А. М.
Анастасия Григорьевна Мирович (настоящая фамилия — Малахиева) — русская поэтесса Серебряного века, прозаик.
Младшая сестра писательницы Варвары Малахиевой-Мирович.
Родилась в Киеве в 1874 г. (по другим данным — в 1875). Писать начала ещё в детском возрасте, под влиянием старшей сестры, с которой была очень близка.
Из воспоминаний Варвары Малахиевой-Мирович о младшей сестре: «Очень рано, в эти же 9-10 лет, она сама начала творить для себя драматические произведения, разыгрывая их в лицах где-нибудь в тёмном углу, в сарае, на чердаке, на пустыре за домом. Все привыкли к глухому бормотанию её, и все знали, что когда Настя “сочиняет”, её с одного раза не дозовёшься и вообще нужно её разбудить, а тогда уже разговаривать. Будили безжалостно, диким окриком или налетевши сзади. Хватали за плечи. Она очень пугалась, и это забавляло нас. Однажды мы с матерью, услышав её монологи с чердака, поднялись туда и неожиданно громко её позвали. Она, отчаянно вскрикнув, закрыла лицо руками и вдруг бросилась в слуховое окно, а оттуда спрыгнула с крыши в сад и повредила себе ногу.
Это был ребёнок с зачатками гениальности и с ядом безумия в мозгу. Пяти лет от роду она так говорила наизусть лермонтовского “Пророка” с таким неподдельным жаром и с такими изумительными интонациями, что я до сих пор вспоминаю их как исключительное по художественности впечатление. В 18 лет я могла говорить с ней, тринадцатилетней, о Фаусте, о Дон Жуане, о Демоне, прислушивалась к её мыслям. В 14 лет её приняли в партию и посадили за политэкономию и социологию, предварительно заставив пережить отречение от семьи и от “личного счастья”, что требовалось от всех нас как условие поступления. В партии она пробыла всего два года, надорвавшись физически и душевно». (Варвара Малахиева-Мирович, «Маятник жизни моей…»)
Анастасия два года отучилась на фельдшерских курсах, подрабатывала сиделкой в больнице. Старшая сестра Варвара устроилась на работу гувернанткой в семью богатого промышленника Балаховского. У неё завязались отношения с братом хозяйки Львом Шварцманом (будущим писателем и философом Львом Шестовым), она стала его невестой. Но в жениха сестры влюбилась Анастасия. Двусмысленность ситуации довела Шестова, так и не сумевшего сделать выбор в пользу одной из сестёр, до нервного срыва, он надолго уехал лечиться за границу, где женился на студентке Анне Березовской.
С 1897 г. Анастасия начала публиковаться под псевдонимами в литературном приложении к киевскому журналу «Жизнь и искусство», в том же издании публиковалась и старшая сестра.
Чуть позже обе сестры в качестве литературного псевдонима взяли фамилию «Мирович» (считается, что по имени героя раннего рассказа Льва Шестова).
Какое-то время Анастасия жила в Воронежской губернии. В 1899 г. сёстры переехали в Москву — «без денег, без круга знакомств», но с рекомендательным письмом сохранившего с ними дружеские отношения Шестова. В конце 1900 г. состоялось знакомство Анастасии с Валерием Брюсовым, которому она передала свои стихотворения. Брюсов сделал в дневнике снисходительную запись: «С час я беседовал с ней; одета она была очень бедно. Читала (поэтов) мало. Говорила не очень глупо». Знакомство вскоре переросло в более доверительное общение. И следующая запись о Мирович в дневнике Брюсова выполнена совершенно в другом стиле: «Видал я Анастасью Мирович. Живёт бедно, втроём с двумя подругами. Некрасива и неловка. Но она очень современна. Её мысль направлена на заветнейшие тайны наших дней. Мы говорили (долго, целые часы) о том, что страшно, о том, что всё страшно, везде ужас и тайна. Она чувствует это более, чем все, кто много говорит и пишет об этом». Брюсова заинтересовали стихи и личность самой поэтессы и он разместил два стихотворения Анастасии в первом выпуске составленного им альманаха символистов «Северные цветы» (1901), где произведения дебютантки появились под одной обложкой с произведениями ведущих русских писателей. В «Северные цветы за 1902 год» Брюсов включил ещё три стихотворения и две прозаических миниатюры.
Психическое здоровье Анастасии, с детства отличавшейся мечтательностью и болезненной чувствительностью, подорванное сложными отношениями с Шестовым и невольным соперничеством с сестрой, ухудшалось. Не лучшим образом сказался интерес к мистике и теософии, которыми сёстры увлеклись в Москве.
В 1902 г. Анастасия поступила на должность фельдшерицы терапевтического отделения в подмосковную Мещерскую психиатрическую больницу (Станция Молоди по Курской ж.д.), но уже через несколько месяцев оказалась среди пациентов этой больницы. В сумасшедшем доме она провела 17 лет. Умерла в 1919 г. Её архив «на всякий случай» был уничтожен малообразованными родственниками в конце 20-х. Около двух десятков неопубликованных произведений сохранилось в архиве Брюсова.
Несмотря на небольшое число публикаций, имя Анастасии Мирович было хорошо известно в литературных кругах современников. Она была знакома с Куприным, Коневским. Стихи Анастасии отмечал Блок. Переводчик с русского, немец Иоганнес фон Гюнтер включил её в список любимых молодых поэтов, А. А. Кондратьев писал о ней в 1908 г. (уверенный, что Анастасии уже нет в живых) как о «единственной талантливой из всех поэтесс декаденток».
«Фантастическое в творчестве автора»:
В рассказе «Эльза» происходит воскрешение невинно казнённого. В прозаической миниатюре «Ящерицы» родители потерявшей память девушки обращаются за помощью к волшебнику. Героями миниатюры «Гусеницы» являются разумные гусеницы.
Фантастические образы нередко использовались писательницей в поэзии (например, в стихотворениях «Тише… тише… Бойтесь привидений!», «Силена», «Хоровая песня»).