Герберт Голдстоун «Виртуоз»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Известный музыкант шутки ради обучает своего домашнего робота игре на фортепиано, даже не догадываясь, что получится из этих уроков...
• Опубликован в журнале «Ровесник» №11 1969 (с. 20-22);
- Также: Герберт Голдстоун. Виртуоз: Фантастический рассказ / Перевод с английского А. Шарова // Изобретатель и рационализатор (Москва), 1980, №3 – с.40, 3-я стр. обл.
• Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1953», 1953 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №6 (6)», 1960 г.
— журнал «Литературная Россия № 23 1976», 1976 г.
— антологию «Пять зелёных лун», 1978 г.
— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.
— антологию «Компьютер по имени Джо», 1990 г.
— антологию «Глубина. Погружение 17-е», 2019 г.
— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (4), периодика (2)
- /перевод:
- В. Волин (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Славич, 25 мая 2012 г.
Как много нужно написать для того, чтобы обеспечить себе почётное место в литературе? А сколько – для того, чтобы твоя библиография появилась на Фантлабе? Иногда достаточно одного рассказа.
Из-под пера американского журналиста Герберта Голдстоуна больше не вышло ни единого художественного произведения – фантастического или нет. Но его рассказ «Виртуоз» помнят и вот уже на протяжении полувека включают в разнообразные антологии – тоже фантастические или нет.
Что же касается самой истории, то одним словом – «Виртуозно!». Читая последние страницы, словно слышишь прекрасную музыку, льющуюся из-под пальцев механического пианиста. А закрыв книгу, хочется ещё немного подумать над тем, правильным ли был выбор героя.
Здесь чувствуется явное влияние Айзека нашего Азимова. Робот подчиняется его знаменитым трём законам роботехники. И если меня попросят на примерах показать, как Азимов повлиял на развитие темы, прежде всего вспомню именно эту новеллу.
PS. Удивительно, как сильно на оценку влияет имя автора. Каким был бы средний балл, если бы рассказ написал сам Азимов?
Adiga-man, 9 сентября 2010 г.
Рассказ мне дико понравился. Музыка, человек и робот. Человек всю жизнь учится игре на фортепиано, а робот всего лишь за ночь сочинил свою сонату, так, что Бетховен перевернулся в гробу. И что теперь делать? Любому человеку будет обидно, что какая-то железяка играет лучше человека. Но робот сам понимает, что нужно иметь талант и душу, чтобы садиться за фортепиано
god54, 25 июля 2010 г.
Прочитал рассказ и сразу вспомнил говорилки, которые читают текст... Сравнил... Думаю, никакой робот не сможет читать... В искусстве главное душа... Тогда надо признать наличие иной души — искусственной... Не хочется признать. Написано кратко, но наоборот, в отличии, как это описывали другие авторы. Стоит прочитать и подумать, некая новая грань в проблеме робот и искусство.
Вертер де Гёте, 13 февраля 2008 г.
Человек уступает компьютеру во многом. У нас осталось только искусство — та область, где компьютер пока ещё не может тягаться с человеком. Музыка. Возможно, робот и способен стать великим пианистом, но для него музыка оказалась слишком простой. А она не должна быть простой.