Джон Ле Карре «Верный садовник»
В 2005 году роман был экранизирован.
Награды и премии:
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2006 // Экранизированная книга года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 28 февраля 2018 г.
Фильм я смотрел, что, по идее, должно смазать впечатление от книги. Все же в теории детектив, пусть политический, теряет в непредсеказуемости и остроте восприятия, коли знаешь заведомо, чем закончится. В случае с «Садовником» я разочарован не был. При удачной экранизации тщательность выписанных диалогов, владение рефреном, мелкие детальки и прописанность второстепенных персонажей определенно компенсировали изначальную осведомленность о сюжете.
Можно спорить с Борхесом относительно всего четырех сюжетов в мировой литературе. Однако один из них — относительно самоубийства Бога — ну точно воплощен Ле Карре. В «Садовнике» рассказана история двух фактически самоубийственных стратегий двух ангелов, которые как и в евангельском сюжете, были распяты за грехи человеческие. В случае жены садовника воссоздание истории осуществлено путем демонстрации ее восприятия и воспоминаний о ней со стороны разных персонажей — как в романе «И это все о нем», например. Круги, расходящиеся от святой, и ее воздействие даже на вполне себе порочных типов, обращение в Павла ее вполне конформистского супруга впечатляют. Ле Карре в очень хорошей технической форме на момент напсиания романа.
Высший балл мешает поставить однозначная черно-белая палитра и публицистический характер антифармакологических иинвектив в адрес работающих с Африкой компаний. У меня нет оснований не доверять компетентности Ле Карре, который добросовестно вникал в проблему, но общее ощущение упрощения не покидает. Коррупционные картинки тоже написаны широкими мазками и, убежден, для африканцев не без клюквы ( Часть удовольствия от чтения романов Ле Карре связана с неосведомленностью о нюансах реалий уголков Ойкумены, где происходят события его книг. Как только он суется в знакомые места — «Наша Игра», «Такой же предатель как мы» — туши свет).
От очередного указания на сходство с Семеновым никуда не деться. «Садовник» как никакой другой роман похож на политические детективы нештирлицевского канона. «Пресс-центр» — тоже история очевидного поражения со смертями — на ум приходит в первую голову. Семенов, предложи ему тему снабжения Африки неликвидными лекарствами и через призму совестливого дипломата, написал бы такой же роман.