Святослав Логинов «Никто и звать никак»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Человек, это не тело, а индивидуальность, личность, в этом теле живущая. И точная наука психология умеет с этой личностью работать и с лёгкостью определяет, одна, две или три личности существует в данном теле. Но может случиться так, что человек есть, а личности нет. Тогда это будет никто, и звать его никак.
http://sv-loginow.livejournal.com/125048.html
Впервые опубликовано в Живом Журнале автора в 2015 году
Входит в:
— антологию «Лаборатория Беляева», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alter611, 31 июля 2024 г.
Произведение опубликовано в антологии «Лаборатория Беляева», посвящённой А. Р. Беляеву. Все произведения других, кроме Беляева, авторов в ней позиционируются как написанные под влияние Беляева или в неком беляевском стиле. Абсолютно не понимаю, какое отношение (пусть даже крайне отдалённое и косвенное) это «Никто и звать никак» имеет к Беляеву...
genametr, 27 мая 2024 г.
Шиза в полный рост причем в буквальном смысле (несколько сознаний в одном человеке) И весь этот мрак существует на государственном уровне — пересадка сознания с совершенно фантастической целью — для уплотнения жилплощади %) Ну и конечно врачи убийцы, коррумпированные менты, похитители тел, растлители младенцев и прочий постперестроечный фарш. Но читается весьма миленько, чернуха не захлестывает, и кончается все не так уж и плохо. Девочка конечно по-челябински сурова, но тут уж ничего не поделать «а чо они» Зато всем сестрам по серьгам — порок наказан, а добродетель... ну с этим всегда было трудно. Жаль только книжка обрывается на полуслове.
Incnis Mrsi, 14 мая 2020 г.
Поначалу мне было показалось, что читаю на редкость качественную фантастику — тела со многими личностями, загадочное тело без видимого жильца… многообещающая завязка, в общем. Но довольно скоро повесть скатилась в пьяный дым, криминальное болото и унылое графоманствующее супермэнство. За первую часть (будь это отдельный рассказ) дал бы «8», всё последующее — на троечку.
Seidhe, 14 июня 2017 г.
Я неоднократно признавался в своих отзывах, что считаю Святослава Логинова одним из самых талантливых писателей современности. Причём касается это не только фантастики/фэнтези, но и русскоязычной литературы вообще, вне зависимости от жанровых рамок — Святославу Владимировичу одинаково хорошо удаются и традиционная фантастика, и историческое фэнтези, и фантастика юмористическая, и философские притчи, и деревенская проза, и кулинарные очерки, и замечательные микрорассказы, зачастую состоящие из одного-двух предложений, и много чего ещё. Но с недавних пор я открыл для себя Логинова ещё и как автора, уютно чувствующего себя в таких нехарактерных для него «молодых» жанрах как постапокалипсис («Обвал») или биопанк («Спасти человека»), а также рассказов, которые условно можно назвать «страшными», хотя в них нет никаких чудовищ и маньяков. Вспомнить хотя бы опубликованный в мартовском DARKER'е за этот год рассказ «Таблетка», жуткий в своей мрачной безысходности, или другие рассказы из цикла «Сновидцы». Это я всё к чему? Принимаясь за повесть «Никто и звать никак» я, в общем-то, был готов, что Логинов умеет писать жёстко и местами даже жестоко, но, как оказалось, не совсем готов...
Перед нами мир недалёкого будущего с отчетливым привкусом киберпанка. Мир, пришедший на смену нынешней «эпохе потребления». Мир, в котором в одном теле может сосуществовать две и более личности — таким путём попытались решить проблему перенаселения и нехватки ресурсов. И все нарывы и язвы этого мира, без прикрас «вываленные» на читателя. А в центре сюжета — маленькая девочка Сонечка, в теле которой даже самая чувствительная аппаратура не фиксирует вообще НИКАКОЙ личности, и которая при этом растёт, развивается и сталкивается с этим новым социумом, для которого она — чудовище, невозможное в принципе, и от того ещё более страшное. Да и наблюдая за процессом взросления Сонечки понимаешь, что вероятнее всего именно в чудовище со временем она и превратиться. Только вот с каждой прочитанной страницей всё яснее осознаёшь, что люди, окружающие Сонечку, чудовища куда большие.
Повторюсь ещё раз — такого пессимистичного мрачняка я от Логинова не ожидал. При этом прекрасно понимаю, что автор прав: люди всё-равно останутся людьми, не важно сколько личностей будет сидеть в том или ином теле. И было бы совсем тягостно, если бы не финал, который всё-таки оставляет надежду. Надежду на то, что даже чудовище, столкнувшееся с ещё более чудовищным социумом, сможет остаться человеком и, прежде всего, женщиной...
Недостаток у повести «Никто и звать никак» только один — малый объём. Понимаю, конечно, что автору видней, но будь произведение на пару сотен страниц длиннее, получился бы очередной шедевр от Логинова, уровня «Света в окошке».
В любом случае — 10 баллов без раздумий. Рекомендую. Благо выложено в ЖЖ автора в свободный доступ.
P.S. Теперь я точно знаю, что буду советовать почитать в соответствующей теме, если запрос будет о перемещении разумов и сосуществовании личностей в одном теле.
URRRiy, 15 мая 2020 г.
Вещь мрачная, циничная с интригами и оригинальными способами (то есть характерными только для этого произведения) убийства и пыток личности. Кроме того, в очередной раз подтвердившая воинствующий атеизм автора. Факт перемещения личности из тела в тело, причем даже официально регулируемый, это вообще то не просто интересный вариант — идея в фантастике, но и вызов традиционной христианской религии, догмата о человеческой душе.
Мир такого командно-распорядительного управления человеческими душами обрисован мозаично, но вполне доступно в нужных конфликтах — возможностях. В действительности то, что несколько снижает оценку — это супервумэность главгеройской души, но поскольку проявляется такая мегакруть нарастающим итогом, то повесть читать интересно, хотя интрига не особо хитрая.
В целом получился черный фантастический полутриллер — психологический полухоррор, весьма злобной направленности.
Gelena, 5 августа 2016 г.
«Никто и звать никак»
Это страшно. Потому что ты одинок. Для нас. Но для людей этого мира одиночество — почти недоступное право для богатых. За него надо платить налог на роскошь. И это одиночество не в доме, не в квартире и даже не в комнате. Это одиночество...в собственном теле. Именно так в один прекрасный момент общество попыталось решить проблему перенаселения и нехватки ресурсов.
Но хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге самым важным и ценным ресурсом стало человеческое тело, дети до года называются телятами, а бомжи — переполненные отстойники несчастных человеческих душ.
И вот в этом мире рождается то, чего быть в принципе не может. Девочка Соня, в которой нет ни одной личности, как фиксируют все и всякие анализаторы. А девочка растет, умнеет, живет и учится. Учится выживать. И убивать.
Девочка Соня — кошмар этого мира. Квинтессенция одиночества. Большая месть маленького человека свершается с помощью той, кого нет. Но она есть. Мы можем не замечать людей, рядом с собой. Можем их ранить, обижать, выпихивать из своего общества. Ведь они не такие, как все. Но они, внешне маленькие и слабые, однажды обнаружат в себе силы и дадут нам сдачи. Отомстят страшно, стихийно, лавинообразно. Они будут защищать себя и свое право быть другими, отличными от нас.
Это повесть о любви и ксенофобии, одиночестве и перенаселении. Она социальная лирическая, триллер и психология.
Единственное чего не может вызвать текст — равнодушия. Он густотуманный и безысходный. Он о том, что любые поступки рано, или поздно возвращаются к нам тогда, когда мы меньше всего ждем. Но еще он о надежде. О том, что все еще может быть хорошо. Особенно когда ты есть.
Это, собственно, отзыв. А теперь впечатления....
Текст читался интересно, а порой было жутко (особенно сцены с Юленьками и захватом их тела). Соня — поначалу был образ некой слепой Немезиды, потом нездорового цинизма, за которым пряталась надежда на любовь. И в конце — апофеоз. Рождение женщины. Через ребенка.
Очень интересная линия Рината — Немезида столкнулась с возмездием. Искалечив чужую жизнь в итоге вновь искалечила свою.
И конец...контрастный до невозможности и вызывающий улыбку и надежду.
Текст многослойный, эмоциональный, несмотря на лаконичность (порой, даже скупость повествования). Очень интересные идеи, психологические обоснования и философия нового общества.
В общем, это очень сильное и мощное произведение, которое не способно никого, как мне кажется, оставить равнодушным.