FantLab ru

Г. К. Честертон «Отец Браун»

Отец Браун

Father Brown

Другие названия: Патер Браун

Цикл

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 29

 Рейтинг
Средняя оценка:8.68
Голосов:193
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Классика детективного жанра, цикл рассказов об отце Брауне, добросердечном католическом священнике с тонким аналитическим умом и редким талантом психолога.

Содержание цикла:

8.36 (153)
-
2 отз.
8.30 (262)
-
5 отз.
7.91 (150)
-
2 отз.
8.34 (230)
-
4 отз.
7.84 (220)
-
3 отз.
7.66 (220)
-
6 отз.
7.59 (133)
-
3 отз.
7.84 (120)
-
1 отз.
7.69 (120)
-
1 отз.
8.23 (143)
-
3 отз.
7.95 (134)
-
1 отз.
8.42 (203)
-
4 отз.
8.00 (159)
-
1 отз.
8.31 (124)
-
8.18 (118)
-
3 отз.
7.75 (111)
-
2 отз.
7.89 (91)
-
2 отз.
8.00 (178)
-
2 отз.
7.92 (97)
-
1 отз.
8.05 (95)
-
1 отз.
8.05 (158)
-
3 отз.
7.90 (107)
-
7.58 (96)
-
7.83 (102)
-
1 отз.
8.20 (148)
-
1 отз.
8.03 (132)
-
1 отз.
7.89 (57)
-
2 отз.
  • The Donnington Affair // Соавтор: Макс Пембертон
  • Father Brown solves The Donnington Affair // Соавтор: Макс Пембертон
8.32 (107)
-
1 отз.
7.85 (114)
-
1 отз.
8.27 (155)
-
4 отз.
8.19 (175)
-
3 отз.
8.02 (137)
-
3 отз.
8.05 (99)
-
2 отз.
8.33 (104)
-
1 отз.
8.16 (190)
-
4 отз.
7.82 (97)
-
3 отз.
8.11 (100)
-
7.60 (166)
-
1 отз.
7.90 (148)
-
1 отз.
7.85 (90)
-
1 отз.
7.68 (79)
-
7.62 (94)
-
7.61 (90)
-
1 отз.
7.79 (82)
-
1 отз.
7.60 (95)
-
2 отз.
7.86 (88)
-
7.52 (144)
-
8.04 (86)
-
8.14 (137)
-
2 отз.
7.79 (79)
-
1 отз.
8.44 (165)
-
1 отз.
7.90 (92)
-
2 отз.
7.74 (83)
-
1 отз.
7.38 (76)
-
3 отз.
7.74 (73)
-
1 отз.
7.87 (78)
-
2 отз.
7.78 (90)
-
2 отз.
7.97 (49)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Тайна отца Брауна. Рассказы
1986 г.
Рассказы
1989 г.
Тайна отца Брауна
1990 г.
Рассказы
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 1
1994 г.
Том 3. Рассказы об отце Брауне
2000 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Рассказы об отце Брауне
2006 г.
Тайна отца Брауна
2009 г.
Позор отца Брауна
2011 г.
Тайна отца Брауна
2011 г.
Собрание сочинений в одной кние
2013 г.
Тайна отца Брауна
2013 г.
Расследование отца Брауна
2016 г.
Лучшие расследования отца Брауна
2017 г.

Аудиокниги:

Рассказы о Патере Брауне (аудиокнига CD)
2008 г.
Детективы
2010 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2012 г.

По формальным признакам рассказы о патере Брауне относятся к классическому детективу. Происходит преступление, которое раскрывается методом чистой логики. Но детектив — жанр с претензией на реалистичность. В реальности трудно представить ход событий, описанный в «Невидимке», «Сломанной шпаге» или «Волшебной сказке патера Брауна». Детективный сюжет для автора — прежде всего повод сформулировать очередной парадокс. Парадоксы Честертона поистине бессмертны. Они живут уже сто лет и будут жить, даже если их автора постараются официально забыть из соображений политкорректности. Некоторые из честертоновских парадоксов настолько уже вошли в наше сознание, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Но и парадокс для автора — только повод поговорить о состоянии общества. Честертон — глубоко верующий католик и консерватор с уклоном в идею социальной справедливости. Тип, который уже третье столетие рождается заново с каждым новым поколением англичан. Честертон постоянно напоминает, что вера и суеверие — понятия принципиально несовместимые. Доказывает, что растущая бездуховность заставляет заполнять пустоту самыми странными суевериями. Так было сто лет назад, то же самое происходит и теперь. Говорит о либеральной политкорректной цензуре, запрещающей называть вещи своими именами и упоминать о том, что известно каждому. Тогда она уже делала свои первые шаги. Говорит о том, что начетчик, выучивший каждую букву Библии, может оказаться дальше от Бога, чем тот, кто считает себя атеистом. О том, что человек, который учит всех жить, чаще всего сам жить не умеет. О том, как постоянное веселье оборачивается мизантропией, праведность — ханжеством, интеллигентность — бездушием, аристократ оборачивается проходимцем, а демократ деспотом.

При всем при том автор не собирается разоблачать пороки больного общества. Общество это в представлении Честертона и патера Брауна состоит в подавляющем большинстве из людей хороших, добрых, честных, неглупых, порядочных. Вот только они давно утратили все естественные ориентиры и вынуждены блуждать вслепую.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2013 г.

Каждый рассказ этого цикла сродни серии мультфильма, где добро всегда побеждает зло, причем особо не напрягаясь. И это в то время, когда Пуаро, Холмс и мисс Марпл ходят кругами, утыкаются в тупики и колотят головами об стену в поисках разгадки очередной истории. Отец Браун же, отгадывает подобные загадки, даже не замечая, что делает что-то важное и полезное. «Рассказать вам как было совершено убийство? — спрашивает он, — да это же проще простого, я сам сто раз так делал, и вообще подобные вещи случаются на каждом шагу.

Стоит заметить, что Честертон далеко не всегда дает шанс читателю самому определить убийцу или отыскать вора, то вытаскивая несколько важных фактов уже в конце рассказа при объяснении Брауна, то ни говоря их вовсе. Из десятка рассказов, я с трудом разгадал два или три.

Но, несмотря на все это ( а это вовсе не недостатки) , все рассказы написаны в таком яркой и привлекательной манере, что читаются с большой охотой.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2017 г.

Для меня, рассказы Честертона не только, вернее, даже не столько классические детективы, сколько приключенческие истории, в которых криминальный мир Британии начала 20-го века является лишь фоном. Дело в том, что если брать детективную составляющую, то у меня возникают некоторые нарекания.

Во-первых, при прочтении поневоле возникают ассоциации с Шерлоком Холмсом и они не в пользу отца Брауна. Конан Дойл по отношению к читателю «ведет себя честнее». Все улики появляются в рассказах по мере продвижения сюжета. Честертон же нередко приберегает их к самому финалу (иногда раскрывая лишь в последних абзацах).

Второе, непрерывно вытекающее из первого. Если Холмс предстает именно детективом, за расследованием которого следишь (или «соревнуешься с ним» параллельно разгадывая загадку), то патер Браун выглядит как фокусник совершенно неожиданно поражающий читателя разгадкой.

Третье. Но несмотря на вышесказанное, вычислить преступника зачастую не составляет особого труда. Особенно, это касается первых двух томов цикла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Как только Вы прочитали, что какой-либо персонаж является атеистом (или приверженцем какого-либо культа), будьте уверены, что он окажется замешанным в преступлении.

Единственным исключением в первых двух сборниках является «Молот Господень», в котором атеист сапожник Гиббс хоть и показан негативным персонажем, но все-таки не убийцей.

Справедливости ради замечу, что в более поздних рассказах Честертон перестал категорически обвинять неверующих во всех преступлениях. В 3-ем, 4-ом и 5-ом томах я насчитал трех персонажей, объявляющих себя атеистами, но не являющихся преступниками. Но общая тенденция разделения людей на хороших (католиков) и плохих (безбожников) осталась.

Учитывая сколько в реальной жизни совершено преступлений во имя бога (начиная от крестовых походов и заканчивая православными христианами, поджигающими кинотеатры в наши дни и в нашей стране), подобная позиция вызывает у меня когнитивный диссонанс. И вдобавок к этому согласитесь, что становится банально не интересно читать, зная заранее кто убийца.

Ну и последнее. Логические цепочки умозаключений (а это на мой взгляд, самое важное в «классическом» детективе) зачастую хромают иногда на одну, а иногда и на обе ноги. Что бы не спойлерить здесь и не плагиатить, отошлю к отзывам на конкретные рассказы, там и без меня внимательные читатели разобрали все по полочкам. Лишь обращу Ваше внимание на рассказы «Тайна сада», «Невидимка», «Лиловый парик», «Профиль Цезаря», где это наиболее выражено. Да и остальные преступления кажутся несколько надуманными.

А вот если рассматривать цикл об отце Брауне как серию коротеньких приключенческих рассказов, то все приобретает совсем другой вид. В этих произведениях меня восхищает практически все. Шедевральный стиль повествования, который в чем-то напоминает Хаггарда. Некоторые предложения можно буквально смаковать (большое спасибо надо сказать не только Честертону, но и переводчикам, потрудившимся на славу). Великолепно переданная атмосфера Британии начала 20-го века. Тут конечно должен оговориться, что для меня эта эпоха наиболее интересна, поэтому я субъективен. Даже явно вымышленные элементы, вроде роботов в «Невидимке» или не существующего немецкого княжества в «Волшебной сказке», вполне органично вписываются в окружающий их мир. Сам отец Браун, который мне не нравится в качестве сыщика-любителя, просто великолепен в амплуа героя приключенческих историй. Он оригинален, объемен, вызывает сильную симпатию и что самое важное заставляет сопереживать себе.

Подытоживая все вышесказанное можно сказать, что если не настраиваться только на детективный лад, то цикл об отце Брауне настоящий шедевр, от прочтения которого получаешь огромное удовольствие.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2013 г.

В рассказах об отце Брауне много гротеска: сами сюжеты, обстоятельства преступлений, почти карикатурные герои. Вместе с тем — читать необыкновенно интересно, поскольку главный герой — очень трогателен и симпатичен сам по себе, а каждый рассказ — это не просто детектив, это философское высказывание или притча о нравственности (ну или об отсутствии оной). Язык произведений великолепен!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2011 г.

Всегда выделяю этот цикл из числа других детективов за то, что помимо оригинальных детективных задумок (многие из которых давно стали эталоном, например «Странные шаги», «Странное преступление Джона Боулнойза» и «Невидимка»), рассказы написаны очень живым языком, который в совокупности с хорошим стилем автора часто придаёт происходящему налёт некой романтичности. Поэтому многие произведения воспринимаются скорее как притчи, нежели классические детективы. Ну и сам детектив, отец Браун, — очень колоритный и запоминающийся персонаж.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2016 г.

Каждая история с добрейшим и мудрейшим священником Брауном красочная объемная притча и христианская проповедь — настоящая, без занудства или слащавости. «И гений -парадоксов друг» — это точно подходит к Честертону.А еще у него настоящая Математика когда ноль плюс ноль много раз получается ноль — многие этого не знают и верят в брехню проплаченных журналюг и троллей, а также в суеверия, на которых делают гонорары. А какая радость жизни! Даже среди страшных преступлений...И кроткий Браун сильнее преступников — он побеждает их...и бывший вор Фламбо сам ловит воров! И Браун спасает невинных от виселицы...- а кого спасли вечноскулящие «лишние люди»? Для меня Браун как родной и встреча с ним приносит радость — уж сколько раз перечитывал! Честертону повезло с нашими талантливыми переводчиками — их можно назвать соавторами

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2017 г.

В обществе знаменитых детективов место отца Брауна — рядом с мисс Марпл. Всегда рядом и всегда в тени. И он, и она — чудаковаты и очень симпатичны. Но мы хорошо знаем, где и даже как живет «тетя Джейн», а отец Браун появляется всегда внезапно. И он вездесущ, но не назойлив. И как хороший священник, он знает мир людей. В «Сапфировом кресте», одном из лучших рассказов цикла, отец Браун говорит Фламбо: «Вы никогда не думали, что человек, который все время слушает о грехах, должен хоть немного знать мирское зло?» Отец Браун всегда появляется там, где зло начинает свою работу в человеческой душе. Отец Браун не сокрушается, не призывает всех святых, не показывает, как ему тяжело видеть падших людей. Менее всего он похож на «старца», на деловитого пастыря-харизматика, на угрюмого и ограниченного монаха. Он не блещет эрудицией, как Холмс, не ворчит на весь свет, как Ниро Вулф, не хвастается «серыми клеточками», как Эркюль Пуаро. Он призывает думать, куда и как человек может прийти, если он слишком чего-то хочет. Он редко может удержать преступника, но он часто спасает тех, кого коснулось зло, кого посетил страх. Он хороший и верный друг и товарищ. Весь мир для него — место, где надо искать отчаявшиеся души и что-то пытаться для них сделать.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх