fantlab ru

Ричард Морган «Разрежённый воздух»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
161
Моя оценка:
-

подробнее

Разрежённый воздух

Thin Air

Роман, год; цикл «Чёрный человек»

Аннотация:

Хакан Вейл — гиберноид, оставшийся без работы профессиональный убийца, обладающий быстрой реакцией, ещё более резкой смекалкой и внушительным арсеналом смертельного оружия. Вейл готов вмешаться в любой конфликт, особенно если ему за него заплатят. Но последнее дело грозит оказаться выше его уровня компетенций. Департамент полиции получает Вейлу охранять Мэдисон Мадекве, влиятельную сотрудницу Земного Надзора, прибывшую с аудитом на Марс, планету, где смерти земным чиновникам желает каждый марсианин…

© Перевод аннотации skein
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Разреженный воздух
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Thin Air
2018 г.
(английский)
Thin Air
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне как-то сложно поверить, что я читал «Черного человека» меньше четырех лет назад. Кажется, лет десять прошло. Но нет. Прекрасно, кстати, помню, где читал.

Ни на одну книгу в жизни мне так не хотелось написать фанфик, как на «Чёрного человека», настолько впечатляющий мир получился у Моргана.

И ни с одной другой книгой мне так не хотелось, чтобы кирпич тома был ещё толще, настолько мне понравился роман.

И вот, спустя примерно три года ожидания, «Разреженный воздух» наконец-то вышел! Ждать электронку я, естественно, не стал, купил в бумаге. 700+ страниц выглядят и весят внушительно.

Действие происходит в мире ЧЧ, поэтому и вспомнил про него.

Ещё пара важных замечаний о творчестве Моргана.

Первое — я считаю его, пожалуй, самым «взрослым» автором фантастики. Здесь он обошёл даже Гибсона. У сюжетов Моргана идеальное соотношение брутальности, насилия, секса и серьёзной проблематики. Автор и его герои относятся к насилию, как к неизбежному злу, не трахают всех подряд, не пускают слюни при виде каждой юбки, но и не чураются этой стороны жизни. Они зачастую надломленны, но это не мешает оставаться им людьми, видеть все недостатки окружающего мира и не ныть.

Второе — Морган пишет так, как будто у него и его читателей есть всё время мира. При этом он не растекается мыслью по древу. Просто тщательно описывает интересные декорации и нюансы, позволяющие верить в созданный мир. Без потери темпа знакомит с бэкграундом героев, уверенно раскручивает маховик сюжета.

Главный герой «Воздуха» — ещё один суперсолдат Моргана. Пожалуй, это единственный бонус, который даёт своим героям писатель. В остальном он их не щадит. Но вот те или иные бойцовские суперспособности — это вынь и положь. И у Такеси Ковача, и у Рингила Эскиата и у Карла Марсалиса были боевые перки. Не обошёлся без них и Хакан Вейл, солдат-гиберноид.

Марс, вотчина КОЛониальной ИНициативы. Все прелести правления корпорации. Коррупция, нарушение прав, придонная криминальная жизнь. Андская мафия, поползновения триад. Хакан Вейл — генетически измененный наёмник-гиберноид.

На Марс прилетает аудит КОЛИН, а у Вейла появляется много заказчиков и работы.

Что по технологиям: Мембрана, создающее земное давление в Разломе; строительные нанороботы; продвинутые гарнитуры-помощники, у некоторых даже с ИИ.

Помощница Вейла, встроенная в него ИИ с женским именем Осирис, самый читерский элемент романа. Осирис — такой практически всемогущий джин на побегушках. Чего только она не умеет: мгновенный хакерский взлом всего и вся; гештальт-анализ поведения; безупречный полиграф; управление метаболизмом, включая обезболивание, придание взрывной энергии и борьбу с опьянением. Помимо этого ИИ — превосходный стратег, тактик и психолог. В девяти из десяти случаев Вейл выпутывается из передряг только благодаря ей.

Странно и недостоверно то, что у остальных нет такой приблуды, делающей из любого человека супермена.

И да, как всегда у Моргана, в тексте есть взрослый потный секс, с запахами и телесными жидкостями.

Подробно. Детально. Автор как будто не придумывает, а описывает то, что видит.

Напомнило недавно прочитанный «Когда под ногами бездна»: такой же экзотический сеттинг, те же отбросы общества, похожий статусом герой. Хотя Вейл, конечно же, круче.

Назвать это масштабное криминально-политическое нуарно-киберпанковское экшн-полотно просто боевиком будет некоторым приуменьшением. Вещь по продуманности не уступает «Крестному отцу», по убедительности мира соревнуется с «Нейромантом», а по динамизму и тестостерону сравнивается с «Адреналинам» со Стэтхемом.

Короче, вещь забойная. Ни одного лишнего персонажа — всё обилие действующих лиц сыграет свою роль. Не зря Моргану помогали аж два редактора.

Социалочки меньше, чем в «Черном человеке», но она есть и, главное — уместна и не раздражает.

И да, из «Тонкого воздуха» получился бы замечательный НФ-сериал. Даже, пожалуй, получше, чем «Видоизмененный углерод».

Получил именно то, что и ожидал от романа любимого фантаста.

10(МОНУМЕНТАЛЬНО)

Если доводить смысл романов Моргана до предела — в его книгах перед нами предстаёт некий современный Конан-варвар. Так бы мог писать Говард, живи он сейчас: брутальность, тестостерон, секс. С таким героем хочется себя ассоциировать. Всё остальное — наносное.

Очень похоже пишет Стовер в тетралогии про Кейна.

Мегакрутые badassы, преодоление любых препятствий.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ричард Морган стал для меня одним из главных открытий последних пяти лет. Перед экранизацией «Видоизменённого углерода» попробовал для эксперимента ознакомиться с книгами и пропал. До выхода нового романа на русском уже успел прочитать всё, что было, у автора, вплоть до комиксов о «Чёрной вдове». Практически всегда для меня Морган бил точно в цель, и роман за романом читались взахлёб. Автор не особо скрывает коммерческую составляющую своего творчества, поэтому во многих книгах легко угадывается основной шаблон: щепотка наура с крутым героем, которому это не приносит ничего хорошего, мрачный дистопический мир и ураганный экшен, выдающийся строго дозировано. Даже в фэнтезийной трилогии данная база присутствует. Но очень важно — за простой фабулой Моргану всегда есть что сказать. Из-за чего многие абсолютно справедливо обвиняют его в многословности и даже недостатке действия. Хотя я этого практически никогда не замечаю, потому что нахожусь на какой-то своей волне с автором.

Важно отметить — все описанные особенности присущи и «Разреженному воздуху», который косвенно продолжает один из моих любимых романов у Моргана — «Чёрного человека». Но в отличие от последнего главная тема здесь не анализ маскулинности, хотя этого добра у героя даже с избытком, а влияние корпораций с правительством на жизнь обычных людей, и могут ли вообще они на это повлиять. Нечто подобное уже встречалось в тех же «Рыночных силах», но там происходящее было подано от лица корпоративного менеджера. В «Воздухе» же главный герой — Хакан Вейл — ходячий инструмент. Генетически и кибернетически изменённый в детстве, он создавался лишь затем, чтобы защищать казённую собственность. Эдакий очень дорогой и узкоспециализированный охранник для космических кораблей, который до возникновения ЧП постоянно находится в гибернации.

Отклонившись от указаний хозяев, Вейл обрёк себя прозябать на Марсе — задворках человеческой цивилизации. Его просто списали, ободрав по максимуму от всех технологических примочек. Никого вообще не волновало, как он будет поддерживать гибернойдный цикл, предполагающий трёхмесячный сон раз в году. Но Вейл выжил и приспособился. Вот уже четырнадцать лет он наемничает под куполом первого марсианского города. Дела шли в целом неплохо, пока Колониальная Инициатива (КОЛИН) не объявляется на Марсе с грандиозным аудитом. Случайно подвернувшегося под руку Вейла приставляют к одному из, казалось бы, незначительных членов делегации, и тут всё начинает идти по пи… Под откос. В лучших традициях наурных детективов наш герой оказывается втянут в игры такого уровня, что на их фоне кажется лишь песчинкой. А уж этого добра на Марсе и без него хватает. Вот только наша песчинка умеет чудо как больно впиваться во всякие неприличные места.

У Моргана и до «Воздуха» было достаточно опыта в написании технотриллеров, поэтому здесь он развернулся во всей красе. Повествование практически с самого начала берёт с места в карьер. Герой постоянно находится в лихорадочном поиске ответов и дёргает за разные ниточки, чтобы найти нужную, а часы все тикают, неумолимо приближая развязку. Динамика в романе отличная: все экшен-сцены захватывают, но распределены равномерно, аккуратно перемежая развитие сюжета, и только к концу врубается обязательный турбо-режим.

При этом всё происходящее мы видим от лица главного героя, который является классическим «чужим среди своих». Вейл мало того что гибернойд, так ещё и родился на Земле. Для него Марс и его обитатели, пропитанные авантюристским духом Фронтира, раньше были далеки, но уже к началу романа он оброс достаточным количеством эмоциональных связей. Из-за этого всё происходящее Вейл видит в более трезвом свете. Такая призма восприятия даёт Моргану возможность порассуждать о привычной для него концепции анти-Мидаса, когда всё, до чего бы ни дотянулась рука человечества, превращается в дерьмо: от самых желанных мест до возвышенных из идей. Атмосфера депрессии и безнадёги в этом разреженном воздухе ощущается так же отчётливо, как реголитовая пыль. Но, возможно, люди, которым ещё не совсем пофигу, смогут как-то сделать этот мир чуточку лучше.

Правда, по-хорошему это касается и самих персонажей. Хотя у многих нормально прописана мотивация, даже Хакан местами воспринимается крайне удачливой функцией, заточенной под решение определённых проблем. С остальными ситуация ещё более сложная — мало кто из них вызывает хоть какую-то эмоциональную реакцию, в основном из-за небольшого «экранного времени». Каждый из них служит определённым целям, выполнив которые он может бесследно исчезнуть. На фоне достаточно плотного сюжета — это небольшая проблема, но немного обидная, потому что раньше Морган грешил подобным только в первых книгах о Коваче. Сам сюжет захватывает и изобилует неожиданными поворотами. Да, временами ты догадываешься о каких-то мелочах раньше героя, но к чести Моргана угадать общую картину практически невозможно, хотя он и щедро рассыпает везде намёки. Единственный странный момент — это предыстория главного героя. Она так мелко нарублена, что причины, приведшие его на Марс, ты скорее интуитивно понимаешь, чем получаешь полноценную картинку.

«Разреженный воздух» — очень Моргановский роман со всеми плюсами и минусами. Он обладает удивительной аддиктивностью. Оторваться абсолютно невозможно, пока ты вместе с Вейлом не пройдёшь до конца этот путь по крови, дерьму и реголиту. Связка с «Чёрным человеком» здесь весьма условна, но начинать лучше всё же с него. Несмотря на крайне колоритные описания Марса, он будет чуть покрепче и драматичнее.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, роман Ричарда Мограна я прочитал в качестве еще одной разминки перед чтением «Странности» Натана Баллингруда, который в этом месяце препарирует Книжный клуб. Типа, дайте мне настоящего, мясистого Марса, прежде чем я попаду на Марс вирдово-фэнтезийный.

Ну, в плане мясистости Морган читателя никогда не подводит! Персонажи романа палят друг в друга исключительно из дробовиков (одна «палубная метла» Хэклер энд Кох чего стоит!) и нервно-паралитических шокеров, так что окровавленные куски мяса и телесные жидкости так разлетаются, что при чтении постоянно приходится утирать забрызганное лицо!

Вот с остальным плоховато. Я полюбил Ричарда Моргана за то ,что в его книгах фантастический боевик — это всегда только верхний слой. На нем можно и остаться, но если дать себе труд, то там есть и о чем подумать, и о чем много попереживать.

Но в связи с «Разряженным воздухом» я впервые готов согласиться если не с критиками Моргана, то со скептиками. Это футуристический технотриллер по преимуществу, к тому же не особо оригинальный. Для самого автора, прежде всего. Критика современного Западного общества в «Рыночных силах» была мощней и оригинальней. А в качестве супермодернизированного крутыша Хакан Вейл заметно уступает Такеши Ковачу.

Ну а после величественной трилогии «Страна, достойная своих героев» это не шаг, а два шага назад. Нельзя же считать шагом вперед то, что главгерой впервые у автора за время действия романа не двух, а трех тётенек уестествил!))

Но, конечно, талант у Ричарда Моргана могучий и никуда не делся. Стиль, ворлдбидинг — все на высоте Стены долины Маринер. Погружение в эту выдуманную реальность и эмпатия к персонажам — уродам и кровопийцам — получились полные.

Также на уровне основной мысли у меня произошло с автором удручающее, но все же единение.

Как и многие ,я открыл для себя Моргана в сам конце прошлого десятилетия в преддверии выхода «Видоизмененного углерода». И тогда мне его пессимизм и скептицизм были очень не по душе.

Да, картины загнивающего Запада рельефны и хороши. Но вот не видит он выхода на путь к светлому будущему! И революционеры у него какие-то квелые — без сил, без идей, без настроенности на борьбу!

Но шли годы. Ричард Морган дует в ту же дуду, а вот я стал трезвее смотреть на действительность. (В смысле, сам стал хорошо информированным оптимистом)). И стало понятно, что он всего лишь без прикрас описывает окружающую его унылую действительность, просто обряжая ее в «космические одежды».

Власть предержащие полностью утратили рычаги управления ими же и загнанной в тупик системы. Левые активисты и их чахоточные организации — только безответственные болтуны, клянчащие донаты. И никто не может придумать ничего умнее, чем военная хунта или фашистская диктатура, которая наведет хотя бы видимость порядка (проливая реки крови). Есть от чего прийти в уныние!

Но уныние — смертный грех! Лучше буду брать пример с Хакана Вейла и не стану опускать руки до самого финала крутой раздачи))

Самому Ричарду Моргану финалы, безусловно, удаются. Как бы не хмыкал я недовольно, читая роман, под конец внезапно понял — хочу еще! От нового приключения Хакана Вейла, пусть и на уровне «всего лишь» крутого технотриллера, я бы ни за что не отказался.

И если уж повторяться, то надо повторяться во всем. Пусть бы «Нетфликс», или какой другой стриминг, сделал экранизацию «Воздуха» с блистательными Юэлем Киннамоном и Мартой Игаредой в ролях Хакана Вейла и Никки Чакано, соответственно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данный момент Ричард Морган написал девять романов, и «Разреженный воздух» – последний из них. Моё знакомство с автором началось с «Видоизменённого углерода», что не удивительно, так как это первый и самый известный роман Моргана, насчитывающий уже пять изданий на русском языке. И начало оказалось очень плодотворным: мне настолько понравилась эта зубодробительная смесь боевика, киберпанка и нуарного детектива, что вопрос о покупке остальных книг автора даже не стоял. Но вот они такого сильного впечатления уже не производили. Они хорошие, каждая по-своему, но чего-то им не хватало.

До недавнего времени мне казалось, что ближе всего к «Видоизменённому углероду» подобрался «Чёрный человек»: детективный боевик с налётом нуара и киберпанка, в центре сюжета которого крутой модифицированный мужик. Но в тот раз Моргану слегка изменило чувство меры, из-за чего дочитать книгу до конца было не так-то просто. «Разреженный воздух» подошёл к уровню «Углерода» вплотную, используя тот же жанровый набор, но в других пропорциях. Тут даже персонажи схожи: Хакан Вейл смахивает на Такеси Ковача, а Никки Чакана – на Кристин Ортегу.

Действие романа вроде как разворачивается в той же вселенной, что и в «Чёрном человеке», но прямых свидетельств этого я не заметил. Я вообще уже привык считать, что все романы Моргана разворачиваются в одной вселенной, просто в разных временных линиях.

Итак, у нас тут киберпанк, детектив и боевик. Давайте попробуем разобрать историю на составные части и рассмотреть каждую отдельно.

Киберпанк выражается в антураже. Мир далёкого будущего, люди ведут успешную космическую экспансию, но жизнь на других планетах не сахар. Действие романа разворачивается на Марсе, который сильно напоминает Марс из фильма «Вспомнить всё», помноженный на различные передовые технологии, типа кодовых мушек, программирования организма, развитого искусственного интеллекта и так далее. Естественно, за всем этим high tech скрывается свой low life, а именно: преступность, бедность, плохие корпорации и всё в таком духе. Выжить в мире будущего непросто. Но Хакану Вейлу удаётся.

Вейл – местный нуарный детектив. Он оверрайдер на пенсии. Его организм был модифицирован и запрограммирован таким образом, чтобы максимально быстро и эффективно решать боевые задачи. Но однажды кое-что случилось, и Вейла оставили жить на Марсе. А хочешь жить – умей вертеться. И он умеет, правда, приходится прикладывать гораздо больше усилий, чем окружающим, ведь каждый год ему необходимо на четыре месяца впадать в спячку. Такова плата за модификации. Вейл умён, суров и прямолинеен. Он не может плыть по течению, и большую часть времени живёт по принципу «по-моему или никак».

Ну а боевиковая составляющая проявляется во всей красе благодаря взаимоотношениям Вейла с окружающими людьми. Организм оверрайдера не способствует долгим разговорам и мирному ведению расследования. Задача главного героя была простой – охранять представительницу Земной делегации. Причём, не самую важную представительницу, так второй или третий эшелон. Но ситуация стремительно выходит из-под контроля, а следом из-под контроля выходит и сам Вейл, после чего масштаб проблем и конфликтов будет только увеличиваться.

По сравнению с «Видоизменённым углеродом», «Разреженный воздух» написан более профессионально, но, вместе с этим, как будто с меньшим огоньком. Из-за этого роман понравился мне чуть меньше, но лишь самую малость. Главную свою функцию он выполняет отлично. От истории сложно оторваться, сюжет интригует, ружья стреляет вовремя и точно. Хотя некоторые промашки в этом плане есть. Например, внимательный читатель увидит одну очень важную деталь почти за 120 страниц до того, как её заметит главный герой. А ещё Вейлу очень, просто-таки нереально везёт. Но он и сам признаëт, что уровень его удачи превышает всё мыслимые лимиты.

Не лучший роман Моргана, но один из. Скоро у романа должно выйти продолжение. Обязательно прочитаю.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хакан Вейл — гиберноид, запрещенный суперсолдат. Его рефлексы и выносливость поразительны, но за такой буст он платит тем, что 4 месяца в году лежит в отключке. К сожалению, работодатели бросают его на Марсе, колонии с устрашающим неравенством, ограниченными ресурсами, прославленным марстехом и коррупцией правящих кланов. Чтобы платить за капсулу сна, ему нужны деньги, поэтому Вейл берется за опасные или странноватые заказы, и один из них — охранять приехавшую с земли инспекторшу — заканчивается совершенно не так, как он ожидал, приводя его к политическим убийствам, революционным сепаратистам и просто границе гибели на Марсе, где жизнь ничего не стоит.

В создании нуарно-киберпанкового приключения Морган очень хорош, но этого недостаточно, чтобы закрыть глаза на то, что он бесстыже повторяется. Все это у него не раз было. Крутой генномодифицированный герой, общающийся с голосами в голове, крутая женщина-коп, друг-хакер, тема ощущения себя вне времени (опять капсула, но теперь герой еще и вне планеты, номад вдвойне), роскошная женщина в опасности и такой злой, пронизанный нездоровой политикой {в этот раз} Марс.

Хороший ли это текст? Ну, это приличный боевик, тугой, с взрывными сценами драк, все по делу. Ниже определенной планки Морган точно не опускается, но текст глубоко вторичен по отношению к другим его работам. Тому, кто хочет развития автора, тут делать нечего, а тому, кто просто хочет дозу Моргана, — добро пожаловать.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марс – не слишком приятное местечко. Большинство попадающих туда мечтают только о том, чтобы вернуться на землю, но у Хакана Вейла шансов на возвращение не так уж много. Он – генетически усовершенствованный космический охранник, дитя корпоративных технологий, списанное в утиль. Наличие в организме этих самых технологий позволяет ему промышлять грязной работёнкой, и получать какие-то гроши, позволяющие выживать. Но всё может измениться, потому что на Марс прибывает масштабная проверка с Земли, и знакомая Хакана из полиции приставляет его к одной из проверяющих – следить, чтобы не произошло ничего непоправимого. Разумеется, практически сразу всё пойдёт не так...

Не знаю, каким был главный герой фентези-трилогии Моргана, которую тот написал до «Разреженного воздуха» (не читал – не мой это жанр), но Хакан Вейл – ещё один типичный персонаж НФ-произведений автора. Альфа-самец, натренированный убивать, напичканный апгрейдами, вступающий (или желающий вступить) в половую связь чуть ли ни с каждым представителем женского пола вокруг. Такеши Ковач, Карл Марсалис, Хакан Вейл – имена меняются, а суть остаётся. В этой схожести и плюс и минус романа. Поклонники творчества Моргана получат то, чего они ждали, а вот кто-то другой может и заскучать. Так, например, однажды случилось и со мной – в 2018 году я прочитал друг за другом сначала трилогию Ковача, а затем «Чёрного человека», и был разочарован вторичностью последнего. Оттого за «Воздух...» я брался с опаской. Но, видимо, прошло достаточно времени, и книга, несмотря на самоповторы, мне всё же понравилась.

Тот, кто читал хоть один фантастический роман Моргана заранее знает, что под обложкой. Типичный хард-бойлд с НФ-гаджетами, крутым героем, соблазнительными женщинами, множеством персонажей и интригой-многоходовочкой в основе сюжета. Убери из романа космические корабли и генетические эксперименты, перенеси действие с Марса на Землю – мало что изменится. Хотя в этот раз фантастического в книге побольше (возможно, дело в том, что сюжет разворачивается на другой планете), но эти фант-допущения всё равно не оказывают существенного влияния на повествование. Хотя, казалось бы, как минимум, можно придумать неисчислимое количество умерщвления противников с помощью разных футуристических гаджетов. Но в том, что касается смертоубийства, Вейл консервативен, и предпочитает огнестрельное оружие, как и его предшественники из бульварных романов 40-60 годов XX века.

Схожим образом устроен и сюжет. Не ищите в «Воздухе...» детективной интриги – в книгах такого жанра к успеху в расследовании приводит не работа маленьких серых клеточек, а мощь кулаков и оружия. Конечно, некоторые загадки читатель может решить и сам, так как автор даёт необходимые для этого намёки, но, во-первых, эти намёки слишком прозрачны для того, чтобы хоть сколько-то долго раздумывать над ответом, а во-вторых, то, до чего можно догадаться самостоятельно, не имеет отношения к магистральному сюжету. Вся информация, необходимая для решения основного квеста будет получена и Вейлом и читателем порционно, ровно тогда, когда это нужно автору (в последней трети книги), а до этого побочные линии и второстепенные персонажи будут только прибывать и прибывать. Даже начинает казаться, что значительную часть подсюжетов и персонажей можно и вовсе вырезать – семьсот с половиной сотен страниц для динамичного боевика на мой вкус как-то многовато. Это как «Трансформеры» от Майкла Бэя – куча спецэффектов, всё жужжит, стреляет, искрит, бабахает, но в определённый момент от этого устаёшь. Хотя, надо отдать должное автору – боевые эпизоды написаны по-прежнему сочно, динамично, с выдумкой. А вот сексуальных сцен стало меньше по сравнению с более ранними романами. Первая эротическая сцена аж на 260-й странице! Почти треть книги! Стареет Морган...

Ну, а если без сарказма, то «Разреженный воздух» – неплохой, пусть местами и затянутый боевичок с налётом фантастики, пропитанный духом крутых детективов. Типичная книга Ричарда Моргана. Тем хорош и тем плох. Кому понравились предыдущие романы автора –читать обязательно. Кому не понравились – этот можете даже не пытаться читать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с серией Видоизменённый углерод и книгой Черный человек показалась слабоватой. Может быть, подводит память, т.к. первые читал уже давненько.

Но при этом книге как-то удалось удержать внимание, прочитал на одном дыхании, бросить чтение не было желания.

Определённо были интересные моменты.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маскулинное такое произведение: марсианский нуар или брутальный детектив...:))

Перед читателем — суровый мир колонизированного Марса, глобальные корпорации, преступные организации, модифицированные люди с хорошо так вспомогательными гаджетами, разрушительное оружие ближнего боя, категоричные рубленые персонажи

ГГ — модифицированный мутант, созданный для выполнения быстрых и четких операций в космосе в экстремальных условиях. Но это, как бы, в прошлом, наш же сюжет стартует, когда герой жестко наводит свои порядки в марсианском преступном мире. И потом оказывается в эпицентре событий межпланетной ревизии Марса со стороны Управляющей Компании — земной администрации.

Попутно перед нами раскрывается Марс со своими порядками и нравами, ну и сама сущность Х.Вейла — жесткого, маскулинного и брызгающего тестостероном мужика-бывшего спецназовца. Где то внутри у него слабо булькают неприятные детские воспоминания, но в книге он сугубо заточен на эффективность и периодический сброс сексуального влечения.

После 2/3 книги сюжет подвязает, детективная интрига становится вполне ясной примерно на середине — что довольно далеко до конца книги, герой становится просто безжалостным везучим имба-персонажем, что привело к тому, что последние страницы дочитывались исключительно по инерции. Но зато дочитались. Напишет Морган еще что-то из этой Вселенной — буду читать.

Но оценка 7 только за сам антураж — прописан выпукло и ярко. Сам сюжет и Хакан Вейл — не впечатлили — на 6 где то

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам мир и его техногический стек вполне правдоподобны, динамика почти не провисает, а вот детективная часть сюжета очень слаба. Неплохое пляжное чтиво, но не более того.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный нуарный детектив в интересном НФ сеттинге, каждая страница цепляет и интересно, как и что последует дальше. Какие-то зацепки очевидны по мере раскачки сюжета, но откроется все позже (и пару раз переиграется).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вполне себе Такеши Ковач — для любителей будет очень интересно, он же Руиз Ав, он же Миллер, ведущий расследование в Падении Левиафана, он же часть дневников Киллербота, он же Кей Альтос отматывающий историю Томми, он же Кейн следующий к своей цели, он же Элайдж Бейли ведущий расследование с (р)Оливо — все как мы любим, но немножко по другому. 700 страниц — отличное развлечение для любителей. Сцены секса тоже неплохо и вполне традиционно

Полного хеппи-энда не будет — но за это мы и любим Моргана!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Морган был для меня неоднозначным писателем. Трилогия о Такеши Коваче — однозначный успех, «Страна, достойная своих героев» — не понравилась, остальное — серединка на половинку. Но Разреженный Воздух заставил меня смаковать каждую страницу. Все в лучших традициях киберпанка — закрученный сюжет, роковые женщины, борьба с корпорациями и довольно нестандартный главный герой со своими тараканами.

Лучшей книги в 2023 году я не читал. Смело можно рекомендовать к прочтению.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, атмосферный нуар-детектив.

Морган потратил достаточно много времени, придумывая бытовые мелочи для марсианского образа жизни, за это ему огромный плюс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Огромный минус ему же за неубиенного героя, который супермен и агент007 в одном флаконе.

Кто соскучился по Такеши Ковачу — читать однозначно.

P.S. и поправьте аннотацию, Мэдисон Мадекве это женщина.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное замечание, уважаемый потенциальный читатель.

Ныне одновременно вкушАю семь книжек. Не потому, что некий книжный наркоман, просто ныне модно публиковаться в режиме нон-стоп — по мере готовности глав. Поскольку даже из тех пяти «нон-стоповских», что имелись в обороте, не получается равномерности выхода чтива (то — густо, то — пусто), добавил ещё две: Владислава Крапивина и вот эту, вот, книжку.

И — что я тебе скажу, уважаемый потенциальный. Морган — конечно же — фантаст вполне себе авторитетный и адекватный, НО… Вот в таком, вот, режиме — в ситуации постоянного (вынужденного) сравнительного анализа — становится более чем заметно одно весьма характерное качество. Не боюсь показаться старомодным и замшелым, уважаемый потенциальный, скажу как есть. Оное качество сего — безусловно, характерного жанрового текста, увы — полнейшая бездуховность, сколь ни старомодно сие прозвучит.

Увы и ах. При «постраничном» сравнении советской и российской Фантастики с «обычной, традиционной», но — не отечественной, оное качество становится заметным аки бриллиантовая татуировка на лбу доктора Уйе.

Увы и ах. При бывшей когда-то чуть ли не монополии, это было не шибко существенно. Сегодня же — при имеющемся текстовом разнообразии — становится все более критичным

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брутальный боевик в стиле крутого детектива. Мне напоминает российские боевики 90-х, приправленные порно. Насилие, секс, наркотики, матерщина (количество факов на страницу просто зашкаливает), и снова насилие. Можно было бы сказать, что читается легко, если бы не весь этот мат-перемат. Написано динамично и захватывающе, но очень черно, очень грязно.

Нет ни одной фантастической идеи, вокруг которой бы строился сюжет. Действие с легкостью может быть перенесено с Марса в обычный современный город. Очередной роман, в котором фантастика выступает просто лишь средством для отображения текущих проблем общества.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Pros:

- SF-детектив, один из моих любимых жанров )

- Отлично, в деталях прописан марсианский антураж

- Оторваться при чтении практически невозможно — драйв, экшен, фирменный чёрный юмор — всё на месте

Cons:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— ГГ, как уже верно заметил предыдущий оратор, бессмертный читер-супермэн, человек-рояль )

- Стройный и лаконичный поначалу сюжет достаточно быстро обрастает огромным пучком совсем не обязательных линий и толпой персонажей, попадаются развесистые клюквенные кусты и рояли (см. п.1 особенно), всё это накатывает, как снежный ком и в итоге превращается в (цитирую одного из персонажей) «the fucking mess» )). Создалось впечатление, что плана книги у автора не было, всё писалось спонтанно, как пойдёт

- В целом — чистая развлекаловка, без претензий. Ожидал от Моргана уже чего-то более серьёзного, хотя бы на уровне «13», явно ведь есть потенциал..

Резюме — читать, Морган есть Морган. Буду очень ждать следующей книги, не оставляю надежд на level-up автора

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх