Лоис Макмастер Буджолд «Танец отражений»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Возраст читателя: Любой
Марк, брат-клон Майлза, выдает себя за адмирала Нейсмита, дабы осуществить нападение на Архипелаг Джексона. Но операция заканчивается катастрофой. Примчавшийся на выручку Майлз оказывается убит, его тело помещают в криогенную камеру, но камера бесследно исчезает. Родители Майлза в отчаянии, поиски ведутся по всей Галактике...
Время действия — 28 год с рождения Майлза.
Входит в:
— цикл «Барраярский цикл»
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1995 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1995 // Роман НФ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1996 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Сигма-Ф, 1998 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года. 9-е место | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
deepnight79, 1 апреля 2022 г.
Барраярский цикл привлекал всегда скорее закрученностью сюжета и динамикой. В ранних книгах, главным образом, развивались типажи героев, нежели приобретали объём их характеры (видно, конечно, что автор пыталась, но на первых порах это у неё не совсем выходило), вносила дополнительные штрихи, что-то подкрашивала, что-то выравнивала. Майлз, например, по-настоящему стал «оживать», пожалуй с «Границ бесконечности».
И тут в «Танце отражений» Буджолд «вдарила по полной». Книга, в которой все действующие лица сериала разом и здорово повзрослели. Ушла однобокость характеров, персонажи обрели глубину и многогранность. С образа Корделии облетели все эти «рюшечки и оборочки», присущие типичным персонажам дамских романов, что сквозили в «Барраяре» и «Осколках чести». Теперь она предстала весьма мудрой дамой с трезвым умом и железной хваткой. Из Форкосигана-старшего выветрился картонный героический пафос. Айвен перестал быть только лишь легкомысленным раздолбаем. И, конечно же, Марк, из второстепенного вроде бы действующего лица «Братьев по оружию», перетянул на себя фокус внимания. Со всеми остальными — не в меньшей степени.
Роман удался — этот текст попал в мишень, куда Л.М. целилась вот уже на протяжении почти десятка лет. Меня, как читателя, книга схватила за шиворот и затянула в самые её глубины. При порядочном объёме произведения, оказалось вдруг, что 600 с хвостиком страниц было чертовски мало — я с радостью пробултыхался бы и в 1200 и в 1500.
В общем, прекрасная вершина всея барраярской истории. И «Хьюго» совершенно заслуженная, тем паче, что в те годы (в отличие от нынешних) она ещё не была премией за женские романы в фантастическом антураже.
k2007, 20 июля 2020 г.
Приключений в романе навалом, но это роман не только о приключениях — он о долге, чести, риске. О выборе своего пути, о том, чем ты готов пожертвовать ради того, чтобы занять свое место в этом мире и при этом остаться собой. Ну и, еще раз повторю, книга отлично написана, замечательные герои, интересные, захватывающие приключения, сухой сдержанный юмор.
Ее, конечно, читать надо в рамках цикла, слишком там много отсылок к предыдущим книгам
Anahitta, 10 октября 2015 г.
Роман интересен тем, что в нем произошла смена главного героя. Непобедимый и гениальный Майлз отходит в тень, уступая место своему клону. Кроме того, роман интересен с точки зрения психологии и как взгляд «со стороны» на бессменного героя предыдущих книг.
Два близнеца, которые одинаковы не только генетически, но и физически, ибо создатели клона постарались сделать его полной копией Майлза вплоть до синтетических костей. И дальше следует интересная проблема – два близнеца с одинаковыми задатками и исходными качествами – как смогут они реализовать себя в мире? Воспитание было разным. Майлзу с детства приходилось доказывать, что он чего-то стоит и чего-то может достичь, несмотря на физические недостатки и высокопоставленного отца. Марк изначально предназначался для того, чтобы подменить своего прародителя, и воспитывался как его копия. Он не был собой, он не знал своего места в мире. Майлз всегда был личностью и лидером, а Марка с рождения подчиняли и подавляли, навязывая ему определенную роль. Майлза все его окружение искренне любит, а к Марку относятся в лучшем случае… как к клону.
Марк задумывает собственную авантюру, которую пытается провернуть притворяясь Майлзом. Разумеется, он терпит крах. Но неудача постигла и поспешившего ему на помощь Майлза.
Далее, в то время как сгинувшего Майлза разыскивают по всей галактике, Марку волей-неволей приходится занять полагающееся ему место второго сына лорда Форкосигана. Действие переносится на Барраяр, и читатель спустя немало книг опять встречается с бесподобной леди Корделией и несгибаемым Эйрелом. Если Майлз со скрипом вписывался в традиционное общество родной планеты, то Марку пришлось еще труднее.
В романе Марку пришлось доказывать всем и прежде всего самому себе, что он не просто чей-то клон, а самостоятельная личность. Ну и ум, не менее острый, чем у брата-клона, не пропьешь. В итоге он добивается успеха своими собственными методами, в финале он уже с Майлзом на равных.
Роман не менее увлекателен, чем предыдущие. Он тоже полон захватывающих приключений, а психологическая составляющая добавила новых красок.
gamarus, 28 января 2015 г.
По-моему, гений Буджолд не в том, что она написала какую то сногсшибательную книгу, талант её в том, что она сумела написать довольно объёмный, но притом очень ровный цикл высокого уровня. Нет, колебания в сериале конечно есть, но уж больно мала амплитуда, что бы говорить о ней всерьёз.
«Танец отражений» стал для меня восьмой книгой из саги, сюжетные линии протягиваются прямиком из «Братьев по оружию» и повести «Лабиринт».
Попробую поделиться своими впечатлениями от книги.
На мой взгляд, Марк, клон главного действующего героя саги, сравнительно слабый персонаж и значительно проигрывает Майлзу. Не вызывает он во мне тех же переживательных эмоций, не смотря на то что автор отлично его прописала, он получился заметным, глубоким, но почему то я не испытывал к нему столько же участия сколь к его «родителю». И я, честно сказать, немного раскис, после того как понял, что он и будет основным действующим лицом романа. Но была вера в талант Буджолд, и как оказалось, она не напрасна. Во-первых во время пребывания Марка на Барраяре его бесконечное нытьё отлично разбавляла полюбившиеся, наверное не только мне, Корделия. Сцены с её тягой к психоанализу всех и вся, меня не только не раздражали, но наоборот забавляли. Да и остальные эпизоды с героями эпопеи добавляли увлекательности в общую копилку.
Во-вторых, как только место действия переносится на Архипелаг Джексона, скучать вообще не приходится. Динамика зашкаливает, страницы проглатываются в лёт. Причём экшэн, тут не ради экшена, совсем нет, это целый водоворот событий, настолько стремительный, захватывающий, изобретательный и весьма непредсказуемый, что во время чтения приходится себе напоминать — «дыши». Тема клонов используется автором очень умело, Буджолд выжимает из ситуации все соки, отбрасывая шелуху.
И даже когда, казалось бы, книга должна закончится, дело сделано, все по домам, нам услужливо дарят пару глав, что бы мы могли наконец то перевести дух, посмаковать послевкусие за неспешным чтением подведения итогов и планов на будущее.
Не скажу, что эта книга стала для меня лучшей из цикла, но то, что она несколько не снизила, а даже, наоборот, закрепила моё мнение об общей увлекательности саги, это однозначно.
drenay, 16 октября 2012 г.
Так и хочется назвать этот роман не «Танец отражений»,а «Судьба человека».Судьба Марка-клона Майлза,судьба человека с искалеченной душой и судьбой.Как же достоверно и ярко получилось у автора передать внутренние терзания Марка.Хочется сказать,что этот роман я считаю самым взрослым в цикле.Взрослый в моем понятии заключается не очередные интриги и приключения или интимные сцены,а проработка персонажей и сопереживание им,раскрытие их характеров.Автор детально показал персонажей не в действии,а их внутренний мир.Прекрасно показана Корделия-это настоящая Мать,которая за своего ребенка перегрызет любому горло.Очень хорошо автор раскрыл и самого клона.Ну а главный персонаж Майлз-ему в этом романе мы должны сказать «прощай»,чтобы в следующем романе снова сказать:«Привет Друг!»
Рекомендация: высокая!
vam-1970, 7 марта 2017 г.
Из «Барраярского цикла».История сравнительная жизни и приключений двух клонов — Майлза и Марка Форкосиганов. Буджолд создала редкий сюжет из истории появления в цикле второго клона Форкосигана. Казалось, ну что тут такого -в одном из романов для оживления сюжета ввела в главную роль ещё одного клона, тогда сюжет получил интригу. В этом романе весь сюжет -это сравнение поступков двух клонов, в почти одинаковых ситуациях :- любовь, секс, интриги форов, взаимоотношения с императором, отношение друг к другу клонов как братьев, отношение к отцу и матери Форкосиганам, выдержка и героизм в смертельных ситуациях. Как они в этих жизненных событиях отличаются друг от друга и в чем сходство характеров.Очень интересная задумка — клонировали , а далее что...?, автор очень интересно рассказывает о том, о чем ученые по клонированию и не напишут.Премии вполне заслужены.
primorec, 20 августа 2013 г.
Вот так читаешь нормальную приключенческую серию: заговоры, секретные операции, перестрелки, космические бои, тайны межпланетной политики и, вдруг, БАХ! Автор вспоминает, что чего-то не хватает! ПСИХОЛОГИИ! Вроде как за действием забыли о душе.
Нет, не подумайте, я не против, чтобы характеры героев были живыми и развивающимися. Я только против того, чтобы эта составляющая хоронила под собой приключенческий сюжет в космическом боевике. Да еще и так резко: бегали, прыгали, интриговали, а потом- резко вспомнили о душе.
Начало интриговало. На сцену вновь выходит брат-клон Майлза Марк, который мучится кучей комплексов и главный из них — желание сравняться деяниями со своим прототипом. От того и затевает Марк безумную операцию — выдать себя за адмирала Нейсмита и с помощью дендарийских наемников «освободить» с Архипелага Джексона юных клонов. Ничего хорошего, понятное дело, из этого не получается.
Удачных сюжетных ходов в этом романе предостаточно. Введение в игру Марка и временное «удаление» со сцены Майлза. Ведь только подумайте: убивают любимого героя и неизвестно, смогут ли его оживить чудеса медицины будущего? А сколько интересных деталей о тайнах генетических лабораторий Архипелага Джексона предстоит узнать! Одна только колония клонов-врачей чего стоит.
Да и сам Танец Отражений, когда Марк и Майлз проходят приблизительно одинаковый путь обретения своей личности, завораживает. Марк открывает целый мир, обретает семью, знакомится с родителями и находит цель в жизни, узнает, кто он и на что способен. И для Майлза мир открывается заново, и из осколков воспоминаний ему предстоит собрать жизнь не только личность адмирала Нейсмита, но и лорда Форкосигана. Еще более замечательной оказалась возможность взглянуть на нашего героя Майлза «со стороны», узнать его через воспоминания и рассказы друзей и родных.
И это было бы исключительно интересно, если бы не было так длинно: затянутые диалоги, страдания и метания. Опять та же болезнь: где достаточно пары слов появляется целая глава. Мне даже показалось, что лучшим форматом для приключений Майлза были бы повести, а не романы. Такой формат, по крайней мере, удерживает автора от излишнего многословия.
Но и это можно было бы пережить, если бы две составляющие — приключение и психология- находились в балансе. Но, нет, получаем динамичное начало, нудную, полную сантиментов и душевных терзаний, середину, и сборную солянку в конце, когда уже погони и перестрелки перемешались причудливым образом с внезапно всплывающими воспоминаниями и выяснениями отношений.
VAI, 6 июня 2011 г.
Действительно, из Барраярского цикла этот роман — лучший. Здесь по-прежнему хватает десантов, атак, перестрелок и прочих «приключений тела», но на первый план уверенно выходят «приключения духа», что делает роман не просто интересным, но и глубоким, серьезным, требующим вдумчивого прочтения.
Главный герой здесь — не Майлз, а его клон Марк. Они по-прежнему вместе и по очереди дурачат всю галактику — никто не знает, ни сколько их, ни кто в данный момент где находится. Но с самого начала все идет по-другому.
Это — роман о душевном становлении Марка — человека с искалеченным телом и с искалеченной душой. Очень одинокий, никому не верящий, подготовленный для убийств, не умеющий любить. Его действия вначале — это поступки нервного человека, поставившего себе цель, но совершенно не владеющего путями ее достижения. Провалы — неизбежны. Майлз оказывается рядом, помогает, спасает. И — погибает сам... Это не конец, технологии этого мира позволяют сохранить тело и оживить его впоследстиии. Но тело потеряно и никто ничего не знает. И на Марка обрушивается Барраяр...
Что ни делай — он наследник. Лорд, фор, правитель, и даже претендент на престол. Но все разговоры об этом, возможные интриги прошли мимо — Марк впервые в своей жизни попал в семью. Форкосиганы... Сильные личности, одни из самых известных на планете, и очень деликатные со своим новым сыном. Особенно — Корделия, способная послать подальше главу службы безопасности и Мама, именно с большой буквы мама... И Айрел, гулена и бабник, оказывается не таким уж простаком, и император Грегор уже далеко не тот потерянный юноша, пытавшийся когда-то сбежать от своей судьбы. И все эти люди, умные и деликатные, ведут Марка — куда? К пониманию самого себя? Своего места в жизни?
Психология становления личности — причем, не «с нуля», а изуродованной, униженной, раздавленной. Как это непросто и как хорошо описано в романе!
Еще один психологический момент , который забыть просто невозможно — это пытки барона Риоваля. Не просто физические мучения — полное и планомерное разрушение личности. Это ж надо такое придумать — или настолько глубоко знать...
AntonGorlin, 28 июля 2014 г.
В данном произведении на передний план выходит психология, взросление, доверие.
Марк.
Марк — жертва воспитания Галена, как было рассказано в ранних книгах. Его комплекс психологических проблем легко превосходит все проблемы Майлза вместе со всем его флотом. Этому, конечно же, есть масса объяснений. Именно поэтому, из-за психологических травм, ему так трудно найти себя. Хотя бы намёк на себя. И он решительно настроен хотя бы попытаться. Плюс проявляется склонность Майлза быть «странствующим рыцарем». К чему это привело — читайте в романе :)
Цель — достойная, но операция необдуманная, средства — сомнительны... Подросток.
Достаточно убедительно, на мой взгляд, раскрыт внутренний мир Марка, его борьба с собой и со своими страхами.
Бел.
Разочаровал.
Элли.
Представлена эдакой неуравновешенной психопаткой. Может, она такой и была, а я и не замечал?
Елена.
В моих глазах несколько реабилитировалась, повзрослела. Выполнила роль второстепенного персонажа на 10. Особенно понравилась фраза «Но если ты когда-нибудь придумаешь способ заставить невежественного, травмированного, тупого ребенка-параноика доверять тебе – расскажи его Майлзу. Ему просто необходимо это знать.»
Майлз.
Ну что ж... никто не всесилен, даже Майлз, и даже адмирал Нейсмит. Интересный щелчок по носу. Не раскрывая сюжета скажу, что Майлз — не главный герой произведения, но так даже интереснее.
Эйрел и Корделия.
Честность и открытость творят чудеса :)
Они добились того, что не удавалось Майлзу — в отношении Марка. Но и Марк должен был быть достаточно подготовлен психологически...
Единение Джексона.
Какое-то запутанное змеиное гнездо, всё вертится вокруг него. Приятного мало, но как антураж то, что нужно.
В целом, очень понравилось, остросюжетно. Вся книга держит в напряжении, в ожидании неизвестного. Мозг строит самые разные догадки и теории, версии развития событий, но надежда остается до конца...
Ложка дёгтя.
Похоже, кто-то сказал автору, что в книгах серии мало секса и эротики. И она решила восполнить этот пробел сполна, за все книги разом. Причем зачастую в каких-то извращенных формах. Зачем? Для чего? Кому это надо? Если бы не было ЭТОГО, книга была бы на все 10, даже 11. А так, даже не знаю, наверное всё же 9. Но осадочек остался.
jdeep, 16 августа 2011 г.
На данный момент, по моему, одна из лучших книг цикла в той части, которая непосредственно о Майлзе. Когда мне уже показалось, что начинаю уставать от цикла, читаю Танец. И понимаю, что ряд романов, с моей точки зрения технических, и был нужен для усиление эффекта. Танец отражений захватывает, сложно оторваться от него даже на несколько минут.
Особо понравилось, что, казавшаяся по началу бессмысленной задумка о Марке, клоне Майлза, столь органично дополнила цикл и вывела его на качественно иной уровень. Цикл зазвучал по новому, и мне это очень нравится.
Ну и конечно были переживания по поводу главного героя, что безусловно свидетельствует о моей привязанности как к циклу в целом, так и к главному герою в особенности.
FixedGrin, 11 июля 2012 г.
Непроходимая... наивность (чтоб не сказать обиднее) лорда Марка, местами переходящая в ложную слепоту, начала выбешивать еще с первых страниц и только с прибытием на Барраяр кое-как поутихла. В целом же — очень нетипичный для таких длинных циклов роман, где автор не страшится смести с доски короля, не дожидаясь окружения его превосходящими силами противника.
kastor, 15 января 2009 г.
Пока самый длинный из прочитанных романов цикла, но затянутым он не выглядит. Более того, кажется, что именно здесь мастерство построения сюжета автора достигло того пика, когда читателю не оставляют альтернативы: читай, не то хуже будет. Оторваться от книги невозможно. И снова о смене жанра. Следуя собственной жанровой градации, эту вещь я назвал бы (по классической традиции) романом воспитания или, точнее, романом рождения, развития и утверждения личности. Здесь значительно меньше присущего Буджолд прекрасного юмора, что вполне оправданно: слишком много испытаний – на пределе физических и моральных сил и за их пределом, вплоть до смерти – пришлось на долю героев. Естественно, счастливый конец присутствует, но и потери налицо. Последнее только придает циклу правдивости, как это ни странно звучит по отношению к фантастике. Настоящая литература всегда правдива, не так ли? После этого романа обратился непосредственно к личности автора, статьям, пред- и послесловиям, критике и прочему. Думаю, это добавит объемности восприятию. Ставлю роману вторую десятку в цикле, хотя обычно к высшим баллам не склонен.
Аксолотль, 12 мая 2010 г.
Отличный пример развлекательной фантастической литературы. Авантюрная фантастика, интриги, сражения, приключения и все это сочетается с непростыми моральными вопросами, главные герои развиваются адекватно развитию сюжета, их меняет окружающий мир, но и они его меняют своими действиями, своей волей и выбором. Меня обычно раздражает в романах Буджолд такая женская умильность, здесь она присутствует по минимуму, что добавляет очков «Танцу отражений».
Этот роман не шедевр, но он и не пытается им быть, качественное развлечение в сочетании с определенной пищей для ума. И это по своему прекрасно!
Drovosek, 11 декабря 2011 г.
Интересная подробность.
Танец отражений — это танец, в котором ведомый повторяет все движения ведущего.
В 1994 году вышли и «Танец отражений» Буджольд и «Властелин хаоса» Джордана.
Просто интересно — кто-то из них украл (процитировал) у второго или был некий первоисточник?
Yazewa, 29 мая 2010 г.
Чрезвычайно насыщенный событиями роман. Количество...м-м-м... болевых ощущений, доставшихся волею автора главным героям, едва ли не зашкаливает! Мне показалось, что имеет место некоторый перебор, честно говоря.
И опять чертовски хороша «милый капитан»; даже появляясь считанные разы на считанных страницах, она моментально затмевает всех других героинь!