Борис Акунин «Седмица Трёхглазого»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маркела прозвали Трёхглазым не только за родимое пятно посреди лба. Внимательный взгляд и быстрый ум часто позволяли ему заметить то, на что не обратили внимание другие. Незаменимое качество для человека, взявшего себе основным занятием в жизни сыскивание нарушителей закона, тем более, что в Москве царя Михаила Романова, ещё хорошо помнившей Смутное время, нарушителей хватало, да и при наследнике его Алексее Михайловиче не стало намного меньше. Был у Маркела в жизни великий недруг, которого встречал редко, да запоминалась каждая встреча надолго. Была и великая любовь. И пронеслась маркелова жизнь, словно одна краткая седмица...
Входит в:
— цикл «История Российского государства» > сборник «Седмица Трёхглазого», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 29 декабря 2023 г.
Роман-календариум
Судя по всему, есть такой литературный приём, когда части произведения называются по дням недели, символизируя собой этапы жизни главного героя. И даже названия похожи. Недавно я прочёл повесть «Дни Соломона Гурски» из цикла «Некровиль» Йена Макдональда. Теперь вот «Седмица Трёхглазого». Есть версия, что все эти вещи восходят к классической английской считалочке:
Solomon Grundy,
Born on Monday,
Christened on Tuesday,
Married on Wednesday,
Took ill on Thursday,
Worse on Friday,
Died on Saturday,
Buried on Sunday:
This is the end
Of Solomon Grundy
Итак, «Седмица». Вначале у нас Смута. Позже — период восстановления и укрепления московской власти. И Маркел Трёхглазый становится свидетелем и участником исторических событий.
У парня одна, но очень важная способность — безупречная память. Позже добавляются навыки детектива и фехтовальщика.
Сирота в монастыре; ярыжка подённый в московском приказе; детектив; агент по спецпоручениям при всемогущем московском судье; стряпчий царя; агент Патриарха; главный дьяк по криминальным делам; старец-богомолец:
«Он вдруг увидел перед собой всю свою длинную-предлинную жизнь как одну краткую седмицу: с трудоначальным понедельником, юновесенним вторником, мужественной середой, сильным четвертком, зрелой пятницей, грозовой субботой и тихим, светлым воскресеньем.»
По законам авантюрного жанра у героя есть свой немезис — злодей, убивший его близких в начале романа.
«Патриарх задумал великое дело – залучить под государеву руку мятежную Украйну».
А вот ещё:
«Восемь лет страна воюет, и конца не видно. Какое! Словно завязла в топи колымага, возница лупит кляч кнутом, они надрываются, изо рта пена, по тощим спинам кровь, а колеса тонут всё глубже и глубже.
А как начиналось!»
Отличная иллюстрация нравов Московии времен первых Романовых. А, впрочем, и любого другого периода России.
Легкое и занимательное авантюрно-историческое чтиво со всеми выстрелившими ружьями.
9(ОТЛИЧНО)
kagury, 20 октября 2020 г.
Много попадалось про эту книгу положительных отзывов, и в целом, я скорее их разделяю. Довольно увлекательно написанные истории про что-то вроде тайного сыска в смутные времена. Главный герой — тот самый Трехглазый. По ходу повествования он участвует в раскрытии нескольких преступлений. В общем, это про то, про что Акунин хорошо умеет писать еще со времен Фандорина.
Но... Надо понимать, что перед нами не роман, а фактически отдельные истории, объединенные общим персонажем. Они симпатичные, но слишком короткие и прямолинейные. Эдакие зарисовки на тему. Что жаль, потому что такой подход как-то все упрощает. Лучше бы одну длинную.
Что еще. Вроде как обещали исторический детектив. Но он таков только формально. Если в «Мiре и войне» текст был интересен именно атмосферой 1812 года, какими-то мелкими деталями, бытом, то здесь этого практически нет. Ну разве что кокошник упоминается. А так — никакой привязки к времени действия. Хороший детектив это бы не испортило, даже, пожалуй, наоборот. Но в данном случае, когда детектива мало, как раз историческая реальность могла бы обобъемить картинку, сделать ее интересной, какие-то неожиданные стороны подсветить. Но не сложилось.
Кстати, пьеса, которая в том же томе, мне понравилась даже больше. Там отличная ирония. Я бы и в театре ее посмотрела.
sergej210477, 6 сентября 2018 г.
Если вам понравился цикл Б. Акунина про приключения Э. Фандорина — то и этот роман однозначно понравится. Здесь — все то же самое, только действие происходит не в XIX — XX, a в XVII веке.
Весь «Фандорин» в одной книге.
Героя, правда, зовут не Эраст, а Маркел. Но, он тоже почти супергерой. Не ниндзя, но мастер фехтования, метания ножей, взлома замков. И с дедукцией у Маркела, как и у Э П. Фандорина, все в порядке. Раскрыть тайну — раз плюнуть.
Роман состоит из семи глав. В каждой — свой сюжет. В первой главе — Маркел ещё подросток. Вторая — читая ее я каждую минуту вспоминал «Азазель». Молодой ученик помогает матёрому сыщику раскрыть запутанное убийство. Ну, дальше больше. Герой взрослеет, потом, увы стареет. В первой главе ему 12 лет, в последней, за 70. Жизнь прошла. Но, то что Акунин «мусолил», долго и нудно издеваясь над надоевшим самому своему создателю Фандориным в почти двух десятках книг, здесь писатель грамотно уместил в одно небольшое произведение.
Сложно назвать эту книгу историческим романом. Да, в какой-то мере, это исторический детектив. Но, здесь не показано знаковых событий, влияющих на ход истории, в которых герой участвует. Смута, «медный бунт», Раскол — ничего этого в романе,по-сути, нет. И это прекрасно! Как историк Акунин, на мой взгляд, никакой. Это не В. Пикуль, который умудрялся исторические анекдоты подать как достоверные факты, легко и реалистично. Но, как автор детективов и приключенческих романов Акунин хорош.
И эта книга получилась.
Сюжет — грамотно начался и логично завершился. Ни грамма нигде ничего не затянуто. Детективная составляющая — на высоте. Интересно.
Герой — мне кажется, получился достаточно колоритный персонаж. Да, многое автор повзаимствовал у самого себя — «переписал» своего же Фандорина. Но, Маркел вышел даже интереснее. Не такой лощёный, благородный и изысканный. Наоборот, живой человек, со своими слабостями и недостатками.
Окружающий мир? Мне понравился. Я не историк, а бытописание XVII века мне было интересно. Достоверно? Не знаю, я не специалист, но ярко и образно.
Отличный приключенческий роман. Детектив, шпионский роман, политические интриги, тайны и драки.
Читается легко, стиль и язык у Акунина всегда хороши.
Если придираться, то только к тому, что многие моменты и сцены из этой книги я уже читал в чуть изменённом виде в романах про Фандорина.
Но книга увлекает.
Финал хорош! Маркел, старый хрыч, все никак не угомонится!
URRRiy, 25 октября 2020 г.
Неплохая поделка в псевдисторическом антураже. Ровесник бунташного семнадцатого столетия Маркел сын Маркелов и внук Маркелов с заработанной кличкой «Трехглазый» проходит свой долгий жизненный путь от безродного сироты до особы, приближенной к царю-батюшке. Честный служитель государства, сыщик и мастер тайных дел, как водится у автора, в грязной, беззаконной и коррупционной России, где главным негодяем является не еврей и не грузин, а конечно природный русский человек, предатель, убивец и мучитель. Ради такого афронта, писатель то ли умышленно, то ли по привычке допускает анахронизмы, типа идеального приказного Ешки Жидовина, служащего в одном из московских Приказов, при том, что «жидовинам» жить в России запрещалось вплоть до разделов любимой автором Речи Посполитой. Тем не менее, текст складный, пусть и упрощённый, как развлечение вполне пригодный.
VovaZ, 17 марта 2020 г.
Увлекательный роман, в виде цикла повестей в историческом антураже конца Смутных Времён, и царствования Михаила Романова.
Прерывистый сюжет, в детективно-триллерном жанре, довольно увлекательный и стройный. Привлекает, что Акунин вкладывает поровну таланта и фантазии, как в сюжетные события, так и в исторический антураж эпохи.
Сцены, как обычно у автора, захватывают драйвом событий, совмещённым с несколько меланхоличным методом повествования. Впрочем, боевые сцены вполне на уровне.
Образ ГГ выглядит несколько противоречивым, особенно к финалу. Впрочем, не давая герою последнего слова в финальной сцене, Акунин даёт нам додумать его дальнейшую судьбу. Так же очевидно, что автору было важно изобразить несколько исторических личностей из его собственного “Между Европой и Азией”.
В целом роман прочёлся с большим интересом, и доставил удовольствие.
ПРАВНУК, 23 мая 2018 г.
Прочитал это произведение — очень понравилось! Прошло почти пять месяцев после прочтения, а я мысленно все возвращаюсь и возвращаюсь к этой книге. Как же автор сумел в семи эпизодах описать жизнь человека. И не только конкретного человека, а любого человека. Когда в детстве и юности человек стремится развиваться, учится, набирается жизненного опыта. В зрелом возрасте он опытен, профессионален. Он достигает определенных высот карьеры, у него — семья, дети. На службе его ценят, он необходим, подчас без него не могут обойтись. А к старости он НИКОМУ не нужен, кроме самых-самых близких. И это печально.
deti, 6 июля 2017 г.
Много приключений пришлось пережить Маркелу, за 60 охваченных страницами книги лет, много повидать, и пострадать, и полюбить, и карьеру сделать , и Царю послужить к Богу прийти на закате жизни.
Хороший получился приключенческий роман. Динамичный, насыщенный событиями и персонажами, цикличный, как и положено добротному старинному авантюрному роману, есть и тайна, и ее разгадка в самом финале.
Опять же книга хороша массой аллюзий с любимыми приключенческими романами юности. Тут тебе и «Остров сокровищ» Стивенсона, и «Тайный посол» Малика, и «Три мушкетера» и «Шерлок Холмс». Ну и, конечно же, Акунинское самоцитирование — почерк мастера.
Невзирая на мелкие, незначительные шероховатости, книга в целом мне понравилась.
Роджер_Янг, 5 сентября 2017 г.
Довольно интересная зарисовка из жизни одного человека от начала и почти до самого конца 17 века. Поскольку век называли «бунташным», то и жизнь у человека была совсем непростая. Хотя ни в одном из крупных потрясений (Смута, восстание Разина, 20-летняя война с Польшей, Соляной и Медный бунты, Раскол) главный герой не участвовал, приключений на его долю выпало много. Читать интересно, язык у Акунина легкий и приятный.
К минусам отнесу несоответствие главного героя своему времени. Вот предок Магистра Корнелиус вполне вписался приблизительно в то же время, а Маркел просто таки выламывается из него. Не было таких людей в это время.
Ну и фактическая ошибка. В 1634 году, когда Маркел ездил послом в Ригу договариваться о будущей войне с Польшей только-только закончилась предыдущая и закончилась для Москвы неудачно. Кроме того, в это время Густав-Адольф вел тяжелые бои в Германии, и взять солдат еще и для Польши ему просто было негде.
Тут спрашивали про сало. Все просто. Скорость тогдашних пуль была невелика. И в толстом слое сала) значительную часть энергии пуля просто потеряла. И пробить металл кольчуги уже не смогла.
GoldSwan, 27 июля 2017 г.
На мой вкус — слишком аутентично и слишком беллетристично. Более поверхностно, чем истории про Фандорина, скорее, уровня серии «Приключения магистра». Историческая канва не цепляет, и не даёт желаемого погружения в происходящие события. Не лучший роман Акунина, хотя «писано со старанием».
muh7, 16 августа 2017 г.
Занятная беллетристика. Меня только один момент удивил. Сало вместо бронежилета. Дичь какая-то :) Ну и описание Киева как деревни, тоже вызвало вопросы :)