FantLab ru

Анатолий Бритиков «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра»

Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра

Монография, год

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:8
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Монография посвящена глубокому изучению научной фантастики как оригинального и многогранного феномена культуры. Основная цель этой работы – выявление специфики НФ, рассматриваемой как особый тип отношения к действительности, раскрытие её связей с научным и художественным познанием, с общественно-историческими процессами. В центре авторского внимания такие вопросы, как природа и поэтика фантастической идеи, место и роль научной фантастики в общем литературном потоке и искусстве в целом со времени её зарождения до начала 90-х годов двадцатого века. Свои выводы автор формулирует, используя труды основоположников и классиков НФ – Ж. Верна, Г. Уэллса, И. Ефремова и других, мастеров реалистической прозы, а также, полемизируя с некоторыми критическими работами. Текст монографии дополняет обширная библиография, включающая более четырех тысяч позиций.

Примечание:


В 2005 году вышло из печати «Издание второе, исправленное и дополненное».

Рецензии на 1-е издание (информация представлена Л. Смирновым): В.Владимирский. Пока не кончилось время // Питерbооk (СПб.), 2000, № 12; С.Соболев // Семечки (Липецк), 2001, № 2; Л.Смирнов. В поисках издателя // Питерbооk (СПб.), 2002, № 2.

Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 2001 // Публицистика

лауреат
Странник, 2001 // Критика (публицистика)

лауреат
АБС-премия, 2001 // Критика и публицистика

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2001 // Критика / публицистика


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра
2000 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

А.Ф.Бритиков «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра». СПб. Творческий центр «Борей-Арт». 2000. 404 стр. 100 экз.

В посмертно изданной монографии доктора филологических наук Анатолия Федоровича Бритикова (1926-1996) рассматривается генезис отечественной научной фантастики: от повального увлечения приключенческими романами в середине XIX века — к удивительным изобретениям 1920-х годов, от космических полетов 1950-60-х — к возвращению на Землю и социальным проблемам, к исследованиям человеческой души (1970-80-е гг.). Первая книга Бритикова, «Русский-советский научно-фантастический роман», вышла в Ленинграде в 1970 году тиражом 9 т.э. и давно уже стала библиографической редкостью. Рецензируемая работа в редкость превратилась моментально — заявленный тираж всего 100 экз.

Корни отечественной научной фантастики — не только в мифологии и народных сказках. По мнению А.Ф.Бритикова, отечественная научно-фантастическая литература не могла состояться без таких классиков, как Жюль Верн и Герберт Уэллс, влиянию которых на российских авторов посвящены отдельные главы монографии («В восприятии реалиста. Жюль Верн и Лев Толстой», «Герберт Джордж Уэллс и Россия»). Бритиков вообще весь жанр научной фантастики выводит из романов Жюля Верна, герои которого именно с помощью науки целенаправленно изменяют и улучшают окружающий мир. И только Г.Уэллс начал размышлять о том, что не всегда изменение мира ведет к его улучшению. Вот эти две составляющие — неисправимый оптимизм техноромантиков и здоровый скептицизм реалистов — надолго определили развитие всей научной фантастики ХХ века. Бритиков показывает, что в конце XIX — начале ХХ вв. тиражи книг Верна и Уэллса в России сравнялись и даже превысили количество изданий в Англии и во Франции.

Одной из важнейших особенностей нф-произведения А.Ф.Бритиков считает то обстоятельство, что героем научно-фантастического произведения зачастую выступает научная идея или гипотеза, тогда как в литературе реалистической героем выступает человек. Именно этим обстоятельством Бритиков объясняет, почему литературоведение игнорирует нф-литературу, ведь фантастику невозможно обсуждать с точки зрения чисто художественной литературы.

Интересно сравнивать взгляды наших мэтров фантастиковедения: Например, Всеволод Ревич в книге «Перекресток утопий» чихвостил Александра Беляева за нарушение моральных норм, а Анатолий Бритиков превозносит классика за здравый научно-технический подход и популяризацию жанра. Вот так и встретились два мнения, два разных подхода, хотя оба филфаки закончили.

Дополняет монографию обширная библиография (более четырех тысяч пунктов!) фантастических произведений и критических статей, опубликованных в книгах и периодике за двадцать лет, с 1968 по 1987 гг. Примечательно, что предыдущая библиография , охватывающая полувековой период, с 1917 по 1967 гг., насчитывала немногим более восьми сотен позиций.

Сейчас ежемесячная текущая библиография фантастики насчитывает сотню изданий. Жаль только, что фундаментальных исследований, подобных этому, ждать больше не приходится.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2011 г.

Великолепная, в высшей степени оригинальная работа. Ее можно отнести к «философскому» литературоведению. По глубине теоретического анализа эта монография сравнима с лучшими лемовскими эссе о литературе, но предмет ее исследования лежит в иной плоскости. Бритикова, прежде всего, интересует природа, самобытная сущность научной фантастики и её идей. Как мне кажется, он пытается рационально и доказательно ответить, в числе прочего, на такой вопрос: а почему НФ так привлекательна и для читателей и для авторов, причем, не только фантастики. Недаром целая глава монографии посвящена разбору отношения Л. Толстого к романам Ж. Верна. Бритиков анализирует закономерности развития НФ, соотнося их с общественными и культурными течениями. Его взгляд на предмет гораздо более оптимистичен, чем у того же Лема. Может быть, это потому, что он рассматривает лучшие произведения. (Кстати, Бритиков упоминает, что и в обычной «бытовой литературе» процент выдающихся произведений ничуть не выше, чем в НФ.) Уже из названия этой работы следует, что речь в ней идет, в основном, о классиках. И всё же немного жаль, что автор очень мало уделил внимания произведениям, написанным после 1970-го года.

Эта книга настоятельно рекомендуется всем истинным ценителям НФ, да и просто хорошей литературы. (Благодаря Интернету рекомендация вполне серьезная, не смотря на символический тираж официального издания.)

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2008 г.

А не прееиздать ли нам ее?

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу