Анна Никольская отзывы

Все отзывы на произведения Анны Никольской



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Я уеду жить в «Свитер»
–  [ 10 ]  +

Календула, 21 октября 2016 г. в 13:04

Ознакомилась я сим творением отечественной литературы. Признаться, я несколько разочарована. То ли стара я уже я подобного рода книг, то ли автор не сумел внятно донести идею, но книга прошла мимо, совершенно не зацепив и не вызвав никаких эмоций, кроме недоумения. Вся история какая-то плоская, безликая, безэмоциональная, повествование ровное и даже нудное. Ну не ведут себя так подростки, не говорят на абсолютно правильном литературном языке без единого сленгового словечка. У героев нет абсолютно никакой речевой характеристики — все изъясняются, словно по пособию по риторике, даже в моменты эмоционального напряжения, которое автору также удалось изобразить с трудом. Герои невыразительные и как будто замороженные. Даже их переживания выглядят натянуто и неестественно.

Сложилось впечатление, что книга написана под жестким контролем: ни шагу на опасную стезю прописывания и обозначения эмоций, всё сугубо положительно и светло — никакой мрачности, никакой реальной жизни... Простите, а в чем тогда смысл данного опуса? Показать подросткам, что жизнь их прекрасна, радужна и бесконфликтна? Книга не несет особенной смысловой нагрузки, разве что затрагивает немного тему прощения детских обид и принятия чужого человека. Однако хотелось бы, чтобы тема сострадания была раскрыта глубже. Серия, в которой вышло это произведение, позиционируется как «лайфстайл», т.е. повседневная жизнь, социальные сети, эмоции, мечты, взаимоотношения с родителями и сверстниками. Но герои словно насильно заставляют себя общаться и выражать хоть какое-то подобие эмоций. Неживые, картонные персонажи. Лично я осталась совершенно равнодушна к перипетиям их судеб, поскольку автор не сумел внятно донести идею собственного творения.

Переживания героев показаны несколько странно и завуалированно, словно читатель сам должен представить, что они чувствуют в тот или иной отрезок времени. Так, они часто подаются как воспоминания Юли о детских проделках Веры, но не дается никакой оценочной характеристики. Главная героиня вообще обрисована довольно схематично. Автор пытается показать ее характер, но последний так и остается не раскрыт: вот она пытается саркастично ответить обидчице, но выходит неестественно и натужно, вот она обиделась на подруг, но не особенно переживает, самоустраняется и не пытается ничего выяснить. она как страус, прячущий голову в песок, тем более неоднозначным кажется ее поведение — хаотичное метание без цели и смысла. Вера тоже прорисована слабо — пережившая смерть матери, воспитывавшаяся и брошенная эксцентричным отцом, вынужденная жить по сути у чужих людей, она просто мелькает тенью по страницам книги. Читателю сложно понять, что это за человек и какова его роль в повествовании. Только ли для того, чтобы показать, как эволюционировала и взрослела Юля? Но и эта идея вышла довольно блеклой. Есть ощущение нагромождения персонажей, как будто они толпятся и слоняются без дела. И вроде бы через них и отношение к ним мы должны раскрыть характер главной героини, но этого не происходит.

Вообще, если честно, я пребываю в растерянности после прочтения этого произведения. Это тот редкий случай, когда мне практически нечего сказать о книге. Она не оставила на мне абсолютно никакого отпечатка, не вызывала эмоций и даже толком не запомнилась.

Оценка : 5
«Кадын — владычица гор»
–  [ 9 ]  +

Seidhe, 23 сентября 2016 г. в 09:19

Не так давно я прочитал роман Ирины Богатырёвой «Кадын», который произвёл на меня неизгладимое впечатление. Когда писал на него отзыв, с удивлением обнаружил в базе повесть Анны Никольской с практически идентичным названием. К сожалению, приобрести книгу в печатном виде мне не удалось до сих пор, но в сети легко можно найти замечательно сделанную электронную версию.

Итак, о чём эта книга? По сути — это переложение алтайских сказок и легенд современным языком, стилизованным под эпические сказания. С многочисленными повторами, тройными сравнениями и другими фольклорными элементами:

«На всем холмистом Алтае, на всем цветущем синем Алтае, на золотом просторном Алтае не было хана великодушнее, справедливее и мудрее. Глаза его — спокойные озёра, нос — ровная гора, усы за плечи закинуты, а борода до колен...»

В центре повествования — юная дочь хана Алтая, десятилетняя принцесса Кадын, отправляющаяся сразиться с великаном-людоедом Дельбегенем, досаждающим мирным алтайским племенам, а весь сюжет строится вокруг её приключений и встреч с различными сверхъестественными существами, как добрыми, так и злыми. По сути — это просто сказка. Но сказка экзотичная, непривычная русскому уху. Сказка с обязательным богатырским конём, одним прыжком перелетающим через пропасти, с говорящими зверями и птицами, с этническим колоритом, который сквозит буквально в каждой строчке, со старинными легендами, объясняющими названия рек и гор Алтая. А какие сочные в повести описания! Прочувствуйте:

«И приехал мудрейший Телдекпей-кам ко двору Алтая в собольей шубе со ста бубенчиками на синем быке. Спешился он, сплюнул, не размыкая рта, сквозь зубы и на белую кошму у костра сел. Спина у него согнулась, будто пополам сломалась. Глубоко, до самых бровей, кам красную шапку надвинул с нитями бусин разноцветных. Перья филина на шапке, как два уха, торчат, красные лоскуты позади, как два крыла, трепыхаются. На лицо кама крупные, как град, хрустальные бусы свешиваются. Кряхтя, Телдекпей-кам подол двухпудовой шубы поправил. По бокам той шубы лягушки и змеи, из колдовских трав сплетённые, болтаются, на спине — дятлов шкурки...»

Разумеется, сказка остаётся сказкой, поэтому Кадын окажется сильнее, смелее и хитрее всех, победив всех врагов, но сделает это благодаря не столько сверхъестественным способностям, сколько своей доброте и готовности помочь как людям, так и различным волшебным созданиям. Но читать всё равно было очень и очень интересно.

Одним словом, повесть понравится всем, кто зачитывался героическими алтайскими сказаниями, кто любит сказки народов СССР и всем тем, кто просто хочет прикоснуться к фольклорному наследию алтайских народов вне зависимости от возраста. Понимаю, конечно, что моя оценка 10 несколько завышена для подобных произведений, но очень уж мне понравилась повесть! Отлично, что называется зашла, да ещё под играющий на повторе альбом алтайского горлового пения от команды Altai-Kai =)))

Оценка : 10
«Я колбасника убил»
–  [ 5 ]  +

Stalk-74, 19 декабря 2023 г. в 23:55

Псевдо воспоминания подростка, заброшенного в Сибирь военных времен. Разумеется, его семья жертва сталинского террора. Его гнобят в школе, мать мыкается в поисках жилья и еды для своих двух детей. Но, в конце концов, Победа на некоторое время объединяет гонителей и гонимых. Так как писал взрослый человек, пытаясь показать мироощущение восьми-десятилетнего мальчика, то ожидаемо получилось средненько, ибо не всем быть Крапивиными. И, вроде, старалась автор выдать читателю мысли ребенка, но практически везде торчат «уши» взрослого человека, маскирующего упрощениями жизненный опыт.

Местами было любопытно, местами шаблонно-примитивно. Некоторые моменты, может, и останутся на некоторое время в памяти, например, «вход в банду» или «ночевка на кладбище», но все такое уже неоднократно писалось детской литературой и на куда более глубоком уровне.

Анна Никольская для меня имя новое. И первое её прочитанное произведение однозначно ответа, стоит ли вникать в её творчество дальше, не дало. Возможно, при случае с каким-нибудь «Я уеду жить в Свитер» и познакомлюсь, но в конкретные планы такая задача не входит.

Оценка : 6
«Апокалипсис Антона Перчика»
–  [ 1 ]  +

anagor1, 24 августа 2020 г. в 20:48

Поначалу кажется, будто перед нами еще один псевдоним Веркина: повествование ведется от первого лица подростка, в эдаком слегка исповедальном стиле с отвлеченными рассуждениями, воспоминаниями и заключениями. Но если в Максе Острогине Веркин угадывался явно, то тут быстро становится ясно, что это всего лишь схожий прием, а автор другой, даже если и есть какие-то элементы подражания. Потому что, увы, нет ни той странноватой цепляющей глубины «самоироничного самокопания», ни изысков стилистики, ни уникальной точности вроде бы незаметных метафор, характерных для Веркина. Здесь — видимо, чисто подростковый роман, без выхода в другое литературное измерение. Точнее, повесть, на роман все же не тянет. Хотя, может быть, поколению, привыкшему к лаконичности твиттера, длиннее подавать нельзя? Не схавает?

Уж не знаю, насколько этот текст интересен самим подросткам. Мне было любопытно. Прочел совсем не с восторгом, но не без удовольствия. «Головокружительности» триллера особо не заметил, хотя действие вполне ровное, внимание удерживает. «Умная и завораживающая» история — тоже, пожалуй, некоторое преувеличение, но скорее во втором слове — история точно не тупая, пусть и без отточенного блеска. Довольно простая история взросления, демонстрирующая принцип «у каждого человека можно найти что-то хорошее (если хорошенько его обыскать)».

Есть лишь один момент, как-то так резанувший, подорвавший психологическую достоверность и смазавший вроде бы красивый и неожиданный финал. От подросткового возраста река времени унесла меня уже довольно далеко, сложно судить, такова ли картина мира современного подростка, но вот на место родителей ГГ я бы себя поставить мог... не получилось. Может быть, потому, что нашу семью пресловутый конфликт отцов и детей как-то так обошел? Ну не было конфликта! Спорили часто и спорим до сих пор, но какие-либо «воспитательные действия» мы с женой прекратили, когда сыну было еще лет 12 — с тех пор он прекрасно справлялся сам. Ведь в таковых действиях всегда есть некая наигранность, неискренность, манипуляция, которую любой нормальный человек (любого возраста) прекрасно чувствует и реагирует соответственно — то есть, вовсе не так, как ожидают возомнившие себя более мудрыми и опытными манипуляторы. (Отсюда, может, и пресловутый конфликт? А если считать «ребенка» равным себе человеком с равным правом иметь свое мнение — может, и не будет конфликта?) Так вот. Мне очень трудно, практически невозможно себе представить, чтобы мы ТАК подставили собственного сына, как это сделали родители ГГ. Такой подлянки, уж извините, не оправдывают никакие воспитательные цели. И я не удивлюсь, если многие читатели из целевой аудитории (т.е. те самые «трудновоспитуемые» тинейджеры) со мной в этом согласятся. Оно, конечно, да, понять и простить можно и нужно. Но «осадочек» останется на всю жизнь. И полного доверия — самого главного между родными людьми — уже не вернуть. (В этом плане интересно было бы продолжение насчет отношений ГГ с родителями лет эдак через 10. Боюсь, его пришлось бы писать в жанре драмы, а то и трагедии.)

Оценка : 7


⇑ Наверх