Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»
В книге изложены общие для большинства мировых мифологических систем образы героя, его трансформации и пути.
- /языки:
- русский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- А. Мокровольский (2), О. Ю. Чекчурина (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 6 июля 2022 г.
Очень интересная книга по антропологии, построенная на основе изучения и попытки систематизации огромного количества мифов различных народов мира. На основе анализа различных сюжетов Кэмпбелл строит идею о том, что несмотря на безумное разнообразие фантазии, базис во всех один и тот же: истории о герое, о богах и о конце света. О герое — это заглавная часть, конечно.
В чем-то исследование по формату напоминает книги Проппа, но тот работал с чисто русским материалом и более узким кругом сюжетов, а разброс Кэмпбелла чрезвычайно велик. Говоря о мифах, люди обычно имеют в виду мифы Древней Греции или скандинавские, ими он тоже оперирует, но в очень небольшом объеме. Основной же материал для исследования — это малоизвестная западному человеку мифология Азии, Африки и Америки. Во всяком случае, мне лично малоизвестная, и само чтение в изобилии приводимых авторов отрывков из тех или иных текстов — в цитатах, и в пересказе — само по себе очень интересно. А как эти отрывки строятся в единую общую логическую картину, в которой условный мифический герой преодолевает стандартные «реперные точки» (пусть и предстоящие в разных варианта) — это отдельное удовольствие.
Не скажу, что во всех абсолютно случаях «глобальный сюжет» Кэмбелла прослеживается абсолютно четко — он работает со слишком разнородным материалом, и этого материала *очень* много. С другой стороны, это свидетельствует о научной честности автора, поскольку ему гораздо проще было бы показать непрофессиональному читателю только такие мифы и их отрывки, которые идеально укладываются в концепт, и не показывать все остальное буйное многообразие, но он этого не делает. Но в целом все равно общий стандартный сюжет вырисовывается довольно ясно: избранный герой, рождение которого определенным образом маркировано, «слышит зов», узнает о своей особой задачи, встречает волшебных помощников, встречает противника, совершает переход «за грань», а потом возвращается из-за нее изменившимся и приносит в мир людям что-то новое.
Все время по мере чтения не могла избавиться от мысли, *насколько* «Гарри Поттер» идеально укладывается в концепт Кэмпбелла, в каждый шаг буквально. Возможно, он поэтому так и популярен — потому что ключевые сюжетные ходы в нем идеально попадают в «коллективное бессознательное», находящее свое отражение в мифах — причем коллективное бессознательное *всех* народов, а не какого-то конкретного одного.
С идеями Кэмпбелла не хочется спорить, к тому же он уже давно признанная классика, даже несмотря на некоторое развенчание фрейдовских теорий, которыми он вдохновлялся. В конце концов, это не вопрос веры, а вопрос изучения и нахождения общего в колоссальном объеме мирового мифологического материала, и тут никак нельзя сказать, что автор лениво работал с источниками. Итог очень изящный, мне кажется, и интересный. Но и помимо этого, и совершенно другим, как раз своим разнообразием, интересны сами приводимые им мифы.
ps Передаю привет батлу Оксимирона с рэпером Гнойным, из которого я узнала об этой книге))
r9snick, 7 июля 2022 г.
Увлекательная монография на стыке антропологии, этнологии и психологии. Дж. Кэмпбелл по Юнгу и Фрейду разбирает мифологемы и мономиф — единую по его мнению структуру пути героя, его трансформации и исхода, которая происходит у разных народов одинаково по единственной причине. Наше бессознательное, наши скрытые комплексы, установки и глубинная психика как вида homo sapiens довольно универсальна.
И прочитав книгу, действительно возникает ощущение, что утверждаемое автором как минимум имеет полное и заслуженное право на существование. Книгу в своё время зафорсил Джордж Лукас, рассказывая о создании «Звёздных войн» на основе «Тысячеликого героя» — так вот, особого параллелизма увидеть трудновато, но сожалений о прочтении точно нет. Хорошая, важная работа, которую стоит почитать всем — и просто тем, кто интересуется мифологией, и культурологам, и просто читателям, которые теперь будут видеть структуру мономифа во многих произведениях!
Paganist, 25 июня 2021 г.
«Тысячеликого героя» с лёгкой руки Джорджа Лукаса рекомендуют начинающим писателям. Якобы в ней указаны все основные сюжетные ходы, на основе которых можно конструировать новые произведения. Но почему-то умалчивают, что книга — монография, и отнюдь не литературоведческая, а психоаналитическая. Почему умалчивают? Может, из злорадства: а ну-ка почитайте и помучьтесь, как мучались мы, читая это «пособие для писателя».
Если без шуток, то книгу, разумеется, стоит почитать. И не такая уж она сложная, особенно когда знаком с трудами психоаналитиков. Сложность при чтении возникает из-за того, что автор оперирует абстракциями, которые нагромождаются друг на друга, и рассуждает не о материальных, а о ментальных процессах. И не склонен слишком разжёвывать свои идеи и выводы. Впрочем, если отделять зёрна от плевел, информация в монографии интересна, хотя и не бесспорна.
Заслуга автора в огромной аналитической работе над мифами всех сторон света. Он вычленяет (с точки психоанализа, разумеется) характерные черты и мотивы поведения героев, на чём и строит свою теорию. И приходит в выводу, что в любом конце мира мифотворение происходит по универсальным лекалам, которые являются отражением внутреннего мира человека. Одновременно, автор опровергает (хотя и не говорит об этом ни слова) псевдонаучные теории (антропологические, космологические и прочие), которые апеллируют схожестью мифических сюжетов на разных континентах.
В целом, интересный труд, заслуживающий всё же больше внимания в качестве феноменологии мифа, чем пособия для писателя.
Becky, 6 февраля 2020 г.
После того как Джордж Лукас назвал Кэмпбелла своим вдохновителем при создании Звездных войн, интерес к книге «Герой с тысячью лиц» (Тысячеликий герой) вспыхнул с новой силой. И если раньше книга интересовала людей, хорошо знакомых с философией, мифологией и юниганским психоанализом, то теперь ее стал читать хм... «рядовой читатель», который не очень привык продираться через мутные нагромождения текста ради крупинок оригинальных идей. Не всегда заметит предвзятость автора, не имея багажа знаний в сопряженных темах.
В двух словах, эта книга попытка объяснить общие сюжеты в мировой мифологии с позиции юнгианского психоанализа. Кэмпбелл анализирует большое количество мифов и тенденциозно интерпретирует их, подтягивает за уши в соответствии со своей гипотезой. Написано неровно, бессистемно, громоздко. Добавьте к этому отвратительный перевод второго издания — издательства «Питер» (переводчик О. Чекчулина) — и возникнет вопрос стоит ли тратить время. Приходилось постоянно сверяться с оригиналом, попутно матеря безграмотного переводчика за нагромождения малоосмысленных слов.
На мой взгляд, всем кто хочет ознакомиться с этой темой лучше читать Кристофа Воглера «Путь героя», эта книга является авторской переработкой идей Кэмпбелла. Отношение к «Путь героя» изначально было как к «слепку бледному» — вторичному перепеву книги Кэмпбелла. Но я ошибалась полностью, книга идеальна для первого ознакомления с идеями Кэмпбелла. Если бы был второй шанс, то сначала прочла бы Воглера, а следом Кэмпбелла. Если выбирать одну из двух книг, то Воглера.
Если интересен именно Джозеф Кэмпбелл не изуродованный малоосмысленным переводом, то вот хорошая книга Кэмпбелла — сборник эссе «Мифы в которых нам жить» перевод Семенова. Почувствуйте разницу в работе переводчиков.
alshi, 12 июля 2018 г.
Читать стоит если есть желание углубиться в тему и кроме поверхностных мотивов нащупать и глубинные механизмы воздействия, понять, почему же человечество из раза в раз очаровывается одной и той же историей, которую впервые рассказали как только изобрели речь и не устают повторять до сих пор. Кэмпбелл, проанализировав кучу мифов, выделяет костяк этой истории и, исходя из учений Фрейда и Юнга, поясняет, что же на самом деле скрывается за тем или иным поступком героя (чаще всего подсознательное желание убить отца и переспать с матерью — если герой мальчик и наоборот, если девочка, впрочем, ничего нового). Невозможно не отметить работу, проделанную автором: в подтверждение своей теории он обратился ко всевозможным произведениям как западной, так и восточной культуры, добросовестно их изучил и не забыл привести в пример везде, где только можно. Правда, бессистемно, что положительное впечатление сглаживает. Порой бывает сложно вычленить мысль автора из этого нагромождения, тем более, что кроме мифов, в качестве примеров выступили еще и сновидения, толкования коих — тема, достойная стендапа. К счастью, на протяжении повествования, Кэмпбелл периодически подводит промежуточные итоги. Не забывает он проанализировать и современное (40-х годов двадцатого века) общество, приходит к достаточно грустному выводу: «для каждого из нас настал судный день — каждому нести крест спасителя — и не в блистательный миг триумфа своего рода — племени, но безмолвии своего, ни с кем не разделенного отчаяния».
На основе моей рецензии с ЛЛ.
KROKS, 29 апреля 2018 г.
Не то что бы отзыв.
Я почему-то думала, что там больше литературоведения, на худой конец антропологии, а не юнгианского психоанализа. Хотя я не против – сильно больших трудностей при чтении мне это не добавило, а Юнга я уважаю.
По книге в целом. Я поняла, что:
1. Все есть – Логос (про Логос в книге ни слова нет, просто нужен был адекватный термин. Может и не очень адекватный, но хоть какой-то)
2. Жизнь – тлен, и мы все умрем.
3. Но это совсем не плохо, т.к. см. п.1.
4. Я пантеист.
5. Тем, кто не знаком с Юнгом и его теориями, сперва познакомиться, а только потом читать.