Марк Касвинов «Двадцать три ступени вниз»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dutugukqq, 19 августа 2018 г.
Удивительно прекрасная вещь, незаслуженно, к сожалению, к огромному сожалению, забытая напрочь. Писать профессиональную историческую литературу, проводить полноценное научное исследование, сочетая его с блестящим художественным мастерством — талант редчайший. Куда более широко известен из представителей такой литературы «Наполеон» Е.В. Тарле, но эта книга, может немного и уступает ей по совокупности достоинств, но особо замечательна тем, что представляет собой работу на тему непосредственно российской истории, о Николае Александровиче Романовом, правящем императоре и человеке бывшем императоре. Кроме того, эта книга — единственный труд Касвинова, работал над которым он, без преувеличения, всю жизнь. В результате имеем огромный фактический материал на широчайшей базе источников, изложенный кратко (хотя книгу маленькой не назовешь), ярко, понятно и интересно. Автор предупреждает, что пишет о конкретной личности, а не дает характеристику всей эпохи его жизни и правления, но по факту ему удается и это. «Двадцать три ступени вниз» — это и последние шаги вниз по лестнице в доме Ипатьева и образное название 23 лет правления — название удачное и красивое, хоть и не говорит о строго научном содержании книги, и по мне так является еще одной причиной ее безызвестности. Как советский историк, автор, само собой, и не думал идеализировать личность последнего правящего Романова, но, совершенно справедливо, дает жесткий отпор попыткам «окарикатуривания» его личности и надуманным изобличительным выпадам в адрес Николая, в том числе и широко укоренившихся в СССР. Настоящий шедевр.
Не будет лишним все-таки упомянуть о наличии нескольких недостатков: совершенно мелкие и незначительные неточности (при жизни автора книга так и не была издана, некоторые главы еще должны были быть переработаны, вполне вероятно — что из-за этого). Несколько, может выглядеть (а может и не выглядеть) скучной полемика автора с современной ему западной историографией. А ведь интересно: только лишь этот факт, да и еще материалы личных встреч автора с современниками описываемых событий, может сказать о том, когда писалась эта книга. Потому как научная классика, как и художественная, существует вне времени.