Генрих Альтов «Генеральный Конструктор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Свой первый летательный аппарат он построил еще мальчишкой из кусков фанеры и дюраля. Однако испытательный полет закончился аварией. После чего ему запретили летать по состоянию здоровья. Но когда он стал Генеральным Конструктором, все созданные им машины сначала испытывал сам.
Впервые напечатан в журнале «Знание — сила» — 1961, № 10. — стр. 51 — 53
Входит в:
— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.
— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.
— сборник «Создан для бури», 1970 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- Л. Барраль (1), В. Крекотень (1), Дж. Кэрэмбелэс (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 5 октября 2022 г.
В 60-х годах прошлого века еще ничего не знали о виртуальной реальности, однако автор вложил в основу рассказа именно это понятие. Правда здесь подразумевается не совсем то, что мы сейчас понимаем под данным термином, ведь подобная реальность нам дается в готовом виде в различных симуляторах, тогда как в рассказе генеральный конструктор создавал ход событий силой своей мысли. Но во всех случаях получается некий иллюзорный мир, где человек может реализовывать самые различные интересы в зависимости от своих наклонностей. Вот конструктор и использовал свои мыслеформы в научных целях.
Стоит сказать, что для времени своего написания идея рассказа весьма неплоха. Цепочка передачи мыслеобраза в структуру биотока с последующим преобразованием в программу памяти для машины тогда наверное была очень оригинальна, да и сейчас представляет собой определенный интерес для жанра фантастики. Альтов облачил все это в форму деятельности во имя прогресса, это было типично для советской фантастики, да собственно почему бы и нет. Доводы разумны, результат получен и кстати в не совсем традиционной для той же советской фантастики форме. Я был готов готов получит однозначный ответ о преимуществе творческой силы живого человека перед машинным алгоритмом, однако не тут то было. Впрочем автор ничуть не умаляет людские способности, он только отдает должное научно-техническому прогрессу, призванному помогать человеку в его деятельности. Неплохой рассказ, с довольно живым наполнением как в пользу увлекательности, так и в пользу интеллектуального осмысления предлагаемой научно-фантастической идеи.
Darth_Veter, 1 января 2022 г.
Что лучше и надежнее в освоении чужих планет — человек или автомат? Кому из них следует отдать пальму первенства? Планетолет «Синяя птица» готовят к генеральным испытаниям перед его полетом к Юпитеру. Не решен только один-единственный вопрос: кто (или что) им будет управлять? Пилот корабля уверен, что выбор нужно сделать в пользу человека, ибо только он может мыслить нестандарно и оперативно реагировать на неожиданное изменение ситуации. Но у Генерального Конструктора корабля мнение противоположное. За 36 смоделированных на компьютере полетов он понял одно: хотя машина и действует по жесткому алгоритму, она гораздо быстрее и точнее человека. Что же важнее для первого полета на чужую планету — точность исполнения или неординарность мышления? Сегодня мы, пожалуй, повторим выбор Генерального, отдав предпочтение автомату — вся наша космонавтика подтверждает подобный вывод. Сначала к далекой цели летят автоматы, а уж потом за ними идет человек. Первый человек полетел через 4 года после первого спутника, а свои следы на Луне люди оставили после 10-летнего исследования нашего естественного спутника автоматическими зондами. Сегодня мы уже нацелились на Марс, идя всё той же проторенной дорожкой. Наверное, так будет и с дальними полетами. Но не всегда — путь к звездам нам откроет не мертвый автомат, а живой человек. Ибо, как поется в известной песне из к/ф «Москва-Кассиопея», «если что-то мы забудем, вряд ли звезды примут нас».
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ, в котором автор пытается решить извечный вопрос о выборе между человеком и автоматом в космическом полете.
mputnik, 6 февраля 2020 г.
Он, как всегда, великолепен. Но — как и всегда — со своей фирменной, исключительно неповторимой «советской прагматикой». Что-то неуловимо притягательное, чистое, настоящее.
Умный дядечка. Очень умный. Может быть — в этом и есть весь фокус.
»...Ге́нрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) 15 октября 1926 — 24 сентября 1998, советский писатель-фантаст и изобретатель, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); Алгоритма Решения Изобретательских Задач (АРИЗ); Регистра научно-фантастических идей; Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ)...»
Kabasha, 6 февраля 2020 г.
Еще один привычный для советской фантастики того времени рассказ о торжестве человека над техникой, а точнее даже о торжестве человеческого разума над ограниченностью человеческого тела. Мысль сильнее всего, сильнее любой техники, ибо техника создана этой мыслью.
Произведение пронизано юношеским задором от приближающегося покорения космоса, открытия далеких планет и полетов к неизведанным звездам. Но интересно скорее не это, а поднятая в нем диалектика техники и разума, запрограммированного и непредсказуемого. И рассказ – это отличный повод вновь подумать и порассуждать на эту тему.
Evgenii2019, 14 ноября 2019 г.
Этот рассказ, как другие у Альтова, есть гимн торжества разума над ограниченностью возможностей человеческого тела. А прибавим сюда нетривиальную идею + хороший слог и получится небольшой шедевр :-)
elent, 13 июня 2012 г.
Да, очень поэтично. Не иметь возможности летать — и все же делать это. Воплощаясь в своих машинах.
god54, 23 декабря 2009 г.
Возвышенное, почти поэтическое произведение о человеке без имени, но с должностью, как это и было в СССР, где Генерального Конструктора никто не знал — военная тайна, который создал космический корабль. Написано очень атмосферно.