fantlab ru

Антуан де Сент-Экзюпери «Военный лётчик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Военный лётчик

Pilote de guerre

Другие названия: Flight to Arras

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

За три недели из двадцати трёх экипажей в авиагруппе дальней разведки 2/33 осталось только три экипажа. Майор Алиас выдаёт экипажу капитана Экзюпери и лейтенанта Дютертра заведомо безнадёжное задание. Курс к французскому городу Аррасу, обстановку в котором необходимо разведать, пролегает через Альбер, небо которого непрерывно патрулируют три звена немецких истребителей...

Примечание:

Начат в декабре 1941 года в Нью-Йорке. В феврале 1942 года в США выходит американское издание книги под названием «Flight to Arras». В том же году книга выходит во Франции в издательстве Галлимара. По требованию оккупационных властей это издание было запрещено. В 1943 году в Лионе участники движения Сопротивления осуществили подпольное издание книги.

(c) Р. Грачев.

Посвящение: Майору Алиасу, всем моим товарищам по авиагруппе дальней разведки 2/33; и прежде всего штурману капитану Моро и штурманам лейтенантам Азамбру и Дютертру, вместе с которыми во время войны 1939-1940 годов я поочередно вылетал на боевые задания и которым до конца жизни я остаюсь верным другом.



Сочинения
1964 г.
Планета людей
1973 г.
Планета людей
1976 г.
Военный летчик
1977 г.
Избранное
1977 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1980 г.
Планета людей
1980 г.
Повести, рассказы, сказки
1981 г.
Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и стихии
1983 г.
Военный летчик
1985 г.
Избранное
1987 г.
Маленький принц. Планета людей. Военный летчик
1988 г.
Маленький принц
1992 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1997 г.
Сочинения
2000 г.
Планета людей
2001 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1
2002 г.
Военный летчик. Маленький принц
2003 г.
Ночной полет. Южный почтовый. Маленький принц. Планета людей. Военный летчик
2003 г.
Планета людей
2003 г.
Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Маленький принц. Цитадель
2003 г.
Маленький принц
2004 г.
Маленький принц. Планета людей
2005 г.
Планета людей
2006 г.
Маленький принц
2007 г.
Маленький принц
2007 г.
Маленький принц
2007 г.
Маленький принц
2008 г.
Планета людей
2008 г.
Военный летчик
2009 г.
Военный летчик
2010 г.
Планета людей
2015 г.
Маленький принц
2015 г.
Маленький принц
2019 г.
Планета людей
2019 г.
Планета людей
2019 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2019 г.
Ночной полет
2019 г.
Военный летчик
2020 г.
Маленький принц
2020 г.
Маленький принц. Ночной полет. Планета людей и другие истории
2020 г.
Малое собрание сочинений
2020 г.
Ночной полет. Военный летчик
2021 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2022 г.

Периодика:

Наука и жизнь № 5, 2016
2016 г.

Аудиокниги:

Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Flight to Arras
1942 г.
(английский)
Pilote de guerre
1942 г.
(французский)
Antoine de Saint-Exupery. Oeuvres
1967 г.
(французский)
Flight to Arras
1969 г.
(английский)
Pilote de guerre
1994 г.
(французский)
Pilote de Guerre. Vol de Nuit
2001 г.
(французский)
Pilote de guerre
2009 г.
(французский)
Pilote de Guerre
2010 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал сборник повестей и романов Сент-Экзюпери. И если Ночной полет и Южный почтовый, оставили после себя среднее впечатление, то Военный летчик по-настоящему разочаровал.

Вначале романа (все-таки судя по объему это роман), автор в фирменном стиле описывает будни летчиков, войну, как он ее видел. По сюжету экипаж капитана Сэнт-Экзюпери отправляют на самоубийственное задание — пролететь на малой высоте над позициями противника и заснять их расположение. По ходу дела, автор от первого лица делится своими мыслями насчет войны, её дурости и необходимости. Сочно и красочно описывает будни летчиков, объясняет почему военная машина Франции такая неповоротливая и медленная. По сути это все представляет собой антивоенный манифест, с которым сложно не согласится. Особое внимание уделяет месту человека на войне, в государственной военной машине. Описываются судьбы простых крестьян, рабочих и беженцев. Обьясняет почему люди обрекают себя на смерть, когда эвакуируются и покидают родные места, при этом не имея никакой уверенности в завтрашнем дне.

А потом автора понесло в дебри философии, теологии и метафизики. Было такое чувство, что сказалось кислородное голодание на высоте десяти тысяч километров. Все смешалось в какую то непонятную Философскую конструкцию, с огромными непонятными размышлениями О Боге, Человеке, Общности, Обществе. Данные рассуждения в контексте произведения показались откровенно бредовыми и ничем не обоснованными.

В итоге последняя треть романа не понравилась, и испортила все впечатление от книги. Не знаю, может я такой ограниченный и не смог рассмотреть авторского слова, за абстрактными словестными конструктами, но тут уж увольте. Дочитывал я уже через абзац или два, и после этого произведения понял, что Антуан де Сент-Экзюпери для меня навсегда останется автором только одной книги.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во все книги Антуан вложил безмерную любовь к жизни. Он упорно стремился понять свое время, потому что чувствовал ответственность за все человечество. Когда началась война Сент-Экзюпери назначили инструктором, однако он стремился к действию — он хотел летать и добился звания разведчика, делал аэрофотосъемку. С высоты он видел весь трагизм чудовищной катастрофы. Для этого он и хотел воевать, чтобы рассказать правду о войне. И он написал книгу которая в те трудные времена помогла Франции вернуть уважение ее друзей. Антуан верил в человека и с оптимизмом смотрел в будущее. Он знал — фашизм задохнется. В романе автор говорит, что сведения сбором которых он занимался ничего не значили, но книга, которую он сочинил во время полетов спасла культуру Европы и цивилизованный мир. Общая борьба с врагом, как и предрекал Сент-Экзюпери вернула людям утраченные ценности.

Антуан летал на высоте 10.000 метров, при температуре -50, когда замерзают приборы, и ощущал на себе огонь, когда по нему стреляли со всех орудий при снижении. Он бесстрашно бросал себя в самую гущу событий.

Увлекательный, удивительный роман! Литературный памятник. Но если не знакомы с творчеством Антуана, лучше начинать с «Планеты людей», «Южного почтового» и «Маленького принца».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каждый отвечает за всех. Отвечает только каждый в отдельности. Только каждый в отдельности отвечает за всех. Я впервые постигаю одну из тайн религии, породившей духовную культуру, которую я считаю своей: «Принять на себя бремя грехов человеческих…» И каждый принимает на себя бремя всех грехов всех людей.

Всего один полет, один почти безнадёжный боевой вылет может перевернуть всё внутри человека. Окрасить смыслом этот мир, и эту жизнь, и этого человека.

Философия Экзюпери: философия общности, единства, родства ростка с деревом, камня с Собором, частички — с целым, — не может оставить равнодушным. Безграничная вера трогает за душу, тянет за собой, заставляет расти.

Но высшего и наиболее полного выражения она достигла в «Цитадели». И после неё читать «Военного летчика» было как будто взглянуть на черновик, на то, с чего начиналось — познавательно, но того чувства откровения, которое обязательно возникло бы, если б это было единственное произведение, я не почувствовала.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В повести Экзюпери описывает вылет на разведывательном самолёте над оккупированной Францией. Никаких надежд на возвращение не было — в полётном задании имелись участки, круглосуточно патрулируемые немецкими истребителями. Разведчик вылетал без сопровождения, оборонял самолёт только стрелок. К счастью, шесть истребителей увязавшихся за разведчиком, не смогли его догнать на большой высоте. В обратный путь они летели уже на низкой высоте, фотографируя и наблюдая глазами происходящее на земле, а также привлекая на себя зенитную артиллерию. Опять же чудом их самолёт, хоть и изрешечённый, возвращается на базу.

По ходу полёта Экзюпери рассказывает о беженцах, переполнивших дороги, о неразберихе в командовании, о безнадёжном сопротивлении фашистским оккупантам, которые превосходят французов и по техническому оснащению и по организованности. Мысли капитана самолёта прерываются будничными репликами штурмана, который то просит добавить кислорода в дыхательные маски, то снизить высоту, что не так то просто сделать, т.к. педали на большой высоте просто примёрзли.

После успешного выполнения задания экипаж на время забывается в простых земных радостях — местный фермер зовёт их в гости на вино и колбасу из только что заколотой свиньи.

А вот дальше автор начал сыпать пафосными речами о Боге, Посланцах, Человеке, Смирении, Коллективе, Общности, Гуманизме, Равенстве и прочих словах с заглавной буквы. Возможно эти размышления были бы неплохой проповедью для прихожан местной церкви, мотивирующих не отчаиваться и продолжать сопротивление, т.к. главное в этой речи, видимо, не смысл, а интонация. Я же смысл если и уловил, то лишь на уровне интуиции, потому что тяжело понять такое количество перемежающихся между собой слов с заглавной буквы — каждое из этих слов в этой речи должно означать что-то большее, чем ими привыкли обозначать. Вот эта концовка испортила всё впечатление от повести, т.к. я привык к Экзюпери, умеющему выражать свои мысли на конкретных жизненных примерах, а не посредством обильного и донельзя абстрактного пафоса.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх