Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 января 2018 г. 00:53
Выкладывал на Фейсбуке в новоиспечённой группе "Новокон 2018" (появившейся в связи с похвальным намерением ряда френдов возродить "Новоконы" на Чёрном море) кое-какие снимки с того самого первого, легендарного, "Новокона-87" (пос. Новомихайловский, Краснодарский край. 21 — 24 сентября 1987 г.). И вспомнил про смешной автограф, полученный у Виталия Бабенко на его культовой повести "Игоряша "Золотая рыбка" в дни того, тридцатилетней давности. "Новокона". Было это под утро и, как справедливо указывает Виталий, "в состоянии грогги".



Повесть Бабенко "Игоряша "Золотая рыбка" была опубликована журнале "Литературная учёба" (№6, 1985). У меня в те времена был какой-то особый нюх на фантастику. Мог найти её, где угодно. Никогда я не выписывал и не покупал "Литературную учёбу", хотя в те годы выписывал огромное количество журналов, включая болгарские... Заранее о предполагаемой публикации в этом номере "ЛУ" подборки произведений молодых фантастов, рекомендованных Аркадием Стругацким, не знал. Но тогда, в далёком восемьдесят пятом, проходя мимо киоска "Союзпечати", подошёл, взглянул на выложенную периодику, взял "Литучёбу" в руки и, конечно же, увидев имя Аркадия Стругацкого, немедленно купил. И до сих пор храню...



Статья написана 14 января 2018 г. 23:02
Раз уж начал про "Новокон-87", то будет уместно разместить здесь памятный для меня снимок замечательного фантаста Владимира Михайлова.



На фото — Владимир Дмитриевич подписывает мне в Новомихайловском на "Новоконе-87" свой роман "Тогда придите, и рассудим". А буквально через месяц мы встретились на семинаре по кинофантастике в Репино под тогда ещё Ленинградом (Михайлов как раз накануне лишился должности главреда рижского журнала "Даугава", слишком часто печатал русских фантастов), и он подписал мне и фото. То есть, на снимке получился двойной автограф. :)



Статья написана 14 января 2018 г. 17:07


Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018.

«Забвения», названная в издательской аннотации повестью, а в предисловии именуемая романом, состоящая из небольших главок с задорными заголовками, совсем не такая весёлая книга, как может показаться по этим заголовкам. Четыре сотни страниц обычного шрифта, по объёму – вполне себе роман, поэтому так и буду её называть. Однозначной трактовке произведение не поддаётся. Истолкование этой необычной вещи, понимание её содержания во многом зависит от внутреннего содержания читателя, которому, боюсь, придётся поломать над романом голову. А вот издательству «ГОНZО» к сложностям не привыкать, ведь именно оно в своё время познакомило российского читателя с многомерным «Домом листьев» Марка Данилевского.


Автор «Забвении» Илья Боровиков ещё десять лет назад на редкость удачным дебютом – детским романом-сказкой «Горожане солнца» – доказал, что фантазия у него работает превосходно. «Горожане солнца» получили тогда премию «Заветная мечта» и запомнились читателю специфической, изощрённой странностью и усложнённым языком. Новая книга Боровикова странна не менее, хотя описанная в «Забвении» ситуация многими фантастами и нефантастами обыгрывалась неоднократно: человек из замечательно обустроенного мира всеобщего благоденствия и счастья попадает в суровые объятия мира природного, натурального. Конечно же, автор наделил Гармонию (государство, в котором живёт с женой Мартой и трудится локоть-менеджером правой руки герой романа Прокоп) особенными, только ей присущими чертами. Граждане Гармонии носят сЕртуки, снабжены индикаторами совести, ездят на фаФэтонах, на дух не переносят ничего металлического и периодически освобождаются от досадных и неприятных мыслей в специальных уборных-исповедальнях с помощью «отомницелей». Благодаря регулярной «гигиене памяти» гармонцы с годами не мрачнеют, не покрываются морщинами, не горбятся, а округляются в розовато-пухловатых младенцев, не помнящих ничего плохого о своей жизни. Правда, случаются издержки, когда беспамятность поражает навылет. «Является "невдомёк", улыбчивое существо с ясными, кроткими глазами, словно разбуженное в незнакомом месте и теперь вечно ждущее разъяснений, доверчиво идущее за каждым, кто эти разъяснения готов предложить, но уже не способное не осознать их, ни толком запомнить».

Уютно-стерильную вселенную своего комфортного обитания герой покидает не по собственной воле, не по заранее разработанному плану, не из-за того, что воспылал роковой любовью к продвинутой незнакомке-революционерке, как часто бывает в антиутопиях. Происходит всё вроде бы случайно. Хотя… Я сильно сомневаюсь, что у Боровикова в романе вообще есть что-то случайное. Закономерен закольцованный квест Прокопа, закономерна внутренняя логика постепенного прозрения героя и постижения истины. Конечно, надо эти закономерности уметь увидеть, выделить и понять. Собственно, имеется в романе Боровикова и та самая почти обязательная для антиутопий роковая незнакомка, из-за которой Прокоп пересекает ров-границу, отделяющую страну Гармонию от страны Забвении. Но эта девушка-девочка очень уж призрачная, да и влечёт Прокопа совсем к другой героине романа, бесхитростной и энергичной дикарке Ябеде… Далее по сюжету (упрощаю его суть максимально) Прокоп попадает в плен к лесным жителям-древлянам, использующими героя как Живой Щуп, ведь жители Гармонии болезненно чувствительны к железу, наводящему на них физиологический ужас.


Полностью рецензию читать здесь:
https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...


Статья написана 14 января 2018 г. 17:01
Читаю в новоиспечённой группе "Новокон 2018" на фейсбуке, что появилось похвальное намерение возродить "Новоконы".
А вот что есть у меня под рукой с того легендарного, первого "Новокона-87". (пос. Новомихайловский, Краснодарский край. 21 — 24 сентября 1987 г.).


Фотографии в альбоме «Новокон-87», автор lares09 на Яндекс.Фотках

Борис Сидюк, Алекс Яр, я.
Нет в живых Игоря Фёдорова, Никиты Погосова, Оли Новикевич. Неизвестна судьба Юрия Цицаркина...


Владимир Ларионов (я) и Алекс Яр

Владимир Михайлов. На заднем плане — Саша Ливенцев.


С неприязнью смотрю на Фалеева. Не любили мы тогдашнюю фантастическую "Молодую гвардию"...

Елена Михайлова и Владимир Михайлов:


Это я. Какой-то семинар на свежем воздухе. Там, впереди, сцена.

Алекс Яр:


И — заодно автограф Виталия Бабенко на знаменитой повести "Игоряша "Золотая рыбка" из "Литературной учёбы", полученный на Новоконе ночью "в состоянии грогги".



Статья написана 11 января 2018 г. 12:05

Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018. – 400 с.


Цитата:
"Слабое солнце светилось сквозь паутину ветвей, как колено сквозь потёртый чулок. Мир обветшал. Вокруг зияла сквозистость; лучи, как слабые нити, штопали ветхую тьму, кое-как заколотую на сухие еловые булавки, горящие старинной бронзой. Вся эта система световых латок и связей медленно съезжала к западу и истончалась. Только на полянке оставались целые, не распущенные на нити лохмотья света. Один из них ниспадал в могилу."

Размещаю несколько снимков, взятых мною из фейсбука автора (с его разрешения).
На мой взгляд, эти фото здорово помогают проникнуться атмосферой произведения.






А вот короткий отзыв Дмитрия Быкова на "Забвения" с сайта "Собеседник.ru":
"Боровиков прославился 10 лет назад якобы подростковым, а на деле авангардным и очень взрослым романом «Горожане солнца». Потом он надолго исчез, а теперь появился с книгой, тоже посвященной памяти, травме и войне. Это сказка, жестокая, умная, очень неожиданная. Забвения – не множественное число, а название страны, в которой все происходит. С языком Боровиков творит чудеса, у него множество неожиданных сравнений и перевернутых общих мест, и вдобавок у книги такой готический колорит, такая атмосфера ужаса и веселья, что интересна она будет прежде всего умным детям. Взрослым тоже, но умных взрослых меньше".


Годная книга. Рекомендую.
На свою рецензию дам ссылку через несколько дней.

Купить книгу "Забвения"




  Подписка

Количество подписчиков: 183

⇑ Наверх