Чингиз Айтматов «Плаха»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Религиозное (Христианство )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век | Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых | Для взрослых
Главный герой романа Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Наивный Авдий воспринимает мир только через «свет добра» и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху.
В произведение входит:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— журнал «Новый Мир № 6 1986», 1986 г.
— журнал «Новый Мир № 8 1986», 1986 г.
— журнал «Новый Мир № 9 1986», 1986 г.
— журнал «Роман-газета, 1987, № 11-12», 1987 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dan-Master, 7 августа 2008 г.
«Плаха» — роман символ эпохи. Подобные романы рождаются на переломе времен, когда время ломает старые стереотипы, а до создания новых, еще десятилетия, и копившееся под спудом в течении долгих лет вырывается подобно потоку пара из гейзера. Плаха, первый роман в советском союзе о проблемах наркомани, о том что она вообще в Союзе есть. Роман о тонкой грани отделяющей человека от зверя. Роман о наивном «белом» рыцаре — современном Дон Кихоте, о жизни с двойным, тройным и черт знает каким дном.
К сожалению, перечитывая роман сейчас, уже не ощущаешь того эффекта как в конце восьмедисятых, в то время это был шок, время изменилось, изменились мы. Однако, по моему скромному мнению — «Плаху» нужно обязательно прочитать, прочитать, что бы вспомнить о былой стране, о времени которое было и ..... стать мудрее и чище.
strannik102, 19 августа 2016 г.
Об этом романе Чингиза Айтматова слышал столько раз, что давно уже нужно было его прочитать. Однако только сейчас волевым усилием ситуация изменилась решительно и окончательно.
Как мне показалось, у этой книги явная двойственная, а может быть и тройственная природа.
При всей своей художественности она настолько публицистична, что неизвестно, какое начало выражено более сильно и ярко. И когда читаешь строки, наполненные картинами природы или исполненные из нутра волчьих личностей, то обеими руками голосуешь за художественное начало романа. Но затем идут наполненные страстью и страданием строки и страницы о бедняге несостоявшемся мессии, и острая социальная направленность выпирает явственным жёстким рельефным костяком, а потом идут наполненные глубокой историей картины суда Понтия Пилата над Иисусом назарянином, и с изумлением понимаешь, что находишься внутри исторического повествования. А потом опять идут горькие публицистические рассуждения и призывы и возгласы и вскрики автора о бедстве наркотиков, и тут же горькие картины разрушения природной основы своего существования самим человеком...
А сила авторского дарования такова, что при чтении страниц с горькой судьбой двух смертельно ужаленных людьми волков осознаёшь, что готов сам вступить в волчью стаю и встать плечом к плечу с этими двумя лохматыми в их праведной гневной борьбе со своими обидчиками. А при чтении страниц, повествующих о двух нелепых попытках ищущего своего бога Авдия переломить сложившийся людской наркотический транс и вернуть в колею человеческой обыкновенной судьбы отщепенцев и законченных преступников — попытках беспомощных и потому совершенно безнадёжных — при чтении этих страниц конечно же сочувствуешь бедняге Авдию. Но когда проживаешь куски жизни вместе с овцеводом Бостоном, то тут уже понимаешь, что и сам уже готов вместе с ним выйти на смертный бой с сошедшими с ума Акбарой и Ташчайнаром, и сам готов вместе с Бостоном расколотить об дурацкую пьяную башку сволочи Базарбая бутылку шампанского...
Понятно, что книга практически полностью принадлежит своему времени — середине 80-х. И понятно, что действительность во много превзошла горькие предвидения Айтматова — и по наркотическому направлению, и по морально-волевому износу современного общества, и по экологическим линиям повествования...
Однако нельзя утверждать, что роман устарел — его строки и страницы по-прежнему кровавят души и ранят сердца, а значит книгу рано списывать со счетов и ставить на запасные полки.
XYZ, 7 сентября 2008 г.
«Плаха»-шедевр, по-моему, незаслуженно мало известный... Одной из сюжетом, действительно напоминающий «мастера и Маргариту» и при всей моей любви к Булгакову, могу заметить, что написано очень самобытно и совсем не слабее.., в общем описать это трудно, лучше один раз прочесть!
Phelias, 12 августа 2021 г.
Это роман о несправедливости. Текст очень ёмкий, но читается легко. Депрессивная вещь с плохим концом, где будет горько и печально. Но оно того стоит, поверьте.
Podebrad, 20 июля 2014 г.
«Плахе» не слишком повезло. Сильный, сложный, трагический роман написан на самом переломе эпох. Это обеспечило ему шумный короткий успех и долгое полузабвение. Когда книга создавалась, многие её страницы едва-едва могли бы протиснуться через цензуру, да и то благодаря имени автора. Спустя 7-8 лет проблемы минувшей эпохи перестали вызывать интерес. Дискуссии о способах хозрасчёта утратили смысл, наркоторговцы перешли к промышленным методам работы, организация барских охот перестала быть делом кустарей.
Остаётся философия. Здесь её больше, чем в любой книге Айтматова, больше, чем в «Буранном полустанке» и не слишком удачном романе «Тавро Кассандры». Но и философия, выстраданная автором, теперь выглядит устаревшей, что ли. Другая эпоха. И чем выше установлена планка, тем менее убедительными кажутся рассуждения. Самым неудачным мне представляется эпизод с Пилатом. Точно так же в «Буранном полустанке», исключительно сильной книге, сцены совместной космической экспедиции получились на удивление слабыми и беспомощными.
Но всё это придирки к действительно великому писателю. С точки зрения психологии, языка, эмоционального воздействия «Плаха» великолепна, как почти все книги Айтматова. Потрясают трагедии Авдия Каллистратова, Бостона и его семьи, волчицы Акбары. Особенно, как ни странно в этом признаваться, надрывает душу история Акбары. Кажется, вольные или невольные издевательства людей над могучим зверем — издевательства над всем живым миром Земли, к которому и мы сами, вообще-то, принадлежим.
kvv, 11 января 2012 г.
Сильная, впечатлющая книга. В сюжете развито две линии — одна повествует про жестокость людей, другая — про человечность животных.
etoneyava, 14 июля 2008 г.
Благодаря этому роману завязалась самая большая моя дружба, затянувшаяся уже на двадцать лет... Мы были совершенно разными людьми, с чудовищно различным воспитанием и темпераментом, но... случайно затеянный разговор на тему «Плахи» сблизил нас неожиданно и прочно. А всё прочее — суета сует...
alex-fan, 20 марта 2012 г.
Долго не мог решиться взяться за прочтение этого романа, а если брался, то не мог осилить и половины. Видимо, в силу возраста. Однако время настало! Действительно, перед началом прочтения необходимо запастись терпением. Текст тяжёл: большое количество описаний, не очень динамичный сюжет. Самое же тяжёлое то, что роман большей частью дарит читателю негативные эмоции.
Автор показывает насколько мир несправедлив, насколько разрушительным может быть человеческое невежество! И несомненно роман необходимо рекомендовать для прочтения, он заставляет задуматься над своими поступками, над человеческим пороками и пороками общества. Но пороков этих настолько много, что показать их в одном романе просто невозможно! Но Айтматов попытался. Через всё повествование можно провести линию, характеризуемую страшным словосочетанием — жажда наживы, человек ради денег готов убить, преступить закон, нарушить свои моральные принципы. Ни капли уважения к другим и окружающей природе. Хорошо, что в любом обществе найдутся такие люди, как Авдий и Бостон, способные помешать деградации общества. Однако это меньшинство, которое не силах чтобы то ни было изменить. Через человеческие пороки Айтматов показывает, каким действительно должно быть общество: гуманным, справедливым, неизменным духовным ценностям. Где-то человечеству стоит брать пример с природы, волки в романе, порой, представляются даже более разумными, чем люди.
Роман заставляет серьёзно задуматься, при этом оставаясь в меру интересным и неординарным! Лучшей оценки для такого непростого романа, пожалуй, не найти!
Julia74, 8 февраля 2014 г.
Несмотря на тяжелый язык и очень мрачный сюжет, роман запоминается надолго. Лично меня впечатлила сцена сбора конопляной пыльцы — самого ценного наркотика. Подобный метод описывается в романе Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Но от «Мастера и Маргариты» здесь нет ничего. Нельзя сравнивать этот тяжелый, реалистичный до боли роман с красивой, изящной и мудрой вещью Булгакова. Просто два совершенно разных по стилю писателя сотворили одинаковые по силе и духу произведения.
Stalk-74, 12 января 2023 г.
Программное произведение, явно задуманное как веха советской литературы. И, вроде бы, роман соответствует расставленным вешкам. Здесь есть и философия, и теология, и психология, и социалистический реализм. И. будь он написан в пятидесятые-шестидесятые годы, значимость его была бы сродни «Мастеру и Маргарите».
Но это перестроечное произведение. Со всеми вытекающими — от зарисовок собиральщиков конопли до партократических палок в колеса экономическому развитию.
Раздел страстей по Авдею — самый живой. Но зачем очередная беллетристика кльминации евангелия. Тем более, что она вполне каноническая и непрофессиональная. Не назвали иудеи Иисуса Христом — это позднее греческое имя (тот же булгаковский Иешуа, аналогия с которым видна сразу — куда более качественный с разных точек зрения текст).
Разделы про разных персонажей (волки, Авдей, седьмой, Бостон, Иисус) сюжетно сшиты, но достаточно грубо. Если уже брать тему волков, то у Джека Лондона (Белый Клык) эти переходы показательно выше (сначала люди, потом волки с акцентом на волчицу плавно переходят в жищнебедствия волчонка).
Роман Айтматова даже поначалу чуть ли канонизировали наряду с фильмом «Покаяние» — разгоралась перестройка. Но дальше оно таки отошло немножко вглубь, Конечно, его не забыли, но заслонили другими.
vaz-1987, 24 сентября 2018 г.
Запрещенный прием! Вот какая мысль вертелась у меня в голове, когда я сквозь слезы дочитывал последние страницы «Плахи». Но обо всем по порядку.
С первых страниц мне не понравилось. Я люблю «волчью прозу» Джека Лондона, но первые сцены жизни волчьей семьи показались мне нудными. Эпопея с журналистским расследованием и «хождением в народ» Авдия Каллистратова — вымученными и наивными. Я начал расстраиваться, поскольку «зрелый» роман Айтматова нравился мне все меньше его ранних произведений. Очень топорно и просто написанный роман. Разваливается на отдельные куски. Кажется будто зрелый Айтматов как ментор хочет проповедовать и изобличать. Весь роман можно представить в виде перечня проблем, которые волнуют автора: 1. завоевание прогрессивным человечеством дикой природы и его негативные аспекты, 2. наркодобыча, наркоторговля и растление молодежи, 3. богоискательство и проблема веры в современном обществе, 4. болгарское и грузинское хоровое пение, 5. Апокриф о жизни Иисуса Христа: проблема добра и зла в человеческих поступках, 6. Хозяйственный уклад против партийного крючкотворства. Роман выглядит очень назидательно и вместе с тем непрофессионально что ли. Нелепый Авдий, нелепые поступки. Нудная и не особо содержательная глава про Пилата и Христа. Нелепая параллель между разговором Авдия с Гришаном с допросом у Пилата. Столь же нелепое распятие. При этом довольно примитивная нравственная и философская составляющая. Только страдания волчьей семьи резкими молниями пронизывали это облако прозы.
И тут наступила третья часть. Традиционная, киргизская. Есть идеал человека в лице Бостона Уркунчиева. Есть порок в лице Базарбая. Но такое, опять же топорное и примитивное противопоставление не мешает восприятию. На своей национальной почве Айтматов становится глубок и выразителен. Семья волков становится семьей читателя. Я растерял способность говорить много о переживаниях и внутреннем мире. Однако именно эта часть романа трогает душу, вернее дерет ее волчьими когтями. Осложняющим обстоятельством стало то, что я — молодой отец, наблюдающий жизнь двухлетнего сына. Запрещенный прием — это гибель животных и детей. Не посмею я теперь сказать, что меня не тронула эта книга. Айтматов — писатель горных аилов и степных чабанов, но с этим материалом он работает мастерски. Метафорическая плаха ожидает читателя в самом конце. Бостон расплачивается жизнью сына и своей. Читатель — слезами и эмоциями. Не думаю, что наказание Бостона справедливо. Это скорее расплата всего человечества. Не уверен, что это справедливый и умный ход для автора. Но в данном случае чувства затмевают разум.
george1109, 15 апреля 2012 г.
Текст по-айтматовски тяжел и по-перестроечному негативен. По-перестроечному же принципу в него намешано все, что можно. Любили в те годы так самовыражаться. Но подавляющее большинство романов и фильмов того времени благополучно кануло в лету, а «Плаха» — осталась. Вряд ли надолго, как самостоятельное художественное произведение. Но в роли иллюстрации литературы эпохи заката развитого социализма специалисты будут изучать ее еще долго. Да и свой читатель у нее пропадет не скоро. Хотя, безусловно, его с каждым годом будет все меньше и меньше.
Giunter, 6 мая 2010 г.
Даа, давненько не читал такой песимистической вещи :frown:. Две бесмысленно трагические судьбы. Если Авдий пострадал от наивной глупости, то Бостон вообще стал жертвой случайных обстоятельств. А разная сволочь осталась победителем. Даже Базарбая толпа посчитает невинной жертвой.
Heechee, 6 апреля 2009 г.
Тяжелое произведение. Помню его задали читать по литературе, еще в школе. Для меня оно было неожиданностью. Эта боль, переживания...этот мир, наш мир каков он есть. Настолько продуманное все, философски обоснованное. Эта грань между болью и восхищение. Великолепно, бесподобно.
андрос, 18 ноября 2008 г.
Что касается основной мысли произведения, то в романе ощущается, на мой взгляд, какая-то вторичность. Как будто это всё уже было, но здесь изложено в порядке упрощённой аннотации, ну, или сценария по ранее написанной кем-то книге. Потом, вся картина модных тогда сборщиков анаши настолько бутафорская, что гадаешь: то ли автор знаком понаслышке с этим явлением, то ли устроил сам себе жёсткую цензуру.
К положительным моментам хочется отнести описание степи, животных, волков — то, что автор явно наблюдал сам и смог описать это достойным образом.
И всё же при прочтении не покидает ощущение, что книга эта из разряда написанных к очередной и модной теме (зарождающейся наркомании), которую автор, не удосужившись как следует изучить, поспешил избрать фоном для центральной идеи. Сама же эта идея, по моему, не облечена в достойный эмоциональный колорит с какими бы то ни было новыми или хотя бы искренне прочувствованными красками.