fantlab ru

Генрих Альтов «Генеральный Конструктор»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
99
Моя оценка:
-

подробнее

Генеральный Конструктор

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Свой первый летательный аппарат он построил еще мальчишкой из кусков фанеры и дюраля. Однако испытательный полет закончился аварией. После чего ему запретили летать по состоянию здоровья. Но когда он стал Генеральным Конструктором, все созданные им машины сначала испытывал сам.

Примечание:

Впервые напечатан в журнале «Знание — сила» — 1961, № 10. — стр. 51 — 53


Входит в:

— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.

— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.

— сборник «Создан для бури», 1970 г.



Легенды о звездных капитанах
1961 г.
Создан для бури
1970 г.
Летящие по Вселенной
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Легенди про зоряних капітанів
1967 г.
(украинский)
Other Worlds, Other Seas
1970 г.
(английский)
Other Worlds, Other Seas
1972 г.
(английский)
Autres mondes, autres mers
1974 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 60-х годах прошлого века еще ничего не знали о виртуальной реальности, однако автор вложил в основу рассказа именно это понятие. Правда здесь подразумевается не совсем то, что мы сейчас понимаем под данным термином, ведь подобная реальность нам дается в готовом виде в различных симуляторах, тогда как в рассказе генеральный конструктор создавал ход событий силой своей мысли. Но во всех случаях получается некий иллюзорный мир, где человек может реализовывать самые различные интересы в зависимости от своих наклонностей. Вот конструктор и использовал свои мыслеформы в научных целях.

Стоит сказать, что для времени своего написания идея рассказа весьма неплоха. Цепочка передачи мыслеобраза в структуру биотока с последующим преобразованием в программу памяти для машины тогда наверное была очень оригинальна, да и сейчас представляет собой определенный интерес для жанра фантастики. Альтов облачил все это в форму деятельности во имя прогресса, это было типично для советской фантастики, да собственно почему бы и нет. Доводы разумны, результат получен и кстати в не совсем традиционной для той же советской фантастики форме. Я был готов готов получит однозначный ответ о преимуществе творческой силы живого человека перед машинным алгоритмом, однако не тут то было. Впрочем автор ничуть не умаляет людские способности, он только отдает должное научно-техническому прогрессу, призванному помогать человеку в его деятельности. Неплохой рассказ, с довольно живым наполнением как в пользу увлекательности, так и в пользу интеллектуального осмысления предлагаемой научно-фантастической идеи.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что лучше и надежнее в освоении чужих планет — человек или автомат? Кому из них следует отдать пальму первенства? Планетолет «Синяя птица» готовят к генеральным испытаниям перед его полетом к Юпитеру. Не решен только один-единственный вопрос: кто (или что) им будет управлять? Пилот корабля уверен, что выбор нужно сделать в пользу человека, ибо только он может мыслить нестандарно и оперативно реагировать на неожиданное изменение ситуации. Но у Генерального Конструктора корабля мнение противоположное. За 36 смоделированных на компьютере полетов он понял одно: хотя машина и действует по жесткому алгоритму, она гораздо быстрее и точнее человека. Что же важнее для первого полета на чужую планету — точность исполнения или неординарность мышления? Сегодня мы, пожалуй, повторим выбор Генерального, отдав предпочтение автомату — вся наша космонавтика подтверждает подобный вывод. Сначала к далекой цели летят автоматы, а уж потом за ними идет человек. Первый человек полетел через 4 года после первого спутника, а свои следы на Луне люди оставили после 10-летнего исследования нашего естественного спутника автоматическими зондами. Сегодня мы уже нацелились на Марс, идя всё той же проторенной дорожкой. Наверное, так будет и с дальними полетами. Но не всегда — путь к звездам нам откроет не мертвый автомат, а живой человек. Ибо, как поется в известной песне из к/ф «Москва-Кассиопея», «если что-то мы забудем, вряд ли звезды примут нас».

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ, в котором автор пытается решить извечный вопрос о выборе между человеком и автоматом в космическом полете.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он, как всегда, великолепен. Но — как и всегда — со своей фирменной, исключительно неповторимой «советской прагматикой». Что-то неуловимо притягательное, чистое, настоящее.

Умный дядечка. Очень умный. Может быть — в этом и есть весь фокус.

»...Ге́нрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) 15 октября 1926 — 24 сентября 1998, советский писатель-фантаст и изобретатель, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ); Алгоритма Решения Изобретательских Задач (АРИЗ); Регистра научно-фантастических идей; Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ)...»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один привычный для советской фантастики того времени рассказ о торжестве человека над техникой, а точнее даже о торжестве человеческого разума над ограниченностью человеческого тела. Мысль сильнее всего, сильнее любой техники, ибо техника создана этой мыслью.

Произведение пронизано юношеским задором от приближающегося покорения космоса, открытия далеких планет и полетов к неизведанным звездам. Но интересно скорее не это, а поднятая в нем диалектика техники и разума, запрограммированного и непредсказуемого. И рассказ – это отличный повод вновь подумать и порассуждать на эту тему.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ, как другие у Альтова, есть гимн торжества разума над ограниченностью возможностей человеческого тела. А прибавим сюда нетривиальную идею + хороший слог и получится небольшой шедевр :-)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, очень поэтично. Не иметь возможности летать — и все же делать это. Воплощаясь в своих машинах.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвышенное, почти поэтическое произведение о человеке без имени, но с должностью, как это и было в СССР, где Генерального Конструктора никто не знал — военная тайна, который создал космический корабль. Написано очень атмосферно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх