Эдуард Шауров «Поединщики»
Молодой поединщик по имени Рахайи отправляется из маленького охотничьего посёлка в ледяной город Айпу. Он должен отыскать и вызвать на бой главу враждебного клана. Минуло пятьдесят лет с того дня, как началось противостояние между двумя городами. Уже нет в живых безумного правителя Яслы, как нет и самого поселения. Рахайи – последний представитель клана, но он настоящий воин-хадаке и должен блюсти долг чести. Рахайи находит своего противника, но дальше события разворачиваются совсем не так, как он себе представлял.
Опубликовано с авторскими иллюстрациями в журнале «Байкал» N4, 2016, N1 и N2, 2017.
Входит в:
— цикл «Семь теней света»
— журнал «Байкал 2016'4», 2016 г.
— журнал «Байкал 2017'1», 2017 г.
— журнал «Байкал 2017'2», 2017 г.
— антологию «Полдень 36», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 17 августа 2023 г.
Неплохая, в принципе, вещица.
Всё довольно стандартно — старые долги требуют виры, самурай без меча подобен самураю с мечом, любовь побеждает смерть, а красота спасёт мир. Но сейчас как раз этой стандартной классики и не хватает. Фантастику заполонили личности (как авторы, так и их герои), скажем так, «нестандартные»; порой настолько, что не хочется даже знакомиться. Ставка на серую жестокость, натурализм, скотство разных сортов и просто подростковую дурь, за которую часто пытаются выдать некую «глубину и сложность», доминирует уже много лет. И хочется назад — туда, где розовые сопли ещё презирали, над дураками смеялись, само Будущее ещё было другим, а герои — Героями.
История, рассказанная Эдуардом Шауровым, интересна общей своей близостью к уже основательно подзабытому отечественному фэнтези «Многорукий бог далайна» — здесь не сходятся огромные армии, никто никого не крушит и ужасные артефакты не переворачивают всё вверх дном. Мир Надморья герметичен, относительно спокоен, холоден и твёрд. Люди, его населяющие, чем-то отвечают характеру своего обиталища — они умеют жить среди этих скупых льдов под тусклым солнцем тундры. Каждая палочка, каждый черепок или чешуйка находят здесь своё применение. Экзотический ледовый мир, его неторопливость и скрупулёзность создают особый настрой — оттого всё здесь ощущается острее. Самая малая рана чувствуется больнее, а самая слабая радость приносит больше тепла.
Автор смог хорошо проработать и ярко подать особенности своей «вселенной» — мироустройство, привычки аборигенов, их ремёсла и род занятий показаны подробно, непротиворечиво, увлекательно. Как раз тот случай, когда обстановка произведения играет живыми красками и является такой же частью повести, как и её герои. Сюжет хорошо увязан с мифологией, поведение персонажей адекватно местной этике, диалоги хорошо раскрывают сцены, персонажи не безлики — обладают характером, собственной историей. А разные мелкие загадки постепенно разъясняются по ходу действия.
Один только минус — нужна карта и глоссарий. Без них несколько «плывёшь», не всегда понимая детали. Очевидно, повесть нужно читать сразу в составе цикла.
Не могу сказать, что интрига и общий посыл повести как-то выделяются, что персонажи вызывают большой интерес, а авторский стиль изобилует достоинствами, нет здесь и сногсшибательных приключений духа или тела. Однако не так часто встречается фантастическая история, которая следует канонической традиции «этнического» русскоязычного фэнтези, заложенной в 80-90 годах и сейчас почти забытой.
Очень рад, что кто-то ещё помнит, какой на самом деле должна была быть наша фантастика.
P.S. Прочитав, невольно думаешь: а не проклятый ли далайн это замёрз после того, как люди всё-таки одолели Ёроол-Гуя и зажили спокойно?