FantLab ru

Ханну Райаниеми «Страна вечного лета»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Голосов:
121
Моя оценка:
-

подробнее

Страна вечного лета

Summerland

Роман, год

Аннотация:

Потери — в прошлом. Убийства устарели. Смерть — только начало.

В 1938 году смерти больше не боятся, её эксплуатируют. С момента открытия жизни после смерти Британская империя вобрала в свои пределы Летоземье, метрополис для недавно умерших.

Но Британия — не единственный претендент на власть в этой жизни и в следующей. У Советов есть шпионы в Летоземье и технологии, чтобы построить собственного бога.

Агент MI6 Рэйчел Уайт вышла на след одного из советских кротов, и теперь компромат ставит под угрозу всю её с трудом выстроенную карьеру. У шпиона есть высокопоставленные друзья, и чтобы задержать его, ей придётся играть не по правилам.

Но как поймать человека, который уже мёртв?

© Перевод аннотации skein

В произведение входит:

6.67 (3)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2018 // Лучшее произведение крупной формы

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Финляндия/Великобритания; перевод с английского)

Похожие произведения:

 

 


Страна вечного лета
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Summerland
2018 г.
(английский)
Summerland
2018 г.
(английский)
Summerland
2018 г.
(английский)
Summerland
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2u25244).

Вселенная «Летоземья» — причудливый гибрид дизельпанка и стимпанка, и с миром «Квантового вора» ее роднит лишь навязчивый аромат нуара: действие происходит в конце 1930-х, стартуя in medias res Большой Игры, которую ведут на международной арене Британская империя и Советский Союз. Наиболее удобным тестовым полигоном назревающей мировой войны, как и в нашем мире, стала гражданская война в Испании. Вас смущает нейтралитет Германии? Будем откровенны, если бы королева Виктория продолжала править Британией в ходе Первой мировой, то побежденным немцам даже условия Версальского договора показались бы сравнительно мягкими.

А именно это и случилось в мире «Летоземья», ведь вместо атомного распада и квантовой механики здешняя наука, в том числе военная, двинулась по иному пути, спиритические мечты Маркони, Конан Дойля, Теслы и Эдисона оказались провидческими, и загробная жизнь отныне доступна всем. Ну, почти всем. Тем, кто вписался в рынок и вытянул счастливый Билет. Но и этим отличникам меритократической подготовки приходится несладко, ведь заслуженная смерть — это лишь маленькая конфетка глубоко внутри исполинской многомерной обертки.

В «Академии и Империи» Айзека Азимова Дьюсем Барр уверяет посланца Академии Деверса, что за месяц скитаний по лабиринтам тренторианского мирогосударства клерков добиться аудиенции у Императора можно — если, конечно, хватит денег подкупить пэра Галактики, а Император за это время не надумает улететь на Летние Планеты, где он не принимает вообще никого. Королева Виктория Ханну Райяниеми навеки отбыла в Летоземье, но ничуть не утратила интереса к миру живых — как знать, вдруг в этом варианте реальности сборная Англии по футболу впервые преуспела бы в послематчевых пенальти на ЧМ раньше, нежели 3 июля 2018 года?

Хотя, думается, коллективное сознание советских сановных мертвецов во главе с Лениным, за которым явственно маячат контуры грубого прототипа Соборности, тоже не поскупилось бы на эмиссию магических банкнот. У советских шпионов интереса к британскому Летоземью не меньше, чем у русских хакеров — к цирковым репризам президента США.

Ну а Рэйчел Мур (Уайт), ногтями и каблуками пробившая себе дорогу по Зимней служебной лестнице поствикторианской разведки, осторожности ради оглядывается не только на премьера Г. Б. Уэста, но и на Бога. Вот только Господь Британской империи, над которой никогда не заходит солнце Лета, сильно отличается от Бога папы Тейяра, Бога товарища Эриха Ремарка или Бога грузинского православного диссидента Джугашвили. Этот Бог, к печали ницшеанцев, не только вполне себе жив, но и не гнушается пощечин общественному вкусу.

Учебный год Первой мировой войны позади, Германия раздавлена эктоплазменными танками, в Британии настали каникулы. Хотите, чтобы лето не кончалось? Будьте осторожны в своих желаниях.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С открытием Страны вечного лета загробный мир стал реальностью, обретя плоть из эктоплазмы и кровь из мыслеобразов. Эксперименты ученых Лоджа и Маркони, представленные публике Гербертом Уэстом, распахнули перед людьми врата новой эры, в которой Билет дает право на осмысленное посмертие. Основной сюжет разворачивается в хитросплетениях игр британских секретных служб, разделившихся на Зимнее и Летнее управления. Большая война с гансами закончилась сокрушительной победой благодаря эфирному оружию. Однако наступил 1938 год, Испания охвачена пожаром гражданской войны, Британия поддерживает Франко, Советский Союз под руководством Вечно Живого Ленина снабжает республиканцев, а раскольник Джугашвили со своими ячейками ведет борьбу с агентами НКВД.

Рэйчел Уайт, сотрудница контрразведки, получила от советского перебежчика имя хорошо законспирированного «крота» в Летнем управлении. Единственная проблема — он занимает слишком высокий пост, поэтому за упрямство Рэйчел отстранили от дел, переведя в финансовый отдел на скучную бумажную работу. После этого для нее стало делом чести вывести предателя на чистую воду. Патрик Блум, глава Иберийского отдела в Летнем управлении, долгое время умудрялся играть на обе стороны — и за Британию, и за Советы. Но после гибели куратора и угрозы разоблачения каждый шаг грозит ему гибелью, уже окончательной, без шансов достичь цели — влиться в сознание Вечно Живого. Несмотря на все различия, у Рэйчел и Патрика много общего. Они оба чужаки в своей среде. Рэйчел постоянно сражается со стереотипами о способностях женщин к серьезной работе, но все равно попадает в жернова родовых привилегий, где ее статус мельче песчинки. Патрик же разочарован банальной рутиной, в которую превратилась не только земная, но и загробная жизнь. Не желая становиться безвольным винтиком, он присоединяется к сети советских агентов.

Взяв некоторые общие принципы мироустройства из трилогии «Квантовой вор», Райаниеми перекомпилировал их для запуска на электрических терминалах с роторами и проводами. Долил эфирных технологий, легкомысленно начертил отражение фейриленда в массовом восприятии и разыграл шпионский спектакль в лучших традициях британских колледжей и клубов. На десерт — спящий Ктулху в Чистилище, увы, так и оставшийся за кадром в виде ответа к местной вариации парадокса Ферми. Получилось добротное и стильное чтение, в котором смиксованы альтернативная история, шпионский триллер, британская психологическая проза, городское фэнтези и пародия на сказки про фейри. Знатоки эпохи получат увлекательную шараду с отсылками, остальные читатели — нестандартную и атмосферную историю.

Моделируя сосуществование миров живых и мертвых, Райаниеми строит общество, где развитие медицины остановилось, поскольку при наличии Билета можно легко уйти в вечное лето. Где для эфирных технологий появилось столько областей применения, что мертвые стали едва ли не важнее живых. Где другие страны мечтают о своем собственном Рае, а в Советском Союзе сделали электрического Бога, компьютер-супермозг, чьи глаза-мавзолеи присматривают за гражданами. Однако Страна вечного лета далека от утопии. Призракам грозит угасание, даже несмотря на энергетическую подпитку праной. Если сорваться, то от души останется лишь голый камень, лусит, который пустят в строительство или для хранения информации. А взамен призраки получают старую рутину, копошение в повседневных мелочах и банальностях. И лишь борьба за нечто более важное, чем статус или деньги, борьба за принципы или идею дарит настоящий рай. Главное, найти правильную точку приложения сил.

Итог: шпионские эскапады в Британии, раздвоившейся на страну живых и призраков.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучный шпионский романчик в невнятном альтернативном мире.

Усугубляется модным ныне феминизьмом в стиле «я сильная независимая женщина, которую притесняет белый патриархат».

Сильный шаг назад по сравнению с «Квантовым вором». Читать только в случае полного безкнижья.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Райаниеми крайне не везёт с отзывами и интерпретациями. Отчасти тому виной, конечно, многослойность его произведений. И вроде бы многие рецензенты отсылки читают, аллюзии улавливают (а в этот раз ещё и переводчик с редактором помогли, снабдив роман путеводителем по персонажам), но чаще всего это ограничивается верхним слоем, который почти наверняка не самый важный для автора.

Да, формально «Страна вечного лета» — шпионский роман в фэнтезийном антураже. Да, среди персонажей множество реальных знаменитых разведчиков и шпионов по обе стороны баррикад и — учитывая специфику произведения – по обе стороны реальности. Однако разведывательно-политическими аллюзиями всё далеко не ограничивается, роман куда постмодернистичнее, чем может показаться. И смыслы кроются всё же на философско-мировоззренческом уровне эфира. О чём, в принципе, можно догадаться уже по присутствию в сюжете переименованного Герберта Уэллса в роли премьер-министра Великобритании. Всё же и к разведке он имеет весьма опосредованное отношение, и на политическом небосводе эпохи фигура далеко не первой величины. Есть чему удивиться! Однако присутствуют в тексте инкогнито и другие интересные персонажи, которых миновало бдительное око переводчика-контрразведчика, а вместе с ними прокрадывается и другая проблематика, другие идеи. На этом постараюсь и сосредоточиться.

Возможно, уместно будет начать с переинтерпретации сеттинга. Как ясно уже из аннотации, перед нами мир, где на научных основах обнаружили связь бренного с потусторонним, и технологии оказались способны сохранять души покойников в неком сверхъестественном «эфирном» мире. Вокруг этой затравки и строится большая часть политических аллюзий и коллизий романа, вполне очевидных. Однако перед нами не просто антуражное решение, у такой игры существует двойное дно.

Первое семейство отсылок, явно немаловажных для автора, физика-теоретика по образованию и мировоззрению, берёт начало из обмолвок о механике Той Стороны. В этом мире что-то явно не то с физикой: релятивистской и квантовой революций не произошло, мы не слышим имён Эйнштейна, Планка, Шрёдингера, не возникают и творцы атомных проектов. Зато персонажи активно рассуждают об эфире, четвёртом (пространственном) измерении и т.д. Классическая механика и электромагнетизм, похоже, устояли, правит бал эфиродинамика.

Второе семейство чисто сеттинговых отсылок – явный изоморфизм явлений здешней реальности с тем, как сейчас видится околотрансгуманистическая проблематика «загрузки» и искусственного интеллекта. Для читавших «квантовую» трилогию автора это почти очевидно, сходство сторон глобального конфликта с Соборностью и Зоку прослеживается неплохо. Остальным предстоит просто проанализировать и сопоставить. Новые Мёртвые британской короны вполне похожи на оцифрованные сознания в виртуальном мире из иной научно-фантастической книжки. Отбор в бессмертие идёт по имущественному и социальному рангу, а также по полезности государству. В то же время, потусторонний Ленин, Вечно Живой, вполне смахивает на коллективный разум и искусственный интеллект сверхчеловеческого уровня в одном флаконе. Возникающие в тексте фигуры Моркома и Тьюринга служат дополнительным намёком на сопоставление ситуации с гипотетическим «взрывом интеллекта».

Отдельного упоминания заслуживает очередной экскурс Райаниеми в область русской философской мысли. В «квантовой» трилогии это был космизм в исполнении Фёдорова и его философии Общего дела. Здесь «богостроителями», создателями Вечно Живого, автор рисует деятелей Русского Авангарда из разных областей науки, технологий, философии и искусства: Богданова, Красина, Малевича и Термена. При желании этот список можно многократно расширить, ведь связь тогдашней советской науки и искусства с идеями космизма и с современной проблематикой трансгуманизма и постчеловека – отдельная громадная тема для множества вполне реальных философских штудий.

Раз уж Моркома с Тьюрингом упомянули, то интересно рассмотреть и другую фигуру, которая возникает рядом с ними и с которой связано два из трёх ключевых диалогов романа. Немецкий философ Уншлихт. Кто он? В одном из встречавшихся отзывов отмечают, что Уншлихт характеризует Вечно Живого термином из философии Хайдеггера. В пользу этого говорит вроде бы и национальность персонажа. Не мой конёк, потому настаивать не буду, но Хайдеггер известен всё же скорее философией техники, а вот Уншлихт обсуждает с Моркомом и одним из главных героев – Блумом – скорее фундаментальные основания математики и логико-эпистемологические проблемы. Звучат фамилии Рассела и Мура, упоминаются важнейшие парадоксы математики. А что за теорема, которую доказывает призрак Ленина Блуму? Что-то о противоречиях и аксиоматике математических формальных систем. Уншлихт определённо некий собирательный образ Витгенштейна и Гёделя, что поддерживают и некоторые упомянутые факты биографии. Просто в здешней реальности бога встретили не на вокзале, а в чемодане.)

Иными словами, перед нами книга не только о «загрузке» и трансгуманизме, но и об основаниях математики, конфликте математического платонизма и конструктивизма.

При этом Уншлихт называет математику не более, чем лингвистической игрой, а не наукой, изучающей сколько-то реальные объекты. Для Блума на тот момент это очевидная нелепость, но и истинная роль Уэста-Уэллса в его судьбе от героя тоже до поры сокрыта. А между тем эта фигура здесь очень кстати со своими рассуждениями о фантазиях и воображении, с мирами, которые он творил в собственных книгах. Читая «Страну вечного лета», мы оказываемся внутри лингвистической игры, где персонажи тоже постоянно играют в лингвистические игры. От погибших душ остаются в конечном счёте несколько аксиом да кроющееся в них изначальное противоречие, которых вполне достаточно для дальнейшего развития (ещё один привет диалектическому материализму?). Учитывая явные отсылки к неоплатонизму с его Единым-Неведомым как источником душ, а также намёком на возможность душ творить миры, не окажемся ли мы в итоге в одной из реальностей, нафантазированных ушедшим вслед воображению Уэстом? Замыкая круг этого постмодернистского Уробороса: текст и персонажи лишь лингвистическая игра, но если лингвистической игрой является сама реальность, то не являемся ли мы игрой этих персонажей и этого текста?

Если взаимопроникновение этих двух взглядов на математику и лингвистические игры можно считать разрешением философско-эпистемологической линии романа, то финальный диалог Блума и Рэйчел Уайт можно считать разрешением конфликта трансгуманистическо-политического. Мировоззренческие разногласия покуда никуда не делись, однако герои ведь готовы счесть победу над смертью безусловным благом, достойным первоочередной защиты. По всем возможным соображениям, включая собственную личную свободу.

Таким образом, перед нами обманчиво простой текст с громадным количеством отсылок и лингвистических игр разной степени очевидности. Вопрос, однако, не в этом. А стоит ли считать такую игру оправданной и удачной. Достаточно интересной художественно и философски.

С идеологической точки зрения роман показался мне довольно интересным и временами изящным, хотя не покидает ощущение, что автор мог бы высказаться смелее и интереснее.

Что касается недостатков художественных… Звучали обвинения в «клюкве». На мой взгляд, пример такого рода ровно один, и он упомянут в одном из встречавшихся отзывов: воспоминания экс-агента НКВД о бытности в Петрограде. Впрочем, Кулагин, судя по всему, был тот ещё поэт.

Феминистическая линия не показалась мне чрезмерно назойливой и гипертрофированной. Тем более, что героине придумана интересная и убедительная психологическая мотивация, а речь всё же о 30-х годах прошлого века, да ещё и в мире с сильно замедлившимся техническим и социальным прогрессом.

Сюжет действительно не балует чрезмерным напряжением, а экшн ближе к финалу отдаёт шаблоном и китчем. Но не забывайте: мы внутри лингвистической игры (и не факт, что только фигурально выражаясь), так что может сделать её забавнее и интереснее, чем немного шпионских пострелялок? Кроме того, книги с подобной плотностью отсылок и смыслов крайне редко столь просты для чтения и хвастаются хоть каким-нибудь сюжетом вообще.

Зато если следить за сюжетом и отсылками одновременно, напряжение мысли всё же увеличится, и скука станет куда более призрачным явлением.

На мой взгляд, этой книге, конечно, далеко до того прорыва, которым стал «Квантовый вор» и вся его трилогия. Однако роман безусловно хорош.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятная книга, давно так быстро не читал. Не такая загруженная, как «Квантовый вор». Более спокойная, стилизация под шпионский роман и желание в какой-то мере остаться в рамках жанра дают о себе знать.

Альтернативная реальность победившего «спиритуализма», «вечная жизнь» как подтвержденная истина, эктоплазма как один из движителей технологического прогресса. С «призраками» можно говорить по радио. А сам текст — вокруг шпионских игр, где женщина пытается найти свое место.

Выдержанный антураж выбранной эпохи, депрессивный дождливый Лондон 30-40-х, слом эпохи, шпионские игры, буквализация метафоры «вечно живой», соединение метафизических проблем «шпиона» и кризиса социальной роли «разведчика»-женщины. Крепкий, энергичный текст. Плюс экзотичность «эктопанка» и умелое вплетение в реалии мира всего того изобретательского фронтира первой половины 20-ого века. Объем текста невелик, но пласт задетых проблем и «наброс» довольно обширен.

Вобщем — автору плюс в карму.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не получала такого удовольствия от чтения. Автор изящно постебался и над английским снобизмом, и над безумными идеями большевиков. Сразу скажу, что нет и намека на клюкву, которая часто случается в книгах иностранных авторов о России. Более того, вы узнаете о послереволюционной России много нового.

Итак, в альтернативной вселенной романа человечество нашло путь в загробный мир, Страну вечного лета, и научилось не только разговаривать с призраками, но и полностью вписало их в политическую систему. На этом фоне разворачивается увлекательный шпионский триллер, от которого невозможно оторваться. Причем практически все персонажи, за исключением разве что главной героини, существовали и в нашем варианте вселенной, только немного сместились акценты и роли. Но в главном все по-прежнему — назревает Вторая мировая война, а пока основные соперники, Британия и СССР, пробуют силы в Испании.

Глоток свежего воздуха в трясине однотипных текстов. Шикарный роман, но чтобы насладиться им в полной мере, требует определенных знаний истории, на уровне чуть выше средней школы.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычные книги пишет Ханну Райаниеми: то скрестит французский детектив с научной фантастикой, то встроит элементы НФ в арабские сказки. Вот и в этот раз он написал что-то похожее на шпионский триллер, но приправленное нуарной атмосферой тридцатых годов, альтернативной историей и одним из самых необычных взглядов на загробную жизнь за последние пару лет.

Дождливая осень 1938 года. Мир, в котором люди успешно осваивают жизнь после смерти. Страна Вечного Лета, так называемый загробный мир, настолько близко, что можно связаться с нужным призраком по эктофону. Если, конечно, у призрака был Билет чтобы в Страну попасть. Наука двигается совершенно в ином направлении, медицина прекратила свое развитие за ненадобностью, мировые религии пытаются приспособиться, а большая политика влияет не только на живых, но и на мертвых. В Советском Союзе Вечно Живой Ленин превратил себя в сверхсущность с единым сознанием из миллонов душ и через мавзолеи бдит за состоянием в стране. В Британии королева Виктория продолжает свое правление и после смерти. Геополитика усложнилась в разы, ведь помимо внутренних и внешних разведок и контрразведок необходимо еще учитывать спецподразделения в Стране Вечного Лета. В таком мире агент разведки Рэйчел Уайт получает информацию о «кроте», внедренном в высшие уровни британский спецслужб. Вот только «крот» оказывается неприкасаемым и Рэйчел быстро попадает в опалу. Теперь схватить двойного агента для нее – дело чести. В это время Питер Блум пытается разобраться в себе и понять, какой идее он служит и чего хочет добиться.

«Страна Вечного Лета» – не та книга, на которую легко написать аннотацию. Слишком многое в сюжете завязано на придуманном автором мире, слишком многое надо объяснять. При этом сам Райаниеми окунает в сюжет сразу же, демонстрируя полную картину мира постепенно, раскрывая карты хорошо, если к середине книги. Шпионский триллер в данном случае – это скелет романа, его костяк, а значит, читателя ждет обилие предательств, хитроумные планы, слежки, тайные операции, двойные агенты, тройные агенты и все самое лучшее, что есть в жанре. Мясом на этом скелете является авторский мир, который создает неповторимую атмосферу, смешивая реальные исторические личности и необычные представления о загробной жизни. Именно атмосфера удерживает интерес читателя большую часть времени, потому что сюжет разгоняется очень неторопливо и только на последних ста страницах достигает такого темпа, что от последней четверти книги буквально не оторваться. Ну а кожный покров – это все то, что осталось скрыто от читателя, хотя очень интересные намеки и проскальзывали на страницах (это я о судьбе тех, кто не получил Билет и Хтонических ужасах за пределами Страны Вечного Лета, например).

«Страна Вечного Лета» – книга не для всех. Она не то, чтобы сложная, просто специфическая. Однако всем поклонникам необычной фантастики я рекомендую этот роман хотя бы попробовать. Это умная развлекательная литература, которой не так уж часто встречается на прилавках наших книжных магазинов.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно непримечательная история о противостоянии разведок и прочих шпионских играх — в необычных декорациях. Декорации здесь самая удачная часть книги. Как минимум они заставляют исследовать этот необычный мир, где смерть вовсе необязательно становится концом существования, где история идет альтернативным путем, а призраки наравне с живыми погружены в свою рутину и политику.

К сожалению, одних декораций не достаточно. А ничем иным книга похвастаться не может. Сюжет достаточно вялый, персонажи блеклые. В шпионских противостояниях слишком много диалогов, воспоминаний и слишком мало действия. За исключением финала, прибавляющего в динамике и даже в интриге, но убивающего единственного интересного призрака из числа второплановых героев. Ну и по сути это все же взгляд с одной стороны, британской — другие стороны конфликта представлены мало.

По героям. Рэйчел — типичная женщина, страдающая на «мужской» работе от двойных стандартов со стороны мужчин коллег и начальников. По этой причине ей явно подразумевается сопереживание. Занятно, что по итогам всей этой истории Рэйчел производит переоценку ценностей и выбирает семью, а не работу — все по заветам вроде бы непонимавших ее мужчин. Ну а Питер — призрак, юноша, идеалист, разочаровавшийся в одной системе ценностей и решивший посвятить себя другим, встретившимся на его пути идеалам. Закончилась его история весьма плачевно, пускай и не без результатно.

Как итог — история достаточно блеклая, без интриги и по настоящему ярких персонажей. Для автора после Квантовой трилогии ощутимый шаг назад.

А вот издано хорошо, издатель изо всех сил сделал акцент на причудливых декорациях этого мира, получилось как минимум завлекательно.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Кино, как будто снятое Хичкоком и Лавкрафтом… Видение настолько оригинальное, что заслуживает собственный поджанр. Все это работает благодаря твердой, подобно алмазу, логике великого писателя-фантаста. У триллера появилось новое измерение» © Стивен Бакстер

«Необыкновенно образный и изящно выстроенный мир. Книга должна понравиться как любителям фантастики, так и тем, кто в восторге от альтернативной истории Второй мировой войны» © Booklist

«Убедительный пример изобретательности Райаниеми, известного своей «жесткой» научной фантастикой» © Lokus

* * *

Смелые заявления уже с обложки начинают агрессивно продвигать новый роман Ханну Райаниеми, написанный на стыке жанров «научной фантастики» и «детектива». И чтобы ничего не упустить давайте сразу выделим эти кликбейтные выкрики отдельно, а после пройдемся по ним и поподробнее:

1. Кинематографично, как в кино;

2. Атмосфера фильмов Хичкока;

3. Многочисленные отсылки к произведениям Лавкрафта;

4. Сверхоригинально и ничего подобного ранее не случалось;

5. Твердая, подобно алмазу, логика;

6. Великий писатель-фантаст;

7. Забористый триллер;

8. Образный и изящно выстроенный мир;

9. Альтернативная история Второй мировой войны;

10. И мое любимое — «жесткая» научная фантастика.

* * *

Аннотация тем временем гласила:

«Люди больше не боятся смерти, больше не теряют близких. Душа, имеющая Билет, уходит в Страну вечного лета. Там практически невозможна ложь, ведь душу читать так же легко, как раскрытую книгу. Но не все так просто. Люди остаются людьми — интригуют, борются за власть. Постоянное соперничество разведуправлений Британии и СССР едва не приводит к новой войне. Рэйчел Уайт, сотрудница разведки Зимнего управления (живых), охотясь на «крота», обнаруживает, что есть угроза пострашнее амбиций власть имущих»

* * *

Прежде всего стоит отметить, что «Страна вечного лета» (или «Summerland», если в оригинале) — это не разу не «жесткая» научная фантастика и даже отдаленно не серьезный детектив. Для полноценной «научной фантастики» роману не хватает этой самой «научности», а для адекватного детектива чувствуется явный недостаток загадок и расследований. Больше всего «Страна вечного лета» напоминает стандартное такое приключалово, где все настолько рафинированно, что еще немного и книжку без зазрений совести можно было бы отнести к набившему уже оскомину «young adult».

Естественно, такие упрощения сводят на нет все авторские попытки в атмосферу. Ни Лавкрафта, ни Хичкока мы здесь не найдем. Прежде, чем замахиваться на мэтров жанра нужно хотя-бы научиться элементарной работе со стилем, а здесь даже этого нет. Как, к слову, нет и обещанной кинематографичности. Описания достаточно скудны, герои однообразны, а их манера речи максимально обезличена. В плюс ко всему большую часть текста занимают диалоги. Так откуда тут взяться кинематографичности?

Далее пройдемся по альтернативной истории. Сам же термин «альтернативной истории» представляет собой жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Т.е. есть один переломный момент или одно фантастическое допущение, при котором известная нам история пошла чуточку иначе. И что мы видим в «Стране вечного лета»? Уже с обложки нас читателей встречает спелая развесистая клюква и такое количество фант.допущений, что происходящее на страницах перестаешь верить уже спустя пару абзацев. Я не поленился и выписал парочку отрывков в качестве красочного примера.

* * *

Вот нам представляют злобного НКВД’шника:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Нет ничего помимо нашей собственной воли. Это великолепно. Даже смерть стала инструментом для создания нового советского человека. Однажды я сидел в петроградском кафе и подписывал десятки смертных приговоров, придумывая разные способы, чтобы выбрать имена. Буквы из алфавита. Имена одноклассников. А затем просто вытаскивал листки в случайном порядке. Меня прервал поэт, настоящий поэт, не чета сегодняшнему юнцу, и обвинил в тирании. Я застрелил его из револьвера»

* * *

Далее на очереди искусственный интеллект слитый с душой Владимира Ильича Ленина:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Красин, Термен, Малевич и Богданов, эти идиоты, — продолжил Кулагин. — Ха! Они решили, что советским людям нужен Бог, и сделали электрического. И теперь повсюду у нас стоят мавзолеи — его глаза, присматривающие за всем вокруг. Он даже более строгий отец, чем был когда-то царь. А когда мы умираем, то становимся Им. Такая награда мне и причиталась. Я слишком хорошо служил нашему блистательному Отцу. Комитет по бессмертию приказал мне вернуться домой и пройти Процедуру Термена, чтобы слить мою жалкую душу с душой Владимира Ильича Ленина. Величайшая честь»

* * *

Не обошли стороной и испано-грузинского революционера, который предпочитает называть себя Сталиным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Два дня назад Матео вернулся в нашу квартиру взбудораженным. Буквально горел, как в лихорадке. Он познакомился с одним человеком, грузином, и не переставал о нем говорить. Тот человек возглавляет подпольную сеть левых раскольников — русских, французов, немцев, поляков — в общем, по всей Европе. Советы везде за ним гоняются. Говорит, он прибыл в Испанию, чтобы остановить войну.

— И каким образом?

— Захватит власть, отвергнет помощь Советов и заключит сделку с британцами. Без британской помощи Франко разгромят на следующий же день. И у этого человека много сторонников среди анархистов, рабочей партии и других.

— А Матео сказал, как его зовут?

— Иосиф Джугашвили. — Она помолчала. — Хотя он предпочитает называть себя Сталиным»

* * *

С тем, насколько местная фантастика научна, думаю, разобрались и пояснять, что Райаниеми не разу ни Хичкок не нужно. Далее, что касается логики. Полную цитату разговора главной героини со своим непосредственным начальником мы приводить не будем, а то отзыв и так непомерно растягивается. Я лишь в общих чертах опишу их разговор: «Собеседник предлагает главной героине вариант развития событий и далее последовательно доказывает его, используя грамотные и логичные аргументы. Вот тебе факт, факт и факт. Главная героиня в ответ на это говорит, что собеседник ничего не понимает, что не видит общей картины и, что он вообще тупой мужлан. При этом доказательств у главной героини нет, альтернативных вариантов нет, опровержений предложенного собеседником варианта нет». И автор предлагает ей сопереживать? Серьезно? Что-то я не вижу здесь твердой, подобно алмазу, логики, но не это самое страшное.

Весь ужас состоит в том, что до самого финала ничего не измениться. Клюква будет только расти и спеть, от кинематографичности в книге одно название, Лавкрафт с Хичкоком не порадуют нас своим присутствием, а хваленой логики у персонажей так и не прибавится. Как итог, банальный шпионский триллер со скучными персонажами и по-плохому трешовым миром.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: любопытнейший сюжетец, судя по аннотации. Признаю за Райаниеми безудержную фантазию и умение создавать необычные миры, хотя из его трилогии «Квантовый вор» прочитал пока только первый том.

В итоге:

Альтернативная история. В конце девятнадцатого века группа известных учёных-спиритуалистов, доказали существование загробного мира и научились контактировать с призраками, душами умерших. В начале двадцатого века построили на том свете Город Вечного Лета. В 1938 году смерть – всего лишь часть жизни, и карьеру можно продолжить после смерти. Советы, во главе с Вечно Живым, коллективным разумом на основе мозга Ленина, тоже представлены на том свете.

Так как Ленин Вечно Живой, Джугашвили к 38-му году на подпольном положении и хочет установить на территории Европы сталинизм, не зависимый от СССР.

А в Британии идёт грызня спецслужб. Только не МИ-5, МИ-6 и Скотлэнд-ярд грызутся между собой, а Зимнее и Летнее управления Секретной службы. Отвечающие, соответственно за живых и мёртвых шпионов.

В ходу эктофоны, ужасные эктотанки, услуги медиумов и кукол Эдисона для присутствия призраков на Земле и общения с живыми.

Ещё никогда стена между живыми и мёртвыми не была так проницаема и формализирована, как в «Стране Вечного Лета». Просто ещё один аспект жизни, другой её этаж. В романе ноль мистики, несмотря на обилие влияющих на наш мир призраков. Автор попытался предусмотреть все парадоксы и искажения, которые появились бы при таком положении дел (ухудшение медицины, правление мёртвых монархов, безрассудность из-за отсутствия страха смерти, усложнение экономической модели), но, конечно, такая сложная конструкция не могла получиться безупречной. Логические нестыковки присутствуют, но не мешают сюжету.

А сюжет у нас: суровый и реалистичный шпионский триллер. С идейными перебежчиками, двойными агентами, явками и паролями. Такой Ле Карре с призраками и эктоплазмой.

В мире романа состоялась Первая Мировая, но, чтобы не усложнять и так громоздкую конструкцию, Райаниеми ограничился противостоянием британских спецслужб и НКВД (не вводя в сюжет ни Францию, ни Германию, ни США), которые ведут гибридную войну в Испании, с помощью своих прокси – франкистов и республиканцев.

Главная героиня, сотрудница Секретной службы, женщина сложной судьбы, с проблемами в браке ведёт собственное расследование и преодолевает косность патриархального британского общества. Феминизм особенно педалировался в начале романа, потом как-то сам собой сошёл на нет.

БОльшую часть романа испытывал некоторый диссонанс – феерически необычный мир и нарочитая сухость изложения. Райаниеми, очевидно, интересней создавать декорации, чем разыгрывать в них спектакль.

По поводу упоминания имён исторических персонажей. Практически каждый персонаж существовал в реальности. Почти про каждого прочитал статью в википедии. Автор провёл невероятно кропотливую работу, используя в сюжете малоизвестных учёных, политиков и военных.

Протитипом премьер-министра Британии, Герберта Бланко Уэста, был, что в романе и не скрывается, Герберт Уэллс. Но интереснее то, что я нагуглил сам: Герберт Уэст – реаниматор, герой одного из знаковых произведений Лавкрафта. Под это тоже можно подвести идейную базу.

Райаниеми упомянул всех знаковых политиков того времени, но ни слова про Черчилля. Было бы интересно почитать, что уготовил ему финн.

Проблемы у романа те же, что и «Квантового вора»: при наличии потрясающего антуража – скучноватый сюжет и суховатые персонажи.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как шпионский роман — чем книга является (или прикидывается?) большую часть времени — неплохо. Привычные для жанра тропы и обеспеченная ими кинематографичность происходящего, умеренный впрыск экшна в конце, тут и там помазать обязательной нынче темой «тяжело быть женщиной среди мужиков». Сытно будет, вкусно вряд ли.

За «вкусно» отвечает альтернативная история, но не та её часть, где мёртвые перестали умирать навсегда, а заселились в четвёртое измерение — это, конечно, любопытно, но больше меняет быт, чем ход истории. И не Сталин, который объявился в 1938 году в объятой гражданской войной Испании — это интересней, но проходит у Райаниеми по касательной, как и вся «русская тема» в целом (а жаль, Вечно Живой и его дело заслуживают большего!)

Интересней всего в «Стране вечного лета» наблюдать как кривятся, изменяясь, пути и судьбы исторических персонажей, будь то знакомым нам всем Ким Филби, Пьер Тейяр де Шарден, Оливер Лодж или прячущийся под прозрачной маской Герберта Уэста Герберт Уэллс — в творчестве которого четвёртое измерение занимало не последнее место. Все эти и многие другие персонажи даны не особо подробно, кроме разве что Уэста-Уэллса, но всё равно получились круто.

Ну и Зимнее и Летнее управление — это забавно, учитывая параллели с Зимним и Летним Дворами британских фэйри.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал трилогию о «Квантовом воре», но если она похожа на «Страну вечного лета» — и не прочту.

«Summerland» это банальный шпионский триллер, действие которого происходит в альтернативной исторической реальности конца 30х годов прошлого века, довольно щедро сдобренный привидениями, эктоплазмой, НКВД, британскими и потусторонними спецслужбами, Лениным, Сталиным и щепоткой феминизма. При чтении пригодятся знания о персоналиях указанного хронопериода, так как автор явно весьма эрудирован в этом вопросе.

Читается легко. Так же легко забудется.

По итогу: неинтересно. Благо объем небольшой.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Досада проявилась в чувствах читателя в первой главе романа Ханну Райаниеми «В стране вечного лета». Смерть, грязь. Один из персонажей говорит: «Грубость – черта нашей профессии». Разведка, контрразведка, шпионы, контршпионы. Англичане противодействуют Русским.

В 10-х годах XXI века привычным стало издание произведений в которых мы, наша страна являемся стороной Зла. Преодолев чувство протеста, читаю дальше. По не понятным причинам действие захватывает. Эфирные наслоения мира умерших, с которыми существует связь; наши, советские, опосредованные персонажи (Джугашвили, Термен); критический излом Испании 1938 года – позволили развить скорость заинтересованного чтения.

Автор пытается представить, но не имеет возможности подойти к теме «Жизнь после смерти» с научной основы. Да, будет в будущем вручена Нобелевская премия за разработку эктофона. И снова именно фантастика подтолкнёт исследователей к конечному результату.

Противоречивость мнения о романе выскажу в классической форме: Рекомендовать нельзя помиловать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Back to the USSR, люблю момент в Библии, где

Ленин в светящейся кепке ходил по воде © Иван Алексеев

***

Серия «Большая фантастика» — это неисчерпаемый клад, где среди большого количества книг (и авторов) можно найти…большое количество чего-то необычного. Посудите сами – чего стоит один только Мьевиль. А ведь есть Нил Стивенсон, Тим Пауэрс, Пауло Бачигалупи и многие другие. При этом нельзя сказать, что серия запоминается чем-то единым и конкретным, что было бы присуще каждой книге. Но всё-таки один момент характерен почти для всех (есть исключения, но их не так уж много). Это вейрд-фикшн. И «Страна вечного лета» Ханну Райаниеми соответствует этому ярлыку.

Итак, автор погружает читателя в мир альтернативной истории. Сороковые XX века. Второй мировой еще не было (и вряд ли будет!), Германия давно не у руля мировой геополитики, зато за этот самый руль борются две странные. Советы и Британия. Если вы вдруг забыли, то автор финн, поэтому ему в упрек поставить личную заинтересованность не получится. Однако ведущий странные не являются единственным «альтернативным» в этом произведение. По сути, в «Стране вечного лета» есть лишь одно фантдопущение, зато какое! Люди здесь не просто умирают и «пропадают с радаров». Здесь умерший попадает в Страну вечного лета – это план бытия, где живут призраки.

И да, вот за господство там и сражаются Британия и Советы. Неплохо, да? Вот только есть еще кое-что. Ленин к 1938 году стал уже совсем Вечно Живым (сложно подавить улыбку, уж слишком круто тут покуражился Ханну). А на территорию Испании прибывает некто Джугашвили, чтобы продвинуть свои интересы.

Собственно, так выглядит антураж для произведения. А зачином служит жизнь и работа Рэйчел. Рэйчел – контрразведчик. Она получает информацию, что среди летних (призраков то есть) появился перебежчик. А терять своего человека (да со знаниями!), уступив его Вечно Живым – совсем плохое дело.

На деле получаем шпионский триллер с занятным антуражем. Ровно две сюжетные линии – это Рэйчел и Питер Блум. В каждой из них будут небольшие флешбэки, чтобы раскрыть кое-какие личные моменты, а порой и для дополнения антуражной части. При малом объеме романа действия в нем, увы, совсем мало. Сюжет как таковой легко укладывается в два-три предложения.

Вот тут и кроится главная претензия к Райаниеми. Автор, это заметно, увлечен тематикой шпионажа, он использует в своем произведении образы реально действовавших шпиков, о которых вы можете прочитать после эпилога. Вместе с тем Райаниеми забывает о двух вещах. Мироустройство. Сюжет. Мироустройство аккуратно укладывается в рамки «вейрд-фикшн». Хотите узнать, что же такое Билет, как он появляется и как работает? Так вот Ханну не считает нужным это объяснять. И очень жаль, потому что сеттинг настолько самобытный и занятный, что сложно не удивиться. Сюжет. Как было сказано выше, сюжетной части здесь совсем мало, автор явно увлекся мелкими деталями, оставляя на сюжет и мироустройство лишь крупные мазки.

Заключение: при таком сеттинге роман мог бы выбиться в топы, если Ханну уделил бы чуть больше внимания деталям. Но автор – это творец, а читатель – это потребитель. Так что Райаниеми сам сделал такой выбор, как сделал его и читатель. Поэтому получается неплохой вейрд-фикшн, который читается легко и интересно. Но перечитывать не потянет.

8 Вечно Живых из 10. С натягом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма достойная смесь шпионского триллера и фантастики про загробный мир. Различные составляющие перемешаны в крайне удачной пропорции, сдобрены драмой и различными личностными кризисами.

Описание загробного мира — того самого Саммерлэнда — и жития новоумерших произвело на меня весьма благоприятное впечатление. Сдержанный и внимательный к деталям слог рассказчика весьма подходящ, у меня даже возникло ощущение аутентичности — хотя говорить об этом, конечно, смешно, но не было отторжения, что все это лепнина на гипсокартоне, вполне убедительно, представить прочитанное было легко.

Хороши главные герои, постепенно раскрывающиеся через небольшие, но крайне важные для восприятия флэшбэки, симпатизируешь им обоим (хотя, конечно, больше тому, что работал на бессмертный дух Ленина). Интересно читать, как контрразведчик и «крот» пытаются разрабатывать друг друга, переиграть и перетащить на свою сторону. Однако борьба разведок мне показалась больше смахивающей на события послевоенные, нежели интербеллум — очень уж велик накал противостояния и бюрократизации, насколько я знаю, разведслужбы после Первой мировой не были развиты настолько хорошо.

Очень адекватно использованы и развиты события из реальной истории (Испанская гражданская война, открытие Лоджем и Маркони радио), продуманы последствия открытия загробной жизни — угасание медицины и фармацевтики, появление — конечно же — нового оружия, в данном случае эктоплазменного (жуткий образ эктотанка, становящегося тем сильнее, чем больше душ вражеских солдат он поглощает). При этом крайне интересны и альтернативные элементы романа — они даны не в качестве шок-контента (как у Муркока в Кочевниках времени , скажем), а сидят ладно и крепко. Пьер Тейяр стал папой (а кто им еще мог стать в эпоху открытия послежизни), а Герберт Уэллс — премьер-министром (правда, выведен в книге под фамилией Уэст), королева Виктория умерла, но продолжает править с того света, что приводит к окостенению режима.

Однако рамки шпионского триллера сильно автора ограничивают — мы видим только небольшую группу действующих лиц, почти все так или иначе работают в разведсообществе и не относятся к низшим классам, то бишь представление о взаимодействии мира мертвых и мира живых далеко от полноты и глубины. Широкие слои населения представлены слабовато — учитывая борьбу идеологий и утопических представлений, это немаловажный прокол: отталкиваясь от попыток приклеить к роману тэги вроде дизельпанк или эктопанк, стоит отметить, что как раз панка-то и нет, как народ приспосабливается ко всем изменениям, не показано.

Мне книга очень понравилась — она гораздо глубже и сложнее, чем представляется на первый взгляд и заслуживает более пристального внимания, чем обычный шпионский триллер в фантастических декорациях — у меня для этого, к сожалению, не хватает знаний по философии. В принципе, напрашивается продолжение истории — книга не то, чтобы не закончена, но очевидно есть огромный потенциал для следующей, более детальной разработки мира.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх