Джеймс Блиш «Чёрная пасха»
- Жанры/поджанры: Мистика | Фантастика (Роман-катастрофа | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Тёмный властелин | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «После знания»
— журнал «If, August 1967», 1967 г.
— журнал «If, October 1967», 1967 г.
— журнал «If, September 1967», 1967 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (5)
- /тип:
- книги (3), периодика (3)
- /перевод:
- Е. Смирнов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladialivan, 15 апреля 2023 г.
Джеймс Блиш – певец апокалипсисов. Причем, не тех комиксовых зомби-апокалипсисов, ставшими популярными в последнее время, а Настоящих, которые с Большой буквы. После которых, словами Блиша: «мир без конца и конец без мира». И сейчас, когда на часах, запущенных в 1947 году, уже почти полночь, такая книга не может не вызывать трепет.
Роман «Черная пасха» можно отнести к жанру темного фэнтези, а можно и к романам-предупреждениям, все будет зависеть от точки зрения читателя. Но, если это предупреждение – то кому и о чем? Вроде бы, все предупреждения довольно прозрачные: безумный оружейный олигарх нанимает черного мага, для вызова сонма демонов из ада, которые, не долго думая, устраивают ядерный Армагеддон. Но зачем оружейному барону вызывать демонов, разве самого по себе ядерного оружия недостаточно, чтобы устроить конец света?
Олигарх Бэйнс так объясняет свою прихоть. «Есть только два основных типа людей, которые занимаются продажей оружия: к первому относятся те, кто не имеет совести и рассматривает бизнес как средство получения большой прибыли, чтобы использовать ее для чего-то другого…, а также те, которые имеют совесть, но не могут устоять перед деньгами или знанием... Второй тип составляют люди вроде меня — те, кто действительно получает удовольствие от управляемого разрушения и хаоса. Нас едва ли можно назвать садистами — разве только в том смысле, что каждый настоящий художник садист, поскольку проявляет большой интерес к страданиям — не только к своим собственным, но и к чужим, — ради конечного результата. И инженеры бывают такие же.… Эту категорию я знаю гораздо лучше, чем художников, и, уверяю вас, большинство из них не сделают ничего нового, пока не получат некий толчок от разрушения старого. Обычный грабитель с пистолетом гораздо менее опасен, чем инженер с куском динамита. Однако в моем случае, как и в случае с инженером, ключевым словом является «контроль» — и в оружейном бизнесе оно выходит из употребления благодаря ядерному оружию».
Далее, можно рассматривать роман как предупреждение о том, что как-бы научный, по сути, эксперимент вышел из-под контроля. И вроде бы всё становится понятно, и логично, но…
Но мне книга в целом не понравилась. Нет, даже не так: книга мне Очень Не Понравилась. После прочтения остается такое, знаете ли, послевкусие… как будто бы Вы съели что-то нормально пахнувшее и выглядевшее, но в результате оказавшееся не свежим. Даже более чем не свежим, совсем даже протухшим. Во-первых, аргументация оружейного магната показалась мне не правдоподобной и притянутой за уши, особенно в части сравнения художников с инженерами, жаждущими разрушения. Так что просто не верится, что Бэйнс решил вызвать демонов ада ради самоутверждения. (Я сам будучи инженером, уверенно утверждаю: среди нашей братии стремление к созиданию является доминирующей чертой, в отличие от многих художников, особенно среди тех, кто посвятил своё творчество деконструкции мира или расщеплению сознания и духа. Так что тут я с Автором категорически не согласен).
Далее, на протяжении всей книги автор с удивительным знанием дела описывает разнообразные ритуалы вызывания демонов: совершенно очевидно, что писатель перелопатил кучу литературы при подготовке романа. Более того, все эти ритуалы прописаны настолько живописно, и даже с такой… любовью, что удивляешься – откуда такие наклонности у писателя, который позиционирует себя в качестве агностика? Надобно сказать, что образ черного мага Уэра получился очень колоритным, и трудно вспомнить другое произведение, где многочисленные демоны, вызванные из ада, были бы описаны так подробно и тщательно. Так что местами это заставляет задуматься: а действительно ли книга является тем, чем пытается представить её автор? И наконец, финальная фраза, которую сказал дьявол – а какой смысл в этом, и можно ли ему верить? Да и вообще: каким образом может существовать и наш мир, и ад, и мир ангелов, если это действительно случилось? Хотя, конечно, это риторический вопрос, из сферы личного восприятия Бога, Мира и своего места в мире. Очевидно, что моё восприятие кардинально отличается от восприятия Джеймса Блиша.
Но, другим читателям возможно понравится. Особенно, если Вы интересуетесь черной магией и всякой чертовщиной, или любите книги-предупреждения и разную апокалиптическую литературу. Кстати, по часам судного дня сейчас 1,5 минуты до полуночи, а в 1968 году, когда Блиш издал этот роман, они показывали без 7 минут. Да, тикают часики: тик-так, тик-так… И знаете, еще что хотелось сказать, когда будете читать эту книгу, помните: Бог не умер. Но, опять же, это только моё личное мнение.
neli mustafina, 24 октября 2022 г.
Не буду полностью раскрывать сюжет — он хорошо описан другими, только выражу своё мнение.
Книга в общем-то о том как опасны игры с оружием. Магия и колдовство здесь — некий прием, позволяющий писателю открыть ящик Пандоры и описать последствия этого.
Четыре «всадника апокалипсиса» — богатейший оружейный магнат в погоне за «знанием» как заработать больше денег и заодно уничтожить конкурентов (и братца) обращается за помощью к магу. Монах, владеющий белой магией видит нехорошие сны, пытается остановить (или наблюдать «как бы что не вышло»). Помощний магната, страдающий эротоманией и сам маг Уэбб...вот эта четверка и разверзла ад, который перебрался на землю (интересно что Блиш метко поместил ад в самое «туда» — в США...в Долину Смерти.
Эзоповым языком автор показывает истинных зачинщиков Армагеддона: оружейных магнатов, политиков, церковь — в данном случае Ватикан, (но и любая религия, увы, да простят меня верующие- народ отупляет, разделяет и сеет раздор), шарлатанов и просто испорченных людей...
»....«дипломатия» Бэйнса состояла главным образом в раздувании локальных конфликтов и гражданских войн. Даже это оказалось весьма щекотливым делом; в невероятно запутанной политической обстановке игра в национализм могла привести к неожиданным результатам, потому что трудно предсказать заранее, не будет ли некая развивающаяся африканская страна представлять чрезвычайный интерес для одной или нескольких держав (когда-нибудь, конечно, они все станут ядерными державами, и тогда военная политика определенно упростится и формализуется)»
Еще проскользнуло такое, на что я обратила внимание:
Создавались фирмы и они «...специализировались на предсказании политических и военных конфликтов и их возможных последствий (некоторые из этих специалистов оказывались столь экстравагантными, что требовали привлечения к сотрудничеству независимых писателей-фантастов)...»
Кстати, вам известно ли то, что ЦРУ пользуется услугами фантастов, курирует их, может и цензурит, а также систематизирует и занимается своей собственной футурологией?
Поражаюсь всегда тому как разные фантасты разных стран
«кличут на наши головы армагеддон», то ли пытаясь напугать, то ли приблизить его неминуемость.
Это произведение, при всей его кажущейся мистичности, АНТИВОЕННОЕ. И как жемчужины в груде слов о демонах сверкают фразы (привожу пример):
«В любой войне каждая из противоборствующих сторон утверждает, что победит именно она...»
Или вот еще: «...открытие ядерного оружия предопределено свыше. Заметьте: естественный отбор перестал играть существенную роль для человечества, с тех пор как оно установило контроль над окружающим миром и начало заботиться о жизни своих слабых представителей, что дало возможность сохраняться дефектным генам. Поскольку естественный отбор прекратился, осталась единственная форма давления на вид — мутации. Искусственная радиоактивность, в том числе, конечно, и радиоактивные осадки могут явиться ниспосланным свыше путем восстановления эволюции человека…» — эта речь вложена в уста НАТОвского генерала...
Конечно цензура или убеждение самого автора не позволили точно указать на истинную причину войны — капитал на крови, торговля оружием, война за сырье, рынки сбыта и самое главное — КАПИТАЛИЗМ...и в войне этой (и не только в этой, а в любой войне — НЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Заканчивается все неожиданно и банально : Антихрист в ужасе от людских нравов скрывается в Ад, Мессия так и не явился...а умер ли Бог — остается под вопросом.
flying_kitten, 19 сентября 2023 г.
Вроде как сам Блиш воспринимал «Чёрную пасху» и «День после Светопреставления» двумя частями одного произведения, так что наверное следовало бы прочесть оба романа и после этого делать какие-то выводы, однако я ограничился только «Чёрной пасхой».
Могущественный оружейный барон нанимает чёрного мага для вызова демонов из ада (так, чисто посмотреть как оно выглядит), к ним присоединяется наблюдатель из Ватикана, чтобы проследить, что все магические обряды выполнялись по фэншую и без нарушений. Происходит всё это дело в современном автору мире — в середине 1960-х, со всеми известными нам приметами тех лет, но с одной оговоркой: в этой параллельной вселенной вполне легально существует магия.
Книга наполнена упоминаниями разнообразных существующих и вымышленных трудов в области магии, рассуждениями о магическом ремесле и религиозно-философскими размышлениями. В тот момент, когда дело доходит до процедуры вызова нечистой силы и описания последствий этого действа, повествование становится весьма ярким и динамичным, да и довольно-таки оригинальным, первая же часть романа, где описывается подготовительный этап, затянута и скучновата.
Достаточно оригинальный фэнтези роман о конце света, который, при некотором сокращении, был бы хорошей повестью. :)
CharlieSmith, 18 декабря 2011 г.
Я не искушен произведениями о магии, демонах, с участием потусторонних сил, как художественными (хоррор, мистика), так и религиозного, спиритического, теософского, метафизического характера, поэтому мне трудно объективно оценить этот роман …
Но на то и форма мнения…
Основные персонажи:
Бэйнс – подрядчик или агент и крупный акционер «Консолидэйтед варфэр сервис» (КВС), торговец оружием, доктор права
Терон Уэр – маг, черный маг, волшебник, доктор теологии, «специалист» по насильственным преступлениям, 48 лет
Монах отец Ф.К. Доменико Бруно Гонелли, посланный (на самом деле неофициально) для наблюдения за действом Терона Уэра.
Действие происходит в Италии …
Ядерное оружие нанесло тяжелый удар по оружейному бизнесу. В этих условиях «дипломатия» Бэйнса состояла главным образом в раздувании локальных конфликтов и гражданских войн.
Характеризуя себя Бэйнс отнес себя к категории людей, торгующих оружием не только и даже не столько в целях получения прибыли, имеющих и не имеющих совесть, а «кто в действительности получает удовольствие от управляемого разрушения и хаоса».
Бэйнс обращается к Уэру с просьбой с помощью потусторонних сил сделать так, чтобы умер без следов насилия Губернатор Калифорнии Роган (во время написания книги губернатором был Рейган), затем…убить Альберта Штокхаузена, специалиста по антиматерии, который якобы мог разрушить монополию на это знание КВС… На самом деле, это были проверки действенности, возможностей Уэра вызова падших ангелов, демонов и прочих потусторонних сил и использования их в целях убийств, разрушения, дестабилизации, природных катаклизмов и прочего…
Третий заказ Бэйнса, «уникальный эксперимент в истории Искусства», заключался в вызове из Ада всех основных демонов (на самом деле, 48 «нужных для таких дел» из доступных заклинанию Уэра 89-ти демонов, разумеется кроме 3 высших духов, с которыми вообще нельзя заключить договор: Сатаной, Вельзевулом и Сатанахом, а вот с их министрами, пожалуйста), чьи души принадлежали или почти принадлежали (оказывается и такие есть) Преисподней, на одну ночь с предоставлением им полной свободы действия…
Настоятель монастыря Монте Альбано, узнав от отца Доменико об опасной акции, которую замышляет Бэйнс, направившись к Терону Уэсту, соглашается послать Доменико для наблюдения за опасной акцией… Я так и не понял, что за отношения между монастырем (церковью) в Италии и черными магами, которые предполагают некие требования монахов в отношении магов (и учет? Или Уэр один из немногих? Упоминается некое Cоглашение …о примирении, запрещающее всякое вмешательство…Отец Доменико тоже размышлял, почему «Бог позволял демоническим силам через посредничество чародея обрушиваться на невинных, почему допустил такой компромисс, как Соглашение, которое предполагало ограничение его власти, или, еще хуже, некую двусмысленность в отношениях Бога с Адом, не совместимую с известным ответом на Проблему Зла».
«Это может началом Армагеддона»… «Но для Армагеддона необходимо пришествие Антихриста! И я не вижу, кто бы в мире мог претендовать на такую роль» — отвечает Уэр.…
Кстати Уэр предложил вместо этого удовлетвориться русско-китайской войной! Но Бэйнс, обрадовавшись предстоящему событию (!) все-таки настоял на своем..
Акцию решили провести в Пасху – вот и Черная Пасха.
Волшебные атрибуты, круги на полу специальными материалами, символы, заклинания…перечисление демонов, адских архангелов, имеющих известные имена, внешний вид, форму (и имеющих способность их менять)… вроде бы подчинились, вроде бы были обязаны к утру вернуться…Участники (помощники) Бэйнс, Уэр, отец Доменико и 2 помощника Бэйнса, выполнявшие определенные роли в действе…
Бэйнс ошибся на счет серии отдельных мелких по своим последствиям действий демонов…
Это действительно оказался «Армагеддон». Если до этого роман напоминал, с моей точки зрения, не очень-то выдающийся мистический триллер-фэнтези, то с этих страниц я даже не смогу назвать приблизительно его жанр…
Ядерная американо-советско-китайская (может еще кто) война. Рима больше не существовало, как и …Лондона, Парижа, Берлина, Бонна, Тель-Авива, Каира…, Стокгольма, большинства городов США. Некоторые военные уцелели в бункерах…. На поверхность в Мертвой долине (США) поднимается из недр подземный город (крепость) Дис (включает в себя с 6 по 9 круги ада. Наиболее серьезные грехи наказываются здесь, в нижнем аду. В нем очень жарко, и содержатся участки, больше соответствующие общей современной концепции ада, чем верхние уровни), оборону которого держат демоны… Чем закончатся штурмы военными США новейшими вооружениями города, что (кого) увидят и услышат описанные лица, прибывшие к стенам города?…Один с требованием вернуться все-таки всем демонам в Ад, другой предложивший Сатане помощь, третий с предложением еще раз попробовать прекратить атаки военных на крепость?…
Речь-обращение Бафомета (Baphomet, символ сатанинского козла, Владыка ада, одно из имен Сатаны, тамплиеры поклонялись ему как воплощению Сатаны, в романе к нему обращаются и по имени Пут Сатанахиа, Козел Саббата, помощник, князь Сатаны) в конце романа в поэтической форме просто великолепна по своему религиозно-философскому смыслу.
Я уже отмечал, что, не будучи сколь-нибудь серьезно знаком с теософскими, религиозными, мистическими знаниями, могу и ошибаться…
Но мне в словах Сатаны показались значимыми несколько положений:
1) Золотой трон для сил Преисподней – тяжкое бремя.
2) Господь умер, или мертв для вас..
3) Вся тварь утратила Первопричину. Лишь Бог суть независим – Зло само не может жить, обречено, помимо своей воли превозносить Добро…
4) Падшие Ангелы теперь увидели, что мир людей гораздо хуже, чем даже в сказочные дни правления ведьм… взялись творить и проповедовать Зло…но…место…где полагается быть Добру, место Бога пустовало…и его должен занять тот, «кто у ессеев стоит за пределами всего» (я так понимаю он имеет в виду себя) – что не покажется Добром по сравнению с человеческими злодеяниями…
5) Но как Отцу Греха порочней стать? И вот Мы – Божество, но сделались ли Богом?
6) Коли не оправдало надежд, Человечество теперь должно занять престол, ему он завещан Богом, и хотя до того царем будет Сатана, это ненадолго…
Учитывая, что этот роман предшествует н-ф роману «Дело совести», входящему в тот же цикл, и весь цикл имеет общую тему (со слов автора в послесловии) художественного осмысления различных аспектов древней философской проблемы – я вот только так и не смог отчетливо ее обнаружить, — в чем смысл, цель романа?
Сказать: «Люди! Одумайтесь! Вы хуже демонов, создавая которых вольно или невольно, создаете Зло. Вы хуже их – они лишь исполнители!»
Или
А действительно ли есть Бог? А может он нас давно покинул? Или умер? А не сочинили ли сами мы себе, по крайней мере, Сатану (а то и Бога), интуитивно чувствуя, понимая, в том числе из поэтического обращения Бафомета в этом романе, что действительно Бафомет (Сатана) просто не может существовать без Бога, Зло не может существовать бесконечно без Добра…
На самом деле, мыслей куда больше…
Хотелось бы прочитать когда-нибудь интересный неизданный роман цикла «После знания» «День после Судного дня» (1970), хотя, может быть, он итак уже присоединен в этом романе..…
А этому роману за все до осады Диса – 7.0; после, особенно за обращение Сатаны, – 10.
В итоге не могу поставить меньше 8.
Спасибо автору и переводчику!
Avex, 21 апреля 2011 г.
(Фауст, Версия Алеф.Ноль)
В меру элитарная фантастика конца 1960-х, навеянная угрозой ядерной войны. В наличии и чертовщина — без всякого намека на юмор — и НФ-Апокалипсис, иллюстрация видений св. Иоанна.
Техническая сторона изрядно устарела — ввиду неотдалённости событий, вся техника на уровне 60-х: лампово-полупроводниковые компьютеры с перфолентами, ракеты, бомбардировщики и радиосвязь. Сделано намеренно — в англоязычной НФ в 40-е гг уже наступил век межзвёздных путешествий.
Первая часть — размеренное вступление про адептов чёрного мастерства — не блещет драйвом, не завлекает стилем или интригой, и быстро отваживает случайных любопытствующих.
(параллельные образы: человек в черной сутане поглаживает кота-демона, только что отведавшего человеческого мяса. музыкальный фон — тихие звуки музыки Баха, песнопения монахов где-то вдалеке за кадром. нам кажется, это какой-то клип «Энигмы».)
Зато вторая часть — Вальпургиева ночь и её последствия — весьма зрелищна и эффектна, но полагаю, это второстепенно для тех, кого интересуют в первую очередь морально-этические проблемы. События развиваются быстро, рвано, хаотично — о происходящем Армагеддоне можно узнавать лишь из случайно перехваченных радиосообщений. Перед глазами проносятся события Судного дня.
(пульсирует изображение: летят демоны. плавятся от ядерных взрывов земля и скалы. испаряются моря. восстают из небытия Мёртвые земли. раскалилась докрасна крепость Дис — бастион преисподней на Земле.)
Автор не чуждается экспериментов — текст может оборачиваться пьесой, а светоносный владыка — изъясняться белым стихом.
(образ, напоминающий финал неснятого фильма Баркера: люди стоят перед Люцифером, оплакивающим свою победу. в тишине слышится торжественная песнь. скоро опустится занавес.)
Текст может показаться эклектичным, суховатым. Фабула упрощённой и непритязательной — почему бы не выразить то же самое в форме рассказа? Но роман берёт своей философской составляющей и яркостью образов разразившегося Армагеддона. Кроме того, это лишь часть триптиха — всё вместе это производит более сильное впечатление. Исторический роман цикла у нас не опубликован ввиду неформата. А жаль — стоило бы прочитать всё разом, хотя произведения объединены лишь темой религии и читаются независимо друг от друга.
(высказывание: Ад не на земле, но внутри нас.)
Описания демонов и употребление отдельных имен выдают серьёзное знакомство автора с демонологией. Хотя навряд ли это имеет большое значение — роман скорее философски-теологический — здесь важнее поднятые вопросы, чем ответы и антураж.
(главный вопрос: что нам делать, если Бог действительно мертв?)
bvelvet, 19 марта 2010 г.
Очень сильная книжка — про конец всего и начало всего остального. Блиш сохранил истинную веру, но провел читателей через ТАКИЕ сомнения, что просто оторопь берет. Обе части — и Черная Пасха, и День после Судного — выпущены как один роман (этой версии придерживался и Блиш). Так что в АСТовском сборнике мы находим три части из тетралогии — все, кроме первой.