FantLab ru

Все отзывы на произведения Ларисы Бортниковой

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Лариса Бортникова «Город весёлых безумцев»

NikolaSu, 15 октября 13:33

Довольно интересно и забавно. Если бы я не прочитал в этом году роман Харитонова «Путь Базилио», то пожалуй, поставил бы очень высокую оценку за оригинальность. А так — неплохо, но вторично,

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова, Анна Голоусикова «Продавец радуги»

a0001, 3 марта 12:19

Отличная сказка, прочитал не отрываясь. Как это все похоже на нашу современную жизнь, жаль, что слишком мало осталось теперь таких продавцов радуги.

Оценка: 9
–  [  -3  ]  +

Лариса Бортникова «Пари»

totavan, 16 ноября 2019 г. 22:56

Блестящий юмор

Изумительный сюжет

Восхищаюсь

Наслаждаюсь

Дарю подругам как лучший антидепрессант

Благодарю автора

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Эльдар Сафин, Лариса Бортникова «Пожиратели книг»

Тиань, 31 июля 2019 г. 18:49

Марина Цветаева писала: «Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам». Что-то подобное случилось с людьми в придуманном Авторами мире. Усвоение чужих образов стало одной из форм зависимости, как алкоголизм или наркомания. Зависимые не живут, они даже не читают, они потребляют.

Возможно, ключевое значение в появлении такого явления и такого общества имеет открытие нового способа усвоения знаний, которые не нужно больше воспринимать глазами или на слух, запоминать, осмысливать, анализировать — всё автоматически закачивается в мозг. Чтение перестало существовать. Интеллектуальное и эмоциональное восприятие художественного вымысла заместил физиологический процесс поглощения образов.

Человечество долгие века осознавало и оттачивало свою разумность через слово, создавало и сохраняло культуру через письменность. С развитием технологий всё это оказалось ненужным. Новые методы открыли более простой и быстрый путь. А получилось что? Поворот, регрессия. Наверное, некоторые вещи нельзя упрощать без риска потерять свою человечность.

Новая зависимость и ее истоки характеризуют жизнь метрополии.

В колониях другие проблемы. Там сформировалось рабовладельческое по сути общество, основанное на труде пеонов — клонов с принудительной коррекцией интеллектуальной и волевой сфер. Причем люди колоний гораздо менее восприимчивы к новой мании, чем коренные земляне.

Двум типам общества предстоит столкнуться на почве конфликта экономических интересов. По сути мы видим мир накануне очередной войны. Просматривается некоторая аналогия с миром античности и варварами. По прочтении остается ощущение начала шахматной партии, когда фигуры встали в позиции и делают первые ходы. Эффектное отражение проблем прошлого в мир будущего, где декорации другие, масштабы несоизмеримо больше и риски тоже.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

strannik102, 3 февраля 2019 г. 09:08

ШахМатная партия на поверхности N-мерного гиперкуба

Для меня это уже третья прочитанная книга из серии — первой была стартовая «Зеркало для героев» (М. Гелприн, О. Рэйн), затем сборник под №6 «Отражения и миражи» (М. Гелприн, И. Голдин), и, наконец, вот эта, седьмая.

Что бросается в глаза применительно не только к этому сборнику, но вообще как общая распространённая тенденция в современной фантастике: чаще всего читатель оказывается в каком-либо постапокалиптическом мире, либо в мире в состоянии происходящего всеобщего катаклизма, либо в предапокалиптическом состоянии, но непременно в мире, пребывающем в определённой степени депрессии. Об этом состоянии читаемого мира свидетельствуют и состояние погоды/непогоды, и разные природные аномалии, и тревожно-неблагополучная социальная среда в самых разных степенях неблагополучия и тревожности, и актуальная проблематика, с которой сталкиваются герои современных фантастических рассказов.

Другая общеизвестная тенденция, это то, что фэнтези победило SF. Если когда-то основными направленческими движениями жанра фантастики были рассказы, повести и романы научно-фантастической направленности, а затем постепенно крен пошёл в сторону социальной фантастики (не теряя при этом признаков научности), то теперь доминирует явный сдвиг в сторону полусказки, в сторону фэнтези. Причём как классического фэнтези, с рыцарско-средневековым антуражем и с многочисленными представителями малого народца в качестве основных героев и персонажей или же массовки, так и с его разновидностями.

Вот примерно такая же картина вырисовывается и при чтении этого сборника. Т.е. в доминанте мы имеем фэнтезийные темы или фэнтезийные картины задника, в доминанте же мы имеем те или иные формы депрессивного состояния внешнего мира, в котором происходят те или иные сюжетные действия и происшествия. Правда, нужно отметить, что всё-таки несколько рассказов из так называемой космической фантастики в сборнике есть, и их присутствие выгодно оттеняет и обогащает тематическое содержание.

Всё вышенаписанное не следует воспринимать как критику, направленную в сторону авторов. Это просто то, что явно бросается в глаза при некотором внимании к состоянию современной фантастической литературы. Не более того.

Если говорить о качестве представленного авторами литературного и сюжетного материала, то тут всё как минимум на «хорошо», но скорее на «очень хорошо» и «отлично». И потому удовольствие от чтения сборника было неподдельным, интерес к читаемому взаправдашним, а азарт трудно сдерживаемым.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

Г. Л. Олди, 2 января 2019 г. 13:28

Очень удачный сборник и по текстам, и по композиции составления (пожалуй, лучший в серии), и по контрасту авторов. С Ларисой и её творчеством мы знакомы, знали, чего ожидать (в хорошем смысле :-) ), и ожидания вполне оправдались. С рассказами Алексея познакомились впервые и не пожалели. Бортникова пишет резко, жёстко, нервно, болезненно. Провоторов развёрнут, эпичен, детализирован, красочен. Переходы от одной авторской стилистики к другой доставили отдельное удовольствие.

Лариса в рассказах особое внимание уделяет экспозиции и кульминации, они всегда максимально прописаны. Часто на кульминации рассказы и заканчиваются. Алексей отдает предпочтение завязке и развязке. Вместо экспозиции он предпочитает бросать читателя в историю сразу, без прелюдий – пусть выплывает. Эта тенденция у обоих не абсолютна, что радует – чем больше инструментов и авторских предпочтений, тем лучше.

Личное, спорное: у Ларисы временами видны механизмы эмоционального давления на читателя, приёмы манипуляции. Кое-где они чрезмерны, выпирают из текста. Рассказы Алексея, вероятно, стоило бы чуть-чуть сократить. Для позвоночника сюжета и мышц конфликта такой объем текста избыточен (к примеру, десять раз слово «тёмный» на пять страниц текста или пять «мокрый» на две страницы – большинство повторов без потерь вычеркиваются). Впрочем, мы читатели с профдеформацией, наше восприятие текстов тоже специфично.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

applemice, 5 августа 2018 г. 18:59

Сборники серии «Зеркало» отличаются уникальной концепцией. У каждой книги два автора — мужчина и женщина. Их рассказы пересекаются, олицетворяя «мужской» и «женский» взгляд на схожие темы. При этом в каждом новом сборнике новая концепция, привязка то к знакам зодиака, то к рунам, картам таро, восточному гороскопу... в данном сборнике тема «шахматы».

Не смотря на то, что авторы попеременно «ходят» и черными, и белыми фигурами, для отзыва представлю, что Лариса Бортникова играла белыми, как и безымянная девушка в предисловии. Итак...

Белые начинают и... проигрывают. Увы, видимо, это просто не мой автор. Не смотря на то, что объективно в ее рассказах неплохие, иногда весьма оригинальные, сюжеты, авторские язык и стиль мне не зашли. Показались грубыми (лучше слова не подберу), агрессивными, отталкивающими, а юмор показался натужным. Вот, казалось бы, рассказ про мир Пиноккио-Буратино в антураже «Крестного отца» и «Города грехов» — что могло пойти не так?.. Идея хороша, а исполнение мне не понравилось. В общем, повторюсь, не мой автор, на интуитивном уровне. Хотя многим может и понравиться. Единственный рассказ, который меня зацепил, и сильно — «Большое путешествие из Саратова в Москву». «Основной инстинкт» тоже неплох.

Стиль Алексея Провоторова, я, напротив, люблю. Яркие, красивые описания, образы, врезающиеся в память (не зря автор, помимо текстов, создает иллюстрации). Классические фентези-похождения и космическо-фантастические сюжеты, временами с толикой хоррора. Больше всего понравились истории про огненных птиц со Второй Луны, морозную планету с углекислым снегом, поединок убийц в городе с синей башней, катастрофический поход за Край Земли, зеркальных двойников в заброшенном селе и чудесный рассказ «Железо», где фентези и фантастика сплелись в тугой узел.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

Deliann, 28 июня 2018 г. 17:18

Долго ли, коротко ли, но серия «Зеркало» дошла до своего экватора. «Зеркальный гамбит» стал седьмой книгой проекта, а в моем личном топе занял почетное второе место сразу после «Зеркала для героев». И для начала поговорим о хорошем.

Очень круто показал себя Алексей Провоторов, выступая в основном в жанре фэнтези, но временами ломая рамки и стереотипы. Целых пять его рассказов понравились настолько, что хочется поговорить о них отдельно:

• «Волк, Всадник и Цветок» — залихватская приключенческая погоня с юмором и романтикой. Прямо таки идеальное воплощение короткой формы, все четко, закончено и увлекательно.

• «Дилемма 4» — отличный морозный ужастик в духе «Нечто». Слабость у меня к параноидальному хоррору, когда не знаешь, кто заражен, а кто нет. При этом Алексей не идет по самому простому пути, то есть не злоупотребляет замкнутыми пространствами, что очень здорово.

• «Способы управления» — как и «Волк, Всадник и Цветок», этот рассказ – идеальное воплощение короткой формы. По сути, нам демонстрируется одна массовая дуэль и все. Но за развитием событий следишь с напряжением, а временами приходиться возвращаться назад, чтобы до конца осознать кто, что сказал и сделал (очень уж много тут персонажей).

• «Почти как брат» — еще один обаятельный ужастик, который, правда, под конец свое обаяние несколько утрачивает. Два сводных двоюродных брата выехали в заброшенное село, где с ними, естественно не произошло ничего хорошего. И вот пока атмосфера нагнеталась, все шло отлично, я читал на ночь и прям ощущал как сгущается тьма за пределами света ночника. Но как только пошел экшн и развязка, сразу стало как-то не так жутко.

• «Железо» — тот случай, когда спойлер к сюжету приравнивается к преступлению. Но рассказ хорош, один из лучших в сборнике.

Лариса Бортникова порадовала меня немного меньше, и у нее мне хочется выделить всего два рассказа:

• «Новое платье для Долорес Романо» — трогательная социальная антиутопия про войну, любовь и мотивацию.

• «Основной инстинкт» — драйвовый постап, замешанный на социалке.

Теперь скажу немного про плохое. А. Провоторов отлично пишет фэнтези, но ни один рассказ сборника я не могу поставить вровень с «Костяным». А жаль, очень бы хотелось. Л. Бортникова в свою очередь неплохо выписывает социальные проблемы, необычно интерпретирует сказочные сюжеты, но в остальном пишет как-то безлико. Хорошо, интересно, но без изюминки. По крайней мере, для меня.

Восьмая книга серии «Танец с зеркалом» за авторством Э. Сафина и М. Дробковой выйдет примерно через месяц. И это будет для меня новые знакомства, потому что ничего из творчества обоих авторов мне читать не доводилось.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова «Жил да был один король»

zdraste, 23 июня 2018 г. 00:48

Это старая сказка на современный лад. Хорошо ее читать не перед Новым Годом, а после.

В сказке встретились два одиночества, которые вроде бы и не одиноки, но тем не менее.

Тут, не говорится об этом, но все таки важно в жизни поддерживать друг дружку, и вместе прожить старость, чтобы не встречать Новый год в окружении игрушек.

Крыс травят, это правда, как и правда о том, что это очень умные животные, и век их недолог.

А вообще, очень оригинальная подача, мы никогда не смотрели на мир глазами крысинного короля.

Спасибо за совет an2001 !

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

Хойти, 23 мая 2018 г. 12:33

Серия «Зеркало» не перестаёт радовать, но семёрка и впрямь оказалась волшебной цифрой, как ей и положено традициями. «Зеркальный гамбит» превосходен, планка поднята просто на фантастическую высоту :) Да и число рассказов в сборнике — 21 — по-своему намекает на идеальный вариант.

Произведения двух авторов на этот раз скомпонованы в квадрат шахматной доски, но не думайте, что всё тут радикально чёрно-белое или простое, как е2-е4. Наоборот, е2... то есть едва открываешь книгу, как оказываешься в пространстве неоднозначного, тревожного, волнующего. Рассказы Ларисы Бортниковой и Алексея Провоторова надолго захватывают воображение, предлагают моральные дилеммы, дают простор фантазии, тешат душу любителя как чистого ФиФ, так и «мучительной» психологической прозы.

Да, за доской сошлись очень сильные и достойные друг друга партнёры (не соперники!). Каюсь, ни одного из авторов седьмого сборника доселе не читала, поэтому «Зеркальный гамбит» стал для меня двойным открытием, за что я глубоко благодарна как Ларисе и Алексею, так и создателям/координаторам серии.

Правду сказать, к произведениям А. Провоторова поначалу отнеслась немного скептически — просто в силу того, что, как мне показалось, автор тяготеет к пафосному классическому фэнтези, а я от этого жанра уже ушла-наелась — но нет, Алексей показал себя искусным игроком и на других полях: научной фантастики, триллера (да такого, при чтении которого просто ноги отнимаются от страха, честное слово) и даже юмора, чем невероятно порадовал.

Рассказы же Л. Бортниковой поражают, извините, до самых потрохов. Как, ну вот как удаётся автору при впечатляющем разнообразии поджанров и сюжетных ходов раз за разом выворачивать душу наизнанку?! Иногда до слёз. Некоторые рассказы не отпускают по нескольку дней, так и ходишь с ними, баюкая боль и сладость, оберегая от случайного равнодушного прикосновения то ли героев Ларисы, то ли собственную исцарапанную душу.

Кто выиграл в этой партии? Безусловно, читатель! Читайте, советую от всего сердца.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»

MikeGel, 19 мая 2018 г. 13:50

Я впервые пишу рецензию на издание, к которому сам приложил руку. Но в данном случае не могу удержаться. На мой взгляд, книга вышла — огонь!

В неё входит 21 рассказ, и добрую половину из них я оценил десятками и девятками по фантлабовской шкале. Не оттого, что приятельствую с Алексеем или Ларисой — просто рассказы того стоят. Часть из них я помню ещё с тех пор, как они побеждали на литконкурсах. Оставшуюся часть прочитал, когда авторы сдали сборник.

Я не стану останавливаться на «шахматной» компоновке — с моей точки зрения, она довольно изящна и вписывается в концепт серии, ну и славно. Также на мой взгляд рассказы искусно 'спарены» за одним, пожалуй, исключением, где парность большей частью условная. Но вот сами рассказы...

Когда читаешь, в том числе по долгу службы, множество короткой прозы, абсолютное большинство текстов забывается весьма быстро — в лучшем случае от них остаётся смутное воспоминание «о чём это было». Некоторые задерживаются в памяти более-менее надолго — по-видимому, один из десяти, но потом всё-таки растворяются в множестве других и прочих, чем-то схожих. И лишь очень немногие остаются навсегда, так, что через месяцы и годы после прочтения можно с лёгкостью пересказать сюжет и акцентироваться на том, чем именно рассказ зацепил, а иногда и поразил. В этом сборнике, вопреки статистике, таких рассказов с десяток. Я попросту их перечислю.

— Новое платье для Долорес Романо

— Мы рождены

— Жил да был один король

— Основной инстинкт

— Любовь и смерть техника Евстигнеева

Ларисы Бортниковой

и

— Дилемма 4

— Почти как брат

— Ночь, день и ночь

— Железо

Алексея Провоторова

Ну вот, собственно, и всё. Напоследок попросту рекомендую эту книгу. Кому? Да всем. Буду изумлён, если найдётся хоть один разбирающийся в короткой форме читатель, который скажет 'не понравилось'.

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Лариса Бортникова «Хаврошечка»

Tatooine, 14 марта 2018 г. 10:57

Отличный рассказ! Хотя ничего нового не принес в жанр фантастики, и все мы где-то похожее видели, но!!!! Давно я так не смеялся. Несколько раз переслушивал его в МДС.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова, Полина Волошина «Маруся. Гумилёва»

Spellcaster, 15 мая 2017 г. 21:11

Редкий пример того, как из посредственного текста сделали приличную вещь. Персонажи ожили, появилась логика. Книга стала читабельной.

Даже жаль нет ремейка третьей книги за авторством этого же автора.

Ставлю восемь, потому что проделана очень большая работа. Это реально трудно — работать с чужим текстом.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Лариса Бортникова «Охотники. Погоня за жужелицей»

ужик, 17 марта 2017 г. 13:37

Авантюрно-фэнтезийно-исторический роман. По крайней мере, исторические личности, вроде Гумилева, Маты Хари, Батька Махно или Мустафы Кемаля Ататюрка, свои роли «свадебных генералов» здесь сыграют...

Турция, 1919 г. Англичанин Артур Уинсли расследует исчезновение английского полка при Голиполли. Американец Генри Баркер нанят чтобы любыми методами завладеть десятком фигурок-амулетов. Их интересы столкнуться в погоне за «Жужелицей» — амулетом, парным к «Божьей коровке». И Жужелица — вот прям сюрприз-сюрприз! — затерялась где-то на территории России.

Книга написана легко, имеет развлекательный, непредсказуемый сюжет. Но непредсказуемость на самом деле происходит от нелогичности. Меня очень раздражали провисающие сюжетные линии, и очень странное поведение героев. Чего стоит Генри «Красавчик» Бейкер, громила из Чикаго, который постоянно пользует на героях мужского пола «свое обаяние»?! Могу судить только по себе, но вот я — девушка, и меня тридцатилетняя женщина, усиленно строящая мне же глазки... очень сильно бы удивила.

Или встреча с Матой Хари... Артуру когда-то она разбила сердце и крупно подставила, у Генри украла любимого брата... Реакция? «Мадам, чего изволите...?». И ни грамма чистой незамутненной ненависти!

Автор, к сожалению, очень поверхностно относится к своей истории. Все описывается в легком юмористическом ключе, героев и события Бортникова всерьез не воспринимает. Поэтому за героев не переживаешь, а значит, теряешь изрядную часть интереса к книге.

Странное впечатление.

И конечно, ну разумеется!, клифхангер!!!

Вот зарекалась же читать авторские циклы, тем более — от русских авторов! Мало мне было «Кетополиса»?! Но нет, купилась на рекомендацию «Мира фантастики»...(((

«Она худыми пальцами с золотыми коготками выцарапала его из его чопорной скрытности, как улитку из домика. И ам… съела.»

О Господи!

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Лариса Бортникова «Анархисты»

Zodmus, 3 декабря 2016 г. 18:19

Немного напрягает сравнение употребления «полета» в речи и мата, крыльев и половых органов — называли полет «извращением. Аналогия очевидна. Летать на ...- аналог на пох*й.

Можно предположить, что полет — это пофигизм, освобождение от моральных норм

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(персонажи даже одежду сняли)
, общества, нервного напряжения, скучной работы, а запрет, соответственно — запрет быть счастливым в связи с нормами общества. Что это аналог на несчастливые лица в метро, привычку не улыбаться в России.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вначале я подумал, что Сидорова задержали в связи с тем, что он руководит движением составов и оставил людей в опасности. Но их это интересовало меньше того, что он летал.

Рассказ весьма колоритный и необычный. Им я остался вполне доволен, хоть и не до конца понял

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему в концовке Соловейко не путешествовал с семьей за границу, а вернулся обратно, не стал возволять свою любовь, а улетел один, и куда он теперь направился — навстречу смерти?

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Лариса Бортникова, Полина Волошина «Маруся. Гумилёва»

navor2008, 23 апреля 2015 г. 14:52

Это мой ответ пользователю Strannic86. Сразу видно что Вы не читали эту книгу. Осмелюсь предположить, что Вы как раз и прочитали только первые 5 и последние 10 страниц. Да, несомненно основная канва оставлена, но повествование изменено абсолютно и даже в какой-то степени кардинально. Она никак не может заменить собой Марусю 1.

Это уже получилась другая книга. После неё не почитаешь Марусю 2, её тогда тоже придётся переписывать.

Эти этногенезовцы совсем запутались, совсем как создали сериала Lost.

Поэтому совет прочитать только первые 5 страниц и последние 10 неадекватен и неприменим.

Советую читать только упёртым фанатам Этногенеза.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова «Охотники. Погоня за жужелицей»

Yazewa, 28 марта 2015 г. 12:54

К сожалению, не понравилось. Уговаривала себя, что — вчитаюсь, втянусь... нет. Текст меня упорно выбрасывает, и бороться я не вижу смысла. Отчего так? Пожалуй, не нравится стиль, язык. И плюс к тому (что, конечно, минус) — герои истории кажутся картонными, ненастоящими. С неестественными реакциями, поступками, словами. Во всяком случае, я себя ловила на таком ощущении многократно.

Остаётся воспользоваться сакраментальной фразой «не моё».

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Лариса Бортникова, Полина Волошина «Маруся. Гумилёва»

Strannic86, 7 мая 2014 г. 22:35

Много писать не буду, эту книгу читать стоит лишь тем кому понравилась первая книга серии( и он её забыл), всем остальным совет! Читайте первый 5 страниц и последние 10, во всём остальном это та же 1-я книга только дополненная некоторыми фактами.

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Александра Давыдова, Лариса Бортникова «Ростов. Лабиринт»

Anahitta, 8 июля 2013 г. 15:55

После «Маруси» зареклась читать «Этногенез», но книгу о хорошо знакомом городе не смогла обойти вниманием. Так и есть, ростовского колорита здесь с избытком. Маршруты передвижения по улицам города показаны с точностью GPS-навигатора. Описано самое большое в Европе кладбище, упомянуты многострадальные планы метро, которое то собираются строить, то не собираются… В общем, книжка как яркий местный сувенир, памятный с детства «Дед Щукарь на завалинке».

Что касается собственно повествования, то, да, местами напоминало «Марусю». Демон, например, чем-то смахивает на снежного человека из «Маруси-2». Ну, точно, одна из соавторов приложила руку и к «Марусе».

Чтобы не заморачиваться с сюжетом любовной линии, писательницы обратились к Шекспиру. В истории современных Монтекки и Капулетти есть даже несчастный Меркуцио, не хватает только кормилицы, но ее вполне замещает дедушка. Второй очевидный отсыл — «Назад в будущее».

Книжка легкая, динамичная, но без особых откровений. Впрочем, от «Этногенеза» шедевров никто не ждет.

Язык простой, поначалу казался журналистским. Изредка попадаются милые сентенции вроде: «Голуби известны своей любовью к созерцанию и философским настроем».

Из откровенных ляпов. После насыщенных событиями воскресного дня и вечера 5 октября 2012 года (эта дата подчеркивается особо) наступает «утро понедельника». Открываем календарь на прошлый год: 5 октября приходится на пятницу (!), за которой логично следует суббота. Простите, но даже в Ростове-на-Дону со всем его своеобразием не только время московское, но и календарь общепринятый. Но что самое странное, в последней главе 5 октября 2013 г. упоминается как суббота, совершенно верно.

Из несомненных плюсов только местный колорит и атмосфера, но это мое пристрастное мнение.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова «Жил-был у бабушки»

god54, 7 апреля 2013 г. 19:13

Хороший рассказ, добрый, хоть и грустный. О детсве вспоминать — всегда грустно. Там все было просто: черное и белое, друзья и враги, добро и зло и вера, что жить ты будешь вечно. Но все проходит и ты становишья взрослым и всегда предаешь свои детские мечты, детских друзей, меняешь добро на зло, мечту на зарплату, любовь на жену... А как хочется туда вернуться: Дайте до детства плацкартный билет...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Лариса Бортникова «Анархисты»

god54, 7 апреля 2013 г. 18:48

Суть рассказа, его антиобщественная направленность хорошо понятна. Хочет человек летать, ему дано летать, но такое поведение не приветствуется обществом. И вот именно здесь психологическое допущение вступает в противоречие с логикой. Если у людей появились крылья, при чем у всех, почему они не летают, что заставило общество принять именно такой запретительный образ жизни? Нет ответа. Попытался сам сформулировать — опять не получилось. И вот эта недосказанность снижает остроту восприятия, читаешь и словно понимаешь, это все понарошку, ну нужно было автору найти какой-нибудь запрет, чтобы не повторяться, вот и нашла. А отсюда и отношение к рассказу соответствующее.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова, Яков Будницкий «Комики»

god54, 7 апреля 2013 г. 17:05

Тяжелую тему попробовали поднять авторы. Старость, былые заслуги и слава, которую уже никто не помнит. Люди шоу, которые сегодня никому не нужны. Как это часто случается в шоу-бизнесе. Редко кто из великих сумел сколотить состояние и на старости лет дожить до спокойной смерти в тепле, заботе и комфорте, предварительно поделив наследство между многочисленными родственниками, хорошо когда их нет. В остальном фантастическое допущение приведенное в рассказе лишь усугубляет темную атмосферу рассказа. Поэтому чтение только взрослым, только в особом настроении, но не на ночь.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Лариса Бортникова «Охотники-2. Авантюристы»

anagor1, 1 декабря 2012 г. 21:28

Вторая часть получилась немного натужнее первой. Но, видимо, сработал профессионализм: давать качественный текст даже тогда, когда он не идет сам. Поэтому оценка та же.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова «Охотники. Погоня за жужелицей»

anagor1, 1 декабря 2012 г. 21:24

Лариса писала «Охотников» не на заказ «автора идеи». Она писала то, что и как ей хотелось написать. И пусть вышла вовсе не нетленка, зато автору было «в кайф» — это чувствуется. И еще видна искренняя любовь Бортниковой к Турции и искренний интерес к тому, что происходило в России в конце десятых годов прошлого века. В этом плане, имхо, присутствует легкое влияние «Орфографии» Быкова.

Самое главное: в отличие от иных этногенетических экзерсисов, звериные фигурки в этой книге не заслонили людей, оставшись всего лишь элементом антуража, пусть и сюжетообразующим.

Для первого опыта большой формы получилось просто потрясающе!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Лариса Бортникова «Гарнизон «Алые паруса»

anagor1, 1 декабря 2012 г. 21:16

Очень сильная, лиричная, тонкая вещь.

К фантастике, конечно, отношения имеет мало. Зато имеет много отношения к литературе.

Тема лишь на первый (или неумелый) взгляд «социальная», но на самом деле рассказ — о людях, о мечте, о жизни.

Мне кажется, есть тут четкая аллюзия на «Крым-2» Щербакова. Причем по части не столько воздушного шара, сколько настроения. И то, что у двух очень разных людей одна и та же метафора «светлого эскапизма» — вовсе не кажется удивительным.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Лариса Бортникова «Жил да был один король»

anagor1, 1 декабря 2012 г. 21:06

Великолепный рассказ! Поэтичная, добрая и немного грустная, удивительно светлая рождественская сказка.

Именно эта работа Ларисы окончательно убедила меня в ее безусловном таланте. И ни одна из последующих — не переубедила. ИМХО, Лариса Бортникова — один из самых талантливых авторов не только в фантастике, но и в современной русской литературе в целом. К сожалению (или к счастью?), она поздновато решилась предъявить себя публике.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Лариса Бортникова «Берег Турецкий»

george1109, 25 августа 2012 г. 23:16

Современный стебно-сентиментальный роман для женщин должен получиться, если автор доведет начатое до ума. Какого качества? Думаю, отличного. Во всяком случае, все предпосылки для этого есть. Другой вопрос, что выложенные в сети осколки, по отдельности высоких оценок никак не заслуживают. Да, язык. Да, стиль. Да, проверено на себе. Но ни первое, ни второе, ни третье, ни по отдельности, ни в ограниченном объеме вместе, чем-то шибко достойным являться не могут. В обрывках и набросках любого объема это уровень любого просто хорошего журналиста. Таких сейчас, конечно, не много. Но писателями они не являтся.

Так что, все в руках автора.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Лариса Бортникова «Анархисты»

george1109, 25 августа 2012 г. 22:37

Социальная сатира, а именно так можно охарактеризовать антиутопию Бортниковой, испокон веков несла конкретный месседж: против кого-то, или против чего-то. В крайнем случае, против и явления, и конкретной личности. В «Анархистах» же Бортниковой этот посыл — а, значит, и адресата — вычислить архисложно. Так, где-то на обочине мелькает что-то знакомое... В общем, любопытная зарисовка о паскудности существования, сдобренная неизбитым фантастическим допущением. Не более.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Лариса Бортникова, Анна Голоусикова «Продавец радуги»

george1109, 25 августа 2012 г. 15:02

Прекрасная сказочная идея о мастерах погодных явлений дешево (хотя и психологически сердито) скрещена с социально-экономическими азами периода первоначального накопления капитала (это, если что, не только когда друг в друга стреляют и беспредельничают). Приличный язык и достоверные психологические портреты нивелируются самым, наверное, примитивным финалом. Имея плюс на минус, получаем в итоге оценку не более, чем «добротно». Хотя идея заслуживает куда лучших сюжета и развития.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Лариса Бортникова «Мы рождены»

taipan, 25 августа 2012 г. 00:03

В этой истории как бы соединяются два излюбленных рецензентом жанровых мотива – «винтерпанк» и «некроготика». С одной стороны — тут белое безмолвие, северное сияние, строгая эстетика белых маскхалатов и закамуфлированных известью аэросаней, сплошной Джек Лондон, Симмонс и Каверин; с другой — характерный для эпохи, когда «щепки летят» и «новых нарожают», тусклый взгляд морозостойкой зомбопехоты, которая не «бздит и не гадит», мерный гул генератора «товарища Сталина» (без которого какая жизнь?), и наши мертвые не покидают нас и после боя, и сплошной Ким Ньюмен, Мьевиль и Копернин .

Главное, что есть в этом рассказе — про дурного лейтенантика из «золотой молодежи», которого за невосторженность мыслей заслали в заполярную задницу, про его сильно пьющего командира (на их роли как-то автоматически подставляешь артистов Пускепалиса и Добрыгина из покорившего берлинский кинофестиваль «Как я провел этим летом») и вверенный им контингент, искупивший кровью в буквальном смысле (вместо нее теперь в жилах какая-то химическая дрянь), и про затаившегося за торосами «условного противника», двумя-тремя строками поданного, но необычайно жуткого – главное, что в нем есть Дух Эпохи. Предельная достоверность деталей и реалистическая шероховатость характеров. Мрачный и блистательный век, растянувшийся между победным маем и траурным мартом, приметы которого еще можно уловить где-то в письмах из семейных архивов, на выцветших фотографиях, где-нибудь в «Анкоре» Тодоровского или «Хрусталеве» Германа. Концовка рассказа, в этом ключе, подобно орденоносному отцу лирического героя ставит такую жирную точку на целой эре русской истории, со всеми ее характерными картинами — страшными и мерзкими, поэтическими и трогательными, величественными, уродливыми, разными, настоящими, мертвыми, живыми... Что и добавить нечего.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Лариса Бортникова «зарисовки перетянутые из жж»

Dm-c, 24 августа 2012 г. 16:12

С реальными историями, происходящими с народонаселениями, накалом бушующих в них страстей (пусть и не долго и постороннему взгляду не слишком заметно), никакие романы- разроманы не сравняться, пусть и обстановка обыденная, и персонажи не прынци с прынцессами.

Главное как рассказчик преподнесет, а в этом случае автор на высоте

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Лариса Бортникова «Новое платье для Долорес Романо»

MikeGel, 23 августа 2012 г. 17:53

Рассказ — победитель одной из «Грелок». И из тех, что читал у Ларисы Бортниковой — как по мне, один из лучших, если не самый лучший.

Что характерно для всех её рассказов (оговорюсь, впрочем — для всех, что читал, но думаю, что и для нечитанных тоже) — очень обычные, очень рядовые и очень-очень «живые» герои. Никакого суперменства, никаких поз, никаких стереотипов — из обычного, заурядного, совершенно рядового хомо сапиенс, будь то космодесантник, отставной военный, бортинженер космического корабля, кухонная стряпуха или фэнтезийная допубертатная девица, автор умеет создать... Задумался, что именно создать — пожалуй, друга читателю. Не просто яркий образ со своими привычками, характерной речью и чудачествами, а объёмный, харизматичный и живой персонаж, который словно учился с читателем в одном классе или живёт в доме через дорогу напротив.

Обстоятельства, в которые попадает герой «Платья» — страшненькие. Страшненькие своей обыденностью и детерминизмом, выбора нет, герою предстоит стать пушечным мясом. Тотальное равнодушие и обречённость, и в нём луч света — эта вот Долорес, которая оказывается в результате винтиком в системе равнодушия. Ну, и фирменный эффект автора — когда рассказ заканчивается, остаётся эмоциональное послевкусие, словно выслушал очень правдивую и без прикрас историю от близкого друга.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Лариса Бортникова «Мы рождены»

Shean, 26 мая 2012 г. 14:11

Тема, заданная Лазарчуком, формировала декорации — лед и металл, тоталитаризм и надежда, холодный пробой электричества, ирония и печаль.

А дальше хороший грелочный рассказ превращается во внезапное соло посреди шумного многоголосого джаз-сейшена — вроде и линия не сменилась, компоненты те же, просто слушатель перестает чувствовать вкус вискаря и сигареты, исчезает тепло подруги, сидящей рядом, шум передвигаемых стульев в отдалении — остается только музыка и сердцебиение.

Вы будете почти до конца думать, что это стебный рассказ.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Лариса Бортникова «Охотники. Погоня за жужелицей»

Shean, 22 сентября 2011 г. 12:16

Скажу страшное — обычно меня тексты данного автора оставляют равнодушной. Да, качественно сделано. Да, красиво. Да, логично и лихо закручено. Но... неинтересно.

Даже, в общем, известно уже как оно получается — Бортникова визуал, а я аудиал — мне в ее текстах ярко липко... и глухо. Приходится, читая, перемножать на коэффицинент личного несовпадения.

Так вот! Именно в этот раз меня реально торкнуло! Впервые <s>на арене</s> за уж вполне немалый срок. (Поздравления, гирлянды, фейерверки, шампанское и оливье опциональны)

Теперь о тексте. Лично мне — пока — он показался лучшим из имеющегося в Этногенезе. Пангея хороша и вне Этногенеза, Приключения зомби в Америке апеллируют к собственному жанру и только, Рим почти мономерен, Дедушка избыточно мозаичен (про остальное умолчим)- а вот в Погоне за Жужелицей характеристики авторские: стиль, яркость, сила персонажей, исторические и географические реалии; а также волейбольная задуряловка сериальных взаимонамеков и капустник ворошения многочисленных классик — сбалансированы наиболее аккуратно.

Пафос Этногенеза — внутренняя дышашая логика всей истории, всего человечества, ощущение единства и глубинной неявной гармонии. Сменяются века и города, из рук в руки кочуют фигурки, но что-то остается неизменным. Если сериал ПОЛУЧИТСЯ, это умалчиваемое что-то рано или поздно выступит из мешанины коллизий.

Этногенезная удача конкретно этой серии в том, что основные персонажи и сами постоянно смещаются из социума в социум, да еще тянут за собой, как акулы прилипал, персонажей второго плана. Не два, не три социума, а четыре в незакрытом сюжете (Америка-Турция-Крым и Украина-Революционная Россия). Каждый из социумов ярок, пестр, шумен (наконец-то) и убедителен. И в каждом остаются вопросы, зацепки, ружья, развешенные по стенам, хочется вернуться, досмотреть, подглядеть, уточнить, решить. Что, собственно, и требуется от серии в сериале.

Стёбный слой Этногенеза, ИМХО, полностью, в самом конструировании концепции, позаимствован у Лазарчука и Успенского, вместе с центральной фигурой таки выжившего супруга Анны Горенко. Кто-то из соавторов цикла с респектабельным видом игнорирует этот слой, кто-то резвится в нем осознанно и лукаво — «Охотники» явно второй случай. Блики летят во все стороны — тут тебе и Мата Хари, и махновцы с медведями, и Есенин за дверкой, и матушка<s>Пелагия</s> Феврония, и Ма Бейкер с коломитом из песни «Бони Эм», и, как говоривал Рудый Панько, «чорт знает кто!!»

Что же до книги как таковой, вне контекста сериала... Она незавершена. Пожалуй, это все, что я вменю ей на сегодняшний день, но в случае, если развязанных концов в итоге останется больше, чем сошедшихся — автора будут жестоко спрашивать за выданный кредит доверия.

Пиши, Ляля.

Пиши.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Лариса Бортникова «Хаврошечка»

EnbKa, 25 июня 2010 г. 09:04

Мне очень понравился рассказ- он смешно,нет даже больше забавный. :haha::haha::haha:

В нем много интересных неожиданных вещей:eek::eek: — особенно конец!!!

Меня очень повеселил!!!! И если хочется поднять настроение, мне кажется, этот рассказ может помочь.:smile::smile::smile::smile:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Лариса Бортникова «Гарнизон «Алые паруса»

god54, 3 сентября 2009 г. 19:12

Тоскливая история о жизни людей которые так и не стали нужны новому обществу после перестройки. Вся их мечта попасть на Кубу, там хорошо, тепло и все в белом... Мечта о рае... Правда к фантастике это мало имеет отношения.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Лариса Бортникова «Жил да был один король»

Sawwin, 7 апреля 2009 г. 22:05

Обычно я не люблю переосмысления старых, да ещё и авторских сказок, но в данном случае автор справилась с задачей так красиво и элегантно, что все мои претензии снимаются. Прелестный рассказ! Читайте, особенно под Новый год.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Лариса Бортникова «Анархисты»

elent, 2 января 2009 г. 15:51

Рожденных летать — заставляют ползать. Еще бы обосновать причину запрета — очень хорошо было бы.

Оценка: 5
⇑ Наверх