fantlab ru

Марк Криницкий

Марк Криницкий
Страна: Россия
Родился: 16 марта 1874 г.
Умер: 23 февраля 1952 г.

Настоящее имя:

Михаил Владимирович Самыгин


Марк Криницкий (псевдоним Михаила Владимировича Самыгина) — русский прозаик и драматург.

Родился в Москве в дворянской семье. В 1892 году окончил 5-ю Московскую гимназию, в 1892-1986 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании преподавал русскую словесность и историю в средних учебных заведениях Тулы (1897-1899), Иваново-Вознесенска (1900-1904), позже — Коломны (с 1905) и Рязани (1908-1913).

В 1895 году вышел первый сборник Криницкого «В тумане», в который вошли три рассказа, критически изображавшие жизнь современного студенчества — пьянство, разврат, поверхностное либеральничанье, наивные упования на спасительность науки. Книга получила негативные отзывы критики.

В Туле Марк Криницкий познакомился с поэтом Константином Льдовым и драматической писательницей Марией Северной. Ещё в студенческие годы сблизился с Валерием Брюсовым, который называл его «весьма замечательной личностью», «единственным человеком, столкновение с которым оживляет... душу». В 1896-1904 годах Марк Криницкий регулярно переписывался с Брюсовым. Помимо литературных тем их переписка касалась многочисленных философских проблем; велась дискуссия о философии Ф. Ницше и В.С. Соловьёва, о книге Карла Дюпреля «Философия мистики» (1895); Криницкий сетовал Брюсову на тяготившее его в Туле окружение, характеризовал сослуживцев-педагогов как «ходячих мертвецов, от которых веет сырым песком могилы ... маниаков, психопатов», «православных без смысла, консервативных или либеральных без души» (из письма 1896 года). Охлаждение в отношениях с В. Брюсовым началось в 1898 году, когда Марк Криницкий увлёкся идеями философа И.И. Лапшина, чуждыми Брюсову. Кроме того, Брюсов предполагал найти в Криницком литературного единомышленника, однако последний в своих письмах прямо заявлял, что не принадлежит его лагерю.

Свои ранние произведения Криницкий посылал Брюсову, который категорически отвергая стихи и исторические драмы Криницкого, публиковал его рассказы в журналах и альманахах.

Последующие сборники рассказов Марка Криницкого с незамысловатыми, большей частью любовными сюжетами — «Цветы репейника» (М., 1889), «Чающие движения воды» (М., 1903) — критика находила скучными.

В 1908-1912 годах Криницкий издал трёхтомное собрание рассказов (СПб., издательство «Шиповник»).

С начала 1910-х гг. окончательно устанавливается литературная репутация Марка Криницкого — «циника» и «нигилиста». В его произведениях сочетались эротика и морализаторство, пристрастие к изображению «надломленной» психики испорченного, но претендующего на роль «героя» «нового человека» и детальному выписыванию «болота среды»: очерки и рассказы «Жеребков», «Экстерн», «Сыр» (1912), «Верочка» (1913), сборники «Душа женщины» (1915), «Припадок» (1916) и многочисленные романы. В 1911 году в журнале «Новая жизнь» печатался роман «Молодые годы Долецкого», одновременно предложенный автором в «Знание», но отвергнутый М. Горьким по идейным соображениям. Герой — «продукт современной морали», пытается заполучить жизненные блага, продавая себя богатой женщине, занимаясь подлогами и мошенничеством. К изображению низменных сторон человеческой души и современной жизни Криницкий подходит не как обличитель, а как некий «регистратор» всего существующего в действительности; в программном рассказе «Пошлость» (1912) автор устами героя обосновывает свою позицию: «Пошлости, как таковой, нет... Есть грех, несчастие, страдание, а пошлости нет». В это время Марк Криницкий выступает с лекциями, в которых развивает концепцию «пошлого человека» и «пошлой жизни».

В 1912 году вышел «Курс теории и техники сочинения», где кроме дидактических разборов художественных текстов и общих рассуждений, содержалось описание приёмов и принципов письма, которые автор вывел из собственной практики: «... читатель или слушатель всегда скорее враг, чем друг», «речь есть борьба... обычная форма словообмена есть спор». Считая, что пишущий не в состоянии влиять на взгляды и «идейный строй» «взрослого человека», Криницкий предлагает сосредоточить усилия на возбуждении любопытства в читающем новизной сообщаемых сведений: «... единичные факты бьют сами по себе в глаза. Вот почему, например, вызывают такой интерес... газетные новости».

Эти принципы последовательно реализуются в таких романах, как «Вами казнённый» (1915), который А.А. Измайлов назвал «обыкновенным случаем газетной хроники», «Случайная женщина» (1915) — банальной истории о любовном треугольнике, «Маскарад чувства» (1915), который, по отзыву критика А. Ожигова, «необыкновенно груб», его читатель «... попадает в публичный дом, в котором, по-видимому, пребывает перманентно вся интеллигенция описываемого автором города». В этих и других произведениях (романах «Синяя борода», «Час настал») Криницкий выбирает «списанные с натуры» сюжеты «скверных анекдотов».

Криницкий претендовал на роль критика современной нравственности: высокое назначение женщины душится социальными условиями, «современная женщина, развратная до мозга костей...», «формы современного европейского семейного быта... безнравственны» (из программной статьи «За что я борюсь?»). Морализаторство Марка Криницкого временами находило поддержку. По мнению некоторых критиков в отдельных случаях Криницкому удавались и психологически достоверные сцены, и внутренние монологи (не без подражания Ф.М. Достоевскому), и точные бытовые зарисовки, однако вялость стиля, искусственность композиционных построений, а также излишне подробное и небрезгливое описание «откровенных» подробностей заставляли современников рассматривать произведения Криницкого как низкопробную бульварную литературу, пользующуюся спросом у читателей невысокого уровня (книги Криницкого выдерживали по нескольку изданий, в том числе по нескольку раз допечатывались отдельные тома собрания сочинений). Позднее Криницкий возражал против подобных оценок: «Я посвятил свою литературную деятельность этого периода... разгрому идеологических и бытовых установок... обывателя-мещанина».

В 1917 году опубликовал сборник очерков «От зари до зари» о моральных и социальных язвах столицы: проституции, наркомании и т.п. В 1918 году вышел роман «Прапорщик Игнатов» — продолжение романа «Час настал», в котором Криницкий изображал отношения различных слоёв буржуазной интеллигенции перед первой мировой войной. После Октября пытался положительно отразить новую действительность в ряде пьес и повестей, примитивно агитационных. Роман «Брат мой Каин» (1928), где революция и гражданская война выступали как некий фон любовных приключений героини, был встречен резкой критикой.

Криницкий старался участвовать в литературной, театральной и общественной жизни, но у него развилось психическое заболевание. Уже будучи больным, он писал «дерзкие» письма Сталину. В 1951 году был помещён в психоневрологическую больницу г. Горького, где и умер. Могила писателя была случайно обнаружена в 2018 году на заброшенном кладбище в Приокском районе Нижнего Новгорода.

© К.М. Поливанов. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Том 3 (М., 1994)



Фантастическое в творчестве автора

В ранних рассказах Марка Криницкого философские открытия перемешаны с экзальтацией и мистикой. В одном из первых рассказов «Каменный бог» (1895) стоящая под окном дома местного дьячка старинная каменная баба оживает в лунном свете и рассказывает случайному гостю свою многовековую историю, герой рассказа «Ангел страха» (1902), посвящённого В. Брюсову, — ангел, идущий через всю землю из края в край и рассказывающий об увиденном. Рассказ «Корабль» (1905) — версия легенды о Ноевом Ковчеге. Талантливый скульптор в рассказе «Ложь» (1906) создал скульптуру дьявола, которая воспринимается как ужасное живое существо. На грани мистики и реализма написаны и другие рассказы из сборника «Ангел страха». В более позднем рассказе «Мамышан» (1916) герой перед войной трижды пытался покончить с собой, но неудачно. Ушёл на войну добровольцем, воевал целый год, но пуля его не брала. Перу Марка Криницкого также принадлежит фантастический рассказ «Эликсир бессмертия» (1923).

© Nina

Сортировка:

Марк Криницкий. Романы

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Марк Криницкий. Повести

-
-
-
-

Марк Криницкий. Рассказы

-
-
  1899 Адажио  
-
-
-
  1899 Птицы  
-
  1899 Сирень  
-
-
-
  1899 Часы  
-
-
-
  1903 Delirium tremens  
-
-
-
-
  1903 Порча  
-
-
-
  1905 Корабль  
-
-
  1905 Пошлость  
-
  1906 Ефим  
-
  1906 Ложь  
-
  1906 Материя  
-
  1906 Оплот общества [Под псевдонимом Марк К-ий]  
-
  1906 Слепец  
-
  1907 Идиотка  
-
  1907 Нервный  
-
-
-
-
-
  1909 Муж  
-
-
  1911 Любовь  
-
  1912 Бунт  
-
-
  1912 Гуськов  
-
  1912 Жеребков  
-
  1912 Лютиков  
-
  1912 Муха  
-
  1912 Письмо  
-
-
-
-
  1912 Сыр  
-
-
-
  1912 Экстерн  
-
  1912 Юбилей  
-
  1913 Верочка  
-
-
-
-
-
-
  1915 Медальон  
-
  1915 Михаэлис  
-
-
  1915 Припадок  
-
  1915 Шанявцы  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1916 Командор  
-
-
  1916 Мамышан  
5.00 (1)
-
  1916 Материя  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1916 Улица  
-
-
-
-
-
  1917 Анекдот  
-
  1917 Богиня  
-
  1917 Галя  
-
-
-
  1917 Коля  
-
-
-
-
-
-
-
  1917 Свобода  
-
-
-
  1917 Сын  
-
-
  1917 Удобство  
-
-
-
-
-
-
-
5.00 (2)
-
-

Марк Криницкий. Пьесы

  1903 Сирена  
-
-
-
-
-
-
  1922 Рабы  
-
-
-
-
-
-
-

Марк Криницкий. Учебные издания

-

Марк Криницкий. Статьи

-
-
  1924 На Кондострое [Под псевдонимом М. Кр-ий]  
-
-
-
-
-
-
  1925 Медная каска [Под псевдонимом М. Кр-ий]  
-
-

Марк Криницкий. Очерки

-
-
-
  1917 В аптеке  
-
-
-
-
-
  1917 Колдун  
-
  1917 Маг  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1921 Засуха  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Марк Криницкий. Сборники

  1895 В тумане  
-
-
-
  1908 Рассказы  
-
-
  1912 Пошлость  
-
-
-
  1915 Молодежь  
-
-
-
-
-
-
1 отз.
-
-
-
-

Марк Криницкий. Неопубликованное

  1915 Любовь под маской (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Пауль Сепп  
 
  1929 Осторожней — покрашено (пьеса, не опубликована)  
 
  1934 Весёлая табакерка (пьеса, не опубликована)  
 
  1935 Тринадцатое число (пьеса, не опубликована)  
 
  1937 Счастье — не мечта (пьеса, не опубликована)  
 
  1938 Война. Первый вариант (пьеса, не опубликована)  
 
 
  1939 Семья. Книга III (роман, не опубликован)  
 
  1939 Букет (пьеса, не опубликована)  
 
  1940 Война. Второй вариант (пьеса, не опубликована)  
 
  1945 Зуб (пьеса, не опубликована)  
 
  1945 Это и была любовь (пьеса, не опубликована)  
 
  1947 Могилы неспокойны (пьеса, не опубликована)  
 
  Манифест свободной личности (рассказ, не опубликован)  
 
  Никто никогда (рассказ, не опубликован)  
 
  Браслет (пьеса, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

Не удалось найти все публикации Марка Криницкого в периодике.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх