Все отзывы на произведения Чимаманды Нгози Адичи (Chimamanda Ngozi Adichie)
Отзывы (всего: 11 шт.)
Рейтинг отзыва
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
anka_hobby, 19 сентября 23:55
«Половина жёлтого солнца» Чимаманда Нгози Адичи, 480 страниц
Красавица Оланна обычно всегда угождает родителям, но в этот раз выбирает то, что им не по душе — мужчину-профессора и революционера, жизнь в глуши и работу в школе. Ее сестра двойняшка, которая никогда не обладала красотой, но известна своим дерзким нравом и острым языком, помогает отцу в бизнесе.
А ещё в этой истории есть деревенский мальчик Угву; молодой англичанин Ричард, мечтающий написать книгу; а также назревающая в стране война.
Наверное это немного не то, что я ожидала от книги. Хотя безусловно мне удалось погрузиться в атмосферу Нигерии и Биафры, в целом узнать об этом самой Биафре, о которой никогда до этого не слышала. Но я почему-то не ожидала, что в этом романе будет так много копаний в грязном белье, отсутствие действительно хороших героев (каждый совершил какой-то поступок, из-за которого рыльце в пушку). Но с другой стороны я понимаю, почему этот роман сравнивают с «Бегущим за ветром», они действительно во многом схожие.
Здесь нет безусловно положительных персонажей, но больше всех мне импонировал Угву и его перемены в хозяйском доме.
Есть у книги какой-то необычный привкус, не столько связанный с экзотическим местом, сколько с самим языком. Но честно, в какой-то момент я устала от романа. Когда на страницах начинает уже конкретно вспыхивать восстание, тогда и интерес к истории возвращается и дальше повествование идёт на одной надрывной ноте.
Определённо я буду дальше знакомиться с творчеством автора, чтобы побольше вкусить этого африканского колорита.
Чимаманда Нгози Адичи «Лиловый цветок гибискуса»
Antosya, 17 мая 2023 г. 22:16
Какую оценку поставить этой книге я, если честно, не знаю. С одной стороны, я очень не люблю такие темы в литературе как тирания с семье, фанатичная религиозность, а если это все происходит в Африканской стране и на фоне политических событий, то книга мне вряд ли понравится. Но с другой стороны это произведение у меня не вызвало такого чувства безнадежности чуть ли не на грани с депрессией как «Замок Броуди», в котором от тирании и безысходности хотелось просто выть. Возможно потому что в этой книге есть проблески надежды.
Главная героиня книги — Камбили девочка из богатой семьи. С первого взгляда может показаться что у неё в жизни все прекрасно, но это не так. Её отец, надевающий маску благодетели и очень добрый и щедрый к чужим людям, дома становится настоящим тираном, который бьёт детей и жену.
Моя любимая героиня в этой книге тётушка Эфеома. Адичи прекрасно показала женщину, которая не боится делать то, что хочет, не боится глупых слухов, не боится сказать что-либо на перекор своему брату. Она смелая и добрая. Она не сдается даже когда кажется, что в жизни настала черная полоса.
У этой прекрасной женщины главная героиня и ее брат гостили некоторое время. Там Камбмли видит, что есть жизнь, где родители дружат со своими детьми. Они разговаривают, поддерживают друг друга, вместо того чтобы делать из ребёнка «робота», который будет реализовывать желания родителей.
Возвратясь домой Камбили и Джаджа пытаются хоть как-то сопротивляться давлению отца и это заканчивается печально.
С финальным событиями книги появляется надежда, что со временем все станет на свои места. И эта семья переживая настоящий ужас сможет ещё быть счастливой.
Чимаманда Нгози Адичи «Лиловый цветок гибискуса»
nikita__dr, 2 ноября 2021 г. 16:04
Книга про жизнь подростка из богатой семьи в Нигерии. Она повествует о том, что религия — это проклятие многих семей по всему миру. В данном случае вера — это основная причина домашнего насилия и тирании, которые скрываются по маской добродетели.
Я купил эту книгу в 2018, но дошли до неё руки только сейчас. Чувства очень противоречивые. С одной стороны я прочёл ее за 2,5 дня выходных не отрываясь. С другой, это довольно проходное произведение, которое будет сложно вспомнить через несколько лет.
Сказать, что «гибискус» это чистой воды девчачья литература — не сказать ничего. Вот эти вот все описания шелестящие веток кешью за окном, пока главной героине кто-то что-то втирает, это прям to much для меня.
Наверно все романы ориентированные на романтичных девочек так и работают. Ничего интересного не происходит, но оторваться сложно так как идёшь по тексту как раскалённый нож сквозь масло.
Мне кажется такое будет норм взять с собой в самолёт и в отпуск. Не могу рекомендовать подобное, но я получил удовольствие от чтения. Вот так!
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
nworm, 1 апреля 2021 г. 11:58
Люблю такие произведения, которые позволяют взглянуть на исторические события с бытового ракурса. В конце концов на действительность мы всегда именно так и смотрим, а вот история официально сходит на нас со страниц учебников и не допускает каких-то толкований, кроме «общепринятых». А здесь сколько людей мы встречаем, столько и позиций мы видим относительно положения в стране, войны, революции. Прекрасно, что автор вне пропаганды сама и не пытается делать из своих героев «пылких бойцов с горящим сердцем и холодным рассудком». Интеллектуал оказывается диванным теоретиком, а порой и самым настоящим расистом, выключающим мозг, когда говорят эмоции, бравые защитники отечества под предлогом военного времени конфискуют машины, чтобы добраться до бара и напиться в хлам, ненавистные диверсанты и подрывники на поверку оказываются просто голодными ребятами, которые просто хотят поесть. И прекрасный местный колорит, которого мы совсем не знаем и который читается лучше любой выдумки (признаюсь, с удовольствием читал многочисленные сцены готовки, потому что кроме слов «рис» и «курица» больше ничего там не понимал). И как обычно бывает с такими произведениями, бок о бок с прочтением книги идёт изучение вопроса. Хоть я и слышал про Биафру и читал когда-то про боевые действия авиации над ней, но только теперь все эти «просто названия» сложились в некую картину, в некую карту и хронометраж. Замечательная книга, хоть и не без недочетов, но прочтённая взахлёб
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
majj-s, 15 мая 2020 г. 10:31
БИАФРИЙСКОЕ ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ
...Ибо я един со всем человечеством...
Пять сотен страниц книги ощущаются как полновесные полторы тысячи. Не потому что скучно и не потому, что читать трудно. Да, порой очень тяжело, но Чимаманда Нгози Адиче сторителлер, равно умеющий держать внимание бытовыми сценками, психологическими этюдами, военными зарисовками — даже когда очень хочется отвести глаза. Говоря об объеме, имею в виду плотность текста, весомость знания, входящего в тебя с книгой. Ощущение, что изнутри этот дом гораздо больше, чем может показаться снаружи. Вмещает целую страну. И отныне это еще один твой дом.
Берешь очередную африканскую книгу, настраиваясь на муки когнитивного диссонанса: Африка в тренде, ей прочат повторение в XXI веке успеха латиноамериканского магреализма XX-го. Новый литературный канон, радикально отличный от европейского. Прежний опыт африканского чтения твердит, что легко не будет... И вдруг оказываешься в России_которую_мы_потеряли и немного (или много) в Унесенных_ветром. Она как-то умеет это сделать, совместить каноны без ущерба для аутентичности.
История не перестает быть африканской, палящее солнце, перченый суп, пюре из гарри и красноватое пальмовое масло, оплетенные калебасы и продолговатые черные тараканьи яйца на столе хижины, крытой пальмовыми листьями, здесь не для этнической завлекательности. Это вот так они жили полвека назад, да и сейчас так же живут. И при этом все более-менее бегло говорят на английском. Да, наследие колониального прошлого, но ведь говорят.
Одновременно это Западная Африка, где представители привилегированного сословия отправляли детей учиться в Англию и Америку, преподавали в университете, покупали женам и дочерям автомобили (шестидесятые прошлого века на дворе, на минуточку), блистали в кутюрных туалетах и непременных париках на светских раутах, дискутировали о Сартре, ратовали за освобождение от колониального гнета. И получили гражданскую войну в придачу к независимости.
Мгновенно откатившись к мерзости запустения и дикости родоплеменного уклада . Став именем нарицательным: матери всего мира по сей день пичкают отпрысков нелюбимой едой под присказку: «в Африке дети голодают». И да, жуткие фотографии малышей-скелетиков с раздутыми животами — это оттуда, из Нигерии, времен противостояния с Биафрой. Горько, жутко, проходишь с героями кругами безнадежного ада, вспоминая Наше правое дело Митчелл и Белую идею Толстого. Половина желтого солнца в заглавии романа была биафрийским символом в той войне.
Масштабная история охватывает десятилетие нигерийской истории, шестидесятые и рассказывает о судьбе двух сестер, Оланны и Кайнене, дочерей успешного
предпринимателя, образованных столичных девушек. Их мужчинах, чадах и домочадцах. удивительным образом, равнозначным главной героине Оланне становится Угву- слуга в доме ее мужа деревенский мальчишка, взросление которого протекает на наших глазах и значительную часть событий читатель видит его глазами.
Именно он, Угву образованный из простых, опаленный пламенем войны, хороший мальчик, творивший мерзости — станет героем, которому писательница отдаст авторство этой книги. Не англичанину Ричарду, труд которого под броским заголовком «Мир молчал, когда нас убивали», так и останется незавершенным бесплодным проектом, как сам Ричард так и останется сочувствующим посторонним.
...– Оланна тебе рассказывала о женщине в поезде, которая везла голову девочки?
– Да, сэр. Это войдет в большую книгу. Это работа на много лет. Называться будет «Повесть о жизни страны»...
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
negativecharge, 20 декабря 2019 г. 11:43
Секс — хорошо, война — плохо.
Люблю, когда писатель делится своим опытом, своими мыслями, возникшими в результате данного опыта. Сразу чувствуешь: знает, о чём пишет. Он это пережил, осознал и готов поделиться. Он не фальшивит.
По этому произведению можно сказать, что Чимаманда Нгози Адичи хорошо разбирается в Нигерии, народе игбо, университетском городе Нсукка, любви, изменах, нигерийской кухне, местных предрассудках. Это было видно по прочитанной ранее «Американхе», а теперь подтвердилось в «Половине жёлтого солнца». В боевых действиях, политических интригах, крупном бизнесе писательница разбирается гораздо хуже, поэтому описывает их крупными мазками.
К героям проявляешь сочувствие, но толком их так и не узнаёшь. Зачем выворачивать душу своих персонажей, когда проще описать их оргазм? Так что о сексе Адичи пишет лучше, чем о войне. Тут уж ничего не поделать.
Чимаманда Нгози Адичи «Американха»
Ctixia, 18 ноября 2019 г. 12:01
Взяв в руки смартфон с аудиоверсией романа, честно запрошенный у Литреса, я ожидала немного не того, что получила. Но — в целом не разочаровалась. Для начала хочу отметить, что слушать книгу у меня не вышло никак и совсем. Стиль повествования, язык написания, работа переводчика, множество отсылок к топонимам, известным личностям в музыке и политике и разговорным междометиям других языков не позволяют воспринимать текст на слух. Это надо читать глазами.
В романе две основные линии. Это любовная любовь, отношения, разрывы и измены. И это расовые вопросы, отношения белых и черных, американцев и неамериканцев. Второй вопрос поначалу казался очень интересным — автор, Чимаманда Нгози Адичи, сама родилась в Нигерии и переехала в США после окончания местного университета — наверняка же пишет по собственному опыту. Но примерно с момента появления в повествовании Ифемелу-блогера начинаются жж-шные вставки с её непосредственными постами оттуда. Вот здесь уже задумываешься... В достаточно резкой манере автор обсуждает, что можно говорить, а чего нельзя — причем как белым, так и черным. Обнажает неприятную действительность, изобличает негров-в-футляре, обсуждает Барака Обаму, как волшебного негра, при этом тут же отмечая, до чего же он не уверен в своей предвыборной речи. Уже после двух третей книги читатель чувствует пресыщенность подобными рассуждениями, отторжение расового вопроса, которым так озабочен писатель.
Что же касается любовной линии, отношений главной героини (спойлер — как с белыми, так и с черными), то порой очень хотелось взять её за плечи, встряхнуть, да так, чтобы дурь вылетела, и в манере её собственного блога сообщить, какую херню она творит, и что нельзя так поступать, коли не хочет, чтобы вместо встряхивания ей в лицо прилетело... То герои теряют свою самость, то они её приобретают, то возвращаются домой, и понимают, что стали другими...
Но чего нельзя отнять у книги — это отличного эмоционального бэкграунда. Отлично подмеченные и прописанные детали у всех действующих лиц, мелкие детали характеров даже третьестепенных персонажей, придающих выпуклость, живость и движение повествованию, великолепное изображение взаимодействий между героями.
«Большие Мужчины и Большие Женщины, как позднее выяснил Обинзе, разговаривали не с людьми — они разговаривали при людях, и в тот вечер Шеф говорил и говорил, проповедуя о политике, а гости его подпевали: «Точно! Вы правы, Шеф! Спасибо!»»
Закрывая книгу, у меня в голове не было мыслей про отношения мужчин и женщин, я лишь анализировала свое отношение к людям другой расы. Как мы относимся к неграм? В наших северных краях это диковинка, которую редко встретишь, но, прожив 12 лет на станции метро, рядом с которой находится ИМОП (Институт международных образовательных программ), лично меня этим не удивить. На негров я насмотрелась, и наслушалась в трамваях их русского мата, к слову. А вот отношение к соседям другой расы совершенно другое — но это же не из-за цвета их кожи, немногим отличающегося от нашего молочно-белого, а из-за их культуры и образа жизни, не согласующегося с нашим менталитетом. И, конечно же, тот факт, что большинство из них приезжают в соседние монастыри страны со своими самоварами. А вспоминая свое знакомство с гражданкой США — да, ее акцент меня умилял.
В общем, книга, которая заставляет после чтения задуматься о более глобальных вопросах, чем «что покушать завтра на работе», стоит потраченного на нее времени. Плюс я неожиданно узнала, что волосы темнокожие заплетают в косы по черепу не только из-за культуры...
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
Olcha, 20 октября 2019 г. 20:43
Как говорил Толстой — все семьи одинаково счастливы, но каждая несчастна по своему. Хочется сказать, что все гражданские войны несчастны одинаково, каждая несет кровь, разрушения и боль целым поколениям и целым народам, но мирная жизнь каждой страны счастлива по своему.
Мы привыкли думать об африканских странах как о тотальной нищете, разрухе и голоде. Но в «Половине...» есть шанс узнать о самобытной культуре и коротком миге расцвета молодого африканского государства, со своими планами и надеждами на будущее.
Чимаманда Нгози Адичи «Американха»
negativecharge, 20 июля 2019 г. 09:37
«Настоящий прорыв в Америке случится, когда президентом станет простой черный парень из Джорджии, черный парень, который в колледже учился на тройки.»
Решение, кто хамит, а кто смело выражает своё мнение, каждый раз настолько субъективно, что становится понятно: кто писательнице симпатичен, тот и молодец. В основном ей симпатична главная героиня да ещё некоторые персонажи, глаголящие истину расовой свободы и феминизма. Остальные же — не паханное поле для насмешек. Причём охаивается всё: от устройства государства до чернокожей глупости. Мне, как белому даже странно: разве недалёкость как-то зависит от цвета кожи? Это уже какой-то расизм. Причина глупости прежде всего в отсутствии образования и хронической бедности, не способствующей саморазвитию. То, что в этих условиях чаще оказываются чёрные, не означает, что причина в расе. А уж смеяться над ошибками из-за незнания языка или воспитания в другой культуре — верх цинизма. Культура, обычаи предков — это корни, которые как раз дают какую-то уверенность в этом мире. Отсутствие этих корней и заставляет героиню болтаться по жизни, как дерьмо в проруби. Ни направления, ни цели у неё нет, сплошная критика других и прерванные отношения.
Что понравилось, так это раскрытие некоторых особенностей негроидной расы в целом и нигерийцев в частности. Начиная от стрижки и заканчивая защитным кремом. С этим кремом вообще занятная история. Она раздута до уровня расового оскорбления, хотя я тоже искренне считал, что чёрным не нужен крем от солнца из-за особенности их кожи. И принижение тут не причём: в голове сплошная эволюция. Так что белый мальчик в школе, где учится единственный негр, вполне мог считать точно так же. Сама идея поселиться в районе, где живут одни белые, уже провоцирует непонимание.
В то же время, если без выпрямления волос негритянка действительно не может устроиться на работу, а чёрная приезжая студентка может хамить белому преподавателю, призывая к ответу за всех рабовладельцев США, то вторая Гражданская война — это вопрос времени. Спрятанная за запикиванием слова «негр» взаимная ненависть всё равно вырвется наружу. В итоге будет пять десятков новых американских нигерий с генералитетом во главе каждой. Куда тогда поедут эти «вумные» Ифемены? Чур, не в нашу страну. У нас и своих хамонных критиков хватает.
Вишенкой на торте стала градация чёрных среди чёрных. Кто светлее — тот выше статусом. Разруха-то прежде всего в головах. Сколько не убеждай белых, что чёрные равны, сами-то чёрные так не считают. Все стремятся быть как можно белее. Так от кого идёт сегодняшний расизм? Вот вам и страна равных возможностей. Возможностей считать себя почти белым, а тех, кто темнее тебя — чёрными, а значит глупыми, нищими, преступниками. Никогда бы без прочтения данной книги не додумался до такой дикости. Может про крем я и оказался не прав, но дифференцировать чёрных по оттенку их кожи по-прежнему как-то не готов.
«Мой редактор читает рукопись и говорит: «Я понимаю, раса — это у нас тут важно, но необходимо, чтобы книга оказалась выше расы, чтобы она была не только про это»
О лозунгах книги больше писать не буду, хотя там ещё было не мало странного о жене Обамы, таксистах, чистильщике ковров, блате при трудоустройстве и прочем. Вернусь к главной героине. Отец направил её в школу с наказом учиться. Любящий парень и его мама убедили её продолжить учёбу в университете. Затем тот же парень убедил эту героиню ехать в Америку. Там её приютила тётя. Бывшая одноклассница нашла ей работу. И т.д. и т.п. И при всём при этом они жили как-то с точки зрения героини мелко, не в полную силу. Другое дело она — нигерийка в белом. Уж она-то шла и шла вверх... по головам этих людей. Поднялась и стала смотреть на них свысока. Мне всё было интересно, вспомнит она о ком-то тепло, у кого нет джипа, домины и денег? Так и хотелось спросить: а ты сама-то что смогла? Заработать один раз $100 и потом всю жизнь стараться это забыть? Отличное достижение. Так какое ты имеешь право кого-то судить? Особенно свою тётю, чей честный труд ты ставишь невысоко, но чьё бесчестное богатство ты так ценила когда-то. Так и вспоминается басня Крылова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ну да ладно, буду считать, что это просто такой выдуманный художественный образ.
«Они часто целовались, но губы она сжимала крепко — не хотела его язык у себя во рту. Их союз лишился страсти, но возникла новая, вне их самих, и она объединила их в близости, какой у них доселе не было, в близости зыбкой, невысказанной, интуитивной: Барак Обама.»
Что легко приходит, то мало ценится. Героиня достигла каких-то начальных высот, потом автору с ней надо было что-то делать. По модной тенденции она стала популярным блогером, залезающим в душу к попутчикам и высмеивающим их слова на потеху публике. Таинственная профессия, на которую можно списать любой статус и любую степень финансовой свободы. Её бывший любовник разбогател на мошеннической приватизации нигерийского госактива, а до этого с помощью брачной аферы попытался стать гражданином Британии. Но их критиковать автор не станет: не они такие, жизнь такая.
У обоих всё хорошо, но им скучно. Рано всё пришло, некуда стремиться. И тут они вспоминают друг о друге. Она — узнав о его успехах в бизнесе и на семейном фронте, он — не без напоминания с её стороны — стремясь к чему-то стороннему, к чему-то американскому. И началась Анна Вронская на нигерийский лад. Слюнявая любовь после резких, рубящих наотмашь лозунгов большей части книги выглядела словно взятая из другого произведения. Тётенька-героиня перебесилась и хочет замуж за любимого.
«А ты кто такая, чтобы судить? Чем это отличается от тебя и твоего богатого белого в Америке? Получила бы ты штатовское гражданство, если б не он? Как ты работу в Америке нашла? Давай прекращай эту ерунду. Перестань заноситься!»
В общем, после прочтения я сделал два вывода. Хорошо, что я не негроид, а то бы пришлось ехать в Нигерию, где нет расовой дискриминации, но при этом круто нанять белого управляющего. И хорошо, что я живу не в США, а то к своим «белым» проблемам мне бы накидали «чёрных», чтобы я их обязательно учитывал. А на любые мои возражения чёрные бы отвечали: иначе ты нас не поймёшь, и расизм не исчезнет. Но проголосуют при этом за Обаму, ведь он тоже чёрный. Но они не расисты, нет-о.
Чимаманда Нгози Адичи «Половина жёлтого солнца»
Линдабрида, 22 апреля 2018 г. 22:35
Картины Нигерии полувековой давности, созданные Чимамандой Нгози Адичи, красочны, забавны, ужасны. Резкий контраст между европеизированными горожанами и совершенно средневековой деревней, опыт столкновения разных миров порой весьма драматичен — Оденигбо и мать живут попросту на разных планетах. Она бегает к колдуну-дибии, он изучает ранговые критерии обнаружения сигнала. А Угву входит в дом Хозяина, как в сказочное тридевятое царство, где (нет, невозможно поверить!) едят мясо каждый день. Ироничные бытовые зарисовки обрываются воплем боли и гнева: «Мир молчал, когда нас убивали!» Ужас гражданской войны корежит и городской уют, и деревенское вековое спокойствие. Это, без сомнения, самые сильные страницы романа; трагедия непризнанной республики Биафра показана так, что мороз по коже.
Проще всего обвинить во всем политиков. На здешних государственных мужей зла не хватает. Чего стоит один Оджукву, Его Превосходительство. Произносить трескучие речи он большой мастер, а вот организовать эвакуацию мирного населения, нормированное распределение продуктов, хоть как-то облегчить участь доверившихся ему людей — нет. Зато пропаганду наладит образцовую. Финальный аккорд закономерен — под очередную эффектную речь Его Превосходительство просто бросает Биафру на произвол судьбы и удирает.
Еще проще списать все проблемы Африки на тяжелое наследие колониализма, тем более, что оно действительно сохраняется и действительно способствует межплеменным войнам в нарезанных по линейке, сшитых на живую нитку странах.
Но я задумалась об ответственности интеллектуалов вроде Оденигбо. Очень интересно рассуждать о том, что Нигерия — колониальный конструкт, а народ игбо живет на своих землях веками. Очень мило верить обещаниям очередного борца с привилегиями, который придет и наведет порядок. И при этом не нести никакой ответственности. Оденигбо даже не осознает цену своих изящных фраз о национальной идентичности — а ведь чуть не каждое его слово подталкивает его страну к гражданской войне. И это характерное нежелание думать о неприятном: вот Биафра отделится, символический гроб Нигерии закопают в землю, и заживут игбо свободно и счастливо. И хауса, только что резавшие игбо, тут же успокоятся? И новоиспеченная армия самопровозглашенной республики будет гнать нигерийцев до самого Лагоса... даже если винтовки у нее деревянные? Немножко всеобщий энтузиазм биафрийцев напоминает некоторые сцены из «Унесенных ветром», только здесь не находится ни одного Ретта Батлера, чтобы хоть попробовать их отрезвить.
Чимаманда Нгози Адичи «Американха»
oryxandcrake, 10 января 2018 г. 19:24
Главная героиня, прожив 15 лет в США, достигнув всего, о чем можно только мечтать эмигранту (гринкарта, fellowship в Принстоне, безумная популярность в качестве блогера, позволяющая жить на доходы от размещенной в блоге рекламы – кто в курсе, знает, что это вообще из области фантастики), вдруг собирает чемоданы и возвращается домой, к родным (зачеркнуто: березкам) пальмам. Об этом мы узнаем на первых страницах книги, а потом автор раскрывает нам историю жизни героини и рассказывает, что привело ее к решению вернуться на родину.
Прекрасно описан эмигрантский опыт героини — каждый, у кого есть опыт адаптации в чужой стране, найдет что-то близкое в своей собственной истории. Не буквально, конечно. Но...
Первый шок при столкновении с новым миром. Здесь вроде бы и говорят по-английски, но совсем не так, как тебя учили в школе. В учебной части университета, заслышав твой акцент, начинают общаться медленно, громко и по слогам, как с идиотом. И обижаться вроде не на что – они хотят как лучше.
Одиночество в чужой стране. Денег нет и не предвидится. Знакомые и редкие случайно затесавшиеся родные тебе помогать не будут – они сами выплывают как могут. Крутись.
Вокруг чужие непонятные люди с непонятным менталитетом. А если вокруг свои, то это еще хуже – чужой хотя бы теоретически может постесняться тебя на**ать, а вот свой стесняться не будет, да еще и в родную деревню потом по телеграфу джунглей передаст, как он тебя, лоха, развел.
Параллельная экономика. У людей, говорящих с тобой на одном языке – свои парикмахерские, свои магазины. Можно прожить в таком гетто двадцать лет, «не выходя в Америку».
Зашитое в подкорку убеждение, что женщина существует для мужчины и другого смысла в ее существовании нет. Конечно, в мужья ищут своих – не за американца же выходить. Придя домой с работы, супруг плюхается на диван перед телевизором, а жена, тоже после работы, принимается стирать своему сокровищу трусы и варить суп. И никого не интересует, что она на голову выше и успешнее мужа в профессиональном и финансовом плане. Раз ты баба – твое дело обслуживать и молчать в тряпочку.
А на родине, оказывается, ничем не лучше. «Все крупные современные состояния нажиты нечестным путем». Рука руку моет. Кругом коррупция и блат. Простая человеческая порядочность, жалость к тому, кому в жизни повезло меньше – практически не существуют. Религия не сильно стимулирует любовь к ближнему и милость к падшим — христианство выродилось в примитивное язычество («Буду ходить в эту церковь, а не в ту – в этой читают специальные молитвы, чтобы удержать мужа»).
Адичи отлично выписывает характеры — они у нее живые, со всеми достоинствами и недостатками. Прочитав книгу, сочувствуешь всем героям и возмущаешься ими, как близкими знакомыми: «Ну почему же она, дура такая, не могла...» «Вот же козел!» Финал вызывает большие сомнения в том, что это хэппи-энд. Возможно (и очень хотелось бы), что через несколько лет автор напишет продолжение...