Неизвестный составитель «Русская фэнтези 2007»
Один из самых любимых жанров авторов и читателей фантастики в нашей стране. Фэнтези — во всем ее многообразии. Озорной юмор — и вполне серьезные проблемы.
Увлекательные приключения — и оригинальные философские концепции. Мистические городские легенды — и неожиданные, таинственные повороты истории...
Многообразие сюжетов и образов, персонажей и ситуаций.
Повести и рассказы, относящиеся ко всем возможным стилям и направлениям фэнтези.
Кажется, это первая попытка издательства «АСТ» собрать антологию, полностью посвященную отечественной фэнтези. Увы: этот жанр издатели не любят и не понимают. Антология получилась чрезвычайно странной: два крыла — и оба левые. Те произведения, которые можно отнести к классической «форматной» фэнтези («Обращенный к небу» Василия Ворона, «Путь «оборотня» Андрея Ездакова, «Гора Смерти» Алексея Талана), словно выбраны методом тыка из сотен графоманских поделок, вывешенных на сайте «Самиздат», а те тексты, которые недурны, уместнее отнести к «городской сказке» или вовсе к «мейнстриму». В рассказе Анны Китаевой «Только сон» главный герой, наш современник, во сне попадает в фантастический мир, знакомится с очаровательной феей, заключает с ней брачный союз... Но все это, подчеркиваю, происходит во сне, наяву же юноша живет совершенно нормальной жизнью неудачника — чем и вызывает симпатию. В повести Людмилы Коротич «Жизнь на вкус» с драйвом вообще швах: по обычному современному городу бродят никем не узнанные ангелы — ангел Смерти, ангел-хранитель, падший ангел и многие другие. Автор всего лишь показывает краткие фрагменты из их земных жизней, никаких чудовищ, артефактов и эпических схваток. Зато написано ярко и образно — читаешь и радуешься. Единственная вещь, которая соответствует заявленному жанру и при этом основана на оригинальной идее — «Лютый остров» Юлии Остапенко. Несмотря на все стилистические косяки, этот текст на общем фоне выглядит довольно выигрышно. Но одно произведение, увы, погоды не делает... Зато — два варианта оформления, каждый из которых с полным правом может претендовать на премию «Абзац» в номинации «книжный дизайн».
Василий Владимирский
В произведение входит:
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
Входит в:
— серию антологий «Русская фэнтези», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 1 апреля 2025 г.
Открывает книгу давшая ей название миниатюра Инны Живетьевой. Прототипом ее мне увиделась известная песня про «Орленка». Тут степь, казаки, рыскающие на конях бандиты и юный разведчик, попавший к ним в плен. Враги ведут его убивать к оврагу, а он мечтает об орлиных крыльях, чтобы взлететь в чистое небо и отомстить за своих. В концовке гремит выстрел, и душа взлетает ввысь. Одно крыло у нее ненависть (как солнце жаркая), другое — любовь (широкая, как степь).
Далее следует куда более странная повесть Василия Ворона об Илье Муромце, названная «реконструкцией». В прологе там реконструируется, что Соловей-разбойник был заброшенным в прошлое киборгом, а за самим Ильей постоянно следует ангел-наблюдатель. Но больше эту тему автор не поднимает, рассказывая, как с маленьким Ильей сначала занимался заезжий викинг, а потом будущий богатырь упал с крыши во время печенегского набега и повредил позвоночник. От паралича Илью вылечил странник, который принялся обучать его китайским боевым искусствам и гимнастике у-шу. Интересно, что хоть богатырь и отправляется в эпилоге в Киев, о православии он не слыхивал, поклоняется идолам и даже знает придуманную Семеновой богиню Морану.
Подкупает отсутствием амбиций и живостью повесть Андрея Ездакова «Путь оборотня». Начинается она почти как «Сердце Пармы», но скоро действие переносится в город неопределенной цивилизационной принадлежности, где разворачивается бойкий затяжной экшн: «Своим неугомонным мечом он живо расчистил площадку... Весь двор был заполнен зомби...». Повесть входит в авторский цикл «Предгорья» и сопровождена словарем названий и терминов, есть там и эльфы, и некроманты, и Империя Магов.
Владимир Васильев представлен в книге повестью из известного своего цикла про Колдуна из Большого Киева. Замечу только, что название «Матадор» он позаимствовал у бывшего моего земляка Курицына.
Затем идет рассказ Анны Китаевой о половых проблемах офисных тружеников. На первой же странице упоминаются слова «Автокад», «Эксель», «Ворд» и «Винстон». Потом начинаются мешающиеся с реальностью матримониально-эротические сны с участием феи (аллюзия на фильм «В ожидании чуда»).
Рассказ Александра Васина начинается убойной фразой: «После смерти Федька Осьмухин стал вурдалаком». Дальше — хуже. Вурдалак жрет по ночам бывших односельчан, включая стариков и невинных девушек, а потом страдает остатками совести. В финале, съев малую детушку, он сам себе вытесывает осиновый кол и идет к людям добрым, чтоб прибили его наконец. Юмор это или честный пафос, я так и не разобрал.
Довольно тонко сделана городская рождественская повесть Людмилы Коротич «Жизнь на вкус», в которой действует пара подневольных ангелов и Смерть (здесь — мужчина). Стилистически это одна из лучших работ сборника.
А вот повесть Алексея Талана «Гора смерти» удручает напыщенной «поэтичностью». Обычно авторы фэнтези любят речь напевно-сказовую (в духе бабьих причитаний): «Ой вы гой еси, добры молодцы! По долинушке разгуляйтися, по полям пошатайтеся» — глаголы там должны стоять в конце. А. Талан нашел свой путь, он ставит их в начало: «Дрожат пальцы... Говорю, не слыша...». Сюжетно повесть напоминает перепев «Волшебника Земноморья», там есть Университет магии и магические поединки, но фабула и смысл теряются за самозабвенным авторским напевом.
Лучшее в сборнике — «Лютый остров» Юлии Остапенко. Повесть не портит ни сходство с «Волкодавом», ни сказовые интонации. В чем секрет — не знаю, но там есть настоящая жизнь, которая очень редко появляется в сказке. Особенно поразителен финал. Историю не испортила бы и обычная волшебная развязка, но тут автору удалось замкнуть читателя на обыденность, нарушив все жанровые каноны. Как если бы Гамлет отказался драться и пошел строить новую счастливую жизнь, спасая тех, кого еще можно спасти.
Заключительный рассказ Елены Медниковой, тоже, наверно, хороший, но я в нем ничего не понял.
ELENDAR, 9 сентября 2009 г.
А мне этот сборник очень понравился. Подборка не плохая, рассказы,на мой взгляд, просто замечательны. Во-всяком случае с его продолжением(Фэнтези — 2008) не идет ни в какое сравнение. По совокупности ставлю 8, что на мой взгляд, для сборника не плохая оценка. Особенно понравился рассказ «Жизнь на вкус».