fantlab ru

Все отзывы на произведения Александра Мирера

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  24  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

FantFan, 25 ноября 2013 г. 14:32

Великий советский фантаст, сравнимый и со Стругацкими (с одной стороны) и с Крапивиным (с другой), хотя вроде бы ни фирменная загадочность Стругацких, ни пронзительный романтизм Крапивина произведениям Мирера в чистом виде не характерны. И всё равно похож, талантом, профессионализмом и чистотой помыслов наверное... Да, писатель юношеский (даже раннеюношеский), но не считаю, что это может характеризовать его творчество, как не серьёзное. По большому счёту, подавляющая часть фантастики, включая социальную, — литература сугубо детско-юношеская, но читаем, сопереживаем, переосмысливаем окружающую реальность и узнаём новое, важное для себя, даже в предпенсионном и в постпенсионном возрасте... Вообще фантастику читает в основном та часть человечества, которая сохранила в себе элемент детскости (не специально сохранила, естественным образом). Остальные читают в лучшем случае детективы, в худшем — исключительно специальную литературу, теории лидерства и системы манипулирования окружающими...

Итак, Мирер. Великий юношеский писатель-фантаст. Очень рекомендую!!!

Оценка: 10
– [  24  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

drex, 28 сентября 2010 г. 02:31

Честно говоря, оценка второй книги ниже первой удивляет. «Главный полдень» я легко «проглатывал» ещё в раннем школьном возрасте. До «Дома скитальцев» пришлось дорастать несколько лет, — поначалу она показалась мне скучной.

Как выяснилось, именно из-за того, что проблемы и явления стали описываться более взрослые, с точки зрения ребёнка непонятные. Потом предпочтения поменялись с точностью до наоборот, когда усложнившийся язык перестал быть препятствием. Последний раз читал лет 15 назад. Сейчас занимался чисткой ошибок в электронной версии, добавлением в неё иллюстраций из издания 1976-го и перечитал заново обе части. Впечатления такие: «Главный полдень» не перестал быть интересным, в нём, оказывается, дополнительно можно оценить качественный закос под стиль изложения подростка (я не имею в виду возрастной или социальный жаргон, которым переполнена современная речь), а также получать удовольствие на контрасте того, что рассказчик пропускает через фильтр своего восприятия, и что он описывает «as is», не желая, или не умея давать оценку. То есть повествование «детское», но не совсем. «Дом скитальцев», действительно, совсем другой и по жанру, и по стилю. Местами, конечно, звучат разъяснения, нарочно сделанные для подростковой аудитории. В остальном же очень качественная проработка декораций, выполненная настолько обыденно-органично, насколько это возможно в фантастическом жанре. Ничего лишнего, никаких зацикленностей, местами даже хочется больше подробностей. Характеры, вплоть до самого второстепенного описаны очень живо. Интрига... что ж там такого банального в сюжете-то кроме победы добра над злом? Извините, но даже в плане развития идеи ничего общего с Хайнлайном и другими описателями «похитителей тел». По жанру — детектив, романтизм и чистый sci-fi — не триллер. Никакого пафоса, никакой кровищи плюс к этому полное отсутствие цинизма, который стал чуть ли не важнейшим элементом современной культуры. И это при том, что проблемы всплывают не надуманные, а вполне понятные.

В ущерб реализму, да, — фантастически слаженная работа и лучшие человеческие качества земного админресурса. Но неприкрытый реализм — это в повести 2010-го года и про отношения бомжей/милиции в застойный период. Можно писать, стыдливо обходя неугодные острые углы, а можно не ставить целью показать гниль, там, где это не требуется.

Отдельно хочется пожелать товарищам, читавшим наискосок или во времена «когда-то, давно это было»: «Не вводите в заблуждение непосвящённых! Победу сделали не двое детей в инопланетных телах, а целая куча народу от людей до пришельцев. И досталась эта победа не бескровно. И никакого глобального кирдыка зелёным человечкам не было, всё закончилось в рамках допустимого реализма с некоей, даже, недосказанностью... Да, и описание тоталитарного общества Пути не является завуалированной калькой с советского, но это уже моё ИМХО». :wink:

Оценка: 10
– [  21  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

Dentyst, 3 октября 2009 г. 23:10

Одна из главных книг моего детства. Очень узнаваемые декорации дают иллюзию собственного присутствия при нашествии инопланетян. Характеры ребят опять же типические — много тогда таких мальчишек было(да и сейчас наверное немало). Первая половина дилогии — это не только фантастико-приключенческий роман о противоборстве с космическими захватчиками. Он также является романом воспитания. Даёт нравственные ориентиры детям. В то же время напряжённый сюжет не даёт заскучать. Можно перечитывать и в зрелом возрасте (уж больно славно написан) испытывая лёгкую сладкую ностальгию по детству, увы невозвратному.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

drex, 28 сентября 2010 г. 21:52

Довольно трудно, выгораживая в соседней ветке вторую часть дилогии, удержаться от принижения первой... Кому-то,.. но не мне — они же просто разные. :wink:

Первая книга — замечательный старт в мир хорошей фантастики для молодых читателей. Хорошей не только качественно, но и по тем понятиям, которые сейчас почему-то считаются не модными.

Плюс первый: книга, при том что напрочь лишена морализаторства или негатива, не страдает от отсутствия правдоподобия и достаточно неплохо выполняет образовательную роль. В этом плане «Главный полдень», действительно, очень близок по духу к произведениям Крапивина, но более нейтрален.

Также, несомненным плюсом повести является игнорирование идеологической пропаганды (вспомним, когда писалось) и достаточно обтекаемое, но не картонное, описание быта конкретной эпохи, что, несомненно, даёт «Главному полдню» пропуск в ряды классики, живущей вне временных рамок. С минимальными поправками всё это может произойти и в наше время.

Ещё один плюс за интересный самобытный сюжет. Сравнения с другими авторами, а тем более зарубежными, которые излагают похожую по замыслу идею, я не вижу смысла проводить в принципе, потому что идеи витают в умах от зари цивилизации, а их осмысление сугубо индивидуально у каждого, не занимающегося плагиатом автора.

Простите, что о такой тёплой книжке получились такие холодные заумные размышления.

Поскольку минусов не вижу ни одного на фоне сплошных плюсов, ставлю полную 10-ку и рекомендую обязательно давать читать детям до просмотра каких-нибудь «Космических рейнжеров» или «Звёздных войн». Пускай, зрелищность неизбежно возьмёт верх, но когда-нибудь, когда придёт пора строить свою систему координат, прочитанное сыграет немаловажную роль.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

etoneyava, 4 июля 2008 г. 11:22

Оказывается, по первой части «Скитальцев» был снят фильм. Оказывается, я его смотрел ещё до прочтения книги. Оказывается, можно из гениальной вещи сделать совершенно неузнаваемую экранизацию... Привет Стивену Кингу!

Но, долой ненужное нытьё!

«Главный полдень» — книга, забыть которую вам уже не удастся никогда! Да, все мы знаем, что на тему пришельцев-паразитов и Великий Хайнлайн написал очень даже сильно. Мы знаем, что подростковую фантастику отменно ваяет Крапивин. Вот только соединить эти две вещи сумел именно Мирер, за что ему огромнейшее «спасибо!».

А при пятом или шестом прочтении мне пришла в голову крамольнейшая идея: а что, если человечество — и так продукт подобного вторжения, осуществлённого в незапамятные времена другими паразитами? Что, если б мы так и помахивали хвостами с веток, ежели б не такие вот «мыслящие»?

А вы так не думаете?

Оценка: 10
– [  12  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

nenas, 17 января 2017 г. 23:47

Мирер — один из самых недооценённых советских фантастов. Ну, тут, конечно, сработало то, что он был именно советским фантастом, то есть имел несчастье родиться и жить в СССР. На Западе или хотя бы в «соцстране» типа Польши он был бы несопоставимо более известен.

«У меня девять жизней» — это первое и единственное в советской фантастике полноценное биопанковское (как мы сейчас бы сказали) произведение. Где описывается общество, основанное не на «-ургии» (делании), а на «-гонии» (выращивании и селекции). «Биологическая цивилизация». Стругацкие со своей Леонидой — заявка была на то же самое — и близко не лежали: сначала они сочинили банальность, потом — убогую советскую антиутопию с «критикой административной системы». Мирер же честно вложился в продуманный образ. Сейчас по книжке можно снимать отличный голливудский фильм типа «Аватара», только интереснее и с НАСТОЯЩИМ конфликтом внутри сюжета. Не когда «злые скверные земляне рушат красивую природную цивилизацию», а когда она сама гибнет, потому что оказалась слишком уязвимой против природных же факторов. И приходится брать в руки камни и железяки, далеко не такие красивые и удобные — просто потому, что нет другого выхода.

В общем, это и сейчас можно читать без скидок на время. А уж тогда — это был шедевр.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

etoneyava, 4 июля 2008 г. 11:26

«Дом скитальцев»...

На мой взгляд, во ВСЕЙ МИРОВОЙ ФАНТАСТИКЕ нет произведения, лучше и интереснее описывающего реалии инопланетной негуманоидной цивилизации! Продумать мир, кардинально отличный от нашего, соотнести его с психологией подростков без зияющих щелей и грубозапаянных зазоров — задача воистину титаническая! До прочтения не думал, что подобное вообще возможно...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

de_the, 20 марта 2018 г. 18:09

Обожаю Мирера перечитывать. Один из лучших он, кто писал фантастику на русском. Под настроение и на разный возраст его тексты по-разному заходят, и каждый раз от этих заходов дух захватывает. «Дом скитальцев» — это не просто прекрасная проза, это ещё и тёплая вещь, как старый мамин свитер, в который ты закутываешься после горячего душа в конце промозглого ноябрьского дня. Это каким надо быть мудрым человеком, чтобы провести читателя вместе с героями через страшные испытания и, — на выходе — вы внезапно оказываетесь на сияющей вершине, понимая, что жизнь напрасна не бывает. Всё это довольно путанно, понимаю, простите!

А если по тексту, то буду краткой: это лучший роман о чужаках на русском языке. И одновременно — блестящий рассказ о нас самих, людях.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

kkk72, 15 октября 2007 г. 08:12

Одно из лучших произведений советской фантастики. В провинциальном городке происходят странные события. Выясняется. что Земля стала объектом вторжения инопланетян. С помощью загадочных устройств, они вселяются в землян, и только дети до 14 лет невосприимчивы к захвату их сознания. Детям и приходится противостоять захватчикам. По главной идее книга Мирера напоминает Кукловодов Хайнлайна. По стилю исполнения — скорее, Крапивина. Развитие событий вполне реалистично. Главные герои не совершают невероятных подвигов. Они просто делают то, что могут. Хороший стиль автора — еще один плюс для книги.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

herr62, 22 марта 2010 г. 21:05

Замечательная книга , для советской фантастики просто удивительная и нестандартная , и ещё интересно издание 1976 года серия БПНФ и по моему , чуть ли не единственная, не рамка , просто загадка, почему так , помню приобрел её году в 1987 , в Измайлово , в лесопарке , и прочитал запоем с удовольствием .

Оценка: 10
– [  9  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

Ksand, 15 июня 2009 г. 00:51

Читал давным-давно, в детстве. Не запомнил ни автора, ни всех перипетий сюжета, но запомнились ощущения от книги. Необычайные, захватывающие. Дети из любопытства случайно узнают страшную тайну и вынуждены теперь спасать мир. Да, в чем-то им конечно повезло, какие-то умения случайно пришлись к месту (не зря стрельбой в тире занимались), но в какой-то момент ситуация складывается так, что если они не спасут свой город, то больше и некому. Вся надежда только на этих подростков, которые должны и обязаны постараться. Как же я за них тогда переживал ))

С огромной радостью сейчас перечитал книгу. Если кто-то не читал книгу раньше, конечно, она сейчас покажется наивной. Но кто читал когда-то давно, не поленитесь, перечитайте. Вспомнить те детские ощущения для меня лично дорогого стоило.

Ставлю 10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Frigorifico, 24 ноября 2011 г. 02:14

Одна из любимейших книг детства, зачитана до дыр, однозначно золотой фонд советской фантастики. Читается легко, персонажи очень живые, сюжет лихой — не оторваться и хочется перечитывать неоднократно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

elent, 28 июля 2006 г. 04:46

В детстве книга просто потрясла.:pray: Перечитываю до сих пор с удовольствием, хотя у меня, к сожалению, сейчас второй вариант, исправленный в духе перестроечного времени. Зачем было поганить хорошую вещь политикой?:confused:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

chert999, 25 мая 2012 г. 00:20

Один из лучших романов советской фантастики 70-х (почти вровень со Стругацкими, Булычевым и Михайловым), написан вроде бы для подростков, но в то же время и взрослые читали его тогда взахлеб. Короче, культовая книга своего времени. Да и экранизация — «Посредник» — получилась вполне стильной и необычной. «Здесь красивая местность» — только так, и не иначе...)))

Оценка: 10
– [  7  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

видфара, 24 июня 2008 г. 08:46

Книга действительно замечательная;в ней редкая для советских времён идея и соответствующий сюжет. Первое впечатление: «Как, неужели у нас ТАКОЕ тоже печатают?!» С Хайнлайном не сравнивал, но что-то близкое, безусловно, есть. Фильм вызвал похожие эмоции: «Ух ты, у нас ТАКОЕ уже и экранизируют!!!» Не забывайте, ребята, что «Посредника» сняли в годы Перестройки. Отсюда все его минусы и плюсы. Другими словами, и книга, и фильм в своё время были очень достойными представителями жанра. Поэтому и помнятся до сих пор!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Шалашов, 28 июля 2013 г. 21:14

Недавно вдруг вспомнил о книге. Читал ее давно, в юности. Забыл уже и название м автора, но вспомнил несколько ключевых фраз. Волшебная вещь — Интернет — «выдал» и автора и название. Перечитал, наверное, с еще большим удовольствием, нежели в юности.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

vse_svit, 29 ноября 2012 г. 01:14

С начало увидел фильм. Вот книга. Гениально, и книга и фильм, но это конечно личное мнение. Конечно далекий 1969 год, нам не понять, но так грамотно и чисто, провести в общество такие глобальные темы — это надо быть Мастером своего дела. Содержание книги(фильма) актуальны и сейчас, и даже более чем актуальны! Ведь, уважаемый читатель, и посетитель этого сайта, будем честны перед собой, ведь Мирер просто выбрал позволенные приемы для того времени и места. А сколько таких «посредников» ходит по нашей планете сейчас?! А как эти сознания(больные идеи) перепрыгивают из головы в голову это дело другое, чисто технический вопрос. Гениально, и произведение, и кино!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

eks, 17 июня 2009 г. 19:49

О-о, какая книга, какие воспоминания!.. 1977 год, я в группе студентов физфака ЛГУ попал на летнюю практику в Венгрию. В Будапеште, в магазине советской книги увидел на полке синюю обложку и ухватился обеими руками -- пару лет до этого читал первую часть в каком-то журнале и не подозревал, что есть продолжение (хороших книг в свободной продаже в те времена ведь не было). Потом читал сам, давал читать всем своим однокурсникам. Особое удовольствие студентам-физикам доставляло разбираться в схемах пересадки разумов: «типовая схема 2-3-2 с болваном» и т.д. До сих пор храню зачитанный до дыр томик с отвалившимся корешком.

Странно, что при классификации никто не указал сюжетный ход «обмен разумов», на котором построена вся интрига.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

etoneyava, 4 июля 2008 г. 11:12

Наверное, будь я помоложе лет на двадцать, Мирер оказался бы моим любимым писателем. «Дом скитальцев», впервые прочитанный лет пятнадцать назад в авторском сборнике, хотя и покорил меня тогда уже, но не встал на вершину фантастической пирамиды, уже выстроенной такими мэтрами, как Хайнлайн или Желязны...

И тема вроде бы не нова, и изложение бесхитростно, но... как же всё-таки сладко ощутить себя мальчишкой, получившим доступ к страшной тайне, разгадавшим её, разрушившим замыслы пришельцев, а потом и заделавшимся диверсантом на одной из их планет (да помню я,помню, что мальчишки были разные!). Умение автора писать просто-но-интересно говорит априори о его гениальности; жаль только, что мало он написал за свою жизнь!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:19

До чего дошёл прогресс — труд физический исчез,

Да и умственный заменит механический процесс.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

Юрий Энтин, для к/ф «Приключения Электроника»

Стандартизация — это основа не только любого современного промышленного процесса, но и залог благополучия сегодняшнего общества. Ведь только строгая унификация может обеспечить скачок развития техники, инженерного дела. И науки — если все учёные думают одинаковыми терминами, то лучше понимают друг друга. Неудивительно, что познав вкус яблока стандартизации и упорядочивания, человек начал выравнивать и упорядочивать всё, до чего сумел дотянуться. Вот только что делать, когда хвост начинает вилять собакой? Из костыля, из помощника инструмент превращается в командира? Наступает леность мышления. Наши шаблоны — как очки, которые помогают видеть, но одновременно искажают перспективу. Чтобы разглядеть у себя под носом что-то новое, нужно их снять. А потом подумать: стоящая ли идея нам попалась — или нет. И пусть в девяти случаях из десяти труд окажется бесполезен… Оставшийся, десятый раз может дать нам прикоснуться к новым, удивительным горизонтам, подтолкнуть к новым мыслям. Или наоборот предупредить о грядущей катастрофе.

Вот только слишком часто мы ленимся снимать эти очки. В них комфортно, в них уютно. Особенно когда они густого розового цвета, и окружающий мир не бьёт по глазам яркой пестротой. Всё новое тогда проще объявить ерундой, глупостью. И выкинуть. Именно такая судьба, к сожалению, постигла в своё время книгу Александра Мирера «У меня девять жизней». Её очень неприязненно восприняли редакторы-современники, её пропустили и мы-сегодняшние. Во многом это связано с тем, что в 1969 году книга вышла в усечённом и исковерканном варианте: эдакая упрощённая исковерканная версия «Трудно быть богом» Стругацких про очередного землянина-прогрессора. Увы, тогда, как и сейчас, тоже была тяга редакторов к проверенным, гарантирующим успех шаблонам. Полная авторская версия вышла впервые в 1990 году, когда стало поздно. Меньше чем через год страна на своей шкуре ощутила те проблемы, о которых Мирер призывал рассуждать за двадцать лет до этого. А в полной мере «У меня девять жизней» можем оценить скорее мы-сегодняшние, с высоты последующих двадцати пяти лет истории уже современной России.

Итак, группа исследователей отправляется в экспедицию в рамках эксперимента Совмещенных Пространств. То ли в прошлое, то ли в параллельную реальность. В результате некоей катастрофы один из учёных остаётся, а корабль стартует без него. И вот Николай можно сказать голый в совершенно чужом обществе (здесь тоже живут люди, стопроцентные хомо сапиенс современного облика). Примитивными они кажутся только на первый взгляд и человеку, столкнувшемуся с обществом совершенно иным, построенным на непривычных принципах. Ведь Мирер задолго до появления Интернета умудрился придумать и точно описать информационное общество под управлением глобальной компьютерной сети. Только на биологической основе: в каждом крупном поселении живёт некая Нарана — биологический суперкомпьютер. Эти системы управляют Равновесием (так называется вся цивилизация). Сколько надо Скотоводов, сколько Кузнецов, сколько думающих, а столько Учителей. Дети ещё в утробе матери проверяются, контролируются нарушения, усиливаются способности. Потом их старательно воспитывают: учитель одна из самых престижных профессий. Выведены множество новых животных, нет ни насилия, ни преступности. Ведь даже если человек сломает вшитые чуть ли не до рождения социальные нормы, его мгновенно вычислит та самая глобальная информационная сеть.

Утопия, развиваются науки, все сыты и счастливы. Образец информационного постиндустриального общества, как нам его сейчас рисуют… А система-то на грани гибели. Из-за влияния внешних факторов началась прогрессирующая деградация глобальной сети. Но люди слишком привыкли больше полагаться на её советы, чем на собственный анализ. За внешним блеском биотехнологического прогресса — деградация. Торжество обывателя: он видит только ту часть прогресса, которая нужна самому. Ну может ещё восхититься изысками чистой науки: удумают же головастые… Про остальное забыли, сытому ленивому обществу настоящий прогресс, способный сломать спокойную размеренность жизни, не нужен. (К слову, как и сегодняшним потребителям айфонов не нужны дорогостоящие полёты спутников, разве что из присланных фотографии сделать прикольную картинку на компьютер. И только заикнитесь, что ради постройки межзвёзного корабля придётся отложить покупку нового смартфона на пару лет). Николаю не раз и не два попадаются уникальные, полезные животные, но уже невостребованные создателями. На изобретателя, который пытается создать первый самолёт смотрят как на забавного сумасшедшего…

А из-за границ Равновесия всё сильнее накатывают волны дикарей. (Что-то вроде тупиковой ветви гоминидов, которая принципиально застыла на уровне раннего каменного века, но уже готова убивать любого чужака только за то, что он чужак). А в Равновесии господствует та самая, хорошо знакомая нам толерантность: дикаря надо нежно прогнать, не нанеся вреда. Он же не виноват, что вырос не в нашем высококультурном обществе? Надо отнестись с пониманием даже к его жажде крови. И вообще, есть Охотники, в обязанность которых входит отлов опасных животных — пусть они и разбираются. Жители равновесия старательно забыли, что терпимость к чужим нравам и поведению тоже должна иметь свои границы, не превращаясь в бесхребетную угодливость.

О том, что это тупик, за которым пропасть — понимают немногие. И потому, убедив Николая помочь, пытаются наладить производство высокотехнологичного огнестрельного оружия. Пусть вооружённые винтовками Охотники сумеют поддержать порядок и удержат границы, дадут Равновесию ещё хоть немного времени. А там оно может и переменится к лучшему?

В отличие от редакторов, навязавших в печатном варианте 69 года счастливую концовку, Мирер был реалистом. Николай у него — не герой-прогрессор, не супермен, а человек. На него тоже давит груз сомнений, он может ошибаться. Слишком мало в Равновесии людей, готовых не только принять новые, противоречащие укладу жизни идеи… но и рисковать жизнью ради остальных. Слишком многие согласны, что надо что-то менять и «готовы поддержать морально», но чтобы при этом их самих никто не трогал. Пусть придут и сделают, они не против. «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение», — как-то сказал Томас Джефферсон. Но как часто наступает момент, когда фразу продолжают: «Но на мой взгляд, достаточно только убивать тиранов»? Забывают, что свобода — это не право, а возможность, отстоять которую люди должны сами. И если мы все не будем бороться за свою Родину и своё будущее, а свалим это дело на кого-то другого, сами забившись в уголок поукромнее, ограничившись тем самым «моральным одобрением» — потеряем всё. Причём бороться когда надо — делом, когда надо — примером, а когда надо — отстоять с оружием в руках.

Жители Равновесия понять этого не захотели и не успели. Как не поняли один раз этого и мы. Потому-то Александра Мирера со своей повестью «У меня девять жизней» и остаётся нашим современником. Прочитать. Остановиться. И задуматься…

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

igorgag, 25 октября 2017 г. 23:25

Автор не угадал с рядом важных реалий нынешнего века (не предвидел теракта с «Близнецами», появления евро да и столь бурного прогресса компьютерной техники), однако сумел закрутить-таки интригу.

В середине книги повествование немного провисло; мне подумалось, что автор малость увлекся чисто детективной составляющей сюжета, решил блеснуть, типа, мастерством детективщика. Но, пожалуй, все эта игра в тотальную слежку действительно была необходима для дальнейшего (убедительного) развития сюжета.

Роман написан бойким, немного даже развязным языком; персонажи обрисованы ярко, выпукло. Никоим образом не обычная, стандартная поделка. Да, подлинная история XXI века развивается совсем не так, совсем не так. Но читать было интересно!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

mir-bazar79, 28 февраля 2010 г. 08:42

Повесть очень хорошая. И актуальная. Мы ведь гадим этот мир, гадим, и хрен его знает что будет в конце. Может дельфины как в Симпсонах мутируют, вылезут из радиоактивных океанов и надают людям по шее. А тут человек живёт в гармонии с природой, она даёт ему всё что необходимо, еду, кров, защиту. Те же самые боевые обезьяны, леопарды делали сильнее людей этой биосистемы. И потом ребята были не из прошлого, а из параллельного мира. БУль они из будущего, попали бы ровно в тоже время когда вылетели, а не тогда когда эта была разрушена. Это к аннотации.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

elent, 8 мая 2008 г. 14:12

До сих пор- уже тридцать лет — читаю с удовольствием! Помню еще первое издание — синюю книгу. Как мы за ней охотились!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

elent, 28 июля 2006 г. 04:49

Прекрасное продолжение. Впрочем я читала все уже в одной книге. Кстати Стругацкие считали, что это лучшее детское произведение в фантастике.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

svarga, 18 января 2010 г. 16:24

Книгу прочел после фильма. Фильм понравился, сто по тем временам — жуткого голода на фантастическое кино — не удивительно. Книга тоже понравилась, несравненно больше фильма, но вторая часть оказалась слабее, что обидно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Мирер «Этика Михаила Булгакова»

Дядюшка Шу, 26 июня 2008 г. 22:10

«Мастера и Маргариту» я перечитывал раз двадцать, не меньше. Конечно, за двадцать лет знакомства с Романом восприятие его менялось, открывались новые смыслы... Когда был маленьким, помню, пропускал Ершалаимские главы, потом был период — читал только их. Я думал, что знаю этот текст — ну почти наизусть!

Но книга Мирера («Евангелие...» и «Этика...» по сути дела — две части одной книги) открыли мне совершенно новые смыслы текста булгаковского романа. Я был потрясён — я ничего не видел в Романе, ничего не понимал в нём! Перечитывал потом — как в первый раз.

Потом читал других исследователей — Чудакову, Баркова, Кураева, — но такого шока от открытия чего-то нового уже не было.

Отличная книга (обе две).

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

stMentiroso, 18 сентября 2006 г. 11:12

Читается взахлеб. Яркая интересная книга. Хотя фильм по ней снятый оставил серое впечатление.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

видфара, 24 июня 2008 г. 08:58

«Как ни странно, но сиквел оказался хуже»:confused:

stMentiroso , было бы как раз странно, если бы сиквел получился лучше! Увы, это обычнейшее дело — продолжение не дотягивает до уровня первой вещи...

Мирер написал замечательную книгу, которую в своё время зачитывали до дыр. И конечно, нам хотелось знать, что же там будет дальше. Узнать-то узнали, а привкус неудовлетворённости остался. Об иноземье (или инопланетье) у нас всегда почему-то пишут не очень убедительно. Зато свои просторы и свои люди получились у Мирера совершенно живыми! Потому книги и помнятся до сих пор:wink:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

viv, 11 ноября 2007 г. 00:25

Читал много раз и перечитывал...Как-то попался фильм — ну зачем такое снимать по хорошей книге? Книга — бесспорно из лучших , фильм — просто никакой, оценка отрицательная ему подошла бы.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stMentiroso, 18 сентября 2006 г. 11:56

Вообще то идея похожа на «Кукловодов» Хайнлайна, но красивее и универсальнее. Лучше подменить сознание человека чужим сознанием, чем садить на спину паразита, которого выдает горб на спине. Правда, и освободиться от паразита в сознании сложнее, чем на теле. Чего ждать дальше? Наверное замены души.

Как ни странно, но сиквел оказался хуже

Оценка: 10
– [  2  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

stMentiroso, 18 сентября 2006 г. 11:33

Отличная книга! Тут вы найдете множество ответов на вопросы о священной корове, о птице Рухх, о происхождении каст...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

izbor, 8 сентября 2006 г. 23:16

одна из лучших книг детства. Перечитывать не буду. Пусть навсегда останется такой.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Александр Мирер «Посредник»

mom, 15 декабря 2006 г. 16:16

Интересно отметить, что на сайте «Посредника» точка зрения в основном противоположна той, которую выражают здесь. Там книгу не любят, а фильм боготворят. Я книгу не читал, а фильм очень люблю, и именно за безысходность, мрак, за урбанистические и индустриальные пейзажи, за актерскую работу прибалтов. Книгу, думаю, обязательно прочитаю.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

primorec, 19 февраля 2015 г. 02:58

Старые книги, из самого детства — своеобразная машина времени. Нет, это скорее хроноскоп: тело, да и душа, останутся прежними, прожившими уже годы-десятилетия, сидящими в любимом кресле, но появится возможность через время посмотреть на свое детство, на себя самого, окружающее, побродить мысленно по любимым местам, разглядеть детали, ускользнувшие годы назад. Что-то вспомнить, что-то понять заново.

Надо только отправляться в места детства с нужным настроением. Ты ведь знаешь, что тогда все деревья были большими? Даже этот маленький куст казался непроходимыми зарослями. Ты же понимаешь, что мир тогда был безграничным, новым и непознанным? Чего же ты удивляешься сейчас малости и простоте?

Первый раз я читала эту книгу где-то в середине 70-х. Читала, будучи сверстником героев. И более — никогда. Должны были пройти десятилетия, чтобы решиться на путешествие в детство. Нужен был жизненный опыт, и по большей части отрицательный, чтобы разглядеть за простыми и неторопливыми строчками вещи незыблемые, по-настоящему важные и ценные, не разочаровываясь и не огорчаясь.

Сначала хотела написать отзыв единым махом на весь «Дом скитальцев». Но повести — разные. О совсем разном времени детства, и разных вещах. Ведь в детстве всегда так — дело решают иногда не годы, а месяцы, недели и даже дни.

Так вот, о чем «Главный полдень,« с моей точки зрения, взрослого человека, для которого личный полдень уже миновал? Он о самом большом страхе ребенка: о том, что мир, уютный, ласковый, добрый, изменится безвозвратно. И о том, что, не смотря на страх, мир все же изменится безвозвратно, и это называется взрослением.

Как мы все мечтаем в детстве поскорей вырасти! Но в нашем представлении это значит возможность не есть в обязательном порядке невкусную кашу, гулять до поздна и ложиться спать, когда захочется. Мы догадываемся, что за эти удовольствия чем-то придется заплатить, и даже подозреваем чем. И это самый большой и тайный детский страх.

Потому что заплатить придется изменением мира. Всего. Изменится все — Чувства. мысли, предметы, даже пространство и время. Но самое ужасное — люди. Родители из непобедимых героев станут обычными, усталыми от забот людьми, добрая продавщица конфет в магазине — злобной мегерой, продающей из-под полы сигареты и водку подросткам, всегда готовый помочь сосед Дядя Вася — запойным алкоголиком.

А в повести этот тайный страх воплощается в реальность: люди меняются, друзья и знакомые становятся чужаками, добрые — злыми, друзья — предателями. И никто не поможет, никто не спасет. И кульминация в романе — не бегство пришельцев. Кульминация — моменты взросления героев. Преображение — секунду назад был ребенок, а сейчас уже — взрослый. Помните, как Алеша лежит у корабля пришельцев, свернувшись калачиком, крепко зажмурив глаза. Он думает: почему я? я ведь ребенок! на свете миллионы взрослых. пусть он решают и делают! А потом- открывает глаза и приступает к действию. Закрывал глаза мальчик, открыл – мужчина, пусть еще и не совсем выросший.

И в этом тоже есть нечто глубоко неправильное. Человек должен взрослеть постепенно, шаг за шагом постигая взрослые радости и печали. Так сразу взрослеют только, когда случается нечто ужасающее, настоящее беда: война, вторжение, катастрофа, смерть. Маленький урок будущим взрослым: не забывайте! ТАК не правильно!

В повести еще много таких потрясающих моментов: узнаваемых и понятных через годы. Внезапное молчание взрослых, многозначительные паузы в разговоре, суетливый мужчина, почувствовавший ЗАПАХ СТРАХА, красиво одетые, но грязно ругающиеся люди, вода в ручье, отравленная грязью... Детали разрушающегося мира детских иллюзий, прекрасного, волшебного и невинного.

Вот что я увидела в свой хроноскоп. Я не разочаровалась в повести — по-прежнему одной из лучших о взрослении- такой простой, такой наивной. С Углами и Квадратами, запавшими в памяти, и с ускользнувшими деталями, так явно проступившими сквозь время.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

primorec, 24 февраля 2015 г. 04:21

Это очень необычная книга, в какое время жизни ее не читай. Конечно, 30 лет назад на первый план вышел приключенческий сюжет, но даже тогда было ясно — в этой книге все необычно, хотя словами, что же необычно, я бы тогда объяснить не смогла. Чувствовала- что то не так, и все. Попробую это сделать сейчас.

Возьмем, хотя бы, приключенческий сюжет, который и сегодня воспринимается вполне современно. Вместе с героями мы попадаем в дом врагов-захватчиков, которые решили поработить нашу Землю и уничтожить всю человеческую цивилизацию. И что же? Где жуткие монстры, зомби, с промытыми пропагандой мозгами, мысли и идеи которых нам чужды и вызывают одно лишь отвращение, праведный гнев и желание отомстить? Нормальные обыватели, с мелкими обыденными и вполне понятными заботами: как заработать побольше, продвинуться по службе, накопить на новую машину, позаботиться о домашнем любимце. Ничего особенного, все, как у нас: дела, заботы, рутина. Такое все понятное и знакомое, что и невозможно злиться или ненавидеть. Только немного мимолетной тревоги, как о дальних родственниках. Подумаешь: как там они? А потом опять о своем, о близком. Странно, правда? Речь ведь идет о таких вещах, как первый контакт, нашествие чужих, контроль над разумом.

А дальше — еще страннее. Все чудесатей и чудесатей, как сказала бы Алиса. Книга расцвета социализма, но нет в ней ни слова о пионерах-героях, комсомольцах-добровольцах, кодексе строителей коммунизма, и идейном превосходстве социалистического сознания над эгоистическими думами злодеев-капиталистов. Вообще нет. Зато есть намеки на аппаратные игры и межведомственные разногласия, причем одинаковые, что на родной Земле, что в Доме скитальцев-инопланетян.

Просто книга не о том. Она опять о взрослении, только более глубоко, более правдиво и жестоко, чем в еще достаточно детском «Главном полдне».

Почему правдиво и жестоко? Потому что Сева и Маша из чистой, полной иллюзий и ожидания волшебства беззаботной юности не просто попадают во взрослые тела. Они становятся взрослыми. Со всеми вытекающими последствиями: неприятными обязанностями, подчинением необходимости и многочисленными писанными и неписанными законами. И этот взрослый мир — пусть завернутый в инопланетную упаковку и гротескный- легко узнаваем. Более того, он практически не изменился и до сих пор. С чинопочитанием -так, чтобы перед вышестоящим — в прах, но и чтобы нижестоящие — в пыль. С работой, превращающейся в карабканье по карьерной лестнице. С тайными и явными враждой и презрением между разными социальными группами. С погоней за тем, чтобы было, как у всех. С вечно давлеющим — «Так не принято», «Все, как у людей». С недоверием ко всем тем, кто выделяется талантом, способностями, умом.

Как они быстро меняются, чистые Маша и Сева. Отстраненно удивляются, что можно уже пройти, не почувствовав угрызения совести, мимо страдающего, отвернуться от слабого, разрушить чужие жизни или воспользоваться ими ради достижения своей цели. О, безусловно, свои цели всегда безупречны и важны. и жизнь своего друга много ценнее, чем жизни чужаков и незнакомцев. Но и для тех, других, их цели могут оказаться не менее важными и безупречными, чтобы, без угрызений и сожалений, разрушить по ходу дела твою жизнь.

По-моему, очень правдиво. Без осуждения, без обличения: «Мы будем лучше» и «Вы ничего не понимаете». Без пресловутого «Молодость изменит мир». Есть грустная правда: молодой разум свободен от внешнего давления , открыт для нового и для него возможно все, но, становясь взрослыми, мы сдаемся под давлением правил, инструкций, традиций и обязательств, иногда полностью чуждых нашей натуре, пополняя серые ряды «таких, как все». Нас всех, за редким исключением, захватывают Чужаки.

В мире, по большому счету, мало, что меняется. И потому не менее правдивый финал: без победных фанфар и громких фраз, без оды человечеству или отдельному взятому человеку. Маша и Сева остаются только вдвоем, проверив друг другу и поверив. Не важен мир, не важны взрослые игры. «Просто одному всегда тяжелей. Они оба были правы. Очень хорошо было идти по твердой, теплой земле и держаться за руки». В итоге всегда остается только это — ты и твои близкие.

Прекрасная книга. Причем обе части цикла. Разные и о разном. Более глубокие и сложные, чем замечательные, но прямолинейные романы-взросления Хайнлайна. Читающиеся по-прежнему современно, и, к сожалению, по-прежнему с узнаваемыми образами и проблемами.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

grad, 5 июня 2010 г. 23:30

Великолепный образец фантастической литературы для детей советского периода. Само появление этой повести чудо. Марксизм-ленинизм учит, что высший этап развития общества — это коммунизм. Прилет на Землю высокоразвитой некоммунистической цивилизации нонсенс. Тем более воинственной. Почти вся космическая фантастика того времени это вариации на тему « Аэлиты» или о том как прилетают инопланетные коммунисты. Спасибо автору за незабываемые детские впечатления. Наверно он вошел в золотой фонд детской фантастики. И это произведение несомненно отличается от других книг для детей того периода.

P.S. наверно все-таки добавлю впечатления.

Не надо уподабливаться начальнику из Некрасова: «Ладно. Ништо. Молодца-Молодца».

В мои годы фантастику читать было затруднительно. Я читал все. до чего мог дотянуться. В том числе критику фантастики. Один автор сказал, что не мог опубликовать роман, потому что «редактор не так видит развитие советского общества» . Поэтому для меня «Главный полдень» («Головный полудень» — я читал и на украинском))) главная загадка издательств).

А если вспоминать критику, то давайте вместе посмеемся. Сам читал, критик упоминал одну повесть, там ГГ спрашивал у инопланетян: «а как вы узнаете точное время?». «У меня в кармане есть коробочка с кнопкой: нажмешь один раз — время, 2 раза дата». Критик сказал: скоро до них дойдет, что коробочку легче носить на руке». Я подумал: «во, автор дурак». А теперь думаю:« во автор, критик и я дураки». Эта коробочка у меня в кармане: телефон, часы, календарь, будильник, навигатор, книжка, кинозал, магнитофон и наверняка я что-то пропустил, но я этим пользуюсь)))

Оценка: 9
– [  14  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

PATARR, 24 ноября 2011 г. 12:12

Сначала, в далеком детстве, я посмотрел фильм «Посредник», по первой части «Главный полдень». Странный, «сюрный», нудный и непонятный. В уже значительно более зрелом возрасте мне попалась в руки книга. Принимался читать ее я с некоторой опаской — воспоминания о фильме не способствовали объективному восприятию книги. Однако книга оказалась значительно интереснее фильма. Сильная и стильная фантастическая подростковая фантастика. Впрочем, подростковая — это ярлык не самый верный, т.к. эта книга ПРО подростков, но не только ДЛЯ них. Среди не такого уж и большого количества подростковой фантастики (Булычев, Крапивин, Велтистов), роман Мирера выделялся именно своей фантастичностью. Научной фантастичностью.

Первая часть «Главный полдень» — почти боевик. Идея о пересадке разума и захвата его «чужаками» не нова. Но впервые (других примеров того времени я не знаю) подобное действо происходит в СССР. И буквально все, каждая деталь повествования, выверена и достоверна. Герои-подростки, герои второстепенные весьма убедительны. Жизнь заштатного совкового городка прописана столь ярко и правдиво, что способствует глубокому погружению в атмосферу книги.

Вторая часть несколько менее динамична. Часть действия переносится на одну из планет чужаков. Их психология, поведение и быт также прописаны очень реалистично и не вызывают сомнений в подлинности.

Мирер не делает скидок на «подростковость» и серьезно работает над философией и психологией чужих, убедительно обосновывая их концепцию бытия, что ставит его произведение в один ряд с серьзной научно-фантастической литературой.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

ii00429935, 9 декабря 2009 г. 15:50

Качественная подростковая фантастика. В новом голливудском мультфильме «Монстры против пришельцев» ведущий новостей сообщает:«И снова летающая тарелка! Почему-то все космические пришельцы высаживаются только на территории Соединенных Штатов». А вот и не все! Советский писатель Александр Мирер развивает на «местном материале» популярную в западной фантастике тему вторжения инопланетян-похитителей тел. Инопланетяне готовят вторжение в маленький городок где-то в средней полосе, и только двое советских пионеров могут вторжению помешать. Впрочем, то, что ребята — пионеры, а действие происходит в советские времена, для этой книги совсем не принципиально. Ну да, нет еще сотовой связи, а в местном клубе показывают 3 серию «Войны и мира», но в целом «Главный полдень» не привязан ни к идеологии, ни к быту определенной эпохи, и в этом, наверное, один из секретов его успеха. Очень хорошо выписан сам городок — место действия романа, сюжет увлекательный и динамичный. И то, что главные герои — дети, и их глазами показано все инопланетное вторжение — абсолютно верно. Ребенок скорее поверит и в пришельцев, сознание которых может вселяться и в людей, и в зайцев. Поверит и в то, что если в Москву сообщить: «В нашем городе высадились инопланетяне!», на помощь сразу пришлют войска, а не психиатрическую бригаду.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

тессилуч, 28 июня 2012 г. 09:17

Потрясающий роман! В конце 60-х произведения о «биологической» цивилизации в СССР были единичными и необычными. Читал в Знании-сила из номера в номер. Впечатление было как от фильма «Аватар», но на мыслительном уровне. Умели редакторы журнала выбирать произведения и авторов!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Double Black, 3 февраля 2022 г. 19:28

Задумываясь о том, когда и в каких условиях писалась эта книга, надо снять шляпу. Хорошая идея, хорошо реализована. Без идеологии, но так написано, что советская цензура пропустила (и спасибо ей за это). И, кстати, одно из немногих шикарных описаний инопланетной цивилизации, основанной на совершенно иных принципах, чем наша. В золотую серию советской фантастики это произведение наряду со многими книгами Стругацких, уже упоминавшимся тут «Часом быка», и трилогией Снегова, входит однозначно.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

G300, 8 апреля 2008 г. 16:44

Читал в детстве , очень запомнилось, это было необычно, захватывающе, короче в те времена будучи ребенком я приходил в библиотеку (книг мало было, кто помнит, особенно прикючений и фантастики)

библиотека такая болшая комната со стелажами в несколько рядов, но по ним редко кто ходил, в основном был стелаж у входа — куда ставились только принесенные книги на обмен, естественно они были самые читаемые, если на это стелаже ничего не попадалось дальше искать было бесполезно и тогда оставался последний вариант,

я подходил к тетеньке-библиотекарю и просил «что нибудь из фантастики»- это такая особая фраза для постоянных клиентов =)

и из под прилавка (хахаха) она вытаскивала несколько штук я выбирал почти наобум и шел домой читать.

Эта книга примерно так и была из-под прилавка, я забыл и имя автора и название книги, но тот восторг и некоторые детали сюжета помню до сих пор а уже лет 20 прошло =)

Подросткам — читать обязательно )

Оценка: 9
– [  11  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

kon28, 2 сентября 2007 г. 19:44

Странное дело, сколько лет уже прошло с тех пор как впервые прочитал «Главный полдень» и «Дом скитальцев». А мнение о книгах не изменилось. Изменилось время, антураж советской периферии в «...Полдне» устарел конечно, но... глаз не режет. И понятно, что сюжетная идея даже и в то время уже была не нова и... Вот тут-то и выступают на первый план талант автора и качество текста. Миреру удается идти по тонкой грани между «подростковым» и «взрослым» текстом, не отклоняясь ни в одну ни в другую сторону. И герои-подростки, оставаясь подростками и по уровню мышления и по уровню знаний и по мотивации поступков, тем не менее занимательны и взрослому читателю. А взрослые мысли автора не скрыты наслоениями текста с одной стороны и не выпячены дидактично с другой. И тем самым, понятны и подростку. Наверное, в этом — мудрость автора, написавшего прекрасную дилогию, — увлекательную, умную, добрую.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

ConstApril, 16 апреля 2013 г. 07:38

Я считаю, что «подростковая» ориентация книги «Дом Скительцев» -- это сознательный выбор автора, а не следствие слабости идеи или сюжета или реализации этого сюжета.

Заменить детей на взрослых ( есть в книге персонаж по фамилии Благоволин, который тоже «выплевывает Мыслящих», а, потом, сознательно впускает в себя одного из них, согласившись сотрудничать, -- а это значит, что не только дети на такое способны... ), далее слегка переделать всего несколько эпизодов, «заточенных» исключительно под подростков, и получится вещь в одном ранге, например, с «Обнаженное Солнце» Азимова. Там тоже обыкновенный Землянин раскрывает заговор на другой планете и, при этом, в «детский ряд» ту книгу никто не ставит.

Автор же, обладая хорошей идеей и отличными способностями ее реализовать в виде книги, сознательно ориентировал книгу на подростковую аудиторию, и это его выбор.

А по поводу того, что «тема не нова», то, рассуждая так, можно и Льву Толстому в упрек поставить, что про любовь и войну и до него писали...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 7 ноября 2015 г. 00:14

Две части цикла отличаются друг от друга, но не в смысле «хуже-лучше». как пишут в некоторых отзывах. Мне это напомнило отношение «Хоббита» к «Властелину колец». «Главный полдень» это все же книга скорее детская, или скажем так — подростковая, как «Хоббит». А «Дом скитальцев» — уже достаточно масштабная вещь с более сложными вопросами и куда более усложненной интригой.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

fan2mas, 15 января 2011 г. 14:54

Помню, как Мирера ругали и высмеивали за «Главный полдень». Дескать, какие у него мальчики боевые! Как будто не те же дяди и тети писали о пионерах-героях, стрелявших в фашистов. Помню, меня просто убил такой довод: посредник должен быть сложным и непонятным, а вот автор сознательно упрощает инопланетную технику, чтобы деткам было проще разобраться... Идиотство. Чем совершенней техника, тем она должна быть проще в управлении (Д.Биленкин, «Четвертая производная»). Нет, Мирер молодец, его пришельцы очень достоверны, все очень логично. С удовольствием бы посмотрел кино «ГП», но, боюсь, киношники испортят книгу!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

Ank, 3 августа 2008 г. 20:53

В основе сюжета этого романа лежит главная тема советской фантастики – «судьба открытия», но роман создан уже в 90-е годы, и потому любопытно посмотреть на отличия книги от своих предшественниц.

Действие перенесено в Америку – хилый российский капитализм не потянул бы такого размаха событий, да и писатель получил возможность пройтись утюгом по этой стране. Его авторские отступления на тему «как там всё не так» читаются особенно интересно. Нет долгих рассуждений, нет противопоставления двух систем – а есть напряженный сюжет, который не дает оторваться от романа от начала и до конца, причём вторая часть читается намного интереснее.

Главную идею романа автор напрямую не высказывает, но она очевидна. Вся та техника, которой мы пользуемся сейчас, была изобретена в конце 19 века. С тех пор только возрастал комфорт, менялся внешний вид – а по сути ничего не изменилось и уже не изменится. Подобные изобретения есть, но они просто не могут появиться в современной экономической системе, и новое транспортное средство появится только когда на Земле кончится нефть. Если к тому времени ещё останутся здоровые люди. Если они вообще останутся.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

С.Соболев, 14 мая 2008 г. 14:19

Давненько я не получал наслаждения от чтения — книжка читается залпом, буквально запоем — и является ли причиной этому динамичность повествования, или удачно выбранный сюжет, затрагивающий всех жителей Земли (экологическая катастрофа ближайших десятилетий и мечты о неиссякаемых источниках безопасной энергии) — боюсь гадать.

Первую часть романа Александр Мирер написал без привлечения ходовых штампов из арсенала авторов бестселлеров: какие, к черту, любовные увлечения главных персонажей, предательства друзей и погони, когда история Эпохального Изобретения (оказавшимся на поверку Эпохальным Искушением), способного преобразить весь окружающий мир, читается увлекательнее? Чувствуется рука Мастера, писателя из раньшего времени. Сейчас так почти не пишут. Вторая же часть романа является просто попыткой закруглиться с «хорошей миной на лице»: тут тебе и амур, и погони, и прочие атрибуты детективчика, а машинки-невридимки, спасающие героев от неминуемой смерти, сыграли роль того самого «бога-из-машины» (который опускался в конце чуть ли не каждой средневековой пьесы, дабы разрубить узел накрученного сюжета). Зло не победило, но и добро что-то не восторжествовало…

Пособие по выживанию топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой промышленности, получилось отнюдь не совсем правдивым: стоило ли магнатам тратить несколько $ миллиардов на подкуп конкурентов, если во сто крат дешевле было бы просто их убить, причем гарантия молчания в этом случае — безусловная?

Роман не охватывает “эпохальностью” — из этого ряда можно вспомнить «Мир на Земле» и «Футурологический конгресс» Ст.Лема, «ТП» — повесть самого составителя серии Виталия Бабенко, «Времена негодяев» Э.Геворкяна и уж конечно же «Катализ» Анта Скаландиса — роман о дубликаторе материи (его нельзя отнести к изобретениям, так как эта вещь попала в наш мир извне) полностью изменившим не только технологию мира, но и все стороны его жизни, начиная от сексуальных и кончая социальными. Повторюсь, «Мост Верразано» не охватывает окружающее так глобально, он лишь ставит проблему перед узким кругом лиц. Так вот, это изобретение так и останется частностью, эпизодом, о котором мало кто знает и уж тем более никто не воспользуется, когда нефть кончится и действительно прижмет. В истории не было такого случая, чтобы необходимое (и существующее уже) изобретение обнаружилось бы вовремя. Значительно позже — да, возможно, но уж никак не в критические моменты существования.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

mputnik, 17 июня 2019 г. 23:29

Великолепная фантИдея. Захват планеты при помощи внедрения в сознание аборигенов психоматриц «десантников». Компактная такая штучка летающая, а в ней — армия вторжения. Готовая, сформированная, поделённая на боевые подразделения, с полной структурой управления. Оригинально «поименованы» эти «управленцы» армией вторжения, на универсальном языке всех мыслящих существ: Точка — Линия — Угол — и т.д. Один «десантник» в разум первого аборигена попадает, дальше берет с собой некое устройство в виде старинного пистолета, а в нем — целый батальон «десантников»: «выстрелил» в аборигена — и вот уже в его теле новый «десантник».

Просто безгранично шикарная фантИдея.

Что же касаемо конкретики литературной реализации..., эээ... — на любителя, скажем так. Полвека прошло с момента издания. Само собой — что-то да не так. Сама «фактура повседневности» — уже чистой воды фантастика. Люди, вон, попаданческие эпопеи рожают на базе этой самой «повседневности 50-летней давности», обмусоливая только, собственно говоря, отличия дня сегодняшнего от дня «тогдашнего». А тут — как бы требуется «осознать себя дома» в таковом антураже.

Ну..., повторюсь: на любителя. Я, к примеру, как бы ничего и не забыл, 1969-ый — это шикарные и незабвенные детство и юность, тогда и солнце было ярче и трава зеленее и — вообще.. А, вот, внуки мои — не поймут, как бы, о чем речь, и это — тоже вполне понимаемо, почему собственно.

Короче, такая, вот, тонкость восприятия материала

Оценка: 9
– [  8  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Dentyst, 3 октября 2009 г. 23:28

Продолжение «Главного полдня». Теперь уже наши ребята выступают в роли шпионов во вражеском лагере. Мне показалось, что вторая часть отличается от первой не в лучшую сторону. Конечно, мы не знаем инопланетной жизни, и, естественно, для более полного восприятия сюжета автор много места уделил описанию «тамошней» жизни. И сдаётся мне, что переборщил с подробностями. «Дом скитальцев» уже читается не с такой лёгкостью, как первая часть, он требует более вдумчивого отношения и неторопливости. Короче эта вещица для людей постарше : настроившись после первой книги на головокружительность смены событий можно и разочароваться, а более юному читателю может показаться вообще скучной. Но несмотря на всё это — книга замечательная.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

amlobin, 24 сентября 2016 г. 15:55

Одна из лучших повестей советской НФ в теме Контакта. Это не боевик и не детские приключения, но экшна здесь достаточно. Инопланетяне хотят захватит не просто землю но и тела землян — на тот момент это была довольно таки новая идея. Но дело не в идее а в ее воплощении — четко простроеный сюжет, отличный стиль, продуманные детали — никаких багов и косяков, все края сходятся — это классика жанра!

ГГ — дети. Не ново, но убедительно и сюжетно оправдано. И является частью идеи, которая утверждает наличие иррационального человеческого в противовес нечеловечески-рационального, что и воплощается в поведении детей наиболее полно.

Оценка: 9
⇑ Наверх