Если с весёлым прищуром ...


  Если с весёлым прищуром смотреть на мир, то он тебе улыбается даже в самые критические моменты

© Сергей Цветков


Рязань — город фантастический. Здешние порядки, изученные в бытность вице—губернатором, вдохновили Михаила Евграфовича Салтыкова—Щедрина на написание гротесково—сатирической «Истории одного города». И пусть прошло почти полтора века, городская жизнь по—прежнему щедра на невероятные коллизии: вспомним недавние «похороны» городского Совета с последующим его воскрешением, сопровождавшимся многочисленными чудесами: чего стоит локальный арифметический феномен: 17 — оказалось половиной 35! Или взаимный обмен партийной принадлежностью между соперниками в борьбе за губернаторское кресло — Джон Ву со своим «Без лица» отдыхает!..

Что ни говорите, а не писать фантастику в таком городе просто невозможно. Почему же тогда о местных продолжателях дела знаменитого вице—губернатора долго не было ничего слышно? Необъяснимая загадка... А чего же вы хотели, город—то, напомню, фантастический, и необъяснимое здесь — сплошь и рядом.

Но ситуация менялась. Сначала на литературном небосклоне засияла звезда Василия Головачева. Мало кто знает, но первая публикация нынешнего «Фантаста №1» (по мнению Российского союза космонавтов), самого популярного фантаста современности (по версии российского издания книги рекордов Гиннеса), а тогда еще — студента радиоинститута состоялась именно в Рязани, в вузовской газете «Радист».

Довольно долго Василию Васильевичу приходилось одному отдуваться за всю Рязань.

Но вот в 1996 в московском издательстве «Армада» выходит книга Галины Романовой «Властимир», где жанр славянской фэнтези был сдобрен существенными элементами научной фантастики. Затем последовало продолжение — «Странствия Властимира»... Всего у рязанской писательницы издано более десятка фантастических книг.

А в нынешнем году армия продолжателей дела Салтыкова—Щедрина стала расти и вовсе с устрашающей скоростью. Сначала «выстреливает» рязанец Юрий Манов: повесть в сборнике «Фантастика—2005» и два покетбука. Затем его земляк Сергей Панарин дает залп аж тремя книгами! Следом подтягивается автор из Касимова Сергей Фомичев — только что вышел первый роман цикла «Мещерские волхвы», второй ожидается в конце августа... Как говорил герой известного анекдота: «Тенденция, однако!»

О тенденциях, сентенциях, «королях и капусте» современной фантастики и не только рассказывает писатель—фантаст Сергей Панарин.

— Сергей, как получилась такая, практически, пулеметная очередь: три книги в течение пары месяцев?

— Это у издателей лучше спросить. Первого «Харри...» они у меня приняли еще два года назад.

— Но сначала вышла «Флаг вам в руки»...

— С ней — такая история. Одобрив «Шаурматрицу», издательство предложило мне подумать над юмористическим, но не пародийным романом. «Что—нибудь в духе Белянина», — так было сказано. У Белянина, если помнишь, наш милиционер попадает во времена легендарного царя Гороха. Я и предложил: есть же замечательные немецкие сказки, которые с легкой руки братьев Гримм почему—то принято считать детскими. Например, такой «детский» сюжет: жили—были король с королевой, и было у них двенадцать детей, все — мальчики. Просыпается как—то утром король и говорит жене: «Если тринадцатый ребенок, которого ты родишь, будет девочкой, то мальчиков придется убить, чтобы у нашей дочери было больше богатства и все королевство досталось ей одной». И повелел король сделать двенадцать гробиков...

Мне стало интересно исследовать мир, населенный героями с такой, мягко говоря, странной мотивацией, столкнув их с нашими современниками.

— В книге «в гостях у сказки» оказываются рядовой—первогодок и, отправившийся за ним следом прапорщик. Они у тебя вышли очень выпуклыми, осязаемыми. Ты ведь не служил, откуда такое знание деталей?

— Ну, во—первых, в Семипалатинске я жил рядом с военным городком и с армейским бытом, с типажами знаком, все—таки, не понаслышке. Во—вторых, с деталями очень помог Юрий Гаврюченков, питерский автор, бывший морпех, редактор—составитель криминальной серии «Крылова». Он, собственно, и привел меня в издательство.

— Что значит привел?

— Я выкладывал тексты в Интернет, на своей страничке портала «Самиздат» (http://zhurnal.lib.ru/p/panarin_s_w). Юрий прочел, сказал, что это как раз то, что нужно...

— То есть, ты не бомбардировал издательства своими рукописями? Сами нашли и предложили напечатать? И денег дали?

— Да.

— Много?

— Ну, на жизнь я все—таки зарабатываю, трудясь по основной специальности. А писательство — это пока хобби.

— Недоходное?

— Смотря, что писать. Один известный продюсер как—то заказал мне сценарий матерной аудиосказочки. Такой внутритусовочный проект «для своих». За несколько страничек текста я получил сумму, сопоставимую с гонораром за первый роман.

— Как домашние относятся к твоему творчеству? И к результату, и к процессу?

— С пониманием. Понимают, что если отвлекать в процессе, результат разочарует. Я стараюсь строить распорядок дня так, чтобы не сильно надолго «покидать» семью, отворачиваясь к экрану компьютера. Правда, не всегда получается. Но жена, к примеру, стоически терпит мои приступы «хозяйственного пофигизма». За что ей огромное спасибо! А уж если она после чтения нового текста выдавливает из себя «Ну—ну...», значит, кое—что у меня получилось.

Подрастёт дочь — будет два сверхкритика. Страшно.

— Судя по тому, что написано у тебя на Интернет—странице, «Харри Проглоттер...» был написан за месяц. Такая производительность — норма?

— Пожалуй, да. Месяц — это предельный минимум. Вторая «Самоволка» написана за два. Заметил за собой: чем дольше пишу, тем мучительнее процесс. А в развлекательном романе читатель наверняка почувствует этот авторский «напряг». Поэтому сначала накапливаю кураж, потом ловлю и — поехали.

— Не было предложений от рязанских книготорговцев устроить встречу с читателями? Или они пока еще не догадались, что автор — рязанец?

— Ну, дядечка, торгующий книгами на центральном рынке, догадался. Дело было так: первая книга вышла, авторские экземпляры еще не пришли, а подержать собственное творение в руках — хочется. Вижу, лежит у него «Самоволка». «Дайте, — говорю. — Что это за книга? Хорошая?» Продавец сразу: «Отличная!» Я: «Ну, глядите. Обманете, — я ведь опять приду, деньги вернете!» И потом действительно пришел. Заказать у него по три штуки свежевышедших «Харри Проглоттеров» — друзьям раздаривать. Тут он и догадался...

С книжным супермаркетом в торговом доме «Барс» смешно получилось. Пришел туда пополнить запас «подарочных» экземпляров «Волшебной самоволки». Спрашиваю у девушки за компьютером: есть? «Нету!» — отвечает. Я: «А поискать?». Стала она просматривать каталог: «О, есть — Панарин. Волшебная символика. Флаг вам в руки». Следующую книгу, наверное, назовут: «Волшебная геральдика: Герб вам на щит».

С читателями встреч не предлагали. Я бы, конечно, отказываться не стал. Главное, чтобы время удалось выкроить. Его катастрофически не хватает — днем работаю, вечером — пишу. А ведь и жить когда—то надо!

— Поэтому и для КВНщиков писать бросил?

— Да нет, не бросил. Просто сейчас межсезонье.

— А что была за история с сочинской командой «Утомленные солнцем»?

— В свое время, ещё в прошлом тысячелетии, играя за команду «Эльдорадио», я придумал репризу: Хулио Иглесиас затеял совместный проект с Валентиной Толкуновой. Проект называется «Хулио Толку». Шуточка на грани фола, в Рязани долго не решались показать — год лежала «в резерве». А потом и в Рязани, и на всех выездных играх она, что называется, «рвала» зал. Ну, понятно — практически матом, со сцены, в микрофон... В общем, «Эльдорадио» показала этот номер где только можно. И вот в Рязань приехали «Утомленные солнцем». И дают эту репризу, как свою...

Конечно, юмор — вещь такая, бывает, что одна и та же шутка приходит в голову разным людям. Например: «И за борт ее бросает в надлежащую волну». Любой человек, столкнувшийся с канцелярским языком и помнящий песню про Стеньку Разина, гарантированно додумается до этой хохмы. И будет горд собой, пока не найдет ее в записных книжках Ильфа.

— «Какой удар со стороны классика!» И все—таки, не обидно? Ведь сочинцы—то явно «прихватизировали» твою шутку. Или, по крайней мере, не озаботились проверить, шутил ли так кто—то до них.

— Да нет! Не обидно, — смешно. Я всегда говорю: «Не жалко, ещё придумаем». Сейчас на сайте «АМиКа» КВНщики создали базу, где каждая команда регистрирует придуманные ей шутки. Они это затеяли, «чтобы Петросян не воровал». Забавно бывает проглядывать базу: смотришь, от команды из Урюпинска какая—нибудь свежая хохма. А ты ее придумал лет пять назад для рязанского КВН.

— В Москву перебираться не думаешь?

— Я не люблю Москву. Одно время работал в рязанском отделении банка «СбС—Агро», ездил в столицу. Там, в головном офисе, меня поразило: банк рушится, все это понимают — и все равно стараются друг друга подсидеть и каждому промаху коллег радуются, как выигрышу в лотерею.

Вот Питер — другое дело. Люди намного душевнее.

— Твои книги — это сумасшедший каскад шуток. Обычно авторы—юмористы компенсируют веселость своих произведений угрюмостью и мизантропией в жизни. Ты же и в жизни не производишь впечатления человека мрачного и замкнутого. Откуда черпаешь оптимизм? Открой источник!

— Мрачного?.. Думаю, это стереотип. Есть Гарри Гаррисон, Роберт Асприн — известные всему миру авторы—иронисты, которые и в книгах, и в жизни — «ходячие праздники». Лучше, наверное, равняться на них.

А где источник оптимизма?.. Кабы знать, так можно было бы озолотиться, торгуя рецептурой: «Осчастливлю с одного сеанса! Оптимизм оптом!» и телефончик. После долгих серьёзных размышлений могу сказать одно: оптимизм — штука встроенная. В жизни навалом «чернухи», но зачем на ней зацикливаться? Ведь так в ней и останешься.

Если с весёлым прищуром смотреть на мир, то он тебе улыбается даже в самые критические моменты. Если же сдвинуть брови и насупиться, то картинка «поплывёт».

— Когда ждать продолжения «Волшебной самоволки»? Что еще новенького в работе, в планах, в задумках?

— Между первой и второй «Самоволками» — перерывчик небольшой. Вторая книга прошла редактуру и принята издательством. Это значит, что к сентябрю, а может быть, и раньше появится в продаже. Третья будет зимой, а сейчас, чтобы отдохнуть от «самовольства», я занялся немножко другим — детской сказочной книжкой. О чём она конкретно — пока секрет, но обещаю, юмора меньше не станет. Разделаюсь с этими проектами — посмотрю, что дальше делать. Задумок много.

 

источник: http://zhurnal.lib.ru/c/cwetkow_s_m/panarin-2.shtml


⇑ Наверх