Марк Криницкий (псевдоним Михаила Владимировича Самыгина) — русский прозаик и драматург.
Родился в Москве в дворянской семье. В 1892 году окончил 5-ю Московскую гимназию, в 1892-1986 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании преподавал русскую словесность и историю в средних учебных заведениях Тулы (1897-1899), Иваново-Вознесенска (1900-1904), позже — Коломны (с 1905) и Рязани (1908-1913).
В 1895 году вышел первый сборник Криницкого «В тумане», в который вошли три рассказа, критически изображавшие жизнь современного студенчества — пьянство, разврат, поверхностное либеральничанье, наивные упования на спасительность науки. Книга получила негативные отзывы критики.
В Туле Марк Криницкий познакомился с поэтом Константином Льдовым и драматической писательницей Марией Северной. Ещё в студенческие годы сблизился с Валерием Брюсовым, который называл его «весьма замечательной личностью», «единственным человеком, столкновение с которым оживляет... душу». В 1896-1904 годах Марк Криницкий регулярно переписывался с Брюсовым. Помимо литературных тем их переписка касалась многочисленных философских проблем; велась дискуссия о философии Ф. Ницше и В.С. Соловьёва, о книге Карла Дюпреля «Философия мистики» (1895); Криницкий сетовал Брюсову на тяготившее его в Туле окружение, характеризовал сослуживцев-педагогов как «ходячих мертвецов, от которых веет сырым песком могилы ... маниаков, психопатов», «православных без смысла, консервативных или либеральных без души» (из письма 1896 года). Охлаждение в отношениях с В. Брюсовым началось в 1898 году, когда Марк Криницкий увлёкся идеями философа И.И. Лапшина, чуждыми Брюсову. Кроме того, Брюсов предполагал найти в Криницком литературного единомышленника, однако последний в своих письмах прямо заявлял, что не принадлежит его лагерю.
Свои ранние произведения Криницкий посылал Брюсову, который категорически отвергая стихи и исторические драмы Криницкого, публиковал его рассказы в журналах и альманахах.
Последующие сборники рассказов Марка Криницкого с незамысловатыми, большей частью любовными сюжетами — «Цветы репейника» (М., 1889), «Чающие движения воды» (М., 1903) — критика находила скучными.
В 1908-1912 годах Криницкий издал трёхтомное собрание рассказов (СПб., издательство «Шиповник»).
С начала 1910-х гг. окончательно устанавливается литературная репутация Марка Криницкого — «циника» и «нигилиста». В его произведениях сочетались эротика и морализаторство, пристрастие к изображению «надломленной» психики испорченного, но претендующего на роль «героя» «нового человека» и детальному выписыванию «болота среды»: очерки и рассказы «Жеребков», «Экстерн», «Сыр» (1912), «Верочка» (1913), сборники «Душа женщины» (1915), «Припадок» (1916) и многочисленные романы. В 1911 году в журнале «Новая жизнь» печатался роман «Молодые годы Долецкого», одновременно предложенный автором в «Знание», но отвергнутый М. Горьким по идейным соображениям. Герой — «продукт современной морали», пытается заполучить жизненные блага, продавая себя богатой женщине, занимаясь подлогами и мошенничеством. К изображению низменных сторон человеческой души и современной жизни Криницкий подходит не как обличитель, а как некий «регистратор» всего существующего в действительности; в программном рассказе «Пошлость» (1912) автор устами героя обосновывает свою позицию: «Пошлости, как таковой, нет... Есть грех, несчастие, страдание, а пошлости нет». В это время Марк Криницкий выступает с лекциями, в которых развивает концепцию «пошлого человека» и «пошлой жизни».
В 1912 году вышел «Курс теории и техники сочинения», где кроме дидактических разборов художественных текстов и общих рассуждений, содержалось описание приёмов и принципов письма, которые автор вывел из собственной практики: «... читатель или слушатель всегда скорее враг, чем друг», «речь есть борьба... обычная форма словообмена есть спор». Считая, что пишущий не в состоянии влиять на взгляды и «идейный строй» «взрослого человека», Криницкий предлагает сосредоточить усилия на возбуждении любопытства в читающем новизной сообщаемых сведений: «... единичные факты бьют сами по себе в глаза. Вот почему, например, вызывают такой интерес... газетные новости».
Эти принципы последовательно реализуются в таких романах, как «Вами казнённый» (1915), который А.А. Измайлов назвал «обыкновенным случаем газетной хроники», «Случайная женщина» (1915) — банальной истории о любовном треугольнике, «Маскарад чувства» (1915), который, по отзыву критика А. Ожигова, «необыкновенно груб», его читатель «... попадает в публичный дом, в котором, по-видимому, пребывает перманентно вся интеллигенция описываемого автором города». В этих и других произведениях (романах «Синяя борода», «Час настал») Криницкий выбирает «списанные с натуры» сюжеты «скверных анекдотов».
Криницкий претендовал на роль критика современной нравственности: высокое назначение женщины душится социальными условиями, «современная женщина, развратная до мозга костей...», «формы современного европейского семейного быта... безнравственны» (из программной статьи «За что я борюсь?»). Морализаторство Марка Криницкого временами находило поддержку. По мнению некоторых критиков в отдельных случаях Криницкому удавались и психологически достоверные сцены, и внутренние монологи (не без подражания Ф.М. Достоевскому), и точные бытовые зарисовки, однако вялость стиля, искусственность композиционных построений, а также излишне подробное и небрезгливое описание «откровенных» подробностей заставляли современников рассматривать произведения Криницкого как низкопробную бульварную литературу, пользующуюся спросом у читателей невысокого уровня (книги Криницкого выдерживали по нескольку изданий, в том числе по нескольку раз допечатывались отдельные тома собрания сочинений). Позднее Криницкий возражал против подобных оценок: «Я посвятил свою литературную деятельность этого периода... разгрому идеологических и бытовых установок... обывателя-мещанина».
В 1917 году опубликовал сборник очерков «От зари до зари» о моральных и социальных язвах столицы: проституции, наркомании и т.п. В 1918 году вышел роман «Прапорщик Игнатов» — продолжение романа «Час настал», в котором Криницкий изображал отношения различных слоёв буржуазной интеллигенции перед первой мировой войной. После Октября пытался положительно отразить новую действительность в ряде пьес и повестей, примитивно агитационных. Роман «Брат мой Каин» (1928), где революция и гражданская война выступали как некий фон любовных приключений героини, был встречен резкой критикой.
Криницкий старался участвовать в литературной, театральной и общественной жизни, но у него развилось психическое заболевание. Уже будучи больным, он писал «дерзкие» письма Сталину. В 1951 году был помещён в психоневрологическую больницу г. Горького, где и умер. Могила писателя была случайно обнаружена в 2018 году на заброшенном кладбище в Приокском районе Нижнего Новгорода.
© К.М. Поливанов. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Том 3 (М., 1994)
Фантастическое в творчестве автора
В ранних рассказах Марка Криницкого философские открытия перемешаны с экзальтацией и мистикой. В одном из первых рассказов «Каменный бог» (1895) стоящая под окном дома местного дьячка старинная каменная баба оживает в лунном свете и рассказывает случайному гостю свою многовековую историю, герой рассказа «Ангел страха» (1902), посвящённого В. Брюсову, — ангел, идущий через всю землю из края в край и рассказывающий об увиденном. Рассказ «Корабль» (1905) — версия легенды о Ноевом Ковчеге. Талантливый скульптор в рассказе «Ложь» (1906) создал скульптуру дьявола, которая воспринимается как ужасное живое существо. На грани мистики и реализма написаны и другие рассказы из сборника «Ангел страха». В более позднем рассказе «Мамышан» (1916) герой перед войной трижды пытался покончить с собой, но неудачно. Ушёл на войну добровольцем, воевал целый год, но пуля его не брала. Перу Марка Криницкого также принадлежит фантастический рассказ «Эликсир бессмертия» (1923).
© Nina