fantlab ru

Все отзывы на произведения Николая Басова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Николай Басов «Неамериканская» американская фантастика — Андрэ Нортон»

mputnik, 30 июля 2023 г. 20:25

Не понял суть ажиотажу. Весь текстик — мизерный, всего 12 абзацев. Ни о чем, сплошные дежурные общие слова. Стандартное предисловие. Вполне себе формальное.

О «современности» каких-либо оценок или суждений даже и говорить смешно: книжка вышла более 30 лет тому. Всё уже давно быльем поросло, вне зависимости от чего бы то ни было.

Чего хоть зацепило-то? По какому поводу столько эмоций? Что в этих нескольких сотнях слов такого важного, что достойно упоминания. Какие-то сплошные риторические вопросы

Оценка: нет
– [  1  ] +

Николай Басов «Неамериканская» американская фантастика — Андрэ Нортон»

dimixin, 30 июля 2023 г. 14:16

Познавательная статья о творчестве А. Нортон. Автор поёт ей дифирамбы, восхваляя творчество до небес (вполне обоснованно, в своё время, это было увлекательное чтиво): «Так вот, не очень обычно для Америки, Нортон десятилетия честно и почти без сбоев, отрабатывала свою схему популярной литературы, свое видение фантастики и собственное понимание того, чем надлежит заниматься писателю ее степени одаренности. А в итоге, рассматривая достижения жанра за последнее десятилетие, приходится признать, что парадигма Нортон становится все более привлекательной для читателей всех возрастов и всех уровней подготовленности».

А ещё мне понравилась цитата о советской фантастики: «Вот тут, обращаясь к нашей фантастике, которая по известным причинам почти «избежала» саморазвития, следует признать, что без внушительных инъекций идеями и техникой решения художественных задач, без своего рода «гуманитарной помощи», она не сможет органически влиться в поток фантастики мировой». Как в воду глядел. Но что-то пошло не так. В настоящее время российская фантастика практически не существует — нет новых ни Стругацких ни Булычева, ни Снегова...

Оценка: нет
– [  -4  ] +

Николай Басов «Неамериканская» американская фантастика — Андрэ Нортон»

krakhno1, 30 июля 2023 г. 12:27

А она есть в сети? Название выглядит интересным. Хотелось бы прочесть

Оценка: нет
– [  3  ] +

Николай Басов «Торговцы жизнью»

lexter, 2 марта 2023 г. 23:03

Все, вот на этой книге я сдался и вычеркнул серию из списка. Первую книгу я даже похвалил в отзыве, она действительно была более-менее и давала неплохой задел. Вторую прочитал по инерции, хотя она уже послабее. Третья — абсолютное ничто. 0 динамики, 0 развития сюжета, очень много пустой ерунды. Ну скажите, зачем мне читать по 5 страниц описаний вымышленных автором устройств? Это и неинтересно, и никак не влияет на сюжет, и тупо вообще не пригодится. НИКОГДА. Если бы я хотел поделать какой-то откровенной и бессмысленной ерунды, я бы почитал телефонный справочник. Тройбан.

Оценка: 3
– [  -3  ] +

Николай Басов «Убийство без последствий»

HACOC, 25 февраля 2023 г. 07:32

Написано под псевдонимом …. В новом романе московского автора Б.Футова продолжаются приключения сотрудника российской спецслужбы Ильи Русова. Ему поручено найти и обезвредить вышедшего из-под контроля агента бывшего КГБ, который оказался перевербован преступным миром. Русов начинает работать в образе уголовника Терминатора... Неожиданные повороты сюжета, драматизм и эмоциональная насыщенность текста — отличительные особенности стиля Б.Футова — не оставят и читателя равнодушным….. Серия: AD. Армада. Детектив ISBN (EAN): 5-7632-0560-Х

Оценка: нет
– [  1  ] +

Николай Басов «Проблема выживания»

lexter, 18 февраля 2023 г. 21:01

А мне понравилась первая книга (дальше пока не читал). Из тех трех циклов, которые a выбрал с одним сюжетом: попадание целого города в иной мир (выбрал — Вербицкий «Хроники Зароеченска», Зыков «Война на выживание» и этот цикл), зашел только этот. У Вербицкого все быстро становится однообразно и психологически недостоверно, бросил на середине второй книги. У Зыкова вообще такое ощущение, что он переиграл за зергов в старкрафте, сплошные какие-то мутации, слизи, странные лабиринты, и опять же психологически странно, бросил на трети первой. Да и общий уровень чувствуется авторов — слабоват, какие-то обрывки идеи зацепили, но слог и действия в книгах так себе.

Здесь же написано по-советски, добротно, умно, достоверно с точки зрения героев из СССР 67-го года. Вижу в отзывах ругаются на то, что социализм не в самом лучшем свете, но я в фантастике на такие вещи внимания не обращаю, хоть и люблю СССР. Так ведь реально бывали дуболомы и карьеристы, разве не так? Сейчас их еще больше, так что теперь? А вообще книга такая, приятная, вырывает из современного хаоса и треша и возвращает к тем, совсем другим людям. Я это люблю. Так что мне вполне зашло, посмотрю, как будет дальше.

UPD. Исправил 8 на 6 (ставил «на вырост»), серию не осилил, мне здесь зашла, как оказалось, только эта книга. На третьей я сдался.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Николай Басов «Ставка на возвращение»

bakumur, 25 октября 2022 г. 11:42

Если предыдущие книги хоть как-то еще можно причислить к НФ: были интересны исследования места, куда попали, новые расы и т.д., то Ставка на возвращение полностью ушла в жанр фэнтези. В прошлых книгах тоже без «сказок» не обошлось, это разного рода «предвидения» главного персонажа. Но в Ставке всякого рода телепатии и психотехники вышли на первый экран. С одной стороны, по названию, вроде, ближе к НФ, но по сути выхъодит чистое фэнтези. При этом целую книгу главный персонаж находится в цивилизации, живущей в мире Полдневья намного дольше, чем можно представить, изучает их цивилизацию, но так вышло, что я, как читатель, об этом мире не узнал ничего нового. Даже больше — не узнал ровным счетом ничего. Разве что цивилизация пурпурных управляется не пурпурными. Откуда появились? Почему вот так? Почему даже пауки рядом с ними мирно живут? Ни на один мало-мальский появляющийся вопрос нет ответа. Я уже не говорю о том, кто построил всю эту конструкцию Полдневья, зачем, почему там появился Боловск со всем населением. С кем воюют пурпурные, зачем, кто такие? На каком участке Полдневья все это происходит? Про все вот это совсем ничего. Опять же, разумные железные лабиринты — опять уходим в фэнтези. Эти вопросы интересны намного больше, чем какие-то там битвы, драки. А этого мне не дают. Вместо этого рассказывают, как здорово главный персонаж уделывает местных телепатов и убегает. У и для чего все это? Конечно, впереди еще несколько книг и есть надежда, что на некоторые интересные вопросы автор мне ответит, но, почему-то, думается, вряд ли.

И тогда вопрос: а для чего была написана эта серия книг? Обхаять советскую власть? Показать, насколько круты вчерашние школьники? Показать, как круто человечество в любых ситуациях? Эти вещи в первых книгах реально бесили из-за своей карикатурной, именно карикатурной вычурности, причем, как это говорится, на серьезных щах.

Добавлю, что сейчас пытаюсь перечитать цикл в третий раз и первые два раза не добирался до конца цикла. Оба раза заканчивал на «Законе военного счастья», после чего интерес угасал, теперь понятно почему. В те разы даже невнятно не мог сформулировать ответ на вопрос «почему». Сейчас, пусть даже невнятно, но смог.)

Оценка: нет
– [  3  ] +

Николай Басов «Выкуп»

AlisterOrm, 12 сентября 2020 г. 23:43

Самая последняя повесть, где заочно завершается серия о Лотаре и логически подводится база под следующий цикл. Одни герои будут жить дальше, другие уйдут в мир иной, все линии достойно завершены и замок на дверь в мир, где жил Лотар Желтоголовый, повешен. Да, старик Сухмет смог достойно принять эстафету, пусть и не надолго, но вышел на первый план, наконец-то подведя итог и своей долгой жизни, показав во всей красе своё мастерство. Басов, конечно, молодец, что сделал эдакий дополнительный мостик, чтобы мы хотя бы понимали, чем завершилась старая история, и как относится к новой.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Николай Басов «Устранитель зла»

AlisterOrm, 12 сентября 2020 г. 23:36

Да, всё таки противостояние с цахорами было настоящей вершиной цикла, Басов взял такую вершину, преодолеть которую оказался не в состоянии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, казалось бы, противостояние с «Big Boss» должно быть чем-то по настоящему значительным и захватывающим, но, к несчастью, это не так: любой из цахоров переполнен харизмой куда больше, чем хвалёный архидемон. По сути, эпохальное противостояние заключается в том, что местный Повелитель Зла достал Большой и Длинный Меч, и кинулся кромсать героя почём зря. Оправдаться ритуальным поединком здесь не выйдет, Нахаб со своей чародейской мощью мог раскатать в поединке Лотара только так, однако предпочёл то, в чём тот был однозначно силён — противостоянию «клинок на клинок», и, само собой, проиграл, вместе с главным героем.

Конечно, по стилю напоминает разухабистый боевик, и это не так плохо, сюжет динамичный и любопытный. Другое дело, конечно, что сам главный герой, как и всегда, с лихвой окупает все недостатки и просчёты, и, несмотря на комплексность последних страниц, к нему действительно проникаешься жалостью. Басов смог достйно завершить всю серию, хотя, конечно, и немножко не дотятнул в плане мастерства.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Николай Басов «Кожаные капюшоны»

AlisterOrm, 9 сентября 2020 г. 21:32

Наверное, лучшее, что написал Басов за всю свою творческую карьеру. И плевать, что цахоры чем-то похожи на целую кучу подобных мрачных убийственных персонажей, начиная от назгулов. Повествование о противостоянии с ними скроено ладно, чётко, и связно, как и положено хорошему ремсленному изделию, и здесь практически нет ничего лишнего. Философия противостояния с превосходящим тебя противником.

Лотар победил цахоров только потому, что собрал вокруг себя преданных людей. Если бы он оставался гордым одиночкой, он был бы убит уже первой четвёркой. Но у него были союзники, готовые пожертвовать жизнью за друга и учителя, веря, что его дело стоит того. Даже такие опытные и совершенные бойцы, как цахоры, не смогли разгадать уз, связывающих их жертву с окружающими людьми, и поэтому они проиграли.

Сами сражения с цахорами поставлены автором очень кинематографично и эффектно, как умеет, например, Пехов, плюс знакомство автора с практикой боевых искусств делает его повествование более правдоподобным и объёмным, места воображению почти не остаётся. Даже сейчас я прочитал «Кожаные капюшоны» взахлёб, и, должен сказать, всего остального «Лотара» стоит читать хотя бы ради них.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Николай Басов «Демон Жалын»

AlisterOrm, 4 сентября 2020 г. 21:56

Самый длинный роман о Лотаре, едва ли не с претензией на эпос, но, слава Богу, обошлось. Да, размах больше, границы мира раздвигаются небывало, опасность на этот раз нависает над всей цивилизацией местного условного Запада... Но по прежнему мы стоим за спиной у сильномогучего Лотара, который способен решить проблему парой точных и быстрых уколов...

Объём романа играет с ним злую шутку, и он выглядит сильно разжиженным и откровенно вегетарианским, когда, казалось бы, нет ничего лишнего, но эта полнота излишне «газообразна». Кроме того, красок роману также не хватает, особенно это видно в главах про вражеские армии, которые ты рисуешь в своём воображении благодаря культурному бэкграунду. Так как всё по прежнему крутится вокруг Лотара, второстепенные персонажи, за исключением, быть может, банкира, остаются больше функциями, чего не было, например, в «Собаках...», даже учеников Желтоголового мы так и не успеем научится одного от другого, нас быстро избавляют от их присутствия.

А вот последние полсотни страниц написаны действительно очень динамично и неплохо, а уж образ спрессованного в янтарном камне всеуничтожающего времени так и вовсе сохранялся в моём сознании со школьных лет. Конечно, поединок с дочкой Жалына зеркалит схватку с принцессой Мицар, тоже «совершенного бойца», и снова нашего героя спасает «чудесный предмет», в самый последний момент. Однако, надо отдать должное Басову, схватка с Бетией является одним из самых зрелищных эпизодов всей серии.

В целом — проходной роман, с рядом удачных моментов, ради которых его и стоит прочитать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Николай Басов «Посох Гурама»

AlisterOrm, 2 сентября 2020 г. 00:03

Басов задал вполне приличную планку для середняка, прямо таки даже радующую, однако не всегда бывают удачи, особенно на потоке. Однако скатиться автор всё же себе не позволил, и всё же изваял новую повесть о приключениях Лотара Желтоголового.

Снова «конина», хотя и другого рода. Да, наш оборотень может вынести кого угодно, словно героический персонаж Diablo II, однако получает настоящие раны и переломы, которые не залечишь глотком из чудесной красной бутылочки. Мало того, его жизнь зависит не только от скиллов и левел-апов, но и от внутреннего стержня, от собранности, от веры в правое дело, что сложно уловить. За такого Лотара — благодарность.

Сама повесть, в принципе, обычная попсовая штамповка, причём до лаконичности и красивости рассказов о ведьмаке Геральте сказки об охотнике на демонов вовсе не дотягивают... да и не претендуют вовсе. Это как два рассказа, соединённого в одно — охота на жуткого паукочуда и добыча Сильно Мощного Артефакта, которое наводнено всеми штампами — прекрасной пленницей, отважным мстителем, коварным герцогом и ещё более коварным колдуном.

В целом, вполне на уровне, но не хватает стилистики и динамики.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Николай Басов «Собаки из дикого камня»

AlisterOrm, 29 августа 2020 г. 23:19

Своего рода фэнтезийно-мистический детектив-боевик, Басов пытается вылезти из штанов «конины». В целом, нужно признать, он делает в этом успехи. Детектив, как обычно в подобной конфигурации, не идёт, ибо всё случается само собой, однако развлекуха получилась что надо.

Атмосферу на этот раз он вытянул на славу, каменные собаки, несмотря на саму нелепость идеи, смотрятся вполне пугающе и странно, тем более, что совершенно неясно, как этой напасти противостоять. Просто едва ли не щенок так славно отделал нашего героя, что он сутки не мог встать на ноги (вроде бы), и единственный способ победить существ, с лёгкостью выносящих крепостные стены — найти причину их слишком частых и назойливых визитов.

Главные герои, конечно, вполне клишированные, да и из Лотара детектив такой же, как из доктора Уотсона, плюс ко всему и главный злодей снова сошёл со страниц марвеловского комикса, эдакий фальшивый Ubermensch, вообразивший себя тиранической версией Тиберия Гракха. Однако неплохая атмосфера, более или менее динамичный сюжет и аккуратная компановка произведения всё же изрядно спасает его от суровой критики пытливых читателей.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Николай Басов «Доказательство человечности»

AlisterOrm, 25 августа 2020 г. 23:43

«Конина» по русски продолжается, и, должен сказать, она действительно весьма забавляет.

Прежде всего тем, что Басов даже не пытается как-то маскировать своё произведение под какими-либо обманками, ничего подобного. Это чистое, жанровое, даже нарочито жанровое произведение, с невероятно крутым супергероем и презрительно смеющимся над ним злодеем, как будто вышедшим из комикса. Поединок мечистого и мускулистого героя-оборотня против полуобнажённой, сверхсильной и прекрасной кунг-фу колдуньей прямо таки взят с картины Бориса Валехьо, с его гипертрофированными рельефами мышц и огромными клинками. Нарочито, штамповано — да, но одновременно и прикольно — вы когда эти штампы в чистом виде наблюдали в последний раз?

Должен сказать, что написано это также бойко, есть неуверенные провисания по диалогам и затянутым мизансценам, зато поединки удались на славу. Приходит в голову пример Мазина, чем-то похожего на Басова, однако последний пишет значительно лучше, и куда менее претенциозно, за что честь ему и хвала. Он попросту не заморачивается, и пишет чистую героику, не ходя в другие вселенные, а создав свою. Должен сказать, что своего Лотара он по настоящему любит, и старается придать его характеру естественность и яркость красок.

Читаем дальше.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Николай Басов «Жажда»

AlisterOrm, 21 августа 2020 г. 00:05

Русская «конина»... Зачётная, что характерно.

Дебютную повесть Басова отличает не характерная для новичков добротность. Конечно, пустыня, таинственный оазис и отвратительный колдун вылезли из сочинений Роберта нашего Говарда, понятно. Даже сам стиль, лаконичный и аккуратный, заставляет вспомнить американского классика героики. Молодой наёмник, спасшись после налёта разбойников, оказался в лапах у... дальше сами, сами.

Так пришёл в мир один из знаковых героев русского фэнтези 1990-х — Лотар Миротворец, так и не оценённый по достоинству. Басов остался мотаться на задворках, за спинами Перумова и Пехова, а зря. Конечно, он не так ровно пишет, и фантазия у него вовсе не такая разудалая, но на крепкий и верный середняк он тянет.

И в этой заглавной повести Басов придал персонажу изюминку — собственно, жажду. Простое, не самое приятное, но заведомо сильное чувство позволило нашему новому герою сохранить человечность и устоять против козней злого колдуна... Не скажу, что блестяще, но забавно и оригинально.

Главное, конечно, представить главного героя и объяснить, почему он крут. В двух-трёх словах Басову удалось продемонстрировать, во первых, превращение лотара в оборотня со сверхспособностями, и, во вторых, показать, как это работает на практике, подсунув кулачный поединок с мантикорой.

В общем, не слишком интригует, и так всё понятно, к чему ведёт автор, но забавно и не раздражает. И на том спасибо, гуляем дальше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Николай Басов «Проблема выживания»

Кропус, 29 апреля 2020 г. 22:46

Сразу видно когда писался текст. На прямую говорится, что всё зло мира в коммунистах!

Ну, а то что во время войны люди просили в случае гибели считать их коммунистами игнорируется, конечно. Ведь на момент написания был соответствующий социальный заказ.

В тексте это подано настолько в лоб, что даже не смешно. У Брайдера с Чадовичем в «Плахе и секире» тема робинзонады целого провинциального городка, примерно из того же времени представлена много умнее.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Николай Басов «Князь Диодор»

Podebrad, 25 февраля 2019 г. 18:01

Детектив из альтернативной истории. В этом мире в большей части Евразии властвует Империя с центром в Москве. Вернее, Миркве, здесь все названия слегка исковерканы. И властвует условно. Она состоит по большей части из полунезависимых княжеств, королевств и ханств. Родилась Империя 400 лет назад в ходе борьбы с некоей злой магией, захватившей было власть над миром. Победа пришла благодаря сочетанию правильной веры и правильных действий. Пока положение было тяжёлым, Империя расширялась, а сейчас, когда победа практически достигнута, переживает кризис.

Роман вышел в 2007, вслед за популярным тогда циклом детективов Хольм ван Зайчика. И мир Басова получился даже интереснее, чем немыслимый мир Ордуси. Но интересную идею надо вписать в детективный сюжет. Здесь проблемы. В наличии детективная интрига, множество приключений, неожиданные повороты сюжета, но до хорошего детектива не дотягивает. И так во всех отношениях. Язык, вроде бы, ясный и грамотный, но в оборотах его можно увязнуть. Герои не безлики и даже слегка симпатичны, но быстро забываются. Сама концепция скорее продекларирована, чем убедительно доказана. И так во всём — слегка не дотягивает.

Мне интереснее всего было разгадывать главный ребус альтернативной истории — где, когда и как. Где — понятно, почти все названия легко переводятся. Когда — тут интереснее. Судя по исковерканным языкам, этот мир пошёл по своему пути достаточно давно, но до поры до времени развивался синхронно нашему. Тут даже свой Валленштейн действовал, причём достаточно давно. То есть, век сейчас XVIII или даже XIX, не ранее. В нашем мире пик увлечения магией, не считая древности, пришёлся на время Ренессанса, XV-XVI века. Прибавляем 400 лет, и получаем тот же девятнадцатый век. А уклад жизни, как, самое позднее, в шестнадцатом. Даже Америку, кажется, ещё не открыли. А всё логично. Успехи магии, если допустить, что таковые возможны, должны затормозить прогресс во всех остальных сферах. А победоносная война с победившей было магией может затормозить его ещё сильнее. В такие времена никто на станет разбираться, работает новый механизм на магии или на каком-то там электричестве. И все хотели, как лучше, и выхода другого не было.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

Лoki, 4 февраля 2019 г. 14:24

Роман из эпохи лихих 90-х.

Довольно типичная книга из легендарной серии «Фантастический боевик». Хорошо и крепко сбитая сюжетная линия. Мечи и магия, волшебники и истиные воины. Сейчас уже смотрятся как штамп на штампе.

Но все грехи искупают Лотар и Сухмет.

Лотар- оборотен, легендарный воин движущий справедливостью и честью. Ходил на грани мэрисьюшности, но так и не скатился.

«Я поклонился ей перед боем». Честность ко всем. Даже к врагам.

Сухмет — редкостная ехидна и насмешник. Проживший не одну сотню лет и не утративший живость души в отличии от тех,кто требовал его службы. Его дружьа с Лотаром украшение цикла.

«Нас ждет бессмертие». Шикарный персонаж.

Сама книга годится чтобы скоротать пару вечеров.

Поэтому только -

Оценка: 8
– [  0  ] +

Николай Басов «Мир Лотара»

lotar4664, 17 августа 2018 г. 19:53

впервые я ознакомился с творчеством Басова в 1997 году... прочитал,можно сказать,случайно роман «Устранитель зла»,зацепило..... теперь сага о Лотаре и Тролле-мои «настольные» книги!!! помню всё постранично! восторг,удовольствие-на 100%! (имхо)

Оценка: 10
– [  0  ] +

Николай Басов «Тотальное преследование»

drakkar1960, 10 августа 2018 г. 11:05

В целом неплохо. Немного буднично , но в этом весь Басов. Огорчает, что до сих пор нет продолжения. Главная интрига не раскрыта ! Избавится ли Земля от захватчиков ?? И каким образом ?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Николай Басов «Проблема выживания»

MarchingCat, 19 марта 2018 г. 00:12

То, что нормально воспринималось в конце 1990-х, сейчас, в 2018, заходит с трудом. Изменились стандарты даже для развлекательного чтива.

У Басова совсем уж нет оглядки на правдоподобие поступков персонажей, и равно не видно затрат сил на проработку сюжета, антуража да и самих персонажей тоже. Да ещё и рваный ритм повествования изрядно портит восприятие текста.

Единственный плюс — что землянам-попаданцам будет несладко в новом мире, на грани проблемы выживания как биологического вида.

С трудом заставил себя не бросить перечитывание книги ещё до финала первого романа. Произведение не выдержало испытание временем чисто по качеству своих литературных характеристик.

А жаль. Моя мечта почитать что-то по сюжету и качеству текста приближенное к «Робинзонам космоса» Карсака так и остаётся всего лишь мечтой уже много-много лет...

Оценка: 5
– [  1  ] +

Николай Басов «Собаки из дикого камня»

kavadrat37rus, 9 февраля 2018 г. 11:03

первые две истории понравились, а эта... отсталость умственного развития героев зашкаливает до невидимых высот... если бы читал книгу в бумаге, она бы летала в стену через каждую прочитанную главу... конечно, хорошо, когда повествование вызывает бурю эмоций, но не таких негативных

Оценка: 5
– [  3  ] +

Николай Басов «Неуязвимых не существует»

Spellcaster, 9 февраля 2018 г. 09:21

Пресно. Не знаю, в чем там автор «выше и глубже», но у него совершенно не получаются второстепенные персонажи, а второстепенны у него все, кроме главного героя. К нему-то привыкаешь и начинаешь более или менее считать его «своим», но не из-за ярких поступков и сопереживаний, а только за счет большого количества «экранного времени», сконцентрированного на нем. Ко всем остальным персонажам, картонным и ненастоящим, относишься совершенно одинаково — никак. Враги не вызывают ненависти, друзья — жалости, самая важная в жизни ГГ женщина — симпатии. С этой вообще не понятно, есть ли у нее хоть одно положительное качество и за что ее протагонист любит, кроме цветочного сарафанчика.

А раз не веришь в персонажей, то и в мир, конечно, не веришь.

И так написаны все книги этого автора, которые я читала.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Николай Басов «Мир вечного полдня»

Cyriad, 1 декабря 2017 г. 17:19

Абсолютно согласен с отзывом sedg. Кроме того, было бы меньше противоречий, если бы попаданцы у автора были бы например из 1987 года, поскольку они ведут себя и высказываются именнно так, как люди конца 80х — середины 90х (см. год написания романа). А в 1967 заявлять, что главное после переноса — это сохранить образование, медицину и демократию ??! НЕ ВЕРЮ !

Оценка: 3
– [  1  ] +

Николай Басов «Неуязвимых не существует»

Kairan, 24 декабря 2016 г. 00:27

Когда читал книгу, долго пытался сообразить, что она мне напоминает. Потом сообразил — классический фильм «Профессионал» с Бельмондо.

Главный герой — секретный агент, отправленный на устранение диктатора. Но он не смог выполнить задание, потому что его «сдала» собственная контора. Потом — пытки, промывание мозгов, пародия на суд, и тюрьма с нечеловеческими условиями. Побег из-под стражи (и даже напарник, как в фильме -негр). Возвращение на родину. Решение устранить диктатора, хотя политическая ситуация изменилась, и его смерть никому, кроме ГГ, не нужна. Жена, оказавшаяся под прицелом спецслужб. Бывшие друзья из «конторы», которые теперь готовы охотиться на ГГ. Роскошная женщина по вызову, которую он рассчитывает использовать как приманку... Уверен, что если бы я пересмотрел фильм, нашел бы еще больше параллелей.

Несмотря на это, фантастический боевик Басова читается легко и с интересом. Контора, не стесняясь в средствах, ловит бывшего суперагента, он водит их за нос, и все это на фоне Москвы будущего, превратившейся в футуристический мегаполис.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Николай Басов «Перепродажа Download»

Reynar9, 23 сентября 2016 г. 13:16

Посмотрите как меняются отзывы с течением времени. Рассказ ведь с годами становится всё актуальнее по мере того как технологии захватывают наш мир. думаю не за горами время когда рассказ перестанет быть фантастикой.

Но такой мир меня не радует.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Николай Басов «Трол Возрождённый»

alexfmp, 12 июля 2016 г. 15:21

Давно читал блог автора, где он признается, что цикл про Тролла решил писать для себя по-новому. Важнее всего экшн и развитие сюжета, а детали вторичны, или что-то подобное... В итоге сюжет довольно затянут как во всем цикле, так и в большинстве книг. Экшн хороший, да.

Но за попытку творческого поиска автору спасибо. Там, где напоминает цикл про Лотара — хорошо. Где не напоминает — так себе.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

alexfmp, 12 июля 2016 г. 15:03

Очень хорошая рецензия у NY, даже и добавить особо нечего.

Цикл (и замысел автора) раскрывается по прочтению, сделать правильных выводов по первым книгам, да и в середине, довольно трудно.

Отдельно хочется отметить поединки, увязанные как с восточной философией, так и с ощущениями героя. Большая редкость для отечественного фэнтези.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Николай Басов «Проблема выживания»

maxbox, 24 апреля 2016 г. 21:51

Читать было интересно. Хотя постоянно испытываешь устойчивое ощущение неприятия. Слишком многое в сюжете притянуто за уши, причем это не получается списать даже на «всё в жизни бывает». Слишком уж много в кустах стоит роялей. Так до конца и не получилось разобраться, автор вершит сюжет руками подростков для того чтобы заслужить популярность этой не самой взыскательной аудитории или искренне верит, что такое могло бы быть хотя бы теоретически?

Не могло! Не надо забывать что это шестидесятые, т.е. с окончания войны прошло чуть более 20 лет и ветераны еще далеко не в преклонном возрасте, а наоборот в самом расцвете сил и ума. А следовательно роль подростков была бы не слишком значительна.

Так же сильно «режет ухо» и отношение молодых герое к представителям спецслужб. Тут совсем уж явный промах автора, думаю даже нет смысла расписывать почему.

Как то так получилось, что написал одну лишь критику, хотя и не хотел. Чтобы положить хоть одну ложку меда скажу: вполне читабельно, местами увлекательно.

Читателям обращающим внимание на детализацию, следящими за логикой, чувствующим причинно-следственную связь — не рекомендуется. (ИМХО)

Оценка: 6
– [  0  ] +

Николай Басов «Мир вечного полдня»

kassa111, 19 февраля 2016 г. 11:42

Мое любимое произведение. Очень жаль, что автору «заткнули» рот и он завершил этот цикл...и очень жаль, что на фантлабе он не нашел поддержки от модеров...кто знает, тот поймет о чем я...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Николай Басов «Иномерники»

Lunetta, 23 января 2016 г. 19:51

Соглашусь с предыдущим отзывом. Нудятина редкостная.

Однако, хочу заметить, что стиль Басова очень чувствуется. «Трол» написан именно таким языком. Ужас.

Лучше «Лотара», у него, я ничего не читала. Почему больше ничего такого чудесного не написано у него? Очень жаль.

«Иномерники» это вроде не совсем фантастика, больше как соцально-философкий роман. Попытка по крайней мере. Выразить что-то социально-философское.

Конец правда порадовал )

Диалогов мало, больше переливания мыслей ГГ, жалобы на начальство. Кстати, он, ГГ чем-то напоминает Ростика из «Мира Вечного Полдня».

В общем и целом, слабовато.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

Tiarra, 5 января 2016 г. 07:21

Познакомилась я с книгами о Лотаре Желтоголовом еще в подростковом возрасте. Это была первая отечественная фэнтезийная литература, прочитанная мной.

1. Нравится то, что ГГ Лотар Желтоголовый не мэрисьюшный унтерменш, который от рождения способен играючи убивать всех и всё, что убивается.

2. Прагматизм и наличие определенных правил, которым подчиняются ВСЕ персонажи. Магия здесь требует УСИЛИЙ, какая бы она ни была. И это заставляет сопереживать героям, чувствовать то, что чувствуют они. Верится, что такие герои существуют, и их сверхъестественные силы лишь повод развиваться и тренироваться. Высокий статус ГГ в конце серии — не подарок доброй феи, а тяжелые тренировки тела и ума самим героем.

3. Много качественного и зрелищного экшена. Да, мир описан весьма скупо, но тем же лучше для нашей фантазии, господа. Мир, описываемый автором, без труда возник в моей голове.

4. Отсутствие любовных сцен. Без всяких соплей, взбитых с сахаром. Но здорово освещается тема дружбы, преданности, верности.

5. Логическая обоснованность. Опять же, наличие в отечественном фэнтези правоподобия редко, как мамонт.

Отличное фэнтези, читала с удовольствием, периодически перечитываю. Единственный годный образец отечественного фэнтези, имхо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Николай Басов «Обретение мира»

amak2508, 22 ноября 2015 г. 13:18

Заключительный роман цикла «Мир вечного полдня» и, как и все его предыдущие части, это приключения, приключения, и еще раз приключения. Причем, эти приключения — удивительная смесь фантастики более-менее правдоподобной и фантастики, больше похожей на сказку. Но писать автор умеет и мешанина получилась вполне увлекательной. А если учесть, что и герои цикла, и Мир вечного полдня давно уже стали для читателя вполне родными, то расставаться с ними очень жалко.

Нельзя сказать, что последняя книга цикла удалась Басову полностью — были перед ней романы и более интересные, но... здесь автор использовал один очень любопытный приемчик, резко повышающий интерес читателей к произведению. Смотрите, книга называется «Обретение мира», как бы сразу обозначая свою основную интригу. Естественно, читателю, прожившему с героями романа почти десяток книг, очень хочется узнать, каким же образом это «обретение» произойдет. Но вот прочитана половина книги, три четверти, пять шестых — ни намека на то, как же это может случиться. А описывает обещанное хитрый автор лишь на последних 10-15 страницах, когда любопытство читателя разогрето до предела.

Отдельное спасибо Басову за отличный «финальный» подарок — совершенно неожиданный, остроумный обыгрыш двойного смысла слова «мир».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Николай Басов «Князь Диодор»

sera185, 15 августа 2015 г. 22:22

Князь Диодор — первое произведение Басова, которое мне довелось прочитать, и, думаю, что на другие уже не решусь. С первых страниц повести начал замечать, что некоторые предложения приходится перечитывать по несколько раз, чтобы уяснить смысл. Если в целом не типичную расстановку членов предложения можно отнести к стремлению автора создать атмосферу средневековой языковой среды, то ситуации, когда причастный оборот окружается существительными и при этом не понятно, которое из них является определяющим, угнетает. Режет глаз обилие многоточий. Практически все фразы главных героев прерываются этим знаком препинания. Если автор намеревался сформировать тем самым атмосферу таинственности и недосказанности, то явно переусердствовал с этим инструментом. Детективная составляющая показалась весьма надуманной и логически не проработанной. О шаблонности главных героев выше уже писали.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

zarif, 7 июля 2015 г. 21:28

Прочитал в 2000 году первый раз весь цикл — с восторгом и упоением. Спустя 14 лет — перечитал снова. Атмосферные боевые сцены, интересный сюжет, отчетливо выписанные главные персонажи — рекомендую.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Николай Басов «Рождение гигантов»

amak2508, 17 мая 2015 г. 13:02

В принципе, вполне в духе предыдущих книг цикла. Хотя ощущение, что цикл потихонечку умирает, вполне стойкое: имеются длинноты, многое просто высосано из пальца, да и идея с гигантами, пусть и говорящая о богатом воображении автора, честно говоря, достаточно шизофренична.

Но..., читается вещь, в общем-то, все равно неплохо — интерес присутствует. Да и персонажи кругом все сплошь знакомые и мир Полдневья читателю хорошо известен — все это плюсы. Вызывает уважение и то, что автор решил завершить цикл достойно — с развязкой всех тех ситуаций, которые придумывались на протяжений аж восьми предыдущих романов. Конечно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
библиотека утерянных знаний мира Полдневья
предлог для будущего обретения мира не самый лучший, но, согласитесь, лучше хоть что-то, чем совсем ничего...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Николай Басов «Экспансия»

amak2508, 18 января 2015 г. 13:37

Приблизительно в том же духе, что и предыдущие книги цикла — чисто развлекательно и абсолютно без претензий на что либо серьезное, умное, эмоционально глубокое. Зато читать о приключениях землян в этом новом, но постепенно становящимся им родным мире действительно интересно, а местами даже и до такой степени, что оторваться от эпизода до его завершения очень трудно. Хотя, читая, отлично понимаешь, что все написанное, это не более, чем полусказка для взрослых, в которой сказочные злодеи заменены злодеями инопланетных рас, а ни один из ее героев никогда не погибнет. Впрочем, надо признать, что ни один из тех же героев не совершает в книгах цикла и ничего свехневозможного (и это большой плюс автору).

Конечно, на руку занимательности и читательскому интересу сильно играет и то, что это уже седьмая книга цикла: позиции давно обозначены, герои определены, даже география Мира вечного полдня вся уже давно разрисована. Да и те, кому этот цикл изначально не пришелся по душе, давно уже от него отвернулись. Ну, а для тех, кто его читать до сих пор не бросил, очередная книга получилась вполне достойной, совсем не хуже предыдущих.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Николай Басов «Иномерники»

k2007, 8 сентября 2014 г. 10:43

Очень нудно, очень скучно и очень многословно написанная история о том, как случайно, при обучении команды антигравитаторов была открыта возможность выхода в параллельное измерение и о том, как это измерение исследовали.

Неудачная попытка написать твердую поизводственную фантастику

Оценка: 5
– [  6  ] +

Николай Басов «Иномерники»

Сариан, 5 мая 2014 г. 18:47

В книжном магазине привлекла известная фамилия, а первые слова эпиграфа («Navigare necesse est…») контрольным выстрелом в голову убедили приобрести книгу, так как являются моим девизом по жизни.

На удивление долго вчитывался в книгу. Хотя слог и лёгок, но, возможно, тому виной не совсем привычное ви'дение автором будущего (дабы не спойлерить, мелочный пример — тумблеры вместо сенсоров или мысленного управления, хотя и нужно отдать честь тумблерам — они и вправду удобны в обращении). А, возможно, виной долгого «вчитывания» послужила особенность автора, от которой я уже порядком успел отвыкнуть — оставлять многое из окружения на самостоятельное додумывание читателя, на работу его воображения.

Неторопливость повествования, заострение на каких-то отдельных моментах, сочетается с временны'ми провалами в ходе повествования. Но во вред книге это не идёт, позволяя охватить как можно больший промежуток времени, не теряя важных, даже не столько для сюжета, сколько для создания общей атмосферы и формирования более ясного образа персонажей, деталей, коих не так и мало для такого «камерного», по моим ощущениям, произведения. Восприятие произведения как «камерного» может быть продиктовано тем, что реальный мир мы наблюдаем только тогда, когда он сам прорывается к читателю сквозь стены описываемого в книге учреждения в виде персонажей или знаний. Хотя в этом плане мне помогала относительная территориальная близость к описываемым местам (сам являюсь урождённым Челябинска).

И если техническую составляющую мира, предложенного автором, мы принимаем на веру и как данность, то социальное развитие общества неопределённо отдалённого будущего представлено достаточно убедительно, хоть и несколько позитивно. «Позитивно» в том плане, что автор сделал главными героями романа мечтателей (как в романтическом, так и в научно-исследовательском плане) и «людей дела», благодаря которым и стало возможно возникновение описываемой в романе ситуации, но само существование которых в данном мире, воспринимается мною не иначе как чудо или божественное провидение, служащее «ключом к спасению» Человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...и не только Человечества из мира — точки отсчёта в представленных многомировых осях координат. Если можно так выразиться, «спасаем самих себя через спасение других».

Роман представляется законченным произведением, с мысленным музыкальным сопровождением в виде мелодии «Есть только миг…» (хотя это и весьма субъективное впечатление), а так же «добротворным» и легко читаемым посылом в захватывающем содержании («накал страстей» несколько замедляется под конец романа), оставляя после себя ощущение хорошо проделанной работы (как, безусловно, автором, так и самим читателем).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Николай Басов «Ставка на возвращение»

amak2508, 23 марта 2014 г. 11:32

Фантазия у автора, конечно, богатейшая и напридумывал он, правда на самом примитивнейшем уровне, очень много. Как, впрочем, и в предыдущих книгах цикла. Только вот почему-то, в отличии от них, читать этот роман не так интересно. То ли дело в том, что из знакомых по предыдущим книгам цикла героев здесь осталось ровным счетом всего полтора, то ли в том, что его содержание оказалось известным заранее благодаря названию книги, то ли потому, что драйва здесь поменьше, а действие выглядит каким-то слишком поверхностным и фрагментарным...

Но факт остается фактом — увлекательность романа на этот раз оказалась значительно ниже, чем в предыдущих книгах. А если нет 100%-ной увлекательности, внимание читателя, к сожалению, тут же начинает цепляться за разные шероховатости и нелепицы в тексте. А их, увы, в нем не так уж и мало...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Николай Басов «Иномерники»

MarchingCat, 12 февраля 2014 г. 15:41

Внимательным чтением осилил только половину романа. До конца уже долистывал в вялых надеждах «а вдруг что интересное всплывёт» да и «для галочки» душевной.

Неправдоподобно всё до чёртиков. Сама технология (использование слияние членов экипажа не для сложного руководства, а для получения из них пси-энергии побеждающей гравитацию и тому подобное), процесс исследования неизвестного (уровень кружка «юный техник» во дворце пионеров или в лучшем случае НИИ времён СССР проектирующих новую подвеску для жигулей — поспорили на планёрке, что-то слепили на коленке и быстренько испытали уж как получится), сами экипажи (для проверочных полётов берётся неслаженный экипаж один член из которого неконтролируемый бывший уголовник, кстати и это при том, что за несколько страниц до этого утверждалось что пси-работа возможна только с «притёртым» друг к другу экипаже), необоснованная полная обнажёнка... Дальше-больше. Кому не жаль времени — прочитайте, убедитесь сами.

И всё это написано суховатым, топорным, совершенно незатягивающим литературным языком.

Описания происходящего невнятные, совершенно не позволяющие визуализировать происходящее (пример: «что-то живое зашевелилось, и было оно сильным, трепещущим от голода и неутолённой жестокости»).

Даже производственный роман должен затягивать, а не отталкивать читателя. Роман должен быть интересным, а тут читаешь не благодаря усилиям автора, а вопреки им.

Да простит меня автор, не его эта стезя. Фэнтези Басову удаётся несопоставимо лучше.

Да, и ещё... а зачем было располагать тренировочную школу пилотов-антигравов (которым пофигу где находится школа) в Уральской лесотундре, в приполярье?... Вопрос риторический.

На троечку роман.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Николай Басов «Иномерники»

Green_Bear, 7 января 2014 г. 17:42

Развитие человечества похоже на чередование осторожных шажков, которые постепенно расширяют наши представления об устройстве вселенной, и дерзких прыжков, которые открывают новые горизонты. Так вот роман посвящен одному из таких прыжков. Главная его особенность — крайне тяжелый, иногда нарочито неряшливый и неоправданно громоздкий, изобилующий отступлениями и уточнениями слог. С одной стороны, он позволяет показать во всех деталях мышление героев, с другой стороны — замедляет и затрудняет восприятие и без того сложных, закрученных идей.

Стержневой мотив достаточно прост. Обнаружив возможность проникновения в иные измерения, люди пытаются исследовать их, но каждый шаг дается с огромным трудом, и часто за него приходится платить жизнями первопроходцев. Басов обращается к полузабытому жанру производственно-научных романов, где подробно описан ход исследований, повседневные рутина, совещания и напряженные минуты опытов. От советской эпохи осталась приверженность к интернационализму и вера в гуманность, но в остальном мир мало похож на светлый Полдень.

Основное внимание уделено состоянию испытателей — пси-резонансу, и их рывкам в загадочное иномерье. Странно, но автор сделал мысли излишне логичными, рассудительными, передавая лишь бледную тень эмоций и чувств. Тем не менее, до последней трети интерес подкреплялся неизвестностью и аномальностью иномерья. Однако, в последней главе сюжет резко упростился, а к финалу и вовсе растерял увлекательность и новизну.

Итог: неудачная попытка влить свежую пси-фантастику в старые мехи производственного жанра.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Николай Басов «Главный противник»

amak2508, 28 октября 2013 г. 15:35

Практически брат-близнец предыдущей, четвертой книги цикла — все та же чрезвычайно богатая фантазия автора, все те же встречающиеся то тут, то там нелогичности, явные неправдоподобия и даже нелепости и, при этом, все та же, просто поразительная, увлекательность текста. Увлекательность такого уровня, что, в момент чтения книги, просто не обращаешь внимания на все ее явные недостатки.

Рекомендовано к прочтению с условием, что читатель не будет излишне придираться к многочисленным несообразностям в сюжете и в поведении его героев.

И еще хотелось бы сказать об аннотации — много видел разных, но чтобы вот так не иметь абсолютно ничего общего с текстом книги — это в первый раз..

Оценка: 8
– [  6  ] +

Николай Басов «Закон военного счастья»

amak2508, 15 сентября 2013 г. 18:27

Если читатель добрался до четвертой книги цикла, значит, несмотря на многочисленные нелепости на страницах предыдущих романов, чем-то ему Мир вечного полдня приглянулся. А приглянуться он мог только одним — нескончаемыми приключениями и увлекательностью.

И эта четвертая книга — подарок ему за преданность любимым героям: нелепостей и нелогичностей в этой книге стало чуть поменьше (хотя, например, ловля вражеского воздушного крейсера с помощью лебедки с кошкой на конце — это, конечно, перл :)), а вот приключений, наоборот, значительно больше. Кроме того, у автора, наконец-то, появилось еще и стремление донести до читателя мысль. Очень простую и вполне в духе времени — лучше торговать и сотрудничать, чем пытаться что-то захватить силой, рискуя потерять все. И, наконец, хоть в четвертой книге, но ее герои начинают постепенно оживать для читателя — и это тоже радует.

И еще повеселило, что, ругая в трех книгах советский строй и коммунистическую власть, в четвертой автор наконец-то сменил пластинку — теперь на его взгляд власть вообще-то дело грязное, нормальные люди туда практически не попадают, а те, кто там оказался, быстро меняются не в лучшую сторону.... Чтобы дойти до этой мысли ему хватило всего трех книг :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

juisamo, 17 мая 2013 г. 17:44

Читается быстро. «Экшена», активных действий ГГ, хватает вполне, собственно каждая книга — сплошное действие. Нет нудных долгих размусоливаний одной и той же мысли, впрочем ГГ ( а цикл только про него, что следует из названия) руководствуется простым правилом — «пришел, увидел, победил», увидел свои кровавые кости, упал без сознания и очухался свеженьким через 2 недельки.

Оценка: 8
– [  29  ] +

Николай Басов «Хроники Лотара Желтоголового»

Ny, 29 марта 2013 г. 10:01

Попробую-ка я написать отзыв к данному циклу. Книги о Лотаре, как мне кажется, недаром вызывают столь противоречивые отклики. Есть в них (книгах) и хорошее, и плохое. Басов довольно крепко держит свою манеру романтической серьёзности и даёт простор для воображения читателя. Это и привлекает. Более поздние его романы тяжеловесны лишними рассуждениями и не совсем комфортны для чтения. «Лотар» — самый интересный, успешный, на мой взгляд, из циклов автора. Разберём?

Буду, в основном, спорить с уже озвученным здесь в отзывах, но и замысел цикла тоже попытаюсь раскрыть.

Прежде всего, следует отметить, что романы явно рассчитаны на подростка-мальчика. Замысел истории и вообще обстановка вряд ли смогут сильно увлечь женщину любого возраста (кроме, разве что завзятой старушки-критика) — из статистики видно, что мужчины поставили в 10 раз больше оценок циклу, чем женщины. Более того, по гендерному рейтингу Фантлаба Н. Басов является одним из самых «мужских» авторов. Т.е. если вы дама, то лучше сразу (с вероятностью 90%) пройти по коридору дальше, первая дверь направо с надписью «В. Камша». Для взрослого читателя с широким кругозором «Лотар» тоже будет малоинтересен просто из-за наличия более глубоких и красивых аналогичных проектов у самых разных авторов. Зато в качестве целевой подростковой литературы книги Н. Басова смотрятся достаточно выгодно.

Мне кажется, в данном случае не стоит жаловаться на то, что автор, мол, плох, глуп и т.п. — нужно уметь определять для себя характер произведения, попавшего в руки. И в оценке отталкиваться от этого критерия. Например, многие классические «детские» сказки губит именно непонимание автором подросткового или детского восприятия истории — в результате произведение полно лишних деталей, переусложнено и скучно для начинающего читателя. Для детей вполне можно писать проще, если это необходимо и уместно. На мой взгляд, Н. Басов (вольно или невольно — кто знает?) свой «дебют» уместил в рамках юношеской рыцарской саги с огромной долей фэнтези. Часть авторских посылок читателю можно расшифровать только анализируя поступки героев, а не общую логику событий. По отдельным параметрам, допустим, «Чёрная стрела» Стивенсона не будет слишком отличаться от «Лотара» — и персонажи чем-то похожи, если отбросить фантастику.

Если же взять язык, то, конечно, перед нами не Чехов, и не Грин. Аккуратность текста оставляет желать лучшего, а порой автор ухитряется дописаться до настоящих словесных парадоксов, над которыми можно похихикать, но такие вещи встречаются практически у всех — недоработка редактора. Язык романов довольно прост — без куртуазности, без лёгких и красивых фраз. Можно ли это назвать несомненным минусом? Мне кажется, нет, если не заостряться именно на языке. Что касается современных слов и вообще наполнения речи персонажей, то почему-то с ходу припоминается пример фэнтезийной саги Сапковского о ведьмаке Геральте. Там можно наблюдать всё то же самое (хотя, надо отметить, — у Сапковского это дело с гораздо большим мастерством вписано в текст). И ничего – никто не возмущается… Далее, странно, что никто из «злых» критиков не обратил внимания — действие цикла разворачивается не на Земле и прямо не связано с нашей историей. Более того, эпоха не вполне соответствует Средневековью, т.к. описываемый уровень развития человечества (наёмные армии, обширная торговля, города-республики, глобальные географические знания) и технические достижения (дирижабли, аналог пороха) позволяют предположить, что мир Басова больше похож на эпоху Возрождения. Опять же не будем забывать о Сухмете — маг постоянно и целенаправленно «натаскивает» Лотара в самых разнообразных областях знаний. Почему бы при всём этом автору не использовать современные или наукообразные слова? Что мешает?

О сюжете. Да, простая героика. Да, простые истории о том, в какой последовательности и что именно делают персонажи. Где-то боевик, а где-то почти чистый детектив, а иногда попадаются совсем буссенаровские приключения. Лотар плавно продвигается в противостоянии со Злом от безвестного «новичка» до уважаемого «полевого командира». Зло строит козни, пыжится, но повергается самым героическим образом. Многие читатели сразу начинают жаловаться — банальщина, конина. Э, нет — не нужно делать поспешных выводов. К «конине» я бы безусловно отнёс большинство книг про Трола: моральный выбор Лотара уже не довлеет над Тролом и его история становится рядовой эпопеей «могучего воина». Цикл о Лотаре всё же глубже. Героический фон истории хоть и выступает на первый план, но заметно разбавлен линией нравственного становления (пусть даже не слишком подробной) и философией. Кроме того, социальный статус и житейский опыт Лотара от романа к роману заметно изменяются — он был и молодым глупеньким «варягом», и опытным странником-наёмником, и «мэром» собственного города, и магистром воинского ордена. История Лотара по внутреннему содержанию несколько ближе к «Ведьмаку» Сапковского, чем к многочисленным конанам и волкоудавам, где герой внутренне не меняется от начала и до конца. Герой Басова не валандается по городам и весям, демонстрируя благородство натуры и раздавая люли недругам — он пытается определить своё место в жизни, понять свой «дар» и найти Предназначение. Путь Лотара лежит именно через осознание своего долга перед людьми, а не через абстрактное 100% желание нести добро. И хотя судьба героя-оборотня оказалось судьбой банального «борца со злом», но Лотар выбрал её по собственному жребию, не оглядываясь на приказы, всякие «заветы рода» или «...а у нас в Киммерии...». Это, прежде всего, история о выборе человека и понимании морали. Во вторую очередь – о личной ответственности за свои возможности. И только после этого – боевик с рубиловом и мочиловом.

Классическая компоновка сюжета в принципе сыграла на руку — почти говардовская завязка продолжается приключениями в духе средневекового коммандос и оканчивается пафосной битвой-квестом, опять же вполне в стиле Говарда. Как отголосок 80-ых, в текстах витает восточная «философия воина». Цикл, несмотря на объём, читается практически за раз (если вам повезло, конечно), не оставляя ощущения незавершённости, обычно свойственного сериалам. Последний рассказ намекает на продолжение, но если бы «Трола» никогда бы не было, то «Выкуп» вполне оригинально венчал бы цикл, подводя итог, завершая истории отдельных персонажей и внушая читателю оптимизм. Словом, история смотрится достаточно монолитно, без ощутимых «провисаний» и отступлений.

Миру, в котором идёт действие, уделено мало внимания. Автор редко углубляется в географию или подробно рассказывает о пейзаже (исключения встречаются, главным образом, в начале цикла), лишь иногда намекая на полное соответствие с земной природой. Некоторые оговорки персонажей как из «Лотара», так и из «Трола» позволяют предположить, что мы видим альтернативное прошлое, где допустимо волшебство и прочие фэнтезийные штуки.

Точно так же как мироустройство, слабо подсвечена обстановка событий. Вводная, первичная информация о месте действия и общем положении вещей дополняется очень редко — автор целиком рассчитывает на воображение читателя.

В противовес декорациям много места оставлено за диалогами персонажей и сознанием самого героя. Несмотря на то, что формально автор подает действие в 3 лице, история цикла (кроме рассказа «Выкуп») исходит от самого Лотара. Подход скучноватый, не слишком удачный, но необходимый. Без него автору было бы слишком трудно раскрыть такого героя перед читателем. Ради этого и были принесены в жертву обстановка, реализм, амуры. Т.е. «Лотара» никак нельзя полностью оценивать по антуражу и событиям. Те, кто это сделал, посмотрели лишь на оформление сцены театра, так и не увидев самого спектакля.

Собственно, цикл и читается ради главного героя. Автор недаром постоянно выделяет его не как «цепного пса» Добра, а в качестве миротворца или «противоядия» Злу. Несмотря на то, что Лотар обычно выступает в роли Добра-с-кулаками, его победы над демонами определяются жизненным кредо, а не силой оружия. Это подчёркнуто многократно! Перед каждой схваткой он ведёт с противником отнюдь не пустой разговор, оценивая и обвиняя своего оппонента с точки зрения морали. Фехтовальный поединок совершается практически как приговор, где убивает не охотник на демонов, а суровые правила воинского кодекса: подлец не может победить честно. Его ждёт только гибель.

И здесь Басов, как мне кажется, без преувеличения великолепен! Мало кто из авторов так показал этот тонкий момент. Как же не вспомнить: «Не меч делает самурая самураем».

Однако автор не забывает и о прагматизме, что в фэнтези вообще редкость. Лотар постоянно тренируется. Постоянно! И не просто тупо разучивает приёмы боя с холодным оружием, обкатывая их до идеала, но ведёт почти научную работу, экспериментируя, изобретая новые движения, приёмы, стойки. Он тщательно обдумывает проведённые поединки и целенаправленно ищет наиболее эффективные способы сражения со своими необычными противниками. Герой на глазах читателя создаёт фехтовальную школу – это очень увлекательный момент. Я почти не знаю аналогичных фигур в фэнтези. Как правило, среднестатистический матёрый рубака либо всё умеет с пелёнок, либо учёба для него осталась где-то там, далеко, а он теперь взрослый, опытный, ага, воин, озабоченный такими почётными занятиями как пьянство, обжираловка, томное почивание на лаврах или бродяжничество. Тренируются подобные герои с неохотой, редко, словно стыдясь. Чаще всего вообще этого не делают. И это бойцы, Мастера меча? По-моему, в лучшем случае – подмастерья. Может, конечно, показаться излишней такая зацикленность на описании учебных упражнений. Тем не менее, в свете постоянных усилий по развитию искусства владения холодным оружием, фантастическая эффективность и неуязвимость главного героя в качестве фехтовальщика не смотрится фарсом или произволом автора. Лотар побеждает, потому что умеет это делать, а умеет, поскольку знает и может, а может, так как хочет и учится. И никакой искусственной неубиваемости а-ля Конан.

Здесь есть интересный педагогический нюанс. Лотар учится САМ. Он не служил в «эскадронах смерти»; не накуривался зелий или не общался с духами по методикам «ускоренного курса бойца», к которым всегда любили прибегать авторы от Бэрроуза до Зыкова; не впитывал военную науку с пелёнок под надзором «мудрого» наставника. Он сам желает стать Мастером фехтования и учит других. Это здорово отличается от общепринятой военной системы Запада: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Так автор даёт понять, что человек в любом деле способен стать профессионалом, элитой только по собственному желанию учиться и думать самому. Без личной инициативы такого результата не добиться и любая учёба, пусть даже у «самых лучших» пойдёт не впрок. Безусловно, Лотар получил сверхспособности не сам, однако также очевидно, что колдовство Гханаши дало ему лишь базу, выше которой герой вырос уже самостоятельно.

Далее о фехтовании — лирика. Книги Басова о Лотаре особенно нравятся мне тонкой прорисовкой поединков — такой лёгкости, правдоподобия и целостности боя мне не приходилось встречать ни у одного писателя-фантаста. Обычно пишут что-то маловразумительное типа «…он окружил себя стеной стали, убивая врагов одного за другим…» или начинают грузить читателя зверской терминологией, почерпнутой из учебника по спортивному фехтованию XIX века, не заморочиваясь тем, что рапирная или сабельная школа совершенно не подходят для владения архаичным мечом. Басов же смог прекрасно описать ощущения героя от поединка – без ненужных подробностей, простыми словами, но чётко и вместе с тем очень зрелищно. Его боевые сцены приятно читать, они красивы, плотно сопряжены с действиями и мировоззрением персонажей. Осмелюсь сказать больше: привязка событий цикла к фехтованию оказалась такой прочной, что именно диалоги перед боем и моменты схваток оказались наиболее значительными идейными зеркалами истории о Лотаре. Вместе со спецификой героя это позволяет, как мне кажется, выделить подобные книги в особый раздел «фехтовального боевика».

Магия занимает у Басова особую нишу. Маг – скорее мировоззрение, чем профессия. Автор не старается придать волшебным чарам чудовищную мощь и размах, как делают например, Перумов или Пехов. Маги Басова заняты перестройкой мира в соответствии с определёнными нуждами при помощи своих возможностей. Кто-то желает купаться в золоте, кто-то хочет изучать физические свойства пространства, есть любители генетических экспериментов или власти в чистом виде. Самые могущественные артефакты служат для получения магической энергии, материальных благ или исследований – это в первую очередь приборы. Для войны, как Добро, так и Зло, используют их лишь в качестве крайней меры. Маги собирают энергию, исследуют природу, накапливают информацию – но в драки вступают вынуждено. Боевая магия – узкий раздел в талмудах здешних мудрецов. Волшебство в романах о Лотаре отражает лишь сложность мира, процессов происходящих в нём и в некоторой степени науку. Колдуны настолько заняты своими неведомыми проблемами, что размениваются лишь на создание предметов с волшебными свойствами, которые могут быть использованы другим человеком или существом. Некоторые читатели напрасно недоумевают «А чего он с помощью такого крутого артефакта просто не завяжет всех в узелок?» — магические артефакты в этом мире служат скорее для исследования, чем для боя — гвозди микроскопом не забивают. Здесь автор практически стоит на позиции классической научной фантастики, которая любит постулировать принцип «Любое средство можно обернуть во зло или на благо». Цикл «Трол» в этом отношении хуже, автор свёл роль колдунов исключительно к двум вариантам: злодейский злодей и добрый волшебник, защищающий воинов от магических нападок противников. Это, само собой, сказалось в худшую сторону на типизации персонажей.

Из всех героев цикла внимания заслуживают лишь центральные: Лотар и Сухмет.

Лотар, как характер, интересен уравновешенностью, целеустремлённостью и харизмой. Это типичный лидер, чей авторитет основан на опыте и уважении. Однако, одиночную игру он предпочитает командной, всеми силами стараясь избавится от ответственности за соратников. Где-то это выглядит уместно, где-то – нет. Первоначально автор так и прописывал самодостаточную двойку Лотар-Сухмет, но дальнейшее развитие сюжета потребовало увеличения количества второстепенных персонажей, что и привело к возникновению у Лотара очень неприятной черты – непогрешимости. Возникла она, вероятно, из слияния флегматичности и абсолютного авторитета. В какую бы ситуацию ни попали герои, кто бы ни высказывал свои соображения, но Лотар всегда оказывается прав. Это не бросается в глаза и вообще смотрится в разрезе специфики книг нормально, однако в конце концов начинает чуточку раздражать. Более того, непогрешимость Лотара наследуют другие центральные фигуры иных произведений Басова: Трол из цикла-продолжения и Ростислав Гринёв из «Мира Вечного Полдня». А вот здесь уверенное спокойствие опытного Лотара уже отрицательно сказывается на героях, создавая им ауру молодых самоуверенных всезнаек, любое возражение (верное или неверное) против которых обречено на осмеяние и опровержение. Такая модель отношений между персонажами очень искусственна и я считаю её авторским промахом – характер нового героя не должен слепо копироваться.

Сухмет выполняет роль консультанта по неизвестным вопросам и помощника Лотара. Эта фигура более яркая внешне – мудрый, добрый, сентиментальный старик с повадками то ли средневекового шута, то ли юмориста Петросяна. Хотя на деле этот ходячий компактный справочник с широким ассортиментом функций (от философии и медицины до стратегии и боевой магии) с успехом заменяет сразу несколько типичных персонажей-спутников главного героя. Сухмет, как личность, интересен, на мой взгляд, лишь своим философским восприятием событий и хитроватыми фокусами, которые он иногда выкидывает, внося разнообразие в поведение подобных фэнтезийных типажей.

Вижу ещё два момента, которые стоит отметить: секс и деньги. Что касается секса, то его нет. Замысел произведения не требует постельных сцен – действие спокойно развивается без них. Не будем забывать и о целевой аудитории книг, вспомним детство: пока мальчики играют в войну, девочки их не интересуют. Что касается меня, то я и сейчас не против поиграть, снова взяв в руки романы про охотника на демонов. С деньгами же не так просто. Автор упорно заставляет героя каждый раз требовать вознаграждения за доброе дело. Лотар под конец уже и сам не понимает зачем ему деньги, но Сухмет, защищая какие-то соображения автора, настаивает. Мне сложно сказать в чём тут секрет. Практических и этических доводов можно привести несколько, хотя по идее Лотару следует быть бескорыстным. И всё же превалирует мысль, что любой труд нужно оценивать и оплачивать в той или иной форме. Не знаю насколько я верно интерпретировал авторский посыл, но очень близкие мысли проскакивают в сообщениях и статьях Н. Басова.

Итог: «Лотар» относится к тем ранним попыткам русскоязычных авторов писать, подражая зарубежному жанру «меча и магии», которые плохо скроены, да крепко сшиты. Не было в начале 90-ых торных, хорошо накатанных дорог отечественного фэнтези — работали кто как может. Нельзя сказать, что получалось очень здОрово, но своеобразно — это точно. Один «Путь меча» Олди чего стоит!

Смертельно серьёзный, героический и одновременно наивно-романтический цикл. Схожие по тону произведения, как мне кажется, получаются у Э. Раткевич и С. Садова. Истоки, вероятно, следует искать в детских повестях Л. Кассиля и А. Гайдара. Замысел не нов, но всё же образ «рыцаря без страха и упрёка», далеко не идеально обыгранный Н. Басовым в фэнтезийных декорациях, не лишён некоторых достоинств. Лотар на заключительном этапе жизни – совершенный человек, идеальный воин, практически ангел-мститель. Ради этого образа автор частично отказался от реалистичности, натурализма, а от любовной части приключений — практически полностью. Тем не менее, мессианство центрального персонажа саги в такой оболочке выглядит уместно, позволяя избежать обычной для фэнтези ультра-героической искусственности. Кроме того, произведение очень патриотичное, мужское, мужественное – на честность, товарищество, благородство, верность долгу автор не поскупился. В романах нет сюсюканья, панибратства, фальшивого лоска, разнообразных надуманных красивостей или истеричных политических воплей, часто безнадёжно портящих подобные книги.

Словом, даже с учётом простоты центральной идеи и неглубокой проработанности мира, заметно ослабляющих цикл, «Лотар» — одна из немногих отечественных фэнтези, которую можно без опаски дать в руки подрастающему мальчику. Гораздо хуже получилось продолжение – цикл «Трол». Его книги ориентированны на достаточно взрослого читателя, знакомого с манерой автора делать текст; действие-боевик неудачно дополнено вязкими нравоучительно-философскими отступлениями; а сюжет в общих чертах повторяет «Лотара». Вторичность и отсутствие самобытных персонажей на пару с банальностью фантастического мира и необоснованной на первый взгляд героикой напрочь губят «Трола» среди тех, кто взялся за него без прочтения «Лотара». Отдельные интересные моменты (например, черви-паразиты) положения не исправляют.

Напоследок не удержусь от шпильки в адрес «отрицательных» критиков цикла, отзывы которых получили такое одобрение общественности.

Логика и писательское мастерство автора действительно не отличается гладкостью, но в чём нельзя отказать Н. Басову, так это в последовательности. В произведениях ДЕТАЛЬНО объяснено и рассказано почему демоны предпочитали поединок с оружием колдовству, и почему с помощью «офигено крутого» Посоха Гурама нельзя было раскатывать врагов в лепёшку, и почему нельзя было сразу выбраться из сети в жилище птицы Сроф, и когда именно Сухмет с Лотаром пришли в Пастарину. Персонажи романов не забывают спать, есть, пить, болеют от ран и даже (невероятно, но факт!) успевают шутить и ходят по нужде.

Просто текст нужно читать полностью. Или, когда «не моё», не читать вообще.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Николай Басов «Трол Возрождённый»

Lunetta, 10 января 2013 г. 23:04

Чесно говоря полное разочарование, покупала с трепещущим сердцем, т.к. очень нравится цикл Лотара.

Но...это тот случай когда ожидания не оправдываются.

Все до невозможности затянуто, пробираешься сквозь текст как через лес, десятки страниц без единого диалога и какой-нибудь перемены в сюжете.

В общем очень расстроена. =(

ИМХО пример того, что продолжение ГОРАЗДО хуже оригинала.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Николай Басов «Посох Гурама»

Lunetta, 10 января 2013 г. 22:57

Охотник на демонов- был моей первой книгой фентази. Пожалуй именно благодаря ей, я стала читать фэнтази и фантастику в целом.

Первые три(собаки в этот сборник не входили) рассказа меня просто покорили, это было что-то невероятное!

Невероятный, интригующий сюжет. И как все правдоподобно! Кажется вот именно так и выглядит магия! Все довольно логично, в поступках героев нет противоречивости.

С трепетом отношусь к этому роману, хотя остальные на мой вкус совсем не так удачны.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Николай Басов «Проблема выживания»

Dm-c, 23 декабря 2012 г. 19:52

Прочитал по рекомендации 17-ти летнего племянника, он в жутком восторге.

Не понравилась мне эта книга. Само фантдопущение, что советский город из 67-го вынесло куда-то — это нормально. Но где фронтовики, прошедшие ВОВ (средний возраст 40-50 лет), их тоже слизнуло. Мобилизуют почему-то пацанов!! Наверно чтоб читателю-подростку было интересно? Вот и вышла сплошная «Зарница». Во-вторых, совершенно неправдоподобно выглядит развитие ситуации — судя по тому, что там происходит, людей сожрать должны были в первую же неделю. В-третьих, ляп на ляпе, то БМП на колесах, то астроном рассматривает в телескоп сквозь атмосферу тысячи (1000) км

А главный герой — такой правильный и смелый, и как эти ребята из 67-го поставили на место начальника районного КГБ, ух.... НЕ ВЕРЮ.

В общем глупая, но яркая жвачка для подростков.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Николай Басов «Доказательство человечности»

Acciptiris, 8 ноября 2012 г. 21:54

Господа, Антураж — не более чем декорации в театре. Два разных режиссера поставят абсолютно непохожие спектакли. Лотар абсолютно уникален не своими сверхспособностями, мечом итд. Он неповторим своим духом истинного воина. настоящего человека. Все похожие герои- лишь бледная тень рядом с Лотаром. Сравнивать их — как сравнивать литературный персонаж и реального героя. Да, герой книги круче, жестче, ярче, но... Он — нарисованый, в нем ясно видны огрехи художника, неровно положеные краски, волоски на холсте, непропорциональное лицо... Он — ненастоящий. А Лотар — живой. Это не просто литературный герой. Это философия, идея, образ мыслей и Путь. И когда соприкасаешься с духом Саги, не оставляет ощущение, что он где-то рядом...

Оценка: 10
⇑ Наверх