fantlab ru

Робин Хобб «Судьба шута»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
1855
Моя оценка:
-

подробнее

Судьба шута

Fool's Fate

Роман, год; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Изменяющий!.. Изменения кипят вокруг Фитца, как в водовороте. Он не бежит от них, а наоборот – привлекает их к себе. Он сумел объединить людей, только оказавшись на краю гибели и создать группу Дьютифула — пятерка столь странного сочетания людей и столь слабо владеющих Скиллом. Им необходимо заполучить голову дракона Айсфира, погребенного под толщей льда, покрывающего суровый остров. Только в этом случае может состояться брак принца и нарчески, только так можно остановить вражду между Шестью Герцогствами и Внешними островами. Все оказались между словом мужчины и волей женщины. Ни то, ни другое не может быть нарушено – иначе их всех ждет позор.

Фитц попытался удержать Шута подальше от острова Аслевджала, поскольку верил, что тот умрет там. Сбудется ли его пророчество? Но Шут должен принять свою смерть. Возможно, ему не хватит храбрости, но он готов встретит ее совершенно сознательно. Зная, что произойдет после его смерти, он посчитал, что готов уплатить такую цену. Он решил, что явится на остров и приведет в движение цепочку событий, которая закончится освобождением дракона. Да, он знает, что его смерть будет ужасной, в холоде и боли. Но он видел, что есть шанс вернуть миру драконов, что у этих существ, надменных и замечательных, как люди, появится надежда на возрождение. И люди перестанут доминировать, навязывая всем свой порядок. Да, жизнь в новом мире будет непростой, быть может, люди проклянут его. Однако люди и драконы будут настолько заняты друг другом, что не смогут изменить природу по своему желанию. И ему казалось, что именно таким и должен быть истинный порядок вещей.

Миссия Шута подходит к завершению. Фитцу необходимо сделать что-нибудь. Необходимо. Ведь судьба Шута зависит только от него. Смерть Шута — это поворотный пункт путешествия. Остается лишь пережить смерть и двинулся дальше. И все будут жить долго и счастливо, и родится у них много-много детишек. Но не думайте, что будет именно так...

А между тем Тинталья из Бингтауна, единственная взрослая драконица в мире. С каждым проходящим годом становится ясно, что молодые драконы, вылупившиеся из своих коконов, перестали расти, они слабы, и не могут ни охотиться, ни летать. Ведь драконы спариваются в воздухе. Если молодняк не поднимется в воздух, они не смогут иметь потомства. И драконы вымрут. На сей раз навсегда. Если конечно не отыскать взрослого дракона, который сможет взлететь и спариться с Тинтальей, чтобы на свет появились новые детеныши... Фитц Чивэл Видящий! Решение зависит только от него.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга фэнтези (США)


Судьба шута
2005 г.
Судьба шута
2008 г.
Судьба шута
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Fool's Fate
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту книгу, я открыл в себе страшное — я влюблен в «Мир Элдерлингов». И это странно, ведь начиналось все без особых эмоций. Робин Хобб мне активно пиарил мой приятель, а я ему говорил, что покупаю-покупаю, но пока еще не дошел до книг. А когда дошел, то констатировал факт, что мило, приятно, довольно занятно, но такой ли я поклонник романов про взросления ГГ? Приятель то поклонник, с ним все давно ясно. А потом пошли замечательные волшебные корабли, а потом Шут и Фитц резко повзрослели (Шута это касается в меньшей степени, конечно) и мне стало так интересно, так интересно... А как у него со Старлинг? А Молли и Баррич как живут? Кого любит Фитц? Зачем он так с Шутом-то, гад... И я понимаю, как меня затянуло с головой.

Хобб по сути взяла за основу обычный «мыльный» роман про отношения и добавила к нему драконов и волшебство. А так ведь все остальное — обычная бытовуха. Причем зачастую Робин Хобб специально все усложняет, чтобы герои чувствовали себя максимально дискомфортно. Вот смотрите, в этой книге есть общая цель — собраться вместе, найти дракона и отрубить ему голову. Команду собрали, но — один ненавидит другого, другой предает третьего, а третий вообще не хочет никаких драконов. Да, есть человек, обладающий мощным Скиллом. Но он недоразвитый. Все его не любят, но если хочешь добиться успеха, то люби, найди путь к его сердцу. И этот путь находить дочь Фитца, но Фитц не может найти с ней общий язык и при этом ссорится с Чейдом... И вот такие вот странные взаимоотношения просто переполняют роман. Все дико сложно, и непонятно чем все закончится. Но жутко интересно же.

Мне кажется, я был такой смешной, когда читал про нарческу и Дьютифула и вслух говорил — ну и дурак же ты. ну зачем ты идешь у нее на поводу, не трогай ты дракона, найди себе девушку получше, она до добра не доведет... =) Как будто я домохозяйка, смотрящая 320-ую серию бразильского сериала=)

Заключительный роман третьего подцикла я страстно хотел поскорее прочитать, чтобы узнать, чем там все закончится. И в этом романе опять же Робин Хобб верна себе — как всегда затянута середина, слишком много пустых терзаний и повторений. Да, можно сто раз написать про это, но все же знают, что чуда не будет, и следующие романы будут такими же. Это фича, а не баг! Да, долго пришлось ждать, пока Фитц и компания доплывет до острова, найдет дракона...

Событий много интересных случилось. Больше всего я переживал за Шута. Но меня грело то, что потом еще будут книги про убийцу Шута, странствия Шута... Значит пока только многоточие. Но мне кажется, роман закончился раньше, чем по факту. Последние жизнеописания Фитца слишком приторные. И да, про это я тоже давно знал от своего другого приятеля, Элдерлингофила=) Он сказал, что если уж финал кораблей мне показался слишком сладким, то уж финал следующей трилогии будет еще слаще. И да, он прав. Хобб сама слишком сильно любит своих персонажей. Но это сказки, конечно... Женщина 16 лет жила в другом браке, а потом... Ну да ладно, нет смысла спойлерить.

Жаль, что все закончилось. Но ведь есть еще другие романы цикла. Надеюсь, они не разочаруют.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я и боялся в отзыве к предыдущей книге, персонажи здесь 90% времени просто куда-то идут. Это главный минус всех книг про Фитца — общего сюжета здесь на пару абзацев, все остальное — описание хождений туда-сюда и переживаний героев, где те же 90% — это переживания главного героя, потому что других чувств в нем как будто не осталось. И можно даже не вспоминать, что он отдал какие-то воспоминания или чувства от этих воспоминаний (фиг поймешь) каменному дракону, ибо после их возврата ничего не поменялось.

-

Персонажи все также продолжают использовать Песью вонючку, и тот по мере событий это понимает, но ничего даже не пытается сделать, принимая свою горемычную судьбинушку вечного песика, и даже в итоге позволяя своей дочери разделить его судьбу безвольного раба, и пусть у нее упертый характер Молли, но и от Песьей вонючке ей досталась изрядная доля его безволия, из-за чего она выглядит еще более жалко, ибо жалуется в открытую, но все равно подчиняется. Песья вонючка даже сам говорит: «По-вашему получается, что мозгов у меня не больше, чем у лошади или жалкого пса.» — А как будто нет. А Нелл такая: «И, как в сказке, ты выполнил мое желание, и оно разбило мне сердце.» — Не знал, что стремление вечно страдать передается генетически. У ни в роду случайно домашних эльфов не было?

А потом он сам рискует ее жизнью, уговаривая поболтать с драконом, чтобы тот пробудился, и это при условии, что Тинталья не раз угрожала и ему, и его дочери. «...моя дочь исчезла, Айсфир увлек ее за собой, в смерть, о которой мечтал.», «Я подверг риску жизнь безоружной девочки, не прошедшей обучения Скиллу. Она согласилась выполнить мою просьбу. Внутри у меня все сжалось, когда я понял, какую глупость совершил.» — И вот эти люди пытаются спасти мир.

-

Чейд слишком много на себя берет, даже пытается командовать всеми, даже принцем, и тут мы вспоминаем, что Дьютифул был зачат не без активного участия Песьей вонючки, а потому ему тоже передалась изрядная часть бесхребетности, он лишь изредка вспоминает, что скоро станет королем. Недд в сюжете не играет вообще никакой роли, не знаю, зачем он вообще нужен, автор в конце сама забила на него, мол, пофиг, пусть будет менестрелем, почему бы и нет, кому не плевать? Старлинг залетела и стала вся такая яжмать, целомудренная, мужа своего любит, хотя еще год назад была откровенной прошмандовкой, но у нее просто велоси... дитяточки-тугосери не было, ага. Автор в конце просто такая: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» Сивил вообще также бесполезный персонаж, только раздражает, и до конца уверен, что Шут по мальчикам (хотя в чем он не прав?), и уверен, что они с Песьей вонючкой чпокаются, а довод его неоспорим: «Ты утверждаешь, что он не твой любовник, однако готов за него драться.» — А ты готов драться за Дьютифула... Погодите-ка... Хотя за принца готовы драться все стражники, это что же по его логике получается, что они все его любовники? Такая же логика, как у Джинны, которая считает, что Песья вонючка убил несколько человек только из-за того, что он обладает Даром. Кстати, а где она? Автор просто на нее забила, ну и не жалко.

-

Шут просто всю книгу продолжал бесить, как и раньше. Собирался помирать, а потому растратил все свое состояние, наплодил долгов, да и был таков. Весь его таинственный образ непонятного мудреца просто развеялся по ветру, ибо он оказался таким же, как и все. Тусить, бухать, играть в азартные игры, швыряться деньгами... Почему бы не потратить деньги на что-то более полезное? Наверняка есть множество людей, которые с голоду помирают... Ах да, забыл, там же у них утопия, многолетняя война вообще никак не сказалась на Шести Герцогствах, как будто даже наоборот.

«Фитц, перестань болтать. Это действует мне на нервы.» — Сам всегда болтал не по делу, но стоило Песьей вонючке заговорить, как он ему фукает.

А когда Шут помер, Песья вонючка такой: «Нет! Пусть все будет иначе! Не так! Заберите у меня все, что пожелаете! Но пусть конец будет другим!» — Как насчет обмена на Нелл и всех остальных «друзей»? Или это не входит во всё?

-

Тема с драконами в некотором роде интересна. Интересная мысль, что людям нужны равные соперники, с которыми необходимо мириться, необходимо думать перед своими поступками, а не поддаваться импульсам, просчитывать последствия. Вот только подано это все довольно топорно и противоречиво.

«Вы считаете, что вам принадлежат растения и животные этих земель, не только сегодняшние, но и те, которым еще суждено появиться на свет. Вы не сомневаетесь, что имеете полное право поступать с ними по своему усмотрению. А потом, ослепнув от злобы и заблуждений, развязываете войны и убиваете друг друга из-за линий, проведенных вами на лице мира.» — Только не очень понятно, как существование драконов это изменит, потому что много раз было сказано, что драконам плевать на людей, плюс «драконы лучше нас, потому что они ничего подобного не делают, просто берут то, что видят.» — разве это не противоречит сказанному выше? Типа, драконы точно такие же, и точно также из-за них будут развязаны новые войны, еще более кровавые, но если драконов станет больше, с их силой им не составит труда просто уничтожить человечество. Или я не прав? Хотя учитывая, что даже полудохлый дракон способен контролировать разум десятков людей вокруг, человечество просто станет расой рабов, будут они подконтрольны драконам или же добровольно станут им служить, лишь бы те их не сожрали. Такой себе мир, антиутопичный. Но это, наверное, слишком глубоко для автора, так что она особо не задается такими вопросами.

«Это… понимаешь, очень похоже… ну, на тот Скилл-приказ, который ты мне дал. Только здесь что-то другое. Я просто не могу не обращать внимания на ее слова.»

«Она высказала свою волю, и на одно короткое мгновение я мог думать только о том, чтобы исполнить ее желание.» — Давайте спасем драконов! Что может пойти не так?! Будем рабами, ура!

И это при условии, что драконы не показали ничего, что выставляло бы их умнее людей. Когда люди пытались высвободить Айсфира взрывами, Тинтальня тут же начала им угрожать, говорить, что сейчас прилетит и всех убьет. Да Ночной Волк был умнее этих полуразумных животных. Желание их возродить сравнимо с желанием разводить малярийных комаров или клещей у себя в квартире.

-

Баррич окончательно превратился в старого маразматика, так унизить персонажа надо уметь. Он и раньше был суровым и даже жестоким, но тут просто превратился в какую-то мразоту. Унижает своего сына Свифта, запрещает тому использовать Дар, хотя сам им пользовался, когда еще Песью вонючку пинал. Такой лицемер. («А мне не требуется твое прощение, – равнодушно ответил Баррич. – Только послушание, и я его получу, даже если мне придется применить силу.» — вчера бы я еще немного пожалел о его смерти, но сегодня мне плевать). В итоге сын тупо сбегает из дома из-за него, а он просто начинает бухать. Эталонный отец, и слишком тупой, чтобы догадаться, что тот вернулся в замок. Свифт даже начинает хвастаться, что обладает Даром, об Одаренных все вокруг талдычат, но семейка Баррича, видимо, никогда ни с кем не общается. А когда его Песья вонючка попросил вернуться домой, то я вообще офигел, ведь по всему королевству ловят и убивают Одаренных, а тут ребенок, который всем растрезвонил о своей особенности. Песья вонючка его же на верную смерть отправил, нет? А когда Баррич узнал, что Песья вонючка жив, то «Несколько минут он просто смотрел на меня, а потом повалился на пол и остался лежать, глядя в потолок, как будто умер.» — У него в этот момент тушь не потекла? Когда он успел превратиться в такого нюню? Когда заделывал Молли шестерых детей? «Я трус. Я всегда был трусом» — На этом моменте у меня появилась мысль, что автор просто ненавидит мужиков. И Баррич фиг знает зачем поперся спасать одного ребенка, которого не надо было спасать, бросив пятерых, а перед смертью такой: ну, короче, Песья вонючка, забирай мою располневшую женушку и все ее прицепы, удачи!

«Да. Ты это сделаешь. Ты должен. Ради меня.» — Голос! Голос! Хороший пёсик! А потом такой: «Жалко, я не увижу жеребенка.» — Да, вот это печально, а дети задолбали, пофиг на них.

-

Уэб тоже непонятно зачем нужен в сюжете. Чтобы всех предать и призвать Тинталью? Так бесхребетный принц вместо того, чтобы на месте отрубить ему голову, не делает буквально ничего, даже позволяет тому приносить ему еду. А когда один из островитян попытался их всех отравить, но отравился один только Песья вонючка, очень удобно для сюжета лишившись способностей? Даже слова не сказал! Да Олух был бы лучшим правителем, чем любой из них! Там еще забавная строчка про Уэба: «И вновь у меня [Песья вонючка] появилось ощущение, что он подкрадывается ко мне, но не как охотник, выслеживающий дичь, а как человек, который пытается приручить пугливое животное.» — Ну хотя бы этот, как и Олух, понимает, что ты чисто песик. А потом еще Уэб раскрывает Свифту, что его батя тоже владеет Даром. До чего же урод.

-

Что касается Олуха, то очень забавно было наблюдать, как он шпуняет Песью вонючку, заставляя того спотыкаться и биться о двери. Просто вдумайтесь: главного героя троллит и абьюзит умственно отсталый, который, помимо прочего, сильнее его в Силе. Кошмар. Да даже Свифт, которому 10 лет, за несколько месяцев у Уэба обучился больше, чем главный герой за всю жизнь, и смог даже уговорить с помощью своего Дара зайти Олуха на корабль. Очень странный баланс сил, несомненно только одно — Песья вонючка в самом низу списка. Хотя Чейд такой: «Тебе хорошо рассуждать, с ранней юности ты обладал магией во всей ее полноте.» — Похоже, дед забыл принять таблетки.

-

Дьютифул пытается казаться взрослым, но часто ведет себя, как обычный ребенок, например, грозится рассказать Нелл правду о ее происхождении, ведь толпы взрослых ничего не понимают, один он знает, как правильно. Чувства и желания Песьей вонючки? Кого они волнуют?

«А что, если она будет необходима трону Видящих?» — Достойный сын своей матери, все воспринимает через призму полезности.

«Ты принимаешь грандиозные решения за других людей: что следует им открыть, а чего они знать не должны.» — Зато в своему глазу бревна не замечает.

«Кто мог бы разделить со мной ответственность за правление Видящих, чтобы я знал, что не я один за все в ответе?» — А это просто детский эгоизм и трусость взять на себя ответственность, в случае косяка это не его вина, а вон той девчонки, которая еще и дочь того самого Фитца Чивэла, ну, у которого Дар, который воскрес, который короля убил, ага-ага!

Да, я понимаю, у него и его матери нет таких сложных мыслительных процессов в голове, и что они простые, как две копейки, но иногда возникают именно такие мысли, что они хитрые, как лисы, и всюду высматривают свою выгоду. А мысли у меня такие возникают из-за неимоверной скуки от прочтения сего пресного опуса, где персонажи именно такие, какие есть, приторные и стерильные донельзя, аж тошнит, вот и приходится придумывать им хоть какие-то глубинные мотивы, а точнее, оно как-то само придумывается.

«У меня складывается впечатление, что ты часто принимал решения за других людей, не спрашивая у них, чего бы они хотели.» — Как и вы с маменькой, разница лишь в том, что у вас реальная власть, а Песья вонючка просто иногда пытается хоть что-то контролировать в своей собственной жизни, но и этого его лишают. Да и вообще, это выглядит жалко, когда 35-летнего мужика отчитывает 15-летний пацан, который сам недавно влюбился в кошку, бросил королевство ради нее, и не погиб лишь чудом, спасенный Песьей вонючкой, которого теперь отчитывает, а тот стоит и обтекает, сопли жует, он даже сам говорит: «я не чувствовал себя униженным – наоборот, обретал уверенность». Герой, которого мы заслужили.

«Что должно произойти, чтобы вы поведали мне свои секреты? – сердито осведомился принц.» «Вы двое сидите здесь, словно кукловоды, и рассуждаете о судьбах других людей и о том, как вы станете ими манипулировать.» — Малолетний мажор хочет все и сразу, орет на взрослых мужиков за тайны и интриги, когда его мамаша королева, а сам он будущий король, и вся их работа как раз в манипулировании судьбами людей. Если бы не интриги того же Чейда, Дьютифул бы вообще, вероятно, не родился, ибо Кетриккен давно бы померла.

«Как я могу не думать о том, что вы в состоянии объединить свои силы, чтобы проделать нечто подобное со мной [отрезать от Силы], если я встану на пути осуществления ваших планов?» — помнится, Регал тоже был параноиком. Дьютифул точно сын Верити/Вонючки?

А что касается Кетриккен, я не мог читать ее слова, не слыша сарказм: «О Фитц, извини! Я думала только о своих желаниях, позабыв о твоих нуждах. Приношу свои сожаления.» — Не хватает продолжения, где она такая: ты это хотел услышать? Я твоя королева, делай, что приказано, а то велю тебя четвертовать! А теперь лижи ноги!

«Я что, слуга, который больше не располагает своим временем?» — «Хуже. Ты король. И Жертвенный для всех.» — А что изменилось? Король без короны и власти, по сути, его просто перевели на новую должность, где обязанностей и ответственности больше, платят также, зато звучит круче! Хороший песик!

-

Бледная Женщина же здесь вообще просто фоновый злодей. Ее история занимает один абзац, она злая, потому что злая. Вся такая могущественная, но вместе с этим и нет. Настолько тупая, что за десятки лет жизни на острове даже не удосужилась посетить все комнаты в ледяном замке, только и делала, что сидела на холодном троне, зарабатывала цистит. Она даже, по ее словам, не причастна к набегам красных кораблей, мол, те нападали сами, без ее участия. Что-то тут не сходится. Возможно, конечно, она врет, но ответа мы так и не узнаем. А то, как глупо помер ее каменный дракон, это просто хохма. Умер из-за диводрева? Но разве диводрево — это не кокон драконов? Тогда получается, что щепка от их кокона может как-то волшебно убить каменного дракона и освободить все запертые чувства/души/воспоминания, а сами живые драконы нет? По-моему, автор в конце просто махнула рукой и быстро сварганила рояль. Ну а Тинталья, конечно, приписала победу себе, кто бы сомневался.

6-/10 — наконец-то это закончилось. Читал уже по диагонали, пропуская целые абзацы, чуть не сдох от скуки. Совершенно не понимаю и не признаю обожания этого цикла. Мир Элдерлингов очень часто во всяких топах лучших фэнтези, но если «Сагу о живых кораблях» я оцениваю высоко, то две саги о Фитце чуть ли не худшее фэнтези, что я читал, хуже даже Меча Истины и Ученика Ведьмака, а это то еще унылое чтиво. Но там хотя бы местами экшн и пара-другая интересных персонажей, и это не считая боевой магии. А здесь что? Толпа картонок, которые спасают мир путем выколупывания полудохлого дракона из-подо льда. Ух, какой драйв. Битва драконов затем выглядит более-менее, но после многочасового монотонного описания всего подряд это похоже на щелбан по лбу в попытке разбудить задремавшего читателя, мол, до конца осталось еще немного, потерпи. Прочтение всей трилогии вернуло меня в школьные и студенческие годы с чтением нудных учебников, где пытаешься зазубрить тему, быстренько рассказываешь и тут же забываешь.

Пожалуй, на этом мое знакомство с Миром Элдерлингов заканчивается. Если советчики не врали, остальные книги еще хуже, еще больше такой тягомотины я не выдержу, лучше переключусь на что-нибудь более живое.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга, завершающая третью трилогию Робин Хобб о мире Элдерлингов. Если я продолжаю читать этот цикл, значит, он мне нравится. Ещё я сейчас очень хорошо понимаю любовь женской половины читателей к этой серии. Приторностью, ванильностью, чрезмерной любовью к Фитцу, слишком наигранным счастливым концом. Всё это делает серию больше ориентированной на женскую аудиторию, причём, автор сильно этого и не скрывает.

Но не стоит сразу же записывать эту сагу в категории женского или подросткового фэнтези. Автор идёт по тонкому льду, на грани, но всё-таки пишет историю для всех категорий читателей. Взросление главного героя, любовные взаимоотношения между несколькими парами героев, сложный выбор между плохим и очень плохим. Всё это неотъемлемая составляющая масштабной эпопеи, которая в той или иной мере выражена в каждой из книг.

В этой книге нас ждёт сложное и опасное приключение. Неизведанные земли, расширяющие географию авторского мира, связывающие предыдущие книги в одно большое полотно. Не обойдётся без новых тайн, но самым ценным станет информация о драконах, Элдерлингах, Силе и Даре. Также мы наконец-то узнаем то, что было недосказано в книгах о войне Красных кораблей и причинах этой войны. То есть, многие вопросы, накопившиеся с прошлых книг наконец-то получат ответы. Будет проведена прямая связь со второй трилогией, которая выбивалась из общей истории о Фитце и Шуте. Именно эта книга делает все предыдущие единым целым и объединяет в одну эпопею.

По мере взросления наследника трона Видящих, меняется и отношение автора к нему. Не только Фитц может быть главным героем, есть и другие не менее важные фигуры в этой истории. Это несомненно идёт на пользу, так как фальшивостью Фитца и его постоянной ложью всем вокруг, хоть как-то компенсируется честность и открытость юного Короля.

Честно говоря, следить за другими участниками событий гораздо интереснее. Невеста Короля и её родственники, Шут и его вновь обретённый друг, все они гораздо приятнее выглядят, чем унылый Фитц. Не часто встретишь историю, в которой главному герою ничуть не сочувствуешь, а скорее наоборот. Он виновник всех бед и несчастий, выпавших на долю знавших его и имевших несчастье с ним близко общаться.

Отдельно хочу сказать о концовке. Ну нельзя же так, Робин Хобб. Я понимаю, что сказочная любовь не знает границ и временных рамок, но реальность немного должна отличаться от сказок? Зачем такой фальшивый финал, неправдоподобный и нелогичный? Книга очень интересная, имеющая важнейшую роль для всей серии, закрывающая и объясняющая массу моментов из предыдущих книг. Но есть невнятная концовка, в которую я не могу поверить.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно на две трети текста я решил что присоединюсь к партии противников конца третьей книги. Но ради Шута и главы «Обязательства», так уж и быть, не стану.

Начнем с того, что этой трилогии сильно не доставало. А не доставало ей альтернативной точки зрения, а именно мира глазами Шута. Почему все события мы видим через призму восприятия Фитца? Это Сага не только о нем, она о них двоих. Шута здесь много, но исключительно на заднем плане и исключительно глазами Фитца. А ведь Шут вытянул эту трилогию, и особенно ее конец! В итоге весь сюжет мы наблюдаем его «кастрированный» образ, такой, каким воспринимает его Фитц. Не знаю, изменится ли такое положение вещей в последней трилогии Саги о Видящих, но за эту крайне обидно. Тем более нам ясно дается понять, что Шут не человек или, во всяком случае, не совсем человек. Мир глазами Ночного волка Хобб вполне удалось воспроизвести, так почему Шут не удостоился такой чести?

Айсфир покоится в леднике острова Аслевджал. Он отчаянно хочет умереть, но тело не сдается и периодически дракон делает глубокий вдох. А чем он, простите, дышит, будучи заключенным в ледяной кокон?

Опять Хобб ввела в сюжет злодеистого злодея в лице Бледной женщины. Этот злодей в течении долгого времени мечтает замочить дракона. И что же он сделал для этого? Ну, прорыл маленький тоннельчик к его сердцу и попытался вбить ему осиновый колышек... Нет, серьезно, почему бы не прорыть тоннель к его заднице и не напихать ему в анус яда? Видимо Бледная женщина потратила все силы и фантазию на обустройство своих подземных аппартаментов.

Баррича ввели в сюжет с одной единственной целью, убить. Ну правда, кого-то же нужно убить для пущего трагизма. Тем более он мешал эпическому воссоединению главного героя с миссис красные юбки. И поэтому практически слепой и с негнущейся ногой Баррич, легко в одиночку преодолевает все препятствия зимнего скалолазания на острове Аслевджал, которые вызвали затруднения даже у подготовленной группы людей. И особо не задерживаясь в сюжете, быстро умирает. Обидно что Хобб вообще не стала с ним заморачиваться, несмотря на его весомую роль в первой Саге.

Сцена расставания Шута и Фитца на мой взгляд получилась гораздо более трагичной и эмоциональной, чем смерть Ночного волка и Баррича вместе взятых. Эта сцена стала просто жемчужиной всей трилогии и дала понять что Хобб может изображать отношения и переживания гораздо лучше, чем делает это постоянно.

Фитц всегда так стремился к спокойной и размеренной жизни в кругу семьи. Наивно считая что именно там он обретет покой и счастье. Но так и не смог осознать что по настоящему он жил только будучи на службе трона Видящих. В итоге в книге преподносится все так, что вроде бы все довольны и счастливы, но какая-то оскома от всего этого все равно остается.

С концовкой сюжета чуда тоже не произошло, она опять занимает около пяти-десяти последних страниц. Как будто Хобб пишет, пишет, а потом внезапно вспоминает что срочно нужно заканчивать книгу и начинается слив всего и вся.

Я уже проспойлерил себе что следующая Сага о Видящих будет спустя 9 лет, после событий этой книги. Фитцу будет на тот момент 48 лет. Видимо нас ждут увлекательные приключения превозмогающих пенсионеров (в средние века этот возраст считался пенсионным, да).

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На круги своя

***

Вот и заканчивается «Сага о Шуте и Убийце». Эта трилогия получилась куда как больше «Саги о Видящих». И интереснее. «Судьба шута» — самая объемная книга трилогии, самая интересная и самая важная.

Роман продолжает прошлую историю – историю о возвращении Фитца к жизни при дворе, в тени более благородных дам и господ. Фитцу уже удалось спасти принца Дьютифула из лап Полукровок, едва состоялась помолвка принца и нарчески, а ныне принцу предстоит отправиться на Внешние острова – в малоизведанный мир. Цель одна – совершить помолвку на родине Эллианы, а так же выполнить ее условия для помолвки и свадьбы. Естественно, Фитц сопровождает Дьютифула. Разве могло быть иначе?

«Судьба шута» дает читателю очень многое. Во-первых, расширяется география событий. Мы наконец-то увидим врага в лицо – ведь война Красных кораблей началась именно с Внешних островов. Во-вторых, в этой книге очень многие вопросы получают ответ или хотя бы намёк. Так, например, многое будет рассказано о Шуте. Хотя вот это как раз намёк, а не факты. Много информации будет о Силе и Даре. Радуют и связи «Судьбы шута» с другими трилогиями. Например, есть хорошая нить с «Сагой о Живых кораблях». Более того, раскрываются некоторые детали войны Красных кораблей. Наконец, события «Мира Элдерлингов» приходят в действие, колесо крутится, история пишется на наших глазах. Очень многое меняется. И множество героев увидят последний свет на страницах «Судьбы шута»…

Финал «Судьбы шута» выдержан в тонах хэппи энда с нотами грусти. Это приятная грусть, ведь невозможно тянуть второстепенных героев до бесконечности. Хобб умеет отпускать своих персонажей. Она делает это вполне достойно. На замену им приходят новые герои, которые, скорее всего, появятся в следующей трилогии. Вместе с тем финал написан так, что на нём можно и закончить историю Фитца. Останутся вопросы, без них никуда. Но история королевского бастарда-убийцы выглядит целостной.

Заключение: отличное продолжение трилогии, отличный промежуточный финал «Мира Элдерлингов». Роман читается с интересом, экшена много, психологизм тоже присутствует. Внутренний мир Фитца теперь выглядит объёмно, в него хочется верить. Но впереди еще два цикла – «Сага о Дождевых Чащобах» и «Сага о Фитце и Шуте». Название последней, к слову, дает понять, что история Фитца и Шута далека до завершения.

PS: стихотворение про последний танец — маленький шедевр. Стихотворение настолько органично вписывается, что даже удивляет. Ритмика, смысловая нагрузка, двойной посыл... Настоящая вишенка на торте!

9 шутов из 10.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможен спойлер.

Написать отзыв на предыдущую книгу трилогии, «Золотой шут», я так и не смогла, ибо в моём восприятии она как-то слилась с «Судьбой шута». Отчасти потому, что заключительная книга была прочитана на следующий день после окончания «Золотого шута», а отчасти потому, что волна праведного негодования, вызванного окончанием цикла, смела просто все впечатления.

Итак, сюжет принял весьма знакомый «квестовый» шаблон: пойди туда-то, отыщи то-то и сдай задание тому-то. В «Странствиях убийцы» довлела похожая схема, но не бросалась так в глаза, а таинственность, мастерски сотканная Хобб вокруг Элдерлингов, отвлекала внимание. Однако сводить сложные политические хитросплетения к абсолютно бредовому требованию нарчески: «Пойди и убей дракона» как-то... ну я даже не знаю. Смешно, пожалуй. Причём, смешно со всех сторон: со стороны королевской семьи (принца серьёзно отпустили в это путешествие неизвестно зачем и неизвестно почему просто из-за того, что так захотела его невеста, которую и без того не одобряло две трети королевства?), со стороны нарчески (которая просто пошла на поводу у шантажистки) и со стороны Бледной женщины (мотивы которой настолько хромоногие, что даже мотивы злого-презлого, а оттого — наискучнейшего антагониста из предыдущей трилогии, Регала, кажутся ничего так). Мотивация всех без исключения персонажей трещит по швам, причём, как в масштабных событиях, так и в мелочах.

Шут, моя единственная радость, остался неизменным, и если в первой книге этой трилогии он показался мне неправильным, чужим, будто бы пародией на самого себя, то во второй и третьей я к нему наконец привыкла. Либо он просто больше раскрылся. Как бы там ни было, Хобб была бы не Хобб, если бы не вытащила в конце большущий такой роялище из ближайших зарослей, но этот рояль мне по душе — просто потому, что ну Шут же. Да, необъективно, но кому нужна объективность, когда есть такие интересные, харизматичные, оригинальные, запоминающиеся, проработанные, глубокие персонажи, как Шут.

Концовка заставила меня плакать. Серьёзно. От безысходности, чувства неправильности происходящего и обманутости ожиданий. Потому что я ожидала увидеть всё, что угодно, кроме того, что выдала Хобб. Нет, в «Саге о живых кораблях» она тоже слила финал, щедро расплескав розовую патоку, но там это как-то не так чтобы зацепило, просто оставило неприятный осадок. А в «Судьбе Шута» просто захотелось немедленно застрелиться.

Много эмоций, мало объективности, но. Молли. Хобб, ты серьёзно? Молли?

Романтическая связь между Фитцем и Молли в первой трилогии была хороша тем, что в неё верилось. Это не было любовью: юношеская страсть, а в случае с Фитцем ещё и яркие воспоминания о спокойной жизни, в которой был кто-то ему близкий. Красные юбки, да — страсть, ничего больше (я знаю, что ищу символизм там, где его и близко нет, но мне так хочется). И в «Миссии шута» Фитц весьма правдоподобно вспоминал о ней — именно как о чём-то былом, как о девушке, которая вызывала в нём такую богатую гамму чувств, да ещё в придачу была и матерью его ребёнка. Я бы даже назвала это тоской по чувствам, а не по самой Молли. И я была готова биться об заклад, что предсказание подруги Фитца о том, что его истинная любовь то покидает его, то возвращается к нему, и в конечном итоге всё-таки вернётся, было о Шуте. Хобб, конечно, говорила, что сама не знает, какого пола Шут, но в тексте уж больно много предпосылок для того, чтобы считать его всё-таки женщиной — некоторые сцены так и намекают. Да и сам факт того, что Шут успешно притворялся женщиной, говорит в эту пользу: в полевых условиях притворяться женщиной тяжелее, чем притворяться мужчиной. Остаётся вопрос: какого рожна молчал сам Шут, когда Фитц открещивался от его любви по прикольной причине: «нотыжмужик» (а ты проверял?), но это же Шут, с него сталось бы молчать из какого-нибудь желания, чтобы Фитц любил его самого, а не ориентировался на его пол или ещё что-нибудь в таком же духе. Не важно. Потому что в конечном итоге Фитц браво забил на Шута, возомнил себя шестнадцатилетним и ринулся перекидываться письмами и посылками с Молли и оравой её детей от другого мужчины. Многим мужчинам и одного-то ребёнка от другого отца тяжело принять, а тут их реально много. Но у него ведь великая любовь. Молли-то за годы не постарела совсем, не изменилась характером, сам Фитц не изменился, и Шут — да кому он нужен? Чёрт с ним, с Шутом, но Хобб, правда, за что ты так? Да если бы она подсунула Фитцу случайную северную дивчину и сказала: живите счастливо, в это и то верилось бы намного больше. А в такой финал извините, но я не верю. Просто перечеркнуло всю трилогию, а попутно — и ощущения от первой. Некоторые вещи должны оставаться в прошлом, чтобы и персонажи, и читатели о них вспоминали изредка, каждый со своим эмоциональным оттенком, но не доставать поеденную молью шубу с антресолей. Напоминает финал мексиканского (аргентинского? бразильского?) сериала. Натянуто, пресно, неинтересно, не вызывает никаких эмоций, кроме разочарования.

Много букв, мало смысла, но действительно жаль, что Хобб вот так всё закончила. Не просто жаль — обидно и за персонажей, и за себя. И опять рука не поднимается поставить оценку ниже восьмёрки. А ещё: Фитц, пожалуйста, купи у кого-нибудь мозги. Нельзя так тупить. И я сейчас не только о Шуте. Хобб, конечно, выкрутилась, приписав его бесконечную унылую рефлексию тому, что он отдал часть воспоминаний всаднице на драконе, но что-то мне подсказывает, что в следующей трилогии ничего не изменится, и Фитц останется тем же абсолютно слепым любителем пространных размышлений и неверных решений.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга стала для меня большим разочарованием. В общем-то вся трилогия о Шуте в сравнении с трилогией об Убийце заметно уступает, на мой взгляд, как в интересности сюжета, так и в качестве проработки. Но «Судьба Шута», которая, кажется, должна была собрать в себе все-все ниточки предыдущих книг (включая романы о кораблях) и стать развязкой столь многих линий, дочитана была мной с трудом и больше из принципа дочитывать все, кроме откровенной белиберды.

Я для себя выделила два главных недостатка: во-первых несоразмерность составляющих частей, во-вторых, герои. Собственно, кульминационная часть романа занимает едва ли пятую часть ее объема. А до того долго-долго как они плыли, потом еще плыли, потом еще шли среди льдов, потом копали, а Олух все ныл и ныл. И это при том, что некоторые герои оказались на чертовом острове гораздо быстрее и их появление больше напоминало выскакивание роялей из кустов. Так мной в итоге остался и непонят ход с оставление Шута в Баккипе. Таким образом рассказ о решающих событиях занимает объем меньший, чем живописание морской болезни Олуха. То же самое и о развязке. Многословие там где не надо и быстро-быстро о важном.

Сама подоплека основного сюжетообразующего квеста к тому же нелепа. Принц и Чейд и ко хотят заключить мир с Внешними островами путем заключения брака между нарческой и принцем. И для того нужно убить дракона. Окей. Но по ходу пьесы становится очевидно, что женитьба на нарческе в принципе бессмыслена. Так как по традициям островитян «брак связывает островитян, пока того желает женщина». То есть нарческа преспокойно может заявить: «все, надоел ты мне, король, не муж ты мне больше.» И что тогда? Кроме того большая часть островитян вообще сразу против убийства дракона. Но «мудрый» Чейд вообще не напрягает себя этими мыслями и упорно тащит единственного наследника трона (!) в непонятное место убивать дракона (!).

А вот еще, что совсем не понравилось. Главный противник. У Хобб с этим всегда была беда. Но сам факт того, что за всеми-всеми предыдущими событиями (война с островитянами, козни Полукровок и даже местами Регал) стоит один злодейский злодей с дьявольским смехом, мотивация которого сводится к жажде всеобщего разрушения, приближает роман к сценариям низкосортных голливудских фильмецов.

Здесь перейду к героям. Я и раньше считала, что отношения между героями (за исключением Шута и Фитца) не являются сильным местом Робин Хобб. Но это как-то перекрывалось интересным сюжетом, интригующим миром, да и как раз дружбой Фитца И Шута, ну еще волком, таким душкой ^_^ А в «Судьбе Шута» меня просто до зубовного скрежета доводило постоянное каяние ФИтца во всех прегрешениях (он этим и раньше занимался), на него обижались все и сразу. Он был виноват во всем вплоть до несварения желудка у детей Моли (да, я ее совсем не люблю и в отместку за угнетения Фитца называю Молью)) ААА, прогони их всех, Фитц. И даже Шут, даже он предъявлял какие-то претензии. Я уж не говорю про то, что 15 лет прошли для Фитца бесследно. Он все тот же 18-летний. Томится при виде Моли, слушается во всем Чейда, на послыках у всех и вся.

Наконец, просто не могу пройти мимо финала. В лучших традициях любовных комедий наступает всеобщее благоденствие. Бездетные беременеют, холостые женятся, безродные становятся аристократами, угнетаемые становятся полноправными членами общества, а на престоле справедливый правитель (короче, наступает коммунизм). А Фитц получает в награду располневшую и ставшую уже бабушкой Моль. Миссис Хобб, серьезно? После 15 лет и 7 детей ни он, ни она ни капельки не изменились? Эта влюбленность в 18 лет была понятна и правдоподобна. Да и тогда была не больше чем физическим влечением. Моль сказала Фитцу, что не примет его с Уитом и что ему надо выбрать между волком и ей. И это истинная любовь? Не имеющая границ во времени и пространстве? Не верю. Отношения, за которые стоило побороться, который и есть та самая неповторимая и настоящая любовь, легко выброшены и забыты Фитцем. И в это я тоже не верю.

Похоже, как будто герои уже зажили своей жизнью, вопреки воле автора. И их насильно загнали в унылый «и жили они долго и счастливо».

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думаю, что кто-то будет решать читать эту книгу или нет. Если вы до неё дочитали, то вы уже в этом цикле с головой.

Никакого сюжета, только впечатления.

Я думала, что этот цикл без сердечного приступа дочитать нельзя, но Хобб отнеслась к моему сердцу с уважением. Конечно, тут все равно есть над чем поныть, но времени на это ничтожно мало. Автор не оставляет нас наедине с нашей болью. Да, вот так.

Это путешествие. Перемещение из одной точки в другую, а я такое очень не люблю. Но Хобб уже не в первый раз доказывает мне, что она исключение из правил. И её путешествия очень хорошо мне заходят.

9/10 За то, что иногда присутствовала излишняя медлительность в действиях.

Последний танец – танец надежды,

Зыбкой, как сон и дым.

Я покину зал, не в силах смотреть,

Как легко ты кружишь с другим.

Последний танец – танец надежды…

Тяжек прощанья гнет.

Пусть та, другая, к кому ты уйдешь,

Крылья тебе вернет.

Последний танец – танец надежды…

Тебя отпущу без слов.

Пусть тот, кто будет вместо меня,

Подарит тебе любовь.

Последний танец – танец надежды…

Истает, порвется нить.

Узнать друг друга – и все потерять,

И жить… и не жить… не жить.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

сложно писать отзыв на эту книгу, да и серию в целом, очень сильно уж я ее люблю. но после прочтения осталось слишком много мыслей и эмоций, не поделиться будет просто грехом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Судьба Шута стала первой книгой за всю мою жизнь, которая заставила меня рыдать без перерыва минут 15, оставив меня на грани истерики. я думала, что так больно и грустно до слез при прочтении этой серии мне уже не сможет быть после того, как умер Ночной Волк, но вот глава, в которой описано то, как Фитц находит тело Шута и забирает его с собой, описание его эмоций, мыслей, и то что он видит в ледяных туннелях, все это перекрыло собой даже смерть Ночного Волка. хотя бы только за эту главу я готова поставить этой книге, да и всей серии, высочайший бал. вот только, как многие уже писали, концовка подвела. Мне бы гораздно больше понравилось, если бы книга была прервана на прощании Фитца и Шута. а еще лучше вообще не говорить что Фитц выбрал, и оставить открытый финал. ну вот не могу я поверить что человек (даже такой не самый, скажем так, сообразительный как Фитц) может променять любовь, которую готов был дать ему Шут, на какую-то там Молли. пока читала в голове крутился только один вопрос:«Да нахрен ему эта Молли вообще, когда у него Шут есть?!». честно, такое ощущение что он ее выбрал вместо Шута, только потому что ее он, извините, хочет физически, а Шута нет, и по итогу выбор сделал не Фитц, а Фитцев половой орган (ну и еще обещание Барричу, хотя это явно просто еще один инструмент чтобы оправдать выбор Фитца).

Отношения Фитца и Шута это, в целом, лучшая часть всей серии. Шут настолько живой персонаж, что просто не способен оставить равнодушным никого. Понимаю теперь, почему книги этой триогии все названы именно его именем, а не Фитца, ведь именно он после прочтения останется надолго и в моих мыслях, и навсегда в сердце. Когда Шуту весело — и читателю весело, когда Шут плачет — читателю больно, когда Шут вспоминает пытки — читатель искренне страдает вместе с ним, даже больше чем когда через тоже самое проходит главный герой. несмотря даже на то, что вся серия написана от лица Фитца, для меня именно Шут основной и главный персонаж. я, кстати, уверена что он именно ОН. много есть вещей которые указывают на то что он может быть женщиной, но как по мне если бы так в итоге оказалось, получилось бы ну очень уж глупо. меня окончательно убедило то, что Бледная Женщина, разговривая с Фитцем и рассказывая ему про то что знала Шута с самого его детства, рассказывала о нем именно как о мальчике. был бы он девочкой, с чего бы ей врать об этом Фитцу? наоборот как раз, она бы только порадовалась возможности еще больше унизить Шута, показав Фитцу как много он от него скрывал и перед тем как его убить еще больше уверить Фитца в том, что его отношения с Шутом это сплошной обман, чего он так сильно боялся. а, ну еще конечно это не имеет особого смысла, потому что с чего бы Шуту не признаться Фитцу что он женщина? это бы в миллион процентов увеличило бы шанс того, что Фитц захотел бы с ним провести жизнь, раз уж единственное, по сути, что его остнанавливает так это то что у Шута между ног. Ну и еще после того как Фитц исцелил тело Шута и в прямом смысле побывал в нем, он его продолжил в мужском роде именовать, а стало быть женского он там ничего не увидел) и не то чтобы это было так уж и важно, но мне кажется что Шут гораздо более интересен и многогранен именно как мужчина, ведь он мало того что принадлежит другой расе, так еще и андрогинность и женственность его выделяются, а также сексуальная ориентация, делая его еще более не похожим на любого другого человека в этой вселенной.

в общем, книга хороша, читается на одном дыхании и заставляет переживать эмоции, не сравнимые ни с одной из предыдущих книг серии. если б только не концовка, вообще была бы шедевром. долгие и не особо наполненные экшеном описания ежедневной жизни Фитца меня ни капельки не смущали еще в первой трилогии, и с этой точно также. все таки сильная сторона произведений Робин Хобб именно в описаниях эмоций, переживаний и страданий персонажей, хотя я и могу понять людей которым это все кажется смертной скукой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Будущее не в силах отнять у нас прошлое… если только мы ему не позволим.»

*

«Каждое мгновение полно возможностями выбора. К этому так привыкаешь, что порой даже я забываю остановиться и напомнить себе: мы совершаем выбор даже тогда, когда кажется, будто ничего не происходит. Каждый вдох — выбор.»

*

«Если думать обо всем, что со мной произошло, как о звеньях одной цепи, которая привела меня сюда, где ты стоишь на коленях возле воды живой и обретший целостность, что ж…тогда уплаченная цена не слишком велика. Когда я вижу тебя таким, я исцеляюсь сам.»

*

Ох, уж эти женщины! Иногда они сами не знают, чего хотят, тем более, когда речь заходит о свадебных дарах. И прекрасные представительницы «слабого» пола Внешних островов — не исключение. Особенно принцесса, обещанная в жены наследнику другого королевства. И хорошо, если в качества такого трофея она бы потребовала звезду с неба достать, хотя бы убивать никого не пришлось. Но, что же делать, если невеста велела будущему мужу принести голову зловещего старинного существа, да еще в присутствии воинов, со словами «ты принимаешь вызов или признаешься в собственной трусости»? Как поступил бы на его месте любой мужчина? Тем более, от этого решения зависит судьба целого государства и не одного? Приходится принимать вызов! Вот только, не все так просто. И в силу дуальности мира, если что-то хорошо одному, то плохо другому. Так уж устроен этот мир! Ну а пока! Отправляемся в путь и готовимся вместе с героями совершать подвиги во имя любви!

*

Снова осталась позади очередная трилогия превосходной Робин Хобб. Ругая свою тонкую душевную организацию, вытирая слезы грусти и восторга с опухших глаз, спешу сказать вам, что это история была прекрасна!!! Продолжая традицию предыдущей трилогии, повествование ведется от лица главного героя, что в целом сужает масштаб сюжетной линии, рассматривая историю с ракурса одного персонажа. Но здесь стоит отдать должное автору, которая ловко использует магические способности главного героя и через его сны и телепатические диалоги с другими персонажами, мы наблюдаем историю с разных сторон. Отдельно хочется поблагодарить автора за сцены со снами, которые оказались невероятно атмосферными и красочными. Так же в начале каждой главы, в качестве дополнения к сюжетной линии, мы встречаем отсылки к различным источникам с содержанием легенд о Королевствах мира Элдерлингов, а так же с описанием очевидцами затрагиваемых событий.

*

Сам сюжет книги очень увлекателен. Были восхитительные моменты, когда ожидаемые события происходили в абсолютно неожиданный момент. И в этот миг хотелось прыгать от восторга! Вместе с главными героями нам предстоит совершить невероятно утомительное морское путешествие на корабле, сложнейший переход по горным хребтам и вернуться в родное Королевство с глубоким чувством выполненного долга, омраченного болью от понесенных потерь. Я отношусь к любителям заснеженных гор и всего того, что с ними связано, поэтому эта часть трилогии для меня оказалась самой запоминающейся. В голове, не переставая, звучала песня «Мельницы» со словами: «Кто теперь прочтет подо льдом твое имя, Господина Горных Дорог?..», перед глазами проносился хоровод снежинок, подгоняемых шквальным ветром, и взору открывались белоснежные горные перевалы, таящие под толщей своих ледяных покровов тысячелетние знания, постичь которые могут только избранные.

*

Вместе с сюжетом, который даже в пределах одной трилогии менял свое настроение от игриво-захватывающего до трагически-душевного, меняются и персонажи. Отодвинув шутки в сторону, под девизом: «В цирке тоже должно быть время для антрактов», автор меняет образ Шута. Вместо демонстрирующего свои наряды аристократа и заигрывающего выходками лицедея, перед читателями предстает драматичный герой. Он не стесняется открыто заявлять о своих чувствах и не боится идти в разрез с общепринятым мнением. В своем стремлении быть честным со злодейкой Судьбой, он проникает в самое сердце читателя душевными переживаниями и пережитыми испытаниями. Но это не говорит о том, что книгу стало скучно читать. Отнюдь! Некоторые эпизоды с участием Шута я перечитывала несколько раз, поэтому, не перестаю повторять, что он прекрасен! Даже главный герой в этой книге ни разу не разочаровал и  чем-то даже удивил. Слепая целеустремленность и упрямое нежелание идти на поводу у Судьбы сделали его образ в глазах читателей невероятно привлекательным. Его некоторые поступки и решения вызывали слезы и чувство восторга! Радуют и второстепенные герои, которые по-прежнему интересны. Так же очень поразили своими нравами и жизненными позициями жительницы Внешних остров, которые придерживаются матриархальной формы общества.  

*

Много внимания автор уделяет и межличностным отношениям. В трилогии несколько любовных линий, однако для меня они оказались не основными. Больший интерес вызвала линия, в которой речь шла о чувстве вселенского родства душ, которое оказалось глубже дружбы и любви вместе взятых. Когда одного прикосновения тонких пальцев к запястью дорогого человека становится достаточно, чтобы стать с ним единым целым. Когда само понятие Судьбы теряет свою фатальность и становится многовариантным. Когда Жизнь со Смертью, как две стороны одной медали, легко уступают место друг другу. Когда нет зависимости от времени и пространства, но есть необходимость делиться своей сутью с другим. Невероятно сильное чувство, которое интимнее поцелуя, и глубже удара ножа.

*

Финал трилогии оказался невероятно сильным и в чем-то даже предсказуемым. Солнце на планете по-прежнему светит и ничего нового по сравнению с тем замечательным, удивительным миром, в котором живут герои сейчас, не происходит. Жизнь продолжается! Мужчины по-прежнему любят женщин, которые им совсем не подходят. На снежных равнинах охотятся волки. Дети растут и радуют родителей внуками. И время…оно не остановилось для всех. Но все могло бы быть иначе. И каждый день надо воспринимать не как должное, а как подарок небес. Ведь, возможно где-то, неведомо где...кто-то, неведомо кто, рисковал своей жизнью и менял Судьбу мироздания, чтобы люди продолжали жить и привычно радоваться миру.

*

Мне невероятно тяжело, даже на время, прощаться с героями этого цикла. Прочитав уже 9 томов, посвященных миру Эдерлингов, чувствуешь себя непосредственным участником происходящих событий и воспринимаешь героев членами своей книжной семьи. С огромным нетерпением жду публикацию следующей серии книг «Хроники Дождевых Чащоб» и перевода финальной трилогии «Сага о Фитце и Шуте».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень хорошо понимаю, чем кому-то могут не понравиться романы Робин Хобб, вошедшие в цикл «Мир Элдерлингов», – как человек, предпочитающий, скажем, умеренную летнюю погоду, может понять любителей жары и поездок на море «хоть тушкой, хоть чучелком». В конце концов, все мы люди разные, и вполне нормально, когда кто-то любит, чтобы действие с самых первых страниц книги взрывалось всеми красками событийной радуги и неслось к финалу вскачь с минимумом остановок, а кому-то хочется, чтобы всё было медленно и печально неспешно и обстоятельно.

Нет, я не прочь и на море съездить в пик сезона (раз в десять лет, а то и реже), и экшн в книжках тоже люблю для разнообразия (гораздо чаще, чем путешествия по жаре). Но вот романы Робин Хобб оказались для меня тем, что доктор прописал: «Принимать по сто страниц за вечер/ночь, запоем, дозу можно увеличивать». Попробую объяснить, что же меня в них так привлекает (по итогам прочтения «Саги о Видящих» и «Саги о Шуте и Убийце»).

Во-первых, мне нравится видеть, как сильно Хобб любит своих героев. Да, на их долю выпадают серьезные, а порой просто жуткие испытания. Но когда я читаю о том, через что пришлось пройти Фитцу, какая судьба выпала Шуту, а также о переживаниях (моральных и физических) многих других будто бы второстепенных героев, я вижу не стремление автора написать драму/трагедию, которая пощекочет нервы читателя (и лишит его сна), а ее желание максимально правдиво рассказать историю их жизни. Потому что вот так оно всё и было, и нельзя из песни, то есть из жизни ничего выбрасывать, ни прекрасное, ни кошмарное (об этом, кстати, есть отдельная глава ближе к финалу «Судьбы шута»). Робин Хобб, как порядочный автор-демиург, лепит их всех, героических и не очень (вспомним хотя бы Олуха), с большим тщанием и, как я уже сказала, с любовью, словно приговаривая: «А вот этот шрам на коленке у тебя появился после того, как ты в детстве – помнишь? – упал с маленького серого пони. У него еще было белое пятнышко на морде» и т. д. и т. п. И так буквально с каждым, будь то главный герой, второстепенный или вообще злодей.

Во-вторых, я всегда снимаю шляпу, делаю книксен, приседаю в реверансе и склоняюсь в глубоком поклоне перед Его Величеством Обоснуем – там, где он, стараниями автора, царит и властвует даже над самыми мелкими деталями и поворотами сюжета. У Робин Хобб, на мой взгляд, он именно такой – мотивы поступков героев рано или поздно объясняются, все развешенные ружья выстреливают, а болтающиеся сюжетные концы оказываются аккуратно подвязанными.

В-третьих, многочисленные герои упомянутых выше саг не ограничиваются выяснением отношений – они эти отношения строят. Иногда с трудом, со скрипом, добираясь до цели окольными путями, через буераки, которые сами же и наворотили, но строят – или хотя бы пытаются. А это всегда непросто, будь ты обычный человек или носитель какого-нибудь магического Дара (или Силы).

А еще мне нравится, что Робин Хобб не играет с читателем в столь популярную у некоторых современных авторов книг, сериалов и прочих франшиз – я об игре «Выбираем наиболее интересный для читателя пейринг и любыми средствами выводим его к хэппи-энду «на двоих» вопреки здравому смыслу, а порой и вообще любому смыслу». Потому что, опять же, в жизни так бывает не всегда. Я бы, может, и хотела другой финал, но признаю, что автор выбрала наиболее реальный (даже в таких магических реалиях) и оправданный.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В триумфальном завершении истории о Шуте и убийце людские царства должны или устоять, или пасть в такт взмахов крыльев дракона, или в такт биения сердца шута». Для любителей фэнтези с неторопливой приключенческой историей с хорошо прописанными эмоциями настоятельно рекомендую вновь окунуться в неведомый мрачный мир Средневековья: здесь царят горечь, жестокость и кровь, скорбь и одиночество... Здесь Долг вибрирует на грани желаний, а здравый смысл и любовью… заставляют задуматься и размыслить над глубиной поступков и вникнуть в сложные причины их возникновения. Что произойдет дальше? Кто выигрывает? Каждый персонаж сыграет свою роль, все они обладают свободной волей, каждый может сделать выбор, способный изменить будущее мира. А альтернативный сюжет, напряженный, парадоксальный, увлекательный... «но им осталось многое сказать друг другу. Дни с Шутом закончились, как незаконченная партия в камни. Ее исход еще не до конца ясен. Судьба поступила слишком жестоко; а порой – может повезет и еще есть шанс на новую встречу. Так искусный менестрель делает паузу, чтобы тишина подчеркнула важность последних слов, и тогда слушатели с нетерпением ждут продолжения. В такие минуты появляется надежда, что обещание еще будет исполнено...»

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж…

Шесть долгих книг Фитц Чивэл Видящий испытывал голод и холод, выдерживал пренебрежение и презрение, а его долг отнимал у него право на счастье. Были и светлые моменты, но каждая из принесенных Фитцем жертв была воистину чудовищной, а уж последняя...

Но… Фитц заслужил такой конец.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга самая любимая во всём цикле, наверно потому что она последняя... Шедевр. Шут — любовь и боль моя, теперь он часть меня. навсегда.

Читая эту книгу у меня возникало два противоречивых желания: первое — это скорее прочитать, чтобы узнать чем закончится и второе — чтобы как можно дольше не заканчивалось. Настолько сильного погружения в книгу я ещё ни разу в жизни не испытывала, этот удивительный мир настолько затягивает, что он кажется порой реальней нашего. Читала эту книгу взахлёб, как змея проглатывая без пережевывания. Но чтобы передать всю цепочку ощущений никаких слов не хватит.

Робин Хобб — гений, и теперь мой любимый автор. Многие говорят, что впечатлительным людям лучше её не читать, но я считаю, что такие книги можно и НУЖНО читать!!! Герои её книг — это живые люди, не картонные идеальные герои или злодеи, сегодня они способны на великие поступки, а завтра могут совершить наивнейшую глупость. Но эта книга скорее показывает не то, ЧТО может делать человек, а КАК он может это делать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал книги — это конечно потрясение из всех потрясений. Вата, мыльная опера... по сладкой конфете всем героям, даже Фитцу немного перепало, хотя его последняя фраза «Я доволен» убила напрочь. Доволен, но не СЧАСТЛИВ. Я и не предполагала, что хеппи энд может быть настолько потребительским. Этот набор жизненных благ для Фитца — это то, чем он может быть доволен??? кто угодно другой, но только не он!! Шут — его судьба, жизнь его, любовь всей его жизни. Как можно было променять это бесценное чувство единения душ на нечто банальное и заурядное вроде МатериГероиниЛедиКрасныеЮбкиВсёИлиНичего?? не понимаю и не принимаю... и не поверю никогда, что у него не было возможности последовать за Шутом... пусть Шут и сам его отпустил, он он же мог спустя время разыскать его, ведь Шут сам сказал Фитцу куда направляется. А камень памяти, который он ему оставил, в котором было послание «Я никогда не был мудрым», это прямой ответ на вопрос Фитца «Увидимся ли мы после моего возвращения в Баккип», тогда ему Шут ответил «это было бы неразумно»... камень и послание показывают, что Шут не мог так просто расстаться с Фитцем... а Фитц дуб-дубом даже не подумал отыскать его.. ну конечно, ведь он-то доволен..

Это конечно потрясло меня больше всего, что персонаж, достойный любви как никто другой, и сам обладающий поистине великим чувством любви без границ, оказавается вынужденным от этой самой любви отказаться. Вот она Судьба Шута... это конечно очень жизненно, но жизнь — это жизнь, этого нам и так хватает, а в книге конечно хочется большей определённости.

Всю вторую половину книгу читала со слезами на глазах, от «последнего танца» испытала настоящую боль, душевную и пости физическую, но я не считаю, что пролитые мною слёзы были зря... это бесценная копилка чувств и эмоций...

Финал книги для меня — это последний разговор Шута и Фитца в пещере Прилкопа, все дальнейшие действия это как паралелльное развитие сюжета, альтернатива тому, что могло произойти.

Это удивительная, потрясающая книга, неважно напишет ли Робин Хобб подолжение когда-нибудь или нет, спасибо огромное ей за то, что подарила нам такого замечательного персонажа как Шута.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка... ЭТА КОНЦОВКА. Бр-р. Знаете, что мне напомнила?.. «Белого Клыка» Джека Лондона. Правда, Клык был волком, следовательно, для своего удовлетворения мог ограничиться исключительно наличием любимого хозяина и суки с щенками поблизости... но Фитц?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, в этом моя главная претензия к роману. «Судьба...» должна была завершить все циклы, расставить все точки и убрать недосказанность — а вместо этого львиную долю повествования мы плывем-плывем-скучаем-страдаем-мечемся-плывем. Сюжет развивается со скоростью больной черепахи, и порой персонажи ведут себя... как-то по-детски, что ли. Не айс, однако.

А еще смерть Шута и его воскрешение... вот нафига? Давайте уж тогда и Волка воскресим. И Чивэла заодно... того, который принц — пусть Пейшенс порадуется. Признаться, не люблю такие вот «волшебные воскрешения», тем паче, особого смысла в этом финте ушами не было — Шут покинул своего Изменяющего, и лично мне было бы куда понятнее, если бы Фитц передал то, что оставалось его другом, каменному дракону. Или просто оставил все, как есть. Ночного Волка отпустил без особых проблем, Баррича — тоже, а как Шут — так все, плюем на законы мироздания...

В общем, может, кому-то и понравится, но по мне — ванильно-розовый хэппи-энд не всегда является лучшим решением. Можно оставить намеки, упомянуть вскользь, но прямым текстом перечислять все блага жизненные, свалившиеся на голову нашего многострадального ассасина? Как-то это уж очень... не очень.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх