Все отзывы на произведения Игоря Владимировича Осипова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Метро 2033: Измеритель» |
| |||
Artem_Nochkin, 30 апреля 2016 г. в 18:41 | ||||
Возможны спойлеры!!! Разглагольствовать буду долго. Только субъективные минусы. Плюсов, к моему глубочайшему сожалению не нашёл совсем. Итак, начнём: 1) Весь пролог — это один гигантский минус. В нём представляют Главного Злодея (далее ГЗ) романа. И знаете, за все прочитанные мною книги настолько злодейского злодея я в жизни не видел. Даже в комиксах «злодейство» не так гипертрофировано. Здесь же мы видим самого клишированного злодея с манией величия, цель которого банальная — месть. 2) В ситуации, когда от меткого выстрела зависела жизнь Главного Героя (далее ГГ), он решил положиться на удачу. И она его не подвела. Псина, полтора метра в холке и с головой, как у телёнка (всё со слов автора) испугалась (!!!) орущего человека с ножом в руке. 3) Эта Псина, пусть даже она молодая и не особо опытная, не поняла, что гигантский жужжащий улей опасен и подошла к нему вплотную. Я бы ещё понял, если бы этот «волколак» был из другого ареала обитания или был бы ну уж совсем молодым. Но такая туша никак не похожа на щеночка, да и то, что он решил охотиться в этих краях, как бы подразумевает, что он считает их своими охотничьими угодьями. А раз так, то он знает их наизусть. 4) После того, как «волколака» ужалил здоровенный москит и весь остальной рой начал кружить вокруг него. У собаки даже не возникло мысли, что бы драпануть. Вместо этого «волколак» попытался отбиваться, и через минуту был обглодан до костей. (Я так понимаю, автор ни разу не видел, как быстро может бегать собака после укуса всего одной осы) 5) Цитата: «Максимыч (т.е. ГГ) был лучшим сталкером». 6) Цитата: «Ну, если не лучшим, то, по крайней мере, самым везучим — это точно». (Этими двумя пунктами, я так понимаю, автор пытается подготовить нас к тому, что на протяжении всего романа ГГ будет сопровождать удача, которая будет щедро сыпать роялями и выручать Максимыча из самых сложных ситуаций) 7) ГГ уже не раз (брызжа слюнями) говорил, что в его 25 лет ему никто не указ. (Видимо, это должно произвести на неокрепшие умы должное впечатление) 8) «Максимыч» — считается уважительным прозвищем. Ну, по крайней мере, именно так считает автор. 9) Аномалия «Ведьмина плешь». Года за два, за три до выхода «Измерителя» я читал роман из серии «Сталкер», какой конкретно уже не вспомню, но в нём была подозрительно идентичная аномалия с похожими характеристиками (приостановка времени и беспричинный страх). По-моему, даже название было такое же. 10) Качество диалогов оставляет желать лучшего — большинство из них будто взяты из сериалов про бандитов, идущих по НТВ. 11) Зато описание финансовой системы, которую использует родное поселение ГГ выглядит так, словно автор старательно цитирует какую-то статью. Слишком уж велик контраст между качеством текста, чтобы это не заметить. 12) ГГ считается лучшим сталкером (или по крайней мере строит из себя такого) и несколько раз заявляет, что ему никто не указ, но Максимыч смущается и краснеет, когда его просят выступить перед советом поселения. (Отсюда можем сделать вывод, что автор совершенно не разбирается в человеческой психологии, так как смущающихся и краснеющих лидеров не бывает в принципе) 13) Цитата: «Одиннадцать сильных мира сего внимательно смотрели на молодого сталкера». Я не поленился, перелистал и увидел буквально следующее... Цитата: «Уж Максимыч точно будет его кормить и поить и отдаст последнюю рубашку, если даже всё убежище от него отвернётся. В конце концов, двадцать пять лет — это зрелый возраст для сталкера, и никто ему не указ, чем заниматься, даже отец, пускай он и член Сената объединённых убежищ». 14) У ГГ сразу две девушки — близняшки. (Автор продолжает радовать неокрепшие умы и расстраивать мой) 15) Максимыч подарил девушкам цепочки с кулонами. Каждой из близняшек понравился именно тот кулон, который ГГ хотел подарить как раз этой девушке. Автор идёт по пути наименьшего сопротивления, заботливо убирая с пути ГГ малейшие препятствия, а зря. Мне было бы интересно посмотреть, как стал выпутываться Максимыч, если бы обеим девушкам приглянулся один и тот же кулон. 16) Кстати, насчёт цепочек. ГГ принёс их с поверхности, где радиационный фон превышен в несколько раз, но Максимыч даже дозиметром их не проверил, не говоря уже о том, чтобы продезинфицировать. Достаточно странный подарок любимым девушкам, вы не находите? Вот, если бы ГГ хотел медленной и мучительной смерти врагу, то такой подарок можно было бы хоть как-то аргументировать, но любимым близняшкам... 17) Для лучшего сталкера Максимыч, как-то криво расставляет приоритеты. Судите сами – ГГ, рискуя собственной жизнью, залез в гнездо летающего ящера (местной разновидности птеродактиля) и стащил злополучные цепочки. Потратив при этом драгоценные (по словам самого же Максимыча) патроны, которые, я уверен, пригодились бы поселению и в более благородных целях. 18) В поселении, где живёт ГГ сорняки с грядок используют вместо чая, т.е. сушат, мельчат, заваривают и пьют. Всё бы ничего, но автор, наверное, не в курсе, что большинство сорняков из огорода ядовиты для человека, сколько их не культивируй. 19) В книге прямым текстом говорится, что настоящий чай (в пакетиках) бережно хранится и используется только для особых случаев. Далее автор говорит следующее… Цитата: «Но возвращение сына из опасного путешествия – повод не экономить» Учитывая специфику профессии сталкера, которая предполагает ежедневные опасные приключения, весь чай поселения кончился бы ещё в первый месяц. 20) Собирая экспедицию в новый бункер, её руководителем назначили именно Максимыча, аргументируя это (его крутостью и) тем, что он единственный, кто в этот бункер уже ходил. Для справки, быть хорошим разведчиков (читай сталкером) и быть грамотным руководителем экспедиции вещи диаметрально противоположные. В данном конкретном случае более логичным было бы использовать ГГ, как проводника, а руководителем назначить кого-то постарше, поопытнее. Того, кто перед новыми людьми не будет краснеть, как краснел ГГ недавно перед Советом. Председателями этого совета, к слову, являются люди, с которыми Максимыч с детства поддерживает хорошие отношения. Хоть убейте, я не понимаю, как этот человек (лучший сталкер!!!) собрался вести переговоры с незнакомыми людьми. 21) Для начала цитата: «На Максимыча как на руководителя экспедиции легла основная нагрузка по подбору людей, снаряжения…» Далее следует… Цитата: «Максимыч метался между оружейкой, кладовой и личным составом. Проверял, перепроверял, инструктировал, вычитывал, откровенно ругался, не стесняясь в выражениях. Хватался за голову от тупости некоторых подчиненных, доставшихся ему в распоряжение, кладовщиков, готовых удавиться из-за лишнего патрона, и начальства, которое хотело использовать весь личный состав как вьючных животных, невзирая на тяжесть перехода и окружающие опасности» Как ни посмотри все у Максимыча тупые: и люди, которых он сам же набрал; и кладовщики, потому что не хотят давать патронов сверх нормы (автору, наверное, невдомёк, что экономия ресурсов в военное время считается одним из залогов выживания); и начальство заодно. Как повезло всем этим глупым мужчинам и женщинам, что у них есть такой умный 25-летний сталкер (лучший сталкер). Вот чтобы они без него делали? 22) Оказывается, что Максимыч ни разу не выходил на поверхность в составе группы. Это ещё раз доказывает, что ГГ для роли руководителя экспедиции не подходит. 23) Неужели за 25 лет нельзя было своим умом дойти, что взяв хотя бы одного напарника, шансы на выживание увеличились бы в разы. Но нет! Зачем «лучшему сталкеру» напарник и элементарная логика, когда у него есть гипертрофированная удача и уверенность в собственном бессмертии? 24) Максимыч – волк одиночка. (Неокрепшие умы ликуют.) 25) Из многочисленного населения бункера ГГ выбрал в команду экспедиции только двух (!!!) сталкеров, одного стажёра и семерых гражданских, последние из которых ни разу за последние 20 лет не выходили за стены родного бункера. Напоминаю, что эта братия собирается идти по поверхности, где даже сталкеров — профессионалов время от времени сжирают. 26) Естественно «лучший сталкер» даже не подумал, что нужно хотя бы на словах рассказать тем семерым, что их может ждать на поверхности. 27) Эпизод с хищным «цветком» встречался мне в книгах подобного рода уже 5 или 6 раз. Менялись лишь несущественные детали, но основа всегда одна и та же. Каждый раз новичок хочет потрогать, какую-нибудь красивую вещь. Каждый раз мудрый наставник вовремя это останавливает. Каждый раз новичок слушается мудрого наставника и убирает руку. Каждый раз мудрый наставник кидает в красивый предмет какой-либо дорожный мусор. Каждый раз красивый предмет оборачивается хитроумной и смертельной ловушкой. Каждый раз красивый предмет демонстрирует своё хитроумие и смертоносность. Каждый раз новичок в шоке. И каждый раз мудрый наставник занимает героическую позу. Ладно, видимо я пропустил момент, когда описанный выше эпизод стал обязательным для любого отечественного постапокалиптического романа. 28) Помните, как в пункте 21 ГГ ругался на всех и называл тупыми? Так вот оказывается, что это он ещё терпимым был. Цитата: «… передёрнуло даже толерантного к мнениям разных людей Максимыча». 29) Про историю одомашнивания гигантского плотоядного растения я, пожалуй, просто промолчу. 30) В начале романа автор пишет… Цитата: «Парадоксально, но лес – единственное, что сохранилось в памяти Максимыча из той жизни». Но спустя 2-3 главы автор передумал и решил добавить. Цитата: «Он еще помнил этот перекресток с величественно возвышавшимся над ним храмом; устроившимся рядом, как неуместно приземлившаяся инопланетная летающая тарелка, Ледовым дворцом; весело снующими рыжими трамваями, звонко звенящими на людей. Нет уже ничего этого – осталось только в его памяти». 31) Знаете, какой вопрос задал Максимыч, когда подбежал к раненному другу, у которого из ноги торчало копьё, а сам пострадавший был весь с ног до головы в крови и грязи? Он спросил у него. – Ты как? 32) Цитата: «Из бедра торчал черенок дротика, костяной наконечник которого виднелся с другой стороны ноги. – Вот ведь паскудники, все-таки зацепили». Понимаете, ему в ногу минуту назад воткнулось небольшое копьё. И пробило её насквозь. Мало того, что он не сразу это заметил (хотя, я не понимаю как!!!), так он ещё и настолько неправдоподобно отреагировал на это! Он, что под какими-то препаратами?!? Ну, не говорят так люди, когда им ногу протыкает копьём!!! 33) Сразу после боя, даже не перевязавшись, «лучшие сталкеры» (да, теперь их двое. Автор вспомнил, что остальных участников экспедиции даже по имени не назвал и решил дать имя хотя бы одному их. Зовут Данилом) начали делить «фраги» и решать, кто из них убил дикарей больше… На этом моменте у меня мозг просто перезагрузился. Я-то думал, что автор взрослый человек, а его «футболисты меряются у кого нога длиннее». Дальше читал по диагонали. 34) У «лучших сталкеров» скотч ценится наравне с патронами. 35) Жрец дикарей (тот самый ГЗ из пролога) изъясняется не иначе, как с манерами благородного английского сэра. Кроме всего перечисленного выше, я обратил внимание на фразу, прозвучавшую незадолго до выхода в экспедицию. Цитата: «В конечном итоге смысл похода в том, чтобы донести товар, а не перестрелять как можно больше разнообразных монстриков…» Так вот автор даже здесь умудрился изменить себе. «Лучшие сталкеры» за время экспедиции: А) Потыкали палкой в язык удильщика (крупная хищная рыба) Б) Постреляли в летающего ящера, чтобы спугнуть В) Поймали и скормили две крысы гигантскому плотоядному одомашненному растению Г) Перестреляли небольшой отряд диких людей В) Чуть не порешили нескольких диких кошек, которые не представляли абсолютно никакой опасности По итогам хочу сказать, что роман бросил, домучив пятую главу, и продолжать читать этот бред не вижу смысла. Данную макулатуру могу посоветовать только «истинным фанатам» серии «Вселенная Метро 2033». | ||||
| ||||
«Метро 2033: Измеритель» |
| |||
Dobkachleo, 27 апреля 2014 г. в 09:46 | ||||
«Кристалл» Рецензия на «Метро 2033: Измеритель» Игоря Осипова Чем дольше существует «Вселенная Метро 2033», тем больше я понимаю, что она мне наскучивает. Причём самым странным образом: нужны месяцы, чтобы приступить к новой книге, и когда «срок» истекает и я берусь за неё, выясняется, что зря тянул время — текст оказывается «вкусным». Так и здесь: со времени прочтения предыдущей книги проекта — сборника рассказов «Сумрак в конце туннеля» — прошло не меньше трёх месяцев. Конечно, без чтения я не оставался, штук шесть романов я успел «проглотить» за это время, но все они не относились к «Вселенной». В общем, «Измеритель» я всё-таки прочёл, и у меня есть что сказать по этому поводу. 2014 году определённо повезло: с самого его начала на карте мира стали появляться новые локации. В январе появилась долгожданная Казань в романе Ра… пардон, Тагира Киреева «Белый Барс», в марте вышла условно московская книга «Сёстры печали» Андрея Гребенщикова, где помимо столицы, однако, фигурируют также Московская и Свердловская область, Пермский край и Екатеринбург. В апреле, буквально только что, открылась судьба Великоустюгского района Вологодской области, благодаря «Мутанту» Андрея Буторина. Совсем скоро нас ждёт увлекательная «Дорога стали и надежды» нового для серии автора Дмитрия Манасыпова, открывающая Уфу и Башкирию, Оренбуржье и Самарскую область. Дальше, насколько мне известно, начинается «мёртвый сезон» и время московского романа, но продержаться почти полгода на разных, с точки зрения локаций, произведениях — это, на мой взгляд, вселяет оптимизм. И, да, я пропустил февраль. В феврале вышел «Измеритель», посвящённый родному городу автора, Смоленску. Перед Игорем стояла очень сложная задача — показать свой город, знакомый ему вдоль и поперёк, людям, возможно, никогда в нём не бывавшим. Таким, как мне. Что ж, на мой взгляд, это у него не совсем получилось. Благодаря своему положению я понимал, как ориентироваться по карте, но все эти улицы Смольянинова, Бабушкина и прочие остались для меня тёмным лесом. Чёрт знает (да смоляне), где и как они проходят. Одно радует: Игорь подробно расписывал разрушенный мир, и там, где пасовало ориентирование на местности, помогало воображение. Смоленск представлен, в основном, одним обществом — Республикой объединённых убежищ, своеобразной утопии постъядерного мира. Всё или почти всё в достатке, радиация низкая, люди добрые, и всё такое. Самое забавное, что в бункерах сохранилась денежная система (именно денежная, а не патронная). Цены, конечно, ближе к советским, но так даже приятнее. Помимо же РОУ был «Кривич», была ТЭЦ и есть станция очистки стоков. Однако главной силой остаётся четвёрка заводских бомбоубежищ. Главный герой выглядит Двойником протагониста «Первого задания» Игоря Осипова. Если мне не изменяет память со склерозом, того тоже звали Максимом. И оба сталкеры. И оба с юморком. А ещё у обоих любовные перипетии. Правда, у московского Макса всё более определённо, а смоленскому ещё голову приходилось ломать над выбором. Честно говоря, концовка романа не даёт прямого указания, смог ли Максимыч его всё-таки сделать. Чтобы говорить о других персонажах, я просто обязан сначала замолвить слово о структуре повествования. Три части происходят в 2033 году, две остальные же — непосредственно после ядерной войны. Причём в обоих случаях главным героем является Максим Изотов. Проблема в том, что в частях-флэшбеках действует Изотов-старший, а не младший. Герои получились разные, несмотря на то, что один сын другого, и запутаться в них невозможно. Провал в 2013 год происходит в то время, когда старший начинает при младшем рассказывать истории прошлого. Осипов правильно сделал, что написал роман от третьего лица, потому что в противном случае отрывки, где действуют Приступа или Древнев, выглядели бы очень странно в общей канве повествования. Они и так выглядят странно, ведь теоретически один Максим всё это рассказывает другому, но всё же это можно списать на возможности «третьего лица». Герой, про которого я просто не могу не сказать, — Сергей Сергеевич Древнев, главгад. Типичный властолюбивый злодей, обязательно «в настоящее время» помешанный, со своей харизмой и крепким характером. Во время войны первого года военные «Измерителя» лишили его почти всего, и Древнев решил отомстить всем жителям бункеров. Игорь Осипов в своём послесловии сказал, что хотел выписать месть. Так вот: не вышло. Я совершенно не понял, почему Сергей Сергеевич потратил целых двадцать лет на это, а не, скажем, десять, чтобы перейти в наступление, и почему грохнул «Кривич» не сразу, а только когда Максимыч его «открыл». Не понял и тот факт, почему о «Кривиче» не прознали сразу в «Измерителе». Отдельного порицания заслуживает долгое раскачивание событий. Не скажу, что мне не было интересно, как раз наоборот. Но когда тебе постоянно говорят, что будет война, и ты понимаешь, что да, она будет, и уже ждёшь её описаний, тебе приходится ждать до самых последних глав последних двух частей! Да, Игорь Осипов не Денис Шабалов и не Сурен Цормудян, но получилось как-то обидно. Что же самое сильное в романе? Язык — раз. Юморок — два. Герои — две целых и девять десятых. Город — три с половиной. Видно, что недостатков гораздо меньше, чем достоинств, поэтому и оценка высокая. Мне было интересно, а то, что мне не понравилось, — скорее просьба автору. И я уверен, что он сможет её выполнить. | ||||
| ||||
«Метро 2033: Лешие не умирают» |
| |||
DmitryErm, 22 сентября 2015 г. в 23:06 | ||||
Начну с небольшого вступления. Судя по отзывам, читателям серии почему-то не нравятся флэш-беки. Дескать, они отвлекают от основного сюжета. Может, и отвлекают. Но знаете, не было бы в книге Игоря отсылок к прошлому главного героя, образ Лешего бы не раскрылся во всей своей полноте. Сложно придумать такое количество передряг, которые бы случились в течение считанных дней. Поэтому флэш-беки абсолютно оправданы. Ещё много ворчания вызывают сноски, содержащие характеристики видов оружия. Друзья, никто не заставляет их читать. Это же не «Война и мир», где многие диалоги на французском, а в сносках — русский перевод... Так что сноски чтению совершенно не мешают. Теперь немного о книге. Перед нами роман, в котором происходит спасение мира. Не спешите смотреть на карту и скептически ворчать: «Два посёлка в десятке километров. Где там спасение мира?..». Верно, планету Земля никто не спасает. Даже не пытается. Но в условиях, когда маленькая община, отрезанная от соседей выжженными пустошами, слабо представляет, что происходит за соседним холмом, попытка спасти хотя бы 200 человек — это уже акция глобального масштаба. В этой книге всё такое... Камерно-глобальное. С точки зрения наших представлений о мире, имеет место такой уютный междусобойчик между десятком персонажей и ещё парой дюжин их знакомых. Но представьте на секунду, что других людей... НЕТ. Вообще. Вот то-то. Сюжетные линии, намеченные в первой книге, получают своё логичное развитие. Это в первую очередь любовный треугольник: Максим — Ирина — Алина. Так кого же выберет в итоге наш колеблющийся юноша, промучившийся всю предыдущую книгу? Выбор будет сделан! А вот в чью пользу — читайте, и узнаете сами. Скептики могут читать книгу спокойно. Никаких «соплей» в книге нет и в помине. Чувства и переживания людей показаны очень жизненно. В них веришь, сразу и безоговорочно. Не всегда герои ведут себя логично. Но покажите мне того человека, который в обычной жизни никогда не «дурит». А вот кто не имеет права на ошибку, — так это тот самый Леший. Он великолепен. Герой с большой буквы. Настоящий Мужчина. Мужественный. Сильный. Мудрый. Никогда не сдаётся... И не умирает. Славная память о таких, как он, живёт воистину вечно. В финале отмечу ещё вот что. «Лешие не умирают» — вполне самостоятельное произведение. Оно, конечно, связано с «Измерителем», но если первую книгу вы не читали — не расстраивайтесь. В общем и целом понять, что к чему, можно. И это — ещё одна положительная черта книги. Возможно, кто-то найдёт, за что обругать книгу, но мне она понравилась. Надеюсь, понравится и вам. | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
ii00429935, 16 февраля 2015 г. в 23:04 | ||||
Я чувствую себя чужим на празднике жизни под названием «Метро 2033». Столько восторженных отзывов на этот рассказ? Откуда? Впрочем, если в мире « Метро 2033» вас больше всего привлекают схватки с мутантами, Игорь Осипов наверняка не разочарует. Кульминацию «Первого задания» хоть сейчас можно конвертировать в компьютерную игру. Но ведь автор явно задумывал не просто боевик, а нечто большее (назовём это историей взросления). По идее герой-рассказчик проходит обряд посвящения в профессию сталкера. Вот только не выглядит Максим неопытным новичком — слишком много он совершает в одиночку, да ещё и с шутками-прибаутками. И это не спойлер. Понятно, что попавший в переделку герой уцелеет. Иначе кто бы рассказывал эту историю? | ||||
| ||||
«Метро 2033: Измеритель» |
| |||
DmitryErm, 20 февраля 2014 г. в 21:37 | ||||
Роман «Измеритель» появился на портале метро2033.ру очень давно и большую часть этого времени я лично знал автора, но тем не менее, вплоть до бумажной публикации не довелось прочесть ни одной строчки романа. Как-то не сложилось. Но я думаю, что так оно и лучше. Я смог оценить «Измеритель» как единое целое, а не набор фрагментов... Впечатление роман произвёл противоречивое. Местами текст читается влёт, как часто говорят читатели серии, «на одном дыхании». Местами я откровенно застревал. Например, первый флэшбек значительно уступает первым главам романам в плане драматизма. По словам автора экскурс в историю общины «Измерителя» был необходим. Спорить тут глупо, каждый автор выбирает сам, как ему писать и что. На мой же взгляд описания первых дней-часов после катастрофы во всех романах серии, где про это говорится, примерно одинаковые. Сначала все думают, что тревога учебная, потом начинаются первые психозы, потом попытки наладить быт. Да, у Игоря получилось взглянуть на всё это через призму восприятия профи, врача. Это ход удачный, без сомнения. Но стоило ли этим событиям уделять столько времени в не таком уж большом по объёму романе?.. Впрочем, ладно. Ещё иногда создавалось впечатление, что повествование ведётся как бы отстранённо. Эмоций не хватало, что ли. Или язык казался суховатым. Такова, думается, особенность авторского стиля. Это не плохо, но местами немного не хватило эмоций. Девушкам, помещённым на обложку, в романе отводится место... Даже сложно сказать, какое. Они и не главные герои, и не второстепенные. Их вылазка на поверхность, сколь смелая, столь и безрассудная, у большинства любителей реализма наверняка вызовет смех. Но... Я вот лично поверил, что они, Ирина и Алина, могли такое отчебучить. Спасибо автору — успел несколькими мазками создать убедительные образы (хотя лично мне кажется, можно было девушкам дать и чуть больше места). Главный герой Максим — почти без вопросов. Разве что сцена, где он разрешает половине отряда вернуться в бункер, показалась слегка странной. Но он там сам приказ нарушал, так что... Далее. Мне показалось, что не получила логического и чёткого завершения любовная линия. Как и в рассказе «Первое задание», тут романтическая линия присутствует, но окончательно точки на Ё не расставлены. Насколько это удачная идея, не мне судить. Я остался в сомнениях, какой же выбор в итоге сделает герой. Может, так и надо. А вот за что похвалю автора, так это за интересное погружение в такую непростую, хоть и частую на страницах романов серии тему, как месть. В романах серии мстят все кому ни лень. И всё же «Измеритель» тут стоит особняком. У главного гада по прозвищу Дерево желание поквитаться с обидчиками выросло до масштабов настоящего помешательства. И вообще, злодей вышел что надо. Неприятный, вообще ни капли не благородный (но мир 2033 — не место «благородным разбойникам»), но — живой. Немного поворчу ещё на тему хронологии. В принципе, все события, описанные в тексте, могли бы случиться и не в 2033 году, а в любом ином, хоть в 2031-ом. Ничто не мешало Сергею Сергеевичу начать приводить в исполнение свой замысел раньше. Понимаю — по законам серии другой год невозможен. Просто я не увидел ярких доказательств того, что срок расплаты подошёл именно в 2033 году. Но это мелочи, наверное. Также похвалю за использование в тексте смоленских баек и легенд (ну как же в мире 2033 без баек-то) и за достаточно самобытный мир. Банальных общин фашистов/коммунистов тут нет. А что есть? Читайте сами, узнаете. И ещё одна особенность «Измерителя»: тут мало мутантов. Главный враг человека — человек. Живность же проявляет смекалку и нередко понимает, что на пути у двуногого, увешанного оружием, лучше не попадаться. В то же время любители боевых сцен недовольными не уйдут. Тут этого дела сколько хочешь. Что могу сказать в качестве некого резюме. Роман не оставил равнодушным. Какие-то фрагменты читались легче, какие-то сложнее. Что-то вызвало вопросы, какие-то находки автора принял безоговорочно. Главное: не было скучно. И, надеюсь, каждый читатель, взявший в руки «Измеритель», найдёт что-то своё в этой книге... P.S. отдельно посетую на то, что в том виде, в каком карта помещена на обложку, она лишилась важных элементов: ГЭС и ТЭЦ. Лучше бы всё же они поместились... | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
DmitryErm, 06 января 2014 г. в 20:28 | ||||
Собственно, текст мне был знаком уже давно. Как и большинство историй, вошедших в сборник, «1з» обсуждался на заседании «Народного жюри», в данном случае — при участии автора. Но, конечно, прежде, чем писать отзыв, решил перечитать. В том виде, в каком рассказ вошёл в сборник, он мне несомненно нравится больше! Нет-нет, сцена-открывашка, написанная Олей Швецовой, с которой когда-то начинался «1з», была очень хороша. Но тогда получилось бы, что это не совсем Осиповская работа. Теперь перед нами соло Игоря Осипова. Что же я могу сказать об этом рассказе? (Игорь эту фразу обожал говорить во время скайп-бесед :))) Понравилось. Без дураков, читал с удовольствием! Герой, по сути, всего один, но это тот случай когда «лучше меньше да лучше». Пусть Максим не супергерой, не крутой, матёрый сталкер-мордоворот. Зато какой он живой и какой убедительный, ну просто пальчики оближешь :) Фразочка: «Сталкера вызывали?» просто сделала мой день ;)) Смеялся от души! В то же время, герои эпизодические тоже вышли яркими, живыми. Что тоже приятно. Сюжет... С тех пор, как я читал рассказ для заседания жюри, он изменился не сильно. Разве что взаимоотношениям Максима и Ники уделено совсем мало времени, эта линия, по сути, просто намечена. Но нужна ли тут любовная история? Сложно сказать. Автору виднее, если Игорь решил не писать больше про Нику — его авторская воля. Ну и, конечно, хороши мутанты. Казалось бы, в мире-2033 новыми страшилами никого не удивишь. А вот — однако ж. Теперь немного поворчу. Когда Макс попадает на «Тульскую», говорится, что он никогда раньше не видел таких просторных станций-односводов. Извините, Игорь, ошибочка вышла. «Библиотека имени Ленина» входит в Полис, и она тоже односвод, как и «Тульская». Конечно, пространство «БиЛ» кажется меньше из-за лесенки перехода на «Арбатскую»/«Александровский сад». Но тем не менее... Ещё меня немного удивило то, что герой отправляется на задание при свете Луны. Тут ясность нужна, как с жёнами султана. Так есть над постъядерными городами сплошная пелена туч или нет?! Я уже скоро голову себе сломаю разбираться! В одних романах говорится, что ни солнце, ни луна не пробивают сплошную пелену облачности, в других — что солнце видно. Игорь волен выбрать любой вариант. Но некоторый хоас эта деталь вносит. И ещё, раз уж я пожурил Киру Иларионову за «верный ПМ», то Игоря поругаю за «верный стечкин». Ваше авторское право писать хоть «верный АКС», хоть «верный Каратель». Моё читательское право ворчать, что выражение «верный ЁКЛМН» при всей его уместности уже давно стало банальностью. Что, впрочем, ничуть не портит впечатление от рассказа. Жму руку Игорю и буду рад в скором времени прочесть печатный «Измеритель«! | ||||
| ||||
«Слепой» |
| |||
Miromarh, 10 января 2020 г. в 14:09 | ||||
Рассказ больше похож на первую главу чего-то бОльшего — финал так вообще прямо кричит о том, что всё интересное ещё впереди. Но вообще я остался равнодушным к истории Савелия. Всему виной, мне кажется, неудобоваримый язык автора, напичканный длиннющими предложениями и непривычными оборотами. А также какая-то сухость, безэмоциональность, из-за чего герой не ощущается живым и не вызывает сопереживания. Задумка в целом интересная, но на одной идее далеко не уедешь. Назвать рассказ плохим не могу. Можно ли его читать? Вполне. А вот хочется ли — вопрос уже спорный. Возможно, если бы идея была реализована в рамках полноценного романа, то впечатления у меня были бы другие. Но мы имеем то, что имеем. | ||||
| ||||
«Метро 2033: Лешие не умирают» |
| |||
Dobkachleo, 29 сентября 2015 г. в 23:17 | ||||
«Старый, но не бесполезный» Рецензия на «Метро 2033: Лешие не умирают» Игоря Осипова У меня стойкое ощущение, что февраль 2014 года, когда мне подарили «Измеритель», был совсем недавно. Ан нет — уже продолжение вышло. Да, «Лешие не умирают» — прямое продолжение дебютного романа Игоря Осипова. И, как это всегда бывает, что-то неумолимо изменилось. Пойду немного вразрез со своими традициями, и скажу о связях внутри проекта вот прямо сейчас. «Измеритель», по сути, представлял собой стэндэлоун, роман, с другими связанный разве что реалиями сеттинга. Такое отчуждение породило, соответственно, свой, довольно симпатичный мирок. В прошлой рецензии, на «Измеритель», то бишь, я назвал Республику объединённых убежищ… постъядерной утопией. Я продолжаю так считать и сейчас. В Смоленске 2033 года, в противовес всем остальным городам и поселениям, даже привычному читателю «Вселенной» Московскому метрополитену, неожиданно хочется жить. Особенно теперь, когда проблемы города более-менее разрешились в финале прошлого романа. Так вот. Я ж пригрозил начать с отсылок, а сам успел дать краткую характеристику постапокалиптическому Смоленску в исполнении своего родного автора. «Лешие не умирают» — сиквел «Измерителя», чего уж там. В принципе, стэндэлоуном дилогия могла и остаться, однако мир неожиданно расширился. Упоминается Крым и вертолёт уновцев (тот самый, да; надеюсь, кто не в теме, не понял и спойлера не поняли)! А стоило автору всего лишь героев за пределы Смоленска вывести. Внимательные читатели заметили, что карта «Леших…» включает в себя далеко не только Смоленск, но и загадочную Духовщину. Буду честен, впервые увидев это название, я решил, что это какое-то народное али устаревшее название незнакомого мне района России. Потом только открыл для себя этот маленький городок на карте Смоленской области. Описываемая в нём община на звание постъядерной утопии уж никак не тянет, да и незачем ей. Новая сюжетная линия не раздражает, не отворачивает читателя от себя, а наоборот, притягивает магнитом. Думаю, здесь немалая заслуга пролога и прекрасно выписанных Игорем персонажей, особенно, вне всякого сомнения, Лешего. Хотя с возрастом у меня в голове конфликт вечно происходил, так как ни один взрослый свидетель мира до войны не кажется постаревшим на двадцать лет. То, что Лешему под шестьдесят, кажется странным. Он ого-го какой мужик, и дело даже не в военном прошлом. Впрочем, это мелочи. Кстати, о военном прошлом. Если «Измеритель», как и «Право на силу», наполнен полноценными флэшбэками о становлении нового быта, то «Лешие не умирают» содержат всего три крупных эпизода вне 2033 года. Пролог и два воспоминания Лешего. И если пролог вполне себе в традициях некоторых романов, дабы показать падение цивилизации, то два других фрагмента посвящены более ранним событиям, произошедшим… в Африке. Вот так роман о Смоленской области внезапно смог затронуть, хотя и не постъядерную, но Африку. Если вы думаете, что от «Измерителя» осталось всего две загадки, то вы ошибаетесь. Да, им дан ответ, но ведь не зря помимо Смоленска появилась Духовщина? Игорь грамотно выстроил сюжет, связав довольно интересным образом две свои локации. Это вам не роман-путешествие, не роман о спасении мира, а настоящая ода человеческой честности и… природе, её гневу. Если одни романы показывают всю подлость человеческой натуры, злодеев выводят на первый план (желательно побезумней), другие наделяют героев Очень Важной Миссией, Которую Вряд ли Удастся Выполнить, а третьи копаются в себе, то «Лешие не умирают» — приятное исключение, напоминающее читателям, что они люди, цивилизованные, а значит, должны быть честными, благоразумными и отзывчивыми. И, пожалуй, обязательно сильными. И если я правильно уловил посыл автора, то весьма рад, что такое произведение появилось в рядах «Вселенной Метро 2033». Определённо, оно стоит прочтения! | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
AlexxPrimoVictor, 08 января 2014 г. в 09:49 | ||||
Мощная, динамичная работа, без лишних сантиментов. Но, что любопытно, и без излишней «крутости». Да и не ощущает себя ГГ крутым. Таковым, кстати, и не является, несмотря на имеющееся за спиной сталкерскую подготовку. Перед нами история превращения мальчика в мужа, написанная мастерски, с душой, с определенной долей юмора. Вот разве что любовная линия намечена лишь пунктиром. Это не есть гуд. В целом рассказ однозначно хорош, жму автору руку! | ||||
| ||||
«Небеса обетованные» |
| |||
Dobkachleo, 15 декабря 2019 г. в 12:37 | ||||
«Закрытый космос» Мини-рецензия на «Небеса обетованные» Ольги Швецовой, Игоря Осипова Хотя рассказ этот я читал давным-давно, сейчас он оказался как нельзя вовремя. Так уж сложилось, что к постапу во всех его ипостасях я остыл уже давно, и лишь «Вселенная Метро 2033» поддерживает во мне интерес к этому жанру. Больше меня сейчас увлекает космос. А вопрос о судьбе космонавтов после ядерной войны обсуждался ещё на старом, ныне мёртвом портале. Космос впервые затрагивается в «Слепцах» Дмитрия Ермакова, но конкретики мы не ведали. Как там МКС, как там застрявшие в космосе? Ладно спутники, некоторые могут даже уцелеть за два десятка лет, как выясняется у Туллио Аволедо и Никиты Аверина. И вот Ольга Швецова с Игорем Осиповым берутся ответить на этот вопрос. Как ни странно, долгое время «Небеса обетованные» притворяются «Концом Дороги» с примесью религиозной тематики. Но не смейте обмануться, здесь всё не то, чем кажется! Обычный паренёк благополучно покрывает расстояние в добрый десяток километров, монахи как монахи, но не читают герою длинных проповедей (лишь раз брат Иоанн отчасти пошутил про то, что ложь — это грех), и скит на поверку оказывается тем, чем многие века назад задумывался (помимо служения Господу). Летопись написана пусть и чересчур художественно для дневника космонавта, зато аккуратно закладывает мысль обратить очи горе, и не столько в поисках Бога, сколько в стремлении вернуть утраченные во вселенной «Метро» и злостно утрачиваемые в реальном мире рубежи научной мысли. Такой рассказ мог бы побороться за высокое место на конкурсе космической фантастики с прицелом воскресить интерес к далёким мирам, попыткам их достижения и колонизации. Но и в родной «стихии» работает вполне себе неплохо, меня равнодушным уж точно не оставил. | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
eka007, 15 января 2014 г. в 20:21 | ||||
Добротный такой рассказ, со всеми необходимыми элементами Вселенной метро. Четкий сюжет, хороший язык, харизматичный герой. Но подобные герои встречались в серии не раз и не два. Хочется надеяться, что роман от Игоря Осипова будет более оригинальным. | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
Dobkachleo, 31 декабря 2013 г. в 17:35 | ||||
«Боевое крещение» Мини-рецензия на «Первое задание» Игоря Осипова «Первое задание» по сравнению с «Запасным путём» написано позже, но за прошедшие два года «разница в возрасте» стёрлась. Рассказ читал ещё на конкурсе, правда, в моей памяти он смешался по непонятной причине со «Смертельным оружием» Станислава Богомолова, не прошедшего отбор Вячеславом Бакулиным. Обычно люди отождествляют себя с главным героем. Я же — с автором. Особенно, если рассказ написан от первого лица. Поэтому тот факт, что протагониста зовут вообще-то Максим, я встретил с удивлением. «Как Максим, вас же Игорь зовут!» Забавно получилось. Да и вообще — забавных моментов в тексте не один и не два. Не сказать, что автор юморит направо и налево, но и серьёзным его повествование назвать могу лишь с небольшой натяжкой. Честно говоря, надеялся, что в последней редакции рассказ обзаведётся приветом «Страннику» Сурена Цормудяна, на который «Первое задание» походит и атмосферой, и местом действия. Разве что политику не затрагивает, но всё же. Надежда не оправдалась, но не беда, иногда отсылки действительно лишние. Чего по-настоящему не хватило, так это Ники. Но Игорь уже оправдался, что девушку выкинули специально, так что ладно уж. И так хорошо. Максимка стал настоящим сталкером, не умер, а чего ещё для жизни сталкеру надо? (Уверен, что Игорь на этом месте скажет «Бабу!», но это уже совсем другая история.) | ||||
| ||||
«Слепой» |
| |||
Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. в 19:53 | ||||
«Сорвиголова» Мини-рецензия на «Слепого» Игоря Осипова Уже второй рассказ в сборнике, где в основном действует один-единственный герой. В «По ту сторону янтаря» Андрей Гребенщиков сделал ставку на эмоциональные терзания, а в «Слепом» Игорь Осипов дополняет чувства людьми и животными на фоне. В общем-то, есть общее звено между этими работами, однако сколь они похожи, столь и различны. Мы часто используем в качестве синонима «эмоций» слово «чувства». Здесь же чувства используются ещё и в другом распространённом значении — «мировосприятие». Главный герой, Савелий, страдает от куриной слепоты. К счастью, не знаю, насколько это страшно, но меня бы наличие такой болезни испугало. Савка же ничего, живёт как-то, даже в коммерцию ударился. Тут я не совсем уверен, ту ли дорожку он избрал, в таких делах, по идее, глаз да глаз нужен, но да каждый вертится как может. Как и во многих произведениях, сюжет резко подхватывает Встреча. Игорь сводит караван со Слепым на борту и то, что навсегда изменит его жизнь. Получилось трогательно, если так можно выразиться. Вся история занимает какие-то считанные страницы и, хотя она не предполагает обязательного расширения, почему-то по завершении захотелось узнать больше. Как воспримут обновлённого парня? Вернётся ли в тот тоннель (вернее, состоится ли новая Встреча)? Хороший рассказ, определённо, что требует продолжения банкета. | ||||
| ||||
«Метро 2035: Бег по краю» |
| |||
Dobkachleo, 03 октября 2018 г. в 17:56 | ||||
«33 мгновения осени» Рецензия на «Метро 2035: Бег по краю» Игоря Осипова и Ольги Швецовой Я предчувствую, что реакция на этот роман будет неоднозначной с самого начала. Кого-то наверняка удивит две книги подряд, написанные Ольгой Швецовой в соавторстве с разными коллегами по писательскому цеху. Кто-то не обрадуется роману о Четвёртом Рейхе (или Москве-2033 вообще), а кто-то, возможно, будет вопить про то, что авторы всё слямзили с сериала «Семнадцать мгновений весны». Что ж, помимо впечатлений и мнения о романе, постараюсь развенчать мифы и сомнения. Начнём с того, что на самом деле «Бег по краю» задумал Игорь Осипов в далёком 2012 году. С тех пор утекло много воды, и вот теперь он вернулся к старой идее, как чуть раньше — сама Ольга в отношении «Ящика Пандоры». Оба автора поняли, что заданный объём им не осилить в одиночку, и привлекли на свою сторону соавторов. Ольга — Шамиля Алтамирова, а Игорь — собственно Ольгу. Вот такая закольцованная история приключилась. Поэтому роман, хоть и получился не слишком длинным, написан вполне на уровне. Тематика национал-социализма всегда была скользкой и опасной, и выдюжить её — уже своего рода подвиг. Авторы с самого начала заявляли, что «Бег по краю» написан в духе «Семнадцати мгновений весны», и это ощущается с первой же главы. Сама идея поместить интеллигентные просторные декорации сериала в замкнутые коридоры метро и реалии «Вселенной» обязала создателей романа адаптировать многое. Помните (если смотрели), как Штирлиц лишился связи с Центром из-за бомбёжки? А теперь представьте, что Эрвин Кин не совсем погиб, и одна из сюжетных линий, пусть и второстепенных и вообще пунктирных, отдаётся ему. Необычно? Безусловно! Вот что-то такое вас ждёт в новом романе премиум-серии. Местами «Бег по краю», как мне кажется, приобретал нотки, более присущие фильму «Смерть Сталина». И я сейчас отнюдь не о фельетонном характере данной совсем неисторической поделки, а о довольно живо подаваемой «химии» между функционерами правительственного аппарата. Четвёртый Рейх представлен не только и не столько туповатыми исполнителями, сколько их хитроватыми кормчими, которые редко готовы мараться в собственных законах, зато рады вершить судьбы других, делая ряд подлых дел не из идеологических побуждений, а банально ради показухи. Это делает руководителей сего причудливого театра абсурда, коим безусловно выступает государство неонацистов, что кичатся своей русской али славянской наружностью, но за каким-то макаром тяготеют к германским порядкам, беря оттуда больше декоративные элементы, нежели истинные преимущества. И главный герой, этнический немец, глядя на все эти безумные гадости, закономерно отвращается и чуть ли не пробивает лицо рукой от творящегося безобразия. Если создатели «Семнадцати мгновений весны» не совсем верно изобразили Третий Рейх (и это я молчу о том, как «немцы» писали записки в кадре на чистом русском языке!), то создатели «Бега по краю» такими условностями ограничены не были, ведь Четвёртый Рейх, хоть и описывался много раз, остаётся вымышленным государством. Не обошлось, конечно, без некоторых не совсем верных трактовок «Метро 2033», однако, впрочем, «Вселенная» тем и хороша, что в ней многое можно переиграть без нарушения канона как такового, поэтому закроем глаза на столицу Четвёртого Рейха на Чеховской или председателя Совета Полиса в лице президента Арбатской конфедерации, ведь всё могло измениться ко времени действия романа или, наоборот, после. На самом деле я веду к тому, что Четвёртый Рейх описан как настоящий преемник Третьего: видна титаническая работа Игоря Осипова и Ольги Швецовой по достоверной реконструкции оплота национал-социализма, поэтому основной историко-политический пласт выглядит удивительно убедительным. При этом авторы, за исключением парочки сцен, не скатываются ни в оголтелую критику «коричневого» режима, ни уж тем более в его превознесение. Наоборот, они показывают, что врага надо знать в лицо, понимать его методы, чем он дышит, чтобы не только в случае беды остановить его распространение, но и суметь самим не скатиться в ту же «арийскую» бездну. Главные и второстепенные персонажи раскрываются в достаточной мере, чтобы понимать их место в иерархии. Особенно обрадовало появление ранее встречавшихся героев, от самого Мельника до недавно введённых влиятельных представителей Полиса из «Ящика Пандоры». При этом они поставлены в рамки вольно интерпретированного сюжета «Семнадцати мгновений весны» и сеттинга «Вселенной Метро», отчего читатель, знакомый с классическим советским сериалом, наверняка ринется проводить параллели. Но предсказать сюжет романа всё-таки до конца не выйдет — авторы заготовили сюрприз вполне в духе брутальной премиум-серии. Хотя лично я, помимо очевидных отсылок, ещё наблюдаю схожесть части сюжета с центральной задумкой «Ящика Пандоры», но и здесь совпадения наверняка случайны, ибо различий также предостаточно. Впрочем, не раз и не два меня посещала мысль, что «Бег по краю» не совсем самостоятельный роман, а, скорее, сиквел «Ящика Пандоры» с самостоятельным сюжетом. Так или иначе, ничто не мешает читать эти две книги в любом порядке. Удовольствие и пища для ума в любом случае вам обеспечены! | ||||
| ||||
«Первое задание» |
| |||
Salladin, 15 апреля 2014 г. в 21:14 | ||||
Добротный рассказ «действия». Мне понравился. По 5бальной: За идею — 4. Однако несколько наивны поступки людей в указанных обстоятельствах. Маловато подоплки что ли... Атмосфера есть, как «внутри» метро, так и «снаружи». 4+ Концовка предсказуемо порадовала. 4. Немного смутил «киш-миш» «жизни» снаружи))). В целом автор из лучших IMHO в сборнике. Итог — 8. | ||||
|