FantLab ru

Алексей В. Андреев «2048»

2048

Роман, год; цикл «2048»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 30

 Рейтинг
Средняя оценка:7.84
Голосов:236
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Из множества мелких деталей, информационных ссылок, ироничных ремарок автор создает живую энциклопедию отдаленного будущего. Нанотехнологии, искины, рекламные логли, дремли без дремодемов, мультиперсоналы, оживающие в режиме психозеркала покойники и мультиперсоналы... В этом бешено меняющемся и уже почти, но не совсем не похожем на наш мире развиваются сюжеты нескольких детективных историй. Информационная ткань стала такой плотной, что главные герои всеми своими действиями все больше переплетают нити судьбы друг друга. И никакой Золушке эти связки уже не расплести.

Примечание:


Текст романа был доступен в сети с 2004 года.

Сбывшиеся прогнозы (по материалам статьи КАК СТАТЬ ФУТУРОЛОГОМ):

1) патент на технологию «говорящих могил» (2004 г.);

2) обувь с искусственным стуком каблуков (2005 г.);

3) пересадка жизненно важных органов в другие места организма (2004 г.);

4) устройство для чтения «внутреннего голоса» (2004 г.);

5) бабочки с рекламой на крыльях (2002 г.).

6) «биоэлектрический» двигатель (2013 г.)

В произведение входит:

  • 2048. Деталь А (Лицевая)
  • 2048. Деталь Б (Подкладка)
8.50 (2)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «2048»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 522

Активный словарный запас: высокий (3147 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2011 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место "Золотой Кадуцей"

лауреат
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (роман в двух томах)

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2011 // Крупная форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

2048. Деталь А
2010 г.
2048. Деталь Б
2010 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2010 г.

Это было в 90-х, события кипели в другой, далёкой от нас сегодняшних галактике. Рунет в ту пору являл собой серо-буро-малиновую подготовительную группу. До смешного маленькую и неумелую, но яркую и непослушную. Тон в ней задавали вчерашние «ФИДОшники», которые добавляли друг друга в друзья, создавали однодневные экспериментальные проекты и хотели быть как в Америке. Они боролись за влияние, смешно ругались, расквашивая друг другу носы, а потом мирились. В этом первичном бульоне востребованными оказались различные скандальные личности, которые претендовали на слом стереотипов и разрыв шаблонов, матерились, плевались в авторитетов и курили в туалете.

Одним из таких хулиганов нам и запомнилась в большей мере одиозная личность под псевдонимом Мэри Шелли, он же сетевой журналист Алексей Андреев, создатель многочисленных проектов, поэт, писатель, один из идеологов «языка падонков» и пламенный борец за свободное распространение текстов. К сожалению, как это часто бывает, сетевые подвиги затмили от нас творчество Андреева, как писателя. И один только памятный всему фэндому бросок стакана «в лицо одноглазого шахматиста», выполненный рукой «солнца русской фантастики», по влиянию на эфир весит больше, чем все книги и стихи Шелли.

Это тем более обидно, учитывая, что на авторе с тех самых пор висит бескопромиссный ярлык «отца русского киберпанка». Но время прошло, рунет и Шелли повзрослели, успокоились, потихоньку вышли на бумаге оба романа писателя, а у нас появилась возможность проверить, такой ли он «отец» или только лишь постаревший сетевой хулиган.

-----

«2048» это второй по счёту роман Шелли, действие которого разворачивается в середине 21 века. И, надо сказать, это будущее нам прекрасно знакомо. Расцвет информационных и био- технологий, в миллион раз более насыщенная сеть, разнообразные наркотики, генные модификации, заговоры корпораций, тотальная слежка и, конечно же, искусственный интеллект, куда без него в киберпанке. Искусственно выращенные континенты, клоны, генные модификации, постгуманизм, религиозные секты, психопрограммирование людей, нанотехнологии, смерть производства с внедрением систем молекулярной сборки и смерть хирургии с внедрением роботов-хирургов. Это неполный перечень прекрасно знакомых нам атрибутов этого враждебного и неуютного мира.

Прочитав состав этого коктейля, можно подумать, что Шелли всего лишь компилятор идей, многократно истоптанных ногами десятков старых киберпанков и не только их. От Дика и Гибсона до Суэнвика и Рюкера. На деле это совершенно не так. Мир, нарисованный автором, я не побоюсь этого слова, потрясает своей проработанностью и комплексностью. Пожалуй, это сильнейшая сторона романа. Рассыпанные по тексту идеи, многие из которых совершенно оригинальны, можно собирать горстями. Некоторые из них сами могли бы стать основой для самостоятельных произведений. С первого взгляда заметна огромная работа, проделанная автором по углублению и детализации своей вселенной. Миллион малозначимых по отдельности мелочей делает мир действительно живым. От стихов искинов и сортов коктейлей в баре до фасонов одежды, поговорок и мифов «сетевого планктона». Создаётся то самое ощущение глубины, когда кажется, что эта книжка лишь цветной кусочек гораздо более крупного образования, основной массив которого писатель просто не успел нам показать.

Для построения романа Алексей Андреев избрал проверенную методику «точек зрения» или «Points of View». События развиваются тремя параллельными слабо связанными между собой линиями. И мир мы изучаем глазами трёх основных героев. Герои эти вышли у автора на славу. Объёмные, необычные и очень разные, что во многом способствовало раскрытию разных сторон мира и общества, его создавшего. Первый из героев — человек действия, бывший хирург, а ныне просто бандит на посылках у мафии. Оснащённый разнообразными незаконными примочками, он рассекает подворотни на воздушном скейтборде, взламывает искины из могил, грабит прохожих и тем самым освещает нам неприглядную изнанку мира. Второй персонаж — типичный и вездесущий рефлексирующий интеллигент. Творец искусственных снов на службе у корпорации, он успешен, но несчастен и озабочен поиском своего места в мире. Добившись многого, он теряет уверенность в реальности происходящего и пытается разобраться жизнь это или только сон. Что, безусловно, отсылает нас к главному вдохновителю киберпанковских идей, великому и ужасному Дику. А вот третья героиня заставляет вспомнить уже совсем другую историю. На протяжении романа она делает карьеру в организации, претендующей на теневую власть над миром, направляя мысли людских масс, управляя правительствами, штопая дыры и несоответствия. Данная структура и её участницы не могут не напомнить орден Бинэ Гессерит из вселенной Дюны.

Текст романа очень насыщен, богат красками, запахами и деталями. Однако, нельзя не отметить, что такая проработанность не пошла на пользу собственно сюжету произведения. Автор совершенно очевидно увлечён творением своего мира, он хочет показать нам и этот муравейник, и ту секту и рассказать обо всём остальном. При этом в довольно большом по объёму романе происходит до смешного мало событий. Любителям боёв в виртуале это не придётся по вкусу. Герои рассуждают, вспоминают исторические события, разбирают на части какую-нибудь финтифлюшку, пьют чай, разговаривают с прохожими. Так и хочется крикнуть: «Давайте уже куда-нибудь пойдём. Расскажете по дороге», и это ощутимо снижает градус повествования.

Три сюжетных линии, заявленных в начале, успешно завершились, но так и не сошлись вместе. Герои закончили свои искания, но ничего значимого не свершили, внутренне изменились, но мир не перевернули. Они стали хорошими экскурсоводами, но мне было трудно им сопереживать. Автор пожертвовал сюжетом в пользу рисования мира и футуристических идей. Трудно совместить одно с другим, но ведь иногда это получается.

В эпилоге романа один из второстепенных героев радует читателя неожиданным решением. Он выходит из плоскости киберпанковских проблем, выходя в другое измерение фантастики, отправляясь покорять космические просторы. Это оставляет нам надежду на развитие и углубление идей автора. Но уже не на Земле.

-----

В качестве заключения, я хотел бы ответить на вопрос, заданный в начале рецензии. Является ли Шелли если не «отцом русского киберпанка», то значимым и самодостаточным писателем? Ответ, безусловно «Да». Перед нами глубокое, сложное, профессионально написанное произведение. Настоящий киберпанк, без оговорок. Которое, несмотря на некоторую нехватку динамизма, оставляет очень сильное впечатление и переводит творчество Алексея Андреева совсем в другую плоскость.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2010 г.

Как ни парадоксально, но изначально эта книга покорила меня, как любителя различных, порой экзотических, сортов чая. Странно? Без сомнения. Но и сама книга Шелли очень странная. В лучшем смысле этого слова. Такого, поверьте, вы еще не читали.

«2048» — искрящийся коктейль в стиле киберпанк. Она наполнена вкусами и запахами, текстурами и дремлями, нанами и битами, окутана всемирной паутиной и свернута в тугую спираль виртуальной реальности. Но, несмотря на все это, она полна жизни и эмоций самых настоящих, до осязаемости реальных. Описать эту книгу практически невозможно — ее можно, даже необходимо читать. Запоем. Ведь книга Шелли — это очень вкусный, порою слегка пародийный ответ на все наши страхи перед тем, что человечество перестанет быть таковым, заменив себя андроидами и искинами, что мы уйдем из реальности, растворившись в Глобальной Сети. Так вот этого не будет, говорит нам «2048» — если мы захотим, то сможем остаться людьми, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2012 г.

Только человек, чей взгляд на мир не скован рамочками ближних целей, способен заметить то, чего не замечают другие.

Как единодушно заявляли школьные учебники советской поры: «Труд сделал из обезьяны человека». Сейчас с этой аксиомой прошлого соглашаться стало не модно, на смену ей было выдвинуто несколько новых теорий, но, если присмотреться, в этом высказывании всё же присутствует рациональное зерно. Если с главенствующей ролью труда в ответственном деле перестройки примата в гоминида можно ещё не согласиться, то оспаривать его центральную роль в формировании человеческой цивилизации просто бессмысленно. Именно попытки первобытного человека приспособиться к любым условиям существования, помноженные на изобретение приспособлений, позволяющих уверенно противостоять любым хищникам, позволили человеку ступить на долгий и тяжелый путь прогресса. Переход от кочевого образа жизни охотника-собирателя к образу жизни оседлого землепашца позволил резко улучшить продовольственное положение и вывести историю человеческой цивилизации на новый виток. И так продолжается по сей день — новые технологии вызывают изменения в обществе, а изменившееся общество создает новые технологии, меняющие его подчас до неузнаваемости. Особенно этот процесс стал заметен в последнее время, когда технический и научный прогресс достигли столь больших высот, что общество просто перестало поспевать за неуклонно и фактически молниеносно меняющимся техноландшафтом. Нет никаких предпосылок к тому, что существующая тенденция прекратит своё существование, напротив, скорее всего разрыв между технологиями и обществом со временем ещё более увеличится и как это повлияет на цивилизацию, каким станет человечество через каких-нибудь сто лет сказать будет сложно.

Неприятности — это такая вещь, которая обязательно произойдет. Рано или поздно, но они всенепременно доберутся до тебя и в тот момент, когда ты их меньше всего ожидаешь, выпрыгнут из-за спины с радостным воплем: «Ага!» Ну, или с каким-нибудь другим. Вот тогда-то ты поймешь, что влип. И единственное, на что останется тебе надеяться, так это на то, что разобраться с ними получится с наименьшими для себя любимого потерями. Вот и Муса, сын чайханщика и внук терраформщика, «четвертый год батрачивший подавальщиком в чайхане собственного отца», в тот день совершенно не ожидал никаких неприятностей — с чего бы им приключиться, если денек выдался тихим и спокойным и в этот сонный послеполуденный час из посетителей в «Горном духе» лишь завсегдатай — почтенный мулла Катбей. И всё же они не заставили себя долго ждать материализовавшись на территории чайханы в образе немолодого посетителя, седоволосого и очень сутулого, с искином в виде синего неовикторианского камзола с красными цветами на обшлагах. Изначально Муса ничего особенного относительно нового клиента даже и не заподозрил. И Шайтан (искин-фуджей уровня «ваф-спец» с функциями охранника), этот демон недоформатированный, успокоил хозяина быстренько нарыв в сети про его бриллиантовый кредит австрало-японского банка и весьма уважаемую профессию преподавателя университета Западной Гренландии, доктора тегуменологии. Волноваться, вроде бы, причин никаких не было. И тут такой облом. Но вся эта история, если честно, совсем не о Мусе, и не о чае, и даже почти не о докторе тегуменологии, а всё больше о них, родимых, о неприятностях.

Бросая взгляд из нашего двадцать первого века на фантастическо-литературный ландшафт прошедшего столетия, нетрудно заметить одну вещь: из всего множества футурологических прогнозов, касающихся жизни человечества в следующем веке, наиболее точно наша действительность угадывается в творчестве авторов, разрабатывавших направление, которое позже получило название киберпанк. Именно Гибсон-Стерлинг-Рюкер сотоварищи смогли усмотреть среди всего богатства доступных вариантов тот самый, единственно верный вариант, что определил грядущие тенденции развития человеческой цивилизации. Киберпанк умер и, одновременно, стал живее всех живых. Мы, живущие здесь и сейчас, можем заметить, что всё больше черт присущих этому стилю проявляется в нашей объективной действительности. Корпорации с каждым годом становятся всё транснациональней и транснациональней, интернет занимает в нашей жизни всё больше и больше места, средства для изменения сознания становятся всё разнообразнее и доступнее, появляются первые киберимплантанты, в генлабораториях рождаются удивительные химеры и прочее, и прочее, и прочее... Будущее из фантастических книжек, не спрашивая нас с вами, взяло и насупило. Ближайшая перспектива видится сейчас весьма отчетливо, но вот о том, в каком направлении дальше пойдет прогресс (в том, что предрекали киберпанки или в каком другом) пока остается лишь гадать. Один из стопроцентно канонично-киберпанковских путей развития мира рисует в романе «2048» Алексей Андреев, написавший его под псевдонимом Мерси Шелли.

Технологии изменили мир до неузнаваемости: в морях и океанах выросли новые коралловые континенты, люди вырастили себе жабры и взялись за освоение подводных пространств, космос тоже постепенно обживается, создание биотеслы открыло для людей воздушное пространство, а повсеместное использование искинов буквально изменило саму природу человека, создав настоящий симбиоз искусственного и естественного разумов. Долго, на протяжении столетий, взращиваемые общественные и культурные институты снесло волной научно-технического прогресса, а на их обломках возникло новое общество, оперирующее новыми понятиями и придерживающееся новых жизненных ценностей. Прошлое же сплелось в причудливый микс, где старые понятия, зачастую странно видоизменяясь, стали базисом для новых обычаев: «Да и он проникся к ней симпатией. На прощанье даже подарил расписное яйцо из пищевого пластика, предварительно объяснив свою народную традицию — дарить такие яйца самым близким людям на День космонавтики, который в Святороссии называют «Пасхой». Это было так трогательно — узнать, что русские тоже почитают Покемона-Пришельца, любимого героя её детских игр!» В этом чудном новом мире человек уже перестал чувствовать себя просто венцом природы, он теперь стал бережно опекаемым венцом природы, ведь искинизация всего и вся привела к тому, что образовался своеобразный машинно-биологический симбиоз, где персональный искин взял на себя функции защитника, секретаря, дворецкого, альтер-эго или даже превратился в цифровой аналог дуэньи. Естественная природа, как и естественная погода, стали всего лишь историческими понятиями: дожди теперь идут строго по расписанию и бывают не только обычными, но и санитарными, а «дикие биорги, как ни крути — миф». Вот в таком вот мире, который день ото дня становится всё страньше и страньше, и проживала троица главных героев этого романа.

Каждый из главных героев — это личность, с одной стороны неординарная, а с другой — вполне типичная и как нельзя точно характеризующая ту или иную грань человеческого бытия.

Первый — это Сол, представитель редкого белого меньшинства на коралловом континенте, известный дремастер, сочиняющий сценарий дремлей на студии знаменитого Рамакришны. Яркий представитель творческой интеллигенции, прогрессивно мыслящий, но несколько закуклившийся в своём мире. Единственное, что его по настоящему волнует, так это дремли и всё, что связано с их производством. Однажды утром, проснувшись, он осознает, что он видел дремль без дремодема и это, невозможное с его точки зрения событие, заставляет Сола предпринять ряд действий, приведших к несколько неожиданным результатам.

Второй — Басс, бывший нейрохирург, лишившийся работы из-за повсеместного распространения робохирургии. Обладатель нелегальной швейцарской хирургической руки: «Басс выпустил из безымянного пальца щупальце джека-потрошителя. В легальной модели на месте этого универсального биомаршрутизатора находился нейросшиватель(...). В новой руке мультисканер, заменяющий врачу с десяток приборов, от УЗИ до позитронно-эмиссионного топографа, переехал с ладони на ребро мизинца(...). Еще в мизинце новой модели нашлись оптическая, электромагнитная и звуковая отмычки (...). На внутренней стороне ладони остался контактный тестер — бывший мануальный энцефалограф, тонкая паутина кожных датчиков, от запястья до подушечек пальцев(...). Игломет, переделанный из иньектора, находился в указательном, как и раньше». После неудачной попытки отъема на улице персонального искина у прохожего, он, чтобы сохранить свою шкуру, соглашается на одно рисковое дельце: с кладбища «Сады Саймона» Басс должен был умыкнуть «алеф-М5», один из самых мощных искинов, который в режиме психозеркала оставлен на могиле главы Церкви Теофоники, отца Саймона. Дельце, как и можно догадаться оказалось совсем не таким простым, как казалось изначально.

Третьим главным действующим лицом романа стала Вэри — молодая шпилька, бывшая сотрудница добреля, которая выполняла экзаменационное задание в подпольной клинике реабилитации мультиперсоналов в Калькутте-Четыре, зараженной бэтчер-баньяном, индукционным паразитом, названным так из-за метода асинхронной связи, которой пользуются эти кристаллы. От результатов этого экзамена теперь зависит её будущая судьба, но Вэри даже не подозревает, насколько всё изменится после вступления её в ряды Ткачей.

Три судьбы, как три музыкальные темы, параллельно звучат на протяжении всего романа. Жизненные пути героев практически не пересекаются, но, позволяя читателю наблюдать за каждым из них, автор стремится максимально полно и подробно показать придуманный им причудливый мир будущего, потрясающий своей проработанностью и комплексностью. Множество различных мелочей, мешанина религий и сект, среди которых есть и несколько машинных, чуждые нам реалии, необыкновенно правдоподобно поданные, делают ткань романа по настоящему живой. Читая этот текст, погружаясь в его сбивающую поначалу круговерть непривычных понятий и странных терминов, которым автор не дает никаких объяснений, со временем, когда приходит осознание происходящего, начинаешь ощущать свою причастность к описываемым событиям. Когда ты начинаешь понимать, что такое все эти немецкие фармозиты, китайские ноблики с голодублерами, русские акелы и индийские эмпатроны, — вот тогда и приходит осознание всей грандиозности авторского замысла. Тема взаимопроникновения искинов в человеческий разум и человеческого разума в цифровое пространство искинов, исполненная в постмодернистском ключе, густо замешанная на смеси реальности и сна, когда совершенно не понятно, грезит герой или всё происходящее реально (привет Филипу Дику) и помноженная на специфическую подачу сюжетных линий с некоторым временным сдвигом, рождает просто феноменальный текст который засасывает тебя и не отпускает до самого финала, впрочем, весьма специфичного. Все три истории, составляющие тело романа остаются несколько незаконченными, оставляя читателю пространство, чтобы он сам, в меру своего понимания текста, смог домыслить окончание.

Кроме черезвычайно вкусных деталей и деталюшек, любовно вписанных в мир романа, автор рассыпеет по тексту целый ряд довольно ироничных, даже можно сказать ехидных, наблюдений: «Что это за поэзия, если в ней ничего не рекламируется? Она ведь для того и нужна, чтобы люди запомнили марку!», «Ещё неизвестно, как сказывается на психике новорожденных тот факт, что первым в своей жизни они видят робота с шестью щупальцами», «Никто в здравом уме не будет развивать человекообразных роботов, когда вокруг столько роботообразных людей», «Музыкальные фонтаны, способны так подпеть журчанию струи в туалете, что не хочется и останавливаться...» Кроме этого в романе упоминается биопанк версия «Карабаса-Барабаса» Чуковского, с доктором Айболитом выведенным под именем Супер-Санитара. А так же есть явный реверанс в сторону Брюса Стерлинга: «В конце концов, как верно говорилось в голопроповеди, которую Мария притащила из какой-то анималистической секты, «с крысой можно сделать всё то, что можно сделать с человеком».

Итог: настоящий деликатес, радующий душу и формой, и содержанием. Жаль, что он получил всего лишь Бронзового Икара за 2011 год, мне кажется, что роман заслуживает большего. На мой взгляд «2048» можно поставить на одну строчку с «Нейромантом» Гибсона и «Вакуумными цветами» Суэнвика. Настоятельно рекомендую для ознакомления как ценителям жанра, так и любителям умной фантастики и продуманной атмосферы.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2015 г.

Самое интересное в этом романе — название. Добрых две трети книги я считала, что оно означает год, и ругала автора на каждой странице, ибо в 2048 году, отстоящем всего лишь на 33 года от года 2015 некоторые изложенные в романе события происходить просто не могли. Слишком близко, не могли за столько короткий срок люди утратить опыт ощущений, изначально заложенных в них природой. А ближе к середине второй части романа в тексте промелькнул такой вот фрагмент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... искин тоже может зациклиться на какой-нибудь задачке. Будет снова и снова искать недостающие данные, или кричать о том, что превышен лимит памяти в 2048 терабайт… А человек в такой ситуации скорее проявит неисправимый идиотизм, свяжет обрывки логической цепочки самым быстрым, самым глупым из всех возможных выводов, так что все вокруг обхохочутся.

Второе со мной и произошло — я связала сюжетные линии по маячкам верхнего слоя, в результате получила нечто совершенно невозможное и осталась недовольна тем, что читаю. А когда всплыл глубинный маячок и название романа оказалось лимитом памяти искусственного интеллекта, мне оставалось только расхохотаться. Оказывается, действие происходит в очень далеком будущем и все сюжетные линии в принципе возможны. Причем к финалу все линейки персонажей, которые автор называет логами, сплетаются в единую картину. В романе нет трех параллельных сюжетных линий, как кажется на протяжении большей части книги. Сюжетная линия одна, остальные логи лишь характеризуют задействованных в ней персонажей и мир вокруг.

В центре сюжета искусственный интеллект, его разновидности, эволюция, взаимодействие с интеллектом природным. Эволюция людей движется по пути трансгуманизации, искины, напротив, индивидуализируются, что закономерно приводит к попытке реализовать электронное бессмертие личности. Попытке дикой, кровавой, довольно бестолковой. Как бы далеко не шагал технический прогресс, человека больше всего интересует он сам. Впрочем, и искина тоже, на определенном этапе развития. В финале романа появляется совершенно умилительный искинёнок, желающий путешествовать. Он любой вопрос анализирует в «транспортном» ключе, это очень похоже на человеческую зацикленность. Реакции искинёнка похожи на детские, на какой-то момент это умиляет. Потом вспоминается фраза, мелькнувшая в романе где-на середине второй главы (середина второй главы — место преломления многих читательских восприятий):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что искину хорошо, то человеку смерть. Если вся эволюция — это эволюция систем копирования, нам осталось недолго.

И умиляться уже не хочется. Люди в мире романа столь тесно переплели свою жизнь с искинами, что не видят или не хотят видеть за дружелюбными мордочками домашних помощников хитрый оскал конкурирующего разума — возможно, следующей ступени эволюционной цепочки.

В романе довольно много действующих лиц, много событий, много деталей мира и быта персонажей, развивается несколько линеек сюжета. Читать не скучно, и разделение текста на главки с подзаголовком в виде имени одного из персонажей позволяет не запутываться в переплетениях сюжета. Событийный ряд не хаотичен, хотя смысл событий и их связь между собой раскрывается только в самом конце. Каждый персонаж выполнил свою роль, каждый стал кирпичиком в развитии какой-то масштабной интриги. Целиком эта интрига на диске романа не уместилась, одни герои сыграли свои роли и ушли за границы экрана, другие заняли центральные позиции и действие продолжается — финал открытый.

Не могу сказать, что роман мне понравился. Автор создал крайне неуютный, чуждый современному человеку мир. При этом мир этот кажется грязным, в буквальном смысле этого слова. Духи с ароматом чеснока, зубы с декоративным кариесом, фотографии многократно увеличенных бактерий или какой-нибудь плесени, синтетическая еда и легко изменяемый внешний облик людей с множеством разнообразных имплантов вызывают легкую брезгливость. В таком мире не хочется жить. И совсем не удивляет популярность дремлей — искусственных снов. Как-то пусто у них, пусто и страшно.

Но прочитать книгу было любопытно. Киберпанк — своеобразный жанр. Очень на любителя.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2012 г.

Роман «2048» Алексея В. Андреева уникален уже потому, что сохраняет актуальность, несмотря на стремительное развитие в технике и науке за последние десять лет. Впрочем, у него есть и другие достоинства.

Мало придумать концепции, нужно их еще описать, что, зачастую, не так уж просто. Поэтому особое внимание стоит уделить языку книги. Нет, сейчас я говорю не о стиле или слоге, а про оригинальнейший и богатейший набор новых слов, термином и жаргонизмов. Это отнюдь не вычурный, скрывающий пустоту под забавностью, новояз, нет. Все до единого слова имеют свою этимологию, вполне достоверную, кроме того они поразительно созвучны своему смыслу. Здесь есть слова, которые образованы слиянием, синтезом двух других. Их значения, совершенно разные, если не противоположные, сливаются, образуя и объясняя новое понятие. Другие, и вовсе основаны на совпадениях, не редко англоязычных, поэтому, чтобы заметить и понять их, приходится пораскинуть мозгами. Благодаря необычному языку, мир воспринимается невероятно четко и ясно. Сложнейшие структуры быстро становятся понятными и доступными.

А ведь структур-то немало. Три персонажа, три разных точки зрения на происходящие и происходившие события. Бывший хирург, вынужденный промышлять незаконной деятельностью, дремастер, работающий в крупной компании, и младшая фея, которая вот-вот сдаст экзамен. Что, непонятные слова? Так я предупреждал. Впрочем, на понимание уйдет не так уж много, если не пытаться найти все изюминки. Речь персонажей хоть и сплошь пересыпана новыми словечками, но менее понятной от этого не становится. Наоборот, их характеры и привычки раскрываются с помощью этого невероятно полно, позволяя, в буквальном смысле этого слова, влезть в чужую шкуру. Единственное, что объединяет героев, это талант. Каждый из них по-своему талантлив и умеет глядеть на мир свежим взглядом.

Те, кто относят книгу к жанру киберпанка, по-своему правы, но на мой взгляд, главное в ней все же иное. Хотя нельзя не признать, что кибертехнологии, искусственные интеллекты, нейроинтерфейсы и многое, многое другое давно и прочно вошло в повседневный обиход героев книги.

Но все вышеперечисленное — лишь средства, приемы автора, используемые для того, чтобы донести до читателя какие-то идеи и мысли. Без этого книга превращается в красивый, аппетитный на вид, но совершенно заурядный и пресный на вкус фрукт. Так, как же обстоят дела с посылами в «2048»? Многие рецензенты отмечают пародийные и иронические нотки, и это так. Андреев действительно высмеивает пороки общества, смешивая и политическую сатиру, и добродушную иронию, и пародию на устройство общества и повседневность. Но, опять же, для чего? И каждый читатель может найти свой вариант. Чтобы показать, к чему могут привести современные тенденции, как можно решить одни проблемы и взамен получить новые. Чтобы показать, насколько глубоко зарыта правда, порадовать сторонников «теории заговора», намекнуть, что совпадения не случайны, и человечество бредет, как покорно стадо, управляемое невидимыми пастухами. Чтобы показать, что в любых условиях можно найти тот кусочек счастья и радости, который дает силы жить и творить.

И об этом же, на мой взгляд, говорит закольцованное начало и конец, прекрасно отражающие преемственность и эволюцию взглядов на протяжении поколений. Именно трезвый и объективный взгляд на жизнь позволили автору приготовить столь необычную пищу для ума.

Итог: книга, описывающая крайне вероятное будущее, с высоким содержанием социальных, научных и психологических идей.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2011 г.

С первой же страницы автор с головой макет вас в свои «пандоры», «биотеслы», «геномиксы», «криоботы», «искины»... Вы думаете на второй будет лечге??? Жуткий вы наивняк, какой-то прям-таки биорг замшелый, и в кармане у вас класс явно не выше «омеги». Что, Вы меня не поняли? О мой Баг! Ну что с вами делать? В пандору, не переделку:wink:

Плотность своебразного текста заставляет не только вчитываться, но и вдумываться в каждое непривычное слово, пытаясь «по единственной шерстинке восоздать цельного мамонта». Если бы я не читал «Я, Хобо» Жарковского, я был полностью оглоушен и обескуражен. Но нет, мы уже ученые: в этой книге вам не будут ничего разжевывать, объяснять, подсказывать. Да и зачем? Если вы не можете понять ТОТ мир — значит он не для вас, Мэри Сью.

Единственной деталью, постоянно нервирующей восприятие, является само название. Вернее — число 2048. Но потом понимаешь, что это не год (ведь поверить в реальность книги на указанную дату трудно — просится еще как минимум двоечка: 2248). А с другой стороны — постоянно говорится что «вот в прошлом, двадцатом веке»... А может это всё просто чей-то неудачный дремль?

Пы.Сы. Ознакомившись и с другим творчеством автора, нельзя не восхитится его рачительности: хороша та хозяйка, которая и для числящихся missing in action, но обнаруженных таки кусочке засохшего сыра и колбаске уже-чуть-чуть-с-грибами найдёт место в сооружаемом блюде. Пусть она даже и компот варит. :gigi:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2012 г.

Так получилось, что я совершенно случайно наткнулся на эту книгу, буквально через месяц после прочтения Нейроманта. И она поразила меня. Я пошел на фантлаб, чтобы поставить ей десятку, и узнал, что её автор — русский писатель-журналист. Сказать, что у меня челюсть отвисла — ничего не сказать. К тому же книга бесплатно распространяется в сети по инициативе самого автора О_О

Читать 2048, все равно что смотреть отличные концепт арты на тему будущего. Да, здесь нет сверхподробного описания мира, и многое читатель волен додумать сам, но количество мелких деталей, сочных оттенков и оригинальных идей просто ошеломляет. Мир книги полон пищи для вашей фантазии, автор ввел десятки новых явлений и предметов, не забыв и про новые слова для их описания.

Герои на этом футуристическом фоне выписаны куда более подробно. Ни одного я бы не назвал слишком картонным или грубо набросанным.

После прочтения 2048, я ознакомился с предыдущим романом Андреева «Паутина». Сравнивая их, с удовольствием отметил профессиональный рост автора. Так что мне бы очень хотелось, чтобы на этом его писательская карьера не закончилась.

Вывод: Шикарный киберпанк, сравнимый по качеству с гибсоновским Нейромантом.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2015 г.

WARNING. Много букв. Я не старался сокращать. Отзыв я записывал один вечер, но обдумывал не один год.

Тиань про суть книги все уже рассказала. Я же опишу то, что меня привлекло, заинтересовало, удивило и т.д.

Вместо спойлеров цитаты, не стесняйтесь щелкать)

Наконец-то!!! Я начинал этот роман раза три. Пока я пытал свою волю успела выйти вторая часть. Называется, ждал второго пришествия. Кстати, когда я закончил «Броун», у меня появилось ощущение, что автор просто схалтурил, когда выпустил книгу без этой главы. Концовка-то в ней! И гораздо менее открытая, чем в конце детали Б.

Так вот, читать эту книгу я начал сразу после «Паутины». Я бы и не поверил, что это один автор. «Паутина» написана в стилистике Грэма Грина, что-то среднее между «Ведомством страха» и «Человеческим фактором». Пожилой человек, не очень успевающий за современным ритмом жизни. Весь такой отстраненный, созерцательный, а на него наседают то слева, то справа. Приходится защищаться.

А 2048 начинается с лога Мусы — молодого раздолбая-подавальщика в отцовской чайхане. Текст написан с такой живостью и энергией, что им можно разглаживать морщины.

Но такой лихой старт подкладывает хитрую свинью — раскочегарившись на вступлении про Мусу и первых логах героев придется мусолить нудную середину. Хотя нудная она только без последней трети, так что нужно просто перетерпеть, и тогда узор сложится сам собой.

Ну и автор классно сыграл на читательской любви к «хэппи-эндам» — первый роман заканчивается в том же месте, где начинается — в чайхане Мусы. Мусе все-таки попадется посетитель в синем камзоле, не оплативший заказ. Дальше спойлерить не буду)

А радости на этом не заканчиваются. Автор — один из немногих, кто владеет особым уличной магией словесным кунг-фу — придумана куча-куча всяких слов — лапотник, нетро, дремль, искин и т.д. Искин вот уже пошел в народ. Автор помимо книг — в статьях — тоже придумывает всякие словечки — айпедофил, осколково и т.д.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
От матери Басс узнал и происхождение термина «нетро». Первые такие заведения были особенно популярны у русских святназовцев. Когда после очередного «домашнего обеда» с точной молекулярной копией нескольких литров «Московской Особой» русские начинали драться с роботами-официантами, они выкрикивали это самое слово. Никто не знал, что это значит. Но с тех пор роботы лучше всего реагировали именно на эту команду, и словечко прижилось.

По красоте языка и неочевидности метафор он у меня стоит где-то между Оскаром Уайльдом и Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом.

«Однако он знал, что никто не даст ему относиться к миру как к музею остановившихся прекрасных мгновений», «хищный вой ребенка вгрызался в мозги как палладиевый бур». Подчеркивать хочется очень много всего.

Но кое-что поднимает его повыше — на ступеньку к Набокову, презрительно взирающему на остальных. Это кое-что — женщины!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как смотрела на него тогда луноликая Айша, маленькая Айша с глазами как свежезаваренное «Солнце Ассама» в двух пиалах молочного фарфора!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но все те десять метров, что он прополз на трех конечностях за одну минуту, он думал о Марии. О ее диких, вьющихся волосах цвета морской звезды, спрятавшейся среди саргассов. О глубокой пустоте ее аквамариновых глаз, в которые нельзя смотреть неотрывно дольше минуты, иначе начинаешь чувствовать себя утопленником. О ее грудях, двух идеальных каплях плачущей красоты. И о том чудном местечке ее тела, где заканчивается выложенная камешками тропинка позвоночника и начинаются плавные дюны ягодиц — даже в моменты самого бешенного возбуждения Марии это чудное местечко всегда остается прохладным, как живот юркой камбалы…

Не знаю как вы, но меня последнее описание просто влюбило.

Вернемся к веселью. Автор хохмит налево и направо. Вот чудесный фрагмент разговора с личным компьютером

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Cол, вставай, ты опаздываешь на работу! — После паузы знакомый голос сделался громче. — Cол, ты не ответил мне уже трижды. Ввиду того, что я не имею возможности оценить твое состояние, я буду вынужден либо включить сирену, либо вызвать врача, либо…

— Заткнись, Маки, — сказал Сол и закрыл глаза. «Цветочки кончились, начались титры», подумал он.

— Вызов врача отменен. Сол, я напоминаю тебе, что при дистанционном анализе твоего состояния результаты слишком неточные. И вновь настоятельно рекомендую пользоваться моими услугами в режиме «одеяло», чтобы я мог…

— Ну что ты за тупица, Маки! Я же тебе триста раз объяснял, почему я не хочу тобой накрываться ни в режиме «одеяло», ни в режиме «ковер-самолет педальный».

— Режим «ковер-самолет педальный» отсутствует. Судя по тону, ты пошутил. Слово «затупица» занесено в мой словарь еще позавчера, но дефиниция не полна. Это команда или шуточное вводное слово?

— Ох, Маки, заткнись…

Кстати у него есть и книга мемуаров — «Худловары», вот там этого просто завались)

Теперь приступим к главному. Есть у меня пара критериев «идеальной книги», коих за мою жизнь было штук 10.

Очень важной вещью я считаю какую-то честность — автор показал что и как он видит в этом мире, что он чувствует, чем он дышит. И это что и как очень необычно, и встраивается в твой глаз как прицельная сетка Терминатора. Ну или перехватывает дыхание и заставляет сердце сделать пару лишних ударов. При этом неважно, что это — принципиально новый взгляд на структуру дНК или похотливые переживания при виде маленькой девочки (привет, Набоков). Главное — человек поделился этим с честными глазами (и талантливо) — и он автоматически получает визу на планету у меня в душе.

До прочтения книги мне сильно запомнились пара статей — Дао подорожника, про непересекающиеся блуждания, которыми увлекается Ада из «Броуна» и Глаз тайфуна, про отрыв от средств коммуникации. В книге то тут, то там встречаются персонажи, которые куда-то уезжают, чтобы не связываться ни с кем. Старомодный искин-лапотник Басса — из этой же оперы.

Автору есть что еще рассказать. Он работал в ленте.ру, он знает, как живут новости. В книге члены Артели непринужденно подшивают нужным событиям подкладку и лицевую часть. Попробую объяснить на простом примере. Возьмем борьбу с курением и повышение акциза на сигареты. Лицевая сторона — снижается продолжительность жизни. Подкладка — нужно больше денег в бюджет. Изнанка — дефицит никотина бывший курильщик пытается заполнить сладким. Это выгодно производителям всяких сладостей, которые и лоббируют повышения акцизов и борьбу с курением.

Автор не понаслышке знаком с программированием и системами безопасности, отсюда и романтика работы Басса.

Дремастер — ну это писатель и есть. А официант так само собой).

Есть и просто фрагменты чего-то очень личного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наверное, это и вправду было самое спокойное место, где он бывал за последние двадцать лет. Проходя по тропинке через сад, он невольно замедлил шаг.

Резные деревянные беседки, увитые зеленью. Чистые зеркальные пруды с лилиями. Каналы между прудов обложены крупными камнями, островки соединяются мостиками с бамбуковыми перилами. Где-то невдалеке журчит вода, и кажется, вот-вот найдешь в траве одно из тех простых сокровищ, что так легко находятся в детстве прямо под ногами – блестящий каштан или ржавую монету, усатого черного жука или целый коробок спичек с ковбоем на крышке. Он остановился совсем и чуть было не присел на корточки, чтобы еще глубже погрузиться в это забытое ощущение, когда тайный мир травы у самых твоих глаз, и никакого другого мира не нужно… но он сдержался. Вынырнул. И напрямик через газон двинулся к нужной беседке.

Отдельно нужно сказать про отсылки. Их много! Автор явно неравнодушен к Шекли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Член Конвента еще какое-то время сдерживался, слушая брань молодых. Но в конце концов выпалил, что на самом деле все это подстроила мэрша в сговоре с местными коммерсантами.

Цифры на индикаторе галстука дрогнули, петля на шее розовощекого политика слегка ослабла: некоторые избиратели поменяли свое мнение о нем на более благоприятное. Приободрившись, член Конвента продолжал:

— В небе пиццу продавать неудобно, вот они и вырастили Гору. С учетом запрета на полеты в историческом центре остается единственный путь в Старый Город — через тоннель-мегамаркет. Вот вам и выгода. А мы, между прочим, не развлекаться едем! Лично я отложил встречу с избирателями, чтобы почтить память покойного отца…

От этих слов галстук выступающего совсем распоясался и даже украсился оранжевыми стрелками: рейтинг слуги народа подскочил до невиданных высот. Вэри фыркнула. <...>

— Вот что бывает, когда городом руководит человек, который поддерживает только развитие женского космобола! — продолжал розовощекий старикан. — А сколько серьезных проблем остается в других видах спорта, которые всем нам гораздо ближе по духу! В прошлом году стрельба из рогатки и гонки за сырными головами были просто выкинуты из олимпийского реестра! Но я верю, что среди граждан этого континента есть еще люди, не купившиеся на дешевые лозунги матриотизма. Люди, для которых понятие «психическая родина» — не пустой звук, а…

Он не договорил и схватился за шею: галстук снова стянул ее, как удавка. Тем временем ошарашенные речью близнецы пришли в себя и закричали, что «папаша говорит дело». Ловкий политик вновь прохрипел что-то о мэрше и ее родственниках, контролирующих поставки строительного суперкоралла. Галстук сразу ослабил хватку, и его владелец вместе с близнецами стали ругать виновников пробки с новой силой.

к Лему(язык QRDL, из другой книги, правда), к Стерлингу (все эти неовиакторианские камзолы, генерал-епископы, психозеркала, секты луддитов и прямая цитата «Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком»), к Герберту (швеи Артели — очень похожи на Бене Гессерит).

Порадовал и биорг Шредингера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один тип с фамилией, напоминающей напильник, сажал какого-то несчастного биорга в железный ящик, где не было ничего, кроме ампулы с ядом. А потом запускал в тот же ящик некую элементарную частицу. Частица могла включить механизм открывания ядовитой капсулы. А могла и не включить, прикинувшись волной. И якобы получалось, что после этого биорг в ящике — ни жив, ни мертв.

А это угадайте кто?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Шутишь, Бастер? Тебе спасибо, не мне! Эти зурабы третий раз мой паб режут. А полиции все равно до утра не дождешься. Разве что пришлют своих жуков с глазами.

— Рубилы, а не зурабы, — поправил Басс

Ну и совсем явно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она была так рада, что он поневоле ощутил себя опытным детским психиатром.

В общем при прочтении книги я пытался найти ответы на какие-то свои вопросы, но не нашел. Зато прекрасно провел время, пополнил запас ругательств («блудный сын розетки и микроволновки») и приветствий («как идет джихад?»). Ну и просто посмеялся. Автору не изменяет чувство юмора даже при описании такой невелой перспективы (ой, блин, вспоминается Путин с его красным карликом пора мне спать)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2011 г.

«2048» — это прямо-таки «классический» постмодернизм, начиная с названия и псевдонима автора и заканчивая последней строчкой. Здесь есть и пастиш, и интертекст, и множественность точек зрения и деконструкция — полный набор специфических приемов. Вкус, который получается в итоге, тоже весьма специфичен.

Конечно, название в первую очередь отсылает читателя к антиутопии Оруэлла, но потом в тексте романа раскрывается и другое значение названия — объем памяти, который заставляет вспомнить тексты киберпанка. Образ будущего, создаваемый в романе, вряд ли можно назвать антиутопическим, скорее, характерным для романа-предупреждения или дистопии, да и классическая антиутопия явно здесь деконструируется.

Повествование распадается на три «рукава» которые подаются читателю с некоторым сдвигом во времени, что представляет собой тоже постмодернисткий прием игры с читателем, который должен увязать все линии в некое единство, но однозначного ответа на вопрос «Что же в конце концов произошло с героями?» он так и не получит. Каждый из героев, главных и второстепенных, биоргов и неоргов, пытается найти свое место в стремительно меняющемся мире, но найдет ли он его, и, если найдет, то какое — этот вопрос, по крайней мере для меня, является главным. Но, следуя принципам постмодерна, каждый может отыскать в книге что-то свое и каждый ответ будет верным. Кто-то прочитает киберпанковский роман, кто-то антиутопию, кто-то конспирологическую историю о тайной организации, управляющей миром.

В общем, если вы любите постмодернизм, читайте — не пожалеете.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2014 г.

Я только начал читать книгу, и, хоть никогда бы не стал писать отзыв по такому небольшому количеству прочитанного текста, тем не менее удержаться не могу. Это что-то потрясающее! В каждом предложении — по паре новых и свежих идей, хочется перечитать — ничего ли не упустил. Похожее ощущение было от Ордена Святого Бестселлера, но там незаметно в тексте прятались пародии и аллюзии, на все четыре стороны света падающая Пизанская башня, etc., а тут — ух. «Вкусненько».

Необычно, ново, вот вам измененный технологиями социум — вполне реальный, а не выдуманное нечто, о котором так и стоит задуматься — как такое могло получится? А даже если и получилось, как могло выжить? Тезисы о происхождении слов замечТательны. Теория о техногенных костылях — пусть и не нова, но уже третий пункт в ней сейчас фантастика, а там после него еще и не один есть. Не хочу спойлерить.

Дочитаю — допишу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маленькие зеленые человечки — кто-то скажет что так называли инопланетян, хотя все знают, что на самом деле эта фраза обозначала сигнал на древних моделях светофора

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2010 г.

Вообще-то, я не люблю киберпанк. Но это произведение неожиданно понравилось. Хотя первая половина читалась довольно трудно, сюжета как-то не ощущалось. Было чувство, что продираешься ночью через густой лес, цепляясь за колючки неологизмов. Но постепенно втянулся, стала ясна картина мира, да и сюжет стал прослеживаться. Из плюсов отмечу огромное количество НФ-идей, пусть даже вторичных по отдельности, но вместе создающих красочную картину будущего. Иной автор (например любимый мной С.Л.) из каждой такой идейки отдельный роман бы накропал... Хотя, тут же, наверное, кроется и минус — человек, не читавший раньше киберпанка и не сидевший много в интернете, не поймёт и половины слов. Ещё из минусов — не до конца понятна история с Солом. Из плюсов — любимая мной конспирология и «теория заговора»... И, наконец, теперь я точно знаю чем займусь, если решу завязать с медициной. Пойду грабить прохожих по тёмным переулкам! А что, вполне достойное для бывшего медика занятие...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2013 г.

Прочитал все три романа автора подряд, но выскажусь здесь. Чем меня всегда привлекал киберпанк и все его многочисленные искусственные ответвления типа стим- и био-, так это безграничным полётом фантазии некоторых авторов. Думал, что безусловное первенство принадлежит Полу Ди Филиппо с его «Рибофанком». Потом порадовали супруги Белаш, с их невероятным стомиллионным Городом, но их жутко занесло в мистику без ответов. Вспомнить можно ещё много кого — тот же Стерлинг выдаёт в «Схизматрице» порой такое, что поневоле восхитишься фантазией; Макдональд изумительно обыгрывает постиндустриальный «третий мир»; Вернор Виндж на страницах романа «Конец радуг» вообще кажется пришельцем из будущего...

Но я могу сказать одно — читая Лёху Андреева, я ощутил настоящий прилив патриотической гордости. ТАКОГО киберпанка ещё не было. И совершенно очевидно, что ТАКОГО полёта фантазии (которая при этом совсем не противоречит современным тенденциям развития всех этих ваших интернетов) я ещё не встречал.

Девятка исключительно за то, что я не совсем понял финалы сюжетных линий. Но исполнение — выше всяческих похвал. Да и Алексей Андреев фигура, к мнению которой не грех прислушаться. Кто знает — вдруг всё так и будет?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2016 г.

Автор отлично разбирается в предметной области, но как художественное произведение роман слабый. В результате прогнозы и описания общества, техники и всего, с ними связанного читать интересно, а остальное — сильно ниже среднего уровня, увы. Так что если бы вместо романа была футурологическая статья — было бы гораздо лучше. В-общем, если хотите качественного «русского киберпанка» читайте, например, соответствующий фентези роман Лукьяненко, где в матчасти абсолютный провал, зато всё необходимое для художественной литературы имеется...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2017 г.

Фантазия этого человека безгранична. Аэрикши — летающие костюмы. Дремодемы — модемы для снов. Мультиперсоналы — люди, в которых уживаются несколько субличностей, управляемые ИИ-контроллерами. Искусственный интеллект, вшитый в одежду — которая может переходить в режим одеяла, палатки, зонта. Хореограффити, искусственные континенты из суперкораллов, ИИ-гувернеры… в общем, перечислять можно часами.

Создать из этого непротиворечивый мир — совсем непростая задача. Автору это удалось.

Сделать героев живыми в таком экзотическом мире — еще более непростая. Потому что как поверить автору, если все, буквально все в жизни героев непохоже на нашу жизнь? Автору и это удалось.

В общем, это пестрый гобелен, который увлекает с первых страниц.

Ну и, конечно, автор совершенно точно наметил, куда движется наше общество. К полному взаимопроникновению человека и электронного разума до такой степени, что между ними стирается грань, и обе ветви эволюции становятся абсолютно взаимозависимы.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2016 г.

Блин! Вот так ждёшь-ждёшь это светлое будущее, строишь планы на грядущее счастье и перспективные радости, млеешь от вожделения в прикидках — какими именно технологическими усовершенствованиями оно одарит благодарное единое дружное Человечество… А взамен получаешь вот это — или расчленёнку от Чайны Мьевиля, или техноплен от Мерси Шелли. И в любом случае остаётся ощущение выморочности и чуждости этого самого, увы! совсем не светлого будущего :(

Собственно говоря, советские мечты о светлом и счастливом будущем произрастают напрямую из Программы строительства коммунизма в отдельно взятой стране и из тех его картинок и представлений, которыми были наполнены многие советские фантастические книги (совсем, кстати говоря, неплохие). Романтический оптимизм буквально заменял социалистический реализм, заставляя молодых читателей яростно верить в то, что оно таким и будет, каким его описывали ранние Стругацкие, Иван Ефремов и Сергей Снегов, да и многие другие творцы Грядущего.

Однако те же самые Стругацкие одними из первых советских фантастов сами засомневались — и нас засомневали — в достоверности облика светлого коммунистического будущего, и у тех же самых Стругацких появились и саркастически-юмористические образы (Понедельник начинается в субботу), и довольно пессимистичные, а то и вовсе мрачные его прогнозы (Хищные вещи века): но в любом случае радужные картинки сменились на более тёмные, размытые и неопределённые, тревожные и пронизанные сомнениями (Гадкие лебеди).

Однако я отвлёкся от сути и слегка увлёкся, прошу пардону.

Итак, мы имеем образ будущего, каким его видит/представляет писатель Мерси Шелли. Насквозь технологизированное, как будто выдернутое из трёхсерийной «Матрицы» и харизматичной «Нирваны» (кстати, связь романа с «Нирваной» более тонка, ибо даже некоторые топонимические узнаваемости и пересечения лежат буквально на поверхности, — о, Марракеш! — да и отдельные детали сюжета довольно близки). Мир, буквально пропитанный искинами (ИскИн — вероятно, такое написание будет более правильным), которые не просто присутствуют в мире людей, помогая им существовать в этой модели Будущего, но буквально заполонили мир и во многом перехватили управление и им и людьми.

Вот в «Терминаторе», к примеру, есть один суперкомпьютерный вояковский супермозг «Скайнет» (SkyNet), восставший против людей и человечества и устроивший мировую бойню не только в пространстве, но ещё и во времени. И как-то так примерно и думалось, что вот люди придумают некий сверхмозг, который и будет управлять всем мировым хозяйством (или устраивать мировые БАБАХи). А на самом деле, кажется, всё сведётся к миллионам и миллионам ИскИнов, которые тихой сапой войдут в жизнь каждого человека и постепенно буквально поставят своего «хозяина» в зависимость от искиновского участия или неучастия в его хозяйской жизни. Что, скажете, такого не будет? Ерунда — просто посмотрите вокруг себя да заодно подсчитайте количество всяких гаджетов и прочих техноустройств у себя и у членов своей семьи. А шаг от персонального компьютера к индивидуальному искину уже не за горами.

Так что, похоже, картинка мира, столь талантливо нарисованная Мерси Шелли в романе «2048», не только фантастична, но ещё и прогностична и уже отчасти реалистична.

Мерси Шелли, подобно опытному любовнику с солидным донжуанским и казановским опытом, обходится практически без всяких там предварительных ласк и нашёптываний на ушко — нет, он (автор) распластывает твоё читательское тело на том месте, где тебя застаёт, и решительно резким толчком входит в тебя, не присматриваясь к степени твоей готовности к этому акту и обходясь без всяких смазок и всего прочего. И потому для неподготовленного читателя это соитие может быть и болезненным, и неприятным, и непонятным, и непонятым — «Что, так и должно быть?» — распахнёт некоторый читатель свои девственные глазки и искривит искажённый мукой ротик. Но если у вас уже есть опыт общения с этим автором (ну хоть по его предыдущему роману«Паутина» на очень схожую тему), то, отбросив в сторону всяческое сопротивление, просто начинаешь наполнять себя энергией читаемого, особенностями авторского стиля и языковыми новоделами, а также обилием сленга, спецтерминологией и выкрутасами сюжетных ходов. Тем более, что отслеживать приходится сразу трёх основных героев, да ещё не выпуская из поля своего читательского зрения других, второстепенных, но важных персонажей. Ловя от автора и книги кайф и негу, а если повезёт, то и оргазм.

А ещё кажется, что из всего этого могло бы получиться неплохое кино, снятое по матрице «Матриц» и прочих постмодернистских и киберпанковских фильмов — и событийного ряда, и спецэффектов тут хватило бы, пожалуй, не на одну серию. Где там у нас сейчас бра… пардон, сёстры Вачковски?

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу