fantlab ru

Александр Марков «Апсу»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Апсу

Другие названия: Апсу (Бездна)

Роман, год

Аннотация:

Вниманию читателей предлагается книга «Апсу (Бездна)» А.Маркова. Книга является одной из первых российских книг в жанре фэнтези.

Входит в:

— антологию «Легенды грустный плен», 1991 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 243

Активный словарный запас: низкий (2545 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Легенды грустный плен
1991 г.
Апсу (Бездна)
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудновато составить мнение о книге.

Безусловно, нельзя не оценить работу автора. Он изготовил пусть и несколько наивную, но для своего времени достаточно актуальную, любопытную вещь. Она ещё не выпала из советской традиции авторской гуманистической сказки, не слишком уж глубоко вросла в мифы и приключения героического фэнтези, и не очень-то уверенно отпочковалась от исторической мифологии. В романе можно увидеть весь набор проблем и отчасти философию позднесоветской интеллигенции, однако история уже не пытается влезть в штанишки крапивинских героев или подхватить дедовские гусли славянских сказов. Книга заметно взрослее детских фэнтезийных повестей Александра Больных и всего корпуса прочих перестроечных сказок-приключений, которые предшествовали волне русскоязычного фэнтези; ей удаётся удержаться над идейным вакуумом и подростковыми подёргиваниями, характерными для первых российских попыток подражения западной фантастике (как, например, в «Дорога, которая не кончается» Льва Лобарёва). Это очень интересная, отдельная веха в развитии отечественного фэнтези, сравнимая с «Владыкой Вод» Михаила Шалаева или «Чёрной стеной» Леонида Кудрявцева.

Тем не менее, сама по себе история не слишком-то занимательна. Очень уж большую роль играют здесь источники, из которых позаимствованы герои и сюжет — несложные перестановки имён быстро расшифровываются, общий ход фабулы и узнаваемые типажи заставляют всё время переживать вспышки дежавю, финальная катастрофа вызывает в памяти множество книг, связанных с Атлантидой, а эпиграфы только подливают масла в огонь. И уже видишь чем всё закончится. «Хоббит», «Гильгамеш» и «Эдда» слишком уж ярко проступают на теле романа, формируя общую смесь, вызывающую ассоциации то ли с «Древом жизни» Владимира Кузменко, то ли с «Трое из Леса» Юрия Никитина. Общий (сначала пасторальный, а потом тревожно-трагический) тон книги подпорчен множеством слов и оборотов современного языка — кажется, будто герои притворяются наивными селянами, а саму книгу штормит и она мечется между фэнтезийным и научно-техническим миром. Наконец, идея палеоконтакта и разнообразных «божественных войн», нашедших отражение в мифах, уже на момент написания большого восторга не вызывала, как и все этические установки, заявленные автором.

Гармонично соединить это в голове почти невозможно. Роман одновременно перенасыщен разнородными отсылками и притом слишком упрощён, отчасти старомоден.

Ничего удивительного, что «Апсу» оказалась напрочь забыта сразу после выхода в свет. Очевидно, её просто погреб под собой вал переводной, более интересной (крикливой?) и современной (драчливой?) зарубежной фантастики. Книга, написанная по советским канонам (герой не может не страдать от того, что начал войну против тех, кто хотел убить его — апофеоз самоубийственого гуманизма!), закономерно оказалась затоптана произведениями, где реалии 90-ых отражались куда более точно (Зуб за зуб, око за око — иначе просто съедят! Что с «Апсу» и случилось).

К настоящему времени роман устарел, проверку временем не прошёл. Можно, конечно, полюбоваться на занятное сплетение разных мифологий с примесью фэнтези, но эпоха рефлексирующих гуманистов миновала так давно, что они и остались-то только в книжках (не считая тех, кто наловчился надевать этот образ как карнавальный костюм для публичных выступлений).

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно случайно наткнулся на это произведение в антологии «Легенды грустный плен» и следующие пару дней буквально оторваться не мог! Очень удивлён как низкими оценками лаборантов, так и тем фактом, что «Апсу» столь незаслуженно забыта. И пускай сейчас повесть (или скорее короткий роман) выглядит наивной и вторичной, для 1991 года — весьма и весьма достойно. «Апсу» написана на стыке НФ и фэнтези, и во время прочтения меня почему-то не отпускало ощущение, что автор перед написанием ознакомился с «Князем Света» Роджера Желязны. Уровень у произведений, само собой, разный, но что-то общее несомненно есть. Не вдаваясь в особенности сюжета, можно сказать, что Марков создал увлекательную мешанину из шумеро-аккадской и скандинавской мифологий (с примесью индийской и кельтской), идей палеоконтакта, сказаний разных народов о всемирном потопе, увлекательных приключений героев и небольшого количества условно-фэнтезийных штампов, вроде порченых «злым чародейством» людей, превращенных в нидхагов (читай — орков), волшебных мечей, горящих синим пламенем, и тому подобного антуража. Однако, все эти «чудеса» потом получают вполне логическое обоснование. Особый привкус повествованию придают поэтические эпиграфы к каждой главе, взятые из Библии, эпоса о Гильгамеше, скандинавских сказаний и много ещё откуда. Ну а заканчивается всё

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
картиной грандиозного катаклизма, после которого становится понятно, что дело происходило в Атлантиде, светлые дэвы оказались пришельцами иной, духовной, природы, а выжившие герои становятся прообразами всё того же Гильгамеша, светлых асов и египетских жрецов, породив древние цивилизации.

Ещё раз повторюсь, но для своего времени, «Апсу» выглядит весьма нестандартным произведением.

Очень сожалею, что повесть не попалась она мне в руки лет в 14-15... Посоветовать её к прочтению могу всем, кому надоели мрачные картины постапокалипсиса, Третьей мировой и прочих сталкеров. И пусть книга местами больше напоминает волшебную сказку, чем НФ-роман, на пару вечеров ненапряжного чтения её вполне хватит. В конце концов, кто знает — может всё описанное в книге имело место быть?

Книге однозначная 10 и обязательно продолжу знакомство с творчеством автора.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх