Олег Дивов «Холод, голод, интеллект»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о простых «роботягах», которые поддерживают существование экспериментального лесничества. И о животных, которым посчастливилось жить в этом лесничестве.
Входит в:
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
— журнал «Если 2016'3», 2016 г.
— антологию «Затерянный дозор. Лучшая фантастика 2017», 2016 г.
— сборник «Абсолютные миротворцы», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2017 // Повесть, рассказ. 1 место («Золотой РОСКОН») | |
лауреат |
Филигрань, 2017 // Малая Филигрань (рассказ) |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора | |
номинант |
Интерпресскон, 2017 // Малая форма (рассказ) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
volga, 19 февраля 2017 г.
«Это шутка? Ха-ха…» (Винни-Пух и день забот) — ответ на эпиграф к рассказу.
Наверное, хороший рассказ, только мимо. Читала и чувствовала себя так, будто смотрю очередную трансляцию концерта Задорного по зомби-ящику: все ржут, ухахатываются, а ты сидишь как дурак и тебе не смешно. Мучительно-искренне пытаешься вслушаться, вдуматься в каждую фразу, чтобы понять тот сокровенный юмор, что в ней скрыт и в конце концов сдаёшься, ясно осознавая, что тебе не доступно сие знание...
В центре истории — деятельность роботолесничества в полевых условиях экспериментального животного мира, отягощенная периодическими сбоями в программе и отсутствием центрального руководящего органа, что приводит к непреднамеренному конфликту сотрудников, незапланированной эмиграции лосей и скачка в эволюционном развитии у енотовидной собаки до верхней ступени в пищевой цепочке.
Пока читала — мыслей не было никаких, а после — лишь один вселенский вопрос: зачем? Зачем это всё? Может быть, в тексте зашифровано какое-то послание читателю или какой-то посыл? Может, на крайний случай, какая-нибудь изъезженная вдоль и поперек мораль? Мне не хочется думать, что это написано просто так, ради хохмы, более уместно звучащей из уст второсортного юмориста, но никак не писателя-фантаста.
foliant, 11 февраля 2017 г.
Весёлая, разухабистая, «фирменно дивовская» вещица. Сидишь и ржёшь. А потом легонько так холодок по спине... Ведь там, за деревьями — жуть жуткая. А в лесу веселуха.
Шкатулка с двойным дном. В глубине такая тьма, что привет Брэдбери и где она, волокуша с антидепрессантами? А вот они, сверху лежат. А в глубину лучше не заглядывать...
видфара, 5 августа 2016 г.
Прекрасный рассказ с лёгким авторским прищуром. Все персонажи очень яркие, убедительные, а главное — живые! При этом звери ещё и куда разумнее роботов. Вероятно, у них операционные программы и протоколы изначально более гибкие... Мастер вновь создал историю, которую приятно будет перечитывать. Особенно в минуты душевной слабости. Ибо если уж оголодавшие волки решили проблему с помощью интеллекта, то и у нас получится!
А ведь есть ещё енотовидная собака...
ensign, 20 июня 2016 г.
В высшей степени забавный рассказ, эдак на три четверти. Потом на мгновение приоткрывается суть... Так часто бывает у Дивова, за удалым, разухабистым фасадом скрывается кошмар. А потом и дальше можно посмеяться. Очень веселый ответ Рэю Брэдбери.
слОГ, 11 июля 2017 г.
Есть очень мало фантастов умеющих смешить, так что ты смеёшься в голос. Ещё меньше тех, кто при этом может потом приложить тебя так, что ты думаешь над чем же ты только что смеялся, все совсем не так, все грустно... Я представить не мог, что Дивова я смогу сравнить с Конни Уиллис, но сейчас — я неожиданно понял, что при всей непохожести, в них есть общее. Одновременно заставлять смеяться и грустить и при этом высочайшее уровень литературы — дикая редкость. Один из лучших рассказов Дивова, в котором он довел до абсолюта идеи, бывшие у него и раньше, новшество лишь одно — опять же признак мастера — в этом рассказе
vesnyshka, 23 марта 2017 г.
Автор подаёт историю некого леса с животными, охраняемого роботами, а вокруг этой истории есть ещё мир, в котором роботов могут засаживать в тюрьмы за всяческие нарушения. И как любая машина роботы, конечно, сбоят и нарушают предписанную им программу. Так произошло и в обозначенном лесу. Только сбоить стали не лишь роботы, но и животные, запутавшись, кто кого должен бояться и т.д.
Автор шутил, острил, вставлял интернет мемы, по типу — нельзя просто так взять и не (тут подставляется любое действие), в нашем случае — прекратить что-то там есть. В отзывах к этому рассказу люди пишут, что просто покатывались со смеху, читая. А со мной номер не прошёл. Я видела в каждой строке, как автор хочет рассмешить, как он старается, а потому смешно не было, я не верила в действия зверей, видя, что это делают не они, а автор. Это он сталкивает их лбами, водит нужными ему тропками, надевает шкуру медведя-шатуна, пока тот спит, и проделывает номера. Поверила я лишь в енотовидную собаку, которая то и дело прикидывалась мёртвой. Вот она для меня была идеальна и её я запомнила и даже полюбила)
Мораль сего рассказа во всей этой роботоживотной кутерьме я не поймала, хотя она там точно есть, просто, возможно, прикидывается енотовидной собакой.
alisoman, 21 мая 2020 г.
''Как мысли чёрные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку. Иль перечти “Женитьбу Фигаро”''
Вот именно роль «Женитьбы Фигаро» и заняло это произведение в моей жизни в последнее время. Это, пожалуй, самое смешное, что читал за последние пару лет.
Как всегда узнаёшь руки Дивова: поначалу не всё понятно и очень смешно. Потом становится чуть понятнее, но всё остаётся так же смешно. И вот только прочтя до конца и вытерев глаза от выступивших слёз на ум приходят вопросы.
Но проходит какое-то время и с целью поднять настроение опять берёшь в руки книгу и читаешь про холод, голод и интеллект. Потому что мир выжил потому что смеялся. Мир — выжил... Выживут ли люди?
maxxx8721, 31 марта 2020 г.
Если кратко изложить сюжет, то для меня он умещается в пару словосочетаний из рассказа «в Лесничестве начался переполох» и «Здесь всё неправильно, кругом сумасшедшие...».В некоем лесничестве, где роль лесников выполняют роботы, неожиданное появление тигра и неожиданное пробуждение спящего медведя создало панику в лесу и система, отлаженная и работающая годами, устраивающая практически всех обитателей, полетела в тартарары.
Рассказ начался весьма забавно и сумбурно, представляя собой ситком, где медведи лупят роботов об дерево, а тигр охотится на медведей, волки пытаются разобраться в этом и отбить свою еду. Однако с таким видом юмора (сумбурном, где автор пытается рассмешить буквально в каждом предложении), так же, как и с, например, абсурдным юмором или сюрром, главное — не переборщить. Вот в этом рассказе, на мой взгляд, Дивов переборщил. Меня в принципе, сумбурный сюжет и подобный юмор быстро утомляет, а здесь для меня классический пример того, когда перенасыщение действия не позволяет осмыслить и вкурить те места рассказа, на которые, собственно, автор и хотел заострить внимание (например, суд). Поэтому вторую часть я слабо воспринял, ожидая по инерции продолжение сумбура. Либо же Дивов — просто не совсем мой писатель.
fant-laborant, 15 мая 2019 г.
Когда вступительная часть, по моим соображениям, должна бы уже закончиться и автору пора бы перейти к сути, я начал анализировать, что же такое я читаю? Поначалу видел только, что читателя пытаются смешить — на уровне худших телевизионных горе-юмористов. Ну, ладно, стиль такой. Наверное, подвернулась книжка для подростков. Легко представляю, как они ржут — и я бы ржал, наверное, на их месте. Читаю дальше... дальше... Беспрестанные хаотические перемещения одиночек и групп разношёрстных зверей, придурковатых роботов — это просто цирк какой-то. А где же фантастика? Э-эй! Нету! Прописать героем робота (компьютер на гусеницах) — явно недостаточно для создания фантастического произведения — во всяком случае в настоящее время. Да, есть одна оговорка, на первый взгляд серьёзная:
в описанном мире нету людей. Видимо, совсем.
Но это показано вскользь, никак не обыгрывается и на повествование не влияет — ну, нету и что дальше?
Правосудие и пребывание на зоне автор описывает в другой тональности. Здесь веет безысходностью и тоской. Но до определённой степени — это ж всё-таки роботы. К тому же ситуация разрешается довольно быстро и успешно. Даже слишком успешно — вернулся к работе, как будто так и надо.
Опять вопрос: зачем автору (и произведению) эта часть? Разбавить полоумный карнавал Лесничества? Разве что.
И это творение «украшает» антологию «Затерянный дозор. Лучшая фантастика 2017».
Рассказ стал моим первым знакомством с Дивовым, и продолжать его как-то не хочется.
Lilian, 14 февраля 2017 г.
Дико смешной рассказ — комедия положений в одном отдельном Лесничестве. Слог на высоте, острая, слегка злободневная ирония на месте.
Но есть и второе дно — совсем не смешное для человечества. Та часть рассказа, в которой происходит короткое путешествие в город, уж слишком сильно выбивается из общей атмосферы. И пускай этот контраст почти наверняка был умышленным и нес свою идею, мне это немного подпортило впечатление. Не люблю подобные сюжеты.
В остальном же — хороший, остроумный рассказ, так и просящийся отдельными фразами в цитаты.
mputnik, 21 февраля 2019 г.
Да, мастерство, все-таки — не пропьёшь. Вот ведь, задумка — спорная, форма — спорная (и — настолько, что вместе с улыбкой появляется и желание «высказать автору все и сразу») — но затягивает текст, захватывает внимание, и — уже не тянет зацикливаться на недостатках. Потому как при их наличии (недостатков-то, где ж их нет), достоинств и положительных аспектов — все равно намного больше. Но главный из этих самых «положительных аспектов» — это, конечно же, «естественность и логичность» повествования. Отсутствием оного качества страдает 90% всего нонешнего потока фантЧтива, поэтому встретить такой великолепный образчик «изначальной литературности» — это просто праздник какой-то.
Для того, чтобы текст нравился, чтобы завладевал вниманием, он должен порождать эффект «наблюдателя естественного процесса»: поступки и деяния персонажей должны быть такими, как будто читатель обозревает все действо со стороны, из некоего хорошо замаскированного наблюдательного пункта. Здесь же (в этом тексте) Автор оному принципу не просто умело следует, он его ещё и выпячивает целенаправленно, дабы подчеркнуть, усилить создаваемое впечатление. Цитатка — приведу, чтобы проиллюстрировать: «...он обязан был припугнуть местных, хотя бы по статусу, как «впершийся в их угодья завоеватель, великий и ужасный». Потому что нельзя просто так взять, припереться и начать тут жрать опилки, если ты не великий и не ужасный: не поймут...».
Ну, и — само собой — жанровые аспекты соблюдены на вполне приличном уровне. Не супер-пупер, но очень прилично. Это — Полноценная Фантастика, вне всяких сомнений
Sawwin, 28 января 2017 г.
То, что Дивов умница, сомнений нет. Что он владеет словом, тем более сомнений нет. Почему же тогда оценка не 10? С моей точки зрения автор допустил некоторый перебор по части безумных ситуаций, так что рассказ начал напоминать американскую комедию положений. Очень жаль, когда автору масштаба Олега Дивова изменяет чувство меры.
VovaZ, 18 сентября 2019 г.
«Планета Шелезяка, населена роботами...» (с) Дивов пошел несколько дальше Булычева. Его описание сообщества кибероболочек, оставшихся без создателей, вроде бы тоже юмористическая фантастика. Однако, юмор этот страшноватый, что ли... или скорее, по дивовски, безжалостный.
Второй темой рассказа можно назвать памфлет. Сообщество, где социальные и политические отношения происходят в виде столкновений выполняющихся программ, и формальных ограниченй алгоритмов, явно пародирует человеческую бюрократию.
lammik, 11 ноября 2018 г.
В некоем Лесничестве роботы охраняют и заботятся о зверях — лосях, волках, медведях и енотовидных собаках. На ту беду в Лесничество наведывается тигр с охранником и злой голодный медведь-шатун.
Поначалу очень весело, вот прямо смех в голос, комедия положений как она есть. А потом приходит осознание, что что-то случилось. Случилось так, что
vadiml, 25 января 2017 г.
Читал около полуночи, еле сдерживался чтобы смехом не разбудить уже спящих
в тоже время это какая-то антиутопия, где каждый делающий своё дело «роботяга» доводит общее дело до абсурда, в т.ч. и судьи
а начало этому, как я понимаю, в присвоении прав человека кошкам, машинам