Елена Хаецкая «Завоеватели»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Действие первой части дилогии – романа «Завоеватели» – происходит в альтернативном средневековье, в городе Ахен, на который нападают и занимают викинги. В этом мире люди практически вытеснили представителей магии и волшебства, малый народец доживал свои последние дни. С годами он уходил все дальше в леса и болота, прочь от Ахена, истории о гномах, сильфах, об обитателях холмов забывались и не тревожили больше покоя людей. Правда, недалеко от Ахена еще жили человек Ларс Разенна вместе со своими неразлучными друзьями – демоном Тагетом и двумя этрусскими божками Сефлунсом и Фуфлунсом. Они и стали свидетелями прибытия огромных кораблей завоевателей, падения города и его последующего увядания. И они же стали невольными участниками тех событий, которые привели к приходу в мир последнего и самого великого из магов со странным именем Синяка. Он, не ведая того, что его родителями были магами и того, что последние из белых магов перед своим Уходом вложили в него все свои знания и силу, был простым солдатом в ахенской армии, в отряде, который командовал храбрый воин Ингольв Вальхейм. После взятия Ахена, Синяка стал простым прислужником у завоевателей – грозного Бьярни, а позже, когда на загородные болота опустился огромный летающий замок черного мага Торфинна, он узнал правду о себе. Его силы и возможности выросли и окрепли, так что, Синяка даже сумел выручить из цепей Торфинна великана Пузана, ставшего впоследствии самым преданным его слугой. Становление несчастного Синяки, его антогонизм с миром людей привели, в конце концов, к его разрыву с теми, кого он спасал и кто давал ему кров. Несмотря на то, что с его помощью Ахен был очищен от завоевателей, он не стал своим для людей. И тогда он ушел навсегда…
Вторая часть дилогии, названная «Возвращение в Ахен», происходит лет через сто после того, как Торфинн ушел с земель реки Элизабет, забрав с собой гордого Игнольва Вальхейма. Синяка с великаном Пузаном жили себе да поживали. Пока однажды не попали к морастам – маленькому лесному народцу. Именно там и началось второе и последнее приключение Синяки. Он ввязался в небольшой, но продолжительный, конфликт между двумя племенами морастов, выручив при этом двух их них Мелу и Аэйта от гибели. Это в свою очередь стало причиной того, что они попали к другому народцу – скальным хэнам – а затем в замок к Черному Торфинну. Там, в замке, храбрым маленьким морастам помог живший вне времени Ингольв. События были сцеплены между собой как шестеренки. Так что в итоге оказалось, что морасты были причиной гибели сильного мага Торфинна, убийства храброго Ингольва и конца того мира реки Элизабет, которое существовало к настоящему моменту. Чтобы предотвратить гибель многих людей и прочих существ, а такэже вернуть обратно в этот мир погибших товарищей, Синяка впервые решился применить всю свою силу разом и… повернул время вспять. Корабли с полосатыми парусами не дошли до Ахена, город не был завоеван, Ахен так и остался одним из самых процветающих городов мира реки Элизабет, но для самого Синяки места в этом мире не нашлось.
Содержание цикла:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Фэнтезийный цикл»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 28 октября 2013 г.
Почему «Завоеватели» прошли практически незамеченными, честно говоря, трудно сказать. Вроде бы на дворе 1996 год, и «русского фэнтези» было не так много на прилавках страны. Видимо, Елена Хаецкая, в отличие от Меделайн Симмонс, оказалась никому не нужна...
А между тем роман далеко не самый плохой. Однако... Он тяжёлый, даже не по содержанию, а по своему настроению. Конечно, юмор здесь присутствует в немалом количестве, один Орден Закуски стоит всех книг Белянина вместе взятых. Однако, когда читаешь этот роман, возникает полное впечатление того, что миры реки Элизабет попросту умирают — не бьются в агонии, как это любит показывать в своих эпопеях Перумов, а именно тихо и мирно увядает. Нечто подобное уже было читано в «Синих стрекозах Вавилона» — этот прекрасный декаденс, после которого хочется попросту повесится от тоски... Неужто Хаецкая тогда жила именно с таким взглядом на мир? Печально.
«Завоеватели» — очень странный роман. Этот мир — необычен, хотя это явно дремучее средневековье, несмотря на присутствие вполне современного огнестрельного оружия. В нём правят загадочные силы, и бродят самые разнообразные существа. Город Ахен, по сути — единственный оплот цивилизации во всём этом мире, видимом нам, остальное место занимает какой-то, образно говоря, Утгард, чуждый человеку. Однако и Ахен исчезает. Кто такие Завоеватели, почему они так стремятся стереть этот город с лица земли — это так и остаётся для нас тайной. Но с обоих сторон гибнут люди, хорошие, плохие — все. Сами того не понимая, люди убивают свою суть, убивая тем самым и окружающую их действительность — ведь именно тогда в мире поселилось разъедающее зло...
На фоне всеобщего захирения появляются два всемогущих мага — Торфинн и Синяка. Однако они совершенно разные. Торфинн выставляет своё чародейство напоказ, он переносится из мира в мир на своём загадочном замке, вмешиваясь в дела иных направо и налево... Синяка же только тяготится могуществом. Оно не нужно ему, он не знает, как использовать его, ведь власть Синяке не нужна, а помогать людям он не может, потому что они гонят его, чураются. Однако он, всемогущий, без колебаний спас мир от разрушения, даже если учесть, что оно стоило ему бытия...
Всё-таки грустный какой-то роман. Чудные, странные герои приходят и уходят в никуда, люди бродят одинокими во тьме вдоль берегов Элизабет, не встречая ни единой живой души, а самый могущественный человек в мире способен оказать помощь человечеству только посредством своего исчезновения из этого мира. Очень много недосказанного остаётся у персонажей. Возможно, так бывает и в жизни. Грустная вещь, ребята. Но по своему добрая.
glupec, 3 мая 2014 г.
Слишком много СПГС. Слишком мало четких, прописанных характеров: по сути, все герои книги — это один человек, alter ego автора. ВСЕ их мысли и чувства = ее поиски себя, своего места в обществе. Книга не выдержана до конца — распадается на отдельные образы, каждый из которых мог бы служить прекрасной иллюстрацией к тезису «жизнь — дерьмо», но вместе... непонятно какую идею они несут.
Безусловно, заслуживает внимания тот посыл, что романтика = не блеск мечей и шорох кринолинов, а прогорклый дым костров и прелый запах травы в речной пойме (это если о-очень сильно обобщать). Короче, пионерская игра в «Зарницу» на природе (ну, или собс-но ролевые игры — как кому ближе) являет собой более «трушный» эскапизм, чем книги Толкина и Льюиса.
С другой стороны, из одного хорошего посыла не сделаешь роман. (А вот переклички с «Мечом и радугой» — понравились: Вальхейм по сути тот же Гисборн, только более зрелый и ожесточенный. Его сестра — повзрослевшая Дианора... ну и т.п.)
Само собой, интересный и нестандартный финал (на фоне всего того, о чем сказано выше) не произвел почти никакого впечатления. В кои-то веки мне попалась книга, заканчивающаяся не сусальным хеппи-эндом и не «чернухой», а просто будничным, вялотекущим ощущением, что «the show must go on» ...и что же? То ли автор не старалась хоть как-то правдоподобно выписать, то ли... Не знаю, честно говоря.
Вывод: как фэнтези эта вещь абсолютно нечитаема, зато как МЕЙНСТРИМ — вполне себе хороша.
Yazewa, 11 мая 2009 г.
Средневековый мир — жестокий, грубый, безжалостный к слабым. И в нем — обладатель огромной Силы, которого этот мир калечит и ломает, буквально заставляя выпустить на волю эту самую Силу, которая не может быть доброй или злой... Любая Сила — страшна для окружающего мира, так как она нарушает некий баланс, равновесие; она запускает механизмы, остановить которые становится уже невозможно, — нечто вроде ящика Пандоры.
Огромные возможности — это и огромная ответственность. И тяжелейший выбор. И дело совсем не в магии...
LAN, 22 февраля 2008 г.
Нарисованный небрежными, но красочными набросками мир, великолепный (как всегда у Хаецкой) язык, замечательные живые герои...
Прекрасный грустный роман о всемогуществе, о дружбе, об одиночестве...