fantlab ru

Все отзывы на произведения Кейта Лаумера (Keith Laumer)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Грейлорн»

SeverianX, 3 августа 16:57

«Грейлорн» – первая проба пера писателя-фантаста Золотого Века научной фантастики Кейта Лаумера. Также это мое первое знакомство с ним.

Действие рассказа происходит в далеком будущем. Земля на грани гибели – почти вся суша заражена Красным Приливом, уничтожающим всю органику. Все известные способы испробованы, и надежды практически нет. Совет учёных и военных решает отправить самый современный корабль «Галахад» к дальней колонии, связь с которой давно потеряна. Существует призрачная надежда на то, что колонисты в своем научном прогрессе обогнали землян и помогут разобраться с Красным Приливом. Капитаном корабля выбирают Фредерика Грейлорна, который и предложил эту идею. Лететь до колонии долгие пять лет. Путь этот выдался очень непростым: космическая авария, мятеж команды, первый контакт с враждебной инопланетной расой. Как же смелому капитану удастся выпутаться из столь непростой ситуации?

Рассказ получился очень бодрым и динамичным. Экшен прописан весьма неплохо. Присутствует в романе и тонкий юмор. Главный герой – яркий и харизматичный, бесконечно преданный своему делу. Он прекрасно понимает, что экспедиция – единственный шанс Земли на спасение. При столкновении с инопланетянами-моллюскоидами Грейлорн проявляет образцовое хладнокровие и недюжинную дедукцию.

Однако не обошлось и без минусов. Главная моя претензия состоит в логике подбора команды к столь важной экспедиции. Экипаж «Галахада» должен был прекрасно осознавать всю судьбоносность своей миссии, ведь судьба Земли зависит от них. Несмотря на это, при малейших неудобствах они поднимают открытый вооруженный мятеж, чтобы вернуться домой. И это в тот момент, когда цель так близка. Выглядит не очень реалистично. Да и неумение создавать искусственные витамины в конце третьего тысячелетия нашей эры выглядит весьма надуманно.

Итог: Перед нами неплохой образец старой доброй фантастики ХХ века, с присущими ей плюсами и минусами. Великолепные идеи тут соседствуют с логическими ляпами. Тем не менее от рассказа я получил немало удовольствия.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Властелин мира»

sashte, 29 июля 18:52

За шестьдесят лет противостояния ООН и Блока боевые действия переместились с Земли в космическое пространство. Воспользовавшись ситуацией, адмирал Банастр Тарлтон замыслил военный переворот с целью стать единоличным правителем планеты. В результате адмиральской провокации во время боя погибает корабль его сокурсника по академии капитана Маклэмора. Сам капитан чудом остаётся в живых, и Тарлтон предлагает ему присоединиться к заговору. Однако Маклэмор не соглашается, чем и подписывает себе смертный приговор – пусть и не от адмирала, но от его сподвижников. Однако Маклэмор сбегает с флагманского корабля и отправляется на Землю в попытке остановить будущего диктатора.

Несмотря на космические корабли, лазерные ружья и время действия в недалёком будущем, в повести очень мало фантастики. На самом деле это – лихой боевик с элементами нуара, где всё крутится вокруг взаимоотношений между различными действующими лицами. Автор снова выступает от первого лица, повествуя в привычной саркастической манере. В произведениях, написанных подобным образом, Лаумер часто украшал повествование разнообразными изобретательными сравнениями, и в данном случае их количество просто зашкаливает.

Интересна повесть ещё и тем, что главным героем в ней вновь выступает капитан Маклэмор – как и в рассказе 1961 года «Король города». И никакое это не совпадение, оба произведения написаны от первого лица, в обоих фигурирует общий персонаж Макс Арена. По логике, по соседству с циклами «Ретиф» и «Лафайет О`Лири» должен находиться и небольшой цикл «Капитан Маклэмор». Однако для изобилующей неточностями и недоработками библиографии писателя отсутствие такого цикла выглядит сущим пустяком.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Памятная записка»

Darth_Veter, 25 июля 00:56

Посол Маньян поручает старшему советнику Ретифу взять шефство над молодежным движением на планете Пилястра, чтобы превратить ее жителей в верных сторонников Земных Штатов. Только вот у жителей планеты «перевернутая» психология: до 75 лет они ведут себя крайне безрассудно и доверить им серьезное дело — значит, окончательно «запороть» его... В очередной раз Ретиф спасает земную дипломатию от полного провала, вызванного неправильным пониманием инопланетной психологии. Жители Пилястры живут долго, но не совсем счастливо, ибо вынуждены постоянно ожидать какой-нибудь пакости от своего «молодого» поколения. Чего хорошего можно, к примеру, ожидать от такого молодежного объединения, как Сексуально-Спортивное Общество Реабилитации Атлетов (сокращенно ССОРА)? Да уже по его аббревиатуре ясно, чем они там собираются заниматься! Тем более, что важным авторитетом у юных пилястриан является военный атташе из посольства гроачи — межзвездного соперника землян. Конфликт неизбежен, а его проявления изрядно обещают посмешить читателя. Взять хотя бы престарелого сторожа местного космодрома, говорящего в стиле шекспировского Гамлета! Данная история, конечно, менее абсурдна, чем написанный в том же ключе «Протокол», так что ей нельзя даже отказать в определенной логике: доверяя какое-нибудь ответственное дело молодым, не забывай проверять, КАК ИМЕННО они его выполняют. А не то рискуешь сильно удивиться, когда придет время собирать разбросанные ранее камни.

-----------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, как Ретиф предотвратил межзвездный конфликт, отказавшись спонсировать одну молодежную группировку на далекой планете Пилястра. Несмотря на название, живут там явно не архитекторы, а самые натуральные террористы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Протокол»

Darth_Veter, 25 июля 00:22

Земля пытается установить дипломатические отношения с сиренианцами, которые известны своими комплексами по поводу разных протоколов поведения. Так что стоило ли удивляться, что земной делегации сразу по прилету выделили помещение, более напоминавшее не зал ожидания, а давно нечищенный склад? Впрочем, это было только началом! А дальше дела и вовсе пошли всё страньше и страньше... Очередной камешек в дипломатический огород американский писатель забросил довольно изобретательно: речь в новелле идет о доведенных до полного абсурда правилах «хорошего тона», принятых на одной из далеких планет. Земной посол, естественно, сразу же оказался «вне игры», ибо не смог уловить главную суть инопланетной психологии, считая ее подобной человеческой. И тем самым чуть было не превратил землян в расу изгоев (с точки зрения инопланетян, естественно). Хорошо, что в группе дипломатов оказался вице-консул Ретиф, неоднократно спасавший Земные Штаты от полного провала в межзвездной политике! Ситуация, конечно, абсурдная и анекдотическая, но всё же забавно читать, как главный герой пытается ее разрулить. Поскольку автор не дает сопутствующих пояснений, поступки Ретифа кажутся не просто глупыми, но даже вызывающими, способными поставить землян в неприглядное положение. Но именно такого поведения от людей и ожидают жители Йиллы! Теперь уже абсурдным кажется слишком уж культурное поведение посла Позера. Мораль автора ясна: понятие «культура поведения» может по-разному пониматься разными народами даже в пределах нашей собственной планеты — чего тогда уж говорить о совершенно непредсказуемой Галактике! Читайте и удивляйтесь...

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о необычных церемониях обитателей Сиренианской системы, представляющих собой полный антипод земной дипломатии. Короче — панки уже рулят по всей Галактике!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Выбор»

vorpol, 24 июля 16:10

Еще один автор (в дополнение к Г.Гаррисону) кого покусала американская армия, но она об этом забыла, а автор — нет. Поэтому и плодил такие вот рассказики про тупых солдафонов, ходящих строго под углом в 90 градусов.

Завязка рассказа — подводка под извечный русский вопрос «Есть два стула...», но только в космических декорациях.

Развязка — сценка из КВН «А что, так можно было?»

Итоговая ценность околонулевая, ибо уж очень лубочно все написано.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Гигантский убийца»

Darth_Veter, 22 июля 22:34

Очередное безумное приключение секретаря Ретифа связано с планетой Рокаморра, куда отправили миссию дипломатов для установления тесных взаимоотношений с Землей. Только вот местное население отличается «неослабевающей враждебностью к дипломатам». Поэтому земным посланникам придется пройти буквально семь кругов Ада, чтобы заслужить у аборигенов хоть капельку уважения... Наверное, сам автор тоже не в большом восторге от дипломатических работников, раз позволил себе так посмеяться над своими «героями». Как оказалось, те совсем неправильно истолковали предстоящие им испытания, ошибочно приняв их за церемонию вручения верительных грамот. Особенно упорным в своем заблуждении оказался сам Посланник Пинчботтл, которому рокаморранцы доверили одно важное поручение. Которого он никак не желал выполнять. За что и был приговорен к смерти. А само задание, как и всегда, пришлось выполнять Ретифу. По сути, вся эта история — чистейшая сатира на корявую политику Земной Конфедерации (или что там у них по плану?). А чтобы читатель случайно не заснул от скуки, слушая тупые высказывания дипломатов, в сюжет введен забавный «переводчик ротовых звуков землян» по имени Хаккоп. Можно просто позавидовать его умению так извращать человеческую речь, что волей-неволей хочется читать этот рассказ до самого конца. Если б автор не сплоховал в самой концовке, можно было бы его похвалить за доставленное удовольствие. А так придется поблагодарить только за тонкий и изысканный юмор.

------------

РЕЗЮМЕ: история про то, как Ретиф спас земных дипломатов, сразившись с гигантским чудовищем, терроризировавшим жителей планеты Рокаморра. А вы думали, что дипломатам зря платят деньги за риск?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Ночь троллей»

sashte, 22 июля 19:30

В рамках подготовки к первой межзвёздной экспедиции главного героя повести погружают в тренировочный анабиозный сон. Пробудившись, он обнаруживает, что Космический центр обезлюдел, а его заросшая территория хранит следы боевых действий. Выдвинувшись в близлежащий город, он находит на его месте заброшенные руины, среди которых рыщут бородатые люди в камуфляже, подчиняющиеся диктатору по кличке Барон. Загадка произошедшего раскрывается постепенно, шаг за шагом, подобно детективной интриге. В общем и целом, фирменный остросюжетный боевик от Кита Лаумера. Вы спросите: а где же тут «Боло»? Будет и «Боло», даже не один, но в данном случае это не типичное произведение цикла о боевых роботах. Вообще, хотелось бы внести ясность по поводу одноимённого цикла и о том, как в нём очутилась постапокалиптическая история о попаданце.

У многих авторов НФ имеется своя вселенная, в которой происходит действие их книг. В таких случаях библиографы выделяют эти произведения в условные циклы. Вспомним «Историю будущего» Хайнлайна, «Галактическую историю» Азимова, «Техническую историю» Андерсона, «Космический цикл» Нортон и т.д. Причём зачастую для включения произведения в цикл достаточно каких-то мелких деталей. Стоит, к примеру, той же Нортон где-нибудь в романе упомянуть дуокорнов с Астры или расу закатан – и произведение автоматически классифицируется как относящееся к соответствующему циклу. У Лаумера тоже есть своя вселенная. В каждом пятом его произведении фигурируют полиарки, йолканское стекло, различное вооружение и оборудование серии «Марк». Но, видимо, автор считается не того полёта птицей, чтобы заморачиваться классификацией его произведений.

Тяжёлая техника (не только военная) «Боло» – часть этой авторской вселенной, а сам цикл более чем условен. То, что здесь на сайте названо циклом «Боло», это состав сборника «The Complete Bolo», изданного в 1990 году. Часть вошедших туда произведений действительно посвящена боевым машинам, но остальные – как раз истории из вселенной Лаумера, где «Боло» – лишь элемент декораций. За примером далеко ходить не надо: «Замороженная планета» – вообще рассказ из вполне себе самостоятельного цикла о Ретифе. Разумеется, сборник не резиновый, в нём не нашлось место романам «Чума демонов», «Земная кровь», «Гонка планет», «Ночь иллюзий», другим повестям и рассказам, а ведь в них «Боло» также посвящено немало страниц. Но раз они в вышеупомянутый сборник не вошли, то и составители библиографии о них не в курсе.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Бронзовый бог»

Darth_Veter, 18 июля 23:46

Вице-консул ООН Ретиф входит в состав дипломатической миссии, призванной установить крепкие отношения с жителями планеты тугов. Но по прибытии на место выясняется неожиданная вещь: на данной планете проживает аж две разумные расы и туги не являются ее коренным населением... В этом рассказе фантастика причудливо сочетается с абсурдом и язвительным юмором на политическое устройство чужих миров. С одной стороны, планетой правит раса тугов, выбравших для себя самое извращенное подобие католической инквизиции. С другой — в подполье (в прямом смысле этого слова) живет более миролюбивая раса спизмов, которых туги объявили слугами Дьявола. Если б тон произведения был бы серьезным (или хотя бы в стиле Шекли), могла бы получиться неплохая история о расовой нетерпимости при межзвездном Контакте. Но в своей иронии автор перешагивает через здравый смысл, доводя до абсурда беспросветную глупость одной из рас. Чего стоят, к примеру, имена ее правителей — Его Надменность Папа Ай-Душка-Шизик и Его Ненасытность Архиепископ Уй-Шутки-Жутки! Должен сказать, своим именам они полностью соответствуют, ведя себя как полные идиоты. Вначале это веселит, но через пару-тройку страниц уже начинает раздражать. Тем более, что и земной посол Петлякат выглядит не лучше: видать, совсем не случайно в уникальном произношении хугов его имя звучит как Гадобляд. Короче, театр уродцев в кривом зеркале абсурда! Хотя в концовке две расы и находят вроде бы общий язык, я бы лично предпочел сохранить с такими нелепыми партнерами исключительно враждебные отношения.

------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как Ретиф смог примирить между собой две различные по морали расы на одной удаленной планете. Теперь перед ООН во всю величину встал типичный вопрос: а зачем мы их вообще открыли?!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Запечатанные инструкции»

Darth_Veter, 17 июля 23:54

Вице-консула Ретифа посылают на недавно освоенную людьми планету Мазанку, где разгорелся конфликт с местными аборигенами-«хлопотунами». Прибыв на место, герой рассказа понимает, что переданные ему инструкции практически бесполезны и с ходу реализует своеобразный экспромт, позволяющий перевести военный конфликт в фазу спортивного соперничества... Естественно, не стоит относиться к новелле как к универсальному алгоритму разрешения всех военных конфликтов — это своеобразный анекдот на межзвездные войны. Поселенцы Мазанки убивают одного «хлопотуна», считая его неразумной дичью, а в ответ получают полномасштабный конфликт с мизерными шансами на победу. Причем, сами «хлопотуны» относятся к этой войнушке не совсем серьезно: для них она представляет собой своеобразную компьютерную игру, риск в которой почти что минимален (может потому, что у инопланетян сильно развита способность к регенерации). Уловив это ключевое отличие, Ретиф пытается «сохранить хорошую мину при плохой игре», направляя соперничество в более безопасное русло. Это не рекомендация, но «тонкий намек на толстые обстоятельства»: а не стоит ли и нам заменить все свои войны на спортивные баталии? Думаю, болельщиков в мире куда больше, чем воинов.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как нужно заканчивать все военные конфликты. Ирония иронией, но определенная логика в этой истории всё же имеется.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Rogue Bolo»

sashte, 15 июля 15:05

Эволюция «Боло» достигла своего венца. Модель «CSR Марк XXX» — не просто боевая машина с искусственным интеллектом. В её функции входит как тактическое и стратегическое планирование, так и разработка долгосрочных политико-экономических и военных прогнозов. Более того, новая модель обрела возможность саморазвития без участия человека. «Боло» приступает к выполнению своей непосредственной задачи — защите отдельных людей и человечества в целом. Но далеко не все готовы это понять и принять.

Спустя десять лет после предыдущего произведения цикла — рассказа «Полевые испытания» — автор вернулся к своему механическому детищу. «Боло» здесь в первую очередь не столько военная машина, как в предыдущих рассказах цикла, сколько социальная проблема, по поводу которой в течение всей повести активно ломаются копья: из финансовых, политических, карьерных соображений, но больше всё-таки по недомыслию — как оно чаще всегда и бывает. Да и сам «Боло» подливает масла в огонь, не спеша разъяснять свои действия тупому человечеству, совершая порой непостижимые для людей поступки.

Повесть написана в том же псевдодокументальном стиле, что и предшественник, её текст составлен из двухсот фрагментов, представляющих собой монологи самого «Боло», выдержки из выступлений, заявлений, сообщений, репортажей, интервью, статей, комментариев, стенограмм, отчётов, рассылок, протоколов, журналов, служебных записок, проповедей, а также эманаций от тёмной кристаллической структуры из далёкого космоса. В отличие от «Полевых испытаний» все фрагменты подписаны, но здесь возникает другая проблема, даже две. Автор настолько увлекается протокольным стилем, что читать всё это откровенно тяжело, а 85-страничный объём произведения только усугубляет дело.

И вновь отдельное спасибо Stirliz77 за перевод и возможность ознакомления с текстом.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Дворцовый переворот»

Sergio Blanc, 14 июля 10:07

С этого произведения я наконец-то (давно хотел, но всё откладывал) начал чтение известного лаумеровского цикла «Ретиф».

Основные черты авторской концепции понятны: межпланетный/галактический дипломат Ретиф, представитель матушки Земли, периодически будет попадать в различные щекотливые ситуации/коллизии и блестяще выпутываться из разных сложностей, нарушая всевозможные инструкции и проявляя оригинальность ума совместно с чудесами физической подготовки.

Вот и в первом, прочитанном мною, рассказе цикла под названием «Дворцовый переворот» — ровно всё так, как я и написал выше.

Ретиф, посрамляя коллег и врагов, предотвращает то ли революцию, то ли заговор на планете Петрик.

Особенно понравилась идея о том (обратите внимание — текст написан в 1961!), что из деталей бытовой техники можно собирать смертоносное оружие. Ничего не напоминает? Нет? А мне это напоминает вопли хохлов и ИНОСМИ о том, что мы используем чипы из трофейных «стиралок» и прочая, как компоненты для создания ракетного вооружения. На дворе 20-е годы 21 века. Ай да Лаумер, ай да Sоn of a Bitch!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Field Test»

sashte, 12 июля 15:37

После трёх десятилетий экспансионистской риторики Народная Республика переходит от слов к делу и вторгается на территорию Конкордиата. Устаревшее вооружение последнего сильно уступает противнику, лишая шансов на победу, а экспериментальная модель «Боло Марк ХХ» ещё не прошла испытания. Гражданский Совет и военное руководство не дают разрешения на использование неопробованной боевой машины. Однако разработчики и военные более низких рангов вопреки приказу выпускают Боло на поле боя.

Довольно тяжёлый для восприятия текст, составленный исключительно из монологов, диалогов, служебных записок и информационных бюллетеней. Причём писатель не утруждает себя указанием авторства приводимых цитат, поэтому кто что говорит и к кому обращается можно вынести только из контекста, порой лишь предположительно. При внимательном и вдумчивом неоднократном прочтении текста, возможно, всё и встанет на свои места, только стоит ли оно того? Несмотря на усложнённую подачу, в целом сюжет считывается, в нём много типичных для Лаумера мотивов: равнодушие, трусость и эгоизм карьеристов, самоотверженность, смелость и верность долгу их подчинённых — и даже отдельно взятой разумной боевой машины.

Спасибо Stirliz77 за перевод и возможность ознакомиться с рассказом.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Похититель тел»

Darth_Veter, 10 июля 20:13

После того, как в руки к Лафайету О'Лири попадает уникальный прибор непонятного назначения, взятый из тайника Горубла на Артезии, неприятности вновь не заставляют себя ждать. Случайно нажав кнопку на панели прибора, Лафайет неожиданно для себя оказывается ... в чужом теле. В той же вселенной, но в теле какого-то матерого бандита по кличке Зорро. И это только начало: далее начинается целый каскад перемещений, в результате которых герой даже окажется в мире, где люди летают, словно птицы, и умеют проходить сквозь стены. А в конце этих невероятных приключений Лафайету удастся раскрыть очень изощренный заговор, имеющий целью изолировать Артезию от остального сообщества смежных миров...

Честно говоря, я не ждал от третьей части ничего экстраординарного: как правило, все продолжения оказывались на порядок хуже оригинального произведения. Но в данном случае правило не сработало — и это очень здорово! Ибо, по моему мнению, «Похититель тел» (точнее, «Меняющий тела») — самое лучшее произведение цикла о похождениях туповатого псевдо-ирландца по параллельным мирам, подчиненным Центральной службе управления. Как и первые два, оно написано в ироничной манере, но в этот раз такой стиль совсем не портит впечатлений от прочитанного. Хотя бы потому, что за всё время герой романа делает только одну-единственную глупость, нажав кнопку на неизвестном приборе. Которая и становится причиной всех последующих приключений. Во время своих похождений герой ведет себя естественно и прилично — даже когда попадает в тело человека-птицы из смежного мира Таллатлон. Хотя и признает, что находится «на каком-то ненормальном пути». Приключенческая составляющая играет главную роль в сюжете, так что роман читается запоем: сев за него однажды, я уже не мог оторваться и в итоге дочитал до самого конца без перерывов на сон и обед. Автор ничего не испортил, нигде не сфальшивил и сумел сохранить главную интригу до самых последних строк. Конечно, сама идея сюжета — путешествие не по параллельным мирам, а по чужим телам — гораздо более интересна и перспективна, чем идеи двух предыдущих частей. Читатель, как и герой романа, не может определить, с кем именно в данный момент разговаривает Лафайет — с номинальным владельцем тела или вселившимся в него мошенником, преследующим вполне конкретные цели. Такая вольность позволяет автору создавать немыслимые комбинации, которые так закручивают сюжет, что невольно начинаешь подозревать каждого встреченного тобой персонажа в какой-то мудреной двойной игре. Разобраться хотя бы, кто в чьем теле находится!

Поскольку все отсылки в романе даны только на первую часть, я делаю вывод, что сам автор полностью осознал свою неудачу со вторым продолжением и решил таким образом исключить его из цикла. Получается, что третья часть — на самом деле вторая, только написанная в альтернативном ключе: герой путешествует не по смежным мирам, а по «смежным» телам. Так гораздо интересней и смешней. Цели заговорщиков те же самые: получить полный контроль над данным измерением. Но вот используемые для этого методы уже не кажутся глупыми и надуманными — именно так и развивались бы события, если б у них в руках по-настоящему оказался Главный Референт модель Марк III. Как известно, удачная задумка — это уже половина успеха. А вторая половина — это удачный слог и правдоподобные герои. К счастью, здесь у автора тоже всё получилось. Так что мы имеем удачное продолжение ПЕРВОЙ части, которую тоже нужно прочитать, чтобы понять те намеки на уже свершившиеся события, которые постоянно делает герой романа. А вторую часть (т.е. роман «Перетасовщик миров») читать не обязательно, ибо она описывает то, чего на самом деле не было. По крайней мере, если я правильно понял сделанные автором намеки.

-----------

РЕЗЮМЕ: история о том, как Лафайет О'Лири раскрыл изощренный план бывших сотрудников Центральной по захвату власти в Артезии. Лишнее доказательство тому факту, что вторично войти в одну и ту же реку возможно — только с кардинально-иным результатом. Стоило герою романа сказать (подобно известному персонажу Шварценеггера): I'll be back — и продолжение оказалось значительно лучше своей первой части.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Последний приказ»

sashte, 10 июля 15:21

При проведении подземных взрывных работ во время строительства космодрома оживает погребённый в радиоактивном захоронении «Боло». Боевая машина выбирается наружу, восприняв окружающее как продолжающиеся боевые действия, а ближайший город — как вражескую крепость. И хотя «Боло» лишён оружия, а заряд его аккумуляторов меньше процента, его физической мощи и радиации достаточно, чтобы натворить серьёзных бед. Гражданские и военные службы сбились с ног, безуспешно пытаясь остановить надвигающееся на город бедствие. Доживающий свои дни в доме престарелых 90-летний ветеран, увидев сюжет по три-дэ, предлагает собственное решение проблемы.

Симпатичный, ладно скроенный рассказ с сильным эмоциональным зарядом, с упором на общечеловеческие ценности — самопожертвование, взаимовыручку, верность долгу, взывающий к лучшим свойствам души. Это нередкий элемент в малой прозе писателя, где, в отличие от романов с их протагонистами-авантюристами, главная роль отдаётся простым людям, рядовым работягам и воякам, наделённым вышеупомянутыми выдающимися моральными качествами. Ибо персонажей романов и сериалов нельзя пускать в расход, подвиги они совершают с суперменской непосредственностью без особого ущерба для себя. А вот форма небольшого произведения, будучи не столь коммерциализированной, позволяет автору не отрываться от реальности и создавать сюжеты такими, какими они обычно и бывают в настоящей жизни.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Мирный посредник»

sashte, 8 июля 15:00

Представители расы всеядных базуран, впервые появившиеся в цикле в повести «Мусорное вторжение», оккупировали одну из земных колоний и начали её планомерно пожирать. Всё, на что способны посольские бюрократы — это организовать формальное дипломатическое расследование, для чего на планету направлен третий секретарь дипкорпуса Ретиф.

Совершенно обескураживающее произведение как по форме, так и по содержанию. Первая половина этой 65-страничной повести посвящена совещанию у замминистра, по сути являя собой стенограмму всех произнесённых там речей и реплик. Да и остальная часть произведения выстроена в основном в диалоговой форме. Сам формат бесконечных разговоров и общая стилистика совершенно не свойственна данному циклу. Кто-то скажет, что это новый этап развития, следующая ступень в истории серии, но как по мне — это шаг в сторону или назад. Огромное количество лишних слов, вялое действие и композиционная несбалансированность весьма напоминают очень характерное для позднего Лаумера произведение — роман «Эдем Джадсона». Так что, вполне вероятно, что, несмотря на уверения биографов, автор уже в 1975 году вернулся к сочинительству, но с крайне плачевными результатами. К счастью, юмор в тексте всё же присутствует, что и спасает последний от унылой тройки, в нашем случае оценки «6».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Посредники»

sashte, 5 июля 14:59

Планета Мокрин представляет собой океан с торчащей из него скалой в три четверти акра, на которой земная делегация тщетно ожидает встречи с местным населением. Ретиф не только обнаруживает туземную жизнь, но и знакомится с Императором планеты, оказывает ему неоценимую помощь и заключает выгодное для Земли соглашение.

Всё вроде бы как и всегда, в духе остальных произведений цикла, но в то же время что-то не то. Скучно и недоработано, особенно в сравнении с предыдущими рассказами. Сюжет особого энтузиазма не вызывает, а во второй половине произведения и вовсе растворяется в бесконечных разговорах.

Последние три произведения цикла из числа изданных в 60-70-е годы датированы 1975 годом — но это дата публикации сборника, в котором они впервые увидели свет. Считается, что Лаумер в эти годы ничего не писал, а датировка произведений, включённых в сборник, настолько бессистемна, что есть основания предполагать, что перед нами — ранее отбракованные эпизоды, наконец изданные лишь для того, чтобы хоть что-то издать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Мусорное вторжение»

sashte, 3 июля 11:41

Планета-заповедник становится объектом вожделения сразу трёх цивилизаций. Земляне хотят сделать из неё туристический центр, гроаки — превратить в мусорный полигон, а базуране — просто сожрать. Дипломатический Корпус Земли, как обычно, смиряется с неизбежным, а вице-консул Ретиф, как обычно, блестяще разруливает ситуацию.

Не секрет, что цикл о Ретифе построен на ряде шаблонных сюжетных ходов и ситуаций, которые автор выборочно использует в каждом отдельно взятом произведении. Вот и здесь: три разные цивилизации никак не могут найти выход из конфликта, в то время как простое логичное решение лежит на поверхности. При прочтении цикла целиком (ну или, по крайней мере, в максимально доступном объёме) такая повторяемость начинает утомлять. В большинстве случаев иронично-сатирическая подача спасает дело. В данной же повести с юмором туговато, и читать становится откровенно скучно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Космический шулер»

Darth_Veter, 2 июля 20:02

Прогуливаясь по парку собственного дворца в Артезии, Лафайет О'Лири неожиданно теряет ориентацию и ... переносится в незнакомый параллельный мир Меланжа. Пытаясь выяснить, как и почему он тут оказался, герой традиционно влипает в огромное количество неприятностей, каждая из которых грозит ему либо смертью, либо пожизненным заключением в одиночной тюрьме. А виноват во всем давний знакомый Лафайета, которого тот в свое время отправил в длительное путешествие между мирами...

Как правило, продолжения какой-либо приключенческой истории плохо удаются их авторам, если только они не продуманы заранее до конца (как, например, трилогия Толкина «Властелин Колец»). Вот и у Лаумера второй том приключений Лафайета О'Лири получился не таким увлекательным и новаторским, как первый. Более того: создается впечатление, что параллельно с переносом в новый мир герой романа потерял часть своего рассудка, превратившись в самого примитивного деревенского дурачка. Потому как его поведение в Меланже не соответствует поведению разумного человека, искушенного в науке и разнообразных технологиях. Прекрасно понимая, что чья-то злобная воля закинула его в совершенно чужой мир, он тем не менее продолжает упорно считать, что находится в Артезии и называет всех встреченных им двойников прежними именами, хотя те ранее однозначно дали ему понять, что они не те, за кого он их принимает! Воистину нужно быть фантастическим глупцом, чтобы не понять этого с десятой попытки... Кроме того, он сам провоцирует окружающих на агрессивные действия против себя любимого — это хорошо заметно, хотя бы, в начальной сцене, происходящей в таверне Свайнхильды. Все слова, которые Лафайет обращает к ее хозяйке, настолько двусмысленны и провокационны, что это вынуждает замужнюю девушку покинуть своего мужа и бежать с наглым постояльцем буквально на конец света. А по дороге его косноязычие становится причиной еще одного конфликта, который чуть было не поставил во всех приключениях героя жирную точку. Если он и окончился хорошо, то вовсе не благодаря его находчивости, а благодаря вмешательству автора, который изобретает оригинальный «рояль» с участием ... салями. В общем, нужно сказать, что в большинстве описанных в романе ситуаций здравый смысл отдыхает, а ему на замену выходит откровенный абсурд и (якобы) юмор. Возьмите, к примеру, сцену, где Лафайет попадает в руки к королевскому палачу, который обещает «взбодрить» героя разнообразными пытками. Хоть автор и пытается выстроить диалог с палачом как своего рода шутливую игру, никакого смеха она у читателя не вызывает (если только последний по своей натуре не является садомазохистом).

И это уж не говоря про откровенно дурацкое поведение героя в экстремальных ситуациях. Вначале он чуть было не становится жертвой ревнивого мужа, потом чудом избегает смерти во время столкновения с пиратами, а следом за этим глупо попадается в руки стражникам, приняв за свою жену ее местного двойника. Дальше будет круче и ... безумней. В частности — падение в шахту лифта специализированного завода «Аякс» и безумный полет на изготовленном там ковре-самолете. Думаю, про остальные «приключения» героя уже не стоит и говорить: толковый читатель и сам должен понять, какой карнавал безумия предлагает ему автор. Но даже в шутке должна же быть хотя бы крупинка здравого смысла — иначе шутка превратится в свою противоположность. Эта крупинка появляется уже почти в самой концовке, когда нужно раскрыть все тайны и объяснить истинную причину переноса героя в совершенно чуждый ему мир. А до 10-й главы автор заставляет своего героя изгаляться и дурачиться изо всех своих сил, словно он не наследник престола Артезии, а балаганный шут из бродячего шапито. Самое печальное, что он это прекрасно понимает и клянет себя последними словами за допущенные промахи — но никаких полезных выводов из своего опыта не делает! Такое впечатление, что за пару лет, прошедших от финала первого романа, он выменял свой рассудок на сигареты с гамбургером.

В общем, иронично-юмористический тон произведению явно не идет. Как и название: в оригинале оно звучит как «перетасовщик миров» (скорее всего, речь идет о главзлодее романа — принце Крупкине). Читать роман, конечно, можно. Только вот НУЖНО ли? Боюсь, что третья часть уже не сможет меня хоть чем-то удивить. Впрочем, утро вечера мудренее...

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как Лафайет О'Лири был похищен с Артезии, чтобы помочь одному знакомому мошеннику захватить власть во всех параллельных мирах. Задумка, конечно, интересная, а вот ее реализация — на уровне примитивного неприличного анекдота.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Война Ретифа»

sashte, 1 июля 15:07

Покрытая джунглями планета Куоп населена огромным количеством разнообразнейших племён органико-металлического происхождения. Одно из племён — войоны — с помощью неизвестно откуда взявшегося современного оружия ведёт агрессивную политику в отношении остального населения. Заподозривший неладное второй секретарь посольства Земли Джейм Ретиф вступает в конфликт с оккупантами. А тут ещё в где-то в дикой местности терпит крушение космическая яхта с группой юных красоток. Расследуя оба дела, главный герой отправляется в джунгли.

Нет ничего удивительного в том, что после пяти лет удачных публикаций весёлых рассказов о Ретифе Лаумер наконец посвятил самому главному своему герою полнометражный роман. Ксенофантастика, коей и раньше было много в рассказах, в данном романе достигает апогея. Только не стоит забывать, что автор подходит к ней с иронией и по сути делает одним из юмористических столпов повествования. Туземцы в книге не просто содержат в своём составе металл и производят электричество — они представляют собой органический аналог всех транспортных средств, изобретённых человечеством, снабжённых в зависимости от «национальности» крыльями, винтами, гусеницами, колёсами и т.п.

Да и главные антагонисты землян гроаки, фигурирующие во многих произведениях цикла, явно представляют собой гиперболизированный образ — чего стоят только пять глаз на стебельках. На мой взгляд, это явная пародия на мерсейцев Пола Андерсона — злобные и вечно строящие козни человечеству, при этом обменивающиеся с земными коллегами комплиментами на светских приёмах. Только в связи с юмористической спецификой цикла при всех своих коварных устремлениях никакого существенного вреда гроаки так и не наносят, по сути представляя собой ту самую силу, что вечно хочет зла, а далее по тексту.

В общем, получился вполне весёлый роман в духе предшествующих рассказов, хотя из-за объёма основной акцент уделён разнообразным приключениям главного героя. Много страниц посвящено военным действиям, что лично для меня скука смертная, но, к счастью, это не единственное наполнение книги. К слову сказать, из семи романов о Ретифе переведены только два, а данная книга на сегодняшний день — и вовсе последний официально переведённый на русский язык роман Лаумера, и случилось это аж в 2003 году.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Укротитель времени»

Darth_Veter, 30 июня 01:05

Однажды на глаза Лафайету О'Лири попалась одна забавная книжонка, в которой автор уверял читателя, что тот при помощи самовнушения сможет не только создать в своем воображении некий идеальный мир, но и даже переселиться туда на время сна. Опробовав на практике предложенный профессором Шиммеркопфом алгоритм, Лафайет к своему удивлению убеждается, что он работает! И притом слишком уж убедительно...

Идея переноса сознания человека в некий иллюзорный мир стара, как этот мир. Об этом в свое время писали и Роджер Желязны, и Артур Кларк, и даже Валерий Брюсов. Кейт Лаумер добавил к уже сказанному одну маленькую деталь: герой его романа, сам того не ожидая, переносится в «придуманный» мир во всей своей плоти. Всё это потому, что он обладает некими паранормальными способностями, которые в чем-то сродни волшебству. Получается такое вот «техногенное фэнтези», в котором волшебство будет соседствовать с высокими технологиями. Способности героя манипулировать с телепортацией будут восприниматься окружающими именно как волшебство, хотя в том же дворце нормально функционирует высокотехнологичная «машина перемещений», которую использует сам король Артезии! Правда, доступ к ней имеют только посвященные. Пытаясь вписать свою сказку в реальный мир, автор вместо дракона использует хищного динозавра, вместо Дьявола — обычного двухголового мутанта. Получается необычайно интересно и смешно. Правда, повествование кажется несколько затянутым: многие сцены слишком объемны, хотя значимость их для сюжета не так уж высока. Настоящая интрига начинается только после бегства героя из дворца с целью поиска похищенной принцессы. А до этого многие читатели могут и не добраться, т.к. рискуют заснуть во время чтения. Особенно если они не читают, а слушают аудиовариант произведения. Концовка, правда, получается довольно интересной и захватывающей. В ней раскрываются истинные причины необычной способности главного героя, а также проясняются базовые факты его биографии, напрямую связанные с сюжетом. Оказывается, Лафайет не придумывал свой идеальный мир, а просто взял его из детских воспоминаний. По этой причине у него никак не получалось проснуться — ведь мир Артезии сном не являлся. Слишком уж слащавым финал назвать нельзя, но и пессимистичным — тоже. Каждый из действующих лиц получил свою долю счастья, а злодеи и негодяи были наказаны самым суровым образом. А чего вы еще хотели от сказки? Продолжения? Писатель продумал и такой вариант: простая история превратилась впоследствии в тетралогию, которую желающие могут попытаться осилить. Потому как описанные мной недостатки авторского слога присущи и всем последующим продолжениям.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как ментальное путешествие в мир своей мечты превратилось для героя романа в самый натуральный вояж в смежный мир. Короли, принцессы, злобные разбойники и драконы, естественно, прилагаются к сюжету. Также, как и отдельные высокие технологии.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Плетёная страна чудес»

sashte, 27 июня 14:28

Ретиф оказывается на планете, где суша представляет собой исключительно пустыни, а местное население обитает в океане на искусственных островах из водорослей. Однако даже в таком положении они мешают неким силам, стремящимся заполучить полные права на владение планетой ради её полезных ископаемых. Еще одна история с ярко выраженной ксенофантастической составляющей, плюс довольно интересная картина инопланетного мира. Вновь в очередном эпизоде цикла фигурируют давние антагонисты землян гроаки, но в совершенно новом и неожиданном качестве — гроак Дуле назначен генеральным консулом в Дипломатическом Корпусе Земли и, таким образом, непосредственным начальником Ретифа. Столь необычная рокировка смещает акценты в традиционном соотношении плохой-хороший, и потому кто же главный злодей во всей этой истории остаётся секретом до самого финала.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Хрустальный замок»

sashte, 25 июня 15:11

Старые знакомцы Ретифа злобные милитаристы гроаки оккупируют очередную планету, населённую миролюбивыми йолканами. Земное консульство, как обычно, опускает руки и поддаётся завоевателям, и только вице-консул имеет что-то против. Данное произведение относится к категории ярко выраженной ксенофантастики, коей в цикле немало (хоть и не в каждом произведении). В наличии необычная туземная раса и экзотичный мир, в котором она обитает. Как мы знаем, большинство рассказов цикла демонстрирует суперменские способности главного героя, когда он хитростью, недюжинным умом или грубой силой разрешает возникающие коллизии. Данный же рассказ примечателен тем, что решение казалось бы безвыходной проблемы берут на себя сами местные жители с помощью природы и древних традиций.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Ретиф и милитаристы»

sashte, 23 июня 19:42

На некой планете, где весьма популярны разного рода азартные игры, Ретифу уготована смерть на арене в схватке с кошмарного вида фауной. О победе речи даже не идёт – публика делает ставки на то, сколько продержится очередной бедолага. Каждая лишняя секунда жизни гладиатора стоит бешеных денег, и букмекер тайком передаёт Ретифу средство, позволяющее представителю туземной расы временно улучшить рефлексы и восприимчивость на десять процентов. Однако на землянина препарат оказывает совершенно неожиданное воздействие.

Роман «Ретиф и милитаристы» целиком на русском языке не публиковался. Три главы из одноимённого романа – вот и всё, что доступно русскоязычному читателю. Но зато какие главы! Насыщенные действием, сюжетной изобретательностью, ненавязчивым юмором – всё в лучших традициях «полнометражных» боевиков Лаумера. Подозреваю, что, скорее всего, это самый яркий эпизод романа – коли только ему выпала часть быть опубликованным. Но обычный здравый смысл подсказывает, что и остальная часть романа не должна заметно уступать отрывку. А потому остаётся лишь посетовать, что книга целиком так и осталась за бортом отечественного книгоиздания – как, впрочем, и пара десятков других романов автора.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Самый сильный Корн»

sashte, 20 июня 15:21

Исчезнувшая двести лет назад воинственная раса корнтов неожиданно предъявляет права на колонизированный землянами мир, выдвинув ультиматум в течение месяца освободить планету от пятнадцати миллионов колонистов. Посольство готово покорно следовать требованиям, но для проформы отправляет Мэгнана с Ретифом для ознакомления с ситуацией на месте.

Вполне традиционный для серии, но не самый увлекательный эпизод из насыщенной биографии Ретифа — возможно, из-за того, что в рассказе не нашлось ни одного сюжетного хода, не опробованного Лаумером в данном цикле ранее. Плюс финальная сцена осталась мной совершенно непонятой. Зато нагнавший страху на инопланетян извечный приспособленец Мэгнан вызвал улыбку.

Традиционное спасибо переводчику-любителю, подарившему нам возможность ознакомиться с проигнорированным профессионалами рассказом. С учётом того, что единственная публикация перевода размещена здесь же на сайте, довольно странно, что в карточке произведения до сих пор отсутствует соответствующая ссылка.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Укротитель времени»

Сказочник, 25 мая 23:26

Легкий забавный роман без каких-либо претензий. Да, попаданец, но написано-то было до того, как это стало мейнстримом, как говорится. А в далеком 1966-м было не то, чтобы новаторством, но такую оскомину, как сейчас, набить еще не успело.

Стандартный набор штампов, которым автор жонглирует, чем непременно угождает читателю.

Единственно, совершенно непонятно название «Укротитель времени». Главный герой здесь ни по какому времени не путешествует, и первое название — «Секира и дракон» — было бы намного уместнее.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Кейт Лаумер «Кокон»

vorpol, 19 мая 03:51

1962-й (!) год. Пока советские фантасты штамповали коньюктурщину про яблони на Марсе и вселенскую дружбу жабалоидов и гадюкопитеков, некоторые фантасты создавали совершенно новые концепции, миры и их проблемы.

Кстати, вот вам один из возможных прародителей-вдохновителей «Матрицы» братьев-сестер Вачковски.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Кейт Лаумер «Ретиф»

Aphid, 16 мая 07:58

Переводы Смирнова и Несмеловой — нечитабельная похабщина, сейчас гугл лучше сделает.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Очередь»

netlgbun, 4 мая 20:05

Кафка Кафкой, но советский человек до четверти своей сознательной жизни проводил в очередях, преимущественно за так называемым дефицитом (то есть практически за любым нужным товаром). Очередь к врачу, за документами, за колбасой, за гречкой, за выпивкой, за туалетной бумагой, за женским бельём, за макулатурным Монте-Кристо, театральными билетами, ж/д и авиабилетами, итальянскими сапожками, румынской кухней... проще перечислить, на что не было очереди. Проживание в очередях (часто в нескольких одновременно) выработало специфическую культуру очередника, с ежедневным отмечанием по перекличке или нервным наблюдением всех за всеми: «Вас тут не стояло!»

Поразительно, как метко описал эту своеобразную культуру американский писатель.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Чума»

vorpol, 13 апреля 02:08

Как правильно отметил один из комментаторов, рассказ стоило назвать «Красная чума», ибо именно эта коммунистическая зараза является настоящим бичем человечества.

Рассказ уж слишком наивен в части действий Нолана. В реальности, к сожалению, Шарико-швондеры сожрали бы и стадо диких кабанов, абы только на дай боже не работать самостоятельно.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Кейт Лаумер «На пороге»

god54, 30 марта 11:46

Классический юмористический рассказ, не имеющий отношения к американцам, а скорее к военным любой страны, умеющих сначала стрелять, а потом думать, хотя последнее очень спорно. К сожалению рассказ немного глупый и не требующий повторного прочтения. Рассказ на раз, а если пропустишь, не пожалеешь.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Укротитель времени»

kavarkad, 27 марта 20:40

Потенциально это могло быть неплохим попаданчеством мага-недоучки, у которого то получается волшебить, то не получается. Однако всё портит то, что главперс великий недоумок. Тупость его поведения бесит.

Он сперва считал, что ему всё снится, и поэтому не переживал, что его могут казнить, посадить или побить,... но при этом когда появилась голая девица он сразу застеснялся, а не воспользовался ей (к тому же она была не против). А потом, когда до него стало доходить, что попаданчество и магия не сон, у него почему-то не возникло чувства осторожности и он таки попёр к девке, (хотя в этот момент и в том месте его хотя казнить).

Дальше уже по накатанной, но логичностью и тем более находчивостью (с его-то магией «творца») главперс всё равно не блещет. Выходит скучно.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Кейт Лаумер «Культурное наследие»

kavarkad, 24 марта 09:17

О разных методах переговорах. Позабавили дипломатических намёки прямо формулами:

Думаю, мы воспользуемся несколько измененной Формулой Девять: «Доброжелательная Снисходительность», слегка окрашенная «Скрытой Решительностью», которая в любой момент может вылиться в «Вынужденное Предупреждение», но не без тонких намеков на «Милостивое Снисхождение и Прощение».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Кейт Лаумер «Жил-был великан»

Sergio Blanc, 21 марта 18:52

Лучшая вещь Лаумера из прочитанных мной, но нужно признать, что прочёл я у автора не так много, надеюсь пока.

Настоящее мужское ПРАВИЛЬНОЕ чтение. Наверное, так мог бы написать Джек Лондон, если бы он работал\писал в жанре приключенческой планетарной фантастики.

Атмосферная вещь, наполненная ПРАВИЛЬНЫМИ моральными смыслами. Лучше умереть, чем жить в низости и трусости. Читая эту повесть вспоминается девиз средневековых рыцарей: «Делай что должно и будь что будет». Джонни Гром, последний оставшийся в живых абориген планеты Вэнгард, интуитивно исповедует именно эту философию — философию благородного рыцарства.

Разумеется, что при столкновении с миром наживы, миром коварства, лицемерия и лжи, который в романе олицетворяет наёмный убийца Карл Паттон (он же Улрик), у него нет никаких шансов. Гром понимает это и всё равно делает то, что считает нужным и правильным. Лаумер не случайно сделал своего героя великаном физически — это явный символ его духовного величия.

Текст вызвал у меня достаточно сильную эмпатию. Проникаешься, проникаешься.. . Способствует этому и выбранная автором форма: эдакое планетарное «роад муви» в антураже величественных горно-зимних ландшафтов Вэнгарда в сопровождении верного пса. Вот здесь лично меня аллюзии с Лондоном накрывали конкретно. Собака тоже ведь введена в сюжет не случайно, на мой непросвещённый взгляд.

Читать всем, кто хочет почувствовать как по небритой мужской щеке течёт скупая слеза.

Очень хороший текст. Читать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Миры Империума»

god54, 16 марта 18:12

Очень даже приличное приключенческое произведение, только не надо сюда привязывать политику, и пусть достаточно роялей в кустах, но автор явно пытался играть против главного героя, выстраивая препятствия один за другим на его пути. Роман так похож на старинные рыцарские романы с их понятием чести, балами и царствующими особами, в кино это смотрелось бы очень впечатляюще. В итоге хороший текст, заслуга автора и переводчика, чтение доставляет удовольствие, не скажу, что шедевр, но заслуживает быть прочтенным.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Чудесный секрет»

Sergio Blanc, 4 марта 21:08

Удивительная и чудесно-наивная история о том, как то ли мелкий частный сыщик, то ли мелкий гангстер по имени Дамокл Монтгомери превращается в Супермена галактического (вселенского) масштаба.

Спасибо-коллеге лаборанту romanpetr за информацию о том, что эта повесть является частью большего литературного произведения. После прочтения этого текста у меня также возникло стойкое ощущение того, что данное повествование не закончено и является лишь прологом чего-то более продолжительного и объёмного. Радует, что я не ошибся. Так что лично для меня история, рассказанная Лаумером в этой повести, ещё не завершена. Продолжение следует.

Местами забавная, местами не очень правдоподобная (с точки зрения логики и здравого смысла) старая добрая приключенческая фантастика 70-х годов ХХ века, обыгрывающая очень злободневную тему похищения людей инопланетянами с целью проведения над ними разнообразных экспериментов. Эта тема и сегодня в тренде.

Мораль сей истории проста: не надо недооценивать представителей homo sapiens. Единственное, что очень сильно удивляет — это недальновидность и непредусмотрительность представителя загадочного Галактического Согласия. Надеюсь, что роман «Запредельный человек» поможет мне внести ясность в некоторые, возникшие при чтении этой повести нюансы.

Читать, улыбаясь, и с верой в находчивость и способности среднего человека.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «Машина грёз»

Sergio Blanc, 19 февраля 19:07

«А может в жизни вообще нет ничего реального», — это утверждение из текста повести вполне можно поставить эпиграфом к ней.

С самого начала развития сюжета, в ней всё не то чем кажется, и все не те, кем кажутся. Особенно это касается главного героя этого произведения. Кто он? Частный детектив? Наёмник? Учёный? Сенатор, претендующий на самые высокие политические посты? Или же...кто он такой в конце концов? Ответ мы получим в самом финале и он очень не прост для понимания.

Политические интриги галактического масштаба; научные эксперименты, связанные с испытаниями некоего агрегата под названием Машина Грёз, включение которой затрагивает пол-Галактики; коварные безгубые, безвекие, безносые красноглазые рептилоиды — полный набор лаумеровских «фишек», которые он продвигает из текста в текст.

Все эти реальности внутри реальностей, подмена и моделирование этих самых реальностей весьма интригуют. Лично мне развитие сюжета в некоторых местах очень напомнило фильм «Начало». Помните такое голливудское кино с Леонардо Ди Каприо? Не удивлюсь, если окажется, что создатели фильма знакомы с этим текстом писателя.

В итоге всех этих игрищ главгир практически становится Творцом, Креатором, Создателем. Он, как это уже встречалось в произведениях автора (видно эта тема автору очень была близка) переходит на уровень Бог. Сильно, ничего не скажешь. Только вот, на мой непросвещённый взгляд, концовка повести очень слабо связана с основным её содержанием. Да Бог с ним, хозяин — барин. Это я к тому, что каждый автор творец своего сюжета и своих героев. Но про читателей забывать не стоит. Нервы у нас не железные!

В итоге мы имеем коммерческую развлекательную фантастику с небольшим уклоном в психоделику и сюрреализм. Все эти игры в Бога и подмены реальности, конечно, впечатляют, но жить нужно настоящим.

Особых восторгов «Машина грёз» у меня не вызвала. Она типично-стереотипна и повторяет многие «задумки» Лаумера, встречаемые в его предыдущих повестях.

На «свежачок», людям, которые только начинают знакомиться с творчеством этого писателя, вполне должно зайти.

Скоротать вечерок за нескучным чтением — самое то.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «Бомба замедленного действия»

Sergio Blanc, 14 февраля 22:42

Лаумер никогда не скрывал, что писал исключительно развлекательные произведения, создаваемые по принципу «прочитал и забыл». Вот и этот текст представляет собой типичный образец литературы подобного рода с некоторой скидкой на время написания. «Бомба времени» — это коммерческая приключенческая фантастика со всеми стереотипами и штампами жанра, помноженными на авторские фишки. К каковым бы я отнёс следующие: а) коварные злодеи-инопланетяне, мечтающие/жаждущие поработить и уничтожить человечество, на этот раз это низкорослые трёхпалые розовые тьюки ( до этого я встречал в повестях Лаумера не менее отвратительных гоулов и ниссов); б) мгновенные перемещения в пространстве с помощью какого-нибудь устройства о принципах действия которого можно только догадываться ( в этот раз это загадочный Транспортёр Древних). А далее автор старается нафантазировать деталей, которые делают текст читабельным для массовой аудитории. Так что из текста в текст, из повести в повесть автор верен себе.

Мне Лаумер в этой истории импонирует отсутствием ложной толерантности, целеустремлёнными и правильными положительными героями, которые исповедуют нормальные жизненные установки, правильно расставленной и бескомпромиссной дихотомией «свои — чужие».

Сюжет динамичен и боевит. Действие раскручивается так лихо и стремительно, что скучать не приходится. Читать о приключениях молодого воина Йондоро, потомка колонистов с далёкого мира Клетта в системе Рэмбо (ха! забавное название с точки зрения современной массовой культуры) интересно и увлекательно. Местами я ему искренне сопереживал, что при чтение подобных опусов у меня происходит крайне редко.

«Бомба времени» заканчивается так, что можно спокойно написать «To Be Continued...»

Первая вещь Лаумера из прочитанных мной, про которую я могу сказать, что она, в принципе, мне понравилась.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «Чужое небо»

Sergio Blanc, 10 февраля 08:32

В этой повести автор «переплюнул» самого себя по части смешения и нагромождения всего и вся, всего на всё. Ктулху Милосердный, такого запутанного-перепутанного текста я давно не читал. Можно и нужно делать скидку на время написания, но всё же... .

Главный герой в какой-то момент сам признаётся, что ничего не понимает в происходящем вокруг и говорит, что ему «сломали голову». Согласен с ним на сто процентов. Все эти фантастические допущения автора о хронопарадоксах, временных порталах и особенностях многомерного мышления способны погрузить в глубокую задумчивость любого мало-мальски внимательного читателя.

Из «старого-доброго» в повести — эловещие инопланетяне ниссы, телепатия и мгновенные перемещения в пространстве. Из «нового» — обилие взаимодействия различных разноразмерных разумных существ: от миниатюрного народа сприлов, живущих под поверхностью Плутона до многомерных гигантов Броматы и Япада из Туманности Андромеды. Господин Валлант, главгир нашей истории, временами мне очень напоминал Гулливера из бессмертного творения Свифта. Он то гигант среди сприлов, то блоха среди гигантов.

И — из «особенного». В этой истории для борьбы с ниссами изготавливают « простой пестицид», который должен будет их избирательно уничтожить без вреда «для других форм концентрации энергии» (читай форм жизни). Ба, воскликнул я — вот она извечная мечта пиндосов, над которой они не перестают работать в своих многочисленных биолабораториях по всему миру: как бы изготовить такой «пестицид»(вирус), который можно было бы избирательно применить против русских, китайцев и других «гнид» по терминологии Лаумера. Интересно, кто-нибудь до автора высказывал такую идею? Надо поинтересоваться.

Читать историкам НФ, фанатам автора. Остальным не тратить время.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Командировка в никуда»

krakhno1, 3 декабря 2023 г. 17:18

«Рузвельт кивнул.

– Я полагаю, что нечто вне нас обоих, Кэрлон, записано на звездах, как говорят. На протяжении семисот лет, ваши и мои предки боролись за право править континуумом. Думай об этом, Плантагенет! В тысяче биллионов альтернативных мировых линий ваш клан и мой боролись на протяжении веков, чтобы доминировать над миром, ничего не зная о других, ведомых общим инстинктом осуществить в нем присущий им потенциал. И тогда – день катаклизма, когда Распад пронесся над ним, чтобы стереть начисто их корень, стебель и ветвь – все, кроме одного человека в моей линии и одного в вашей. ... Да, я боюсь. Боюсь своей собственной слабости. Вы видите – хотя это может казаться невероятным – я истинно хочу, чтобы вы были частью его, Плантагенет. Глупая сентиментальность, но вы, как и я, человек древнейшего племени. Даже бог может быть одиноким – или дьявол. Я предлагаю вам сотрудничество. Но при первой возможности вы обернулись против меня. Я должен был бы знать это. Я усвоил урок. Я не имел выбора. Сейчас мой курс ясен...»

В написанной на грани научной фантастики, фэнтези и альтернативной истории фантасмагории «Командировке в никуда» (Assignment in Nowhere, 1968) из цикла об Империуме на авансцену выходит трагическая фигура Джонни Кэрлона – последнего Плантагенета, первоначально не знавшего о своем первобытном. Здесь присутствует присущая для многих авторов фантастики и фэнтези идея наследия. Старинный тесак, который он хранит дома, оказывается мечом Ричарда Львиное Сердце, воссоединяющимся со своим обломком и удивительным образом обновляющим родовой замок. Действия властных и своевольных людей, живших тысячи лет назад, влияют на нашу жизнь. Философско-политическая концепция Лаумера, высказанная в литературной форме, заключается в том, что в сотнях параллельных миров, ушедших разветвлением от определенного исторического момента, правят монархи, ведущие род из далекого прошлого, и даже само присутствие человека королевской крови способно останавливать распад. энтропию пространства и времени, пожирающего целые универсумы. Монарх поддерживает и омолаживает мироздание самим своим присутствием, противостоя хаосу. Обнаружить потерянного короля означает спасти реальность Вселенной, создать в ней островок порядка и стабильности. Это деятель истории, а не символическая личность.

На мой взгялд, каждый из миров, в которые попадает Кэрлон, мог бы стать отдельным романом. И особенно интересен тот, где он подменяет местного Плантагенета.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Пока гром не грянул»

Sergio Blanc, 29 ноября 2023 г. 18:18

Гиперкороткая повесть о гиперпроблемах, которые можно обнаружить с помощью гиперкоротких волн.

Интересы агентов правительства, полиции штата, спецслужб и прочих заинтересованных лиц, включая инопланетян, сошлись на человеке по имени Брем из маленького провинциального американского городка Элсби. Жители Элсби настолько старомодны, что предпочитают радио телевизору. В этой сонно-патриархальной атмосфере и разворачиваются события повести.

Очень скоро выясняется, что наш «вечно молодой» мистер Брем в одиночку защищает наш мир от монструозных пришельцев ниссов. Эти злобные создания грабят континиумы. Да как! Лаумер бесподобен в своих фантастических допущениях. Ниссы с помощью не понятно как сделанной Скважины между мирами хотят выкачать весь кислород с нашей несчастной планеты, а потом планируют заявиться сами, чтобы пожрать трупы, оставшихся без воздуха землян. Ктулху милосердный! Вы представляете себе это душераздирающее зрелище?

Сравнивая эту историю с ещё одним творением писателя под названием «И стать героем» , написанное в том же 1963 году, я подметил несколько очевидных параллелей.

Во-первых , инопланетяне «очень нехорошие» монстры, жаждущие истребить человечество (и гоулы, и ниссы). Во-вторых, и тут и там им противостоит герой-одиночка: психокинетик Грантам, изобретатель Тримейн. В-третьих, в обеих текстах присутствует какое-нибудь чудо-техники, работающие на непонятных принципах, но сильно помогающее победить «чужих» (передатчик материи в одном случае, Отражатель для фокусировки силы разума в другом). В-четвертых, в основе победы лежит гипнотическое внушение через силу человеческой мысли: подумай «умри», только хорошенько подумай, и зловещие инопланетяне тут же передохнут всем скопом. Ха!

Это только несколько параллелей, которые я узрил после прочтения этих двух небольших повестей Лаумера. Вы видите, что они написаны по одинаковым алгоритмам. В них используются одни и те же схемы и сюжетные ходы. Хорошо это или плохо — не знаю. Судьями быть вам, уважаемые читатели.

По-моему мнению, повесть «Пока гром не грянул» является весьма заурядной ретро-фантастической вещью. Она из тех произведений, про которые мы говорим: «на один раз».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «И стать героем»

Sergio Blanc, 28 ноября 2023 г. 18:34

Сюжет повести посвящён ключевому эпизоду борьбы человечества с космической экспансией цивилизации гоулов, инопланетян, обладающих своего рода телепатическими гипнотическими способностями, действующими на удивительно большие расстояния. Межпланетная телепатия, управление чужими сознаниями на удалении многих-многих — скольких? — миль! Вот это размах, вот это масштаб! Ктулху Милосердный! От этого авторского допущения захватывает не только дух, но и тело!

Главный герой, землянин Грантам, чудом остаётся в живых после взрыва на космическом корабле «Валтасар». Он — психокинетик, что за военно-учётная специальность такая автор не уточняет, посланный для изучения г и п е р п о д к о р к о в о г о (!) вторжения. В результате в подкорку вторглись ему. Он становится обладателем гигантских возможностей проникновения в чужие (как людские, так и инопланетные) сознания и управления этими сознаниями — разумами. Непонятно-хитроумным способом наш космический психокинетик узнаёт страшно-глобальный секрет чужаков, несущий ключ к победе над ними. Но не так-то просто оказывается передать эту чудо-тайну земному командованию. Описанию этой попытки «передачи секрета» мы и будем свидетелями вплоть до самого конца повести.

Сегодня читать про все эти наивно-примитивные, псевдопсихологические манипуляции разумами на расстоянии, ей-богу, можно только с улыбкой. Меня не «зацепило» абсолютно ничего: ни детали, ни смыслы, ни зловещие гоулы, питающиеся жидкой серой в своём мире жёлтых морей. Сюжетные несостыковки, алогичные ситуации и действия — вот этого «добра» в избытке. Попытки представить ближе к концовке «план внутри плана, рисунок внутри рисунка» немного оживляют антураж и чуть поднимают интерес к тексту, но именно что чуть. Следом автор сразу притаскивает тяжеленный «рояль» из ближайших «кустов» и, вуаля, получите хэппи-энд и Героя всего прогрессивного человечества.

«Материя — это иллюзия. а пространство и время — всего лишь удобные выдумки». Каково!? Далее легко и непринуждённо фантазия Лаумера включает герою режим «БОГ»...

Что сказать? Читать историкам фантастики, любителям «ретро-раритетов» и, разумеется, фанатам писателя.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Кейт Лаумер «Жил-был великан»

elninjo_3, 16 ноября 2023 г. 17:10

Лаумеру всегда очень хорошо удавались книги о героях вчерашних дней. И я ждал чего-то в стиле «Боло» и, поначалу, несколько расстроился тем, о чем читаю. Здесь какой-то хитрющий парень высаживается на планету, где в живых остался только один ее обитатель. С самого начала становится понятно, что ничем хорошим это не кончится, и от этого повесть становится читать крайне тяжело. Неотвратимость печального конца этой истории, честное слово, давит не меньше, чем в трагедиях Шекспира. Я постарался от этого как-то отвлечься, зажег в себе надежду, ведь, в конце-концов, это Лаумер, и он умеет удивлять. Да и история с каждой строчкой становилась все более глубокой, с резкими диалогами, крупными мазками прописанными характерами персонажей. Это, вообще, удивительно, как Лаумеру это удалось в такой маленькой повести. Я думаю, что Маккарти ее читал, перед тем, как написать «Старикам тут не место».

Концовка сильная и беспощадная. И я не доволен ни ей, ни Лаумером, ни этой повестью. Я не хотел такое читать. Но это не дает мне право ставить низкую оценку, потому что это, действительно, оглушающая вещь.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Дипломат при оружии»

god54, 1 ноября 2023 г. 18:56

Вполне приличная авантюрно-приключенческая повесть, проповедующая принцип, что в политике все методы хороши, включая ложь, подделку, убийства. Мол цель оправдывает средства и любую цену. Всегда мучил вопрос, когда читал подобные произведения, что этим хотел сказать автор? Просто развлечь читателя, написано неплохо, сюжет увлекательный, читается на одном дыхании. Или оправдать поведение главного героя, мол учитесь, как надо поступать, только сильным достается трон и принцесса... Пусть, каждый выберет себе свой вариант. Я свой выбрал...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Кейт Лаумер «Гибрид»

Zxcv, 9 октября 2023 г. 11:41

История с соприкосновением разумов двух существ сама по себе прекрасна. И вопрос — а не один ли это разум, который в разных воплощениях узнает сам себя?

Оценка: 10
– [  0  ] +

Кейт Лаумер «Укротитель времени»

Chicago84, 9 августа 2023 г. 23:38

К этому роману надо привыкнуть, так, как первоначально можно испытать раздражение от того, как развиваются событие, но после дуэли О Лири с принцем Аланом , все приобретает приятные изменение. Даже почти в 40 лет мне понравилось. Легко и увлекательно

Оценка: 7
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «Кокон»

Tullma, 31 июля 2023 г. 12:02

Меня всегда поражала фантазия писателей, как в 1962 году человек мог придумать подобное? Ведь сейчас тема ухода в виртуальность читается совсем иначе, она уже не кажется настолько фантастичной, думается даже, что в очень скором будущем подобное будет возможно (не зря же вживляют нейрочипы обезьянам и заставляют их играть в компьютерные игры). Но тогда, в 62м году, когда компьютер был ещё огромным неуклюжим агрегатом, ламповые технологии ещё не изжили своё, представление жизни в виртуальном пространстве, кажется, чем-то невероятным.

Однако, Лаумер не единственная, кто поднимал эту тему. Уже тогда писатели каким-то невероятным образом понимали к чему все может прийти. Придет ли? Надеюсь, что нет. Человек не переживет подобные эволюционные изменения, как мне видится, это действительно тупик. Без тела, разум не сможет жить, а уход в нереальный мир, просто уничтожит тело. За 200 лет человек должен полностью лишиться возможности двигаться и говорить, за 200 лет все неиспользующиеся функции тела должны попросту атрофироваться, это заложено в нашей природе — все, что не используется, отмирает, именно поэтому чем старше становится человек, тем больше страдает всевозможными заболеваниями моторно-двигательной системы.

Мне жаль персонажа, ведь если подумать, любой вирус, от которых он был защищен 200 лет, попросту убьет его, уже не работает его иммунитет. Человек вышел из кокона, чтобы умереть. Лично мне более печально и страшно именно это, а вовсе не то, что он подверг себя подобному существованию. Выходить из кокона ему уже нельзя.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Чужое небо»

man, 22 июля 2023 г. 12:17

Детская сказка с кучей намешанного непойми чего. Однако даже детям не могу порекомендовать к прочтению

Оценка: 5
– [  5  ] +

Кейт Лаумер «Берег динозавров»

flying_kitten, 13 июля 2023 г. 13:24

Очень хороший классический роман про парадоксы путешествий во времени и эффект бабочки. Написано на эту тему изрядное количество книг, немало прочитано, но далеко не всё запомнилось. «Берег динозавров» прочитал впервые очень давно, решил перечитать и вновь — исключительно позитивные эмоции.

В процессе чтения регулярно ловишь себя на мысли, что запутался в перемещениях героев во времени, однако логика событий сохраняется и книга не кажется сказкой. Сюжет динамичный, главный герой — человек с активной жизненной позицией, причём в меру романтичный. :) Есть о чём подумать, пошевелить, так сказать, мозгами, однако всё, повторюсь, логично.

Хорошая книга.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гордон Диксон, Кейт Лаумер «Гонка планет»

VovaZ, 4 июля 2023 г. 11:46

Приключенческий НФ роман, при чтении которого я почему-то всё время вспоминал Джека Лондона. То ли “Смок Белью”, то ли “Время не ждёт”. Старый хрен везёт наивного юнца навстречу опасным приключениям и воспитанию духа. Соперничество финансов и романтики.

Однако, с середины романа сюжетная интрига резко поворачивает с приключений на тяжёлую драму, и приводит к крайне скомканному и невыразительному финалу.

Сюжет, таким образом, представляет интерес, лишь благодаря неожиданным поворотам событий. Сценизм, однако, крайне блеклый. Драйв несмотря на драматизм событий, низковат и местами нуден. Персонажи недостаточно объёмны и не цельны. “Не верю”.

Таким образом, роман как то прочёлся, но большого интереса не вызвал.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кейт Лаумер «Грейлорн»

Славич, 23 июня 2023 г. 19:02

Сильно ухудшенная версия рассказа Мюррея Лейнстера «Первый контакт», переосмыслено в духе боевика. Иных эмоций помимо раздражения текст не вызвал: сюжет никакой, персонажи деревянные, композиция хромает на обе ноги, в плане художественного стиля обсуждать нечего. Затянуто.

Архаика: экипаж исключительно мужской, что не способствует душевному самочувствию и хорошей атмосфере. Явная нелепость даже по меркам 1959 года: протеины и углеводы в начале четвёртого тысячелетия н.э. синтезировать умеют, а витамины — нет (в реальности всё наоборот).

Но главное, где они экипаж для экспедиции набирали? В портовых кабаках, аки Христофор Колумб? Корабль улетает с медленно погибающей Земли в поисках последней из потерянных колоний, в надежде, что потомки колонистов первой волны хоть чем-то помогут. Мотивация у людей на борту должна быть железная. При том, что жизнь явно не тяжелее, чем на родной планете.

Классификатор, как обычно, врёт. Никакая это не «твёрдая» НФ, максимум — космическая опера. Старую добрую фантастику тоже люблю, но перед нами не она.

Один балл набавил за то, что это был дебют автора.

PS. Эксперимент, доказывающий, что на Фантлабе любой отрицательный отзыв легко может оказаться заминусованным, следует признать успешным.

Оценка: 5
⇑ Наверх