FantLab ru

Кир Булычев «Пленники астероида»

Пленники астероида

Повесть, год; цикл «Алиса»

Перевод на украинский: Е. Литвиненко (Полонені астероїда), 1991 — 1 изд.
Перевод на польский: Э. Зыхович (Więźniowie asteroidy), 1988 — 1 изд.
Перевод на киргизский: М. Абдукаримов (Астероид туткундары), 1988 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 73

 Рейтинг
Средняя оценка:8.22
Голосов:901
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Полина и Алиса летят в пояс астероидов, не подозревая, что с недавних пор там исчезают корабли. Им предстоит разгадать эту тайну и победить Ледяных драконов.

Примечание:


Переработанный вариант повести «Ловушка», которая печаталась в газете «Пионерская правда», написанная совместно с читателями. Повесть «Ловушка» в цикл «Алиса» не входила.

Входит в:

— цикл «Алиса»

— сборник «Марсианское зелье», 2016 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 59

Активный словарный запас: крайне низкий (2204 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Девочка из будущего... и другие повести
1984 г.
Пленники астероида
1988 г.
Ржавый фельдмаршал
1991 г.
Приключения Алисы. Том 4. Заповедник сказок
1992 г.
Все приключения Алисы. Т. 2. Пленники астероида
1993 г.
Миллион приключений
1994 г.
День рождения Алисы
1996 г.
Алиса на астероиде
1997 г.
Пленники астероида
2000 г.
Миллион приключений
2004 г.
Сто лет тому вперед
2007 г.
Гостья из будущего
2009 г.
Пленники астероида
2014 г.
Сто лет тому вперед
2015 г.
Марсианское зелье
2016 г.
Всё о девочке с Земли. Приключения продолжаются
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Dziewczynka z przyszłości
1988 г.
(польский)
Астероид туткундары
1988 г.
(киргизский)
Сто років тому вперед
1991 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2016 г.

Робот — это выдумка века.

Я прошу, ну попробуй,

Стань опять человеком.

---

Изрядно переработанная повесть «Ловушка», которую автор написал совместно с читателями в рамках уникального проекта газеты «Пионерская правда». Но поскольку сама «Ловушка», кроме первоначальной публикации в газете, до последнего времени абсолютно нигде не печаталась, подавляющему большинству читателей произведение знакомо исключительно в качестве «продукта вторичной переработки». Отсюда все недоумения, нестыковки и непонятки. Оно и понятно: в «Пленниках» повесть предстает неудачной пародией на самою себя. По этой причине её оценка в качестве самостоятельного произведения будет в определенной степени не полной: репродукцию имеет смысл оценивать по отношению к оригиналу.

Как читатель, знакомый с «Ловушкой» с момента ее создания или даже ранее (до сих пор пылятся где-то номера «Пионерской правды», в которых повесть печаталась по мере ее написания), считаю, что лучше бы ей «Ловушкой» и оставаться — попытка запихнуть ее в прокрустово ложе «Алисиады» на пользу ей явно не пошла.

Начнем с того, что для меня уже даже «внецикловость» «Ловушки» сама по себе имеет некий шарм. Как ни дорога мне Девочка с Земли, но упорное, к месту и не к месту, пихание ее во все сюжеты набило изрядную оскомину. Образ ее давно уже раскрыт в огромной массе произведений и в известной степени запротоколирован, ничего принципиально нового о ней, ее характере и поступках читатель уже не узнает. Поэтому каждое следующее ее участие в сюжете изрядно обесценивает все произведение, превращая его в очередной эпизод «Алисиады», удачным в той или иной степени. А когда ради ритуального участия Алисы портят хорошую вещь — это уж совсем ни в какие ворота.

Но пусть хотя бы просто участие. Алису зачем-то делают главным героем. Хотя главный герой уже есть: Дима Климов — весьма интересный и вполне аутентичный персонаж, «двенадцатилетний капитан». Попутно девочку Митико Судзуки меняют на мальчишку Юдзо Комуро (ну это понятно: две девчонки в сюжете не смотрелись бы), а капитана Климова — на Полину Метёлкину, сотрудника института времени, героиню фильма «Гостья из будущего», которая в данном сюжете вообще ни к селу, ни к городу. Робот Посейдон хоть и остается центральным персонажем, но претерпевает летальные изменения. Из прямодушного здоровяка, готового всегда прийти людям на помощь, он превращается в язвительного декадентствующего острослова, состоящего в запутанных отношениях с Полиной Метёлкиной и поглядывающего на людей с некоторой долей снисхождения. Главный мозг корабля, в «Ловушке» не имеющий конкретного образа и появляющийся лишь в финале, в «Пленниках» превращается в лубочного черного робота со странным прозвищем «Хозяин» и становится главным антагонистом, уводя сюжет вообще «не в ту» сторону и придавая ему излишнюю затянутость.

В общем, прежде чем браться за «Пленников астероида», я бы все же порекомендовал прежде ознакомиться с «Ловушкой». Для объективности картины, так сказать.

Учитывая все вышеизложенное, только 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2010 г.

Тяжело писать отрицательный отзыв на повесть любимого автора, но иногда приходится делать и такое. Кир Булычёв писал очень много, и порой его произведения оказывались не вполне самостоятельными. Вот и в этой повести корабль, на котором летела Алиса, попадает в ловушку, один в один списанную с «Саргассов в космосе» Эндрю Нортон. А ситуация на звёздном ковчеге копирует повесть «Войскунского и Лукодьянова «Формула невозможного». Те же выродившиеся инопланетяне и роботы, которые их кормят, поят и развлекают кровавыми зрелищами.

Но главное, не в этом. Меня неприятно удивило, что в далёком будущем, когда дети летают на каникулы на другой конец галактики, в Солнечной системе бесследно пропадают корабли, и никого это не волнует. А ведь книга адресована детям. Есть в повести один момент, который резанул особенно больно. Среди погибших звездолётов упоминается корабль под странным названием «Громкий смех». На нём летали музыкальные эксцентрики, выступавшие с концертами на окраинах Солнечной системы. Они попали в плен и были хладнокровно скормлены ледяным драконам. Их-то никто не спас! Ребёнок, читающий книгу, прекрасно представляет этих весёлых людей, от которых осталась только надпись, нацарапанная на стенке и помятая труба. Зачем писатель, известный своим гуманизмом, придумал эту людоедскую сцену? Только для того, чтобы героиня могла надеть трубу на голову одного из роботов? Не смешно, а очень печально. Я бы не хотел, чтобы мои внуки читали эту повесть.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2012 г.

Конечно, это чисто детское произведение. И нам, а особенно мне порой очень трудно понять, насколько это будет интересно детям. Но одно я знаю точно. Сегодня в том огромном количестве боевой фантастики, которую имеет возможность читать юное племя данная повесть вообще не воспринимается. Она не несет в себе ни литературных новинок, ни интересных или оригинальных фантастических идей. Не думаю, что это произведение увлекало меня и в 1983 году, ибо и тогда мы могли читать более интересные произведения. В данном случае, есть сериал и это еще одно приключение в длинной череде приключений Алисы Селезневой.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2015 г.

Дело даже в стандартности сюжета, а в очень отстранённом написании. Как будто самому писателю не так уж интересно это было и писать. Самая качественная часть — начало, полёт на «Арбате» до встречи с Юдзо. Дальше — какая-то искусственность, натянутость и безразличие. И особенно пугает это безразличие, как правильно заметили, в случае гибели музыкантов. Как-то не по-детски просто и мимоходом говорится о смерти людей, как о рядовом событии.

Может быть, сама тема не слишком детская, хотя никто не мешал астероид сделать захватчиком только двух кораблей: профессора-японца и Полины-Алисы, по крайней мере в нашей солнечной системе.

Да и увлекательности не получилось. Какой-то проходной текст, лишь бы отписаться.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2013 г.

Меня эта повесть очень впечатлила в детстве. Не сюжетом, а какой-то особой атмосферой. Эти маленькие худые человечки, одетые в старые мешки, их серый тесный мир, жалкое однообразное существование... Прошло много лет, и я не запомнила ни сюжета, ни основной мысли повести, но до сих пор очень хорошо помню мир этих несчастных ашиклеков. Для неокрепшего детсткого разума это было необычно, интересно и пугающе одновременно.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2017 г.

В детстве после этой книги я несколько ночей в ужасе просыпался от каждого шороха. Пугали образы драконьих щупалец, которые вот-вот вцепятся в край кровати. Пугали мысли об останках разбитых кораблей. Но больше всего пугал образ ашиклеков.

В книге понравилось все, но особенно хорош был образ робота Поликарпа — этакий доктор Хаус, только искусственный.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2007 г.

И так после трёх повестей о «Легендарной Эпохе», Булычёв вновь возвращаеться к космической теме. И не плохо нужно сказать возвращаеться. Кстати главная героиня «Пленников Астероида»- Полина, персоонаж х/ф «Гостья из Будущего», в других произведениях она уже не встречаеться.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2012 г.

Данная повесть, в отличии от других «Алис» в своем сюжете более стандартизирована, то есть что-то подобное можно легко найти у других писателей. И это единственный ее минус.

Однако, произведение имеет продуманную структуру, цельность, планомерное, взвешенное развитие сюжета, без ненужных «скачкообразностей». Вот только смутило слишком взрослое поведение Алисы! :smile: Сюда, вместо нее, ввести бы другой персонаж, например, доктора Павлыша, «перекинуть» повесть в соответствующий ему цикл и было бы вообще всё замечательно.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2006 г.

Какой-то он конъюнктурный что ли... Но, в целом, вполне читается, хотя стоит как-то особняком от остального цикла. Эти герои практически больше нигде не встречаются

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2006 г.

Более серьезное (по взрослости) произведение, которое мне понравилось меньше, чем все остальные. Эдакий неудавшийся (и неудачный) экшн для советских подростков. Сейчас совершенно неинтересно.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2006 г.

Я сужу по «Пионерской правде», может потом она была основательно переработана, но отдавала она тогда неким ширпотребом, попсой что ли... С каждым новым номером «Пионерки» сюжет поворачивал в другую сторону. Все понятно — писал не один человек, а все пионеры Советского Союза. Ну и развязка сюжета характерная для «Алисы» — появления некоего «бога из машины».

Оценка: 3
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2007 г.

Восторга произведение не вызвало( Некоторые моменты хороши, некоторые — откровенно не дотягивают до уровня многих других булычесвких рассказов и повестей.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2006 г.

Одна из немногих поздних Алис, которая мне нравится.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу