Питер Джеймс «Дом на Холодном холме»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Проклятие | Фантастические существа (Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда Олли и Каро Хэркурт увидели дом своей мечты — огромный красивый особняк в георгианском стиле, — они не смогли устоять перед его очарованием. И, хотя дом был старым и очень запущенным, супруги купили его, продав дом в Брайтоне, и потратив все свои средства. Однако в первый же день приезда Олли, Каро и их двенадцатилетней дочери Джейд стало ясно, что в особняке обитает кто-то еще. С ними стали происходить странные пугающие истории, казалось, кто-то настроен против семьи. Вскоре Олли и Каро узнают ужасное прошлое дома на Холодном холме и понимают, что им всем грозит страшная опасность…
Входит в:
— цикл «Cold Hill»
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2016 // Хоррор (695 голосов) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 8 февраля 2024 г.
08.02.2024. Дом на Холодном холме. Питер Джеймс. 2016 год.
Семья Хэркурт приобретает старинный особняк в готическом стиле, тратя на покупку почти все свои сбережения. Вместе с двенадцатилетней дочерью Джейд они отправляются в новый дом, чтобы наслаждаться жизнью в деревне. Вот только когда они начинают там ждать, оказывается, что ремонт древнего здания далеко не самая страшная проблема.
Книга представляет собой классическую, даже можно сказать стереотипичную, мистическую историю о призраках. Автор постарался собрать практически все возможные клише данного жанра
Текст книги нудный, растянут и перенасыщен обильными описаниями повседневных дел героев. Действие так и топчется на месте пока персонажи готовят завтрак, пьют кофе, читают газеты, предаются любовным утехам, скучают по друзьям и думают, как отремонтировать старую развалину.
Герои романа нелогичны, поверхностны и напоминают автоматонов, которые предназначены для выполнения одного набора действий.
Во время чтения книги не покидает ощущения того, что это киносценарий на скорую руку, переработанный в роман, путем разбавления никому не нужными бытовыми мелочами. Ведь есть множество фильмов и сериалов со схожими сюжетами, к примеру Другие, Американская история ужасов, Призрак дома на холме, Обитель теней.
И вишенкой на торте данного творения является финал, который просто скомкали и бросили в читателя, не дав нормальных объяснений, а просто закольцевав историю.
В итоге ни интересной истории, ни красивого описания, ни мрачной и жуткой атмосферы, ни глубоких персонажей. Одно лишь потраченное время.
2 из 10.
Лавкрафт1994, 19 сентября 2021 г.
Такое интригующее начало, семья покупает дом и начинает со временем творится всякая чертовщина. Читаешь до конца книгу и автор просто сливает концовку, какой то бред сивой кобылы. Это ж надо было так все испортить. Итог 3 балла.
Lilla6030, 7 января 2020 г.
Дом на холодном холме — название обещает что-то в стиле ужасов, но как раз ужаса там и нет вовсе. Как впрочем интриги, остросюжетности и всего того за что так нравится данное направление. Повествование какое-то скомканное, перескакивает с места на место и почему-то всегда останавливается на несущественных фактах, хотя кое-где даже бывали интересные места, но почему приводящие в тупик.
Главные герои обычные люди, купившие дом-особняк-развалюху, чтобы жить как в раю. Ну допустим. В первый же день обнаруживают что в доме живут привидения. Нормальный человек уже бы сбежал, но герои конечно же живут, боятся и думают что все само собой рассосется. Да уж! И еще: а может привидения добрые? Ага. Ведь ГГ уже знают что руками привидений уже убиты люди!!! Главный герой так вообще так идеал здравомыслия: нашел в замурованной комнате скелет и думает рассказать или нет?Хотя вроде бы по законам жанра тут должно начаться самое интересно, но ... В общем концовка смазанная, изломанная и такая додумай сам. Как-то роман не зашел.((((
Синяя мышь, 7 февраля 2017 г.
Ужас «дома, который тебе не принадлежит», обычно развивается по строго определенной сюжетной схеме.
И, поскольку дальше я копаюсь в сюжетных потрохах ради того чтобы показать, где автор следует этой схеме и где отступает, и как бездарно исполнено и то, и другое, спойлеров не избежать. Впрочем,потеря невелика: эту книгу читать не стоит
- ни любителям жанра
- ни поклонникам автора
- ни из академического интереса
А если вы все же надеетесь, что стоит, то не читайте дальше эту рецензию!
Но книга не дотягивает ни до классики про страшные дома, ни до хорошей ремесленной работы, ни даже до собственного пролога.
Второй шанс передумать: дальше будет раскрыта завязка, а потом убита интрига!
Пункт второй: вселение новых жильцов, которые расставляют вазы и срезают в саду цветы для букетов. Знаки, предупреждения и странности, которые они игнорируют, пока могут. Нарастание напряжения. Игра дома на нервах его новых жильцов.
И здесь у автора все по канону: вселяется счастливая семья — Оливер Хэркурт, веб-дизайнер, Каролин Хэркурт, юрист, и их дочь-подросток Джейд. Радуются переселению, волнуются из-за финансов. Все члены семьи видят бродящую по коридорам странную женщину. Олли беседует с загадочным стариком, которого никто из местных потом не может узнать по описанию. Каро получает сообщение от своего клиента, бывшей рок-звезды с одним хитом, а ныне медиума-любителя, что она живет в нехорошем доме, и ее покойная тетушка о ней тревожится.
Комнаты заливает водой, гаснет электричество, в окнах видятся странные лица, а кровать со спящими на ней супругами утром оказывается развёрнута так, что без помощи сверхъестественных сил явно не обошлось.
Личность этого самого медиума — самая оригинальная деталь всей книги, хотя функция его абсолютно стандартная; про личности членов семьи и этого не скажешь. Конечно, можно повторить слова автора, что Каро — тревожная пессимистка, а Олли — уверенный в себе оптимист, Джейд — милая и умная девочка трудного возраста… но поскольку в сюжете эти характеристики никак не отыграны, то и персонажи не ожили. И оптимист Оливер, и пессимистка Каро, и умный подросток Джейд пассивно принимают то, что предлагает им дом, а дом предлагает, надо сказать, пугалки из штампованного пластика.
Где-то в середине книги начинается действительно Страшное: призрак принимается мешать Олли в работе! Рассылаются загадочные мейлы, в которых Олли оскорбляет своих заказчиков и одновременно передает им всю работу. Мейлы Олли с извинениями исчезают, а вместо них отправляются еще более страшные Оскорбления и Разоблачения махинаций заказчиков.
Здесь персонажи наконец-то подходят к пункту три.
Пункт три: осознание и обращение к специалистам. Естественно, по канонам жанра специалисты не могут полностью искоренить проблему. Результаты обращений в разных книгах варьируются от постановки дому диагноза и выдачи некой инструкции до резкого ухудшения ситуации и гибели специалиста. Питер Джеймс от схемы в данном пункте не отступает.
Пункт четыре: сверхусилие жильцов дома, которое либо венчается успехом, либо нет. Успех может быть частичным либо полным.
Что выбрал Питер Джеймс, разумеется, промолчу.
Но не могу не поделиться недоумением: возраст Злобной Сущности перевалил за две сотни лет, но при этом Сущность успешно находит в Сети компромат на заказчиков Олли и рассылает жильцам дома угрожающие эсэмэски.
Сцена, когда Олли обнаружил физическое средоточие зла, должна была стать одной из самых мощных в книге. Вместо этого окончательно убеждаемся, что самое нелепое объяснение оказалось самым правильным, и автор целиком перенес фундамент классической готической «гост стори» под современный роман. Причем, фундамент, прямо скажем, хлипковатый: его бы хватило на один рассказ какого-нибудь малоизвестного викторианца из круга М. Р. Джеймса, но никак не на целый роман.
Эта хлипкость, кстати сказать, никак не связана со слишком современными талантами Сущности (вот правда, хочется посоветовать ей вести курсы социальной адаптации для призраков, а не растрачивать себя на перестановку кровати). Дело в том, что для рассказа злодея можно не изобретать целиком, достаточно намека, оскала, взмаха плаща… а вот для романа хороший злодей просто необходим. Злодей + Герой = Конфликт = Читателю интересно.
Например, в романе Дороти Макардл все связано с двумя призраками, которые соперничали при жизни и продолжают делать то же самое после смерти; от разгадки их намерений зависит здоровье и жизнь главных героев. Прошлое дома «Утес» — отдельная история, которая постепенно раскрывается сквозь ложь, противоречия, пробелы в памяти, благие намерения одних персонажей и злые — других. Про отель Стивена Кинга и говорить нечего, его хочется сразу писать с большой буквы — Отель!
А историю злодея Дома на Холодном холме можно уложить в два предложения, а мотивацию — в два слова…
К тому же, в пункте четыре Питер Джеймс, до этого скрупулезно, хоть и бездарно, следовавший рецептуре, неожиданно решает порвать шаблон! Сверхусилия жильцов по своему спасению нет как такового. Олли, у которого (почему? как?) открывается способность видеть будущее и прошлое, узнает, как должны погибнуть его жена и дочь. Чтобы их спасти, он выбегает из дома. И мчится.
И все.
Ну, можно еще недолго порассуждать про эволюцию жанра ужасов. Как пишет Дмитрий Комм в «Формуле страха» о «женской готике»: в классике кинематографа 30-40 годов мужская точка зрения на ситуацию редко подвергалась сомнению, в то время как женская точка зрения легко могла оказаться ошибочной. Мужчина-герой нуара мог попасть в безумный мир, но сам оставался в своем уме; женщина-героиня женской готики зачастую не могла понять, мир вокруг нее сходит с ума или она сама. Жанру это шло только на пользу, поскольку такую двусмысленную ситуацию можно было эффектно обыгрывать вплоть до самого финала. А по роману 2016 года особенно заметно, что сомнения в реальности происходящего и собственном рассудке перестали быть преимущественно женской «привилегией» — теперь и мужской персонаж может быть сам для себя «ненадежным рассказчиком».
Впрочем, сюжет «Дома на Холодном холме» это не спасает. Без интересного злодея, без оригинальных поворотов сюжета, без ярких героев… не-е-ет, уважаемый Дом на Холодном Холме, я знаю, как должны выглядеть по-настоящему старые, странные, страшные здания. Даже не пытайтесь скрипнуть дверью что-то в свою защиту.
stray_stoat, 21 ноября 2017 г.
Автор взял основной принцип «плохого дома» (выделенный ещё Стивеном Кингом почти 40 лет назад в монографии «Пляска смерти»): провальное вложение денег. Дом — приковавший хозяина финансовый пузырь, который вот-вот лопнёт. Только этот писатель пошёл чуть дальше — его дом не только высасывает деньги, он ещё и разрушает ваш бизнес и финансовое положение! Стоит отвлечься, как злобная сила дома (так и невыясненная) заберётся в ваш макбук и понапишет гадостей деловым партнерам, да так, что ни один хакер не разберётся!
Все остальные детали в книге введены будто для галочки, чтобы приукрасить СТРАШНОЕ РАЗОРЕНИЕ и совершенно не влияют на сюжет.
В общем видно невооруженным взглядом, что для автора главный кошмар это безденежье. Но это и понятно, ведь по тексту заметно, что дядечка в возрасте. Собственная юность от него так далеко, что в его представлении девушка-подросток говорит, думает и ведёт себя как малышка лет восьми, с пижамными вечеринками, подружками и общей беззаботностью. Он (или же его редактор) пытается как-то молодиться и «причёсывать» текст с помощью всех этих модных штучек молодёжи. Правда модные штучки устарели ещё когда книга была в печати и смотрятся смешно. Неужели не нашлось внуков и правнуков, которые могли бы рассказать дедуле про Snapchat?
Впрочем даже у такой книги есть плюсы. Отсутствие баланса между молчаливыми призраками
и издевательскими самопоявляющимися смсками из телефона, написанными будто чёртиком из комиксов 50ых, весьма веселят.
А ещё у книги очень мало страниц!
elninjo_3, 17 февраля 2017 г.
Отзыв в двух частях, опровергающих друг друга.
1 часть. Муки творчества.
Главной интригой или, даже не побоюсь этого слова, загадкой данного романа является вопрос о том, а для чего он был написан? И каким образом издательства согласились такой роман в 2016 году напечатать? Серьезно, я знаю несколько рукописей относительно известных писателей, которые намного умнее, необычнее и интереснее написаны, но которые издательства не берут. Я ждал весь роман, ну где же, где? Ведь зачем-то автор «Искушения» Питер Джеймс решил написать эту историю? Значит у него была мысль? Но так и не дождался. Все что нужно знать об этом романе написано в его классификации: «История о приведениях». Все. Дальше можно не читать. Здесь собраны все классические штампы от самых древних будь-то страшные сны в новом доме, двигающиеся предметы, изменение температуры при появлении призрака, взрывающиеся лампочки и отражения в зеркалах, до более-менее современных, как-то стоящие за спиной приведения при разговоре в скайпе. Тут вам обязательно и медиумы и экзорцисты и совершенно идиотские поступки главных героев в стиле:
- Дорогой, у нас на чердаке сама собой вращается кровать, а на кухне призрак, давай уедем?
- Дорогая, ну как мы можем бросить дом?
Но ладно, пусть хоть это было бы страшно. Но ведь нет! Джеймс решил сцепить весь этот состав штампов не менее банальным приемом. Он в стиле Кинга стал описывать, то что происходит во всех подробностях. Главный герой не просто читает газету, он читает Daily Mail. Он не просто создает сайт, мы в подробностях узнаем как и что он создает. Практически весь сюжет построен на цепочки событий: Олли проснулся-поговорил с рабочими-поработал с сайтом-что-то случилось-Олли поехал к викарию/соседу/соседке/в бар-заехал за дочкой-что-то случилось. Это утомляет. Отсутствует напряжение, все оно тратится на бессмысленное и беспощадное описание музыки, которую слушает дочка, что будут готовить супруги на ужин, где и какие рестораны есть в окрестностях и т.д. Окончательное убийство атмосферы страха автор произвел, когда ввел в сюжет тот же кинговский ход про общение призрака с людьми посредством компьютера и смс. Дальше читать стало просто скучно.
И вроде бы можно дальше не рассуждать, ставить оценку и забыть об этих муках творчества. Но нет. У романа есть еще одна сторона и эту сторону Питер Джеймс вряд ли задумывал освещать. Но так вышло.
2 часть. Респектабельный дом.
Обратите внимание на взаимоотношения наших героев. Что послужило причиной всех этих бед и несчастий, скатившихся на их голову? Одна из главных причин — это тотальная ложь друг другу. Олли лжет своей жене и не рассказывает обо всей чертовщине, что с ним происходит, якобы чтобы ее не нервировать и якобы берет все проблемы на себя. Каро врет мужу о разговоре с медиумом тоже чтобы муж не нервничал и работал. К Джейд каждую ночь в спальню приходят мертвые дети и мертвые мужчины, но она тоже молчит. Это совсем не счастливая семья, как кажется на первый взгляд. Они врут не от заботы друг о друге, это не ложь во спасение в привычном понимании, они врут, чтобы сохранить свое спокойствие и свое благополучие. Олли заботится не о Каро, а о себе. Ведь если Каро узнает, она начнет выносить ему мозг, тогда Олли не сможет работать и много зарабатывать, чтобы привести в порядок дом, чтобы приглашать в гости респектабельных друзей, чтобы играть в теннис и гольф.
И отсюда вытекает еще одно тревожное наблюдение. Из этого романа следует, что у современного представителя английского среднего класса желание быть благополучным стало побеждать все другие чувства. И вся эта, на наш взгляд, тупость главного героя, которую описывает Джеймс, становится понятна. Олли хочет жить и выглядеть респектабельно. И это желание для Олли гораздо сильнее родительского инстинкта, любви к жене и даже собственного чувства самосохранения. Он готов пожертвовать свой жизнью и жизнями жены и дочери лишь бы не оказаться без денег и не переезжать жить к теще, которая станет выносить ему мозг на третий день совместного проживания. Он готов не говорить о скелете в потайной комнате и угрозах по смс лишь для того, чтобы жена и ребенок не отвлекали его от работы, которая приносит ему доход. Для любого в нашем понимании нормального человека это чудовищно. Но для Питера Джеймса это НОРМАЛЬНО. Теперь я понимаю, что примерно то же самое поведение главного героя было и в его романе «Искушение». И здесь стоит обратить внимание на самого автора. Известно, что его мать, Корнелия, имела честь шить перчатки для королевы Елизаветы II. И сам он получил образование в престижной частной школе, а продолжил его в колледже Рэйвенсборн, где изучал основы киномастерства. Т.е. автор — это человек как раз и является представителем этого среднего класса, даже класса близкого к высшему сословию. И пишет он о подобных ему людях, поступки и мотивацию которых мы, потомки пролетариев и крестьян, просто не можем понять. Поэтому вся моя критика поведения героев в первой части может идти коту под хвост, кроме разве что писательских приемов, штампов и отсутствия «страшности».
Эта книга о совсем других людях.
thosik, 15 апреля 2019 г.
В целом понравилось. Саспенс, которого мне так хотелось от этой книги, присутствовал. И еще было стойкое ощущение киношности. Прямо картинки яркие в голове всплывали. «Американская история ужасов» постоянно вспоминалась.
Были, правда, раздражающие моменты. Например, почему родители не могли догодаться спать с дочкой в одной комнате. Сами тряслись от ужаса, а ребенок где-то в другом конце дома. Странно. Зачем надо было так долго вообще ждать? Я бы свалила через пару дней. Тем более было куда: в гостиницу, к родителям,да куда угодно. Да и , если уж на то пошло, на кой черт надо было эту развалюху покупать? Хоть убейте — не понимаю.
DKart, 8 декабря 2016 г.
Я очень давно хотел почитать именно такой ужастик, без мерзостей, кровищи, чернухи и прочих современных атрибутах. Качественный, страшный, напряженный.
Книга безусловно использует штампы, но в них и вся соль. К месту, правильно, точно и аккуратно встроены в сюжет. По настоящему хороших произведений о приведениях очень и очень мало. Это однозначно для меня в топ-5 входит.
Герои — я не соглашусь с тем, что они шаблонные. Их поведение логично. Люди столкнулись с тем, что по их мнению не существует и не может существовать. Они долго не могут понять как на это реагировать. Более того, автор поставил их в такое положение, что они не могут все бросить и уйти — в этот дом вложены огромные деньги. Они вынуждены до последнего пытаться решить проблему.
Книга не перегружена лишними «философствованиями», чистый триллер. Каждая глава старается напугать.
В нужной атмосфере (свой дом/дача, тишина) роман способен здорово потрепать нервы от напряжения.
10/10 Рекомендую.
PiterGirl, 3 декабря 2016 г.
Начало оказалось интригующим. Во-первых, автор представил нам план дома, в котором будут происходить события. Во-вторых, первые страницы показались необычными (по крайней мере, для меня) и неожиданными. И вот, в дом въезжает семья — родители с девочкой-подростком. И тут мое воодушевление начинает пропадать...
Абзац за абзацем, строчка за строчкой я наблюдаю за сборищем штампов, характерных хоррор-историям вообще и историям о проклятых домах в частности. Здесь промелькнула тень, там выключилось электричество, тут что-то померещилось... Но главные герои, как и положено непробиваемым скептикам, отмахиваются от всего. Это неимоверно раздражало. После всего, что с ними случилось, на мой взгляд, даже самый-самый прожженный скептик свалил бы из этого дома, но нет, мы с оптимизмом смотрим на жизнь, мы особенные.
К чести автора стоит заметить, что пару раз Джеймс вводил интересные ниточки, благодаря которым ты наконец начинал интересоваться происходящим. Однако эти линии неожиданно обрывались и уводили в никуда, что обидно, так как это действительно оказалось чем-то свеженьким.
С сюжетом понятно. Что с героями? Типичные шаблонные персонажи. Она — истеричка, он — мужчина средних лет с чересчур завышенной самооценкой, которого обделили в детстве и теперь он всячески пытается компенсировать отсутствие желаемого в детстве, девочка — школьница, убивающаяся, что ее забрали от друзей и проводящая в Инете все свое свободное время. И, кстати, я так и не поняла, откуда у средней довольно-таки семьи появились деньги на дом заоблачной цены. Тем более что финансовое положение у них была весьма шаткое.
И все было бы совсем плохо, если бы не два факта, которые вытянули мою оценку до «6». Первое — концовка. Ради нее, пожалуй, стоило читать всю эту нудятину. Правда, опять же, хотелось бы, чтобы автор посмаковал все происходящее, а не вылепил такую красоту на паре страниц. Но даже так — спасибо. Я была под впечатлением.
Второе — мораль. Да-да, в этой книге даже мораль есть. Она не нова, и тем не менее: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться». Да, эта книга во всех красках показывает, как могут быть непредсказуемы наши вполне земные желания. И второй урок, проистекающий из первого: не нужно быть упертым бараном. Иногда стоит наступить на горло своим «хочу» и поступить так, как диктует разум, а не капризный ребенок внутри тебя.