Фернандо Пессоа «Книга непокоя»
Впервые опубликованная спустя пятьдесят лет после смерти Фернандо Пессоа, великого португальского поэта начала XX столетия, «Книга непокоя» является уникальным сборником афористичных высказываний, составляющих автобиографию Бернарду Суареша, помощника бухгалтера в городе Лиссабоне, одной из альтернативных личностей поэта. Эта «автобиография без фактов» — проза поэта или поэзия в прозе, глубоко лиричные размышления философа, вербальная живопись художника, видящего через прозрачную для него поверхность саму суть вещей.
«Книга непокоя» призвана, загипнотизировав читателя, ввести его в самое сердце того самого «непокоя», той самой жажды-тоски, которыми переполнены все произведения Пессоа.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №7, 2015», 2015 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 2010-е (3), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (4)
- /перевод:
- А. Дунаев (1), И. Фещенко-Скворцова (2)
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AdmiralKenobi, 3 октября 2025 г.
Португальский поэт и эссеист Фернандо Антонио Ногейра Пессоа родился в конце 19 века, писал в начале 20 века, а одно из самых знаменитых его произведений было издано уже много после смерти писателя, во второй половине 20 века.
Парадоксальным образом, но ему как-то удалось почти за сто лет до описать портрет человека уже 21 века, — человека цифровой эпохи, — и уловить это состояние бездействия и тоски, совершенно хаотичный и перепутанный поток мыслей и ощущений, который характеризует современного человека. Пока читал книгу, не покидала мысль, что, живи Пессоа в наше время, то Бернарду Суареш был бы автором (или уже аватаром?) твиттерского аккаунта или телеграм-канала, где так же писал о своих мыслях и вёл это как своего рода психологический дневник. Забавно, что тихий канцелярский служащий из Лиссабона чем-то предвосхитил фрагментарную природу контента из интернета: как общей дискретностью текста, так и ощущением личного дневника, но при этом адресованного «никуда», пустоте.
У Пессоа ведь было более сотни гетеронимов — и каждый был не просто как «псевдоним», а как целостная личность с собственной биографией, стилем письма, философией, даже с отношением к другим гетеронимам. Чем-то это похоже на то, как один человек в Сети может вести личный аккаунт, иметь «рабочий» профиль, а где-то публиковаться анонимно. Примеряя разные маски, мы можем (ну или могли — по крайней мере лет десять-двадцать назад) быть где угодно и кем угодно — но где тогда настоящие мы и где наша идентичность, и не расщепляется ли она? Иногда люди ведь действительно теряются в этой множественности и упускают связь с реальностью. Если в реальной жизни нас связывают социальные роли, ожидания близких, работа, то в цифровом пространстве мы можем конструировать себя с нуля. И каждый из этих образов вроде бы и наш, но при этом они могут сильно отличаться друг от друга, а иногда даже противоречить.
Возможно именно поэтому книга не осталась простым памятником модернизма (как условные «Поминки по Финнегану», интересные разве что литературоведам и фанатам Джойса) и до сих пор «аукается» среди своих читателей и находит новых — но это просто моя гипотеза. Так сказать, часть общего наблюдения.
Сама книга концептуально довольно незамысловатая, и местами мысли героя выглядят довольно наивно (особенно если читатель уже перешагнул подростковый период). Многие отрывки выглядят как заметки, записанные наспех; иногда они даже повторяют друг друга, ходят вокруг одних и тех же мыслей или возвращаются к уже сказанному. Но, пожалуй, именно в этой бесхитростности и есть своя притягательность, и это даже лучше характеризует героя, чем если бы его рассуждения были на порядок уникальнее или революционнее. Он не боится признаться в слабости, в бессилии понять мир или себя самого. Не резонирует ли это с «новой искренностью», на которую сейчас появился запрос у читателя? Вполне может быть.
m3r7v1y, 25 июля 2025 г.
Тяжело читается, смысла абсолютного никакого не несет, но ради красивого словца попробовать стоит, ну и если кому-то это важно, можно будет козырять в обществе, какой артхаус вы прочитали. От прочтения 99% людей ничего не приобретут, но возможно потеряют (время). В общем очень нишевая вещь.
duke, 2 января 2025 г.
На роман можно оставить отзыв. На антироман (а перед нами именно это: я этот термин не придумал, погуглите, кому интересно), со всей очевидностью, «антиотзыв». Посему, думаю, простого набора слов, с максимальной частотой появляющихся на страницах этой книги (или возникающих в голове при чтении), — «тоска», «грусть», «усталость», «меланхолия», «нежные грезы», «сокровенная пустота», «одиночество», «никчемность», «бессмысленность», «смутность», «бесформенность», «неопределенность» — будет вполне достаточно. Эта книга обо всём и ни о чём (я склоняюсь к последнему). Большинству, как мне кажется, «не зайдёт» (я из этих).
Кому понравится?
- любителю модернистской литературы (очень условно похоже на Пруста, Джойса, Беккета, Роба-Грийе, Сартра, Камю, «Игру в классики» Кортасара или, скажем, на «Цитадель» Экзюпери)
- исповедующему буддизм Тхеравады (свидетель-очевидец) или индуизм (безмолвный свидетель Пуруша)
- обладающему (или полагающему, что он этим обладает) таким же расщепленным сознанием, которое было у Пессоа (и знающим значение слово «гетероним»)
- и, наконец, обычному любознательному книгоеду, желающему ознакомиться с еще каким-нибудь португальским писателем окромя Сарамаго.
Пара небольших цитат:
«Так я медленно выгуливаю мою сознательную бессознательность по моему стволу дерева обыкновенности. Так я выгуливаю мою судьбу, которая идет вперед, потому что не иду я; мое время, которое течет, потому что не теку я».
«… мы, ростки истины и жизни, пыль, скапливающаяся внутри и снаружи оконных стекол, внуки Судьбы и пасынки Бога, который женился на Вечной Ночи, когда она стала вдовой породившего нас Хаоса».
Сам я затрудняюсь с оценкой этого текста, не буду и пытаться…