Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 18  19  20

Статья написана 30 октября 2016 г. 19:35

И если есть те, кто приходят к тебе,

Найдутся и те, кто придёт за тобой.

[/i][/right]


Где-то год назад я уже писал о книге Дмитрия Савочкина, но по здравому размышлению решил немного расширить и углубить тот отзыв. Во-первых, отечественные авторы не балуют читателей мистическими триллерами, особенно столь добротными. Во-вторых, о буднях «чёрных археологов» написано ещё меньше, а тема интересная.

Клёст – главный герой «Тростниковых волков» и по совместительству рассказчик — как раз из них. Он завязал и зарабатывает на жизнь кампанологией, но одно щедрое предложение заставляет его вернуться к прежнему ремеслу. Богатый затворник Караим предлагает Клёсту отыскать… половинку немецкого солдатского жетона времен Второй Мировой. А заодно – дочь Караима, Русалку. Ситуация осложняется тем, что жетон по всем параметрам выглядит поддельным, а Русалка… недавно покончила с собой.

Сложно писать о мистическом романе – одним неосторожным словом можно сорвать покров тайны и испортить чтение. По счастью, в «Тростниковых волках» Дмитрия Савочкина есть о чём поговорить, не навлекая на себя спойлерами гнев будущих читателей. Обозначив присутствие потустороннего почти с самого начала, автор тут же задвигает его в дальний угол – почти до самого финала. Большую часть времени сюжет вращается вокруг деятельности тех, кто «копает войну». И в описании подобной деятельности Савочкин убедителен как танк «Королевский тигр». Под изыскания Клёста и его новоиспеченной помощницы Вербы, которая выполняет при нём функции доктора Ватсона, подгоняется недюжинная база, изобличающая в авторе если не специалиста, то умело под него замаскировавшегося. Что представляет интерес для копа на территории Украины и по какой статье за оный коп можно присесть? Как выглядел боевой путь 2-ой дивизии СС «Дас Райх»? В какие пыльно-архивные дебри надо залезть, чтобы отследить через семьдесят лет путь одного-единственного немецкого офицера? Как оловянные пуговицы помогают судить о состоянии захоронения? Я не знаю, существуют ли какие-то пособия для начинающих в столь деликатном деле, но если нет – на основании «Тростниковых волков» вполне можно оное написать.

Ближе к заключительной трети из этой предельно-реалистичной истории начинает всё явственней проступать мистическая подоплёка, уводя «Тростниковых волков» с территории детективов (пусть и с приставкой «крипто-») и триллеров (пусть и «мягких», т.е. практически лишенных насилия) в туманные дали готики, где сквозь современную Украину всё больше проступает Украина Гоголя и Сомова, с её неповторимой атмосферой — пленительной и пугающей. Дома для душевнобольных сменяются дремучими лесами Горганов, забытые захоронения войны – монастырями, где всё ещё, как и несколько веков назад, можно попроситься на ночлег. Расхитители могил охотятся за вещами мертвецов, а за ними в свою очередь идут по следу тростниковые волки. Которые явно состоят в родстве с небезызвестными совами и тоже – «не то, чем кажутся». Размытой сей характеристикой можно наградить и большинство персонажей книги – не случайно большинство из них скрывается под прозвищами, а в одной из сцен упоминается целый шкаф, набитый всевозможными изданиями «Назову себя Гантенбайном» Макса Фриша.

Если разобраться, и сами «Тростниковые волки» Савочкина — не то, чем кажутся. Всё, о чем я рассказал выше — это правда, но есть ведь и то, о чем не рассказал...




Я надел на голову фонарик, включил его и начал осматривать землю под ногами. Затем вытащил из кармана наконечники для щупа, выбрал нужный и накрутил. Вогнал щуп в грунт и, когда он упёрся во что-то твёрдое, покрутил туда-сюда. Да, это была кость. Внизу, под нами, лежали черепа. Я несколько раз прощупал почву в разных местах, чтобы оценить размеры захоронения. Довольно приличное. Исходя из моего опыта внизу могло лежать несколько десятков, а то и сотен человек. Это или затерянный могильник гетто, или захоронение более раннего времени.

— Что-то интересное? — тихо спросила Верба.

— Если несколько сотен трупов в земле — это интересное, то да. Но если ты имеешь в виду, поможет ли это нам в поиске, то нет.

— Почему?

— Потому что Ганс Брейгель приезжал в Каменец не для реорганизации гетто. И здесь, где мы сейчас ищем, его нет.


Статья написана 10 октября 2016 г. 21:24

Галина Юзефович и "Медуза" извлекли из тьмы электронной к свету, солнцу и читательскому вниманию три любопытных книги. Спекулятивная НФ "про Марс", постмодернизм в духе Эко и Торнтона Уальдера, но в декорациях российских 90-ых и теплый, чуть не написал "ламповый", магреализм. Обзор строго рекомендуется к ознакомлению. Как, впрочем, и другие обзоры Галины Леонидовны.


Книги, которые вы без нас не найдёте

Мария Елиферова. Двойной бренди — я сегодня гуляю!

Первый — совершенно неотразимый — роман Марии Елиферовой «Смерть автора» был написан в жанре вампирик-хоррора, вышел без малого десять лет назад и оказался на диво успешен для литературного дебюта. Второй, «Страшная Эдда» (затейливое фэнтези в декорациях скандинавской мифологии), появился двумя годами позже и был уже существенно менее успешен. Третий, совсем свежий научно-фантастический роман «Двойной бренди — я сегодня гуляю!» последовательно отвергли несколько издательств, и, отчаявшись увидеть его напечатанным, Елиферова решила в конце концов выложить свое детище в сеть совершенно бесплатно.


Светлана Метелева. Чернокнижник

Братская могила сайта «Проза.Ру» хранит немало сокровищ, и «Чернокнижник» Светланы Метелевой — одно из них. Отвергнутый, насколько я знаю, несколькими издательствами роман, тем не менее, относится к категории настоящей, профессиональной литературы, написанной одновременно очень осознанно и рефлексивно — что называется «от головы» и вместе с тем совершенно по-честному, без прагматичного (и почти всегда бесплодного) заигрывания с читателем. Название наводит на мысли о фэнтези, но это не так: «Чернокнижник» — это одновременно и история про 90-е годы в духе «Журавлей и карликов» Леонида Юзефовича или «Крепости сомнения» Антона Уткина, и классический сюжет о «проклятой книге» с историческими интерлюдиями, и угарный наркоманский галлюциноз.


Алексей Гедеонов. Случайному гостю. Киев: Лаурус, 2016

В отличие от литературных сироток Елиферовой и Метелевой, Алексею Гедеонову повезло: его подобрало, полюбило, отредактировало умелыми руками одного из лучших отечественных редакторов Елены Хомутовой, восхитительно проиллюстрировало и выпустило киевское издательство «Лаурус». Впрочем, это писательское везение для российского читателя оборачивается прямым невезением: купить книжку Гедеонова в Москве нельзя (говорят, сколько-то экземпляров привезут на ярмарку «Нон-фикшн»), а в сети она пока недоступна. И это тем более огорчительно, что роман Гедеонова — редчайший пример не просто читательского удовольствия, но настоящего литературного чуда. Если от «Автохтонов» Марии Галиной провести линию, ведущую через Гофмана и Булгакова в сторону «Дома, в котором» Мариам Петросян, то можно получить некоторое представление об этом тексте. Впрочем, нет — и это не поможет, потому что такая траектория не учитывает невероятного языка, которым написан роман — одновременно простого, тонкого и поэтично-певучего, органично сплавившего призвуки украинской, польской и русской речи.


Статья написана 2 октября 2016 г. 20:15

Верите ли вы в российскую кинофантастику? Я тоже нет. Но нельзя не отметить некий прогресс в данном направлении — теперь любой новый фильм не позиционируется как очередной "прорыв" и "наш ответ Голливуду". Ещё немного, и научатся снимать нормальное жанровое кино или честный B-movie. А пока до этого не добрались, знакомьтесь, "Ночные стражи". Ни с какого боку не родственник милым совушкам, а натуральное городское фэнтези от литовского режиссёра Эмилиса Веливиса, который на родине клепал триллеры (в один из них у:занесло Винни Джонса). Вышел двойной дебют так себе.

Ночью Паша (Иван Янковсий) видит странные сны и летает с кровати головой о тумбочку, а днём работает курьером в службе доставки. Во время одного из своих вояжей он видит в метро афишу певицы Даны Локис (Любовь Аксёнова) и опознает в Дане девушку из снов, которой должен (sic!) помочь. По совместительству, Дану ищут вампиры, пардон, упыри во главе с недавно разбуженным пергидролевым злодеем Янкулом (Павел Евланов). За которыми, в свою очередь начинает охоту майор Гамаюн (Леонид Ярмольник) из отдела Н. Из происходящего очень быстро свивается клубок экшна, распутывать который интересно, хоть и не с той стороны, с какой хотелось бы съемочной группе — тут вам и "Блэйд", и "Другой Мир", и "Люди в чёрном". Своих находок ровно две, но хвастаться ими как-то неловко. Упыри-метросексуалы, играющие ушами в борцух. И показанная в трейлере сцена расстрела из шестиствольного пулемета. К слову сказать, итогом столь эпичной пальбы, который — конечно! — не показали, стало уничтожение ажно двух упырей (и то одному просто стыдно стало во всем этом участвовать и он попёр грудью на Ярмольника). Увы, грозный миниган не пробивает сидения в метро. На том же уровне и остальной экшн — его много, но он бестолковый.

Игра актёров положения не спасает, потому как никакой игры нет. Как нет и актёров — смотреть без слёз можно только на Леонида Ярмольника, у которого, во-первых, колоссальный опыт; во-вторых, блестящая лысина... э-э-э... харизма. А вот его молодые коллеги подводят. Героиня Любови Аксёновой (актрису вы можете вспомнить по фильмам... да что я несу! По фотосессии для журнала МАXIM вы можете её вспомнить) существует в двух состояниях: "Кругом враги" и "Рядом Воин!". В первом она тычет во всех кинжалом, во втором — изумленно округляет глазки и запечатлевает на находящемся поблизости Воине страстный поцелуй. Переход между состояниями осуществляется за долю секунды, так что возникает ощущение, что где-то в голове Даны Локис спрятан тумблер. Но это всё меркнет пред актерским дарованием Ивана Янковского. Сыгранный Янковским курьер Паша знает и умеет только одно — пучить глаза. Он даже Шварца из "Вспомнить всё" за пояс заткнет, хотя на стороне того и играет нехватка кислорода на Марсе. С другой стороны, как ещё играть, когда в сценарии на полном серьезе прописано, что главный герой и упырь из массовки сходятся на кулачках, когда у героя есть а) фактор внезапности и б) заряженный шестиствольный колострел?

Сценарий, на самом деле, провальный. Да-да, ни к чему расшаркиваться. Мотивация у большинства персонажей отсутствует, суть центрального конфликта обозначена буквально парой фраз и то не слишком содержательных. Диалоги дрейфуют от банальности к откровенной глупости — один только разговор во время первой встречи Паши и Даны стоит х3. Ответственным за сценарий значится Олег Маловичко — напополам с Дмитрием Ивановым ответственный, в частности, за сценарий сериала "Метод"... который тоже был провалом. И у меня есть стойкое ощущение, что если я посмотрю ещё что-нибудь из фильмов по сценарию Маловичко... у:сергейдружко.jpg.

Подводя итог. Когда ничего не ждешь, ничем не будешь разочарован. В отношении российского кино сию немудреную премудрость стоит повторять как мантру — чем чаще, тем лучше. И всё же лукавством будет сказать, что от "Ночных стражей" я не ожидал ничего. Трейлеры сулили очаровательный трэшачок из серии "Так плохо, что уже хорошо", но обернулось всё очередной штамповкой, скучной и несуразной, дыр в которой больше чем в том расстрелянном Гамаюном вагоне. В прокате, при бюджете 230 миллионов рублей, фильм собрал чуть более 32 миллионов. С другой стороны, выложенный на Ютубе фильм за 3 дня посмотрели без мало 60 000 человек (upd. Уже более 65). Интерес к фантастике у российского зрителя ещё есть, но голосовать за неё рублём он не готов. И я его вполне понимаю.


Статья написана 1 августа 2016 г. 18:57


На днях ознакомился с вот такой вот любопытной книжкой. Для чего не поленился проехать 200 км. до Тюмени и устроить форменные раскопки в тамошнем "Читай-городе" (для меня, как для лютого провинциала с мхом за ушами, дико было увидеть книжный в торговом центре, да ещё чтоб там были люди!) Сразу оговорюсь, получил не то, чего хотел, но всё равно доволен.

Я ожидал от "Дорогой редакции…" разговора о российских масс-медиа новейшего периода, прежде всего – о появлении и развитии сетевой журналистики, ведь Лента.ру за свою пятнадцатилетнюю историю в этом сегменте прошла путь от новичка, чьи амбиции превосходили умения, до ведущего игрока, став для электронных СМИ как НТВ — для телевизионщиков. А получил коллективные мемуары. Ну, или что-то вроде того. Если высшее руководство в своих главах нет-нет, да и окидывает взглядом отрасль в целом, то остальные предпочитают говорить кто о чём – производственные байки, стайлгайды для сетевиков, журналистская кухня изнутри (с приправой в виде цитат из Пратчетта). Интересно, но малоинформативно.

Удивительно, но вся эта сборная солянка – книга, на минуточку, написана вдевятнадцатиром! – как солянка вовсе не выглядит, напротив – это цельная и законченная история, каждый фрагмент которой стыкуется с другими, дополняя и углубляя общее впечатление. История успеха злых и голодных, которые методом проб и ошибок, а также – упрямством, работоспособностью и, конечно, везением выгрызли себе не просто место под солнцем, место у солнца. Конец, впрочем, у истории легко предсказуем – для знакомых с мифом об Икаре. И вот в таком амплуа "Дорогая редакция…" — очень крутая книжка. Я бы даже сказал, мотивирующая. Не в том смысле как т.н. "мотивирующая литература" — пара-тройка реальных советов и 200+ страниц словоблудия вроде "купите красивый блокнот, сядьте в укромном уголке сада, где пчёлы бренчат в цветах яблони и напишите историю своей мечты". Просто когда люди увлеченно и с интересом рассказывают о своем занятии, это поневоле заставляет тоже пойти и что-то поделать – увлечённо и с интересом. Я вот, например, для начала 200 километров проехал. А у меня ни машины, и даже прав нет.

Напоследок, пару слов об издании. Впервые встретил такого редкого в наших широтах зверя как интегральная обложка и нахожу его удобней твердого переплёта. Есть два блока фотографий – первый с авторами книги, второй – всяко-разно из жизни редакции (вечеринки, обнимашки, Носик в гамаке). И стенограмма последней летучки — кульминация всей пятнадцатилетней истории. Если бы про Ленту.ру снимали кино – настоящее, художественное, вроде спортивных драм (не знаю, бывают ли драмы производственные) – это была бы крутейшая сцена. А потом эпилог, где все расходятся под грустную музыку #dropsydies.

Теперь надо добраться до "Яндекс. Книги". И ждать, напишет ли кто про РБК?


Статья написана 16 июля 2016 г. 16:40

Внеочередная арт-рубрика. Это слишком круто, чтобы выжидать положенный срок.

Сегодня у нас "стрит-арт без вандализма" от московского художника Zoom. По ссылке — инстаграм автора, где можно посмотреть другие работы, узнать их судьбу, а кое-что и приобрести. Например, Уэфа и Би на листе железа весом 80 кг. Или капот, на котором птицы увековечили Хичкока.

Кафе Local People. Большая Грузинская ул., 69.
Кафе Local People. Большая Грузинская ул., 69.




Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 18  19  20




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 51

⇑ Наверх