«Бумажный» литератор о сетевом писателе
© Василий Пригодич
Любезный читатель, признаюсь в том, что с душевным трепетом приступаю к написанию заметки. Почему? Признаюсь, первый раз в жизни сочиняю о «сетевом писателе» (хорошем, очень молодом и очень одаренном, работающем в разных жанрах – эдакий «многостаночник») – о Юрии Леонидовиче Нестеренко. Имя это, ежели ты не WEB-фанат, тебе ничего не говорит, а жаль. Стоит запомнить его, стоит и познакомиться с его трудами многотрудными.
Может быть, кто-нибудь обратил внимание на мою статью «Сетевая литература», где я писал, мол, литература уходит в Сеть. Так вот, Юрий Нестеренко никогда ничего не публиковал в «бумажном» варианте, а в русской Сети он – известный, почтенный сочинитель (когда я пытался обратить внимание литературных сетевиков на его творчество, мне ласково ответили неласковые ухари, ты, Пригодич, дурак старый, совсем рехнулся, кто же не знает Юрия Нестеренко). А я и не знал о нем, пока случайно не набрел на его весьма затейливую, продуманную страницу в «Веб-кольце русских писателей». Читатель, врубай компьютер, запоминай адрес «кольца» (много дельных авторов) – http://webring.opankey.com/rwwring.html
Почему я выбрал Юрия Нестеренко? Помнишь, у Довлатова: дамочка спрашивает у нью-йоркского шашлычника, почему одному из клиентов он дал шампур с невероятным количеством жареного мяса, – мне он нравится, – гениально ответил продавец холестерина. Страницу нашего автора уже посетили свыше 17000 зевак и ценителей. Семнадцать тысяч – это серьезно, господа!
Читатель, товарищ мой высокий, я прекрасно понимаю, что ты тяжко трудишься или учишься (что одно и то же). Ты устаешь, тебе не хочется после нелегкого дня забивать голову всяческой квазиинтеллектуальной требухой (имя ей – океан). Творчество Юрия Нестеренко чрезвычайно ЗАНИМАТЕЛЬНО, ты уж никак не соскучишься и не скукожишься ( вижу, как у многих пишущих козлов аж скулы перекосило, это слово для них низкое; литература должна учить, спасать мир, вещать, угрожать и проч. – не верь, друг, это все хитрые уловки хитрых негодников-плутов). Тексты должны быть ИНТЕРЕСНЫМИ, стимулирующими мысль. А вот этого у Нестеренко – навалом. Итак, адрес сайта (основная страница) нашего персонажа – http://yun.complife.ru/ – ни в коем случае, родной, не набирай лишнее WWW (не попадешь, куда надо). Набрал? Поехали… Ну, натурально, нужно сказать несколько слов об авторе. Ему двадцать восемь лет, кибернетик, автор компьютерных программ и игр, прозаик-фантаст, просто прозаик, поэт, публицист, сатирик, юморист, постоянный сотрудник сетевого журнала (толковейшего) «Компьютерра» (адресок прилагаю – http://www.computerra.ru/). Писатель прибегает к псевдонимам: Джордж Райт и граф Этсенберг.
В своем «Личном деле» Юрий Нестеренко педалирует внимание на том, что он «атеист» (все проходит, скажу с грустью, и юношеский богоборческий пафос пройдет; как не вспомнить бессмертные слова бессмертного Венедикта-Венички Ерофеева: больше пейте и меньше закусывайте… это избавляет… от самомнения… и поверхностного атеизма), индивидуалист, рационалист, антикоммунист и антифашист (вот с этим я согласен на сто процентов), убежденный противник секса (а вот с этим я никак не согласен). Читатель, помни, каждому – его…
Сайт Нестеренко простенько именуется «Ivory Tower» (ясное дело – башня из слоновой кости). А мы переведем по-нашему: «Вышка из слоновой кости» (второе значение Tower). Словечко «Вышка» мне душу греет: обиходное наименование расстрела (высшей меры наказания в Совдепии). Кстати, в разделе «Проза» «висит» отличный рассказ «Исполнитель» про чекистско-расстрельные дела, герой – философствующий следователь – именно «лепит» своим подопечным «вышку» (новелла умна и сложна, я гаерски утрирую содержание). «Щелкаем мышью» по стилизованному изображению врат-ворот: перед нами неведомый мир неведомого демиурга-сочинителя (http://yun.complife.ru/1st.htm). Раздел «Проза» включает «крупноформатные» фантастические романы и повести, назовем основные: «Охота за островом (Пилот с границы)» (увлекательное чтение, к тому же автор умно и остроумно классифицирует набившие оскомину клише «космических опер»), «Ошибка Риллета Ри» (исповедь перебежчика, бежавшего в будущее)», «Рильме гфурку» (философская притча о судьбах культур и цивилизаций; читатель, эти многосмысленные понятия-мифологемы необходимо дифференцировать), «Вторжение» (элегантная полемика с братьями Стругацкими), «Диктатор» (неисповедимы пути Господни: повесть необъяснимым образом перекликается сквозь десятилетия с поздней, неопубликованной трагедией Брюсова «Диктатор», хранящейся в Отделе рукописей Пушкинского Дома; четверть века назад я писал о ней).
Все текты «зазипованы», нужно повозиться… Хорошая специфическая проза в хорошем специфическом исполнении и… читается легко… Почему-то принято думать, что от «настоящей» литературы у читателя скулы должно сводить от «духоносности» содержания и «несъедобности» стиля. Вранье! Читать текст Нестеренко легко, «въезжать» в подтекст трудно…
Рассказы (все тексты легко «раскрываются», сразу приходят на монитор) автор сам делит на фантастические и нефантастические. Занятно, наивно, но правильно. Несколько рассказов просто превосходны: уже упоминавшийся «Исполнитель» (ниспровержение легенды о «великой державе», «стране-динозавре с чудовищной тушей и крохотным мозгом», да, читатель, автор имеет в виду Россию-Матушку; приведу фрагмент – арестованный с понтом заявляет энкаведешнику-«следаку», мол, я служил не власти, а отечеству – легендарное присловье многих интеллигентных дураков – и получает в лоб: не приходила вам в голову простая мысль, что каково отечество, такова и власть в нем), «Болезнь Карела Новака» (об инфернальном двоемирии нашего житья-бытья), «Конец света» (воспоминание о будущем), «Сослагательное наклонение» (мрачная гротескная фантазия на тему о том, как в России якобы победили белые, а в Германской Советской Федеративной Республике – красные, а что из этого вышло – прочитай, узнаешь), «Спокойной ночи, мама» (изощренный психологический отчет об «идеологическом» – Раскольников навыворот – преступлении-матереубийстве).
Я, грешный, – составитель рифмованных текстов (неловко же сказать про себя: поэт, все равно, что я – педераст), посему особую благосклонность уделил разделу «Поэзия» (Юрий Нестеренко – неоднократный лауреат Всероссийского Пушкинского молодежного конкурса поэзии; хвастану – в мае я удостоился первой премии пен-клубовского «старческого» конкурса рифмователей). Автор предлагает стихи 1987-2000 годов (на русском и английском языках), читаешь и видишь, как он мужает, оттачивает мастерство (тексты хорошо выделаны, что в наше время редко бывает), отковывает дух. Многие стихотворения Юрия Нестеренко проникнуты историософским (не побоимся этого ставшего базарным словечка) медом-духом: «Империя», «Антисоветские стихи», «Белогвардейские стихи», «Размышления о временах не столь отдаленных», «Юбилей», «Всем воздастся по вере…», «N», «Пир Ивана III», «850» и другие. В русле этой славной и сладкой проблематики у нас с поэтом произошла поэтическая дуэль в журнале «Лимб» (кому любопытно, см.: http://www.culture.all.ru/gbook/chat/gues...).
Смею думать с полным основанием, что многих привлечет раздел «Юмор» – богатый, разноаспектный, в некотором роде «висельнический», что мне весьма по сердцу (процитирую навскидку «Бестолковый словарь» и «Тетрадь черного юмора»: Изгой – нееврей, получивший израильское гражданство. Как, вы еще живы? Ну, это поправимо. Я, слава Богу, атеист. Культ НАличности. Жизнь прекрасна и удАвительна).Скажу по-простецки: все торчат на Фоменко – расторчитесь на Нестеренко, в полный рост и в полный кайф. Особое внимание рекомендую обратить на отличные «компьютерные приколы»: «E-mail римскому другу», «Аллегория для модема с хором», «Вредные советы (железячные)», «Десять байт, которые потрясли мир», «Компьютерная библия».
Раздел «Публицистика» (как и все прочие) опять же содержит весьма содержательные материалы, например: «Конец каменного века» (злое развенчание пресловутого «прогресса», мрачная компьютерная футурология, «Настоящий полковник, или Последняя ошибка Ельцина» (нетривиальный взгляд на Путина).
Не лишним будет заглянуть в «Гостиную» (гостевая книга с разнообразными и разнокалиберными «отзывами»; читатель оставь свой, автор тебе непременно ответит) и в раздел «Ссылки» (щелкни «мышкой» и мгновенно попадешь на исключительно интересные сайты, отвечающие взыскательному и прихотливому вкусу Нестеренко: литература (фантастика и «обыкновенная» – вплоть до фан-клуба Стивена Кинга), юмор, авторская песня, политика (от официального сайта «Демократического союза» до «“Майн кампф” нашего времени» – о Зюганове, сайты-памфлеты на Лужкова-Примакова, раздел журнала «Скрижали», посвященный Ницше, «Энциклопедия мировой авиации», «Парусные корабли» и др. Выбор сайтов (как и любой выбор) весьма четко и точно характеризует того, кто выбирал и отбирал. Как? Пощелкай «мышью» – узнаешь.
Пора завершать «загогулину». Читатель, я познакомил тебя с настоящим писателем. Мир изменился – к счастью – слава Богу. В прежней России место Юрия Нестеренко было бы в тюрьме (полистай его произведения, поймешь), а не в Сети (да и Сети никакой, даже самой просоветской, быть не могло, потому что не могло быть – во веки вечные). От всего сердца желаю автору реинкарнироваться в шуршащие, вкусно пахнущие гранки типографского набора, обрести брутальное «бумажное» тулово-тело…
Василий Пригодич
Санкт-Петербург
16 июня 2000 г
источник: