Работы художника А ...

Художник — Александр Александрович Поманский

А. Поманского
Страна: Россия
Родился: 21 февраля 1906 г.
Умер: 1967 г.

Александр Александрович Поманский родился в Москве в 1906 году в семье крупного банковского служащего. Талант художника проявился уже в детстве, когда мальчик с большим усердием и старательностью рисовал и писал вполне узнаваемые портреты своих родных и близких.

В семье дети и взрослые свободно разговаривали на русском и на немецком языках. Часто в доме звучала русская музыка, а гостями дома становились артисты, музыканты, например, дирижёр Большого театра Н.С.Голованов, художники, в том числе дядя художника, известный в те годы живописец Н.Н. Поманский (1887-1935).

Однако, этому счастью суждено было продлиться недолго. К сожалению, А.А. Поманский принадлежал к поколению опалённому не только революцией и Отечественной войной, но и драматической борьбой большевиков со своим народом за “построение светлого будущего”. И эти события во многом определили его судьбу, жизненный и творческий путь.

После революции, лишённого работы, а значит, и средств к существованию, отца художника арестовывают и отправляют в ссылку на каторжные работы. Александр, будучи старшим в семье берёт на себя обязанности содержать четырёх своих младших братьев и сестёр.

С этих пор нужда и постоянные поиски заработка становятся его роковой судьбой. Вместе с тем художник решает продолжить профессиональное образование.

Первым его учителем становится Владимир Всеволодович Всеволожский, известный московский художник и педагог, затем А.А. Поманский посещает художественную студию Михаила Варфоломеевича Леблана, живописца группы “Бубновый валет”, а с 1920 по 1923 годы с большим интересом занимается у Станислава Юлиановича Жуковского, одного из представителей “Союза русских художников”. В 1924 году Александр становится учащимся частной школы Ильи Ивановича Машкова, яркого представителя группы “Бубновый валет”, преобразованной в 1926 году в центральные курсы АХР, которые он успешно заканчивает в 1929 году.

Педагоги Александра Александровича Поманского, представители почти всех ведущих творческих течений России тех лет, дали ему широкое профессиональное образование, глубокое понимание современной ему художественной мысли, прекрасные знания истории русского и мирового изобразительного искусства, подготовив тем самым его к самостоятельному творчеству, каждодневному и неустанному труду.

С 1926 года молодой художник активно включается в художественную жизнь Москвы, участвует в XI выставке АХР “Искусство в массы”, в тематических, отчётных, групповых и коллективных выставках ОМАХР и объединения “Всекохудожника”. В 1929 году А.А. Поманский вступает в члены Рабис, а в 1933 году становится членом Московского союза художников.

В 1920- 1930-е годы художник сотрудничает со многими издательствами и журналами: “Детгиз”, “Огиз”, “Молодая гвардия”, “Советский писатель», “Красная нива”, “Правда“, иллюстрирует книги, создаёт плакаты.

В эти годы большое место в жизни Александра Поманского занимает дружба с поэтом В.В. Маяковским. Творчество В.В. Маяковского, его неординарная личность чрезвычайно привлекали художника, написавшего с натуры, а в последствии по памяти, серию портретов революционного поэта и его сестры Л.В. Маяковской.

В 1938 году, по доносу, Александр Александрович Поманский был арестован и репрессирован, но вскоре, по воле случая, амнистирован.

В годы Великой Отечественной войны художник воевал на разных фронтах в составе войск противо-химической обороны. В 1943 году, будучи на лечении в Центральном военном госпитале в Лефортово, расписал большой плафон центрального зала и создал несколько панно.

На войне, в походном вещмешке художника всегда находилось место карандашам, кусочкам грифеля, угля, обрывкам бумаги и картона, и где только предоставлялась возможность отдыха, передышки, Александр Александрович Поманский принимался за любимое дело, писал портреты солдат и офицеров, мирных жителей освобождённых сёл и городов, пленных немцев, пейзажи опалённых войной, разрушенных и опустошённых домов и деревень. В 1945 году по заказу одного из штабов Западной группы войск художник создаёт картину “Переправа через Одер, в районе крепости Кюстрин”.

После войны Александр Александрович продолжает работу над портретами героев и рядовых участников событий военных лет. Однако, судьба готовила новое испытание для художника. В 1948 году живописец по заказу создаёт полотно “Ведут немцев», документально точное и образное, по собственным впечатлениям военных лет. Реалистическое изображение образа врага в виде усталых и испуганных немецких солдат, вызвало негативную реакцию у тогдашнего руководства творческого союза. В результате, А.А. Поманский был исключён из МОСХа, а картина сослана в отдалённый сельский клуб, где через некоторое время погибла. Лишь в 1951 году художник был восстановлен в членстве Союза.

В последний годы жизни А.А. Поманский много и плодотворно работал, часто ездил по стране: Калмыкия, Прибалтика, Крым, Кавказ, написал серию портретов известных людей Калмыкии, портретную галерею детских образов. В этот период он особенно активно обращается к пейзажу и натюрморту.

К сожалению, судьба не была благосклонна к художнику. Прожив всю свою жизнь в искусстве и оставшись верным своему делу до конца, А.А. Поманский так и не дождался ни одной сколь-нибудь достойной выставки своего творчества при жизни. Такая выставка состоялась лишь спустя 5 лет после смерти художника в 1972 году, в Выставочном зале на улице Вавилова. Тогда же был впервые издан каталог произведений художника.

© Советская живопись



Обложки изданий (2)

1933

Победитель планеты
1933 г.
2017

Победитель планеты. Двенадцать разрезов времени
2017 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

1933

Победитель планеты
1933 г.
2017

Победитель планеты. Двенадцать разрезов времени
2017 г.



⇑ Наверх