Работы художника Н ...

Художник — Николай Николаевич Купреянов

Н. Купреянова
Страна: Россия
Родился: 16 июля 1894 г.
Умер: 29 июля 1933 г.

Родился во Влоцлавске (ныне Влоцлавек, Польша).

Отец — Николай Николаевич Купреянов, мать — Мария Геннадьевна (урождённая Мягкова).

Является пра-пра-правнуком Павлы Матвеевны Лермонтовой и внучатым племянником М. Ю. Лермонтова. Н. Н. Купреянов приходится также внучатым племянником известному социологу и публицисту XIX века Николаю Константиновичу Михайловскому (1842—1904) и племянником поэту Серебряного века Михаилу Алексеевичу Кузмину.

В 1912 году окончил Тенишевское училище, после чего занимался в мастерских Академии художеств у А. П. Остроумовой-Лебедевой (1912—1917), Д. Н. Кардовского (1912—1914), К. С. Петрова-Водкина (1915—1916). В эти же годы (1912—1916) закончил юридический факультет Петербургского университета.

Посетил Италию, Германию.

С 1922 жил в Москве.

Владел усадьбой Селище в Костроме, в которой был один из культурных центров русской интеллигенции. С 1931 по 1933 год жил в Москве, Малый Знаменский переулок, дом 7/10, кв. 14. Работал в мастерской Рождественка 11, кв.10. В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно. Николай Николаевич утонул в подмосковной речке в 1933. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Благодаря Остроумовой-Лебедевой окрепли связи Купреянова с «Миром искусства», деятельность которого сыграла большую роль в формировании художественных вкусов молодого графика. Но более серьёзное воздействие на его творчество оказало древнерусское искусство. Изучая стариннык гравюры и лубок, он почувствовал силу и художественые возможности ксилографии.

В первых гравюрах Купреянова — «Богоматерь», «Царь Давид» (обе — 1915) отразилась сложность становления мировоззрения художника. Он, как и многие его современники, испытал влияние религиозной философии. В письме к А. А. Блоку Купреянов писал: «Я не знаю, каково взаимоотношение переживаний религиозных и эстетических, и, кажется, не всегда умею отличать их друг от друга».

Формирование художественной индивидуальности Купреянова шло быстро. Его гравюры, несмотря на некоторую скованность техники, становятся самостоятельными уже к 1916 году. Теперь в основе его работ лежат пейзажи родного Селища (Кострома), реже города, переданные с такой значительностью, что позволяют думать о их своеобразной символике. Взволнованность и драматизм произведений отражают мироощущение художника, в котором не могли не сказаться переживания, связанные с поисками своего пути в жизни, предчувствия надвигающих перемен. В ксилографиях «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) мастер усиливает физическую мощь натуры, создавая образы большой силы и активности. Резкие контрасты света и тени, беспокойный ритм пятен создают тревожное настроение.

Наиболее плодотворны для гравёра были 1917—1919 годы. Эмоциональная сила и цельность ранних работ сохраняется, однако смягчается присущая им экспрессивность. Содержание произведений становится более широким и многогранным. Художник стремится к большей конкретности в изображении. В работах 1916 года его внимание было сосредоточено на поисках выразительности главного, детали оставались как бы вне поля зрения. В художественном решении ощущалась некоторая условность, излишняя геометричность, которые объяснялись ещё недостаточно свободной техникой гравирования.

Член художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства».

Профессор Московского полиграфического института.

Его творчество во многом было посвящено теме Великой Октябрьской революции.

Персональные и групповые выставки:

1925 — Выставка рисунков группы художников: Бруни, Купреянова Н. Н., Лебедева В. В., Львова П. И., Митурича, Татлина В. Е., Тырсы Н. А. Москва, Государственная Цветковская галерея.

1926—1927 — Казань. Выставка «Николай Николаевич Купреянов». Центральный музей ТССР.

1933—1934 — Москва. «Николай Николаевич Купреянов (1894—1933)». Посмертная выставка.

1958 — Москва. Выставка произведений художников: Бруни, Купреянова, Митурича. Дом художника.

1917 — Петроград. Выставка этюдов. Художественное бюро Н. Е. Добычиной.

1919 — Петроград, Зимний Дворец. I Государственная свободная выставка произведений искусств.

1925 — Париж. Международная выставка нового декоративного и промышленного искусства.

1928 — Киев. Выставка гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России, Украины.

1928 — Феодосия. 4-я выставка картин современных русских художников.

1929 — США (Нью-Йорк). Выставка современного искусства Советской России.

1929 — Рига. Выставка русской графики.

1933 — Москва. ГМИИ художники РСФСР за XV лет (1917—1932 гг.).

1933 — США (Сан-Франциско, Филадельфия, Чикаго). Выставка современных русских художников.

1934 — Таллин. Выставка графики Советского Союза.

1940 — Курск. Выставка книжный знак.

1984 — Москва. Выставка Н. Н. Купреянова к 90-летию со дня рождения в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и Якова Николаевича Купреянова.

1996 — Москва. Выставка Н. Н. Купреянова к 100-летию со дня рождения в Третьяковской галерее на Крымском валу. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, и из собрания Якова Николаевича Купреянова.

© Википедия



Обложки изданий (12)

1922

Лирический круг
1922 г.
1924

Заноза 1924'07
1924 г.
Заноза 1924'10
1924 г.
Заноза 1924'13
1924 г.
Заноза 1924'03
1924 г.
1925

Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий
1925 г.
Госплан литературы
1925 г.
1927

Сыну, которого нет
1927 г.
1929

Зверинец
1929 г.
1930

Шахматы
1930 г.
Про волка
1930 г.
1937

Дедушка Мазай и зайцы
1937 г.

Внутренние иллюстрации изданий (21)

1916

Рудинъ № 8, апрѣль-май 1916
1916 г.
1924

Заноза 1924'05
1924 г.
Заноза 1924'04
1924 г.
Заноза 1924'06
1924 г.
Заноза 1924'08
1924 г.
Заноза 1924'09
1924 г.
Заноза 1924'14
1924 г.
Заноза 1914'15
1924 г.
Заноза 1924'16
1924 г.
Заноза 1924'17
1924 г.
Заноза 1924'21
1924 г.
Заноза 1924'03
1924 г.
Заноза 1924'01
1924 г.
1925

Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий
1925 г.
1930

Шахматы
1930 г.
Про волка
1930 г.
1937

Дедушка Мазай и зайцы
1937 г.
1967

Вокруг света № 10, октябрь 1967 г.
1967 г.
1971

Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1971 г.
2008

Книги нашего детства
2008 г.
2016

Через пять тысяч дней
2016 г.

Другое (1)

1922

Лирический круг
1922 г
(марка)



⇑ Наверх