Александр Солженицын «Олень и шалашовка»
Входит в:
— сборник «Пьесы и киносценарии», 1981 г. > цикл «1945»
— сборник «Собрание сочинений, т. 5», 1969 г.
- /период:
- 1960-е (4), 1970-е (1), 1980-е (2), 1990-е (1), 2000-е (1), 2010-е (2)
- /языки:
- русский (11)
страница всех изданий (11 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
carex69, 20 декабря 2025 г.
Действие заключительной части трилогии 1945 происходит в лагпункте, сидельцы которого чего-то там строят. Что они там строят, не важно, но важна атмосфера, как нынче говорят, вайб. И вайб этот, по замыслу автора, должен быть обставлен в зале как чуть ли не главное послание зрителю. Требовалось поставить вышки по краям сцены, разместить на них автоматчиков, смена которых проводилась бы непосредственно в зале во время антрактов, понакрутить везде, где получится, колючки, ну и, как говорится, тп. С точки зрения чисто декоративной все это представляется излишним, даже отвлекающим, но прекрасно зашло бы театралам где-нибудь в Лондоне или Нью-Йорке. Умельцы с Бродвея могли бы и мюзикл замутить, у них это на раз, да и зрителю нравиться. Для отечественной сцены гораздо более убедительной была бы минималистическая постановка, с акцентом на содержание, а не на всяческую внешнюю мишуру. У меня нет никаких данных, ставилась ли пьеса хоть где-нибудь, так что все это так, ерничанье.
Пьеса, сама по себе, достаточно интересна. В ней есть сюжет, даже несколько параллельных линий. Персонажи не статичны, динамика присутствует, прописаны вполне себе драматические конфликты, которые тем или иным образом разрешаются. Не обошлось и без романтической истории. Благо большинство спецучреждений того времени имели в составе и женские и мужские зоны. Они конечно разделялись, но мы-то понимаем... Создается контраст между внешним давлением и внутренним желанием жить. Вспомнилась картина Ярошенко Всюду жизнь.
Ну и строительные проблемы, куда без них. Все эти планы, нормы выработки, отсутствие нужных материалов, чехарда с последовательностью работ. Мне в свое время пришлось поработать штукатуром и подсобником на строительстве серьезного объекта — крупного энергетического специального объекта. Все эти танцы, когда каменщики кладут стену высотой 15 м (с лесов, без всякой страховки), разделяющую гигантское помещение, штукатурщики ее, соответственно, штукатурят, а через 5 дней ее другая бригада ломает подчистую и больше на этом месте никакой стены никогда не будет, а будет в другом месте, я наблюдал лично и в них участвовал. И да, кирпичи и раствор на леса поднимались просто в складке и в ведрах, точно по описанному. И да, одному из подсобников по голове таки прилетело, а он был без каски (снял, мешалась, но был в нескольких шапках, дело было зимой, помещение не обогревалось, да и как обогреть такой объем? Там где-то калориферы устанавливали, но только в самых ответственных местах), но ничего — как работали, так и продолжили. Не обольщайтесь: сегодня работают так же, может быть, не везде, так и тогда было не везде.
Увидеть на сцене никаких шансов. Читать. Особенно молодым. Старикам не надо, уж больно они остро реагируют, нерв все еще обнажен, задевает по живому.