Джон Райт «The Architect of Aeons»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 13 ноября 2016 г.
Сокращенный и измененный вариант заметки для Medium (http://bit.ly/2f4N1t7).
Райт пишет быстро и местами неряшливо, как большинство профессиональных литераторов англоязычной НФ и фэнтези, зарабатывающих этим делом на жизнь. Репутация в фэндоме у него тоже крайне неоднозначная: он известен своей приверженностью идеям WASPов, резким антикоммунизмом и гомофобией, вопросы от читателей принимает главным образом не у себя, а на сайте Теодора Била Vox Day, и стал, возможно что и помимо своей воли, галеонным символом Щенков (Puppies), получив целый ворох номинаций на флэшмоберской церемонии вручения Хьюго; как помнят все, кто интересуется вопросом, сеанс присуждения этой награды в 2015-м был фактически сорван, поскольку в целом ряде категорий победителя вообще не удалось определить. На следующий год Щенков кое-как сумели обуздать: без обладателя остались только награды в номинациях лучшего фанкаста и лучшей производной работы (Best Related Work), а все главные номинации отхватили либо лесбиянки, либо афроамериканки, либо азиатки, либо феминистки, ни одна из которых, впрочем, не предсказала победы Дональда Трампа на выборах 8 ноября.
Обсуждаемый цикл, начатый в 2011-м и на данный момент включающий четыре книги (в этом месяце выходит и пятая, «Оправдание человека»), не лишен большинства недостатков ранних работ Райта, которые среди прочего воспрепятствовали его популярности у русскоязычного читателя (за исключением «Золотого века», «Последнего стража Эвернесса» и горстки рассказов, представлен Райт на русском очень плохо и по большей части в стоках). Однако можно констатировать, что Райт сейчас последовательнее всех фантастов англоязычной инфосферы, за исключением разве что Питера Уоттса и Ханну Райяниеми, исследует вопросы трансгуманизма и контакта с цивилизациями, принципиально отличными от человеческой по стилю мышления. Попутно, разумеется, Райт предлагает довольно изящное решение парадокса Ферми, чем-то сходное с развиваемым у Цысиня Лю в «Задаче трех тел» и «Темном лесе», но гораздо тщательнее оформленное стилистически. (Вариант Лю, в общем, не выходит за пределы анекдота http://pikabu.ru/story/zemlyane_idite_nakhy_668774 ). И, разумеется, «Роза и червь», которую принято в этом вашем Рунете рефлекторно вспоминать при столкновении с термином “парадокс Ферми”, многим обязана Райту, совпадения там местами практически текстуальные.
Если вы читали первые три книги (что, впрочем, маловероятно), то в курсе, как детально проработана там история будущего и как мало непосредственного участия в постчеловеческой фазе земной цивилизации принимают Монтроз, бывший рейнджер-дуэлянт из постапокалиптического Техаса, и его вечный антагонист Симэнь дель Азаркел, самопровозглашенный властелин мира.
Проблема в том, что Менелай Иллаций Монтроз и Симэнь дель Азаркел по прозвищу Блэкки, связанные узами любовного треугольника с участием космической принцессы Монако, новой враждой и вечным противоборством сквозь века и эоны, стремятся к одной цели — выживанию человечества, но понимают ее очень по-разному и постоянно компенсируют на этом пути усилия друг друга. Исход немного предсказуем.
Тут становится понятно, откуда растут ноги у названия «Эсхатон», иногда используемого для цикла.
Конечно, человек может не дожить до минуты, когда ему удастся сосчитать до триллиона, но это не значит, что такого числа не существует. Будущее наступит, желаем мы того иль нет.