Все отзывы на произведения Ярослава Гжендовича (Jarosław J. Grzędowicz)
Отзывы (всего: 305 шт.)
Рейтинг отзыва
Гилли Ду, позавчера в 22:49
О прошлом рассказе я говорил, что страданий там в меру, причем, страдала большей частью девушка, и этим я проникся. В этом же рассказе переживаний и самокопаний было прям чересчур. И несмотря на то, что это все переживал мужчина, я наполнился в добавление к сочувствию и некоторым раздражением. Поначалу я всячески сопереживал ему, понимая и принимая его обоснованную ревность, но... Длилось это слишком долго. Я начал негодовать на то, что он всячески избегает открытого обсуждения своей проблемы с собственной женой. Непонятно, почему он не мог просто сесть и поговорить с ней начистоту. «Я волнуюсь, дорогая, у нас все не так гладко, давай решим вопрос?» Это ли не взрослый подход к зрелым отношениям? Если она его больше не любит и не хочет вернуть все, как было, так пусть и скажет ему это в лицо! Нет же. Ходят по углам и молчат обиженно, словно, им по 18 лет.
Чего я не люблю в подобных рассказах так это то, что открытый финал даёт маневр для трактовок. Автор намутил мистики и не объяснил ничего. Так что мистика здесь больше «социальная» и «гибкая в интерпретации» нежели «твердая» и «однозначная».
Характеры героев отличные, спору нет. Некоторые предложения вообще написаны так, что помню я их до сих пор (особенно об «облизал», если вы понимаете, о чем я).
Да, история не совсем такая, какой я бы её хотел видеть в идеальном мире, но все равно, она держала меня в напряжении и заставляла следить за развитием событий. Рефлексия ГГ на уровне, верю. С меня 7 ртутных терминаторов из 10.
Ярослав Гжендович «Ведьма и волк»
Гилли Ду, 2 мая 06:41
Пока лучший для меня рассказ из сборника (из 3-х помимо «Пролога») с максимально понятным посылом и гладким режимом чтения – всегда было интересно, и не было давящего необъяснимого сюрреализма. Персонажи объемные, прописаны отлично – угнетенная девушка-ГГ, ее прошлый парень, а потом и новый, уже с изюминкой. Семья девушки – статисты, но им тоже веришь. Кто-то достаточно противный, кто-то добрый и мягкий, все они были на своем месте. Главные герои страдают, и страдают так, что не раздражает – немного и, можно сказать, по делу. Финальный твист прям ок, хотя и был предсказуем, и всё к чему-то подобному и шло.
8 волчьих волосков из 10. На этот раз это не 7,5, а именно 8 баллов :)
Ярослав Гжендович «Рассказ психотерапевта»
Гилли Ду, 27 апреля 15:37
Начиналось все интересно – как всегда страдающий ГГ (уже третий рассказ в сборнике с изнывающим персонажем, так что в этом плане все становится несколько однотипно) и мистический поворот в его жизни (а то!). Вместе с объяснением происходящего наваливается разочарование от типичных проколов рассуждающих неверующих, а именно:
2) ангелы не будут сомневаться и делать что-то плохое – они служебные духи, они вершат волю Господа, так что все эти пытки и «они боялись человека» – бред еще тот;
3) романтизируются силы зла (ну это популярный подход), ну а если смотреть шире, вообще непонятно, почему ангелы против возращения памяти Богу, а ад, наоборот, помогает.
История в неком отдалении может показаться неплохой, но мне она из-за расхождения с христианской догматикой показалась очень неубедительной. Так уж. Многие же мысли об окружающей действительности и бытовых реалиях неплохи – Гжендович хорошо умеет подмечать, делать обобщения и описывать самую что ни на есть реальную реальность. Тут я, как всегда, залип. Но все-таки надеюсь, следующий рассказ сборника произведет на меня большее впечатление.
6 хамелеонов из 10.
Ярослав Гжендович «Клуб абсолютной кредитной карточки»
Гилли Ду, 26 апреля 00:52
Рассказ, который сначала оставил меня один на один с недоумением, но потом я примерно прикинул, что к чему. Наверное. Хотя мне не верится, если честно, что баланс счастья-несчастья всего мира так сильно может быть нарушен всего одним человеком. Ну, не мог он «потребить» столько радости, что потом весь мир захлебнулся от расплаты. Этот механизм (как и сущности, которые его поддерживают в рабочем состоянии) не раскрыт должным образом, но уровень недосказанности не раздражает, а скорее, толкает на размышления.
Написан рассказ мастерски, повествование держит в напряжении. У Гжендовича хорошо получается нагнетать беспокойство.
7,5 (здесь округлил до 8) карточек из 10.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Конец пути»
SeverianX, 23 апреля 17:08
«Конец пути» – мощный финал тетралогии польского писателя Ярослава Гжендовича «Владыка Ледяного Сада». Правильнее будет назвать цикл романом-эпопеей, т.к. сюжетно все его части очень тесно связаны. В оригинале отдельные тома просто пронумерованы, названия им дали уже наши издатели. В финальном томе автор сводит воедино все элементы своей мрачной саги.
На мой взгляд, последняя часть вышла несколько интереснее, чем вторая и третья из-за того, что те были лишены завязки и промежуточного финала. Они лишь выполняли роль мостика между завязкой и финалом. Да, промежуточные тома давали нам информацию о мире, раскрывали персонажей, но практически не вносили вклад в основной сюжет. Однако это не значит, что их можно просто пропустить: все же вся тетралогия – это единое произведение. Да и читать о похождениях Вуко Драккайнена и принца Тенджарука все же было интересно. Другое дело – финал. Он получился очень хорош. О нём можно рассказывать очень долго, но постараюсь избежать спойлеров, пройдясь лишь по паре моментов.
Самое важное для меня – это то, что автор наконец-то даёт объяснение всем странным явлениям планеты Мидгард. С одной стороны, исчезает чувство непознанного, но с другой, радует, что Гжендович не поленился и дал логичное объяснение всей этой «магии». Я вообще люблю логичное объяснение магических систем, которое даёт, например, Брендон Сандерсон. Да и разгадка получилась довольно необычной для фэнтези, что всегда радует. Многообразие и нетипичность – это хорошо.
А что же с героями? Опять же, автор логично завершает их сюжетные цепочки. И попаданец с Земли, Вуко Драккайнен, и изгнанник Тенджарук достигли своих целей. Правда, каждый по-своему. Да, в отношении Ночного Странника все не так однозначно, но, если следовать логике романа, иначе быть и не могло. Частично открытый финал оставляет место для размышлений.
Гжендович не обошел стороной и второстепенных персонажей. Кто-то из них добился своих целей, а кто-то погиб, но в плане количества трупов Гжендович все же сильно уступает своим коллегам по цеху (вроде Аберкромби или Мартина). И опять же повторюсь, все происходящее отлично вписалось в сюжетную логику.
В «Конце пути» автор использует интересный подход. Он как бы разделяет роли двух своих ПОВов. Сюжетная линия Вуко получилась более драйвовой, насыщенной экшеном. Он разрабатывает военные операции, непосредственно участвует в них, постоянно сражается. Ему не до оценок происходящего и размышлений. Оценочная же роль достается Тенджаруку. Принц-изгнанник начинает свой путь в плену, но постепенно приобретает все большую и большую роль в разворачивающихся событиях. Его глазами, глазами уроженца Мидгарда, особенно интересно наблюдать за всеми этими битвами «богов».
К минусам я бы отнес некоторую затянутость. Финальный том значительно больше всех остальных, что в свою очередь сказалось на динамике. Временами подготовка к той или иной операции мне показалась излишне дотошной. Ближе ко второй половине динамика значительно возрастает, что вполне себе искупает затянутость начала.
Итог: «Конец пути» – отличный роман, финальная точка масштабной эпопеи. Автор умело распутывает все сюжетные линии, давая объяснение происходящему. Необычная и интересная магическая система – бесспорный плюс романа. Соединение фантастики и фэнтези, опять же, вышло крайне гармоничным.
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
Mimoff, 28 марта 20:06
Хороший сборник, тягучий ,осенний , с приятным послевкусием . Меланхоличные истории , наполненные мистикой и какой то грустной философией ,вроде разные по содержанию, но вполне похожие по настроению.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»
flying_kitten, 21 марта 18:25
Читал я эту эпопею, читал и, наконец то — прочитал. :) Нет, нельзя сказать, что я делал это через силу, но с чувством меры у автора не всё слава богу — роман затянут преизряднейше.
На весьма удалённой от Земли планете под сугубо инопланетным названием Мидгард обнаружилась человекоподобная (можно даже сказать — подобная до степени смешения) раса. Отправленная на поверхность экспедиция пропала при довольно странных обстоятельствах, отправив предварительно отчёты, весьма похожие на рассказы в стиле фэнтези. Так то, понятное дело, невмешательство в чужую цивилизацию, только наблюдение, и всё такое прочее — но, пропавших спасать конечно надо, пусть и неофициально, вот и отправляется туда простой польского-финско-хорватский супермен по имени Вуко и по фамилии Драккайнен. Разумеется, очень быстро обнаруживается, что пресловутые опусы в стиле фэнтези были ничем иным, как суровой правдой жизни, члены экспедиции бесследно потерялись, так что — супергерой идёт по следу, совершая подвиги и всячески попутно приключаясь. И так — много-много раз. :)
Как я уже отметил выше — эпопея эпична и затянута сверх всякой меры, автору даже пришлось последнюю часть сделать практически в два раза объёмней первых трёх, а то получилась бы ещё и пятая книга. Первая часть читается очень бодро, особенности мироустройства вызывают интерес, да и героичность ещё не успевает набить оскомину, а вот чем дальше, тем больше будет (само)повторов, однообразных, да и просто прогнозируемых сюжетных поворотов. Нет, в динамике книга не потеряет, если только местами, но суперменство тоже хорошо в меру. Вот бы уместить всё в один том, сделать героя чуток попроще и ближе к реальности (если так можно выразиться) — очень хорошо было бы, но что имеем, то имеем.
Мир Мидгарда состоит из разных климатических зон, стран и народов. Главный герой действует в той части, что подозрительно похожа на Скандинавию — вот эти вот все германо-нордические викинги, более того — в самом начале — ну просто Беовульф в явном виде (правды ради, автор сам об этом говорит, но уже где-то в третьей книге). Параллельная сюжетная линия — жаркостранная многонациональная империя — что-то от Чингизхана, что-то от Османов.
Что ещё можно отметить? Культы, эксплуатируемые главными антагонистами, вызывают весьма серьёзные сомнения в рамках описанных цивилизационных парадигм, я в их жизнеспособность, честно говоря, не верю. Местные названия разных животных, растений и т.п. навевают мысли, что автору (а может и переводчику) просто надоело что-то придумывать — пфасоль, ковцы и иже с ними, лучше бы уж вообще оставить «земные» названия, чем так. Герой — скромный супергерой, всех побеждает, изо всех передряг выбирается, все раны на нём заживают как на собаке. В третьей части ему надоедает геройствовать одному и он создаёт спецназ, настоящий такой, по современным нам стандартам, так что ждут читателя подробные описания спецопераций со многими утомляющими подробностями. Да и вообще — начинается стремительная модернизация вооружений, так вроде бы магически-средневековенько, но всё же. Надо разведкой заниматься — вот вам дрон, истреблять супостатов — получите огнемёты, да и другие вооружения давайте усовершенствуем.
Но не одни лишь недостатки есть в романе. Мир тут довольно проработан, разнообразен и интересен, причём хватает и разного рода тайн и недосказанностей — если о чём подумать и пофантазировать. Главгерой бухает, курит, относится к евробюрократам скептически — нормальный парень. :) Вообще довольно много стёба над веганством, толерантностью и прочими сугубо европейскими ценностями, теми самыми, которые продвигают пресловутые чиновники. На Земле-матушке, кстати, всё по-прежнему, в скупых упоминаниях — локальные конфликты, гуманитарная помощь и всё такое. Герой много где послужил и поработал, но — отчасти интеллектуал, будет масса упоминаний литературы и попкультуры (после 20 века ничего в этой области не происходило, хе-хе), хотя с другой стороны — гуманитариев считает практически идиотами, такой вот сложный мужчина. :)
Если резюмировать — неплохая книга, павшая жертвой своего объёма и скатившаяся под конец в подростковую литературу, хотя и не без ярких моментов и не без очарования.
Ярослав Гжендович «Пепел и пыль»
Cogitavi, 3 января 00:30
Книга открывается хорошо — пролог и первые четыре главы прекрасно затягивают в действие, коротко но ёмко объясняют мир с позиции героя. Но с четвёртой главы начинаются прыжки по верхам:
В целом чувствуется, что к концу автор не смог доделать идеи, раскрытые в первых главах, поэтому резко всё обрубил. Это хорошее произведение, если у вас есть пара свободных вечеров, или вы совершаете долгую поездку. Но каких-то излишне ярких эмоций оно не вызывает. Пехов со своим «Мастером снов» справился лучше в данной теме.
6/10
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Носитель судьбы»
SeverianX, 24 декабря 2024 г. 15:55
«Носитель судьбы» – третий роман эпопеи «Владыка Ледяного Сада». По классике жанра, «Ночной Странник» играл роль завязки и познакомил с главными действующими лицами, а «В сердце тьмы» – своеобразный мостик между романами, ещё больше погружающий в мир. «Носителю судьбы» же предстоит выступить в роли своеобразной кульминации истории. С чем он по большей части и справился.
Главным плюсом романа я бы назвал долгожданную встречу двух главных героев. Вуко Драккайнен, разведчик с Земли, прошел долгий путь адаптации в новом мире. Сложнее всего ему было примириться с реальностью магии в Мидгарде. Однако ещё во втором романе он осознал, что справиться с противниками без использования этой самой магии попросту невозможно. Правда, перед этим осознанием ему пришлось набить немало шишек на своем непростом пути. Принц-изгнанник Тенджарук перенес испытаний не меньше. Он бежал из родной страны, которой должен был править, насмотрелся на ужасы нового режима. Однако, на мой взгляд, самые тяжёлые испытания выпали на долю принца именно в третьем томе. В какой роли он тут только не выступал… Несмотря на все злоключения, в определенный момент пути двух столь непохожих героев все же сходятся.
Вторым главным плюсом для меня было раскрытие тайны местной магии. Оказывается, что все непотребство на планете творят именно земляне из пропавшей экспедиции. Да, внимательный читатель мог догадываться об этом ещё при чтении финала первого романа, но теперь это официально подтвердил сам автор. На севере раскинулась кошмарная Земля Огня, чей создатель вдохновлялся картинами Босха. На юге правит Скорбная Госпожа. Эта женщина оказалась помешана на экологии и пацифизме, и при помощи могучей магии хочет создать утопию в духе возвращения к природе. Такой разный подход, а результат один – море крови и горы трупов. Так обычно и заканчиваются все массовые эксперименты над обществом. Особняком стоит загадочный Владыка Ледяного Сада. В определенный момент Вуко попадает в его обитель и видит все чудеса. Магия землян основана на визуализации их воображения. Этим объясняется то, что в различных магических аспектах Вуко замечает знакомые образы. А как иначе, если они рождены в умах попаданцев на основе знакомой им культуры? Это отлично иллюстрирует эпизод с книгой «Улисс», где Вуко видит лишь пару написанных страниц, а Владыка Ледяного Сада поясняет ему: это все, что удалось вспомнить.
К минусам я бы отнес неспешность первой части. Описание путешествия Вуко на ледяном драккаре, на мой взгляд, излишне затянуто. Автор подробно описывает природу и размышления главного героя, что в какой-то момент вызывает скуку. При этом я понимаю, что автор тем самым хотел создать нужную атмосферу и погружение в мир. Неторопливость первой части полностью искупает динамика последующих. В романе по-прежнему немало экшена, а за приключениями героев интересно следить.
Итог: «Носитель судьбы» – отличное продолжение цикла. Герои наконец-то встретились, тайны мира начинают раскрываться, а сюжет плавно движется к финалу. Как и в предыдущих томах, автор заканчивает третий на эффектном клиффхэнгере, что становится уже фишкой цикла. Как же герои выйдут из затруднительной ситуации? Ну а впереди масштабный финал цикла.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Носитель судьбы»
scafandr, 16 декабря 2024 г. 11:31
Снова вспомнил, как сложно читать продолжения цикла спустя год с плюсом. Вторая книга была прочитана в марте 2023 года, а нынче уже 2024 подходит к финишу. Как же сложно вспоминать, что было в предыдущей книге, чем там всё закончилось...
Третья книга цикла начинается с путешествия на ледяном драккаре. Прям вот долгое такое путешествие, с подробностями монотонного плавания, с блужданиями по палубе, с разглядыванием дальних далей. Ужаснулся, что если половина книги будет вот про это, то буду сильно мучиться, плакать, но кактус съем. К счастью, путешествие не было затянутым и нас таки привезли к Ледяному Саду. Какая же радость — узнать, кто там живёт и выведать у него подробности того бреда, который творится в мире.
И в середине книги как бы ответы дают, но для меня это были предсказуемые ответы. Ничего в сознании не перевернулось, примерно всё так и думал. Спойлерить не буду, но то, что люди дорвались до магии — это было и так ясно. Интересно то, что у каждого дорвавшегося было своё видение. А Драккайнен сурово стукнул кулаком по столу и сказал — погуляли и хватит, домой, баиньки.
Но самым приятным для меня событием стало то, что две сюжетные линии наконец-то соединились, чему больше всех, наверное. рад сам юный император. Импонирует, что Гжендович тянуть резину не стал и следующая книга будет уже финальной, где всё всем станет абсолютно понятно.
«Носитель судьбы» всё же мне понравился. Да, вначале было туговато — и скучный драккар, и многое пытался мучительно вспоминать, но потом потихоньку раскочегарился. Мир в сюжете довольно интересный. Да, много наркомании, но потихоньку до тебя доходит, что это вымышленные миры. Вуко берёт с полки «Улисс» Джойса, но там почти все страницы пустые. На это владелец замка говорит, что это всё, что он помнит из «Улисса». Отсюда же и эльфы с кентаврами в лесу, и живые картины Босха из первой книги. Я уже начинаю строить догадки, что это за мир такое волшебный, надеюсь, в последней книге нам всё расскажут и объяснят.
Но пока что лучшая книга — это самая первая. Потом третья и потом вторая. Достойное продолжение цикла. 8/10.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы»
SeverianX, 29 ноября 2024 г. 19:18
«В сердце тьмы» – прямое продолжение «Ночного странника». «Владыка ледяного сада» на языке оригинала – это масштабный роман-эпопея, разбитый на четыре части. Названия этим частям дали только в российском издании. И в этом основной минус романа, который подмечали многие читатели. В отдельных частях нет никакого промежуточного финала. Это просто события, ведущие к развязке. Из-за этого читать их можно лишь вместе, по отдельности они не имеют ценности как таковой.
В романе по-прежнему две сюжетные линии: Вуко Драккайнен на севере и беглый принц Тенджарук на юге. Каждая из них интересна по-своему. В конце «Ночного странника» Вуко оказывается в затруднительном положении – его враг превращает землянина в дерево. Выбрался он из ловушки довольно прозаично. Привычный мир землянина перевернулся с ног на голову. Ему, жителю высокотехнологичного общества, очень сложно смириться с существованием магии. В этом ключевое отличие цикла от прочих подобных романов. По своей сути это история попаданца в магический мир. А как обычно попаданцы реагируют на магию? Они с восхищением бегут осваивать новое ремесло. Вуко не таков. В его мировоззрении магии нет места, но и отрицать ее при таком количестве доказательств глупо. Вот и мучается Вуко от этих противоречий. Однако его враг обладает этим самым магическим искусством, а так как противостоять ему силой простого оружия невозможно, землянину также придется осваивать магию. Правда это осознание приходит далеко не сразу, и нашему герою приходится набить изрядно шишек на этом пути. Интересна идея особых мест, где магия работает, и зачастую пугающим образом. Очень атмосферно описана Земля Огня, где безумный маг извратил все, до чего смог дотянуться. Здесь нет места милосердию, а населяют ее монстры, будто бы сошедшие с полотен Босха. Вуко постепенно понимает, что, чтобы победить, ему нужно постичь зловещую тайну Мидгарда.
По-своему интересны взаимоотношения землянина и Цифрала. В магическом мире имплант-ИИ становится полноценным волшебным существом. Раньше симбионт давал Вуко сверхчеловеческие способности, теперь же обрёл новые качества. К сожалению, действия героя не так разнообразны, как изменения в его мировоззрении. Мне они напомнили некую компьютерную игру. Главный герой исследует локацию, выполняет сайд-квесты, а затем движется дальше по основной миссии. Нет, сами приключения небезынтересны, но они нисколько не продвигают нас к развязке.
Главы принца Тенджарука одновременно и похожи на северные, но при этом заметно отличаются. С одной стороны, принц местный, а, следовательно, живёт в своей привычной среде, путешествует по стране, которой когда-то должен был править. С другой же, его привычный мир рушится. К власти приходят религиозные фанатики, а на руинах разрушенной империи творятся настоящие ужасы. Интересно наблюдать, как довольно развитая цивилизация быстро скатывается к хаосу и жестокости под властью безумцев. Наследника Тигрового трона мучают мысли, как спасти положение. Да и подходит ли он на роль спасителя? В итоге, не найдя себе места в своей стране, он решает отправиться на дикий север, где, скорее всего, пути героев и пересекутся.
Итог: Слияние фэнтези и научной фантастики всегда смотрится интересно и свежо. Этим меня и зацепил цикл. Правда чувство новизны после первой части к продолжению слегка притупляется. Этой проблемой страдают многие вторые части циклов. «В сердце тьмы» – по сути лишь мостик между завязкой «Ночного странника» и кульминацией, которая, вероятно, ждёт нас в третьем томе. Действий тут много, но они почти не приближают нас к разгадке главной тайны. Тем не менее, если вас заинтересовал цикл, читать нужно обязательно.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник»
IlyaT, 27 ноября 2024 г. 09:01
В произведении, которое можно было бы назвать «дон Румата из Ривии», автор предпринимает смелую попытку переосмыслить классическое «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Однако, вместо философских размышлений на тему «коммунист я настоящий или право имею», читателю предлагается погрузиться в мир магии и фехтовальных поединков с фантастическими тварями. Это произведение, безусловно, ориентировано на развлечение, но, к сожалению, лишено глубинного смысла.
Финал книги предсказуем, но не из-за проницательности читателя, а скорее из-за недостатка авторского мастерства в создании интригующих намеков.
Это очевидное сопоставление лишает читателя удовольствия от самостоятельного открытия.
Литературные приемы автора вызывают вопросы. Повествование скачет между первым и третьим лицом, что могло бы быть оправдано, если бы это служило для создания контраста между субъективностью и объективностью. Однако, кроме смены местоимений, в тексте ничего не меняется. Параллельная сюжетная линия, которая пока не пересекается с основной, создает впечатление искусственного увеличения объема текста, вероятно, для удовлетворения издательских требований.
Юмор главного героя и использование хорватских ругательств могут показаться забавными, но для некоторых читателей это может стать препятствием. Несмотря на все недостатки, я намерен прочитать вторую часть. Иногда книга нужна лишь для отдыха и развлечения, а не для глубоких размышлений о судьбах человечества. Автор обладает неплохим слогом, а сюжет, хоть и предсказуем, увлекает. Важно помнить, что это не шедевр мировой литературы, а легкое развлекательное чтиво, которое можно прочитать и забыть.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник»
SeverianX, 27 сентября 2024 г. 15:42
За последние несколько лет я прочитал много интересных романов и циклов от польских писателей, одним из которых является Ярослав Гжендович. На данный момент у автора вышло несколько сборников повестей и романов, главным из которых, по моему мнению, является тетралогия «Владыка Ледяного Сада». На русском языке издан весь цикл, что не может не радовать. Стоит отметить, что на языке оригинала отдельные тома не имеют названий, только нумерацию. В российских же у каждого есть свое отдельное.
Больше всего «Ночной странник» напоминает мне «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Земляне открыли обитаемый мир с разумной жизнью, крайне напоминающей людей, – Мидгард. Однако на открытый контакт с его жителями пока не идут. Причин этому две. По официальной версии, земляне не хотят нарушить аутентичный мир аборигенов. Неофициальная же гораздо интереснее: на планете не работает вся электроника, а происходящие необъяснимые явления изрядно напоминают магию. Пока эта загадка не решена, стоит воздержаться от прямого взаимодействия, ведь магия рушит привычную картину мира. На планету была направлена исследовательская группа, но связь с ней была потеряна.
Тут мы знакомимся с одним из главных героев – косморазведчиком Вуко Драккайненом. Его миссия – спасти пропавших учёных и по возможности разобраться в происходящем. Большинство достижений человечества на Мидгарде попросту бесполезны, т.к. электроника не работает. Тем не менее в мозг Вуко вживлен симбионт-цифрал, который даёт ему сверхъестественную скорость, силу и выносливость, а также позволяет видеть в темноте. Получаем этакого супербойца. Однако поможет ли все это во враждебном мире?
На контрасте с Мидгардом нам в общих чертах показывают мир XXII века. Человек в нем не более чем винтик в большой государственной машине. На этом фоне главный герой выгодно отличается – он один из последних романтиков: жаждет узнавать новое и выйти из-под всеобъемлющей власти государства. Поэтому идею отправиться на далёкую опасную планету воспринимает с энтузиазмом. Помимо этого Вуко получился по-настоящему интересным персонажем. Он умен, ироничен, находчив и обаятелен. Заметно, что Гжендович очень хорошо поработал над своим персонажем.
Вуко попадает в мир, напоминающий Средневековье эпохи викингов. Довольно скоро он убеждается – объяснить происходящее невозможно с точки зрения науки. Мир вокруг напоминает оживший кошмар, сошедший с картин Иеронима Босха. Да-да, я, не увлекающийся живописью, полез искать информацию о картинах художника. По впечатлениям, очень похоже. Загадка происхождения магии становится одной из самых главных тайн романа, и Вуко стремится докопаться до сути.
Несколько разбавляют «северные» главы приключения принца Тенджарука. Действие переносится в южную могущественную империю, несколько напоминающую Египет или Ассирию. Несколько поколений назад страной правило религиозное движение Подземной Матери. Это не что иное как тирания. Люди здесь лишены всякой собственности, а в идеале и свободы мысли. Например, была запрещена торговля, как нечистое ремесло. Затем к власти приходит новая императорская династия, свергнувшая старый режим. Именно от лица будущего правителя мы все это и узнаем. Юный принц постигает бразды государственного управления. Главы Тенджарука заметно отличаются от основных: они более размеренные и плавные. Думаю, принцу предстоит сыграть весомую роль в грядущих событиях.
В обеих частях мы видим симптомы разыгрывающейся на Мидгарде катастрофы. Привычное течение событий нарушено, и все намекает нам на вмешательство извне. Кто, если не земляне, причина этому?
Отдельно хотелось бы отметить финал, который произвел на меня огромное впечатление. Такого я точно не ожидал! Тем интереснее прочитать продолжение.
Итог: Отличный образец современного фэнтези. Хорошо прописанный фантасмагорический мир, интересные персонажи. Роман читается буквально взахлёб. Динамика хорошо выверена. Не терпится взяться за продолжение.
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
wenof54309, 19 сентября 2024 г. 00:27
меланхоличное чтиво из небольших самостоятельных рассказов. местами слишком яркие картинки, которые оставляют будоражащее послевкусие. местами заставляет отстраниться от книги и на какое-то время задуматься. философские мысли через призму мистических повестей.
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
ave_links, 13 июня 2024 г. 21:25
гжендович мощь, гжендович стронг
книга представляет собой шкатулку с небольшим прологом и эпилогом (они образуют собой целостный рассказ в итоге), между которыми запрятаны пять повестей примерно по 100 страниц
связующая тема: вмешательство неопознанных сил еще более неопознанной природы в жизнь обыкновенных людей; это такая крепкая мистика в стиле сумеречной зоны временами с налетом фэнтези, временами с налетом хоррора и даже немного с налетом фантастики
небольшой пролог сначала как бы настраивает на городское фэнтези в духе Макса Фрая, но первая же повесть в итоге обманывает всех и вся, вводя читателя на опушку угрожающего таинственного леса
пан Ярослав демонстрирует психологическую выверенность и изящность главных героев своих повестей -- наподобие Кинга, только без жести, а как-то более реалистичнее, по-бытовому понятнее и сопереживательнее
так что мало того, что идеи выбраны хорошо (кстати, каждую идею у Гжендовича можно вместить в одно предложение), они и реализованы наслаждабельно -- неспешно накидывая петельки психологического саспенса до полной кондиции
в итоге я знаю уже как минимум три сильных польских писателя, которые почти классика в своих жанрах: Сапковского, Лема и вот теперь Гжендовича
ну согласитесь, удивительно для маленькой страны
Ярослав Гжендович «Ведьма и волк»
zazai, 27 мая 2024 г. 15:41
Произведение малой формы — автору и так негде лишний кусочек саспенса приткнуть, а наши люди и рады спойлерить на все лады..
1. фантлабовские каменты не читайте — там одни спойлеры.
2. рассказ очень качественный — совсем не стыдно за потраченное время, хоть мне и не понравился.
3. морали здесь негусто, больше про атмосферность (прячу под спойлер)
Ярослав Гжендович «Чёрные бабочки»
SeverianX, 1 мая 2024 г. 18:06
Повесть «Черные бабочки» получилась, вероятно, самой мелодраматичной. Её главная героиня, Ирена, когда-то потеряла мужа из-за несчастного случая, и уже 20 лет живёт одна. Страдает ли она от одиночества? Скорее нет, ведь она по-прежнему любит своего мужа. Все меняется в тот миг, когда в ее дом приходит загадочный мужчина, желающий снять у нее комнату. Тот буквально сразу же смог очаровать немолодую уже женщину, и между ними завязываются романтические отношения. Однако слишком уж много у ее нового избранника странностей и тайн. Сможет ли Ирена под конец жизни всё-таки обрести свое счастье? И какую роль в этом всем сыграют черные бабочки?
SeverianX, 1 мая 2024 г. 18:04
Повесть «Молния» посвящена личной трагедии Януша. Его супружеская жизнь стремительно рушится. Оказывается, его жена Сильвия, выходя за ученого-генетика, возжелала теперь жить в достатке, из-за чего у молодых людей постоянно случаются ссоры. Однажды на светском рауте Януш приревновал жену к незнакомцу-франту. С тех пор его не покидает ощущение, что жена полюбила другого и изменяет ему. В очередном приступе паранойи он решает проследить за женой, и получает подтверждение всем своим опасениям. Что же теперь ему делать? Во время своей слежки он встречает загадочную и прекрасную девушку, которая дарит ему надежду на дальнейшее продолжение знакомства. Это ещё больше усложняет и без того сложные отношения с женой. В то же время от одного из студентов Януш узнает, что в городе пропало несколько девушек и юношей, и история их исчезновения как две капли воды похожа на ситуацию, в которой оказалась его жена. Как же Янушу спасти собственный брак, и возможно ли это в принципе?
Ярослав Гжендович «Ведьма и волк»
SeverianX, 1 мая 2024 г. 18:03
«Ведьма и волк» рассказывает нам историю девушки Меланьи. Она совсем не простой человек, а потомственная ведьма. Ее жизнь складывается довольно драматично из-за абьюзивных отношений с горе-музыкантом, склонным к алкоголизму. Вырваться самостоятельно из подобных отношений очень непросто, и она решает прибегнуть к древнему ритуалу. Меланья заманивает своего бывшего в лес. Предварительно она находит вожака волчьей стаи и надевает на его лапу магический браслет. В приступе ярости бывший суженый чуть не убивает молодую ведьму, но в последний момент ее спасает тот самый волк. Отныне их жизнь тесно связана ведь, отведав человеческой плоти, зачарованный волк становится оборотнем. Если быть точнее, большую часть времени он просто мужчина мечты: сильный, брутальный и уверенный в себе. От съеденного мужчины он унаследовал знания о том, как быть человеком, что помогает ему адаптироваться в социуме. Однако прочие родственницы-ведьмы не в восторге от подобного поступка, т.к. это может привлечь к ним нежелательное внимание. Они требуют социализировать оборотня, сделать из него полноценного человека, устроить на работу. Однако можно ли сделать из зверя человека? Казалось бы, основную мысль повести можно уместить в простой пословице: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит», – но как автору удалось превосходно это раскрыть!
Ярослав Гжендович «Рассказ психотерапевта»
SeverianX, 1 мая 2024 г. 18:02
В «Рассказе психотерапевта» мы знакомимся с психотерапевтом (как неожиданно), который страдает от профессионального выгорания. Однажды к нему на прием приходит довольно странный пациент. Это владелец зоомагазина, внешне напоминающий Санта-Клауса. При этом он не выглядит забавно, а скорее величественно, располагает к себе сразу же. Посетитель рассказывает, что иногда он по собственному желанию может творить чудеса. Например, оживляет попугая или отращивает руку случайному нищему. Психотерапевт в это не верит, однако после приёма он и сам начинает творить чудеса. Особенно это проявляется при работе с клиентами. Ему удается увидеть корень их проблем и мистическим образом устранить его. Однако творить чудеса – это совсем не безобидное дело. Вскоре к нему в гости наведываются представители обеих сторон вечного конфликта – силы Рая и Ада. Оказывается, что странный посетитель ни много ни мало, а самый настоящий бог, впавший в амнезию. Ангелы желают, чтобы психотерапевт не помогал своему судьбоносному клиенту, демон же, напротив, желает излечения бога. Согласитесь, странные пожелания. Теперь главному герою предстоит сделать выбор, от которого, возможно, будет зависеть судьба всего мира.
Ярослав Гжендович «Клуб абсолютной кредитной карточки»
SeverianX, 1 мая 2024 г. 17:59
Повесть «Клуб абсолютной кредитной карточки» рассказывает нам о мужчине по имени Земба. У него затяжная депрессия, связанная с тем, что жизнь складывается не так, как ему бы хотелось. У него множество проблем, большинство из которых связаны с отсутствием денег. Складывается впечатление, что он попросту рождён для роли козла отпущения. Несмотря на молодость, он уже давно женат. Трое детей и вечно недовольная жена добавляют краски в общую беспросветную картину. Прибавим к этому плохое жилье с убогой работой и получим образ типичного неудачника. По совету друга он решает немного отдохнуть и побыть один. Остановившись в довольно дорогой гостинице, он обнаруживает в своем номере загадочное послание и кредитную карту. Из записки Земба узнает, что этой картой можно оплатить практически все, если это не нанесет финансового ущерба окружающим. Не чудо ли? Ведь это решит все его проблемы. Однако, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Жизнь мужчины стремительно налаживается, он создаёт собственную компанию, которая снимает репортажи в различных опасных местах нашей планеты. Однако оказывается, что эту карту возжелала некая злобная сущность, и теперь жизнь Зембы постоянно висит на волоске. Сможет ли он отказаться от богатства ради спасения? И поможет ли это в итоге?
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
SeverianX, 1 мая 2024 г. 17:59
Для меня Ярослав Гжендович в первую очередь автор неплохого «Владыки Ледяного Сада» – оригинального сплава фэнтези и научной фантастики. Я знаком с попыткой Гжендовича в написании научной фантастики: «Гелий-3» получился не особенно удачным. «Книга осенних демонов» – сборник мистических историй. Каждая повесть не похожа на другую. Объединяет их общая тема столкновения обычного человека с непознанным. Каждый из этих людей оказался в бедственном положении, а спасти его могло лишь чудо. Вот чудо и случилось, только принесет ли это счастье?
Отдельно от остальных повестей идёт история Яцека, которая буквально обрамляет повествование, разделяясь на пролог и эпилог. Жизнь Яцека стремительно летит под откос – последние сутки превратились в сплошную полосу из неудач и бед. Судьба или воля случая заносит его в лавку различных эзотерических диковин. Стоит отметить, что автору удается удачно передать атмосферу этого места. Забегая вперёд, могу сказать, что во всех повестях именно атмосфера удалась лучше всего. В этой лавке Яцек встречается с ее хозяином – городским шаманом. Тот рассказывает Яцеку несколько историй (тех самых повестей), из которых мы узнаем, что данная лавка – отнюдь не простое место, где хранится множество зловещих вещей. В эпилоге все повествование переворачивается с ног на голову. Большинство повестей имеют довольно грустный финал, а вот история Яцека довольно оптимистична. Или нет. Тут каждый решит для себя сам.
Повесть «Клуб абсолютной кредитной карточки» рассказывает нам о мужчине по имени Земба. У него затяжная депрессия, связанная с тем, что жизнь складывается не так, как ему бы хотелось. У него множество проблем, большинство из которых связаны с отсутствием денег. Складывается впечатление, что он попросту рождён для роли козла отпущения. Несмотря на молодость, он уже давно женат. Трое детей и вечно недовольная жена добавляют краски в общую беспросветную картину. Прибавим к этому плохое жилье с убогой работой и получим образ типичного неудачника. По совету друга он решает немного отдохнуть и побыть один. Остановившись в довольно дорогой гостинице, он обнаруживает в своем номере загадочное послание и кредитную карту. Из записки Земба узнает, что этой картой можно оплатить практически все, если это не нанесет финансового ущерба окружающим. Не чудо ли? Ведь это решит все его проблемы. Однако, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Жизнь мужчины стремительно налаживается, он создаёт собственную компанию, которая снимает репортажи в различных опасных местах нашей планеты. Однако оказывается, что эту карту возжелала некая злобная сущность, и теперь жизнь Зембы постоянно висит на волоске. Сможет ли он отказаться от богатства ради спасения? И поможет ли это в итоге?
В «Рассказе психотерапевта» мы знакомимся с психотерапевтом (как неожиданно), который страдает от профессионального выгорания. Однажды к нему на прием приходит довольно странный пациент. Это владелец зоомагазина, внешне напоминающий Санта-Клауса. При этом он не выглядит забавно, а скорее величественно, располагает к себе сразу же. Посетитель рассказывает, что иногда он по собственному желанию может творить чудеса. Например, оживляет попугая или отращивает руку случайному нищему. Психотерапевт в это не верит, однако после приёма он и сам начинает творить чудеса. Особенно это проявляется при работе с клиентами. Ему удается увидеть корень их проблем и мистическим образом устранить его. Однако творить чудеса – это совсем не безобидное дело. Вскоре к нему в гости наведываются представители обеих сторон вечного конфликта – силы Рая и Ада. Оказывается, что странный посетитель ни много ни мало, а самый настоящий бог, впавший в амнезию. Ангелы желают, чтобы психотерапевт не помогал своему судьбоносному клиенту, демон же, напротив, желает излечения бога. Согласитесь, странные пожелания. Теперь главному герою предстоит сделать выбор, от которого, возможно, будет зависеть судьба всего мира.
«Ведьма и волк» рассказывает нам историю девушки Меланьи. Она совсем не простой человек, а потомственная ведьма. Ее жизнь складывается довольно драматично из-за абьюзивных отношений с горе-музыкантом, склонным к алкоголизму. Вырваться самостоятельно из подобных отношений очень непросто, и она решает прибегнуть к древнему ритуалу. Меланья заманивает своего бывшего в лес. Предварительно она находит вожака волчьей стаи и надевает на его лапу магический браслет. В приступе ярости бывший суженый чуть не убивает молодую ведьму, но в последний момент ее спасает тот самый волк. Отныне их жизнь тесно связана ведь, отведав человеческой плоти, зачарованный волк становится оборотнем. Если быть точнее, большую часть времени он просто мужчина мечты: сильный, брутальный и уверенный в себе. От съеденного мужчины он унаследовал знания о том, как быть человеком, что помогает ему адаптироваться в социуме. Однако прочие родственницы-ведьмы не в восторге от подобного поступка, т.к. это может привлечь к ним нежелательное внимание. Они требуют социализировать оборотня, сделать из него полноценного человека, устроить на работу. Однако можно ли сделать из зверя человека? Казалось бы, основную мысль повести можно уместить в простой пословице: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит», – но как автору удалось превосходно это раскрыть!
Повесть «Молния» посвящена личной трагедии Януша. Его супружеская жизнь стремительно рушится. Оказывается, его жена Сильвия, выходя за ученого-генетика, возжелала теперь жить в достатке, из-за чего у молодых людей постоянно случаются ссоры. Однажды на светском рауте Януш приревновал жену к незнакомцу-франту. С тех пор его не покидает ощущение, что жена полюбила другого и изменяет ему. В очередном приступе паранойи он решает проследить за женой, и получает подтверждение всем своим опасениям. Что же теперь ему делать? Во время своей слежки он встречает загадочную и прекрасную девушку, которая дарит ему надежду на дальнейшее продолжение знакомства. Это ещё больше усложняет и без того сложные отношения с женой. В то же время от одного из студентов Януш узнает, что в городе пропало несколько девушек и юношей, и история их исчезновения как две капли воды похожа на ситуацию, в которой оказалась его жена. Как же Янушу спасти собственный брак, и возможно ли это в принципе?
Заключительная повесть «Черные бабочки» получилась, вероятно, самой мелодраматичной. Её главная героиня, Ирена, когда-то потеряла мужа из-за несчастного случая, и уже 20 лет живёт одна. Страдает ли она от одиночества? Скорее нет, ведь она по-прежнему любит своего мужа. Все меняется в тот миг, когда в ее дом приходит загадочный мужчина, желающий снять у нее комнату. Тот буквально сразу же смог очаровать немолодую уже женщину, и между ними завязываются романтические отношения. Однако слишком уж много у ее нового избранника странностей и тайн. Сможет ли Ирена под конец жизни всё-таки обрести свое счастье? И какую роль в этом всем сыграют черные бабочки?
Итог: «Книга осенних демонов» раскрыла для меня новую грань таланта Ярослава Гжендовича. Мне даже захотелось прочитать другие его сборники повестей. К счастью, на русский уже переведены ещё два. Как я уже говорил выше, автор превосходно создаёт в своих повестях великолепную атмосферу. Отлично у него получилось прописать и психологизм своих персонажей. Хочется просто сказать: «Верю!». Ярослав Гжендович показывает нам, что не Кингом единым жива современная мистика. Одним словом, хороший сборник повестей, который смело могу порекомендовать к прочтению.
Ярослав Гжендович «Клуб абсолютной кредитной карточки»
zazai, 22 апреля 2024 г. 11:14
Главгер паталогический пессимист, в смысле у него явное невротическое расстройство депрессивного характера и ему бы пролечиться в соответствующем заведении, но судьба бросила его в лапы нашего автора, который, обрядив его в одежды «рыцаря печального образа» , отправил двигать сюжет.
Но, к счастью, Ярослав Гжендович не просто молодец, а настоящий писатель и оснастил сюжет всеми необходимыми элементами, превращающими текст в рассказ. Не забыл даже о такой редкой в наши дни компоненте как второй смысловой слой. Смысл же основного сюжета автор вовсе не торопится положить читателю в рот, предварительно хорошенько разжевав, а предлагает взамен интелектуальную игру, но не в стиле «собери мозаику», а из разряда «не упусти момент», поэтому читать следует внимательно — дьявол прячется в деталях, как говорится.
Итого: если вы берете в руки книгу не только ради того, чтобы отвлечься от суматохи дней или чему-то научится, а хотите получить удовольствие от чтения, то этот рассказ предоставит вам такую возможность. Также рассказ заинтересует тех, кто оттеняет, для контраста, сегодняшнее буйство красок, чем-то мрачноватым. Из минусов, переводчик не вытянул редактуру — в целом перевод хороший, но некоторые места приходится разбирать буквально по словам.
моя версия разгадки сюжета:
Ярослав Гжендович «Пепел и пыль»
olmi, 31 марта 2024 г. 23:08
Хаотично, пресыщено психоделикой. Придуманное автором междумирье можно в чем-то сравнить с сумраком Лукьяненко, но сумрак — намного более гармоничный и цельный и по мере знакомства с ним у меня складывалась картинка экосистемы, живущей и развивающейся по своим логичным законам. В то время как междумирье Гжендовича презентуется как целая плоскость реальности, а по факту оно скорее похоже на обрывки сновидений одного-единственного человека. Не рисуется у меня цельный образ, никак. А это важно: междумирье — ключевой элемент произведения.
О неровной стилистике и экспериментах со смешением форматов уважаемыми рецензентами написано немало. Кому-то это кажется удачным решением, мне — нет.
И наконец, мелкие детали: ну, не нравятся мне ни шпильки в сторону Советского союза, ни поиски тайного знания внутри христианства. Я думала, что эти элементы будут перекрыты красочным и цельным устройством придуманного автором мира, но увы, этого не случилось.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»
vam-1970, 25 февраля 2024 г. 19:42
Для меня эти 4 романа оказались Шедевром.
Научная фантастика, Сверхразум, фэнтэзи, специально созданное этим же СверхРазумом, мистика и ужасы, порождённые техноцивилизацией СверхРазума. И на этой идее , заложенной , кстати, 7 лет назад во время написания первого романа и основываются все события, герои, персонажи. Задумка сильна и претворена в жизнь автором блестяще до самого финала всё выстроено логически и последовательно, хотя по ходу чтения возникало много недоразумений к автору- (ну зачем это, зачем то). Многогранно описание человеческих слабостей и сильных характеров. Первое, это когда соблазн безразмерной власти оказывается непреодолим, когда идеология справедливости принимает самые ужасные и уродливые формы. Второе, это когда человек в среде полностью отторгаемой его умом находит силы выжить и довести свою миссию до конца. Эпилоги 1 и 2 вообще сильны, особенно финальное предложение, которое напоминает финал фильма Тарковского «Сталкер». Интриги полно — самая главная интрига необычна- никак не ожидается по ходу действия, но она придумана автором классно и вызывает феерическое наслаждение.
Самые хорошие слова — после чтения , давно такого не читал.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Конец пути»
vam-1970, 25 февраля 2024 г. 13:51
Четвертый и заключительный роман цикла -эпопеи «Владыка Ледяного Сада» самый толстый -850 страниц! Номинант всех польских премий.
Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. Кажется, что длинновато повествование, но автор взялся за раскрытие чужого мира, мира непохожих на нас людей, и это всё оправдывает. Приятно и интересно было так много читать -не устал! Да -это эпическое произведение в целом. Финал многогранен и непредсказуем -автор буквально в последние абзацы меняет сюжет в другую сторону. Сильна картина завершающей битвы Богов -не встречал ещё такой длительной и разносторонней битвы, применения необычного оружия, сражения четырех магов сразу с самими собой. Запоминается сюжет надолго.
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
Doraner22, 13 февраля 2024 г. 16:33
Книга осенних демонов.
Ярослав Гжендович.
Снова на совместных чтениях упал на антологию. На этот раз сборник повестей, опять за авторством Ярослава Гжендовича. Тут имеет смысл рассказать немного про каждое произведение отдельно, ибо они между собой не связаны.
Пролог.
Он и в Африке пролог. Знакомит нас с рассказчиком всех этих историй, городским шаманом, держащим оккультный магазин где-то в городе, куда от дождя забежал Яцек, герой, у которого сегодня полностью поменялась жизнь — расстался с девушкой, потерял квартиру, с друзьями вышел полный разлад и который ныне является слушателем этих повествований.
1) «Клуб Абсолютной кредитной карточки».
Повесть, которая мне мало чем понравилась. Она рассказывает о депрессующем главном герое Зембе, который очень недоволен как сложилась его жизнь. Дома ждет замученная жена, трое детей, родители — ноги домой не идут при таком раскладе. Работа за копейки, беспросветное будущее. В общем, описано всё мега-депрессивно, я бы даже сказал «атмосферно». И вдруг с ним связываются неизвестные, предлагают ему выход из ситуации — вечную кредитную карту. Что захотел – купил и даже больше: всеобщее одобрение идей и всего такого. Мотивы данных личностей не особо ясны — они упоминают про соблюдение некоего баланса в мире.
За время владения картой Земба успевает воплотить в жизнь многие свои идеи, даже в Южную Африку сгонять в период Апартеида (замечу, что это одно из самых интересных событий произведения). Однако, через какое-то время, Зембу начинают искушать вернуть ее обратно. Конец данной книги поставит вопрос перед читателем: каково было бы влияние данного артефакта, как «бесконечная карта», на события в мире и на всеобщий мировой баланс? Так же под конец всплывает любимая игра автора «Что, если…?» в рамках победы всяких радикально левых движений.
Если оценивать, то 6 из 10.
2) «Рассказ психотерапевта».
Вот эта повесть уже намного лучше. Если бы расставить побольше «чеховских ружей» в самом начале, то я был бы доволен как слон, а так, некоторые повороты раскрываются в момент возникновения. Но это не делает книгу плохой.
Сюжет прост: к психотерапевту приходит мужик и рассказывает, что ему видятся вечные прошения в виде молитв и что он смог воскресить попугая и вырастить безрукому новую руку. После его визита и у самого героя появляются некие супер-способности, именно в его сфере деятельности. Далее, периодически в гости заходят некие разные личности, которые хотят излечения странного пациента или наоборот, не хотят. И не всё будет так очевидно.
Написано отлично. И как обычно, в каждом из произведений автора будет маленькая ремарка с демонизацией Советского Союза, так, например, в данном изложении появляется весьма колоритный Бес, награжденный нацистским Железным Крестом и Звездой Героя Советского Союза. Такие моменты будут в каждой повести.
В итоге сюжет весьма смелый и даже чем-то напоминает «Догму» Кевина Смита и, исходя от того, что фильм вышел в 1999 году, а книга написана в 2002 году, то даже можно провести параллели, кто кем вдохновлялся.
Если оценивать, то 8 из 10.
3) «Ведьма и волк».
Тут мы имеем дело с настоящей ведьмой. Ведьмой нашего времени, которая состоит в ковене и иногда участвует в шабашах. У героини неожиданно абьюзивные отношения с мужем: он бухает, иногда поднимает руку, и как часто бывает в таких семьях, женщина не сразу может взять себя в руки и решиться уйти.
Тут как раз такой случай. Героиня просто не может оставить мужа, возвращается к нему или он к ней. Даром что она ведьма, которая может в Магию. Из-за этого очень сложно поверить в такой сюжет. Тем не менее, выход из таких отношений наша героиня выбирает весьма неожиданный: завалить муженька, натравив на него волка, который потом еще и обратится в человека, с которым потом случится роман. Из волка получится неплохой оборотень. Однако, как мы знаем, волк в цирке не выступает и возникает такое чувство, что вся история была написана ради концовки, которая здесь анекдотически потрясающая. Все отношения, показанные в произведении, что у героини что с мужем, что с волком, ненормальные и несут одному или обоим только страдания. Ковен ведьм, вообще, сборище властолюбивых женщин. Причем, больнее всего они делают своим же. Сочувствие вызывает только волк, которого выдернули из своего привычного животного мира в человеческий (для него сущий ад), да еще и работать заставили.
Если оценивать, то 8 из 10.
4) «Молния».
Еще одна история про отношения, на этот раз в браке. Точнее, в разваливающимся браке. Наш герой Януш начинает подмечать, что его жена поглядывает налево. А именно, в сторону красавца-незнакомца на вечеринке. И танцует с ним и по взгляду видно — желает! Однако все попытки героя выяснить после вечеринки у таких же гостей, что это за незнакомец такой, расшибаются об одно и то же: никто его не помнит. Жена ведет себя странно, как будто кем-то одержима, а потом и вовсе пропадает.
Книга слегка напоминает детектив: Януш находит такого же парня, у которого лет 10 назад так же подругу увели, и опять незнакомец, которого никто не помнит и не знает. До концовки можно быстро дойти самому, однако, я так и не понял, почему эти двое запомнили незнакомца, а остальные нет. Да и при прочтении, уже с самого начала показано, что в отношениях Януша с женой уже не ладится. И жена там показана еще большей занозой, чем какие-либо демоны, а уж после проявления одержимости, так и вообще. Я бы такую спасать не полез бы. Возможно, как раз взаимоотношения в браке и есть краеугольный камен, а вся мистика чисто для антуража, а не наоборот.
Если оценивать, то 7 из 10.
5) «Чёрные бабочки».
Хорошая повесть, закольцованная, я бы сказал. Почему именно «черные бабочки», предлагаю узнать самим. Сама история мне напомнила песню Короля и Шута «Хозяйка старинных часов», только полностью наоборот. Живет себе вдова, в доме за городом, рисует иллюстрации к книгам, иногда сдает комнату. И вот появляется необычный квартирант, который вызывает большой интерес со стороны героини. В данной повести не будет демонов, но будет одно из главных чувств осени — одиночество. Героиня вдова уже двадцать лет, смогла снова полюбить так, что любое расставание с любимым признается подобно смерти.
Если оценивать, то 9 из 10.
6) Эпилог.
Ну он и в Африке эпилог. Начинается там же, где и заканчивается. Яцек выходит из магазина, его ждет последнее небольшое приключение для нас и на этом все завершается.
Сам сборник понравился мне больше, чем «Таксидермист» того же автора. Написано хорошо. Можно даже играть в игру: когда автор упоминает Сталина или иных советских деятелей выпивать по 50 грамм. Так примерно один литр можно раздавить.
Отдельно выделил повесть «Черные Бабочки»: это самая печальная повесть и, в отличие от других, тут действительно хоть кого-то жаль (ну кроме волка), она навевает печаль и грустные размышления. И хорошо, что она идет последней, оставляя хорошее впечатление от сборника, ибо если бы я остановился на истории о карточке, с героем которому опостылела жизнь с женой, детьми и родителями, то оценил бы книгу гораздо ниже. Как по мне, произведения в сборнике идут от худшего к лучшему.
Если оценивать, то 8 из 10 или 4 из 5.
Спасибо что дочитали.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Носитель судьбы»
vam-1970, 11 февраля 2024 г. 10:45
Лауреат и номинант всех почти польских премий. Третий роман эпопеи «Владыка Ледяного Сада».
Автор использовал традиционный приём романов фэнтэзи- длинное путешествие в поисках кого-то или чего-то со всевозможными приключениями. Стандартно. Осталось только придумать энное количество приключений. Что автор с блеском сделал- неповторимо, разнообразно, интригующе, захватывающе, с большой выдумкой. Даже финал оборвал на самой высокой ноте интриги и напряжения. Сочетание НФ и фэнтэзи средневековья на чужой планете.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы»
vam-1970, 7 февраля 2024 г. 13:09
Второй роман цикла -эпопеи «Владыка Ледяного Сада». Номинант всех польских премий 2007-8 годов.
Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. В этом романе события не такие напряженные как в первом романе, но тем не менее увлекают и интригуют. Что интересно, так это наличие двух главных героев, каждый из которых по отдельности впрягается в поиски своей судьбы- спасение этого мира. И где-то они пересекутся -в каком-то романе. Вот это ожидание тоже усиливает интригу. Финал прямо зовет к прочтению третьего тома.
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник»
vam-1970, 3 февраля 2024 г. 18:24
Лауреат всех польских премий. Первая книга цикла-эпопеи «Владыка Ледяного Сада».
Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. Неожиданный невообразимый финал (чем и славится автор), сразу начинаешь читать продолжение.
Ярослав Гжендович «Рассказы из мира Между»
vam-1970, 31 января 2024 г. 11:55
Состоит из двух произведений. Рассказ «Обол для Лилит» является прологом романа «Пепел и пыль». Плюс и сам роман.
Своеобразное изображение Междумирья, напоминающего Чистилище, но со своими законами и населением. И попасть туда не просто, а если попал, то выжить сложно. Набор приключений и много интриг, схваток с нечистью, которая потом оказывается не нечистью. Оригинально подано.
Ярослав Гжендович «Obol dla Lilith»
vam-1970, 31 января 2024 г. 11:49
Рассказ «Обол для Лилит» является прологом романа «Пепел и пыль». Написан за 2 года до основного романа, видно автор ухватил идею и решил продолжить события пролога.
Из цикла «Рассказы из мира Между», который ещё не стал циклом.
Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2006 года. Захватывающий сюжет не позволяющий положить книгу, пока не прочитана. Своеобразное представление об иерархии Ада , Чистилища и Рая. Интрига сюжета за интригой. Очень сочный и колоритный сюжет.
Ярослав Гжендович «Пепел и пыль»
vam-1970, 31 января 2024 г. 11:46
Из цикла «Рассказы из мира Между», который ещё не стал циклом — это одно произведение из двух частей.
Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2006 года. Захватывающий сюжет не позволяющий положить книгу, пока не прочитана. Своеобразное представление об иерархии Ада , Чистилища и Рая. Интрига сюжета за интригой. Кажется: ну всё должен быть финал, но автор вносит новую интригу и всё начинается сначала. Конечно и рояль в кустах на закуску- но как без него в Междумирье. Очень сочный и колоритный роман. И по логике сюжета требуется продолжение -возможно автор и напишет.
Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»
vam-1970, 28 января 2024 г. 17:30
Прочел вторую книгу автора- восхищён! Чем меня увлёк сам писатель — неповторимостью сюжетов! Они разнообразны и каждый несёт интригу, финалы в основном неожиданные. Есть некий шарм в изложении. И они непривычные — что самое главное. Взгляд автора на исторические события и прогнозы будущего ошеломляют и часто радуют.
Ярослав Гжендович «Таксидермист»
vam-1970, 28 января 2024 г. 17:26
Прочел вторую книгу автора- восхищён! Относительно этой- автор в Послесловии дал характеристику каждому произведению, повторяться не буду. Чем меня увлёк сам писатель — неповторимостью сюжетов! Они разнообразны и каждый несёт интригу, финалы в основном неожиданные. Есть некий шарм в изложении. И они непривычные — что самое главное. Взгляд автора на исторические события и прогнозы будущего ошеломляют и часто радуют.
Ярослав Гжендович «Век волков»
vam-1970, 28 января 2024 г. 17:18
Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2005 года. В этом году автор получил все премии Зайделя. Захватывающий сюжет — взгляд на события с той стороны противостояния, ну а как опишешь события поиска чудо-оружия с другой точки зрения. Многое пишут о поисках немцами разных тайных хранилищ оружия и самих богов. Но только это всё разговоры как и этот сюжет. Поэтому всеръёз не надо брать в голову события, но автор настолько талантливо и ярко изобразил события, что начинаешь верить в происходящее- такое бывает, когда фэнтэзи накладывается на реальные события . Интересен подход Богов к событиям войны — не кровожадным оказался Один! Финал заставляет задуматься о винтиках -человечках в маховике раскрученной войны.
Ярослав Гжендович «Буран метёт с той стороны»
vam-1970, 28 января 2024 г. 13:13
Лауреат Премии SFinks — Польский рассказ 2005 года. Интересен и заслуживает внимание описанием «прелестей» ГУЛАГа. Автор показал две альтернативные истории нашего мира, ни одна из них не повторяет нашу историю. Что и оригинально. ГУЛАГ в 1973 году- задумайтесь. Финал не по Гжендовичу -оптимистичен.
Ярослав Гжендович «Выходные в Осэкозе»
vam-1970, 27 января 2024 г. 21:14
Осэкозе-Особая Экономическая Зона. Но в оригинале заглавия повести такого слова нет -это выдумка переводчика. Для сгущения красок наверно. Антиутопия, когда у власти находятся малограмотные идиоты. Гротеск автора. Фантастика? На каком-то периоде истории -да. Но идём далее и встречаем всё то, о чём написал автор , сгустив краски.
Ярослав Гжендович «Часовщик и охотник за бабочками»
vam-1970, 27 января 2024 г. 12:12
Главная мысль повести -поиск лучшего из миров, аналогов нашей Земли, где бы не было войн и преступности -хотя бы этого. Попытки изменить его во времени автор перевёл в противоборство всех против всех. И запутал читателя- а где же настоящий хороший мир? В философии измены прошлого с целью изменения будущего что-то есть реальное. Можно современную историю просмотреть -а что бы стало бы, если бы.... И видны были бы результаты такого вмешательства уже на нынешнем уровне. Но никто таким анализом не занимается. Автор занялся. И выдвинул свою гипотезу -что и где надо менять.
Ярослав Гжендович «Farewell Blues»
vam-1970, 27 января 2024 г. 10:56
Мощное произведение. Начинается сюжет как описание зарождения тоталитарного будущего на планете, но в одной из демократических стран ( пока). Автор точен в своём предсказании- это уже набирает обороты сейчас. И его неприятие этого порядка. А выход какой ? Бегство туда , где нас нет и ,возможно , и нет такого тоталитаризма. Логично. Но Гжендович многогранен — он развенчивает ещё одно заблуждение наших людей-оптимистов, что инопланетяне нам помогут -финал ставит на этих гипотезах крест жирный. Финал , конечно, неожиданный для читателя. После всего спокойного и оптимистического повествования — но только от Гжендовича можно ожидать такой финал. И вывод из финала — только мы сами сообща можем отладить нашу жизнь на планете до идиллии, навести порядок среди самих себя, нечего надеяться на других.
Ярослав Гжендович «Поцелуй Луазетты»
vam-1970, 26 января 2024 г. 18:23
Автор соединил в одном сюжете историю французской революции с её гильотинами, изуверства и эксперименты барона над жителями, тайны замка, мистическое видения палача. Такая смесь увлекает. Финал вроде и логичен, и вроде нелогичен. Хотя можно быдло бы и ожидать -столкнувшись с самим Злом можно поехать рассудком.
Но одна мысль автора меня затронула — и ранее она меня интриговала- но здесь он дал гипотезу , совпадающую с моей. Поясню — смертная казнь ускоряет реинкарнацию Зла в человеке, оно не излечивается и восстанавливается с рождающимся ребенком. Лучше держать преступника в пожизненном заключении, увеличивая срок возвращения Зла и дожидаясь полного раскаяния человека. Недаром смертная казнь отменена во многих странах мира. А причина реальная- вот она.
Ярослав Гжендович «Таксидермист»
vam-1970, 26 января 2024 г. 10:52
Оригинальная придумка автора- целый бизнес на чучелах живых существ. Финал поразил. На языке оригинала -польском -звучит более колоритно и передаёт весь смысл работы умельца — Wypychacz zwierząt.
Ярослав Гжендович «Празднество в Венеции»
vam-1970, 25 января 2024 г. 17:01
«и воздастся каждому по заслугам его»- смысл произведения. Измена супруге в медовый месяц карается вечными изменами до бесконечности. А Казанова тут как тут!
Ярослав Гжендович «Третий Николай»
vam-1970, 25 января 2024 г. 13:31
Очень приятный сюжет на фоне произведений автора, наполненных мистикой. Так и хочется пожелать семье благополучия в Рождественский вечер. Творить добро должен каждый , и тем более Николай Чудотворец!
Ярослав Гжендович «Деликатесы восточной кухни»
vam-1970, 25 января 2024 г. 10:13
В бизнесе есть неписанные правила поведения — в хорошем бизнесе- веди себя честно, если ты нечестен по отношению к соратникам, тебя настигнет карма, рано или поздно, но настигнет. Поэтому я на стороне двух героев сюжета, хотя они и не думали попасть в такую ситуацию для них нехорошую, но месть должна быть холодной.
Ярослав Гжендович «Необходимая оборона»
vam-1970, 24 января 2024 г. 18:40
Реальный пример вреда от пьянства. Два дня пить — можно и допиться. И допились. Весь прикол в финале. Автор мастер неожиданный и ярких финалов. Но одновременно поднял и осветил тему нашего бесправия перед преступниками. Стоит задуматься политикам.
vam-1970, 24 января 2024 г. 16:13
Оригинальная идея сделать сотрудников а точнее офисный планктон, управляемыми. Только не окончил автор сюжет -говорят продолжение есть.
Ярослав Гжендович «Хобби тётки Констанции»
vam-1970, 24 января 2024 г. 16:04
Случай, когда финал определяет всё. Изюминка спокойного повествования — в финале. А после финала думаешь -и что же будет дальше делать главный герой? Талантливо!
SeverianX, 15 января 2024 г. 18:13
С творчеством польского писателя Ярослава Гжендовича я знаком по тетралогии «Владыка Ледяного Сада». Цикл героического фэнтези, ближе к финалу оборачивающегося технофэнтези, произвел на меня хорошее впечатление. В романе «Гелий-3» автор решил поразмышлять над ближайшим будущим Земли, и это удалось ему заметно хуже. Однако не буду забегать вперёд – обо всем по порядку.
Действие романа происходит в 2058 году. Журналистика как явление полностью умерла – нет ни государственных, ни независимых СМИ. Их место заняли ивентщики – это некая смесь папарацци с блогерами. У каждого человека есть омнифон, следующая ступень в эволюции смартфона, подключенный к МегаНету. Теперь любой может заснять интересное событие, выложить его в сеть и заработать деньги на просмотрах. Ивентщики же сделали подобное занятие своей профессией. Главный герой, Норберт, по прозвищу Фокус, как раз из таких. Только он не гонится за малозначительными событиями для «жёлтых газетенок», а старается быть в центре по-настоящему значимых, а зачастую и опасных, ивентов. У него даже есть определенные понятия о чести – своей работой он хочет донести до людей правду.
Главная проблема романа в том, что автор никак не может определиться с жанром произведения. Оно напоминает лоскутное одеяло, сшитое из четырех разных по размеру частей, которые плохо сочетаются между собой. И это не смешение жанров, которое могло бы выйти довольно неплохим. Далеко за примером ходить не надо: во «Владыке Ледяного Сада» к классическому героическому фэнтези он добавил нотку научной фантастики, что выделило его из многих представителей данного направления. Похожий прием использовал и Роджер Желязны в «Князе Света», что в корне перевернуло восприятие книги. В «Гелии-3» автор просто добавляет один жанр к другому, не заботясь о целостности произведения. Слишком уж заметны эти границы между жанрами. В первой части Норберт становится свидетелем казни иностранных инженеров арабскими экстремистами в Дубае, обедневшем после обесценивания нефти. Образцовая социальная фантастика. Вторая часть – классическая антиутопия с нотками киберпанка. Фокус проникает в заведение для правящей элиты, где те развлекаются, поедая мясо редких животных. Чем же ещё заняться, когда все прочие радости жизни уже приелись? В родной Польше Норберт лакомится запрещённой фермерской колбасой и оказывается посреди полицейского рейда, направленного против нелегалов, которые отказались от принудительной вакцинации. Тут мы видим и типичное полицейское государство, которым стала Польша, и мировой заговор, связанный с искусственно созданной пандемией, и истерию по поводу принудительной вакцинации. Темы актуальные на момент написания романа, и читать об этом было интересно. Последняя часть посвящена фантастике «ближнего прицела». Польша наконец-то оказывается в космосе, где планирует добывать очень ценный элемент – Гелий-3.
В романе масса интересных задумок. Было интересно почитать о перспективах развития Земли со стороны автора из Восточной Европы. Польша устала находиться под гнетом своих более влиятельных соседей. Развитие науки и технологий искусственно подавляется. Стране по умолчанию отведена второстепенная роль. Общество Европы живёт по принципам «рационального природопользования» – ему приходится расплачиваться за оставленный предками «углеродный след». Люди вынуждены жить в маленьких съемных квартирках, питаться разрешенными скудными продуктами – все ради экологии. Частное сельское хозяйство оказывается вне закона – бывшие фермеры разорены и вынуждены жить на улицах городов без средств к существованию. Чтобы избавиться от этих лишних ртов, запускается искусственно выведенная пандемия с последующей обязательной вакцинацией. Все это описано очень круто. Тренды современной Европы с ее либерализмом и экологичностью докручены до гротеска и этим интересны. Только вот переходы между частями слишком резки и заметны.
Последняя часть с полетом главного героя на Луну вышла совсем уж неоднозначной. С технической точки зрения тут все хорошо. Реалистично описаны технологии, системы жизнеобеспечения и прочее. А вот логика повествования даже не хромает, а еле движется на костылях. Частная, пусть и очень богатая, польская компания решает единолично добывать редкий и очень ценный элемент, способный перевернуть всю энергетическую промышленность. При этом все сверхдержавы против. Корпорация руководствуется международным правом – якобы космос общий и она может делать все, что захочет. На Луну отправляется 18 боевиков, а по меркам космоса – это целая армия. Ни одна страна их теперь не может остановить! В реальности никто бы не стал размениваться на высадку десанта, боевые действия на Луне и отравление владельца компании полонием. Нет, счета компании мгновенно оказались бы заморожены, пути снабжения перекрыты, а космические челноки попросту перехвачены. Для уверенности запустили бы пару ядерных ракет на лунную базу. На этом приключения и закончились бы. Как я и сказал выше – логики нет никакой.
Интересной мне показалась идея о зависимости человека от гаджетов. Норберт в какой-то момент оказывается без своего омнифона в чужой стране. Чтобы получить новый, нужно пройти через череду бюрократических процедур, причем в своем родном городе. Без гаджета Фокус не может купить билет на самолёт, заказать такси и даже просто купить себе еду. В отрыве от МегаНета и дополненной реальности главный герой чувствует неправдоподобность происходящего, чуть ли не сходит с ума. А далеко ли мы ушли от подобной зависимости?
Сам главный герой, на мой взгляд, вышел несколько невнятным. У него есть определенные понятия о чести, но вот по жизни он двигается, подчиняясь случаю. То, что он раз за разом оказывается в центре событий, попахивает «роялями в кустах». То он по наводке информатора оказывается в самом центре арабских волнений, то его буквально приглашают в закрытый ресторан для элиты. Даже на Луне он оказывается не по собственному желанию, а по ведению очередной мегакорпорации.
Что поистине разочаровало – так это финал. Складывается впечатление, что автору просто надоело писать книгу, и он решил ее закончить весьма спорным способом. Главное, что предпосылок к такой развязке не было вовсе.
Итог: «Гелий-3» имел все предпосылки стать хорошим романом в жанре антиутопии. «Земную» часть романа читать было по-настоящему интересно. Однако все плюсы перекрывает неумение или нежелание автора определиться с жанром – части произведения уж слишком разобщены. Возможно Гжендовичу следовало издать сборник повестей. Финал романа не выдерживает никакой критики. По итогу все получилось весьма грустно. А жаль – задумка то хороша!
vam-1970, 12 января 2024 г. 16:10
Входит в сборник «Книга осенних демонов», являясь неотъемлемой частью всех повестей. Герой Пролога, Яцек, наконец-то получает свою долю везения и как мы надеемся и счастья. Если все повести с печальным финалом, то Эпилог компенсирует все неудачи всех героев сборника. Хотя бы так. Не всё в жизни печально и плохо, если вы живы.
Прочитав 5 повестей Гжендовича я в восхищении его талантом. Стиль изложения великолепен, интриги доводят до дрожи, учитывая их мистику. В итоге достаю его романы для внеочередного чтения -таких писателей надо читать, прикасаясь к таланту.