fantlab ru

Все отзывы на произведения Джозефа Конрада (Joseph Conrad)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Darth_Veter, 18 января 16:54

Герой рассказа плывет на пароходе по одной из крупных африканских рек (скорее всего — Конго), чтобы забрать в одной из факторий груз слоновой кости, собранной неким «гением добычи» Куртцем. События происходят еще в ту эпоху, когда бОльшая часть континента являлась для европейцев terra incognita. Поэтому в повествовании так много «темных пятен» и домыслов, а сама генеральная линия сюжета не приключенческая, а психологическая — нечто среднее между триллером и саспенсом. Фактически, читатель допущен в святая святых капитана корабля — его разум, и имеет возможность оценить его прямую реакцию на происходящее. Как правило, это страх перед неизведанным (коим в данном случае выступают африканские джунгли, населенные многочисленными племенами людоедов), а также рассуждения о пользе труда собирателей слоновьей кости и необходимости его «модернизации». С высоты сегодняшнего дня всё это кажется несколько наивным и даже глупым: современные туристы свободно посещают ныне самые глухие уголки планеты, помещая видеоотчеты о своих путешествиях прямиком в YouTube. Никакой таинственности и романтики — обычная рутина... Возможно, романтика доживает ныне свои последние дни — даже полеты в космос уже перестали быть чем-то уникальным. Хорошо это или плохо? Для дела — хорошо, а вот для души... Если кому-то хочется почувствовать себя романтиком, читайте старые авантюрные романы Верна, Буссенара, Дефо. Или того же Конрада.

----------

РЕЗЮМЕ: романтический отчет о рейде промысловой экспедиции в самое сердце Тьмы (т.е. Африки). Любителям «людоедских» и «пиратских» историй лучше от чтения воздержаться.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джозеф Конрад «Теневая черта»

flying_kitten, 29 декабря 2023 г. 17:49

Теневая черта — незримая граница, пересекая которую, человек переходит из юности в зрелость. Больше психологический, чем морской роман, на мой взгляд, одно из лучших, если не лучшее, произведение Конрада, на меня в юности произведшее большое впечатление, уже в зрелом возрасте перечитанное и вновь подарившее яркие эмоции.

Главный герой, молодой помощник капитана, во время плавания в Юго-Восточной Азии, повинуясь внезапному необъяснимому импульсу, берёт расчёт и списывается на берег без каких-либо планов на будущее. Неожиданно ему предлагают место капитана, он соглашается, принимает командование над парусным кораблём и выходит в рейс, который опять же совершенно неожиданно, без видимых предпосылок, превращается для него в достаточно серьёзное предприятие, подталкивая к пересечению пресловутой черты.

Книга, особенно вначале, может показаться излишне неспешной, если не сказать — затянутой. Многочисленные и пространные диалоги героев, неторопливо развивающееся действие, практически полное отсутствие динамичных эпизодов. Более того, если брать внешнюю сторону, это скорее производственный, чем приключенческий роман. Да, экзотическое окружение южных морей, плавание под парусом, различные препятствия и неожиданные неприятные сюрпризы, но при этом всё размеренно и буднично. В общем то «внешнее» не так важно, как «внутреннее», книга о взрослении, о чувстве долга, об ответственности.

Спокойно развивающийся сюжет, делающий неожиданные драматические повороты, многословные беседы и размышления главного героя, казалось бы очевидные, но не такие уж и простые морали — психологический роман в декорациях моряцких будней.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джозеф Конрад «Юность»

Yarowind, 28 декабря 2023 г. 07:33

Повесть из цикла Чарльз Марлоу. Небольшое повествование об авантюрно-романтическом юноше и его желании увидеть загадочную Азию. Для этого он вербуется на старую калошу, которая везет уголь из Британии в Бангкок. С самого начала все пошло не так, но юность на то и юность, что на все смотрит восторженно и бесстрашно. Все заканчивается хорошо, хотя шансов не доплыть до Азии было более чем:).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Yarowind, 28 декабря 2023 г. 07:16

Книга считается британской классикой, собственно почему и попала мне в руки (предыдущую Юность прочитал заодно). Главный герой повести отправляется работать в Бельгийское Конго, причем большую часть произведения пытается добраться до пункта назначения. Общая атмосфера книги чем-то напоминает Киплинга, да и прочих авторов конца 19-начала 20 века. Бремя белого человека, местные дикари и все такое. Неоднородное произведение. Первая половина, где больше описательная часть Африки, полузаброшенных постов на берегу Конго, персонажей, там обитающих и прочее довольно интересно читаются, атмосферно. А вот вторая половина, где идут больше рассуждения, нудновата. Почему главный герой так проникся к Куртцу я так и не понял.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Неизвестный Ч., 14 декабря 2023 г. 11:32

Дослушал и, честно говоря, не понял восторгов по поводу. (Может, перевод неудачный, может, восприятие на слух неважное, допускаю; при возможности перечесть.) Довольно рыхлая пустоватая история на фоне богатой потенциальными возможностями экзотики (вверх по неназванной реке неназванного континента, за слоновой костью). В итоге скомканная встреча с неким Куртцем, лучшим работником неназванной компании — великим, одаренным, разносторонним, неукротимым, порочным, харизматичным (сказали бы сейчас) человеком, который построил негров и бомбил с ними окрестные деревни. Рассказчик встретил его уже умирающим (от чего?) и проникся пиететом. Беда в том, что кроме восхищенных цоканий рассказчика мы ничего не знаем о величии Куртца: ни описания его подвигов, ни цитат из его обворожительных речей, ни фрагментов его писем, ни девиаций его поведения, ничего, приходится верить на слово. Так, особенно в наше избалованное интеллектуальными развлечениями время, не годится. Что до литературного мастерства автора, то, несмотря на отдельные жемчужины, думается, тому же Лескову (тоже второй половины XIX века писателя) Конрад примерно по колено.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Smolskiy, 9 декабря 2023 г. 23:24

Сердце тьмы или тьма в сердце.

Мы углубляемся во мрак джунглей, словно, в человеческую душу. С каждой строкой произведения нас всё больше окутывает холодом ночи. Тьма человеческой души, находящаяся в сердце джунглей, куда отправляется герой вместе с нами искать некоего Куртца. Туда как бы стягивается вся злость и гнусность. Она притягивает. Тьма, которая дремлет в каждом из нас и сглаживается нравственными и моральными рамками. Но что будет, когда рамки утратят свою роль?! Сердце тьмы или тьма в сердце. Мрак души. Потаённые уголки сознания. Что может случиться, даже с самым хорошим человеком, самым образованным и культурным, когда он попадёт в нечеловеческие условия. Цивилизованный человек угнетающий других людей и «несущий» культуру с высоты своего высокомерия, так ли ты хорош, чтобы иметь на это право?! Прикрывающий свои корыстные цели высокими мотивами и гуманизмом. Это ли не тьма? Душа человека и человечества в целом. Как нам совладать со своими искушениями и пороками. Ведь за всё придётся платить.

Из кино хотелось бы выделить экранизацию Копполы «Апокалипсис сегодня», также прекрасную одноимённую экранизацию «Сердце тьмы», и схожие по теме киноленты «Агире гнев Божий», «Фицккаралльдо» Вернера Херцога с Клаусом Кински в главных ролях.

Отдельно: книга читается достаточно тяжело, что, впрочем, и должно быть учитывая её сюжет и жанр. Она должна оставлять неприятное чувство чего то мрачного и срывать мозг. Точно, приключением назвать сложно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

flying_kitten, 2 ноября 2023 г. 12:31

Одна из известнейших книг в мировой литературе, неоднократно издававшаяся в нашей стране, но воспринимавшаяся всего лишь как одна из многих приключенческих книг с антиимпериалистическим посылом. Действительно, в СССР пафос «бремени белого человека» поляка Корженевского, ставшего англичанином Конрадом, до конца так и не оценили, несмотря на популярность книг писателя среди наших читателей.

Как известно, именно эта книга вдохновила Копполу на создание «Апокалипсис сегодня» — фильма, который все знают. Собственно фильм полностью повторяет фабулу повести, перенося действие из Африки в Юго-Восточную Азию, но оставляя при этом главный конфликт повествования, да и многие характерные детали без изменений. К чему я это пишу? К тому, что если вы смотрели кино, то читать книгу будет, скорее всего, не сильно интересно, многое будет понятно наперёд.

Главный герой, нанятый некоей европейской торговой компанией, плывёт на пароходе вверх по большой африканской реке (явно подразумевается Конго), в самое сердце белых пятен на картах, с тем, чтобы забрать руководителя отдалённой фактории, который, похоже, начал заниматься очень странной самодеятельностью. Книга, собственно, как раз о «бремени белого человека», о границах дозволенного, о «свете цивилизации», о мессианстве. О том, что бывает, если долго смотреть в бездну.

Антитеза «Европа-Африка» кем-то воспринимается, как проявление расизма автора, кто-то, напротив, видит пресловутый антиимпериализм. Можно охарактеризовать «Сердце тьмы» как приключенческую повесть, а можно и как психологический триллер. Что видеть, каждый должен решить для себя сам.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джозеф Конрад «Ностромо»

flying_kitten, 23 августа 2023 г. 16:55

«Ностромо» входит в кучу всяких списков и рейтингов, удостоен разнообразнейших лестных эпитетов. В популярной культуре есть масса отсылок к нему, к примеру, в честь этого романа назван космический корабль из фильма «Чужой». Но это всё у них, там, в англоязычном мире, у нас же эта книга не сильно известна и даже особо не издавалась, несмотря на большое количество изданий других произведений Конрада.

Действие романа разворачивается в вымышленной латиноамериканской стране, некоем эталонном, на взгляд автора, государстве Южной Америки. Политический хаос, диктаторы, революционеры, нищее население, благородные аристократы и отчаянные разбойники — все основные архетипы на месте. Тут же, рядышком, представители западного мира, несущие свет, знание и цивилизацию. Один из сеятелей добра — Чарлз Гулд, владелец серебряных рудников, на которого, в свою очередь, работает Ностромо — бригадир портовых грузчиков.

Первую треть книги автор очень неспешно и обстоятельно вводит читателя в курс дела. Скажу честно, я на этом введении чуть не сломался и не забросил чтение, но всё же смог дотерпеть до начала развития событий. И вот тут то начинает приходить понимание (всё ещё очень медленно, правды ради), что книга то не совсем то, чем казалась сначала, что всё не так уж однозначно и не может быть разделено на чёрное и белое. С главными героями происходят разного рода эволюции, а читатель вдруг понимает, что это не та книга, где за него всё решили и подают мораль на блюдечке, нет, тут ему придётся слегка подумать.

В общем и целом неплохая книга, но уж очень тягучая и растянутая. Однозначно не то произведение, с которого надо начинать знакомство с Конрадом.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Kobold-wizard, 12 ноября 2022 г. 19:55

https://kobold-wizard.livejournal.com/1019931.html

В России Джозеф Конрад-Корженевский мало известен, а на Западе считается знаковым автором. «Сердце тьмы» — одно из первых произведений с критикой колониальной политики в Африке. Конрад писал его на основе впечатлений от службы в Бельгийском Конго. Он изобразил колонизаторов, проживших там долгое время и принявших себя за носителей цивилизации. На деле торговцы слоновой костью установили жестокие порядки при поддержке солдат. За 30 лет население региона сократилось с 30 млн до 15 млн.

Колониальная компания направила рассказчика, тогда молодого моряка, в Африку за грузом слоновой кости. Корабль должен был пройти вверх по течению гигантской реки. Там агенты свозили слоновую кость на центральную станцию. По дороге герой раз за разом слышит о мистере Куртце — самом главном поставщике. Плавание вглубь страны превращается в путь к мистеру Куртцу.

Герой сталкивается с Сердцем тьмы в нескольких смыслах. Буквально это центральная Африка, сокрытая в джунглях. С другой стороны — мистер Куртц, ставший кем-то вроде жестокого бога туземцев. С третьей стороны — погружение героя вглубь самого себя.

Последняя трактовка Сердца тьмы тоже относится к психологии. Кажется, впервые я заподозрил в произведении скрытый гомоэротический подтекст. В тексте полно умолчаний, словно бы очерчивающих эту тему. Восприятие личности Куртца носит болезненно-восторженный характер. Много лет спустя рассказчик постоянно повторяет о дискомфорте от того, что путь к легендарному агенту затягивался. Куртц продолжает бередить его душу, а воспоминания об окружавших агента редких женщинах сбивают ритм рассказа. Костедобытчик не был ни родственником рассказчика, ни наставником, ни даже автором какой-нибудь мозголомной книги. Сложно понять, как его харизма могла так повлиять на человека, который видел-то его очень короткое время. Каким-то образом Куртц захватил его мысли еще до того, как они лично познакомились. Все это вместе и навело меня на мысль, что таким образом выразились склонности рассказчика, в которых он сам себе не готов признаться.

Итого: В целом книга мне не зашла. Памятнику эпохи не хватило эмоциональности. От прочитанного не возникло желания посетить эти места или броситься на защиту туземцев. В книге можно увидеть истоки других произведений вроде «Пандоры в Конго» Пиньоля, но сама по себе она не вставляет.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джозеф Конрад «Харчевня двух ведьм»

Iricia, 21 октября 2022 г. 23:51

Поначалу не хотела читать, но потом втянулась. Рассказ вышел атмосферный, затягивающий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Момент, когда главный герой открывает шкаф, а оттуда вываливается труп его друга и наставника — вот прям шикарно описан. Очень мне нравится, как переданы эмоции. С одной стороны, этот человек дорог главному герою и чувствуется, как тяжело ему столкнуться с этой потерей, но с другой — над ним самим нависает опасность и сейчас критически важно выяснить, что же произошло с этим самым покойным и как, так что протагонист просто вынужден подробно осматривать тело. Причем, чем больше времени проходит, тем сильнее чувствуется его разочарование, которое в какой-то момент даже переходит почти в обвинение покойного за то, что тот не хочет «раскрывать тайны» своего убийства.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джозеф Конрад «Фрейя Семи Островов»

r9snick, 25 сентября 2022 г. 21:54

Прекрасная романтическая история — о любви, коварстве и мечте. Джозеф Конрад пишет о море как романтик XIX века, хотя жил и творил в веке 20-м. Как мне кажется, эта его работа гораздо сильнее, чем «Сердце тьмы», которую так тиражируют.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джозеф Конрад «Тайфун»

Shelob, 13 сентября 2022 г. 21:50

Да здравствуют морские приключения!

С этим возгласом я приступила к чтению сборника произведений Джозефа Конрада. Еще в детстве читала про похождения пиратов, особенно таких благородных, как капитан Блад, и была в восторге от них, но уже давно не натыкалась на что-то с морским настроением. И как только увидела название «Тайфун» — сразу подумала – это строит прочитать. Так что добавила его в свои планы, и наконец настал день, когда я до него добралась. Но эта книга оказалась глубже, чем сборник морских приключений, которые я ожидала. Это не сказки и не захватывающие дух авантюры – это жизнь, какой ее видел настоящий моряк Джозеф Конрад.

И потому морская тематика открылась для меня с новой, неожиданной стороны. Более взрослой и более реальной и близкой, хотя я в жизни на корабль не ступала. Это о человеческих переживаниях, чувствах и терзаниях, которые капитаны проживают на своем судне. И не только на судне, и не только капитаны, если учитывать рассказ «Аванпост прогресса». Тут речь уже шла не только об особой, совершенно чуждой суше жизни на воде, но и жизни вне своей страны, вне своего общества. В каждом рассказе, в каждой повести возникает мотив одиночества: отрешенность капитана от собственной команды, жизнь вдали от родины и ее привычек и, наконец, одиночество корабля в огромном бушующем море.

Именно последнее открылось в повести «Тайфун», которую я ожидала весь сборник. И именно она оставила самое сильное впечатление о море. Об очень страшном и сильном. Здесь оно перестало играть на вторых ролях – море стало ужасающим врагом, который бросал вызов самому капитану, проверяя его и его судно на прочность, заставляя падать в бездну и не раз прощаться с жизнью. В этой повести капитан не был одинок, хотя никто и не мог разделить с ним его обязанности и его огромнейшую ответственность за всех, кто находился на корабле — на палубе ли, в трюме или у паровых машин. Ограниченный, простоватый, наивный? Пусть так, но в борьбе со стихией он выиграл, «выпутался из этого дела», как выразился помощник Джакс. И это касается не только боя с морем, нет, еще и взятием ответственности на себя и решением существенных проблем, которые возникли на судне попутно.

Еще много можно сказать и про другие рассказы и повести сборника, который я с удовольствием прочитала, но раз страница посвящена рассказу «Тайфун», стоит остановиться именно на нем. Хотя восторга от сборника добился не только он один.

Однако, в итоге! получила ли я свою дозу морских приключений? Да! Но и еще кое-что, кроме этого. Что-то о той внутренней силе человека, которая может преодолеть и штиль, и тайфун.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джозеф Конрад «Теневая черта»

r9snick, 13 сентября 2022 г. 02:05

Гораздо менее известное, чем «Сердце тьмы», но замечательное произведение о молодом капитане корабля, который сталкивается с трудностями во время первого путешествия.

Здесь есть и чувственный психологизм,и борьба со стихией, и моряцкий мистицизм, и человеческая подлость вместе с человеческим благородством. Прекрасная повесть,которую стоит прочитаь всем любителям морской романтики и психологических погружений в мир взросления героев в трудной ситуации.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

r9snick, 8 сентября 2022 г. 03:53

В русскоязычной традиции «Сердце тьмы» не является каким-то знаковым или системообразующим элементом, в отличие от англоязычной культуры, которая после вольной адаптации Ф.Ф. Копполой в виде фильма «Апокалипсис сегодня» прочно вошла в массы. И надо сказать понятно почему. Глубокой психологией падения человека во ТЬМУ у нас гораздо больше тонкой психологической рефлексии.

Рассказ в рассказе моряка Марлоу о своеобразном безумии исследователя-компанейца Куртца, который подчинил себе диких туземцев и стал заложником собственных планов хорош, красив описаниями, но для нас с вами скуповат и поверхностен. Безусловно важное произведение, которое сейчас уму и сердцу может подарить не так много, как ожидаешь.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Carex, 9 июня 2022 г. 19:57

Очень двоякое ощущение оставила после прочтения повесть. Не буду писать долго. Это невероятно интересная проблематика была подана очень плохо. В чем это заключается?

Ключевое слово — сумбур. Сумбур в сюжете, субур в чувствах, соответственно и проблема (или проблемы) не поданы четко, а лишь слегка обрисованы, дан лишь намек на них. И теперь спустя более ста лет, мы знаем что это за проблемы. Знаем как охватывает харизма миллионы людей и направляет в мясорубку.

Наиболее важный (для меня) вопрос: всегда ли человек остаётся человеком? Если всегда, то вот где ужас (Ужас!Ужас!).

Но подано это провально. В фильме получилось лучше.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Зверюга»

alex1970, 16 октября 2020 г. 18:39

Бывают вещи, которые по каким-то причинам будто притягивают несчастья. Вот и флагман флотилии одной судоходной компании стал жертвой тщеславия своих владельцев, пожелавших получить все самое-самое. Возможно, изменения конструкции сыграли фатальную роль, а может корабль заразился непомерной гордость от владельцев, вот только стал он жуткой легендой, собирающей кровавую жатву в каждом рейсе. Выпивший моряк расскажет нам правду об этом монстре.

Несомненно, далеко не лучшая вещь Конрада, но идеально подходящая для антологий морских ужасов

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джозеф Конрад «Gaspar Ruiz»

makar-g, 27 июля 2020 г. 11:10

Читая книги Джозефа Конрада, трудно не обратить внимание на одну закономерность, проявляющуюся у него значительно ярче, чем у других авторов: те произведения, где повествование ведётся от третьего лица (например, повести «Дуэль» и «Тайфун»), значительно более насыщены действием, чем рассказанные от лица одного из персонажей (как, например, роман «Случай» или большая часть рассказов). Соответственно произведения из первой группы зачастую относят к разряду «приключенческих» и включают в соответствующие серии и сборники, а вторые числят в ряду «серьезных». У Конрада контраст между историями от первого и третьего лица усугубляется тем, что первых лиц, зачастую, двое — собственно рассказчик и автор, пересказывающий услышанное или прочитанное, — поскольку оба они щедро делятся с читателем своими соображениями, так или иначе касающимися рассказываемой истории. Конечно, есть и исключения из этого правила. Например роман «На отмелях», хотя он и написан от третьего лица, настолько переполнен раздумьями и рефлексиями героя, разрывающегося между долгом и чувством, что несмотря на все формальные приметы литературы приключений, вряд ли подходит под категорию «рамочных».

Рассказ (или повесть — все же 12 главок?) «Гаспар Руис» являет собой обратный пример: здесь, несмотря на столь любимый Конрадом прием рассказа в рассказе, событий столько, что вполне хватило бы и на роман. Война и любовь, обвинение в предательстве и не вполне удавшаяся казнь, переход на другую сторону и месть — и все это сдобрено латиноамериканским темпераментом, поскольку дело происходит в Чили времён войны за независимость!

Жанр рассказа хочется определить как спагетти-вестерн, имея ввиду тот факт, что в нем, как и в лучших фильмах Леоне, стиль имеет не меньше прав, чем экшен.

Здесь можно прочесть любительский перевод первых четырех главок рассказа «Гаспар Руис»:

https://proza.ru/2020/07/26/675

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Zombie 1st class, 7 марта 2020 г. 22:02

«Безумная история о журналисте, который становится управляющим фактории в глубине африканского континента и приобретает статус живого бога у племени дикарей. Эта фабула может на первый взгляд показаться комичной, но отнюдь не является таковой.»

- автор о книге

Я довольно поздно ознакомился с этой книгой, которая, по моим впечатлениям, в России вообще не то чтобы слишком популярна, в то время как в англоязычной литературе — считается одним из самых значимых произведений XX века. Собственно, одна из вольных адаптаций повести, кинофильм «Апокалипсис сегодня», во многом затмил оригинал по известности (опять же — в нашем информационном пространстве он упоминается куда чаще). Я — так вообще решился наконец прочитать его только после видеоигры «Spec Ops: The Line», которая тоже является вольным переложением произведения Конрада в современном антураже.

Вся повесть представляет собой по сути одно большое воспоминание, «рассказ в рассказе». Главный герой, он же рассказчик, моряк Чарльз Марлоу спустя много лет после событий повествует товарищам о своей молодости и службе в бельгийской торговой компании, где он был капитаном речного парохода в Конго. Едва прибыв на место, герой вскоре отправляется с небольшой группой спутников в поход к верховьям реки, где ему поручено разыскать некого господина Куртца, управляющего самой дальней торговой станцией, известного замкнутым характером и... своеобразными методами работы с туземцами.

Бессмысленно было бы перечислять все темы, затронутые в данной истории — она действительно крайне многоплановая, и про это написаны десятки исследований и литературоведческих статей. Я замечу лишь, что меня в наибольшей мере поразило настроение, которое создает текст — вот это, пожалуй, самое мощное. Простыми фразами и спокойным монотонным повествованием такой жути нагоняет, что куда там всяким кингам с баркерами. «Ужас... ужас...» — вот уж воистину.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

sergej210477, 17 декабря 2019 г. 22:42

По-моему, оценка этой книги как хрестоматийной классики, сильна завышена.

Честно говоря, хотел я от этой повести лишь атмосферного описания путешествия по джунглям Африки. Да, все это присутствует. Мрачно. Джунгли, река. Каннибалы с луками и копьями. Белый человек, пытающийся в одиночку не просто выжить, а подчинить своей воле всех диких туземцев.

Но, это лишь фон.

А в основе — трагедия сильного человека. Я нашёл много параллелей с «Моби Диком» Г. Мелвилла. Или, с «Морским волком» Д. Лондона. История про то, как незаурядная личность вместо того, чтобы достичь вершины, падает в пропасть.

Только вот, на мой взгляд, и эта линия проработана как-то поверхностно. Все скомкано, писатель намечает лишь схему, набросок такой огромной и сложной картины. Тут работы по развитию этой грандиозной идеи — на роман. Но, почему-то, автор не стал этого делать.

Написано интересно, красиво, но, мне не хватило подробной проработки сюжетной линии.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Михаэль, 24 февраля 2019 г. 15:05

Знаменитая книга Конрада, сумевшая «прописаться» в массовой культуре, при ознакомлении оказывается не совсем тем, что рассчитываешь прочитать, зная о славе этой повести и ее влиянии на современную культуру. (А отсылки к «Сердцу Тьмы» и прямые цитаты из него можно найти в таких разных произведениях, как фильм Ф.Ф Копполы и фэнтезийная сага Я. Гжендовича «Владыка Ледяного Сада»...)

Перед нами, как будто, и в самом деле мрачное путешествие в сердце тропической Африки.

ГГ (и рассказчик) Марлоу подряжается поработать на речном судне и отправляется вверх по течению не названной великой Реки, где «талантливый мистер Курц», о котором только и способны говорить все белые в Африке, сумел организовать добычу слоновой кости в промышленных масштабах. Вот только слухи из глубин континента доносятся совсем уж мрачные...

Из этого сюжета можно было бы сделать все что угодно, от приключенческого боевика до полновесного хоррора, включая политический памфлет и философское рассуждение о тьме, которая таится в человеке.

Конрад так и сделал. Под одной обложкой и в относительно небольшом объеме...

Книга оказывается слишком патетичной, слишком модернистски-причудливой, слишком витиеватой и слишком многое недоговаривающей.

Уже то, что кроме Курца ни один из персонажей в Африке не имеет имени собственного, должно насторожить.

Конрад, вне всякого сомнения знал Африку (пребывание в которой стоило ему здоровья на многие годы), и натуралистическое описание деталей «которые не выдумать» сначала как будто работает на идею о том, что перед нами прежде всего история об ужасах Свободного Государства Конго.

Но обилие всевозможных лирических отступлений, которые касаются всех на свете тем, (вплоть до античной мифологии), театрально-выспренная речь героев, и общая «сновидческая» атмосфера позволяют вчитать в текст какое угодно содержание.

По степени страстной импульсивности «Сердце Тьмы» иногда обгоняет даже «Моби Дика», а это совсем нелегко.

Конечно всеевропеец Курц с его запутанным происхождением (германj-бельгийско-французским c включением и прочих наций Европы), чрезмерной для торгового агента начитанностью, слабым здоровьем (при огромном росте) и умением в одной фразе переходить от филантропических рассуждений к расстрельным приказам, символизирует Старый Свет как таковой.

В нем странным образом угаданы черты тоталитарных идеологий XX века.

Можно было бы написать что-то про «нацизм» или «фашизм», воплотившиеся в Курце, да вот беда, во время выхода книги Б. Муссолини избивал однокашников в старших классах, А. Гитлер пел в хоре младшеклассников, ну а Розенберг и вовсе в школу не ходил.

Но для книги о том, что «колониализм это плохо» в «Сердце Тьмы» отсутствует такая обязательная деталь, как положительные туземцы. Черные тут сущие «полудемоны-полудети» живущие и безо всякого Курца странной и страшной жизнью вне времени.

Курц искренне хотел принести им цивилизацию, а стал тираном.

Но с той же степенью уверенности можно предпочесть и «психоаналитическую» трактовку текста.

Суммируя свои впечатления, выскажусь так.

Книга произвела сильное впечатление, но не понравилась.

Потому хочу предупредить всех, кто захочет приобщиться к классике.

Вас ждет чрезвычайно патетичный, написанный порой чуть ли не «потоком сознания» текст.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

grt-pretender, 31 января 2019 г. 16:17

У Конрада получилась просто потрясающая Африка: дикая, непредсказуемая, опасная и в то же время зовущая. Здесь во всей красе показано противостояние природы (пробуждающей инстинкты) и цивилизации (пытающейся сохранить человечность, размывающиеся принципы и т.д.). Можно сказать, что это и есть основной мотив произведения: чужеродность европейского человека на этой земле и метаморфозы, которые происходят с ним во время путешествия. Например, для моряка Марлоу Африка – как лихорадка, беспорядочная и неконтролируемая. Хаос, лишенный смысла.

Весьма мрачная книга. Автор действительно заглядывает в самое сердце тьмы, которое эхом первобытных инстинктов повторяется и в человеческом сердце, если оторвать его от привычных условий. Что же есть цивилизация – наше достижение или всего лишь та узда, которая удерживает нас на грани? И поражает эта готовность людей бросить все (прежде всего семью) и махнуть в Африку по хрупким дорогам без уверенности, что они вообще доберутся, выживут или что их работа там вообще кому-то нужна. Неприкаянность белого человека даже для него самого.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Zlata.24, 23 августа 2018 г. 08:10

Двоякое впечатление.

Если посмотреть Вики: «Повествование ведется от лица главного героя, моряка Марлоу, который вспоминает своё путешествие в Центральную Африку». На самом деле, в книге не упоминается ни река, ни страна, о которых вспоминает главный герой (я даже перечитывала начало, засомневавшись, что сама упустила из вида).

В компании друзей, на яхте, в устье Темзы, в ожидании отлива, Марлоу начинает свой рассказ, глядя на берега своей страны, представляя ее захват и освоение в далекие годы и проводя аналогию с собственным опытом путешествия по английским колониям. Эдакий рассказ в рассказе.

И именно осознание этого факта мешало мне воспринимать историю адекватно: из уст бывалого моряка льется такая высокопарная речь, такие образные эпитеты и описание природы, что хотелось кричать «не верю!» — не может быть такой РАЗГОВОРНАЯ речь!

«Я смотрел на берега. Созерцание берегов, мимо которых проплывает судно, имеет что-то общее с размышлениями о тайне. Берег тянется перед вашими глазами, улыбающийся или нахмуренный, влекущий, величественный, или жалкий и скучный, или дикий, но всегда безмолвный и в то же время как бы нашептывающий: «Приди и разгадай!» Здесь берег был расплывчатый, словно еще недоделанный, однообразный и угрюмый. Граница бескрайних зарослей – темно-зеленых, почти черных, обрамленных белой пеной прибоя – тянулась прямо, как по линейке, вдоль сверкающего синего моря, подернутого ползучим туманом. Яростно жгло солнце, земля, казалось, светилась и испускала пар.»

С другой стороны, мне очень импонирует такой завораживающий стиль изложения. История «спасения» ценного сотрудника фирмы, который не горел желанием спасаться, оказалась вполне захватывающей. И если бы автор не применял этот прием «рассказ в рассказе», лично для меня произведение бы только выиграло.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Stout, 24 октября 2017 г. 18:58

«Сердце тьмы», которое иногда относят к классике, мне не особо понравилось. Но давление ста с лишним лет и множества критиков рождает самокритику: «Что я — житель мегаполиса XXI века, могу знать и, следовательно, сказать о произведении, времени, духе и авторе?» Вроде бы автоматический правильный ответ: ничего. Однако:

Первое. Повесть довольно тяжелая для восприятия. Не уверен, что это «заслуга» переводчика, но русский текст читается и воспринимается откровенно тяжело.

Второе. Оно не увлекает. Размеренное повествование не балует действием. Разнообразные описания включают картины пусть ужасные, но статические. Я не вижу развития. Возможно, это призвано подчеркнуть обыденность происходящего, что и составляет трагизм ситуации.

Третье. Нет чувства цельности произведения. Возможно, перескоки с одного на другое, высказывание диаметрально противоположных точек зрения и взглядов призваны показать героев, обуреваемых противоречиями. Именно возможно, потому что такой приём справляется с этой задачей плохо и только раздражает. Мозаика не складывается.

Четвертое. Считаю, что механизм превращения Куртца в чудовище описан не слишком внятно. Я не увидел его мотивации, я опять не вижу развития. Такое впечатление, что это почти как данность — человек попал практически в проклятое место и сделался его проклятием. Безысходность и мрак.

Пятое. Я долго думал, что же является основным в повести. Превращение «цивилизованного» человека в дикаря и деградация личности? Вряд ли, потому что превращение как раз и не показано. Приключения? Только не как основное, уж больно они вялые. Порицание расизма? Определенно нет. Срез истории Независимого государства Конго? Возможно, но я бы предпочел Артура Конан Дойля (пусть даже его «Преступления в Конго» появились несколькими годами позже). Возможно, это зарисовка, в которой есть элементы всего сказанного выше. И без каких-либо претензий на что-то существенное.

Резюме: на любителя, но прочитать стоит.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джозеф Конрад «Лорд Джим»

strannik102, 17 сентября 2016 г. 05:39

Имя Конрада знакомо мне с достопамятных времён запойного чтения цикла вполне себе космических и никоим образом не маринистских рассказов Станислава Лема «Рассказы о пилоте Пирксе» — в рассказе «Условный рефлекс» в краткой ёмкой характеристике своего героя Лем пишет «Ведь он читал Конрада ...», и этого коротенького в четыре слова упоминания хватило, чтобы запомнить новое имя раз и навсегда. Наверное здесь заслуга пока что не Конрада, но в большей степени пана Станислава Лема, однако, будучи упомянутым таким великолепным и авторитетным Мастером литературного Олимпа, имя Конрада автоматически попало в список будущих «хотелок».

Правда хотелкость эта затянулась пожалуй что чересчур, потому что только теперь, по прошествии уже не лет, но десятилетий, пришла возможность познакомиться с классиком английской литературы поляком Конрадом что называется тет-а-тет и фейс-ту-фейс.

Наверное, есть смысл сразу остановиться на авторской манере изложения событий. Автор неспешно подводит читателя к тому, что речь идёт о каком-то происшествии, в котором так или иначе замешан герой романа. Эта процедура намёков и плавной подводки к трагедийно-драматическому происшествию длится довольно долго, отчего сначала возникает некоторая натянутость. А Конрад не спешит с событиями и подобно опытному артиллеристу ведёт огонь пристрелочно и затем уже вилочно, загоняя свой литературный снаряд в конце-концов в яблочко, в центр мишени, в колышек.

Однако оказывается, что само столь долгожданное драматическое событие вовсе не является центром повествования, потому что для автора это происшествие стало только лишь отправной точкой для некоего своеобразного литературно-психологического расследования. Конрад гоняет своего героя по карте и по глобусу, по жизни и по географии, по людям и встречам, но в конце-концов оказывается, что это не просто бегство от людей, а бегство за самим собой и одновременно от себя самого.

А затем наш герой довольно внезапно меняет чехарду поисков на своеобразное служение, на миссионерство и почти что на мессианство. Казалось бы всё, точка достигнута, вина искуплена и совесть успокоена. Но, как говорится «если хотите насмешить бога, то расскажите ему свои планы» — вмешивается ещё одна недобрая сила и ситуация выходит из под контроля нашего героя...

Конечно же, основным конфликтом романа является внутренний конфликт Джима с самим собой. Его индивидуальные характерологические особенности постоянно подпитывают в нём ощущение своей виновности, а свойственный ему романтизм понуждает его совершать поступки в том числе и такого плана, которые более нормальный и отчасти пофигистский человек может назвать позёрными и идеалистическими. Джим великий идеалист и романтик (о чём напрямую пишет в романе и сам автор, вкладывая эту характеристику героя в уста Штейна), и потому он не способен вести себя в предлагаемых автором условиях как-то иначе.

Наверное с точки зрения современного человека такое поведение Джима покажется дурацким. Но почему-то всё-таки приходят на ум слова Честь и Совесть и Справедливость и всякие другие высокопарные и кажущиеся смешными и выспренними. А ведь действительно, сейчас из-за карточного долга, пожалуй, никто стреляться не будет, и из-за пощёчины на дуэль никого не вызовет... Куда всё это делось? И было ли оно в нас?..

Но вот в Джиме было точно!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джозеф Конрад «Харчевня двух ведьм»

Brain-o-flex, 18 августа 2016 г. 11:25

Прекрасный рассказ. С первой и до последней буквы.

Эталон «истории у костра».

Именно такие и читают вслух, собравшись у огонька (при свечах, у камина, у печи — русской или голландской, у «буржуйки») ночной порой.

История в истории — прекрасно здесь использованный ход писателя. Это, мол, не я придумал... Это я рукопись нашёл...

И спустя какое-то время не найдёшь концов, никто не объяснит — как это было на самом деле. Тем более, что страниц не хватает...

9 за то, что чуть-чуть не хватило мне в финале (развязке) нескольких абзацев.

Капельки подробностей.

Хотя и это легко списать на то, что автор рукописи в то время сам не участвовал в действиях, а немногословные партизаны сказали мало...

Типа как «за что купил — за то и продаю».

Я купился.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

SBENDA, 7 июня 2016 г. 22:25

Вообще интересно, но немного не хватило динамики и интриги. Сам сюжет по-моему простенький, что тем не менее поражает своей атмосферностью. Если в целом, то атмосферность — это именно то, чего здесь хватает в отличие от всего остального. Для тех читателей, которые ищут в книгах размышления ГГ и среди жанров выбирают рассказы и предания.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Proudhon, 28 апреля 2016 г. 21:26

Наверное, это лучшее произведение Джозефа Конрада. Главный герой Ч. Марлоу движется по реке вглубь бельгийской колонии, называемой, кстати, «Свободное государство Конго», чтобы забрать заболевшего Куртца, успешного агента компании, занимающейся сбором слоновой кости. И это весьма напоминает спуск в преисподнюю. Ничего по сути особенного, business as usual. Африканцы — просто ничего не стоящая рабсила, которую бизнес полностью выжимает, а отпускает только уже умирать. Куртц, некогда выступавший на родине в роли большого демократа, в колонии сходит с ума от безнаказанности, считает себя не только посланцем «прогресса», но и божеством. На частокол вокруг его дома насажены отрубленные головы африканцев, что служит стимулом для лучшей работы оставшихся в живых. Конрад мастерски показывает, как любые замечательные мотивы и идеи превращаются машиной обычного бизнеса и системой выколачивания прибыли в жестокость и коварство. Не только душа человека, но и как будто сама природа становится из-за этого обиталищем злого начала. И этот «обычный бизнес», кстати, стал причиной гибели половины населения в колониальном «Свободном государстве Конго».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

stenny, 3 декабря 2015 г. 17:53

о, боже, то ли перевод скверный, то ли сам текст неудачный...

Скорее всего именно второе.

Несмотря на «репутацию» «автора, которым зачитывались Хэмингуэй и прочие классики», некоторые писатели так и остаются писателями одной эпохи или писателями одного времени.

Как Загоскин.

Крайне невыразительное, несмотря на обилие бесцветных сравнений и эпитетов занудное, особенно вначале, повествование как-то нелепо скомпановано, прерывается возвращением из «Африки» к Темзе и сборище на борту яхты.

Непонятно, кто есть кто, то речь идет об одном смотрителе-? Центральной станции, затем тут же появляется некто с усами, при этом опять рассказ ведется о ком-то непонятном человеке, говорится «он», человек аристократической внешности, а может это один из белых «пилигримов»? Автор пытается то ли бесстрастно описать мрачно-унылую атмосферу, то ли быть беспристрастным, но ни один образ не пробуждает ни жалости, ни любопытства, ни сочувствия. ни попытки понимания. Как-то удивительно ровно и гладко-текуче подобраны безликие слова. вроде бы сравнения яркие, образные «пилигримы», «красное светило солнца», но все в руках автора становится плоским и безжизненным.

Сразу же вспоминаются с глухой тоской пронзительно-яркие жгучие краткие описания выдуманных джунглей Александра Грина, ну или даже «В дебрях Африки«Сенкевича.

Зато когда дело касается «первобытного» Конрад становится патетичен. Даже тон становится экзальтированно-страстным, очень интересная концепция про то, что цивилизация в человеке присутствует только лишь в цивилизованном месте (обществе). окунитесь в мир «первобытной природы» и в вас одержит верх то самое первобытное каннибальское начало.

Далее автор опять забегает вперед, я бы даже сказала — скачет- прерывая рассказ Марлоу, причем рассказчик то восторгается таинственным и загадочным Куртцем, то проклинает его.

Суть вот в чем — товарищ оказался в условиях безнаказанности и почти вседозволенности, попустительства со стороны нравственности и закона. И у человека снесло башку. Не богатство ослепило его, свело с истинного пути, а власть.

Ну, если вы читали Ларионову и «Чакра кентавра», то Куртц подорбно крэгам объедался властью и вседозволенностью. Отличие от самозванных местных царьков и божков, какими иногда становились британские офицеры в Индии или в Афганистане времен колониальной империи, только в том, что не было такого количества свидетелей, могущих оценить столь неожиданное возвышение обыкновенного, рядового человека.

Еще я хотела бы сравнить Куртца с Паганелем, тоже весьма страстно увлеченным человеком, которого посвятили в вожди благородные дикари-индейцы. вот именно такая одержимость и дар красноречия, внутренняя убежденность в своем превосходстве проскальзывают в некоторых рассказах Джека Лондона. Про превосходство белого человека и прочая чушь.

ПС: вообще-то если далее строить цепочку, то вспоминается экранизация «Ричард 3» где-то 1995 года, с отсылкой к Гитлеру, ну и сам Гитлер.

ХД

Автор под конец стал более эмоционален и убедителен, но его многословию не хватает короткой завершенности и цельности. Ясного убеждения. все двухмерно и неоднозначно, все подлежит сомнению, эта двойственность и является «козырной фишкой» фильма «Апокалипсис сегодня».

Довольно забавен и ироничен момент, когда «бабы» не понимают мужчин, вернее они не достигают до их высот, как автор и утверждал вначале. Это про эпизод с описанием последних минут жизни Куртца, ну и про наивную слепую веру «нареченной».

Рассказ о том, как превозносимый таинственный человек оказался удачливой дрянью.

А еще мне сразу же вспомнились «вязальщицы робеспьера», при описании конторы, странно, что автор упомянул не это сравнение а отделался банальным «Аве, цезарь».

Ну примерно так обстоит дело, вот у А.Грина наоборот, человек возвышается до образа «сказочно-таинственного великана» — рассказ «Создание Аспера», или «Происшествие в улице Пса», когда за обыкновенным поступком скрываются невиданные переживания и недостижимая мечта чего-то большего, а здесь, человек много говорил, но оказался слабаком и пустышкой.

Могу порекомендовать киноманам фильм «Стукач» с Тимом Ротом, о том, как бывший ганстер начитавшись великих философов внушил уважение своим «киллерам», а под дулом пистолета все высокопарная дзен-философия с него слетела, как шелуха.

А вообще, короче и яснее высказался обо всем Николай Гумилев:

Носороги топчут наше дурро,

Обезьяны обрывают смоквы,

Хуже обезьян и носорогов

Белые бродяги итальянцы.

....

и как итог «туземной эпопеи»

***

Слава нашему хозяину-европейцу!

У него такие дальнобойные ружья,

У него такая острая сабля

И так больно хлещущий бич!

Слава нашему хозяину-европейцу!

Он храбр, но он недогадлив:

У него такое нежное тело,

Его сладко будет пронзить ножом!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джозеф Конрад, Форд Мэдокс Форд «The Inheritors»

Brachicephallus, 18 мая 2015 г. 12:00

Да, в романе действительно просматриваются зачатки того, что в теории научной фантастики много десятилетий спустя получит наименование «фантастического допущения». Таинственные Dimensionists («Измеренники» — они якобы пришли из параллельного мира, из «иного измерения», dimension) всерьёз берутся за то, чтобы «унаследовать Землю» у ненужного им, слабого, погрязшего в повседневных заботах человечества. Теперь человечество вынуждено будет отступить на второй план, стать тем самым стадом, которое «должно резать или стричь» (А.С.Пушкин), а «дименшенисты» будут им править, овладев системой политической власти на Земле посредством бесстыдных, наглых, отвратительных интриг: ведь в отличие от земного человечества, у них нет морали. Главный герой становится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
невольным (да что там — вольным!) пособником захватчиков, так как до безумия влюблён в одну из них — самую холодную, самую аморальную, самую рациональную и жестокую.

Грустная история. Жаль только, для автора фант.допущение — только повод для бесконечных (мастерских, чего там! Это Конрад с его бесподобным стилем!) описаний ничтожных, мелких, не стоящих, по большому счёту, даже затраченной на них бумаги плоских душевных терзаний и микроскопических мыслей главного героя — настолько посредственного, что даже неясно, как он смог оказать такое влияние на развитие событий романа.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Джозеф Конрад «Тайный агент»

igorgag, 5 марта 2015 г. 21:53

Прочитал роман Конрада «Тайный агент», заинтригованный обсуждениями британской литературы, а также из интереса к так называемым «секретным миссиям».

Итак, роман британского автора. Написан более ста лет назад. Главный персонаж — действительно шпион. Но как выясняется далее, двойной. В первую очередь шпионит в пользу какой-то континентальной державы. Возможно, России. Сначала его боссом был какой-то барон Штотт-Вартенхайм, затем некий мистер (господин) Владимир. Имена как бы не совсем ярко-выраженно русские... Собственно шпионская интрига в романе не очень интересна. Но язык (хотя и не как у Набокова) и психология героев (хотя и не как у Достоевского) всё же заслуживают внимания... Достоевского вспомнил не случайно. Иррациональность поведения некоторых персонажей уж больно наводит на мысль... Видимо, волна увлечения творчеством русского классика к началу века только-только докатилась до берегов туманного Альбиона. Увы, такой же глубины проникновения в мотивы человеческого поведения мистер Конрад достичь не смог... Да и сам сюжетец выглядит полубессмысленным.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джозеф Конрад «Идиоты»

Тиань, 3 марта 2015 г. 16:21

История крестьянской семьи, в которой четверо детей родились полными идиотами. Горе, беда, безнадежность — врагам не пожелаешь такой судьбы. При этом рассказ не производит впечатления беспросветно тягостного. Жизнь у героев именно такая, но как чудесно прописаны характеры персонажей, особенно ярко проступающие сквозь безнадежно-трагический фон!

Жан-Пьер — отец злосчастного семейства. Крестьянин до мозга костей. Его мысли — земле, в заботах о которой цель и смысл жизни. Сын, наследник нужен ему для того, чтобы родное по крови и духу существо осталось по хозяйски топтать эту земли, когда сам он уйдет. Богатую невесту в свое время выбрал не по влечению сердца, а потому что запущенный отцовский участок восстановить надо было, хозяйство поднять. И как только взял в свои руки хозяйство, над родителями тень скорой смерти нависла — не потому, что дети плохо относиться стали, вовсе нет, просто жизнь молодым и сильным принадлежать должна, тем, кто в силах работать на земле, а если сил уже нет, то и жить, получается, не за чем. Это самый яркий персонаж в рассказе.

Сюзанна — мать идиотов. По всей видимости, ее гены передавались детям, хотя в то время ни о какой генетике люди не помышляли. Но что-то такое она подозревала, не желая больше рожать. Этот образ прописан чуть бледнее Жан-Пьера, но при этом гораздо более трагичен. Эпизоды, когда женщина с надеждой и страхом наблюдает за третьим младенцем, выискивая признаки разума, по настоящему страшный. Вот он — хоррор. Вампиры и зомби тут и рядом не стояли. По-настоящему страшной бывает только реалистичная трагедия человека. В которой все понятно, но ничего нельзя изменить. В этом плане показателен диалог героини с матерью. Мать упрекает дочь за совершенное преступление и вопрошает: «Как ты думаешь, что станет с тобой... на том свете!» — «Не хуже, чем на этом», — отвечает дочь. Это слова набожной глубоко верующей крестьянки, в которой молчаливо переносимое страдание выжгло даже веру в Бога.

Мать — мадам Левай — тоже весьма колоритный персонаж. Это энергичная, по-деловому оборотистая, демонстративно благонравная особа. Образчик благонравия напоказ, а внутри — ничего. Такой образ традиционен для классических произведений девятнадцатого века. Мадам Левай — уважаемая всеми вдова, в трудный момент не становится опорой дочери. Она объявляет ее проклятой женщиной и с надеждой взирает с края обрыва — убилась если, то хорошо, люди уже не осудят.

Замечательно прописанные персонажи наполняют рассказ жизнью, как бы парадоксально это не звучало. Хорошая вещь, прекрасный образчик классической литературы.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Энкиду, 5 октября 2012 г. 15:20

Это произведение пошло у меня в комплекте с фильмом «Апокалипсис сегодня», который, как известно, базируется именно на Конраде. Фильм великолепен до жути, но и повесть ему не уступает.

«Сердце тьмы» — неспешная с виду хроника путешествия английского моряка вглубь Африки. Несмотря на все атрибуты колониального рассказа — неизменные станции, окруженные джунглями, лихорадка, негры-людоеды — «Сердце тьмы» вовсе не является приключенческой байкой, коих тогда писалось множество. Как и все великие произведения, оно перешагнуло далеко за границы жанра. Недаром его причисляют к основным вехам литературы XIX века. «Сердце тьмы» — жуткая и психологически изощренная картина борьбы цивилизации и природы. Природы дикой, иррациональной и могучей.

Полем битвы служит душа человека. Плавание по реке вглубь диких джунглей одновременно и путешествие в дебри бессознательного, и путь к тому храму, на котором начертано: «Познай самого себя».

Конечная цель — не только затерянная станция, где возомнивший себя богом белый человек творит чудовищные, омерзительные вещи. Это и глубины души, закованной обществом в кандалы. Что есть норма? Что есть безумие? Может ли человек утверждать, что он знает себя? Или его знание — лишь шаблон, навязанный цивилизацией?

Уровень рекомендации крайне высокий. Тем более что сама повесть невелика, и написана превосходным языком (стиль вообще визитная карточка Конрада).

Оценка: 10
– [  9  ] +

Джозеф Конрад «Сердце тьмы»

Russell D. Jones, 24 мая 2012 г. 16:01

Классическое описание того, как европеец — носитель гуманизма, знаний, гармонии добра — превращается в свою противоположность, отрекаясь от «света» цивилизации и погружаясь во «тьму» примитивной дикарской жизни. Повесть, безусловно, входит в список обязательных для всех, кто стремится понять, как именно девятнадцатый век веры в прогресс перешёл в двадцатый — показавший, что от прогресса можно легко перейти в безумие первобытной ярости, ненависти и самоуничтожения.

Вообще, цивилизация не так надёжна и не настолько права, как это было принято считать — Конрад показал это весьма убедительно. И надо понимать, что кризис самоидентификации европейца продолжается до сих пор...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Джозеф Конрад «Аванпост прогресса»

Стронций 88, 3 марта 2011 г. 19:18

Сложные у меня ощущения от этого рассказа. С одной стороны – я понимаю – в плане самой истории, сюжета, вещь очень мощная. Будоражащая. Это безумие. Психология людей почти брошенных в Африке, как на необитаемом острове. Такая же сильная и возмущающая как «Повелитель мух» Голдинга. Даже что-то похожее есть, только вместо детей двое взрослых, но и они – дети прогресса, такие же несамостоятельные средь дикого мира. И такие же психологические ломки, после того, что случилось с их чернокожими рабочими (пусть и без их воли). Такие же нервы. И финал – тяжёлый, пугающий… В общем, в этом плане, в плане сюжета и смысла – вещь просто колоссальная. Но вот в плане исполнения… Как-то тягуче всё. Даже скучно казалось. И имена похожие (Кайер и Карлье) сбивали – путал время от времени. Рассказ очень серьезный. В нём много мыслей, много характеристик, авторских размышлений, которые идут целыми абзацами. Отягощает, по-моему. Даже перечитывать приходилось, чтоб понять, разобраться в этих насыщенных смыслом моментах. И хоть история интересная, моменты очень живые; кажется, всё идёт какими-то кусками. И начало сбило – непонятна была последовательность происходящего – то описание этой станции и характеров героев, то (тут же) как эти герои сюда попадают.

В итоге, на то и вышло у меня – тяжёлая мощнейшая история, просто обязанная возмущать, драть душу не хуже того же «Повелителя мух»; но, по-моему, скучное, даже блеклое, перегруженное повествование… Запоминается, на душе остается, по-моему, от этого очень слабо. Такие вот у меня мысли. Увы…

Оценка: 7
⇑ Наверх