Работы художника К А Сомова

  Работы художника К.А. Сомова
К.А. Сомова
Родился: 18 ноября 1869 г.
Умер: 6 мая 1939 г.


Константин Андреевич Сомов — русский художник, представитель русского символизма и модерна.

Родился в Петербурге 18 (30) ноября 1869 в семье известного историка искусства А.И. Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е. Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси; в этот период познакомился с А.Н. Бенуа и рядом других «мирискусников». Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Был членом объединения «Мир искусства».

Как живописец получил известность портретами, но в первую очередь жанровыми сценками, воскрешающими жеманный мир придворных балов и маскарадов «галантного» 18 столетия (Дама в голубом платье. Портрет Е.М. Мартыновой, 1897–1900; Вечер, 1900–1902; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва; Зима. Каток, 1915, Русский музей, Петербург). Современный взгляд сочетается здесь с ретроспекциями былого романтически-причудливо, так что персонажи – в том числе портретов – порой кажутся элегантными пришельцами с того света (барышня-«ревенант» в картине Эхо прошедшего времени, 1903, Третьяковская галерея). Внутренне-ирреальны, подобно некоему натурному видению, даже и вполне повседневные, а не исторические пейзажи мастера (Радуга, 1908, там же). Напротив, сугубо реальны – своей интеллектуальной энергией – созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты А.А. Блока, М.В. Добужинского, М.А. Кузмина, Е.Е. Лансере, Ф.К. Сологуба, 1907–1910; все портреты – там же), по праву считающиеся предельно объективными.

Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д. Бальмонта, Блока, В.И. Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны Граф Нулин А.С. Пушкина (1899), Невский проспект и Портрет Н.В. Гоголя (1901), Книга маркизы Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном «эротическом варианте» в 1918). Создавал также изысканно-«рокайльные» эскизы фарфоровых статуэток (Дама, снимающая маску, 1906; и др.).

Выехав в 1923 в командировку в Нью-Йорк, художник в 1925 обосновался во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы Манон Леско А. Прево (1926, Музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес) и Дафнис и Хлоя Лонга (1930, частное собрание, Париж)). Написал ряд откровенно-эротических сценок гомосексуального толка (Обнаженные в зеркале у окна, 1934, частное собрание, Париж).

Умер Сомов в Париже 6 мая 1939.

© Энциклопедия Кругосвет



 Обложки изданий (16):
1994

Сказка Серебряного века
1994 г.
2002

Театральный роман
2002 г.
2005

Блистательные изгнанницы
2005 г.
2006

Распутник
2006 г.
2007

Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Квартира Коломбины
2007 г.
2008

Стихотворения. Поэмы. Пьесы
2008 г.
2010

Записки покойника
2010 г.
2012

Театральный роман
2012 г.
2013

Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех
2013 г.
Михаил Кузмин
2013 г.
2014

Звезда Соломона
2014 г.
2015

Мортальность в литературе и культуре
2015 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2015 г.
2017

Яма
2017 г.
2018

Призрак оперы
2018 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (10) :
1908

Что есть табак. Гоносиева повесть
1908 г.
1971

Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1971 г.
1977

Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период)
1977 г.
1987

Юность № 8, август 1987 г.
1987 г.
1994

Новелла Серебряного века
1994 г.
Царица поцелуев
1994 г.
Женщина на кресте
1994 г.
1997

Смена 7 97
1997 г.
2013

Журнал ПОэтов, №3 (47), 2013
2013 г.
2016

Антология ПО, том 4
2016 г.



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх