fantlab ru

Все отзывы на произведения Ярослава Гжендовича (Jarosław J. Grzędowicz)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Пепел и пыль»

olmi, 31 марта 23:08

Хаотично, пресыщено психоделикой. Придуманное автором междумирье можно в чем-то сравнить с сумраком Лукьяненко, но последний — намного более гармоничный и цельный. По мере знакомства с лукьяненковским сумраком складывалась картинка экосистемы, живущей и развивающейся по своим логичным законам, в то время как междумирье Гжендовича презентуется как целая плоскость реальности, а по факту оно скорее похоже на обрывки сновидений одного-единственного человека. Ну не рисуется у меня цельный образ, никак. А это важно: междумирье — ключевой элемент произведения.

О неровной стилистике и экспериментах со смешением форматов уважаемыми рецензентами написано немало. Кому-то это кажется удачным решением, мне — нет.

И наконец, мелкие детали: ну, не нравятся мне ни шпильки в сторону Советского союза, ни поиски тайного знания внутри христианства. Я думала, что эти элементы будут перекрыты красочным и цельным устройством придуманного автором мира, но увы, этого не случилось.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»

vam-1970, 25 февраля 19:42

Для меня эти 4 романа оказались Шедевром.

Научная фантастика, Сверхразум, фэнтэзи, специально созданное этим же СверхРазумом, мистика и ужасы, порождённые техноцивилизацией СверхРазума. И на этой идее , заложенной , кстати, 7 лет назад во время написания первого романа и основываются все события, герои, персонажи. Задумка сильна и претворена в жизнь автором блестяще до самого финала всё выстроено логически и последовательно, хотя по ходу чтения возникало много недоразумений к автору- (ну зачем это, зачем то). Многогранно описание человеческих слабостей и сильных характеров. Первое, это когда соблазн безразмерной власти оказывается непреодолим, когда идеология справедливости принимает самые ужасные и уродливые формы. Второе, это когда человек в среде полностью отторгаемой его умом находит силы выжить и довести свою миссию до конца. Эпилоги 1 и 2 вообще сильны, особенно финальное предложение, которое напоминает финал фильма Тарковского «Сталкер». Интриги полно — самая главная интрига необычна- никак не ожидается по ходу действия, но она придумана автором классно и вызывает феерическое наслаждение.

Самые хорошие слова — после чтения , давно такого не читал.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Конец пути»

vam-1970, 25 февраля 13:51

Четвертый и заключительный роман цикла -эпопеи «Владыка Ледяного Сада» самый толстый -850 страниц! Номинант всех польских премий.

Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. Кажется, что длинновато повествование, но автор взялся за раскрытие чужого мира, мира непохожих на нас людей, и это всё оправдывает. Приятно и интересно было так много читать -не устал! Да -это эпическое произведение в целом. Финал многогранен и непредсказуем -автор буквально в последние абзацы меняет сюжет в другую сторону. Сильна картина завершающей битвы Богов -не встречал ещё такой длительной и разносторонней битвы, применения необычного оружия, сражения четырех магов сразу с самими собой. Запоминается сюжет надолго.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»

Doraner22, 13 февраля 16:33

Книга осенних демонов.

Ярослав Гжендович.

Снова на совместных чтениях упал на антологию. На этот раз сборник повестей, опять за авторством Ярослава Гжендовича. Тут имеет смысл рассказать немного про каждое произведение отдельно, ибо они между собой не связаны.

Пролог.

Он и в Африке пролог. Знакомит нас с рассказчиком всех этих историй, городским шаманом, держащим оккультный магазин где-то в городе, куда от дождя забежал Яцек, герой, у которого сегодня полностью поменялась жизнь — расстался с девушкой, потерял квартиру, с друзьями вышел полный разлад и который ныне является слушателем этих повествований.

1) «Клуб Абсолютной кредитной карточки».

Повесть, которая мне мало чем понравилась. Она рассказывает о депрессующем главном герое Зембе, который очень недоволен как сложилась его жизнь. Дома ждет замученная жена, трое детей, родители — ноги домой не идут при таком раскладе. Работа за копейки, беспросветное будущее. В общем, описано всё мега-депрессивно, я бы даже сказал «атмосферно». И вдруг с ним связываются неизвестные, предлагают ему выход из ситуации — вечную кредитную карту. Что захотел – купил и даже больше: всеобщее одобрение идей и всего такого. Мотивы данных личностей не особо ясны — они упоминают про соблюдение некоего баланса в мире.

За время владения картой Земба успевает воплотить в жизнь многие свои идеи, даже в Южную Африку сгонять в период Апартеида (замечу, что это одно из самых интересных событий произведения). Однако, через какое-то время, Зембу начинают искушать вернуть ее обратно. Конец данной книги поставит вопрос перед читателем: каково было бы влияние данного артефакта, как «бесконечная карта», на события в мире и на всеобщий мировой баланс? Так же под конец всплывает любимая игра автора «Что, если…?» в рамках победы всяких радикально левых движений.

Если оценивать, то 6 из 10.

2) «Рассказ психотерапевта».

Вот эта повесть уже намного лучше. Если бы расставить побольше «чеховских ружей» в самом начале, то я был бы доволен как слон, а так, некоторые повороты раскрываются в момент возникновения. Но это не делает книгу плохой.

Сюжет прост: к психотерапевту приходит мужик и рассказывает, что ему видятся вечные прошения в виде молитв и что он смог воскресить попугая и вырастить безрукому новую руку. После его визита и у самого героя появляются некие супер-способности, именно в его сфере деятельности. Далее, периодически в гости заходят некие разные личности, которые хотят излечения странного пациента или наоборот, не хотят. И не всё будет так очевидно.

Написано отлично. И как обычно, в каждом из произведений автора будет маленькая ремарка с демонизацией Советского Союза, так, например, в данном изложении появляется весьма колоритный Бес, награжденный нацистским Железным Крестом и Звездой Героя Советского Союза. Такие моменты будут в каждой повести.

В итоге сюжет весьма смелый и даже чем-то напоминает «Догму» Кевина Смита и, исходя от того, что фильм вышел в 1999 году, а книга написана в 2002 году, то даже можно провести параллели, кто кем вдохновлялся.

Если оценивать, то 8 из 10.

3) «Ведьма и волк».

Тут мы имеем дело с настоящей ведьмой. Ведьмой нашего времени, которая состоит в ковене и иногда участвует в шабашах. У героини неожиданно абьюзивные отношения с мужем: он бухает, иногда поднимает руку, и как часто бывает в таких семьях, женщина не сразу может взять себя в руки и решиться уйти.

Тут как раз такой случай. Героиня просто не может оставить мужа, возвращается к нему или он к ней. Даром что она ведьма, которая может в Магию. Из-за этого очень сложно поверить в такой сюжет. Тем не менее, выход из таких отношений наша героиня выбирает весьма неожиданный: завалить муженька, натравив на него волка, который потом еще и обратится в человека, с которым потом случится роман. Из волка получится неплохой оборотень. Однако, как мы знаем, волк в цирке не выступает и возникает такое чувство, что вся история была написана ради концовки, которая здесь анекдотически потрясающая. Все отношения, показанные в произведении, что у героини что с мужем, что с волком, ненормальные и несут одному или обоим только страдания. Ковен ведьм, вообще, сборище властолюбивых женщин. Причем, больнее всего они делают своим же. Сочувствие вызывает только волк, которого выдернули из своего привычного животного мира в человеческий (для него сущий ад), да еще и работать заставили.

Если оценивать, то 8 из 10.

4) «Молния».

Еще одна история про отношения, на этот раз в браке. Точнее, в разваливающимся браке. Наш герой Януш начинает подмечать, что его жена поглядывает налево. А именно, в сторону красавца-незнакомца на вечеринке. И танцует с ним и по взгляду видно — желает! Однако все попытки героя выяснить после вечеринки у таких же гостей, что это за незнакомец такой, расшибаются об одно и то же: никто его не помнит. Жена ведет себя странно, как будто кем-то одержима, а потом и вовсе пропадает.

Книга слегка напоминает детектив: Януш находит такого же парня, у которого лет 10 назад так же подругу увели, и опять незнакомец, которого никто не помнит и не знает. До концовки можно быстро дойти самому, однако, я так и не понял, почему эти двое запомнили незнакомца, а остальные нет. Да и при прочтении, уже с самого начала показано, что в отношениях Януша с женой уже не ладится. И жена там показана еще большей занозой, чем какие-либо демоны, а уж после проявления одержимости, так и вообще. Я бы такую спасать не полез бы. Возможно, как раз взаимоотношения в браке и есть краеугольный камен, а вся мистика чисто для антуража, а не наоборот.

Если оценивать, то 7 из 10.

5) «Чёрные бабочки».

Хорошая повесть, закольцованная, я бы сказал. Почему именно «черные бабочки», предлагаю узнать самим. Сама история мне напомнила песню Короля и Шута «Хозяйка старинных часов», только полностью наоборот. Живет себе вдова, в доме за городом, рисует иллюстрации к книгам, иногда сдает комнату. И вот появляется необычный квартирант, который вызывает большой интерес со стороны героини. В данной повести не будет демонов, но будет одно из главных чувств осени — одиночество. Героиня вдова уже двадцать лет, смогла снова полюбить так, что любое расставание с любимым признается подобно смерти.

Если оценивать, то 9 из 10.

6) Эпилог.

Ну он и в Африке эпилог. Начинается там же, где и заканчивается. Яцек выходит из магазина, его ждет последнее небольшое приключение для нас и на этом все завершается.

Сам сборник понравился мне больше, чем «Таксидермист» того же автора. Написано хорошо. Можно даже играть в игру: когда автор упоминает Сталина или иных советских деятелей выпивать по 50 грамм. Так примерно один литр можно раздавить.

Отдельно выделил повесть «Черные Бабочки»: это самая печальная повесть и, в отличие от других, тут действительно хоть кого-то жаль (ну кроме волка), она навевает печаль и грустные размышления. И хорошо, что она идет последней, оставляя хорошее впечатление от сборника, ибо если бы я остановился на истории о карточке, с героем которому опостылела жизнь с женой, детьми и родителями, то оценил бы книгу гораздо ниже. Как по мне, произведения в сборнике идут от худшего к лучшему.

Если оценивать, то 8 из 10 или 4 из 5.

Спасибо что дочитали.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Носитель судьбы»

vam-1970, 11 февраля 10:45

Лауреат и номинант всех почти польских премий. Третий роман эпопеи «Владыка Ледяного Сада».

Автор использовал традиционный приём романов фэнтэзи- длинное путешествие в поисках кого-то или чего-то со всевозможными приключениями. Стандартно. Осталось только придумать энное количество приключений. Что автор с блеском сделал- неповторимо, разнообразно, интригующе, захватывающе, с большой выдумкой. Даже финал оборвал на самой высокой ноте интриги и напряжения. Сочетание НФ и фэнтэзи средневековья на чужой планете.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы»

vam-1970, 7 февраля 13:09

Второй роман цикла -эпопеи «Владыка Ледяного Сада». Номинант всех польских премий 2007-8 годов.

Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. В этом романе события не такие напряженные как в первом романе, но тем не менее увлекают и интригуют. Что интересно, так это наличие двух главных героев, каждый из которых по отдельности впрягается в поиски своей судьбы- спасение этого мира. И где-то они пересекутся -в каком-то романе. Вот это ожидание тоже усиливает интригу. Финал прямо зовет к прочтению третьего тома.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник»

vam-1970, 3 февраля 18:24

Лауреат всех польских премий. Первая книга цикла-эпопеи «Владыка Ледяного Сада».

Всегда отмечал , что соединение двух жанров — НФ и фэнтэзи (мистики) даёт поразительный результат в виде остросюжетных и захватывающих произведений. Где ждёшь открытий не только от придумок в области науки и техники, но неожиданных проявлений потусторонних сил и средневекового шарма. Плюс ещё автор использовал метод детектива -такого Следопыта в поисках пропавших. Неожиданный невообразимый финал (чем и славится автор), сразу начинаешь читать продолжение.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Рассказы из мира Между»

vam-1970, 31 января 11:55

Состоит из двух произведений. Рассказ «Обол для Лилит» является прологом романа «Пепел и пыль». Плюс и сам роман.

Своеобразное изображение Междумирья, напоминающего Чистилище, но со своими законами и населением. И попасть туда не просто, а если попал, то выжить сложно. Набор приключений и много интриг, схваток с нечистью, которая потом оказывается не нечистью. Оригинально подано.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Obol dla Lilith»

vam-1970, 31 января 11:49

Рассказ «Обол для Лилит» является прологом романа «Пепел и пыль». Написан за 2 года до основного романа, видно автор ухватил идею и решил продолжить события пролога.

Из цикла «Рассказы из мира Между», который ещё не стал циклом.

Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2006 года. Захватывающий сюжет не позволяющий положить книгу, пока не прочитана. Своеобразное представление об иерархии Ада , Чистилища и Рая. Интрига сюжета за интригой. Очень сочный и колоритный сюжет.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Пепел и пыль»

vam-1970, 31 января 11:46

Из цикла «Рассказы из мира Между», который ещё не стал циклом — это одно произведение из двух частей.

Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2006 года. Захватывающий сюжет не позволяющий положить книгу, пока не прочитана. Своеобразное представление об иерархии Ада , Чистилища и Рая. Интрига сюжета за интригой. Кажется: ну всё должен быть финал, но автор вносит новую интригу и всё начинается сначала. Конечно и рояль в кустах на закуску- но как без него в Междумирье. Очень сочный и колоритный роман. И по логике сюжета требуется продолжение -возможно автор и напишет.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ярослав Гжендович «Книга осенних демонов»

vam-1970, 28 января 17:30

Прочел вторую книгу автора- восхищён! Чем меня увлёк сам писатель — неповторимостью сюжетов! Они разнообразны и каждый несёт интригу, финалы в основном неожиданные. Есть некий шарм в изложении. И они непривычные — что самое главное. Взгляд автора на исторические события и прогнозы будущего ошеломляют и часто радуют.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

vam-1970, 28 января 17:26

Прочел вторую книгу автора- восхищён! Относительно этой- автор в Послесловии дал характеристику каждому произведению, повторяться не буду. Чем меня увлёк сам писатель — неповторимостью сюжетов! Они разнообразны и каждый несёт интригу, финалы в основном неожиданные. Есть некий шарм в изложении. И они непривычные — что самое главное. Взгляд автора на исторические события и прогнозы будущего ошеломляют и часто радуют.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Век волков»

vam-1970, 28 января 17:18

Лауреат Премии им. Януша А. Зайделя 2005 года. В этом году автор получил все премии Зайделя. Захватывающий сюжет — взгляд на события с той стороны противостояния, ну а как опишешь события поиска чудо-оружия с другой точки зрения. Многое пишут о поисках немцами разных тайных хранилищ оружия и самих богов. Но только это всё разговоры как и этот сюжет. Поэтому всеръёз не надо брать в голову события, но автор настолько талантливо и ярко изобразил события, что начинаешь верить в происходящее- такое бывает, когда фэнтэзи накладывается на реальные события . Интересен подход Богов к событиям войны — не кровожадным оказался Один! Финал заставляет задуматься о винтиках -человечках в маховике раскрученной войны.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ярослав Гжендович «Буран метёт с той стороны»

vam-1970, 28 января 13:13

Лауреат Премии SFinks — Польский рассказ 2005 года. Интересен и заслуживает внимание описанием «прелестей» ГУЛАГа. Автор показал две альтернативные истории нашего мира, ни одна из них не повторяет нашу историю. Что и оригинально. ГУЛАГ в 1973 году- задумайтесь. Финал не по Гжендовичу -оптимистичен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Выходные в Осэкозе»

vam-1970, 27 января 21:14

Осэкозе-Особая Экономическая Зона. Но в оригинале заглавия повести такого слова нет -это выдумка переводчика. Для сгущения красок наверно. Антиутопия, когда у власти находятся малограмотные идиоты. Гротеск автора. Фантастика? На каком-то периоде истории -да. Но идём далее и встречаем всё то, о чём написал автор , сгустив краски.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Часовщик и охотник за бабочками»

vam-1970, 27 января 12:12

Главная мысль повести -поиск лучшего из миров, аналогов нашей Земли, где бы не было войн и преступности -хотя бы этого. Попытки изменить его во времени автор перевёл в противоборство всех против всех. И запутал читателя- а где же настоящий хороший мир? В философии измены прошлого с целью изменения будущего что-то есть реальное. Можно современную историю просмотреть -а что бы стало бы, если бы.... И видны были бы результаты такого вмешательства уже на нынешнем уровне. Но никто таким анализом не занимается. Автор занялся. И выдвинул свою гипотезу -что и где надо менять.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Farewell Blues»

vam-1970, 27 января 10:56

Мощное произведение. Начинается сюжет как описание зарождения тоталитарного будущего на планете, но в одной из демократических стран ( пока). Автор точен в своём предсказании- это уже набирает обороты сейчас. И его неприятие этого порядка. А выход какой ? Бегство туда , где нас нет и ,возможно , и нет такого тоталитаризма. Логично. Но Гжендович многогранен — он развенчивает ещё одно заблуждение наших людей-оптимистов, что инопланетяне нам помогут -финал ставит на этих гипотезах крест жирный. Финал , конечно, неожиданный для читателя. После всего спокойного и оптимистического повествования — но только от Гжендовича можно ожидать такой финал. И вывод из финала — только мы сами сообща можем отладить нашу жизнь на планете до идиллии, навести порядок среди самих себя, нечего надеяться на других.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Поцелуй Луазетты»

vam-1970, 26 января 18:23

Автор соединил в одном сюжете историю французской революции с её гильотинами, изуверства и эксперименты барона над жителями, тайны замка, мистическое видения палача. Такая смесь увлекает. Финал вроде и логичен, и вроде нелогичен. Хотя можно быдло бы и ожидать -столкнувшись с самим Злом можно поехать рассудком.

Но одна мысль автора меня затронула — и ранее она меня интриговала- но здесь он дал гипотезу , совпадающую с моей. Поясню — смертная казнь ускоряет реинкарнацию Зла в человеке, оно не излечивается и восстанавливается с рождающимся ребенком. Лучше держать преступника в пожизненном заключении, увеличивая срок возвращения Зла и дожидаясь полного раскаяния человека. Недаром смертная казнь отменена во многих странах мира. А причина реальная- вот она.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

vam-1970, 26 января 10:52

Оригинальная придумка автора- целый бизнес на чучелах живых существ. Финал поразил. На языке оригинала -польском -звучит более колоритно и передаёт весь смысл работы умельца — Wypychacz zwierząt.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Празднество в Венеции»

vam-1970, 25 января 17:01

«и воздастся каждому по заслугам его»- смысл произведения. Измена супруге в медовый месяц карается вечными изменами до бесконечности. А Казанова тут как тут!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ярослав Гжендович «Третий Николай»

vam-1970, 25 января 13:31

Очень приятный сюжет на фоне произведений автора, наполненных мистикой. Так и хочется пожелать семье благополучия в Рождественский вечер. Творить добро должен каждый , и тем более Николай Чудотворец!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Деликатесы восточной кухни»

vam-1970, 25 января 10:13

В бизнесе есть неписанные правила поведения — в хорошем бизнесе- веди себя честно, если ты нечестен по отношению к соратникам, тебя настигнет карма, рано или поздно, но настигнет. Поэтому я на стороне двух героев сюжета, хотя они и не думали попасть в такую ситуацию для них нехорошую, но месть должна быть холодной.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Необходимая оборона»

vam-1970, 24 января 18:40

Реальный пример вреда от пьянства. Два дня пить — можно и допиться. И допились. Весь прикол в финале. Автор мастер неожиданный и ярких финалов. Но одновременно поднял и осветил тему нашего бесправия перед преступниками. Стоит задуматься политикам.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ярослав Гжендович «Премия»

vam-1970, 24 января 16:13

Оригинальная идея сделать сотрудников а точнее офисный планктон, управляемыми. Только не окончил автор сюжет -говорят продолжение есть.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ярослав Гжендович «Хобби тётки Констанции»

vam-1970, 24 января 16:04

Случай, когда финал определяет всё. Изюминка спокойного повествования — в финале. А после финала думаешь -и что же будет дальше делать главный герой? Талантливо!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ярослав Гжендович «Гелий-3»

SeverianX, 15 января 18:13

С творчеством польского писателя Ярослава Гжендовича я знаком по тетралогии «Владыка Ледяного Сада». Цикл героического фэнтези, ближе к финалу оборачивающегося технофэнтези, произвел на меня хорошее впечатление. В романе «Гелий-3» автор решил поразмышлять над ближайшим будущим Земли, и это удалось ему заметно хуже. Однако не буду забегать вперёд – обо всем по порядку.

Действие романа происходит в 2058 году. Журналистика как явление полностью умерла – нет ни государственных, ни независимых СМИ. Их место заняли ивентщики – это некая смесь папарацци с блогерами. У каждого человека есть омнифон, следующая ступень в эволюции смартфона, подключенный к МегаНету. Теперь любой может заснять интересное событие, выложить его в сеть и заработать деньги на просмотрах. Ивентщики же сделали подобное занятие своей профессией. Главный герой, Норберт, по прозвищу Фокус, как раз из таких. Только он не гонится за малозначительными событиями для «жёлтых газетенок», а старается быть в центре по-настоящему значимых, а зачастую и опасных, ивентов. У него даже есть определенные понятия о чести – своей работой он хочет донести до людей правду.

Главная проблема романа в том, что автор никак не может определиться с жанром произведения. Оно напоминает лоскутное одеяло, сшитое из четырех разных по размеру частей, которые плохо сочетаются между собой. И это не смешение жанров, которое могло бы выйти довольно неплохим. Далеко за примером ходить не надо: во «Владыке Ледяного Сада» к классическому героическому фэнтези он добавил нотку научной фантастики, что выделило его из многих представителей данного направления. Похожий прием использовал и Роджер Желязны в «Князе Света», что в корне перевернуло восприятие книги. В «Гелии-3» автор просто добавляет один жанр к другому, не заботясь о целостности произведения. Слишком уж заметны эти границы между жанрами. В первой части Норберт становится свидетелем казни иностранных инженеров арабскими экстремистами в Дубае, обедневшем после обесценивания нефти. Образцовая социальная фантастика. Вторая часть – классическая антиутопия с нотками киберпанка. Фокус проникает в заведение для правящей элиты, где те развлекаются, поедая мясо редких животных. Чем же ещё заняться, когда все прочие радости жизни уже приелись? В родной Польше Норберт лакомится запрещённой фермерской колбасой и оказывается посреди полицейского рейда, направленного против нелегалов, которые отказались от принудительной вакцинации. Тут мы видим и типичное полицейское государство, которым стала Польша, и мировой заговор, связанный с искусственно созданной пандемией, и истерию по поводу принудительной вакцинации. Темы актуальные на момент написания романа, и читать об этом было интересно. Последняя часть посвящена фантастике «ближнего прицела». Польша наконец-то оказывается в космосе, где планирует добывать очень ценный элемент – Гелий-3.

В романе масса интересных задумок. Было интересно почитать о перспективах развития Земли со стороны автора из Восточной Европы. Польша устала находиться под гнетом своих более влиятельных соседей. Развитие науки и технологий искусственно подавляется. Стране по умолчанию отведена второстепенная роль. Общество Европы живёт по принципам «рационального природопользования» – ему приходится расплачиваться за оставленный предками «углеродный след». Люди вынуждены жить в маленьких съемных квартирках, питаться разрешенными скудными продуктами – все ради экологии. Частное сельское хозяйство оказывается вне закона – бывшие фермеры разорены и вынуждены жить на улицах городов без средств к существованию. Чтобы избавиться от этих лишних ртов, запускается искусственно выведенная пандемия с последующей обязательной вакцинацией. Все это описано очень круто. Тренды современной Европы с ее либерализмом и экологичностью докручены до гротеска и этим интересны. Только вот переходы между частями слишком резки и заметны.

Последняя часть с полетом главного героя на Луну вышла совсем уж неоднозначной. С технической точки зрения тут все хорошо. Реалистично описаны технологии, системы жизнеобеспечения и прочее. А вот логика повествования даже не хромает, а еле движется на костылях. Частная, пусть и очень богатая, польская компания решает единолично добывать редкий и очень ценный элемент, способный перевернуть всю энергетическую промышленность. При этом все сверхдержавы против. Корпорация руководствуется международным правом – якобы космос общий и она может делать все, что захочет. На Луну отправляется 18 боевиков, а по меркам космоса – это целая армия. Ни одна страна их теперь не может остановить! В реальности никто бы не стал размениваться на высадку десанта, боевые действия на Луне и отравление владельца компании полонием. Нет, счета компании мгновенно оказались бы заморожены, пути снабжения перекрыты, а космические челноки попросту перехвачены. Для уверенности запустили бы пару ядерных ракет на лунную базу. На этом приключения и закончились бы. Как я и сказал выше – логики нет никакой.

Интересной мне показалась идея о зависимости человека от гаджетов. Норберт в какой-то момент оказывается без своего омнифона в чужой стране. Чтобы получить новый, нужно пройти через череду бюрократических процедур, причем в своем родном городе. Без гаджета Фокус не может купить билет на самолёт, заказать такси и даже просто купить себе еду. В отрыве от МегаНета и дополненной реальности главный герой чувствует неправдоподобность происходящего, чуть ли не сходит с ума. А далеко ли мы ушли от подобной зависимости?

Сам главный герой, на мой взгляд, вышел несколько невнятным. У него есть определенные понятия о чести, но вот по жизни он двигается, подчиняясь случаю. То, что он раз за разом оказывается в центре событий, попахивает «роялями в кустах». То он по наводке информатора оказывается в самом центре арабских волнений, то его буквально приглашают в закрытый ресторан для элиты. Даже на Луне он оказывается не по собственному желанию, а по ведению очередной мегакорпорации.

Что поистине разочаровало – так это финал. Складывается впечатление, что автору просто надоело писать книгу, и он решил ее закончить весьма спорным способом. Главное, что предпосылок к такой развязке не было вовсе.

Итог: «Гелий-3» имел все предпосылки стать хорошим романом в жанре антиутопии. «Земную» часть романа читать было по-настоящему интересно. Однако все плюсы перекрывает неумение или нежелание автора определиться с жанром – части произведения уж слишком разобщены. Возможно Гжендовичу следовало издать сборник повестей. Финал романа не выдерживает никакой критики. По итогу все получилось весьма грустно. А жаль – задумка то хороша!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Эпилог»

vam-1970, 12 января 16:10

Входит в сборник «Книга осенних демонов», являясь неотъемлемой частью всех повестей. Герой Пролога, Яцек, наконец-то получает свою долю везения и как мы надеемся и счастья. Если все повести с печальным финалом, то Эпилог компенсирует все неудачи всех героев сборника. Хотя бы так. Не всё в жизни печально и плохо, если вы живы.

Прочитав 5 повестей Гжендовича я в восхищении его талантом. Стиль изложения великолепен, интриги доводят до дрожи, учитывая их мистику. В итоге достаю его романы для внеочередного чтения -таких писателей надо читать, прикасаясь к таланту.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Чёрные бабочки»

vam-1970, 12 января 16:02

Какой-то шарм есть в повести — описание тихого уголка в польской деревне, одинокая художница, и незнакомец-странник, который настолько загадочен, что любопытство , присущее женщине, погубило их любовь. Но это кратко в финале. А так по ходу событий только погибший муж с того света наблюдает за событиями в этом доме. Ненавязчивый спокойный стиль повествования, но за каждой страницей чего ждешь необычного. Так писать умеют немногие.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ярослав Гжендович «Молния»

vam-1970, 11 января 18:24

Реальные отношения в семье , привнесенные мистикой в нечто ужасное. Если у вас наблюдается подобное, ищите нечистую силу. Писатель ведёт интригу до самого финала, только бы хотелось другой финал, но видно правила жанра есть. Хоррор есть хоррор. Силён сюжет своей реальностью жизни, ещё раз повторяюсь. Мистика только в финале.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Ведьма и волк»

vam-1970, 5 января 17:51

Мотивы романов «Остров доктора Моро» и «День гнева» в изложении автора. Результат один -неудача замысла экспериментаторов.

Ни одного положительного героя и персонажа. Сама семья и род ведьм — матриархат и деспоты. Осуждают, но не препятствуют творить зло, даже помогают , чем могут. Героиня, Меланья, не может жить со своим мужем из-за его деградации, но зачем его убивать таким жестоким способом? Да и наблюдать при этом. Она же превращает волка в оборотня, чтобы жить с ним -ведьме мало было порядочных мужиков видно при её же возможностях. Превращает в оборотня без знания, что же получится . На авось.

Сама жива осталась то, а оборотень убежал -как вроде символизируя, что свобода превыше всего. Убежал, отгрызя лапу, в которой и таилось заклятие. Мрачно , но описано автором сочно. Второй Гоголь Николай Васильевич.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Рассказ психотерапевта»

vam-1970, 4 января 13:44

Мощный сюжет , который можно рассматривать примитивно как мистику, но можно и более глубоко как философию. Я склонился ко второму варианту. Пациент психотерапевта оказывается создателем Вселенной, не ниже. И его фраза : — ...Люди появляются как самообучающиеся программы... . Ну и далее смотрите длинную историю человечества. Чему же они обучились? Пациент представляет для себя это видение -горы трупов в результате войн — бессмысленных главное. Он не может выдержать такую реальность. Финал необычен. Такие повести надо читать- там внутри много интересного.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Пролог»

vam-1970, 3 января 14:06

Пролог к книге сборник «Книга осенних демонов» является именно прологом, но отдельный рассказом. Передана атмосфера книжной лавки со всякими чудесными вещами эзотерического характера. И сам рассказчик- хозяин лавки- завораживает предвкушением чего-то волшебного и захватывающего, но как потом выясняется из последующих его рассказов это не такое уж чудесное заведение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Клуб абсолютной кредитной карточки»

vam-1970, 3 января 14:00

Номинант двух польских премий, которых уже нет. Интересный сюжет, почти жизненный. Человек в отчаянии (хотя в наше время это очень и очень сложно себе представить, особенно мне)- с работы уволили, трое малых детей, в трехкомнатной квартире живут с ним помимо жены и детей ещё родители. Ну и что? Это не трагедия в наше время. Но человек отчаялся и подарок судьбы от демона- кредитная безлимитная карта. Но бесплатный сыр только в мышеловке -это давно изречено. Только здесь мышеловка страшная. И выход из неё ещё страшнее. Мораль сего рассказа- не ищи халявы, трудись и думай -удача придёт. Но не удача- неверно- результат будет. Удача -это жребий, который бросаешь не ты.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

genametr, 12 декабря 2023 г. 01:21

Неплохой в целом сборник жаль только что лучший из рассказов (про волков подводных) последний и я его уже когда-то читал. Остальным рассказам я бы не стал ставить 8-ки особенно такой вторичной ерунде как «Буран» но это дело вкуса. Многим по-прежнему нравится читать про лагеря и кровавую гебню. А вот «Осекоз» повеселил особенно при чтении отзывов что мол это критика социализма. Ага, с геями, трансами, фемками и прочими либеральными ценностями доведёнными до абсурда. То есть вот те тенденции которые проявились при переходе к рынку и бедному Гжендовичу не пришлись по вкусу. И карточная система там не от социализма а с другого бока — от заботы о здоровье и запрета вредных продуктов вроде красного мяса, сахара и соли. Прощальный блюз тоже кстати о том же. Что европейская свобода оказалась не такой уж и свободной те самые ценности насаждаются отнюдь не уговорами. А к примеру разорительными штрафами. Жаль рассказ неприлично затянут (до размеров повести) а финал его весьма предсказуем «бойтесь пришельцев дары приносящих», а эмиграция это не всегда здорово. Часть рассказов пустышки, вроде «необходимой обороны» или «николая» но это и с другими сборниками случается. Однако они ранее не издавались на русском и уже этим интересны.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

Lilian, 12 декабря 2023 г. 00:19

Сборник рассказов и повестей. Довольно неровный по исполнению и затрагиваемым темам.

Отчасти это объяснимо — собранные здесь под одной обложкой истории изначально были написаны в разное время, в разные антологии и с разными целями. Проще говоря — они действительно очень разные. Так что этот сборник не избежал крайне распространённой проблемы — неоднородности.

Но я вынуждена признать, что проблема не только в этом. Чисто субъективно, но меня не впечатлили эти рассказы и повести (за редким исключением). И это жаль, ведь для меня часть осени в этом году прошла под знаком Гжендовича и очарования от особой осенней атмосферы многих его историй. А в этой книге ничего такого нет, никакой общей атмосферы, тем более чарующей. Просто сборник. К тому же не слишком удачный.

В числе наиболее понравившегося: «Farewell Blues» и «Третий Николай».

Наименее понравившееся: «Поцелуй Луазетты».

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Век волков»

Lilian, 11 декабря 2023 г. 23:47

«Теперь, как и все, он стал лишь исполнителем приказов обезумевшей машины, которую никто не мог остановить».

Мистика, фашисты, 1944 год и скандинавские боги. А в центре этого странного водоворота событий команда немецкой подводной лодки во главе со старшим помощником, давно ставшим неформальным капитаном корабля. Команда неплохая, но всё же, не будем забывать, выполняющая приказы Третьего Рейха.

Перед нами история одного неудачного похода (глупцы-мистики возомнили о себе слишком много, за что и поплатились). И одной команды, вынужденной плавать по странным волнам уже после упомянутого провала. Всё это тесно, но не слишком изящно переплетено с азами скандинавской мифологии.

Пожалуй именно мифологическая часть в этой повести выглядит слабее всего, поскольку подана «в лоб», без очарования легенды или древнего пафоса. Она простая, обыденная даже. И с финальной идеей-миссией, которая не может не вызывать внутреннего несогласия или хотя бы ряда вопросов.

В общем, повесть неплохая, интересная прежде всего описанием людей, оказавшихся винтиками бездушной машины и пытающихся как-то продолжать жизнь, не смотря на постоянную опасность и полнейшее безумие вокруг. Но с не самой продуманной мифологической линией и с не самой умелой попыткой обличить пороки человечества и обосновать необходимость апокалипсиса-обновления.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Третий Николай»

Lilian, 6 декабря 2023 г. 20:00

Короткая рождественская история. О семье, которую преследовали невзгоды (бедность, отсутствие работы у главного кормильца, болезнь дочери). И об одном желании, загаданном в Сочельник — желании детском, но искреннем.

Рассказ простой, но искренний в изображении проблем (не только семейных — чего только реклама рассрочек и кредитов стоит), вызывающий эмоции, не оставляющий безучастным и пронизанный к финалу настоящим светлым рождественским духом. Что в итоге и подкупает.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Выходные в Осэкозе»

Lilian, 4 декабря 2023 г. 23:57

Антиутопия. Европа, разделённая на две части. С одной стороны — прогресс и капитализм. С другой стороны — особая экономическая зона. Место, впитавшее в себя абсолютно все пороки (на авторский вкус). Начиная с карточной системы выдачи продуктов и всеобщей уравниловки, бесплатных, но некачественных благ, милитаризма и воинствующей идеологии. И заканчивая фашистским карикатурным феминизмом, эко-терроризмом, разгулом ЛГБТ и промыванием мозгов у подрастающего поколения.

Главный герой — выходец из подобной особой экономической зоны, давно уже живущий в капиталистической половине мира, но порой возвращающийся обратно — потому что там остались родные, друзья и память о детстве.

К финалу повесть старается расширить масштаб проблем и разногласий с локального (внутрисемейного и внутригородского) до почти почти что глобального заговора.

Почему не очень высокая оценка? Автор постарался сгустить краски и собрать в одном месте все пороки — и в итоге на мой взгляд слегка переборщил.

Впрочем трудно не признать, что антиутопия действительно получилась.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Таксидермист»

Lilian, 28 ноября 2023 г. 08:25

Небольшая зарисовка о человеке, живущем в глуши и потихоньку совершенствующем своё необычное мастерство. Поскольку это не ужастик и даже не мистика, здесь нет зла как движущей силы. Только лёгкая оторопь со стороны случайного клиента, лёгкая печаль и одиночество.

Рассказ грустный, не самый очевидный для вынесение в заголовок сборника, но неплохой.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Празднество в Венеции»

Lilian, 27 ноября 2023 г. 07:15

Свадебное путешествие, карнавал в Венеции и главный герой, до неприятного самодовольный, самоуверенный и убежденный, что он — «хозяин жизни», имеющий право на всё, что только захочет.

Ну а потом блуждания среди карнавала, мимолетные интрижки и встреча с тем самым Казановой. Немного мистики и темы двойников, ворующих чужую жизнь.

Финал в духе «и воздастся каждому по заслугам его».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ярослав Гжендович «Farewell Blues»

Lilian, 26 ноября 2023 г. 16:34

Жуткий рассказ. Смесь антиутопии, критикующей всевозможные прогрессивные законы и запреты, и научной фантастики про визит инопланетян.

Для главного героя мир всеобщих запретов и лицемерного равенства прав постепенно стал чужим. А потом прилетели инопланетяне, «эльфы», предложившие альтернативу — новый чудесный мир, без запретов и ограничений. Второй шанс и дорогу без возврата. И все те, кто задыхался под грузом множащихся законов, постепенно решились на последний шаг.

Рассказ может быть и правда немного предсказуемый, но автор умело сочетает депрессивность, тоску по не сложившемуся счастью и отчаянную надежду. Так что за главным героем и картинами разрушающегося мира интересно следить до самого конца.

И финальный приём со сменой фокуса и рассказчика тоже оправдан.

В общем, это всё же больше антиутопия, чем чистая фантастика. И она убедительно написана.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Деликатесы восточной кухни»

Lilian, 26 ноября 2023 г. 15:54

Зарисовка, юмореска — немного абсурдная, немного на грани допустимого. Но анекдот — он и есть анекдот, маленький размер текста только играет на пользу, предсказуемость прощается, а абсурдность выглядит к месту.

Есть подпольный ресторан, в котором вам приготовят всё. Абсолютно всё. Кого скажете.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Поцелуй Луазетты»

genametr, 26 ноября 2023 г. 15:47

Не пойму чего народ так распереживался. Простенькая история с аллегориями. Ну бегает во время французской революция девица в колпаке так называемая «свобода» она же Марианна, она же символ равенства-братства и отрубания головы. Большой террор все-такое. Ну да палач верит что эта девка к нему является и как-то связывает это дело со своим орудием казни. А оставшись без работы впадает в депрессию и усекает голову сначала женушке а потом себе. Если отринуть мистику, то на пару с бароном они просто психи, поехавшие на волне кровищи, что развели господа революционеры. Но с мистикой получается прикольней. Мол существует некое Зло которое кормится с человеческих преступлений и словно вымпел переходит к тому кто зарежет больше народу. От чингисханов к робеспьерам и гитлерам, а при отрубании бошки очередному маньяку делается только сильнее и насилием эту проблему не решить. Что-то конечно в этом есть, вот только долгий это очень путь убеждения и случаются рецидивы — когда целый народ вдруг решает поступить с другим по библейски, то есть вырезать до седьмого колена. Впрочем Гжендович никаких решений и не предлагает просто сокрушается что люди вокруг какие-то злые и наверное луазетта гадит.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ярослав Гжендович «Поцелуй Луазетты»

Lilian, 26 ноября 2023 г. 15:16

Противно и нет, не интересно. Французкая революция, казни, влюблённый в кровавое сумасшествие палач и маньяк-исследователь, чьё кровавое увлечение способно шокировать даже видавших виды врача и солдат.

Всё новые грани зла. Зло в чистом виде. Чем дальше, тем хуже.

Это уже не атмосферность, это перебор.

Разумеется, на мой вкус.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»

Arristo, 26 ноября 2023 г. 01:05

Книга очень интересная, особенно в исполнении великолепного Игоря Князева.

Хотя, конечно, во многом вторична.

Прямо пронизана литературными и кинематографическими заимствованиями.

Однако упакована и подана история как абсолютно свежий, нисколько не прокисший продукт. Зачастую за счет здоровой самоиронии.

Имеет не только все признаки боевой фантастики, но и философский подтекст. Иногда вся эта социопсихология наивна, а порой актуальна до дрожи. Дрожь — оттого, что наш мир не столь отдалённого будущего, в который мы летим на всех парах и откуда главный герой родом, при всем благополучии в сравнении с глухим средневековьем мира вымышленного, таков, что никому из «прогрессоров» не хочется возвращаться домой. А каких индивидуумов со скрытими искривлениями психики он способен породить! Скрытыми до тех пор, пока не вкусят «фактора всесилия «М». Похоже, у автора это из наболевшего личного.

Противоречивая получилась книга, отсюда и такие разные оценки.

Но вот мне, к примеру, понравилась.

За исключением второй части, наполовину состоящей из описаний пророческих снов, кошмаров и прочих видений.

Сравню с авторским голосом за кадром кинофильма. Кому-то это такой оригинальный художественный ход, а для кого-то — свидетельство беспомощности режиссера.

Приходилось включать методику «по диагонали». Но дальше — снова странствия и приключения.

Действие разворачивается по всем канонам, радует подробностями из разных областей знания- биохимии, фармакологии, анатомии, а еще боевых искусств и всяким таким интересненьким и современненьким. Смена фокуса на героях и повествование попеременно от первого и от третьего лица — отличный приемчик. Цитаты от Роллингов до Уллиса. Встречаются удачные шутки.

Также Ярослав неслабо обогатил мой матерный лексикон. Можно смело пересекать границу с соседями (ну, при случае).

Польская школа фантастики подтверждает высокий уровень.

P.S. Или финно-хорватская?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ярослав Гжендович «Выходные в Осэкозе»

genametr, 25 ноября 2023 г. 14:47

И причем тут неприятие «всего социалистического»? ))) Гжендович в этой повести топчет вообще все что ему не нравится, начиная от запретов на курение и заканчивая ЛГБТ, зоозащитниками и агрессивными фемками. Досталось конечно и социалистическим ценностям, коллективизм ему тоже не нравится, но Оскоз вовсе не государство соцлагеря, а странный конгломерат всего гадкого возникший на месте старой Европы. Только очереди за продуктами и карточная система подкрались с другого конца. Это результат работы воинствующих зожников, которые ради улучшения качества жизни запретили вредные продукты, такие как соль и сахар, а потребление мяса и прочих колбас серьезно сократили. По сути автор собрал все чудеса и ограничения присущие либеральной системе ценностей, подмешал левацких идей о плохих капиталистах, довел до абсурда и запихнул все это в свою антиутопию. Что получилось читайте сами. Рассказ слегка затянут — автор чересчур увлекся описанием ужасов развитого либерализма, а так пишет-то он неплохо и вполне убедительно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Farewell Blues»

genametr, 23 ноября 2023 г. 09:57

Забавно читать Гжендовича из 90-х — что ни рассказ то откровение. На это раз об эмиграции и евроценностях. Внезапно выясняется что у нас с поляками больше общего чем они о себе думают, вплоть до фразы «эта страна». Что переход к рыночной экономике и у них случился не здорово, тут и новые польские и преступность и бедность и жилищный вопрос и меркантильные дамы — набор все тот же. А те кто решил свалить тоже попадали не в сказку. Точнее у евросказки оказались свои правила, а свобода не столь уж и безграничной. И тут наш ГГ такой весь в белом — с поджатыми губами «эта страна», амбициями Магеллана и Кортеса и претензиями уровня «остановись Земля я слезу» благо прилетают инопланетяне и предлагают возможность так и сделать. То есть эмиграцию но уже на другую планету где обещают совсем уж рай. По сути конечно рассказ предсказуем и довольно вторичен что-то подобное я читал и у других авторов. Но Гжендович решил всех переплюнуть и написать на ту же тему в два раза длиннее. В чем собственно и основной недостаток. Плюс простоватость сюжета — где-то с середины начинаешь подозревать куда автор клонит и чем все кончится. Упоминание брошенных мужей и неверных дам вызывает усмешку «ну вот опять», как и непременное появление «девушки мечты» Так бы и ладно если это необходимо по сюжету, но порой это совершенно лишняя подробность которую автор никак не использует. В целом рассказик неплох, а «родимые пятна» заметны лишь если читать Гжендовича чохом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Взять хоть «Поезд в теплый край» Лукьяненко или еще рассказик (не помню автора) где звездолеты никуда не летят, а служат лишь для эвтаназии «эвакуируемых» И тут ожидаемо «эмигрантов» не отправляют на райскую планету, а разбирают на органы или используют для неведомых целей. Процесс случайно наблюдает охранник, но конечно же никому не может рассказать, только мычит и хватает всех за руки.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Буран метёт с той стороны»

genametr, 21 ноября 2023 г. 18:17

Гжендович в Сибири пьет вотка и считает мороз -38с жесточайшим. А еще стреляет с дробовика на 160 м и даже попадает (хэдшот) Все бы ничего, но страницы с описанием ужасов социализма пришлось пропустить. Хоть допускаю, что в «свободной Польше», от которой автор тоже не в восторге, в нулевых это читалось свежо. Конечно до того как в этой теме не отметился только ленивый. Уж на что Лукьяненко сталинист а и то накатал про лагеря в «холодных игрушках». Ну а в сумме опять рассказ растянутый до размеров повести. Поэтому читать не пролистывая тяжело, а герои выглядят слегка заторможенными. Спишем на последствия много водка со вчерашним зэком в обнимку. Впрочем людям у которых на кровавой гэбне пунктик должно понравиться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный фантастический элемент это не способ получения порталов при совмещении однофамильцев или Социалистические Штаты Америки, возникшие после Великой депрессии, а то как учитель и астрофизик выносят шесть солдат с автоматами за шесть минут. Не сонных или пьяных, исподтишка и сзади, а в стрелковом бою на приличной дистанции. Нынешним попаданцам есть чему поучиться ))

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ярослав Гжендович «Необходимая оборона»

Lilian, 19 ноября 2023 г. 13:07

Зарисовка из мира, словно отражённого в кривом зеркале. Мира, в котором права жертв заканчиваются там, где заканчиваются права преступников. Такое уж общество.

Пятеро старых друзей встречаются и рассказывают о своих проблемах от разгула вседозволенной преступности. Финал резок и печален.

Рассказу не отказать в доле социальной сатиры, но больше ему предложить нечего.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ярослав Гжендович «Буран метёт с той стороны»

Lilian, 19 ноября 2023 г. 11:25

Автор продолжает изучать тему параллельных миров с альтернативной историей. На этот раз действие происходит в Сибири. Снежный буран, одна хижина и два человека, у каждого из которых свой набор воспоминаний.

В повести есть обязательные штампы в изображении России и не самые логичные допущения. Но куда больше здесь авторских национальных взглядов. Великие стройки и достижения, которые держатся только на ГУЛАГе? «Красная площадь. Красная армия. Красные флаги. Красный туман. Красное безумие.»? Всё это здесь есть. Пиком становится кошмар главного героя об СССР с дождем из крови и черепов.

На этом фоне отходит на второй план сама фантастическая тема альтернативных миров. Хотя одну любопытную параллель с уже ранее прочтённым и увиденным я всё же словила. Где-то уходит, где-то приходит. И в мире без СССР обязательно будут Социалистические Штаты Америки.

Повесть посвящена Киру Булычеву. Но я не знаю, насколько ему бы понравилась рисуемая автором «странная картина общества доносчиков и сволочей, смешанных с невероятно хорошими людьми, вопреки всему отличавшимися неестественным трагическим благородством.»

Мне — явно нет. Тот случай, когда авторские взгляды затмили возможные художественные достоинства.

Оценка: 5
⇑ Наверх