fantlab ru

Эрнст Юнгер «Стеклянные пчёлы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
31
Моя оценка:
-

подробнее

Стеклянные пчёлы

Gläserne Bienen

Роман, год

Аннотация:

«Стеклянные пчёлы» (1957) — пожалуй, самый необычный роман Юнгера, написанным на стыке жанров утопии и антиутопии. Общество технологического прогресса и торжество искусственного интеллекта, роботы, заменяющие человека на производстве, развитие виртуальной реальности и комфортное существование. За это «благополучие» людям приходится платить одиночеством, и утратой личной свободы и неподконтрольности. Таков мир, в котором живет герой романа — отставной ротмистр Рихард, пытающийся получить работу на фабрике по производству наделенных интеллектом роботов-лилипутов некоего Дзаппарони — изощренного любителя экспериментов, желающего превзойти главного творца — природу. Быть может, человечество сбилось с пути и совершенство технологий лишь кажущееся благо?


Стеклянные пчелы
2019 г.
Стеклянные пчелы
2021 г.
Гелиополь. Стеклянные пчелы
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Скляні бджоли
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как отмечено рецензентами выше, вселенная, смоделированная Эрнстом Юнгером в произведении «Стеклянные пчелы», не играет существенной роли в процессе повествования. Отдельные ее фрагменты символизируют аспекты жизни, современной автору; главным же образом она образует пространство для критики актуальной исторической действительности.

Стратегия критики, между тем, не является цельной. Освещаются проблемы невстраиваемости человека в реалии современности, крушения всего, что даровало чувство стабильности. Ротмистр Рихард, главный герой романа, сетует на то, что Монтерону, – авторитетному преподавателю периода его обучения в военной школе, – жизнь давалась проще, поскольку ее порядок не нарушался новейшими веяниями, аннулирующими любую устойчивость. Этакое противопоставление эпох модерна и постмодерна.

Испытывая затруднения в адаптации к новым реалиям, Рихард, вместе с тем, с достаточной непринужденностью подвергает современность критике, конструируя систему бинарных оппозиций: мужество противопоставляется трусости, подлинная жизни – бюрократии. Наконец, «самосознание суверенной личности» противопоставляется добровольному, но безотчетному приспособлению к сиюминутным требованиям социального порядка. Автором не фиксируется принципиальный трагизм, присущий истории или человечеству: лишь подсвечиваются фатальные изменения действительности. Истоки же данной трансформации (если, конечно, мы не принимаем за них динамику технологического развития) не раскрываются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

На последних страницах в произведение вводится участник исторического семинара, который, как выясняется, и передал нам случай Ротмистра Рихарда – одного из многочисленных докладчиков, повествующих о перипетиях своего жизненного пути. «Рассказчик», предупреждая критику, сообщает: «На историческом семинаре никто не предлагал никаких решений, а если и пытался, они не удовлетворяли». Тем самым Юнгером провозглашается сознательный отказ от вразумительного анализа: автор лишь фиксирует ощущение исторической неизбежности. Однако и оно не получает должного раскрытия.

Допустимо рассуждение о том, что хотел высказать автор: на что сетовал, о чем предупреждал. Однако самому ему донести это сообщение в цельном виде не удалось.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — воспоминание. Эта книга — ода разрушенных надежд. Эта книга о нестаром еще человеке, который пытается найти себя в изменившемся мире и не находит. Эта книга о человеке, который настолько ничего не добился в жизни, что все самое интересное происходило с ним либо в детстве, либо вовсе не с ним. Так что эта книга — как его жизнь.

Главный герой, как и автор книги, в прошлом — военный. Он начал свой путь в кавалерии, искренне любит лошадей и все с ними связанное. Но ему не посчастливилось жить во времена перемен и технического прогресса, и все его лошади, вместе с кавалерией, канули в небытие. На некоторое время гг заменил лошадок танками, но и это прошло, и вот он без работы, без денег и почти без друзей, со старомодными установками и взглядами на жизнь, вынужден проходить собеседование у технического гения современности.

Сюжет обещает быть интересным сочетанием утопии и антиутопии, но обещание так и остаётся невыполненным. Технический прогресс, миниатюрные механизмы, химический синтез пчелиного мёда и совершенные человекоподобные роботы, практически андроиды, здесь не основа сюжета, а всего лишь фон. И даже главного героя здесь сложно назвать главным героем, потому что речь не о нем, не об отдельном человеке, но об обществе в целом.

Не знаю, хотел ли Юнгер написать фантастический роман и заболтался, или это была изначальная задумка — прикрыть вуалью фантастики рассуждения о социальных трансформациях общества, но вышло то, что вышло. Получились печальные мемуары целого поколения, рассказанные одним человеком.

Эта книга — трагедия работоспособного сильного поколения людей, которые оказались не нужны своей стране и своему времени. Они устарели, не успев состариться. Их твердые жизненные принципы оказались недостаточно гибкими, чтобы измениться вместе с действительностью. Только настоящие гении смогли найти себе новое место, остальных же выкинуло на обочину истории. Блестящие молодые люди, они превратились в посредственную серость на незначительных местах.

Но вот вопрос: в чем именно трагедия? В том, что не нашли себя эти конкретные лица, или в том, что все остальное общество перестроилось? Стало ли человечество в целом лучше с пришествием прогресса? Не уверена, что у Юнгера был ответ. И спустя почти 100 лет его точно нет у меня.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текст просто впечатляет. Автор по-настоящему мастер слова. Великолепный подбор слов, аккуратные и легко читаемые предложения, логичные и точные абзацы. Однако, с точки зрения фантастики, идея неплохая, но практически не раскрыта, ибо автора интересовала не утопия, как таковая, а воспоминания о своем или чужом детстве, психологические переживания и эмоции. Вполне реалистичная книга, во многом поучительная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Годы, словно гости, проходили по его ковру и понемногу стирали рисунок.

Эрнст Юнгер -- Стеклянные пчелы

Итак, о пчелках. Середина прошлого века. Бывший воин первой мировой и астурийской гражданской (это и некоторые другие детали заставляют подозревать, что дело происходит в альтернативной реальности), легкий кавалерист, половину книжки безупречным стилем, порой афористично, сетует на свою нынешнюю никчемность, на преуспеяние пронырливых и недостойных, на огрубевание нравов и времен, и на отсутствие впереди чего-то хорошего. Потом возникают собственно стеклянные пчелы, изделия тамошнего, альтернативного Илона Маска

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и отрезанные уши!)
, читатель вправе ждать жестокой схватки или, на худой конец, жуткого порабощения... но — нет. Опять немножко сетований (даже немного неловко за бравого мущину) и благополучный — ну хоть что-то светлое — конец. Любители хорошего слога, почитатели автора (богатой судьбы человека) и искатели афоризмов внакладе не останутся, многим же в этом романе делать нечего.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх