно — время брать банк и получать заслуженный профит, авторы действуют по этой схеме только вот срывать банк не торопятся.

Начало повести довольно мелодраматическое: умирает ребенок, маленькой Люси осталось жить считанные дни, может даже часы. Казалось бы помочь уже ничем нельзя, в этой ситуации отец Люси — Пьер Мерсер решается на отчаянный шаг. Вместе с двумя товарищами он работал над созданием прототипа машины времени, аппарат еще не доработан и ни разу не испытывался, с его помощью Пьер, в тайне от друзей, решает отправиться в далёкое будущее, с надеждой, что там медицина уже научилась лечить такие болезни. Шансы на то, что машина работает предельно малы, да и предугадать, куда она перенесет своего пассажира практически невозможно. После перемещения в другую эпоху Пьер должен разобраться, куда он попал, возможно ли здесь найти лекарство и существует ли способ вернуться назад, или придется навеки остаться одиночкой в чужом времени.

Одно из главных достоинств повести — хороший литературный язык, уверенный грамотный авторский стиль без уклона в сложносочиненные навороты размером в полстраницы и попыток блеснуть остроумием на ниве изобретения неологизмов. Читать просто приятно, словно плывешь по тихой речке, плавное течение которой постепенно тебя убаюкивает, тем больше эффект от внезапного столкновения с порогами и чередой водопадов, тот случай, когда язык и подача материала являются неотъемлемыми элементами развития сюжета. Подобно цирковым артистам авторы умело жонглируют жанрами — военная драма, историческая проза, сентиментальный роман и классическая хроноопера с попыткой привычного анализа вероятных хроноклазмов. Интересный калейдоскоп, распадающийся на череду пространных воспоминаний и рефлексий главного героя, однако чего-то здесь не хватает.

При наличии таких изрядных плюсов мне постоянно что-то мешало проникнуться атмосферой, погрузиться с головой в течение сюжета, а причина скорее всего в том, что психологической достоверности повести явно не достает. Понимаете, у главного героя умирает дочь — самый дорогой и единственный близкий человек, но ожидаемого надрыва, беспредельного отчаяния и жгучей надежды на лучшее здесь нет совершенно. Пьер постепенно осваивается в незнакомом мире, беседует с новыми персонажами, слушает песни и стихи, пробует местную еду и... почти не вспоминает о бедной Люси, точнее вспоминает но чересчур редко и как-то отстраненно, словно через подушку, набитую лебяжьим пухом. В такое поведение героя не веришь совершенно, особенно после завязки, в которой он проявил себя настоящим человеком, готовым на смертельный риск ради своего ребенка.

Ситуацию могло бы спасти наличие отдельной линии Люси, которая в последние часы перед смертью вспоминает самые радостные и трогательные моменты своей короткой жизни, но авторы не пошли по пути такого решения. Конечно, здесь легко было бы перейти ту грань, когда хороший психологический сюжет превращается в банальную слезовыжималку, это был бы худший из всех вариантов. Не понравился финал, который получился слишком приторно-ванильным, с определенного момента это решение становится наиболее вероятным, а рецепт хорошей «матрешки» в том, чтобы переигрывать читателя до конца, и в самом последнем предложении дать намёк, что всё вообще не так — к примеру, это был сон, если брать самое простое из возможных решений. Так что к концу авторы сдулись, не дотянули — сделали реверанс в пользу читательского большинства, которое привычно избегает горького послевкусия, требуя «сахарной ваты». Жаль, что потенциал, заявленный в начале, так и остался в категории «если..», а мог бы быть шедевр.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еле дочитал. Перелистывал страницы в ожидании развязки.

Вообще-то мне этот рассказ попался в сборнике Антология мировой фантастики, том 2 «Машина времени» (2003 г.) Поэтому я надеялся, что он будет более ориентирован на путешествия во времени. А оказалось, что прыжок главного героя в будущее лишь оболочка, в которую авторы запихали кучу сюжетов и сцен. Я был жестоко обманут в своих ожиданиях, ведь я надеялся почитать добротную хронофантастику.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что герою сначала показалось, что он оказался в прошлом, а на самом деле был в будущем, в котором люди просто «играют» в исторические сюжеты — это забавно, конечно. Но зачем же растягивать это чтиво на 70 страниц? В итоге во всей книге и прыжков во времени всего-то два: вначале книги вперёд в будущее, и в конце книги — назад в своё время. А всё остальное — пустая трата нашего драгоценного читательского времени :)

Сам по себе рассказ средний — ни то, ни сё... Ну пишут про что-то, плавно течёт повесть про главного героя... Но ни послевкусия, ни мысли после прочтения не остается в голове.

В общем, не советую тратить время на эту книгу. А особенно если вы ищете хорошую, годную хронофантастику — то лучше проходите мимо.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, конечно, понимаю, что рассказ написан в первой половине восьмидесятых. И понимаю чем был в то время Советский Союз. Но авторы явно переборщили с «соцреализмом».

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком много жанров намешано в этой повести: тут тебе и путешествия во времени, и поэзия, и реальные ужасы Второй мировой, и социальная сатира (например, сюжет с коммунальной квартирой), и будни Средневековья, и много всего другого. И это так густо намешано, что в результате получается какой-то винегрет. Хотя сама идеи и сюжет повести весма занимательны.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно профессиональное произведение с точки зрения литературного написания. Каждое слово имеет свое место, события логичны, сюжет интересен. И в то же время авторы отдают дань своему времени рисуя этакое утопическое общество будущего, финал завершается нравоучительными выводами, многие поступки слишком идеологизированы.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх