Анатолий Васильевич Кузнецов «Юрка, бесштанная команда»
Конец августа, идут дожди, все дороги развезло, но шофёру совхоза Горлову вместо того, чтобы выпить на именинах у знакомых, надо ехать в город за новым трансформатором. Настроение не улучшает и то, что новая учительница внезапно попросила его взять в город своего сына Юрку, чтобы купить ему школьный костюм: мальчику скоро в первый класс, а у него порвались последние брюки. Прожжённый циник, любитель выпить и урвать, где можно, лишнюю копейку, за время поездки Горлов в компании семилетнего Юрки неожиданно для себя преображается. Общение с мальчишкой, который, как и сам Горлов в детстве, растёт без отца, пробуждает в шофёре чувства, на которые он, казалось, был уже давно не способен...
Входит в:
— журнал «Юность 1960'08», 1960 г.
— сборник «Селенга», 1961 г.
Экранизации:
— «Юрка — бесштанная команда» 1961, СССР, реж: Антонис-Янис Воязос, Андрей Смирнов, Борис Яшин, Рамиз Аскеров
— «Мы, двое мужчин» 1962, СССР, реж: Юрий Лысенко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tam, 11 октября 2021 г.
Стало интересно, что же это за рассказ, который почти сразу после публикации (1960) был дважды экранизирован в СССР, сначала вгиковским студенческим коллективом из аж четырех режиссеров (в их числе Андрей Смирнов) и двух операторов в 1961 году, а затем одним Юрием Лысенко, но под чуть измененным названием «Мы, двое мужчин» (1962). Сценарий для второго фильма написал сам Кузнецов, и был очень доволен результатом, но позже его негодование вызвали цензурные вмешательства и снятие фильма с показа на кинофестивале (см. заметку «Как умер фильм “Мы, двое мужчин”», уже времен эмиграции). Любопытно, что главную роль в обоих фильмах сыграл Василий Шукшин.
Так вот, рассказ оказался замечательным. Даже перечитав его, всё равно ставлю 10. Да, это такая почти что сказка времен «оттепели». Тридцатитрехлетний холостой шофер совхоза, грубиян и пьяница Горлов, который считает, что «копейка правит человеком», выезжает на грузовике в город за трансформатором под дождем, по сплошной грязи и дико злой, что не дали выпить на именинах, да еще учительница всучила в попутчики семилетнего сына, попросив купить ему в городе школьный костюм (это вместо того, чтобы наконец расслабиться в пивной!), — а через сутки обратно возвращается преобразившимся за время общения с ребенком, в нем если не полностью проснулось, то по крайней мере начало просыпаться что-то человеческое. И не то что школьный костюм купил на деньги матери мальчика, но еще и свои кровные потратил на новые ботинки Юрке.
А в финале — просто классика «диалектики души»: еще вчера родной совхоз «лепился грязными унылыми кубиками мазанок, с редкими общипанными деревцами между ними», а сегодня «на холме белыми крапинками привольно раскинулись домишки», а совхозный пруд, в начале пути казавшийся «обтоптанным и загаженным», «похожим на лужу», по возвращении «блеснул», и на поверхности его виднеются «едва различимые точки гусей».
«Этот мир был тревожен, красив и наполнен до краев, как бывает в детстве, как в дни любви.»
Маленький шедевр!