Абдухаким Фазылов «Мираж»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Лётчик, потерпевший аварию в Кызылкумах, находит древний город, который столетия назад был засыпан песком. И вот теперь песчаная буря на несколько часов освободила его от векового плена.
Первая публикация под названием «Смерч: Фантастический рассказ / Рис. А. Шарифжановой, Т. Колесниковой // Молодость (Ташкент), 1981, №8 – с.52-60
Входит в:
— антологию «Молодость. Выпуск восьмой», 1981 г.
— антологию «Фантастика, 82», 1982 г.
— сборник «Восточное вращение», 1983 г.
— сборник «Судьбы вертящееся колесо», 1987 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вонамби, 8 августа 2024 г.
Разочаровывающее произведение. Прямо до крайности разочаровывающее. Однако не так, как чаще всего бывает. Что тебе обещают изысканные духи с ароматом черёмухи, а в пузырьке оказывается дешёвая жидкость с невнятным неопознаваемым запахом химии. А то и не та «черёмуха», которой хотелось бы, а которая защитное средство из газовых баллончиков… Нет, тут как раз всё ровно наоборот.
Изначально прочитав этот рассказ и не просмотрев информацию о нём, можно подумать, что перед нами произведение эдак 30- / 40- / 50-х годов XX века. И это в данном случае комплимент! Хотя тоже мало ли, всякое бывало, рукопись могла много лет лежать где-нибудь в глубинах стола, прежде чем выйти в свет.
Итак, всё в славных традициях жанра. Весьма неплохо описанное крушение самолёта, сложное положение выжившего… и совершенно случайно сделанная поразительная находка, которая, не сложись несколько факторов, и не случилась — целиком засыпанный песками неизвестный древний город какого-то загадочного народа.
И находка ведь крайне интересная!
Полный комплект: описания того, как главный герой исследует этот таинственный, очень впечатляющий пустынный город; его гонка со временем, пока наступающие пески снова не похоронили диво под своим покрывалом; и главная изюминка —
Всё это создаёт достойную картину того самого «археологического приключения», вкупе с загадками древней истории. Чуете эту романтику бесстрашных учёных-индивидуалов и рывка НТП начала прошлого века? Уже видите, как Индиана Джонс, Лара Крофт, Нейтан Дрейк и все прочие профессиональные приключенческие шастатели по древним загадочным руинам, взявшись за руки, вприпрыжку несутся разгадывать тайны и находить артефакты загадочной исчезнувшей цивилизации? Я тоже.
Но нет. Фиг нам.
Рассказ небольшой, он начинается, можно сказать, из ничего, и заканчивается тоже ничем. Автор сумел показать свои НФ-идеи, хоть и с довольно умелым описанием этого города, и… Всё. И поймите меня правильно, сама по себе идея… Точнее, массив идей действительно очень интересны. Но именно как массив идей, заготовка того, на чём должно вырасти произведение. Можно сказать, его скелет — хоть он тут и с некоторыми ошмётками плоти, да простят мне сравнение излишне тонкие натуры среди фантлабовцев.
Мало. Ну просто чертовски мало. Как будто автору нужно было любым путём уместиться в нужный объём, или он просто не знал, чем ещё можно наполнить повествование — хотя писать автор явно умеет, сомнительно, что нельзя было развить написание дальше.
Увеличь объём хотя бы до формата длинного рассказа, а по-хорошему — нормальной полноценной повести или романа. Чтобы развить сюжетную линию исследования города, добавить больше информации о нём, тех самых приключений в процессе поисков, добавь персонажей или развей имеющегося. И тогда могло бы получиться более чем достойное научно-фантастическое произведение с приключениями и даже элементами мистики. И последнему ничуть не помешало бы то, что в конце рассказа автор даёт сугубо научное объяснение главной загадки древнего города. Ну да, куда уж без этого, эпоха, все дела…
Что говорите, какая ещё мистика, совреализм же? Так «мистика» — понятие растяжимое. Не обязательно ведь, чтобы она была однозначной, и в целом обязательно сбывалась в конце. Так и 82-ой год, вроде бы стальные оковы цензуры и идеологии и не так сильно, и в целом иначе действуют. Да и если взять тот же сборник 1982 года, так там рассказ «Дом» — вполне себе мистика. Так, припорошённая намёками на инопланетян. Но мы-то с вами понимаем, что «пришельцы из иных миров» — это не обязательно... А этот загадочный город просто источает подходящую атмосферу, которой было бы более чем достаточно, чтобы читатель сам додумал, где заканчивается наука и начинается нечто непознанное.
Эх. Как определил мой друг, «Автор сказал, что хотел, что тут сделаешь...». И да, увы, это так. Как же обидно видеть, когда потенциально интересный материал остаётся в виде жалкого огрызка по сравнению с тем, какие у него были возможности. Очень жаль, когда автор, возможно, и сам не понимает, что произносимое им — нечто блестящее, и нужно развивать мысль. Или, что ещё хуже, сам невысоко оценивает то, что говорит, и не считает это чем-то важным. Или же он просто не имеет возможности сказать всё, что хотел бы, чтобы его могли услышать?..
Так или иначе, перед нами ещё одно малоизвестное и в целом забытое произведение ушедшей эпохи, не ставшее тем, чем могло в иной ситуации. Но даже в таком виде рассказ всё равно можно читать, и он достоин прочтения.